Научная статья на тему 'ГЕРОИНИ РУССКОЙ КЛАССИКИ КАК ЖЕНСКИЕ РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ «ЖЕНСКОГО ВЕСТНИКА»'

ГЕРОИНИ РУССКОЙ КЛАССИКИ КАК ЖЕНСКИЕ РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ «ЖЕНСКОГО ВЕСТНИКА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская литература / классика / литературная критика / женский журнал / «Женский вестник» / женский вопрос / женские ролевые модели / женские образы / героини / Russian literature / classics / literary criticism / women’s magazine / “Zhenskiy vestnik” / women’s issue / female role models / female images / heroines

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сарычева Кристина Витальевна

В «Женском вестнике» (1904–1917), редакция которого ставила своей целью борьбу за права женщин, представление их интересов и образа, регулярно публиковалась литературная критика. Статьи, посвященные русской и иностранной литературе, позволяли разнообразить содержание издания, сделать его интересным читателям, малознакомым с женским движением, а также на примере конкретных литературных образов описать женские ролевые модели, продвигаемые в журнале. В настоящей статье литературная критика «Женского вестника», посвященная классическим авторам, рассматривается в хронологическом порядке, благодаря чему выстраивается эволюция женских ролевых моделей, предлагавшихся редакцией журнала. В статьях 1904–1905 гг. акцентировались проблемы межгендерных отношений, положения женщины в семье, воспроизведенные в литературе, и часто приводились примеры из произведений Чехова. К концу 1900-х гг. доминантным становится «тургеневский» тип «женщины-идеалистки», посвятившей себя общественной деятельности, а взаимоотношения с избранником воспринимающей как союз, созданный ради достижения общественного блага. В 1910-е гг. появляется ролевая модель женщины, которая жертвует домом и семьей ради общественно полезной деятельности, в это время впервые также в литературной критике журнала появляется тема социального неравенства и обсуждаются не только героини-дворянки, но и крестьянки. Исследование показало, что авторы-классики воспринимались критиками как выразители авторитетного представления о женщинах и помогали им воздействовать на читательскую аудиторию. Наиболее излюбленными писателями в журнале стали И.С. Тургенев и А.П. Чехов, из которых первый рассматривался как писатель, воплотивший модель «женщины-идеалистки», а второй – как защитник интересов женщин, выявивший несправедливость неравного положения женщин и мужчин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEROINES OF RUSSIAN CLASSICS AS FEMALE ROLE MODELS IN THE LITERARY CRITICISM OF “ZHENSKIY VESTNIK”

The magazine “Zhenskiy vestnik” (1904–1917) was one of the periodicals which made a significant contribution to the development of the women’s movement and the process of women’s emancipation. Literature, both literary texts and literary-critical articles, constantly appeared on the pages of the magazine. The present paper discusses the evolution of female role models, which were considered on the example of the heroines of Russian classical literature. In the course of the work, the observation was made that the classic authors were perceived by critics of “Zhenskiy vestnik” as authoritative sources that helped them influence the readership. The most favorite authors in the magazine were Ivan Turgenev and Anton Chekhov, while the first was considered as a writer who embodied the model of the “idealist woman”, and the second as a defender of the interests of women, depicting the injustice of the unequal status of women and men. An analysis of the literary criticism of the journal showed that in the articles of 1904–1905, the position of women in the family, the relationship of men to women, reproduced in literature, mostly in Chekhov’s works, were emphasized, and by the end of the 1900s the “Turgenev” type of “idealist woman” becomes dominant, who devotes herself to social activities, and perceives the relationship with the chosen one as a union created for the sake of achieving the public good. In the 1910s there is a role model of a woman who sacrifices everything, home and family for the public good. For the first time in the literary criticism of this decade, the theme of social inequality appears, and not only heroines-noblewomen, but also peasant women were discussed.

Текст научной работы на тему «ГЕРОИНИ РУССКОЙ КЛАССИКИ КАК ЖЕНСКИЕ РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ «ЖЕНСКОГО ВЕСТНИКА»»

DOI 10.54770/20729316-2023-4-151

К.В. Сарычева (Москва)

