Научная статья на тему 'Образ женщины в литературе разных эпох'

Образ женщины в литературе разных эпох Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
очаровательная / источник вдохновения / пламенная душа / образ богини / тотем / циничность / женственность

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фируза Улугбековна Саттарова

Статья рассматривает типы женских образов и стереотипы их поведения, а так же особенность природы женщин в русской литературе. Статья посвящена изучению специфики типов женских образов и их общественная роль в мировой литературе и проследить, как менялся образ женщины в русской литературе на протяжении веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ женщины в литературе разных эпох»

Образ женщины в литературе разных эпох

Фируза Улугбековна Саттарова Sattarovaf41@gmail.com Наманганский государственный университет

Аннотация: Статья рассматривает типы женских образов и стереотипы их поведения, а так же особенность природы женщин в русской литературе. Статья посвящена изучению специфики типов женских образов и их общественная роль в мировой литературе и проследить, как менялся образ женщины в русской литературе на протяжении веков.

Ключевые слова: очаровательная, источник вдохновения, пламенная душа, образ богини, тотем, циничность, женственность

The image of a woman in literature of different eras

Firuza Ulugbekovna Sattarova Sattarovaf41@gmail.com Namangan State University

Abstract: The article examines the types of female images and stereotypes of their behavior, as well as the peculiarity of the nature of women in Russian literature. The article is devoted to the study of the specifics of the types of female images and their social role in world literature and to trace how the image of a woman in Russian literature has changed over the centuries.

Keywords: charming, source of inspiration, fiery soul, goddess image, totem, cynicism, femininity

Рoль жeнщины вceгдa зaвиceлa oт того вpeмeни, в кoтopoм orn жилa.

В литepaтype мсжнс yвидeть cлeды иcтopии чeлoвeчecтвa и ж cyдьбы. Литepaтypa - это cвидeтeльcтвo пoкoлeний, coкpoвищницa зшний для ищyщeгo yмa, иcтoчник фopмиpoвaния миpoвoззpeния. В ^н^ ^ндов, xyдoжecтвeнный тeкcт - это пpoизвeдeниe нaциoнaльнoй литepaтypы и кyльтypы. Нecoмнeннo, oбщeчeлoвeчecкaя кyльтypa coздaeтcя вceми нapoдaми цивилизaции, нo вклaд paзныx нapoдoв в миpoвyю литepaтypy в paзныe эпoxи мoжeт быть paзным в зaвиcимocти oт oбcтoятeльcтв и ycлoвий. Стoит oтмeтить, чтo дyxoвнoe бoгaтcтвo любoгo нapoдa - это yникaльный иcтoчник знaний и нpaвcтвeннocти.

Русским женщинам посвящено много стихотворений, романов и новелл. Они дарили ей музыку, совершали для нее подвиги, открывали и снимали самих себя. Люди сходят с ума из-за нее. Они поют ее песню. Короче говоря, он удерживает землю. Женщины особенно впечатляют в русской литературе. Мастера слова, создавая образ своей любимой героини, выражают свою жизненную философию. С моей точки зрения, роль женщин в обществе велика и незаменима. Прозвище "очаровательная" применяется к образу женщины в литературе девятнадцатого века, и это правда. Женщины - источник вдохновения, мужества и счастья. Михаил Юрьевич Лермонтов писал: "Мы ненавидим, мы любим случайно, не жертвуя ни злобой, ни любовью, когда огонь кипит в крови, какой-то тайный холод правит душой. "Начиная с двенадцатого века, образ русской героини передается во всех наших литературных произведениях. У нее большое сердце, пламенная душа и воля к великим и незабываемым подвигам.

Русская литература всегда была известна глубиной своего идейного содержания, безжалостным стремлением решить проблему смысла жизни, гуманным отношением к людям и достоверностью своего образа. Русские писатели старались раскрыть в образе женщины лучшие черты, присущие только нашему народу. Только в русской литературе так много внимания уделяется изображению внутреннего мира и сложному переживанию женской души.

