Litera
Правильная ссылка на статью:
Гаипова Н.У. — Женские образы в пьесах А.Н. Островского // Litera. - 2023. - № 8. DOI: 10.25136/24098698.2023.8.40524 EDN: VMSXCU URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=40524
Женские образы в пьесах А.Н. Островского
Гаипова Нафиса Улугбековна
аспирант, Российский университет дружбы народов 119618, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 7
Статья из рубрики "Литературный герой"
DOI:
10.25136/2409-8698.2023.8.40524
EDN:
VMSXCU
Дата направления статьи в редакцию:
18-04-2023
Аннотация: В статье рассматривается эволюция женских образов и предполагается продолжение разговора об изучении социального портрета женщин в драматургии А.Н. Островского. Возрастающий интерес к изучению женских персонажей является важнейшим направлением в современной русской литературе. Объектом исследования являются пьесы драматурга, написанные в разных периодах творческой деятельности. Цель настоящий работы заключается в выявлении трансформаций образа мышления и семейно-бытовой жизни русской женщины на фоне постепенного социального развития в Х!Х веке. Для достижения данной цели в работе используются культурно-исторический и сравнительный методы, метод анализа и обобщения. В результате проведенного исследования были выявлены типы женских персонажей как, жертва, моралист, идеолог, борец, протестантка и образованная женщина. Проведенный анализ показал, что А.Н . О стровский является создателем разносторонних персонажей русских женщин, которые отличаются исключительным нравственным обликом и душевной чистотой. Выводы могут быть использованы в последующих анализа х, посвященных русской литературе Х!Х века, драматургии А.Н. Островского, гендерным исследованиям. Новизна исследования заключается в том, что впервые выявляются социально-психологические и духовные характеристики женских образов, а также факторы, наиболее влияющие на формирование личности и предопределение судьбы.
Ключевые слова:
образ, герой, судьба, личность, пьеса, драматургия, взаимоотношение, социокультурные изменения, ценности, нравственность
Герои пьес А.Н. Островского много изучены исследователями. Однако многочисленные труды ученых, посвященные персонажам драматургии А.Н. Островского, ограничиваются мужскими образами. Типизация мужских персонажей в пьесах А.Н. Островского базируется в работах Н.А. Добролюбова, А.А. Григорьева, Л.В. Чернеца, А.А. Ревякина, С.А. Мартьяновой, Н. А. Медведевой, Ю.В. Высоцкой и определяется типами «самодур», «деловой человек», «жертва», «красавец-мужчина», «мещанин» «герой-озорник» «манипулятор-мужчина», «хищный» и «смиренный».
Драматургия А.Н. Островского открывает мир определенной социальной группы XIX века. В течение творческой деятельности драматургом было написано более 40 пьес, где отражается наиболее значимые этапы жизни народа и социально-исторические изменения. В комедиях описывается реальное отражение жизни народа, смысл
существования героев и «дух времени» ^———2211. Естественно, созданные А.Н. Островским замечательные типы русских женщин, подвергаются некую эволюционную трансформацию. В пьесах были показаны жизнь русского купечества, развитие
буржуазного общества, отрицательные и положительные черты капитализма [2, с- 61. Женские образы, как отражение исторической проблемы, определяют историко-культурную классификацию женских типов ———851 В результате экономических преобразований система общественного устройства подвергалась переменам. Изменение в социуме оказало большое влияние на женскую судьбу, появились новые типы женщин [4, с. 281. Исследователи Н. Журавкина, А.И. Журавлева, Н.Л. Ермолаева, И.А. Овчинина, В.Ф. Соколова и Н.В. Харсеева ограничивались гипотезами о женской эмансипации и об купеческом обществе в творчестве А.Н. Островского. Учитывая основное направление русской драматургии в середине XIX века, перед А.Н. Островским стояли задачи поиска нового героя, правдивое изображение социальной действительности, а также разоблачение пороков общества. Рассмотрение галереи женских образов в пьесах А.Н. Островского, через призму стремлений драматурга в создании реалистического русского драматического театра, помогает понять мотивы героев и замысел художественных текстов. В данной работе используется взаимодополняющий подход анализа женских образов в пьесах через рассмотрения идеологических, нравственных, философских и экономических факторов. В анализируемых злободневных пьесах основная тематика посвящена семейным картинам, где отражаются взаимоотношение между членами в семье и семейно-личностные ценности, денежные отношения в обществе. Показывая разоблачение острых проблем времени и разрушение идеалов, А.Н. Островский акцентирует внимание на судьбу русской женщины, готовые на самопожертвование и стремящиеся к свободе.