ГЕРОИНИ РУССКОЙ КЛАССИКИ КАК ЖЕНСКИЕ РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ «ЖЕНСКОГО ВЕСТНИКА»*

Аннотация

В «Женском вестнике» (1904-1917), редакция которого ставила своей целью борьбу за права женщин, представление их интересов и образа, регулярно публиковалась литературная критика. Статьи, посвященные русской и иностранной литературе, позволяли разнообразить содержание издания, сделать его интересным читателям, малознакомым с женским движением, а также на примере конкретных литературных образов описать женские ролевые модели, продвигаемые в журнале. В настоящей статье литературная критика «Женского вестника», посвященная классическим авторам, рассматривается в хронологическом порядке, благодаря чему выстраивается эволюция женских ролевых моделей, предлагавшихся редакцией журнала. В статьях 1904-1905 гг. акцентировались проблемы межгендерных отношений, положения женщины в семье, воспроизведенные в литературе, и часто приводились примеры из произведений Чехова. К концу 1900-х гг. доминантным становится «тургеневский» тип «женщины-идеалистки», посвятившей себя общественной деятельности, а взаимоотношения с избранником воспринимающей как союз, созданный ради достижения общественного блага. В 1910-е гг. появляется ролевая модель женщины, которая жертвует домом и семьей ради общественно полезной деятельности, в это время впервые также в литературной критике журнала появляется тема социального неравенства и обсуждаются не только героини-дворянки, но и крестьянки. Исследование показало, что авторы-классики воспринимались критиками как выразители авторитетного представления о женщинах и помогали им воздействовать на читательскую аудиторию. Наиболее излюбленными писателями в журнале стали И.С. Тургенев и А.П. Чехов, из которых первый рассматривался как писатель, воплотивший модель «женщины-идеалистки», а второй - как защитник интересов женщин, выявивший несправедливость неравного положения женщин и мужчин.

* Исследование выполнено в ИМЛИ РАН имени А.М. Горького за счет гранта Российского научного фонда № 19-78-10100, https://rscf.ru/project/19-78-10100/.

Ключевые слова

Русская литература; классика, литературная критика; женский журнал; «Женский вестник»; женский вопрос; женские ролевые модели; женские образы; героини.

K.V. Sarycheva (Moscow)

HEROINES OF RUSSIAN CLASSICS AS FEMALE ROLE MODELS

IN THE LITERARY CRITICISM OF "ZHENSKIY VESTNIK"**

The magazine "Zhenskiy vestnik" (1904-1917) was one of the periodicals which made a significant contribution to the development of the women's movement and the process of women's emancipation. Literature, both literary texts and literary-critical articles, constantly appeared on the pages of the magazine. The present paper discusses the evolution of female role models, which were considered on the example of the heroines of Russian classical literature. In the course of the work, the observation was made that the classic authors were perceived by critics of "Zhenskiy vestnik" as authoritative sources that helped them influence the readership. The most favorite authors in the magazine were Ivan Turgenev and Anton Chekhov, while the first was considered as a writer who embodied the model of the "idealist woman", and the second as a defender of the interests of women, depicting the injustice of the unequal status of women and men. An analysis of the literary criticism of the journal showed that in the articles of 1904-1905, the position of women in the family, the relationship of men to women, reproduced in literature, mostly in Chekhov's works, were emphasized, and by the end of the 1900s the "Turgenev" type of "idealist woman" becomes dominant, who devotes herself to social activities, and perceives the relationship with the chosen one as a union created for the sake of achieving the public good. In the 1910s there is a role model of a woman who sacrifices everything, home and family for the public good. For the first time in the literary criticism of this decade, the theme of social inequality appears, and not only heroines-noblewomen, but also peasant women were discussed.

IKey words

Russian literature; classics, literary criticism; women's magazine; "Zhenskiy vestnik"; women's issue; female role models; female images; heroines.

** The research was carried out at the Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences at the expense of a grant from the Russian Science Foundation № 19-7810100, https://rscf.ru/project/19-78-10100/.

Журнал «Женский вестник», который под руководством М.И. Покровской просуществовал с 1904 по 1917 г., дольше остальных женских журналов своего времени, уже становился предметом изучения. По наблюдениям исследователей, как и другие периодические издания рубежа XIX-XX вв., посвященные женскому вопросу («Женское дело», «Союз женщин»), «Женский вестник» был нацелен на представление интересов и образа женщин, каким его мыслили участницы женского движения, и популяризацию борьбы за женские права. Перечисленные журналы рассматривались с точки зрения издательских стратегий, задач и эволюции каждого из них [см.: Sullerot 1963; Жукова 1998; Rutchild 2001; Крадецкая 2013; Симонова 2015].

Однако литературная критика, которая являлась неотъемлемой составляющей женских журналов, до сих пор оставалась на периферии внимания исследователей. О.А. Симонова в статье, посвященной теме проституции и образу «блудницы» в беллетристике начала ХХ в., сделала важное и точное наблюдение о том, что, популяризируя идеи женского движения, его деятельницы и участницы во многом ориентировались на русскую литературу [Симонова 2016, 89-91].

