ЧЕРТЫ НИГИЛИЗМА В «ГРОЗЕ» А.Н. ОСТРОВСКОГО
Гаипова Н.У.
Российский университет дружбы народов
С появлением художественных текстов А.Н. Островского, отражающих действительность купеческого общества XIX века, проблематика пьес становится наиболее актуальной и обсуждаемой. А именно судьба русской купеческой женщины была представлена безусловно во всех пьесах А.Н. Островского. В полемику вступают представители русской словесности по вопросу место и роли женщин в обществе. Женский вопрос становится общенациональной и социальной проблемой. В научных работах основное внимание уделяется на воспитание, развитие и образование купеческих семьях, переосмысление губительных традиций патриархального устоя в купеческом сословии. Известное произведение «Гроза», кажется, исчерпано исследователями и изучено до последней частицы своего смысла. В 50-60-е года XIX века была написана «Гроза» и были отражены житейские ситуации, семейные проблемы в патриархальном купеческом обществе, взаимоотношение старшего поколения с младшим, трагедия старых истин и устоявшиеся образа жизни. Известно, что в «Грозе» положение женщины и женская судьба в купеческой семье весьма трагично отразились. Несмотря на многочисленные научные исследования «Грозы», некоторые проблемы остались до конца не изученными, в определенной мере драма продолжается подвергаться анализу и сегодня. Один из таких вопросов детерминирован парадоксальностью образа Варвары Кабановой, в данной статье мы рассматриваем «Грозу» через призму нигилистического типа героя. Нигилистический тип поведения женщин требует отдельного изучения в неразрывной связи с социальными и культурными переменами в купеческом обществе в середине XIX века.
Писатели искали тип персонажей с сильными и слабыми чертами характера, попытались описать действительность русского общества в предреформенном периоде.
В середине XIX века в русской общественной жизни происходит революционный настрой и распространяется система мировоззрения «нигилизм» и «женский вопрос». Господствовавшие взгляды на положение женщины активно поддерживались русскими писателями И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским, Н.С. Лесковым [6, с. 50].
Действительно, на примере героя Евгения Базарова был показан идеологический протест нигилистов, а также была представлена новая интерпретация женского вопроса в образах Анны Одинцовой в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева и Веры Павловны «Что делать?» Н.Г. Чернышевского.
«Из множественности семейных проблем на первый план выдвинут женский вопрос, широко обсуждаемый тогда в кругах «Современника» [1, с. 4].
Женский вопрос рассматривался в социально-культурном контексте. Нигилистическое поведение определялось борьбой за свободу личности и нигилистки в случае необходимости были готовы к преступлению [3, с. 154]. Образ Варвары в «Грозе» является второстепенным героем, однако героиня считается ключевым персонажем для понимания проблематику произведения. Во многом персонаж Варвары имеет сюжетное значение, но при более детальном анализе становится более понятно, что скорее всего этот образ имеет художественный смысл. В действиях Варвары мы видим эвдемонистический мотив поведения, естественное стремление обычного человека к великой цели. Возникает вопрос «женское счастье», счастлива была ли она в доме матери. Если внимательно рассмотрим атмосферу, в которой живет Варвара, тогда выясняется ее главное положение и смысл действий.
Поведение Варвары отличается подчинением разуму, серьезным и рассудительным взглядом на ситуацию, предпочтением действовать полной жизненной энергией: «Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне» [9, с. 257]. Независимо от уважения и веры, нигилисты не признают любые авторитеты и принципы [11, с. 25]. В «Грозе» изображаются попытки отрицания семейных отношений, которые были основаны по старине, неподчинение дочери традициям и родительской воле, отношение к образу жизни и поведениям персонажей с критической точки зрения. Мать
заставляет строго соблюдать традиции, уважать старшего поколения, вырастила своих детей в страхе. Взаимоотношение между матерью и дочерью давно было подвергнуто разрушению. Варвара прекрасно понимала, что не может одолеть господство матери и противостоять против силы Кабановой. В пятом явлении можно увидеть отрицание Варварой традиционно-семейных ценностей. Кризис семейных отношений выражается тем, что между матерью и дочерью отчужденное отношение, Варвара не сможет прямо разговаривать с родной матерью, она может бороться с Кабановой только мысленно: «Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!» [9, с. 240].
Однако, А.Н. Островский изображает, что каждая человеческая жизнь считается важной. Варвара не требует от матери уступки и право на счастье, а наоборот старается брать от жизни то, что приносит удовольствие, а не страдание:
А я, млада, до поры, До утренней до зари, Ай-лели, до поры, До утренней зари!
В диалогах Варвары выражается, что отчетливое осмысление положения и ситуации, вынудили Варвару приспособляться к господствующей действительности и оценить реальную возможность: «Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». [9, с. 251].