Самопожертвование ради близкого человека является исключительной чертой многих островских героинь. Альтруистическое поведение женщины А.Н. Островский показывает через глубокий психологический анализ образов на фоне семейных взаимоотношений.
В комедии «Поздняя любовь» Людмила Герасимовна признается, что «Я не умею жить
для себя, в том только и счастье, когда живешь для других» [5, с—В комедии «Красавец-мужчина» Зоя Васильевна соглашается на безнравственное предложение
мужа несмотря на то, что такого рода поступки были выше ее сил: «Зоя (почти без чувств). Я со-глас-на! (Падает в обморок) [6, с- 336]. Людмила Герасимовна «Поздняя любовь» и Любовь Ивановна «Без вины виноватые» готовы жертвовать последними деньгами за любимого человека.
В большинстве случаев изображаются внутренний конфликт героинь и внешние факторы, мешающие русской женщине обрести семейное счастье и любовь. Действительно, душа человека занимает наиболее важнее место, А.Н . О стровский акцентирует внимание на анализ внутреннего мира персонажей [7, с- 82]. Многие образы олицетворяют идеал искренней любви Юлия Тугина «Последняя жертва», Аннушка «На бойком месте», Катерина Кабанова «Гроза», Лариса Дмитриевна «Бесприданница». Этим женским
образам не свойственна интрига и ложь [8, с- 59].
При рассмотрении образов создается такое впечатление, что в пьесах А.Н. Островский изображает русских женщин, как типы сверхчувствительной натуры. Психологическому портрету личности героинь свойственны постоянное тревожное состояние души и предчувствие беды. В пьесе «Гроза» Катерина Кабанова - тип глубоко религиозной и решительной женщины, страх перед «грозой» является искупление греха, смерть - это освобождение от семейного тиранства и путь к душевной чистоте. По мнению критика К. Костелянца, Лариса Дмитриевна - образ девушки, не имеющей себе подобий,
бесподобной [9, с 56]. В действительности, Лариса Дмитриевна лишена твердой воли и решительности, А.Н. Островским рисуется тип марионетки в глазах родной матери и окружающих людей. Драматургом гиперболизированы нерешительность и повиновение личности Л а рисы Дмитриевны, образ героини были лишены способности распознавания своего страха и внутренних переживаний. Ангел смерти для Ксении Васильевны представляется в образе конкретного персонажа Ардалиона Мартыныча Муругова. Она верит, что Ардалион Мартыныч забирает ее «душу». Если обратить внимание на имена, то А.Н. Островский выбирал антропонимы, соответствующие с характером каждого образа. По мнению, Н. С.Тугарина существует некая связь имен с их образным
решением» воздействующие на предопределение судьбы женских образов [10, с 203"". Катерина - светлая и чистая, Лариса - чайка, Ксения - чужестранка, гостья с 145"". Людмила и Любовь - милосердное и гуманное отношение к людям. На самом деле, в комедиях А.Н. Островский идеализирует личностные качества в женском образе: «благородность», «искренность», «честность», «высокая мораль», «преданность» и «альтруизм». Катерина Кабанова, Л ариса Дмитриевна и Ксения Васильевна - типы женщин, чужие в жестоком обществе, лучи, освещающие мир, жертвы, гибнущие в результате интриг, способные к самопожертвованию ради искренней любви. Главные героини этих пьес переживают трагическую любовь и погибают. В отличие от Л арисы Дмитриевны, причиной трагической гибели Ксении Васильевны стала финансовая независимость от мужа и семьи. К сожалению, образ Ксении Васильевны представляет с о б о й тип ж е р тв ы, ко то р а я не в с ила х против о с то я т пе ре д ко в а рс тв о м и не в е рнос ти
близких людей [12, с- 512"". Если этих образов объединяет тип жертвы своеобразной сверхчувствительности и чрезмерного альтруизма, а именно, эти качества восхваляются в образе героя-моралиста в пьесах «Бедность не порок», «Красавец-мужчина», «Не от мира сего», где в роли идеолога выступают женские персонажи.
