Научная статья на тему 'Образ «я» с позиции процесса жизнетворчества личности'

Образ «я» с позиции процесса жизнетворчества личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
400
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-ОБРАЗ / ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО / ПСИХОЛОГИЯ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / IMAGE "I" / CONSTRUCTION OF A COURSE OF LIFE / PSYCHOLOGY / SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE PERSON / CONSCIOUSNESS / SELFACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сутормин Олег Юрьевич

В статье проводится анализ Я-образа личности с позиции жизнетворческого процесса, также уделяется внимание значению акмеологической составляющей Я-образа личности в процессе жизнетворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE «I» FROM A POSITION OF CONSTRUCTION PROCESS OF A COURSE OF LIFE OF THE PERSON

In article the analysis of an image «I» of the person in the course of construction of a course of life is made, the attention to value of a spiritual component of an image «I» of the person in the course of construction of a course of life is paid.

Текст научной работы на тему «Образ «я» с позиции процесса жизнетворчества личности»

ОБРАЗ «Я» С ПОЗИЦИИ ПРОЦЕССА ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

О. Ю. СУТОРМИН

В статье проводится анализ Я-образа личности с позиции жизнетворческого процесса, также уделяется внимание значению акмеологической составляющей Я-образа личности в процессе жизнетворчества.

Ключевые слова: Я-образ, жизнетворчество, психология, духовное развитие личности, самосознание, самоактуализация.

В истории психологии многие ученые уделяли понятию Я-образа самое пристальное внимание. Это понятие одно из основополагающих. Я-образ личности непосредственно связанно с понятием самосознания. Самосознание есть особая форма сознания, которая, также как и сознание, имеет отражательную природу [11].

В психологической литературе «Я» обычно выступает, как субъект мышления. Нас, прежде всего, интересуют категориальные критерии Я-об-раза, то, как субъект воспринимает себя, когда он активно включается в процесс жизнетворчества.

В последние годы в современной психологии значительное внимание уделяется этому процессу. В то же самое время это явление еще далеко недостаточно изучено и исследовано. Существуют разные определения жизнетворчества. Так, например, А. С. Сухоруков (1996) жизнетворчество определяет, как особую форму развития смысловой системы личности [10].

А. В. Колесникова (2003) обозначает явление жизнетворчества как творение нового бытия, новой онтологической реальности, и в ней - нового человека [4]. Несмотря на то, что понятие жизнетворчества разными авторами определяется по-разному, все они сводятся к одному жизнетворче-ство - это процесс, когда личность приобретает особое осмысление себя и особым образом выстраивает свои отношения с миром.

С целью, проанализировать соотношение Я-образа и процесса жизнетворчества личности было проведено данное исследование.

По мнению Д. А. Леонтьева (2001) задача психолога в процессе психологического консультирования заключается в оказании помощи клиенту формировать свои жизненные ориентиры самостоятельно [3]. Из сказанного следует, что личность, подошедшая к моменту жизнетворчест-

ва, должна взять ответственность за свою жизнь. Человек, сознание которого заблокировано психологическими защитами, не способен к жизне-творческой работе.

Образ «Я» - это не данная при рождении характеристика, а постоянно меняющееся представление человека о себе. Для того, чтобы личность могла вплотную подойти к процессу жизнетвор-чества, ее образ «Я» должен измениться так, чтобы личность могла принять факт, что она может сама активно влиять на свою жизнь. Критической точкой бытия, после которой личность меняет образ «Я», может быть исчерпывание смыслов существования на каком-то этапе жизни. А. В. Колесникова (2003) отмечает, что жизнетворчеству может предшествовать глубочайшее разочарование в реальной действительности, может быть, даже и отвращение к ней [4].

«Задача на личностный смысл» является динамикой осознания личностью своей сложившейся мотивационной системы; она запускается в ситуациях рассогласования между ожиданиями личности относительно собственных реакций и реально случившимися реакциями. В целом, эта форма может быть обозначена как «динамика самопознания». Форма «конфликтного смысла» запускается в ситуациях неизбежной противоречивости действий человека относительно его сложившейся мотивационной системы, что является проявлением противоречивости между собой отдельных частей самой этой системы. Эта форма представляет собой «динамику выбора» [2]. В случае, когда существование на какой-то период утратило смысл, личность действительно подходит к ситуации выбора. Ей нужно решить остаться в той реальности, которая уже существует и не устраивает ее или самой создать новую реальность, изменив свое восприятие уже существующей си-

туации и выбрав для себя новое представление о себе.