Варвара не может реализовать себя в роли дочери и сестры, в итоге приводит к разрыву отношений, особенно важным становится столкновение Варвары с Кабановой: «Варвара (про себя). Нашла место наставления читать» [9, с. 241].
Отношение Варвары с Кабановой свидетельствует о том, что душевной связи между матерью и дочерью не было. Лукьянчикова Н. В., исследуя проблему женского нигилизма приходит к следующему выводу, что нигилистки не могут проявлять себя в социальном статусе дочери, матери и жены. Они отрицают семейные ценности и без всякого сожаления уходят от родительского очага [8, с. 181].
Любит ли Варвара родную мать и родного брата. К сожалению, она не способна любить и это объясняет рационального критического отношения к поведению членов семьи, пассивности брата и стереотипам матери: «Варвара. Нам тоже не велика охота из-за тебя брань-то принимать» [9, с. 243]. «Кабанов. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова - взяла да и ушла» [9, с. 281].
Конфликт между нигилисткой и родителями выражается в социальных и нравственных расхождениях. М. А. Ицкович пишет, что возрастной фактор не был причиной разногласия между поколениями, а оно обусловлено в несоответствии ценностей и убеждений.
Действительно, не отрицаем страшный факт смирения, что трагическая гибель главной героини дает нам повод, что живая душа Катерины не смирилась с «темном царством». Избавление Варвары от семейной тирании и протест против домашней пытки, против традиций разрушенной семьи Кабановой свидетельствует о том, что появляется образ «новой женщины», гипертрофированным эгоизмом и стремящийся переделать свою жизнь. Причем такое поведение не вина Варвары, а скорее всего ее окружение, потому что нигилистки, как типы новой личности, отразили неизбежные социальные проблемы развития общества XIX века, передавали злободневное мировосприятие эпохи женщинами [10, с. 242].
В поисках «света в темном царстве» и протеста против насилия в «Грозе» повторяется судьба Маргариты, напомним фразу «.. .счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая» ссылка [2, с. 308].
В истории создания драмы важную роль играют критические статьи Н. А. Добролюбова о «Грозе». Н.А. Добролюбов в своей статье пишет о том, что «Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова» [4, с. 341].
Хитрость Варвары есть результат воплощения в нем новых умонастроений женщин, психологическая особенность героини, вызванной в результате равнодушного отношения
окружающих людей угнетениям в обществе, механизм самозащиты помимо своей воли, требование жизненных обстоятельств: «Катерина. Что мне только захочется, то и сделаю. Варвара. Сделай, попробуй, так тебя здесь заедят. Варвара. Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было [9, с. 251].
Разочарование в окружающей действительности объясняет протестного мотива действий. Нигилистки были вынуждены исходя из жизненного опыта, воспитывать в себя веру собственному опыту, влияние среды способствовало критическому отношению к любым традициям [5, с. 64].
Акцентируя внимание на образе Варвары как особенном, в выражении своего отношения к происходящему она решительна и бесстрашно: «Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься» [9, с. 247].
Женщина наиболее гибкой натурой и силой характера не проявляет покорность перед домашними исправительными средствами, она показывает свое недовольство: «Кабанов... надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» [9, с. 281].
Варвара Кабанова считается воплощением идеи о субъективном понятии морали и о внутренней чистоте при внешней распущенности. Эту мысль яснее всего символизирует диалог между Варварой и Катериной: «Катерина. Да что же это я говорю тебе: ты - девушка. Варвара (оглядываясь). Говори! Я хуже тебя. Катерина. грех у меня на уме!.. ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? Варвара. Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть [9, с. 246].
В поступках и диалогах Варвары описывается не ожидание суда, она не должна была стать идеалом для других, ее образ полностью лишен покаяния. Моральная ценность для нигилисток была непонятна и воспринималась как символ социально несправедливого общества: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль тебя! Как же, дожидайся. Так какая же неволя себя мучить-то!» [9, с. 246].
Главная особенность самооправдания и исповеди Варвары открывается в психологическом диалоге с Катериной, что жизненные обстоятельства или окружающие люди заставили обманывать и выучиться тайно действовать.
Именно в такой ситуации Катерина и Варвара проявляются в одинаковой действительности, но драматург показывает нравственную и житейскую сторону, естественное поведение человека, разные пути достижения счастья. Героиня осознает не только свою жизнь, а несчастье Катерины. Трагедия Катерины вызывает у Варвары определенную эмоциональную реакцию и чувство сопереживания: «Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня? Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко [9, с. 244].
Решительный и бойкий характер у Варвара отражается в критике неактивности и самодурства Тихона: «Варвара. Так нешто она виновата! Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя. (Отворачивается.) Кабанов. Толкуй тут! Что ж мне делать-то? Варвара. Знай свое дело - молчи, коли уж лучше ничего не умеешь. Что стоишь -переминаешься?» [9, с. 243].