Каждый номер «Женского вестника», как правило, включал в себя статьи, где освещались статистика, проблемы, связанные с положением женщины в обществе, не только в России, но и в других странах, достижения женского движения, вопрос о женском образовании, избирательном праве, проблема проституции. Часто на страницах журнала появлялись небольшие художественные тексты, рассказы, повести, иногда поэтические произведения. В «Женском вестнике» регулярно публиковалась литературная критика - очерки и статьи как об иностранной, так и о русской, классической и современной литературе начала ХХ в.

Фокусируясь на восприятии русской классической литературы в критике журнала, мы попытаемся ответить на вопросы, как менялись ролевые модели, продвигаемые в журнале, и на какие произведения классиков и женские образы при этом опирались авторы статей. Иностранная и современная «Женскому вестнику» русская литература в критике журнала будут рассмотрены в других работах. Скажем только, что в статьях об иностранной литературе репрезентировалась модель поведения женщины-писательницы, а творчество современных русских авторов зачастую, за редким исключением, служило поводом для рефлексии над актуальными проблемами.

Литературная критика помогала разнообразить содержание журнала, редакция которого старалась привлечь к женскому движению внимание как можно большего числа читателей, в частности, «интеллигентных женщин», еще не участвовавших в борьбе за свои права (см. статью «От редакции»: [Женский вестник 1904a, 1]). Литературе придавалось особенно большое значение в 1900-е гг., когда и художественные тексты, и литературная критика публиковались почти в каждом номере журнала. В это время многие литературно-критические статьи были или анонимными или написаны самой редактором журнала М.И. Покровской. К концу 1900-х гг. -

в 1910-е гг. в журнале появляются новые авторы литературной критики, такие как В. Холмогорова, О. Циммерман, Мих. Белоцерковский, которые писали о русской литературе, однако нельзя не отметить, что в 1910-е гг. объем литературной критики, по-видимому, потерявшей актуальность на фоне мировых проблем, в «Женском вестнике» снижается.

Опубликованная в первом номере литературно-критическая статья анонимного автора - «Русские писатели о женщинах» (1904, № 1) - стала программной для журнала. В этом номере постулировалась идея о том, что женщины и мужчины обладают равными способностями, и женщины не должны быть ограничены в правах. Та же мысль лежит в основе рассматриваемой статьи, где, рассуждая о женских образах в произведениях русских классиков, Достоевского, Гончарова и Тургенева, критик утверждал, что они считали способности и силу характера женщин не уступающими мужским. Автор статьи отталкивается от рассуждения о влиянии взглядов Жорж Санд, усвоенных Достоевским. Жорж Санд оказала большое влияние на русское общество во второй трети XIX в., когда вызвала дискуссии о семье и женском вопросе в печати. Достоевский был одним из русскоязычных ценителей ее творчества, в котором он находил защиту угнетенных людей, и в этом оказался близок Тургеневу [Кафанова 1998, 390-391]. Однако если Достоевский в статье о Жорж Санд говорил обо всем человечестве, его стремлении к совершенству, то сотрудник «Женского вестника» фокусируется именно на женских образах в произведениях писательницы.

В героинях Жорж Санд критик выделяет черты, которые традиционно приписывались отдельно женщинам и мужчинам: милосердие, способность к прощению, состраданию, с одной стороны, и гордость, протест, способность к подвигу, - с другой: «...среди милосердия, терпения и признания обязанностей долга явилась и чрезвычайная гордость запроса и протеста. <...> Героини Жорж Занд жаждали жертв и подвига» [Женский вестник 1904а, 6].

Рассматривая произведения Жорж Санд как источник женских образов русского автора первой величины, критик тем самым подчеркивает значимость женского литературного творчества и подкрепляет основную идею номера и статьи: «Конечно, благодаря героиням, выведенных Жорж Занд в своих повестях и рассказах, Достоевский так высоко оценил стремление русских женщин к знанию и общественной деятельности, признал за ними полное право на равенство с мужчинами» [Женский вестник 1904а, 6].

Среди множества женских типов воплощенных в русской литературе критик выделяет тургеневских «женщин-идеалисток» - «самостоятельных, честных, мыслящих, увлекающихся идеей и стремящихся к свободе женщин» [Женский вестник 1904а, 8] и героинь Гончарова, обладающих внутренней силой, способностью «твердо и терпеливо стоять, когда все падает кругом», поддерживать и спасать мужей [Женский вестник 1904а, 8]. В Ольге критик видит «стремление к деятельности», «жажду знания», которые позволили бы ей посвятить себя не семье и мужу, а другим целям.