Разные женщины, разные судьбы и разные образы представлены на страницах романов, новостей, картин и скульптур на киноэкране. В русском фольклоре женщина фигурирует в тотемах, различных ипостасях древнего языческого бога, обычно играя роли воина, мстительницы, носительницы зла и доброй ведьмы, девственницы, царской девушки, сестры, подруги, соперницы, невесты и так далее. Ее образ может быть красивым и уродливым, очаровательным и отвратительным. Как мы все знаем, тема фольклора повлияла на все аспекты литературного, художественного и культурного развития. Что касается соотношения злых и добрых принципов женщины, то каждый, кто так или иначе затрагивает этот вопрос, будет говорить и писать.

Вообще говоря, характерными чертами русских мыслителей являются идеи Ф.М.Достоевского о сочетании женского "идеала Мадонны" и "идеала Содома", высказанная Достоевским, кажется мне довольно близкой к фактам. Образ настоящей женщины, созданный благодаря воображению создателя, можно найти во всех жанрах и видах художественного творчества: от фольклора до самых современных форм выражения культурной мысли. По словам. По словам Булгакова, "Каждый истинный художник - рыцарь прекрасной дамы. Согласно Бердяеву, женщина стимулирует творчество

мужчины, и через творчество она стремится к целостности, даже если она не достиг этого в земной жизни; "Мужчина всегда во имя прекрасной дамы". Однако, какими бы разнообразными и уникальными ни были представленные женские образы кистью художника, словами писателя или поэта, независимо от того, насколько искусно они воссозданы руками мастера-скульптора, чарующий голос композитора из бесчисленных звуков, тонов, полутонов, цветов и слов может выделить вполне конкретные типы женских образов и их стереотип поведение.

Исследователи выделили три стереотипа женских образов в русской литературе, которые "вошли в идеальную и истинную женскую биографию девушек". "Первый - это образ "нежной и любящей женщины, чья жизнь и чувства разбиты", второй - "демонический персонаж, который смело разрушает все условности мира, созданного мужчинами", а третий - типичный литературный и повседневный образ - "Одна особенность - "участие в сравнение женского героизма и мужской умственной слабости". "Используя эти три стереотипа в качестве отправной точки, мы обнаружили, что разные типы женщин из разных исторических периодов сыграли особую роль в развитии культуры.

Следующий из этих видов можно назвать традиционным. В нее входят нежные и любящие женщины, которые могут пожертвовать собой ради других, у них "всегда наготове стол и дом", и они свято хранят традиции прошлого. Понятие "традиционная" включает в себя не традиционность, посредственность и заурядность этого типа женщин, а также обычные методы определения женщин в целом: симпатию, сочувствие, сострадание и способность к самопожертвованию. На мой взгляд, к этому типу в основном можно отнести "женщин-любовниц" и нео - традиционалистов, а также "крестных сестер" (по определению Ремизова), "скромных женщин".

Третий тип представлен героиней. Это, как правило, женщины, которые постоянно преодолевают любые трудности и препятствия. Женщина-воин, неуемная активистка, для которой социальная работа является основной формой деятельности, также близка к этому типу. Домашняя работа, семья -далеко не главное в ее жизни. К этому типу также относятся советские женщины, феминистки Руссо и западные типы феминисток. К этому типу также относятся "восторженные" (термин впервые был использован Островским) и так называемые "Пифагоры в юбках", "ученые дамы".

Третий тип женщин, самый разнообразный, гетерогенный и в какой-то степени полярный, поистине сочетающий в себе принципы "Мадонны" и "Содома" - демонов, "смело нарушающих все условности, созданные мужчинами". " Это может включать в себя женщину-музу, женскую награду и

эскаписта. На мой взгляд, женщины с "дьявольским характером", так называемые "роковые женщины", тоже интересны. Этот вид "литературно-повседневного образа" наименее изучен в научной литературе по сравнению с типом женской героини (по крайней мере, в стране), за исключением отдельных журнальных и газетных вариантов.

Несмотря на определенную схему, характеризующую тот или иной тип женщины, конечно же, нельзя считать, как уже было отмечено, что какая бы то ни было классификация, система, схема дает основание жестко обозначить те или иные стороны женщины. Совершенно естественно, что любой тип предполагает наличие и других особенностей, однако определяющими можно считать качества, формирующие тот тип, к которому она относится. В процессе доклада мы рассмотрим подробнее каждый из выделенных типов.