Насколько Варвара склонена к наглядно-действенному мышлению, она предпочитает сразу действовать, а не мечтать и говорить. Противоречивость чувств и мыслей объясняется тем, что, выслушав рассказ Катерины, она ответит: «Да ведь и у нас то же самое». Однако разница определяется в домострое из-под неволи, дальнейший разговор показывает взаимопонимание героин: Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.) Варвара. За что ж мне тебя не любить-то! [9, с. 244].
Варвара была незамужней девушкой, свободной и независимой от супружеской верности и ее поведение отличалось от Катерины: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена» [9, с. 251].
Нигилистки враждебны высокому смыслу семейной жизни, формирование чувства неприязни к образу жизни и не передают в любовь особое значение: «Варвара. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь. Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень! Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать» [9, с. 250].
П.А. Кропоткин заявляет, что нигилистки отрицают брак без любви и без дружбы, предпочитают порывать такую связь, уходят из дома [7, с. 405].
В результате исследования мы пришли к следующему выводу, что мотив нигилистического действия Варвары являются результатом той почвы, к которой она выросла и влиянием стереотипов общества. Появление новой женщины с гибкой натурой, которая сможет преодолеть самодурство и найти в себе силу приспособления к среде. Ее личностная задача не насилие над собой, не смирение с угнетениями и самопожертвование, а найти способы выживания в темном царстве Кабановых. Варвара не стремится разрушить семейные ценности, родственные связи между членами семьи давно были погублены матерью.
Таким образом, в «Грозе» А.Н. Островского отражены социально-общественная реальность, появление новых типов поведения женщин, увлеченных нигилистической идеей. Истоки, побуждающие юной девушки отказаться от традиций, семейных отношений, неверие в брачные узы и искреннюю чистую любовь возникли на почве нерешенных национальных пороков общества. Такие новые личности, осознав грозящую абсолютную гибель, поняли беспомощность и бесполезность протеста против темноты, ограничивались лишь критикой общественного порядка и искали пути выживания и приспособления к господствующему окружению, сохраняя при этом разумный взгляд на происходящие ситуации. Итак, в образе Варвары мы рассмотрели, как меняется поведение женщины-нигилистки.
В «Грозе» были представлены яркие женские образы, рассмотрение которых являются значимым, но не вписывается в общую концепцию данной статьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова О.В. «Реальная критика», или Как сделана «Гроза» А.Н. Островского. - СПб.: СПбГУ, 2015. - 72 с.
2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Москва: Издательство АСТ, 2021. - 512 с.
3. Вознесенская А. П. Образ женщины-нигилистки как отражение смены ценностной парадигмы в культуре России XIX В. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), №2, 2012, с. 153-156.
4. Добролюбов Н. А. Собрание сочинений: в 9 т. / Под общ. ред. Б. И. Бурсова и др. Т. 6: Статьи и рецензии. 1860 / подгот. текста В. Э. Бограда примеч. В. А. Алексеева, В. Э. Бограда Ю. С. Сорокина, редактор Б. И. Бурсов. М., Л.: Гос. изд. художественной литературы, 1963. - с. 289 - 363
5. Ицкович М. А. Субкультура русского нигилизма 1860 х годов и её социальная направленность // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. №6-1. С. 64
6. Ковальчук Н. М. Типы нигилистического поведения на примере женских образов в литературе// Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, №. 1, 2009, с. 49-52.
7. Кропоткин П.А. Этика. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 496 с.
8. Лукьянчикова Н. В. Проблема женского нигилизма в повести М. П. Чехова «Синий чулок» // Ярославский педагогический вестник. 2012. №3. С. 181
9. Островский А.Н. «Пьесы». Л., Лениздат, 1977. - 767 с.
10. Смирнов К. В. Нигилистическое лицедейство Анны Сергеевны Одинцовой (О романе И.С. Тургенева «Отцы и дети») // Известия ВГПУ. 2020. №1, с. - 242
11. Тургенев И. С. Отцы и дети. - Санкт-Петербург: Лениздат, 2014. - 255 с.
ЧЕРТЫ НИГИЛИЗМА В «ГРОЗЕ» А.Н. ОСТРОВСКОГО
В русской литературе ХХ века появляется тип женщин нигилистического поведения, как мировоззренческая позиция отдельной личности. Анализу подвергается идеологическая модель поведения новых людей «нигилистки» на примере женского образа Варвары Кабановой. Актуальность исследования заключается в недостаточной изученности на сегодняшний день образа Варвары в драматургии А.Н. Островского. Целью исследования являются женская судьба и положение женщин в купеческой семье, а именно анализ образа Варвары с опорой на нигилизм. Объектом исследования является «Гроза» А.Н. Островского. Предметом работы выступает персонаж Варвара Кабанова в художественном тексте «Гроза». В ходе выполнения работы опирались на описательные и сравнительные методы. Материалом для работы послужил «Гроза» А Н. Островского. Практическая значимость работы состоит в применении результатов в курсах русской литературы Серебряного века, теории и истории русской литературы. Новизна постановки проблемы заключается в расширении историко-литературного материала, включение в сферу анализа образа Варвары-нигилистки, сюжетной ситуации, образа жизни и бытового поведения, новых форм и принципов взаимоотношений в семье Кабановых. В результате были выявлены своеобразные черты художественной реализации образа женщины-нигилистки в творчестве А.Н. Островского в середине ХХвека.