В «Женском вестнике» Тургенев был признан главным классиком, который воплотил в своем творчестве ролевую модель, служащую примером для современных женщин. Об исключительной любви и благодарности редакции и женского общества к писателю свидетельствует и то, что в 1908 г. в «Женском вестнике» начался сбор пожертвований на памятник Тургеневу [Женский вестник 1908].

Акцент в рассмотренной статье с литературного текста как художественного целого перенесен на воспроизведение в образах героинь моделей поведения женщин, которым редакция журнала имплицитно предлагала следовать читательницам. В первой и последующей литературно-критических статьях журнала используется прием, который применялся в демократической критике, где авторы фокусировались на социальных типах и проблемах в связи литературными произведениями, отодвигая на второй план или вовсе не затрагивая вопрос об их эстетических особенностях. Классические литературные произведения служат аргументом, подтверждающим, что мужчины и женщины обладают равными способностями и что женщины несправедливо лишены многих прав.

Классическая литература используется в качестве авторитетного источника в анонимной статье «Из русской литературы. Какие жены нужны русской интеллигенции» (Женский вестник, 1904, № 3). На примере произведений, увидевших свет в 1904 г., «Игра ума» И.Н. Потапенко и «Должна быть» Данарова рассматривается модель взаимоотношений женщины-спасительницы с мужем, губящим себя дурными пристрастиями. В этой статье, по сравнению с предыдущей, подробно говорится о мужских типах, воплощенных в героях литературы, вероятно потому, что статья адресована прежде всего мужчинам: автор призывает их помочь женщинам «освободиться из рабства [курсив в цитатах здесь и далее наш. - К.С.], а женщины, с своей стороны, помогут им вылезть из той тины. Если тогда не наступит для человечества золотой век, то, во всяком случае, всем будет легче жить и дышать» [Женский вестник 1904Ь, 82].

Аналогичные мужские и женские образы критик находит в произведениях Тургенева и Чехова. Связь между классической и современной литературой в статье прослеживается на уровне сходства типов мужских и женских персонажей: «Спасшая сплошь и рядом оказывается в таком же положении, как жена Миши Полтева в рассказе Тургенева "Отчаянный" <...> Саша в драме Чехова "Иванов" непременно хочет выйти за него замуж, хотя чувствует в этом что-то неладное. Но она считает своей обязанностью спасти хорошего человека и приносит ему себя в жертву. Иванов совершенно справедливо указывает ей на обязанность такой жертвы в данном случае» [Женский вестник 1904Ь, 81].

В обеих рассмотренных статьях развивается мотив «жертвы» со стороны женщины. В первом случае речь шла о жертве ради общественного блага, во втором случае - ради мужа и семьи. И то и другое воспринимается критиками как женский подвиг и долг. Во второй статье этот мотив используется для того чтобы воздействовать на мужчин, добиться от них помощи в ответ на принесенную жертву.

В статье «Из русской литературы. Какие жены нужны русской интеллигенции» впервые на страницах «Женского вестника» упомянут Чехов. Третий номер за 1904 г. вышел в ноябре, спустя несколько месяцев после смерти писателя. В последующих номерах его будут все чаще упоминать и посвящать ему отдельные статьи. В печати продолжались споры по поводу статуса Чехова в иерархии русской литературы. В то же время, по наблюдению Л.Е. Бушканец, многие читатели мыслили Чехова защитником и выразителем именно их интересов и считали его классиком [Бушканец 2012, 8-11, 73]. Женщины, которые боролись за свои права, здесь не были исключением.

В «Женском вестнике» критики не только ссылались на Чехова как на авторитет, но и сами критики защищали его от нападок. М. Бл-ва в заметке «Чехов о женщинах» (Женский вестник, 1905, № 2) отозвалась на упреки, в том числе исходившие от Л.Н. Толстого в адрес Чехова по поводу его негативного отношения к женщинам. Критик отмечает, что все рассказы Чехова проникнуты «самою искреннею, если можно выразиться, братскою к ней жалостью», в его произведениях изображены «мужское самодурство» и «деспотизм по отношению к женщине» [Женский вестник 1905Ь, 45] (см. также статью Г. Полити, в которой показано, что Чехов действительно критиковал и иронично описывал патриархатную модель гендерных взаимоотношений: [Полити 2022]).

По сравнению с предшественниками, Тургеневым, Гончаровым, Достоевским, Чехов воплощал современные женские типы, благодаря чему был особенно ценим критиками «Женского вестника». Опираясь на женские образы писателя, в статье «Чеховские типы ученых женщин» (1905, № 1), анонимный автор рассуждает на актуальную тему женского образования. Тема статьи соответствовала актуальной повестке журнала: в том же номере были опубликованы статьи «О реформе фармацевтического образования» Л. Лавровой и анонимная статья «Женские учебные мастерские». Однако если в публицистических статьях говорилось о деятельности женщины вне дома, возможной благодаря образованию, в литературно-критической статье воспроизводятся модели поведения и возможные варианты развития семейных отношений после получения женщиной образования.

