Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПЬЕСАХ ОСТРОВСКОГО.
Г.У.Мирзахалова
Преподаватель кафедры Русской литературы НамГУ;
Н.Якубжанова Студентка 3 курса факультета филологии НамГУ
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается совершенствование женских образов в драматургии А.Н. Островского и как писатель изображает их в своих пьесах. Интерес к изучению женских образов в современной литературе становится важнейшим направлением. Цель этой статьи заключается в выявлении среды народа и семейной жизни русской женщины в XIX веке.
Ключевые слова: драматургия, пьеса, образ, общество, персонаж, принцип, натура, властность, нравственность, интрига.
ABSTRACT
This article examines the improvement of female characters in the dramaturgy of A.N. Ostrovsky and how the writer portrays them in his plays. Interest in the study of female characters in modern literature is becoming the most important direction. The purpose of this article is to identify the environment of the people and the family life of a Russian woman in the 19th century.
Key words: dramaturgy, play, image, society, character, principle, nature, authority, morality, intrigue
ANNOTATSIYA
Ushbu maqolada A.N.Ostrovskiyning dramaturgiyasida ayol obrazlarining takomillashuvi ko'rib chiqiladi. Ostrovskiy vayozuvchi ularni o'zpyesalarida qanday tasvirlaydi. Zamonaviy adabiyotda ayol obrazlarini o'rganishga qiziqish eng muhim yo'nalishga aylanmoqda. Ushbu maqolaning maqsadi 19-asrda rus ayolining odamlarning muhitini va oilaviy hayotini aniqlashdir.
Kalit so zlar: dramaturgiya, pyesa, obraz, jamiyat, xarakter, tamoyil, tabiat, hokimiyat, axloq, intriga
ВВЕДЕНИЕ
А.Н. Островский является русским драматургом и его творчество является важным этапом развития русского национального театра. Также, он является основоположником малого театра в Москве. Писатель изобразил традиционный быт русских людей, всегда писал о простых людях. В своих произведениях он высмеивал купцов, дворян, а женщин призывал к уважению. Он жил, всего
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
лишь 63 года, но за эти годы успел внести весомый труд в театральную культуру. Особое место в его творчестве занимают темы народа, женщины и ее положение в русском обществе. Ранее никто из писателей не обращался к подобным темам, поэтому Островского называли "Колумбом Замоскворечья". У Островского всего насчитывается 47 пьес, и самая первая пьеса называется "Свои люди сочтёмся". Созданные писателем драматические произведения принесли ему большую известность. Его самые известные пьесы "Гроза", "Бесприданница" и другие.
Островский был судьей в Кинешемском уезде. Он внимательно изучал судебные разбирательства и вникал в причины преступлений. Это помогло ему сформировать образы в своих произведениях. Островский опирался на реальные истории, в своих произведениях, с которыми сталкивался на службе. Женские образы позволяют почувствовать всю атмосферу, жизнь русских героев и героинь в XIX веке. Герои пьес А.Н. Островского много изучены исследователями.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная статья посвящёна женским образам драматургии Островского. Женские образы в пьесах "Бесприданница" и "Гроза" являются отдельными классами в драматургии Александра Островского. Пьесы посвящены проблемам жизни, отношение к ним русского общества. Душа человека занимает наиболее важное место. А.Н. Островский акцентирует внимание анализу внутреннего мира персонажей. Многие образы представляют собой искреннюю любовь, им не свойственна интрига и ложь. Ярко иллюстрируются три персонажа Островского: Катерина, Варвара, Кабаниха. Героиням свойственны постоянное тревожное состояние души и сочувствие беды. В пьесе "Гроза" Катерина Кабанова - главная героиня, имеющая отличительный характер: искренняя и честная. Имя героини связано с её характером. Её рано выдают замуж, после этого её жизнь меняется абсолютно в противоположную сторону. Её романтичная, мечтательная натура страдает от жестокости и властности свекрови. В семье она не получает любви, уважения и свободы. Она чувствует себя ненужной, будто её светлая душа попала в темную западню. Мы считаем, что многие моменты из пьесы "Гроза" не для современного понимания. Наверное, в те времена пьеса играла значимую роль, чтобы переосмыслить нравы того времени. Не получив любви в семье она полюбила другого и изменила мужа. Катерина была религиозной женщиной и поэтому она сама во всём призналась. К этому привел страх перед грозой, и гроза является искуплением грехов. В конце героиня, не выдержав эти душевные страдания,
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
покончила собой. Смерть для неё была освобождением от семейного давления и Путь к душевной чистоте.