Смысл жизнетворчества как духовно-творческой установки состоит в создании второй реальности - новой жизни, которая будет лучше и справедливее, чем настоящее, в котором пребывает человек, взявший на себя функцию Творца [4]. Только теперь личность подходит к основной трансформации в самовосприятии, теперь она готова принять новый Я-образ - образ Творца своей жизни.

Возникает закономерный вопрос, любая ли личность может принять себя как Творца или существуют определенные предпосылки в ее образе «Я»?

Согласно В. М. Русалову (2006) А. Маслоу считал, что далеко не все люди достигают уровня самоактуализации. А точнее, не более 10 % способны самоактуализироваться, т. е. развернуть полностью свой жизненный потенциал в современном обществе, а 90 % не способны этого сделать. Происходит это потому, что, для самоактуализации, помимо внутренних психологических механизмов и опыта, необходимо соблюсти еще ряд внешних социальных условий: во-первых, следует удовлетворить биологические потребности человека (иметь хорошую пищу и экологию); во-вторых, иметь крышу над головой и достойный заработок; в-третьих, иметь семью; и, в-четвертых, завоевать уважение окружающих. И только тогда, человек способен достигнуть уровня самоактуализации (акме, говоря нашим языком) и жить метапотребностями: свободы, красоты, целостности, творчества, трансцендентности и т. д. [7].

Более того, образ «Я» того, кто подходит к моменту жизнетворчества, должен отличаться позитивной оценкой себя, своих возможностей и способностей. Соотношение оптимизма и пессимизма в жизни человека без сомнений очень важно. Оно определяет качество самовосприятия и восприятие жизни [1]. А. В. Селин (2009) также считает, что люди, склонные оценивать свое настоящее как негативное, в меньшей степени ориентированны на будущее. Их отношение к настоящему фаталистическое, беспомощное и безнадежное, временная перспектива людей характеризуется как несбалансированная, с преобладанием негативных оценок прошлого, настоящего и будущего. Отмечается снижение относительно нормативных показателей осмысленности жизни, фрустрация рефлексивных процессов и склонность к экстремальному локусу контроля [8]. Можно с уверенностью утверждать, что негативный образ «Я» действительно усугубляет измене-

ния жизнетворчества личности, что выражается в негативных оценках настоящего периода жизни и снижении активности рефлексивных процессов. Также важную роль в развитии личности обретает отношение человека к событиям своей жизни, восприятие их как «акме-событий».

Роль мощного оценивающего сигнала, способного определить выбор жизненного пути человека, выполняют положительные эмоции [1]. Можно сказать, что при негативном Образе «Я» отношение к будущему более негативно, временная перспектива сужена. Нарушаются процессы целеполагания и прогнозирования будущего, снижается удовлетворенность результатами прожитой жизни и ощущение эмоциональной насыщенности жизни. Такая личность не способна определить смысл своего существования и перейти к фазе жизнетворчества.

В то же время именно зрелой личности, подошедшей к наивысшей точки экзистенциального развития, которая активно включается в процесс жизнетворчества, свойственен поиск смысла жизни. Представления человека о себе постоянно меняются, и когда он подходит осознанно к процессу построения жизни, его образ «Я» тоже претерпевает изменения [9]. Именно такой личности, свойственно положительное восприятие себя, более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному.

Тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. Действительно, стремление к смыслу обладает тем, что в американской психологии получило название «ценность для выживания». Наибольшие шансы выжить, даже в экстремальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать [12]. Таким образом, личность, готовая к жизнетворческому процессу, осознает смысл своего существования. Ее образ «Я» - образ человека, наполненного не только положительным отношением к себе, но и отвагой изменить свою жизнь, уверенностью, что это возможно. Процесс жизнетворчества начинается тогда, когда человек подходит к такой точке существования, за которой его представления о себе меняются, и основной идеей его образа «Я» становится представления о себе как о Творце жизни.

В то же время, когда мы говорим о создании жизни, мы предполагаем создание той реальности, которая устраивает человека. Это возможно только через расширение восприятия мира, наполнение своего существования особым смыслом.