Сравнивая типы ученых женщин в произведениях Гончарова и Чехова, критик отмечает, что тогда как автор «Обломова» изобразил «стремление к знанью» у Ольги, «нарисовал ее не ученой женщиной, но дилетанткой» [Женский вестник 1905а, 13], героини Чехова более прогрессивны. По наблюдениям автора статьи, в рассказах «Именины» и «Хорошие люди» Чехов показал, как меняет образование жизнь женщин. Все описанные критиком изменения касаются взаимоотношений жен с мужьями и родственниками: «Образование, развившее ум Веры Семеновны, сделало с ней то же, что с Ольгой Михайловной - научило ее критически относиться к окружающему. Она уже не может так рабски верить в непогрешимость брата, как сделала бы на ее месте малообразованная женщина» [Женский вестник 1905а, 13].

В свою очередь, женское образование, по мнению критика, меняет и статус мужчины в семье, преобразует сам семейный уклад, уравнивая мужчин и женщин: «Благодаря серьезному образованию женщин мужчинам неминуемо придется сойти со своего пьедестала, на котором они до сих пор стояли по отношению к последним» [Женский вестник 1905а, 13].

Другие женские типы и характеристики чеховской героини выходят на первый план в статье «Из русской литературы. Мужья» (1905. № 2), посвященной повести М. Арцыбашева «Жена». Анонимный критик рассуждает о неравных требованиях, предъявляемых мужчинам и женщинам в браке, и о различии их отношения к семейным узам (как и в предыдущей статье, в фокусе внимания критика находится именно семейная жизнь женщины, возможность ее деятельности за пределами дома не рассматривается). В статье акцентируются мужской тип, который воспринимает любовь как «низменную потребность организма, враждебную духу» [Женский вестник 1905Ь, 38], и тип женщины, которая в отличие от мужа ищет духовной и интеллектуальной связи со спутником жизни. Мужской тип, как считает критик, воплощен Арцыбашевым в главном герое повести и Чеховым в персонаже Орлове в «Рассказе неизвестного человека», а женский -в образе героини того же чеховского рассказа Зинаиде Федоровне Красновской, которая бросила мужа ради возлюбленного, увлеченного «идеей». Та же характеристика, как считает критик, привлекла героиню драмы «Дуэль» Надежду Федоровну в Лаевском [Женский вестник 1905Ь, 39]. Параллели с героями Чехова, по-видимому, приводятся для того, чтобы подкрепить справедливость наблюдений Арцыбашева.

Если в рассмотренной статье осуждается отношение к женщинам как к объекту плотской любви, то в статье «Из русской литературы. Женщина-раба» (Женский вестник, 1905, № 10) Покровская, также на примере произведения Чехова, рассказа «На пути», говорит о другом аспекте ме-жгендерных отношений: о восприятии женщин как рабынь, которые обязаны обслуживать потребности мужчин. Образ главной героини рассказа, выслушивающей от своего собеседника Лихарева, что «женщина - раба мужчины», поскольку «у нее нет самостоятельности и мужчины призваны самой природой руководить женщинами», сближается Покровской с образом крестьянина Ипата из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?», благодаря чему гиперболизируется представление о подчиненном положении женщин и заостряется проблема.

Тему неравного положения женщин и мужчин Покровская переводит на уровень рассуждения о социальном неравенстве, и считает его проблемой всего человечества в целом, завершая их следующим выводом: «Пора уже обществу понять, что "благородное и возвышенное рабство" женщин - великий тормоз для его прогресса и вести борьбу за их равноправие во имя блага человечества. Пора женщинам понять, что их "благородное и возвышенное рабство" великое зло, которое должно быть уничтожено» [Покровская 1905, 305].

В последних трех рассмотренных статьях используются отсылки к произведениям Чехова, чтобы показать отношение мужчин к женщинам

как к собственности, объекту и указать на недостатки в поведении мужчин. В каждой статье даны примеры, которые показывают неприглядную сторону зависимого, подчиненного положения женщины, то есть в них раскрывается то значение Чехова, каким его наделила М. Бл-ва в процитированной выше статье. Можно наблюдать динамику отношения к мужчинам в рассмотренных статьях: от примирительного тона и обращения за помощью критики переходят к крайне негативным образам мужчин, проявлявшимся в том, какие литературные герои и какие их качества акцентируются критиками.