В пьесе «Бедность не порок» А.Н. Островским была изображена личность, обладающая сильной стойкой внутренней волей. Л юбовь Гордеевна позиционирует себя как нравственный ответственный человек перед обществом. А.Л. Штейн исходит из убеждения, что в пьесе «Красавец-мужчина» был создан идеальный женский тип на
примере Зои Васильевны. А.Н. Островский идеализирует преданность, верность и жертвенность женской натуры [13, с- 3821.
Лакшин В.Я. сводится к следующим положениям, что нравственная чистота Ксении Васильевны превышается от моральных ценностей мужа и драматургом был создан
идеальный образ, призывающий к истинным чувствам человеческой души [14, с- 4891. Можно отметить, что в создании замечательного типа любящей женщины А.Н. Островским были описаны непреклонные моральные убеждения Ксении Васильевны и Зои Васильевны, а также милосердия и чистоты русской души. Женские персонажи А.Н. Островского столь многогранны и разнообразны, что героини ранних пьесах ограничиваются домашним образованием, то более поздних произведениях появляется тип образованной женщины.
По мнению Н.Л. Ермолаевой в пьесе «Невольницы», была показана единственная
образованная женщина в образе главной [15, с 161. Однако в образе матери Евлалии Андревны драматург упоминает, что мать являлась «директрисой женского учебного заведения». Это первый женский образ матери, которая имела профессию и образование. В образе матери А.Н. Островский показывает женщину, которая смогла совместить работу и семью, а также происходящие изменения того времени то есть, основные тенденции трансформации социального статуса и поведения женщин. В конечном итоге, в формировании личности дочери мать играет большую роль, если учитывать факт, что мать занималась воспитанием и заменила гувернантку, то в какой-то степени она оказывает огромное влияние на судьбу Евлалии Андревны. В результате дочь повторяет судьбу матери и получает образование «глупенькая совсем институтка!», которое позволяет ей работать «гувернанткой и сельской учительницей».
В пьесе «Без вины виноватые» Любовь Ивановна и Таиса Ильинишна дополняют тип образованной женщины, так как они вместе учились. Любовь Ивановна имеет незначительные доходы за проведенные уроки, в дальнейшем поступает на сцену, становиться известной провинциальной актрисой. Профессия позволяет Любови Ивановне финансовую независимость. В пьесе «Не в свои сани не садись» Арина Федотовна упоминается, что она получила некое образование и воспитание в Москве, но исходя из ее поведения можно заключить, что Арина Федотовна сочетает в себе женщину, протестующую к семейным и общественным порядкам тогдашнего времени.
В поздних пьесах А.Н. Островский тщательно работает над женскими образами, раскрывая их как разносторонняя личность. Ермолаева Н.Л. приходит к выводу, что Евлалия Андревна «невинная невольница тех сентиментально-романтических идеалов, которые привила ей мать, невольница своего восторженно-возвышенного чувства к
ловкому деловому человеку, невольница [15, с- 1071. Однако, Евлалия Андревна является образом протестующего человека, нежели романтического. Протест заключается в сражении ради любви, в проявлении стойкости, решимости и воли личности. В этом смысле наиболее показательной является диалог с мужем. А.Н. Островский раскрывает психологию личности, свойственная к реалистичным героям. На фоне социально-психологической пьесы героиня проявляет сопротивление против роли куклы, что персонаж осознает своей женской натуры, психологических и физиологических потребностей. К сожалению, такой бунт в ряде произведений драматурга привел к гибели, но А.Н. Островский дополняет пьесу «Невольницы» с новым типом героя. Испытание любви к другой мужчине и соединение брачными узами с богатым мужем объясняется безысходностью и греховностью человеческой природы.