Любая попытка восстановления внутренней силы предполагает в качестве важнейшего условия успеха отыскание некоторой цели в будущем. Горе тому, кто не видел больше ни цели, ни смысла своего существования, а значит, терял всякую точку опоры. Вскоре он погибал. Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос [9]. Этот посыл действительно очень важен. Личность, которая включена в активный процесс жизнетворчества, знает, куда она идет (цель существования). Эта личность знает, кто она в этом мире - ее образ «Я» осмыслен и четко сформулирован.

Такой личности свойственны черты самоактуализирующейся личности, о которой говорил А. Маслоу (2008): безусловное принятие себя и других, отсутствие искусственных защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других людей. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженным воздействиям извне. Для них характерны свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном, чувство общности с человечеством в целом, дружба с другими самоактуализирующимися личностями, то есть узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие; отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях, готовность учиться у других, устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло, они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. Самоактуализирующейся личности свойственна креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях [5]. Эта форма обозначает динамику движения зрелой, адаптированной личности, ориентированной на свое творческое развитие и ставшей его субъектом. Она и является «жизнетворчест-вом» в узком смысле этого слова; ее критерием могут быть принципы «развитие ради развития» или «максимума развития» [10].

Целостность поведения в различных сферах жизнедеятельности человека и есть собственно

проявление деятельности во всем ее объеме. Це-леполагание на этом уровне представляет собой некий «жизненный план» [13]. Сюда могут быть отнесены все «творческие задачи» и «задачи «потенциального Я». Решая их, человек проверяет и реализует свои не актуализированные ранее возможности [6]. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, именно там мы призваны и ощущаем необходимость измениться самим [12]. Личность, которая участвует в процессе жизнетворчества, постоянно ощущает потребность меняться. Данная потребность глубоко отличается от потребности измениться тревожной личности, ибо жизнетворческая личность последовательно и осмысленно меняет образ «Я». В. Франкл (1990) считал, что для такого человека жизнь не просто имеет смысл, но сохраняет смысл в любых условиях и при любых обстоятельствах, видя смысл даже в страдании и продолжая строить свою жизнь. Смысл должен быть найден, но не может быть создан. В поисках смысла человека направляет свою совесть [12].

Смысл жизнетворческой личности - сама жизнь, ее сотворение, сотворение себя в ней. Таким образом, можно сделать вывод, что образ «Я» личности, расширяющей восприятие мира, такой же многогранный, как сам процесс жизнетворчества. И даже если допустить, что процесс жизнетворче-ства в полном его смысле может быть свойственен только актуализировавшейся личности, задача психолога и психотерапевта дать возможность личности находящейся в критической ситуации увидеть и принять тот факт, что она может прийти к самовосприятию себя, как Творца жизни и значит активно включиться в процесс жизнетворчества.

Литература

1. Бодалев А. А., Вайзер Г. А., Карповой Н. А., Чуковского В. Э. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. М., 2004.

2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. М., 1983.

3. Леонтьев Д. А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // I Всерос. науч.-практ. конф. по экзистенциальной психологии: мат-лы сообщений / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. С. Мазур, А. И. Со-сланда. М., 2001, С. 100-109.

4. Колесникова А. В. Жизнетворчество как способ бытия русской интеллигенции. Новосибирск, 2005.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008.

6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.

7. Русалов В. М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? // Psikhologi-cheskii zhurnal. 2006. № 005. P. 83-91.

8. Селин А. В. Жизненный путь личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания. Курск, 2009. URL: http://www.lib.ua-ru.net

9. Степанов С. Виктор Франк // Школьный психолог. №19/2001. URL: http://psy.1september.ru

10. Сухоруков А. С. Жизнетворчество и формы движения смысловой системы личности. МГУ им. М. В. Ломоносова. 1996. URL: http://www.psycho-logy.ru

11. Талайко С. В. Психология личности: курс лекций: учеб.-метод. пособие. Мозырь, 2006.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйд-мана. М., 1990.

13. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.

* * *

IMAGE «I» FROM A POSITION OF CONSTRUCTION PROCESS OF

A COURSE OF LIFE OF THE PERSON

O. Yu. Sutormin

In article the analysis of an image «I» of the person in the course of construction of a course of life is made, the attention to value of a spiritual component of an image «I» of the person in the course of construction of a course of life is paid.

Key words: image «I», construction of a course of life, psychology, spiritual development of the person, consciousness, self-actualization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.