Еще один интересный женский образ Лариса Огудалова из пьесы "Бесприданница". По мнению критика К. Костелянца, Лариса Дмитриевна -образ девушки, не имеющий себе подобий. Лариса была ранимой и доброй девушкой, лишена твёрдой воли. А.Н. Островским рисуется тип марионетки в глазах родной матери и окружающих людей. Её судьба уже изначально трагична и беспросветна. Бесприданница - это значит, без денег и без каких-либо средств к существованию. Из-за её состояния никто не хотел брать её в жёны, так, как в этой среде каждый искал выгоду от брака, но она была окружена вниманием поклонников. Она была влюблена в яркого и харизматичного молодого дворянина Паратова. Молодой человек просто играл с её душой и легко бросил ее. Брошенная девочка ищет истинную любовь и нуждается в бережном отношении к себе. Она осознает, что привлекает людей лишь в качестве красивой игрушки. Соглашается замуж за небогатого чиновника, чтобы забыть душевную боль и главное получить искреннюю и чистую любовь. Она была вынуждена приклониться перед судьбой, надеясь быть счастливой, но она очень любила Паратова. Как нам известно, Паратов признаётся в том, что он обручён с другой. Такое объявление для неё было унижением и оскорблением после всего, что было между ними. И в этой пьесе автор показывает единственным выходом из этого положения - смерть. Смерть для неё стала освобождением от всех земных мучений. Как мы видим, Лариса, как и Катерина, стала жертвой этой среды.
Островский в женском образе идеализирует такие качества как: благодарность, искренность, честность, преданность. Катерина Кабанова и Лариса Огудалова - жертвы, гибнувшие в результате интриг, способные к самопожертвованию ради искренней любви.
А. Н. Островский затронул психологическую проблему действующих лиц, тщательно работал над каждым женским образом и раскрыл черты личности героинь. Можно сделать вывод, что место женщины в русском обществе XIX века очень низкое. Несмотря на это, именно женщина остается носителем настоящих, искренних чувств и верности в любых ситуациях. Именно поэтому женские образы остаются актуальными и интересными для изучения.
Таким образом, подводя итог всем вышесказанным, следует подчеркнуть, что Островский твердо осознавал все состояние русского общества и тем не менее был настроен против насильственных идей и видел свою просветительскую деятельность в нравственном перевоспитании, разоблачении
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7
порока, открытии добродетели простых и вечных жизненных ценностей и важную роль женских образов. И немаловажную роль в раскрытии этой темы сыграли "выписанные" им персонажи женского пола, как доминирующие образы в его пьесах. Именно их присутствие сделало возможным такие сюжетные ходы, как конфликт между старым и новым поколением, противостояние или, напротив, союз сильной, глубокомысленной личности и беззаботного, но практичного персонала, введение комедийно-гротескных образов и многое другое. Это в свою очередь доказывает выполнение поставленных целей перед собой как писатель, сделавшее Островского одним из наиболее выдающихся русских драматургов XIX века.
ЛИТЕРАТУРА (REFERENSES)
1. А.Н. Островский в контексте литературы: Конфликт, фабула, цитата, тематика: Сборник статей / Науч. ред., сост. Едошина И.А. - Кострома: Авантитул, 2016.
2. Исакова И. Н. Антропонимы в социально-бытовых пьесах А. Н. Островского // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология.-2009.-№5.
3. Костелянец Б.О. «Бесприданница» А.Н. Островского [Текст] / Б.О. Костелянец. - Л.: Художественная литература, 1982.
4. Суворова А.В. Женское лицо интриги у А.Н. Островского и литературная традиция // Щелыковские чтения 2015.
5. Хлопонина О. О. Женский мир в советском плакате 1910-1930-х годов: эволюция мифологических конструктов. Знание. Понимание. Умение, №4, 2017.