Если в статьях 1904-1905 гг. преимущественно рассматривалось положение женщины в семье, ее отношения с мужем, восприятие женщин мужчинами, и в связи с этим было актуализировано творчество Чехова, то в конце 1900-х гг. в литературной критике «Женского вестника» появляется новая тенденция, которая заметна в статьях о классической литературе. В статье М.И. Покровской «Женские типы И.С. Тургенева» (1908, № 7-8), написанной и опубликованной к 25-летию со дня смерти писателя, снова обсуждается тип «женщины-идеалистки», обозначенный в статье 1904 г. Однако теперь критик затрагивает тему общественной деятельности, которую героини Тургенева ведут вместе со своими возлюбленными. В качестве примера Покровская приводит диалоги Натальи и Рудина, где герой оказывается неспособен воплотить свои идеи в жизнь, что приводит к разрыву, и Натальи и Соломина, где героиня наоборот настроена на активную совместную работу с избранником.

Героини-идеалистки Тургенева противопоставлены Покровской женским типам, воплощенным в современной ей литературе. Из числа современных писателей, с ее точки зрения, выделяется Горький, который, как Тургенев, умеет «сочетать в своих героях внешность и душевное состояние» и имеет наклонность «идеализировать женщин» [Покровская 1908, 184]. Воплощением же пороков современных женщин Покровская считает роман Арцыбашева «Санин», находя его вредным для нравственного воспитания женщин, от которых ожидается жертва на благо общества и государства (ср. с ранее рассмотренными статьями), что, согласно сказанному в статье, исключает свободную половую жизнь женщины. Будущее государства и общества Покровская видит за женщинами, «которые подобно тургеневским героиням-идеалисткам пожертвуют всем этой высокой цели» [Покровская 1908, 187].

Женщины, подчиненные мужчинам, ограниченные семьей и домом, были противопоставлены самостоятельным женщинам и в статье Покровской, приуроченной к юбилею Гоголя. Личность и творчество Гоголя в 1909 г. привлекали исключительное внимание общественности и, по-видимому, Покровская обратилась к разбору его женских образов, чтобы с помощью имени писателя обратить внимание на женский вопрос. В отличие от героинь, выполняющих обязанности жен, хозяек, ограниченных домашним бытом, Коробочка и Агафья Тихоновна представляют собой типы «самостоятельных женщин» своей эпохи [Покровская 1909, 66].

Тургеневские женские типы оставались наиболее эталонными для критики «Женского вестника». Женский тип, ранее рассматриваемый в журнале на примере героинь Тургенева, получает развитие в статьях М. Белоцерковского 1910-х гг. о женских образах Я.П. Полонского и Н.А. Некрасова. Их сходства с тургеневскими героинями критик видит в том, что они многим пожертвовали, чтобы принести пользу обществу и народу. В отличие от Покровской, для которой в то же время важен был вопрос соотношения семейной жизни и общественной деятельности женщин, Белоцерковский говорит о героинях, которые уходят из семьи или не нацелены на ее создание. Описывая тип «кающейся дворянки», главную героиню поэмы Полонского «Труженица», критик использует мотив «оставленного "дворянского гнезда"» [Белоцерковский 1913Ь, 214] (ср. со статьей Белоцерковского «Адвокат женщин. (Памяти Тургенева)», где обсуждаются те же мотивы и женские образы [Белоцерковский 1913а]). Среди женских типов, рассмотренных Белоцерковским, есть и жены декабристов, замужние женщины, но все же и здесь появляется мотив утраты семьи, дома и женского подвига (та же тема затронута в статье В. Воскресенской «Жена декабриста», Женский вестник, 1916, № 2).

Актуализация героинь, отказавшихся от семьи и дома ради общественного дела, отчасти связана с повесткой журнала конца 1900-х-1910-х гг., когда во многих статьях обсуждался труд женщины, ее жизнь во время войны, существование вне семьи. Однако важно отметить, что во многих публицистических статьях указанного периода говорилось о роли семьи и мужа в жизни женщины, тогда как литературно-критические статьи предлагали крайнюю модель поведения и жизни женщины вне дома.

В статьях Белоцерковского также появляется тема социального неравенства, которая в более ранних статьях не рассматривалась. Критик выделил героинь, относящихся к разным социальным классам: в статье «Женщина в изображении Некрасова» Белоцерковский (1915. № 2) он одну часть посвятил женщинам-дворянкам, другую часть - крестьянкам, которые, не лишаясь «женственности», проявляют способности, равные мужским (1915. № 3) [Белоцерковский 1915а; Белоцерковский 1915Ь]. По сути, крестьянка, в понимании Белоцерковского, наделена теми же характеристиками, что и другие женские типы.