Сражение Евлалии Андревны в роли борца изображается в сопротивлении мыслям о смерти за душевную измену, драматург усиливает такие черты характера, как ответственность за поступки и ошибки, мужество, стремление к свободной жизни и отрицание материального состояния.
А.Н. Островский отметил, что «...это святое, духовное торжество, ...неоцененная редкость, которую ищут все женщины, .это ни с чем несравнимая радость победы добра
и честной жизни над злом и развратом» [16, с- 440"". Сюжетная линия, рассматриваемых пьес развивается при любовных испытаниях женщины к безнравственной мужчине, в результате взаимоотношений прекрасная половина подвергается самообману, глубокому разочарованию и трагической гибели. В целом, образ героя-идеолога в контексте чистоты нравственного облика, самоотверженности и бескорыстие переходит от мужчины к женщине.
Заключение
Идеал женщины, несмотря на перемены, происходящие в обществе, заключается в соблюдении христианской веры. Моральные убеждения и личностные ценности женских образов были возвышены А.Н. Островским. В произведениях отражена общественно-историческая обстановка, которая непосредственно влияла на женскую судьбу, на ее социальное положение и семейное взаимоотношение. А.Н . О стровский затронул социально-психологическую проблему действующих лиц, тщательно работал над каждым художественным женским образом и раскрыл какие черты личности героя-женщин влияет на ее поведение и мышления. Психологическое и нравственное воздействие на личность женского образа оказало окружающие люди.
В заключение следует отметить, что существуют некоторые различия в восприятии женских персонажей, так как изображены сложное жизненное явление, психологическая глубина каждого образа, богатство эмоциональных пережива ний. В итоге анализа героев были выделены типы женских образов: «жертва», «образованная» и «протестующая», «моралист», «идеолог» и «борец». В пьесах основным мотивом героинь являются стремление к счастливой семейной жизни и взаимной любви. В ранних пьесах трагическая гибель и бегства женщины были способами спасения человеческой души, а в более поздних - женские персонажи приобретают свободу, но не знают, как воспользоваться данной возможностью.
Библиография
1. Островский А. Н. Полное собрание сочинений: В 12 т. / Под общ. ред. Г. И. Владыкина [и др." Т. 7: Пьесы 1874-1878.-М.: Гослитиздат, 1960. 481 с.
2. Островский А. Н. Полное собрание сочинений: В 12 т. / Под общ. ред. Г. И. Владыкина [и др." Т. 8: Пьесы 1879-1885.-М.: Гослитиздат, 1960. 550 с.
3. Кропачёв Н.А. А.Н. Островский // А.Н. Островский в воспоминаниях современников. Серия литературных мемуаров. М.: Художественная литература, 1966. С. 204-226.
4. Бойко В. П. Русское купечество в пьесах А. Н. Островского и в статьях его критиков // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2017. №48. С. 6-13.
5. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб.: Азбука; Азбука/Аттикус, 2015. с. 544
6. Хлопонина О. О. Женский мир в советском плакате 1910-1930-х годов: эволюция мифологических конструктов. Знание. Понимание. Умение, №4, 2017, с. 287-295.
7. Наградова Л.С. Особенности концептуализации понятия «Русская душа»
посредством ФЕ с компонентом «Душа» в пьесах А.Н. Островского // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. № 1. С. 8185.