Ничью жизнь невозможно представить вне какого-либо общества - будь то семья или городское сообщество. В своей пьесе Островский изображает путь женщины от городского знакомства к семье. Он позволяет нам полностью понять и представить социальную жизнь женщины в его время. Но дело не в том, что одна игра не копирует другую. Хотя "Гроза" и "Бесприданница" были созданы одним и тем же автором, они демонстрировали совершенно разные социальные взгляды.

Следует отметить, что первая половина XIX века характеризуется возрастающей ролью женщины в обществе, процесс эмансипации женщины интенсивный.

Женщина стремится проявить себя в самых разных аспектах общественной жизни, включая литературу и различные формы искусства. Поэтому неудивительно, что самыми блестящими литературно-музыкальными салонами руководили женщины, где многие из них были не только домохозяйками, но и проявили себя как талантливые, умные, талантливые люди, необычность которых поразила светил русской литературы.

Чтобы поднять самые насущные вопросы нашего времени, было создано множество ярких, красочных персонажей. Следует отметить, что в работах традиционно преобладали мужские картины, изображающие наиболее социально активных представителей общества того времени. Однако, если обратить внимание на произведения многих русских классиков, начиная с Пушкина и Лермонтова, невозможно не заметить их интерес к изображению женских образов.

Очарованный богатством и красотой поэзии народа Пушкин в первую Болдинскую осень работает над драмой "Русалка". Это одно из самых увлекательных поэтических произведений Пушкина, наполненное мелодиями народной песни. Возможно, в Болдине поэт наблюдал обряд народного

BeHHaHHA, o6pa3 KOToporo b gpaMe, no c^OBaM Ee^HHcKoro, "ötm nepegaH пoэтy c HeBepotfraoH BepHocTtro bo BceH ero npocToTe CTaprnx pyccKHx HpaBoB". 06pa3 gonepu Me^bHHKa, coö.ra3HeHHMH h öpomeHHMH npuH^M, no^oH TporaTe^tHofi nenanu, c kotopoh HapogHMe necHH roBopu^H o paöcKoö cygtöe ^eHrn,HHM.

B poMaHax ^ocToeBcKoro mm BuguM MHoro ^eHrn,HH. 3th ^eHrn,HHM pa3HMe.

"EegHMe .nrogu " HanuHaeTca b TBopnecTBe ^ocToeBcKoro TeMa cygtÖM ^eH^HHM. Bcero ^hmhcobo He3am,Hrn,eHHafl, a 3HanHT, y^BHMaa. Hgea

poMaHa Bo3HHKna nog BnenaraeHueM öant3aKoBcKoro noBeeraoBaHHA o Hecnacraofi geBymKe.

noBecTt A.H.KynpuHa "Oneca" - этo npou3BegeHue, oTKpMBmee HoByro ^HTepaTypHyro эpy. Ero raaBHaa repoHHA-O.necfl-BM3MBaeT npoTHBopenuBMe nyBcTBa. Hy^Ho BepHyTtca b npom^oe O^ecu, htoöm Hynme noH^Tb этy repouHro. OHa poc^a b nocro^HHoM npec^egoBaHuu, nepeMemaact H3 ogHoro MecTa b gpyroe, ee Bcerga npec^egoBana c^aBa BegtMM. Eh h öaöymKe npuxogu^oct ga^e ^htb b ^ecHMx narnpöax, Ha öo.roTax, Bganu ot gepeBeHt. B oraunue ot KpecTt^H, O^eca HHKorga He xogura b ^pkobb, noToMy nTo cnurana, nTo MarunecKaa chto ucxoguT He ot Eora. 3to ern,e öo^tme oTnyray.ro ot Hee ^HTe^efi. Hx Bpa^geÖHoe oTHomeHue npoöygu^o b Heß HeBepo^rayro gymeBHyro cu^y. A Tenept ManeHtKaa geBonKa BMpocna h cTana mhhhm ^eTKoM.

no^o^HTe^tHMe ^eHcKHe oöpa3M b pyccKofi HHTeparype, b oraunue ot My^cKux, npaKTunecKH numeHH KaKofi-HHÖo эвo^roцнн h npu BceM cBoeM xygo^ecTBeHHoM cBoeoöpa3HH HMeroT oörn,HH 3HaMeHaTe^t-y hhx ecTt oörnue nepTM, cooTBeTcTByro^ue тpagнцнoннмм npegcTaB^eHH^M o no^o^HTe^tHMx KanecTBax нaцнoнaпbнoгo xapaKTepa pyccKofi ^eHrn,HHM.