Несколько в стороне от намеченной нами линии обсуждения русской классики в литературной критике «Женского вестника» оказывается фигура Л.Н. Толстого, который упоминается в нескольких статьях и выполняет функцию авторитета, как и другие упомянутые писатели, однако в то время как на примерах их женских образов описывались определенные ролевые модели, отсылки к произведениям или мнению Толстого служили аргументом в рассуждениях по той или иной проблеме (например, в статье «Крейцерова соната» (1908, № 9) М.И. Покровская постулирует стремление к браку, основанному на духовном единении мужа и жены, целомудрию и единобрачию [Покровская 1908Ь]; откликаясь на пьесу «Живой труп», Покровская рассуждает о бракоразводном процессе, который, с ее точки зрения, должен быть упрощен [Покровская 1911]).

Литературная критика мыслилась самими авторами и редакцией (часто редактор и была автором многих статей) одним из способов воздействия на читателей и преобразования реальной жизни. В соответствии с этим многие статьи строились по определенной схеме: от рассмотрения женских и мужских типов, воплощенных в литературных произведениях, критики переходят к рассуждению о проблемах, касающихся всего общества, тем самым подчеркивая важность женского вопроса. Как мы увидели, в литературно-критических статьях не совсем точно отражалась актуальная повестка женского движения. Литературные произведения помогали смоделировать образы и типы взаимоотношений, на которые читательницы могли ориентироваться как на примеры. В том, какие ролевые модели, мужские и женские типы выходили на первый план в рассуждениях критиков, мы обнаружили определенную динамику. Наиболее ценимыми писателями для критиков «Женского вестника» были И.С. Тургенев и А.П. Чехов. Причем если Чехов оказался более обсуждаем в первые годы после смерти, в статьях, где речь идет о существовании женщины в семье, то Тургеневский тип «женщины-идеалистки» получает наибольшее развитие в 1908-1910-е гг., когда актуализируется ролевая модель женщины, отказавшейся от семьи и дома, принесшей себя в «жертву» обществу. Если в более ранних статьях этим понятием описывалось самопожертвование по отношению к семье и к мужу, то в статьях 1908-1915 гг. оно применяется к общественной деятельности женщины. Замеченная нами эволюция женских ролевых моделей в литературной критике «Женского вестника», вероятно, отражает важнейшие социальные процессы эпохи, но рассмотрение этой темы заслуживает отдельного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. (а) БелоцерковскийМих. Адвокат женщин (Памяти И.С. Тургенева) // Женский вестник. 1913. № 7-8. С. 153-155.

2. (Ь) Белоцерковский Мих. Женщина и ее доля в художественных созданиях Я.П. Полонского (К 15-летию со дня кончины 18 октября) // Женский вестник. 1913. № 10. С. 211-215.

3. (а) Белоцерковский М. Женщина в изображении Некрасова // Женский вестник. 1915. № 2. С. 59-62.

4. (Ь) Белоцерковский М. Женщина в изображении Некрасова. Продолжение // Женский вестник. 1915. № 3. С. 42-46.

5. БушканецЛ.Е. «Он между нами жил.»: А.П. Чехов и русское общество конца Х1Х-начала XX века. Казань: Казанский университет, 2012. 755 с.

6. (а) Женский вестник. 1904. № 1.

7. (Ь) Женский вестник. 1904. № 3. С. 78-83.

8. (а) Женский вестник. 1905. № 1. С. 10-14.

9. (Ь) Женский вестник. 1905. № 2.

10. Женский вестник. 1908. № 11. С. 241-242.

11. Жукова М.А. Женская пресса как фактор социализации личности: дис. ...

к. филол. н.: 10.01.10. СПб, 1998. 174 с.

12. Кафанова О.Б. Жорж Санд и русская литература XIX века: (мифы и реальность): 1830-1860 гг. Томск: ТГПУ, 1998. 410 с.

13. Крадецкая С.В. «Женский вестник» (1904-1917). Опыт издания феминистского журнала в России // Женщины и СМИ. 2013. № 1. С. 72-81.

14. Покровская М.И. Гоголевские женские типы // Женский вестник. 1909. № 3. С. 65-68.

15. (a) Покровская М.И. Женские типы И.С. Тургенева // Женский вестник. 1908. № 7-8. С. 184-187.

16. (b) Покровская М.И. Крейцерова соната // Женский вестник. 1908. № 9. С. 193-196.

17. Покровская М.И. Женщина-раба. Из русской литературы // Женский вестник. 1905. № 10. С. 301-305.

18. Покровская М.И. Живой труп // Женский вестник. 1911. №. 11. С. 230-233.