8. Суворова А.В. Женское лицо интриги у А.Н. Островского и литературная традиция // Щелыковские чтения 2015. А.Н. Островский в контексте литературы: Конфликт, фабула, цитата, тематика: Сборник статей / Науч. ред., сост. Едошина И.А. -Кострома: Авантитул, 2016. - С. 57-71.
9. Костелянец Б.О. «Бесприданница» А.Н. Островского [Текст] / Б.О. Костелянец. -Л.: Художественная литература, 1982. - 192 с.
10. Тугарина Н.С. Имя - герой - образ // Щелыковские чтения 2002. Проблемы поэтики и эстетики творчества А. Н. Островского. Кострома: Авантитул, 2003. С. 194 - 205.
11. Исакова И. Н. Антропонимы в социально-бытовых пьесах А. Н. Островского // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология.-2009.-№5. - С. 142-150.
12. Алперс Б.В. Театральные очерки: в 2 т. М.: Искусство, 1977.
13. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М.: Советский писатель, 1973. 432 с.
14. Лакшин В.Я. Островский (1878-1886) // Островский A.H. Полн. собр. соч.: в 12 т. / под общ. ред. Г.И. Владыкина. М.: Искусство, 1975. Т. 5. С. 475-499.
15. Ермолаева Н.Л. «Невольницы» А. Н. Островского и «Горе от ума» А. С. Грибоедова // Вестник ИвГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - №1. - С. 16-22.
16. Островский A.H. Полн. собр. соч.: в 12 т. / под общ. ред. Г.И. Владыкина. М.: Искусство, 1975-1980.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная на рассмотрение статья «Женские образы в пьесах А.Н. Островского», предлагаемая к публикации в журнале «Litera», несомненно, является актуальной, несмотря на то, что герои пьес А.Н. Островского много изучены исследователями. Однако многочисленные труды ученых, посвященные персонажам драматургии А.Н. Островского, ограничиваются мужскими образами, а автор фокусирует свое внимание на женских образах. Отметим наличие сравнительно небольшого количества исследований по данной тематике в отечественном литературоведении.
В данной работе используется взаимодополняющий подход анализа женских образов в пьесах через рассмотрения идеологических, нравственных, философских и экономических факторов.
Статья является новаторской, одной из первых в российской науке, посвященной исследованию подобной проблематики.
В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Автор обращается, в том числе, к различным методам для подтверждения выдвинутой гипотезы. Используются следующие методы исследования: логико-семантический анализ, герменевтический и сравнительно-сопоставительный методы. Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы,
полученные автором. Отметим, что вводная часть не содержит исторической справки по изучению данного вопроса как в общем (направления исследования), так и в частном. Отсутствуют ссылки на работы предшественников. Теоретические положения иллюстрируются текстовым материалом. Однако, автор не указывает объем языковой выборки и принципы отбора материала для анализа.
К недостаткам можно отнести отсутствие четко поставленных задач в вводной части, неясность методологии и хода исследования.
Библиография статьи насчитывает 16 источников, среди которых представлены научные труды исключительно на русском языке. Считаем, что обращение к зарубежным источникам, несомненно, обогатило бы работу. К сожалению, в статье отсутствуют ссылки на фундаментальные работы, такие как монографии, кандидатские и докторские диссертации. В ряде случаев нарушены требования ГОСТа к оформлению списка литературы, в части несоблюдения общепринятого алфавитного выстраивания цитируемых трудов. Так, работы на русском языке смешаны с иноязычными трудами, традиционно располагающимися в конце списка, алфавитный принцип выстраивания библиографии не соблюден.
Высказанные замечания не являются существенными и не умаляют общее положительное впечатление от рецензируемой работы. Работа является новаторской, представляющей авторское видение решения рассматриваемого вопроса и может иметь логическое продолжение в дальнейших исследованиях. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе преподавания вузовских курсов по отечественной литературе. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Статья «Женские образы в пьесах А.Н. Островского» может быть рекомендована к публикации в научном журнале.