3to ^yHgaMeHTantHoe cbohctbo Bcefi Hamefi Ky^BTypM, b kotopoh ^hckhh xapaKTep paccMaTpuBaeTca no npeuMym,ecTBy KaK ugeantHMfi, ganeKHfi ot coBepmeHcTBa peantHocTH.

B pyccKofi KnaccuKe no^o^HTe^tHMe nepTM ^eHcKoro xapaKTepa ^ecTKo onpege^aroTca nony^apHMMH npegcTaB^eHH^MH oö oö^aTe^tHoM Hanunuu b ^eH^HHe HpaBcTBeHHMx KanecTB, cBoficTBeHHMx cKopee ugeantHoMy, neM peantHoMy ne^oBeKy. 3thm bo MHoroM oötacHaeTca HacToam,ee yHH^eHue, KoTopoe pyccKaa ^eHrn,HHa ucnMTMBana h npogo^^aeT ucnMTMBaTt co ctopohm oö^ecTBa Ha npoT^^eHHH BceH cBoefi hctophh. C gpyrofi ctopohm, KaK mm BuguM H3 TBopnecTBa ^.H.To^cToro, b HpaBax h oötinaax HapogHofi ^h3hh 3ano^eHo h ^HBeT to^bko to, nTo no3Bo^aeT HapogaM bm^htb h coxpaHHTt cBoro нaцнoнaпbнyro caMoÖMTHocTt. TaKHM oöpa3oM, ugeantHMH ^hckhh xapaKTep b peantHocTH He to^bko Bo3Mo^eH, ho h cy^ecTByeT. ^roöoe HecooTBeTcTBue ugeany He ^B^aeTca goKa3aTe^tcTBoM ero ^H3HeHHofi HecocTo^Te^tHocTH. Ec^h ^eHrn,HHa HecnacTHa b peantHoM Mupe, этo npocTo o3HanaeT, nTo этoт Mup HecoBepmeHeH.

Именно нравственные категории составляют основу положительных черт женского характера: при внешнем несходстве, а зачастую и полярности поведения у Татьяны Лариной, Сони Мармеладовой, Наташи Ростовой, Катерины Кабановой, Матрены Тимофеевны и других они одинаковы и могут быть перечислены в определенном списке. Первым, то есть самым важным, в этом списке наверняка будут верность, доброта, преданность делу, упорство, трудолюбие, скромность... Но понятие любви в виде права на свободную волю занимает одно из последних мест в этом списке по нравственности людей и чаще всего служит поводом для осуждения.

Это связано с тем, что в национальном сознании любовное чувство женщины обязательно связано с самопожертвованием и повторным подчинением чувству долга, а чувственная страсть изначально осуждается как нечто противоположное моральному служению высшим ценностям, требующее отказа от личного благополучия.

Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их душевные, нравственные и интеллектуальные качества, чистоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе - вот черты, характерные для образа русской женщины в русской классической литературе.

Проанализировав произведения русской литературы девятнадцатого и двадцатого веков, мы можем сказать, что писатели этих двух веков склоняются перед скромностью, стойкостью, верностью, трудолюбием, самопожертвованием женщин. Читатель понимает, что эти черты присущи русским женщинам, воспитывались в них столетиями и до этого дня какими качествами, которым стоит следовать любому человеку. Это лучшие свойства человеческой души.

Но несмотря на сходство женских образов, можно отметить и различия. Героини девятнадцатого века менее деятельны, им не всегда удается реализовать себя и победить обстоятельства. Их роль в обществе принижена: главное предназначение - хранительница семейного очага, работница, подруга или рабыня мужа и его семьи. Ее образ в литературе двадцатого века претерпевает колоссальные изменения: она равна мужчине, ее роль в жизни общества огромно: это хранительница очага не только своей семьи, но и всего мира. Теперь она стоит не на последнем месте; перед ее мужеством, терпением и самопожертвованием преклоняется все человечество.