19. Покровская М.И. Русская яма // Женский вестник. 1910. № 2. С. 37-41.

20. Полити Г. Роль женщины в избранных коротких рассказах (1895-1903) А.П. Чехова: «женский вопрос» в свете гендерного подхода // Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х-1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, 2022. С. 42-55.

21. Симонова О.А. Женские журналы в начале XX века: критика, рецепция, полемика // Женщина в российском обществе. 2015. № 1. С. 25-32.

22. Симонова О.А. Образ блудницы в феминистской беллетристике начала XX века // Новый филологический вестник. 2016. № 2 (37). С. 86-97.

23. Ruthchild R.G. Writing for their Rights. Four Feminist Journalists: Mariia Chekhova, Liubov' Gurevich, Mariia Pokrovskaia, and Ariadna Tyrkova // An Improper Profession Women, Gender and Journalism in Late Imperial Russia / eds. B.T. Norton, J.M. Gheith. Durham; London: Duke University Press, 2001. P. 167-195.

24. SullerotE. Lа presse féminine. Paris: Armand Colin, 1963. 320 p.

REFERENCES (Articles from Scientific Journals)

1. Kradetskaya S.V. "Zhenskiy vestnik" (1904-1917). Opyt izdaniya feministskogo zhurnala v Rossii ["Zhenskiy vestnik (1904-1917)". Experience of Publishing a Feminist Magazine in Russia]. Zhenshchiny i SMI, 2013, no. 1, pp. 72-81. (In Russian).

2. Simonova O.A. Obraz bludnitsy v feministskoy belletristike nachala XX veka [The Image of a Harlot in Feminist Fiction of the Early 20th Century]. Novyy filologich-eskiy vestnik, 2016, no. 2(37), pp. 86-97. (In Russian).

3. Simonova O.A. Zhenskie zhurnaly v nachale XX veka: kritika, retseptsiya, polemika [Women's Magazines at the Beginning of the 20th Century: Criticism, Reception, Controversy]. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve, 2015, no. 1, pp. 25-32. (In Russian).

(Articles from Proceedings and Collection of Papers)

4. Politi G. Rol'zhenshchiny v izbrannykh korotkikh rasskazakh (1895-1903) A.P. Chekhova: "zhenskiy vopros" v svete gendernogo podkhoda [Women's Role in the Selected Short Stories (1895-1903) of Anton Chekhov: "Women's Question" in Light

of the Gender Approach], Zhenshchina moderna: Gender v russkoy kul'ture 1890-kh-1930-kh godov [Woman of the Modern: Gender in Russian Culture 1890-1930s], Moscow, Novoye literaturnoye obozreniye Publ., 2022, pp, 42-55, (In Russian),

5, Ruthchild R.G. "Writing for their Rights, Four Feminist Journalists: Mariia Chekhova, Liubov' Gurevich, Mariia Pokrovskaia, and Ariadna Tyrkova," B,T, Norton, J,M, Gheith (eds,), An Improper Profession Women, Gender and Journalism in Late Imperial Russia, Durham, London, Duke University Press, 2001, pp, 167-195, (In English),

(Monographs)

6, Bushkanets L,E, "Onmezhdunamizhil...":A.P. Chekhovirusskoeobshchestvokont-sa XIX - nachala XX veka ["He Lived among Us...", Anton Chekhov and Russian Society of Late 19th - early 20th Century], Kazan, Kazan University Publ,, 2012, 755 p, (In Russian),

7, Kafanova O,B, Zhorzh Sand i russkaya literatura XX veka: (mify i real'nost'): 1830-1860 gg. [George Sand and Russian Culture of 20th Century (Myths and Reality)], Tomsk, State Pedagogical University of Tomsk, 1998, 410 p, (In Russian),

8, Sullerot E, La presse féminine, Paris: Armand Colin, 1963, 320 p, (In French),

(Thesis and Thesis Abstracts)

9, Zhukova M,A, Zhenskayapressa kak faktor sotsializatsii lichnosti [Women's Press as a Factor of Socialization of Personality], PhD Thesis, St, Petersburg, 1998, 174 p, (In Russian),

Сарычева Кристина Витальевна,

Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН. Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник. Научные интересы: русская литература, классика, литературная критика, женский журнал. E-mail: kr.sarycheva@gmail.com ORCID ID: 0000-0003-1357-900X

Kristina V. Sarycheva,

A.M. Gorky Institute of World literature of the Russian Academy of Sciences.

Candidate of Philology, Senior Researcher at the A.M. Gorky Institute of World Literature. Research interests: Russian literature, classics, literary criticism, women's magazines. E-mail: kr.sarycheva@gmail.com ORCID ID: 0000-0003-1357-900X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.