Ключевые слова: нигилизм, женское счастье, женская судьба, положение женщин, семейные взаимоотношения, «Гроза», А.Н. Островский
FEATURES OF NIHILISM IN THE «THUNDERSTORM» BY A.N. OSTROVSKY
In the Russian literature of the nineteenth century, a type of women of nihilistic behavior appears as a worldview position of an individual. The ideological model of the behavior of new people of the «nihilist»is analyzed on the example of the female image of Varvara Kabanova. The relevance of the research lies in the insufficient knowledge of the image of Varvara in the dramaturgy of A.N. Ostrovsky to date. The purpose of the study is the fate of women and the position of women in a merchant family, namely, the analysis of the image of Barbara based on nihilism. The object of the study is the «Thunderstorm» by A.N. Ostrovsky. The subject of the study is the character of Varvara Kabanova in the literary text «Thunderstorm». In the course of the work, we relied on descriptive and comparative research methods. The material of the study was «Thunderstorm» A. N. Ostrovsky. Russian Russian Literature The practical significance of the work consists in the application of the results of the research in the courses of Russian literature of the Silver Age, theory and history of Russian literature. The novelty of the problem statement lies in the expansion of historical and literary material, the inclusion in the sphere of analysis of the image of the Nihilist Barbarian, the plot situation, lifestyle and everyday behavior, new forms and principles of relationships in the Kabanov family. As a result of the research, the peculiar features of the artistic realization of the image of a nihilist woman in the works of A.N. Ostrovsky in the middle of the nineteenth century were revealed.
Keywords: nihilism, women's happiness, women's destiny, the status of women, family relationships, «Thunderstorm», A.N. Ostrovsky
Сведение об авторе:
Гаипова Нафиса Улугбековна - аспирант кафедры русской и зарубежной литературы, филологического факультета, Российского университета дружбы народов, Адрес: 117198, Российская Федерация, г. Москва, улица Миклухо-Маклая, дом 6, E-mail: [email protected]
About the autor:
Gaipova Nafisa Ulugbekovna - Postgraduate student of the Department of Russian and Foreign Literature, Faculty of Philology, Peoples» Friendship University of Russia, Address: 117198, Russian Federation, Moscow, Miklukho-Maklaya Street, 6, E-mail: [email protected]
УДК 81.821.08
УРФИИ ШЕРОЗЙ - ШОИРИ КАСИДАСАРО
Аминцонова Р.Х.
Донишкадаи политехникии Хучрнди донишго^и техникии Тоцикистон ба номи академикМ.С. Осими
Адабиёти форсу точик тули куруни кадим то имруз дар чараён ва сабкхои гуногун музайян шуда, хар як сабку салика намояндагони нотакрори худро дорад, ки осорашон бо мазмуну мухтавои олй, суварнигории беназир мутафовит аз шуарои дигар аст. Ин аст, ки ашъори онон то имруз хам пайравони худро доранд ва то имруз хам макоми беназирй, нотакрорй, муъчизамисолии хешро аз даст надода, дар огуши ихлосу мухаббати халк махфуз мондааст. Сабки хиндй, ки бо мураккабии тарзи баён, печ дар печ, мазмун дар мазмун пинхон доштан, аз маонии аслии хеш дур шудани вожахо ва ба рамзу самбул табдил шудани онхо, зери нигини шеър карор додани тамоми илмхо, ирфон, фалсафаву амсоли ин мутафовит аз дигар сабкхост, то хануз дилу дида ва хаёли мардумро хайратзадаву мачзуб медорад. Метавон гуфт, ки сабки хиндй камоли шеър ва авчи олии он аст, ки нумуи вокеии он дар сарзамини Х,инд сурат гирифт.
Шоистаи таъкид аст, ки сарзамини Х,инд аз ибтидои асрхои миёна хамчун гахвораи ташаккули забони форсй дар инкишофи ин забон хидмати босазо кардааст. Х,ануз дар замони хукмронии подшохони газнавй дар ин сарзамин суханварони бузурге, чун Масъуди Саъди Салмон ва Абулфарачи Рунй, ки то имруз аз забардасттарин касидасароёни забони форсй махсуб мешаванд,