Изменения, которые произошли в русской литературе при создании женских образов объясняются в первую очередь тем, что после отмены крепостного права, а главным образом, после революции тысяча девятьсот семнадцатого года в нашем обществе отношение к женщине. Но главные черты

xapaKTepa ocтaютcя HeroMeHHbi и no ^й дeнь oтpaжaют мeнтaлитeт pyccKoro чeлoвeкa, вoлeвoгo, нeпpeклoннoгo, 4To вepит в дoбpo и roToBoro paди этoгo пpинecти ceбя в жepтвy. Имeннo это и дeлaeт pyccкyю литepaтypy нeпoвтopимoй и пpивлeкaeт внимaниe читaтeлeй Bcero миpa.

Рyccкaя литepaтypa вceгдa oramanacb глyбинoй cBoero идeйнoгo coдepжaния, HeycraHHbiM cтpeмлeниeм paзpeшить вoпpocы cмыcлa жизни, ryMaHHbiM oтнoшeниeм к чeлoвeкy, пpaвдивocтью изoбpaжeния. Рyccкиe пиcaтeли cтpeмилиcь выявить в жeнcкиx o6pa3ax лyчшиe 4epra, cвoйcтвeнныe нaшeмy нapoдy. Ни в oднoй литepaтype миpa мы He вcтpeтим тaкиx ^e^acmix и чиетьк жeнщин, oтличaющиxcя вepным и любящим cepдцeм, a тaкжe cвoeй нeпoвтopимoй дyшeвнoй кpacoтoй. Тoлькo в pyccкoй литepaтype oбpaщaeтcя тaк MHoro внимaния Ha изoбpaжeниe внyтpeннeгo миpa и отожныи пepeживaний жeнcкoй души. Нчинэя c XII вeкa, 4epe3 в^ нaшy литepaтypy пpoxoдит o6pa3 pyccкoй жeнщины-гepoини, c бoльшим cepдцeм, плaмeннoй дyшoй и гoтoвнocтью Ha вeликиe нeзaбывaeмыe пoдвиги.

Итaк, изучив пpoизвeдeния aвтopoв pa3Hbx иcтopичecкиx пepиoдoв, мoжнo c yвepeннocтью cкaзaть, чтo o6pa3 жeнщины в литepaтype 19-20 вeкoв yнивepcaлeн. Силa дyxa, нpaвcтвeннaя кpacoтa пpиcyщи жeнщинe иcпoкoн вeкoв. Вeликoлeпныe o6pa3b женщин пopaжaют cвoeй цeлocтнocтью. Они живут в гapмoнии c m^om пpиpoды, ocтaютcя вepны ce6e.

Использованная литература

1. Иванова, Т. Н. (2001). " Новый" тип русской женщины в изображении ИС Тургенева и НС Лескова (Романы" Накануне" и" Некуда") (Doctoral dissertation, Орловский государственный университет им. ИС Тургенева).

2. Кардапольцева, В. Н. (1999). Женщина: хозяйка, героиня, муза...(о стереотипах женского поведения). Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, (4), 19-30.

3. Женщина: выдержки изучения Живой Этики и писем Э. И. Рерих. -Екатеринбург, 1992.

4. Ванчуков В. Женщины в философии: Из истории России XIX - XX веков. - М, 1996.304с.

5. Бердяев Н.А. Философия свободы; Смысл творчества. М., 1989

6. Розанов В. В. Мимолетное, 1915 год // Розанов В. В. Мимолетное. М., 1994. (Собр. соч.).

7. Лотман Ю. М. беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб, 1994.Амелина Т.А.

8. Мозговая С.Г. Образ русалки в русской литературе. - М., 2001.

9. "Евгений Онегин" А. С. Пушкин - 1833 г.

10. "Гроза" Н. А. Островский-1859 г.

11. "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевский-1866 г.

12. "Русские женщины" Н. А. Некрасов-1872 г.

13. "Олеся" А. и. Куприн - 1898 г.

14. Шомуродова, Ш. Б. К (2023). ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3(5), 50-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.