УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ ОПЫТА ДЕТСТВА НА ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО ДЖ. ГОРДОНА БАЙРОНА
© 2013
Т.В. Шелег, аспирант
Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого, Черкассы (Украина)
Аннотация: В статье рассматривается роль детского опыта личности в ее жизнетворчестве на основании анализа жизненного пути и творчества Дж. Гордона Байрона. Особое внимание уделяется переживанию эксквизитных ситуаций детства и формированию психологических защит, детерминирующих специфику индивидуального жиз-нетворчества во взрослом возрасте.
Ключевые слова: детство, жизнетворчество, защитные механизмы психики, эксквизитная ситуация.
Положение об императивности ранних этапов онтогенеза - один из главных постулатов психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм и др.). Ученые этого направления подчеркивают важность окружающей среды ребенка в развитии его личности, и выражают точку зрения, согласно которой детство является важным этапом становления личности, а детский опыт влияет на возникновение личностных особенностей, в том числе и расстройств.
Эта идея была взята нами за основу изучения жиз-нетворчества личности. В результате расширения рамок понятия о творчестве, его проявлений, определенной универсализации творческой деятельности, человеческая жизнь стала восприниматься как творческий акт, как продукт творческой деятельности. Также сформировалось убеждение о всеобъемлющих творческих возможностях, присущих всем людям и актуализирующихся в разной степени под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Этот аспект творчества вызывает особый интерес психологов, поскольку жизнетворче-ство связано со способностью обычного человека реализовать творческий потенциал в организации собственной жизни.
Понятие жизнетворчества разрабатывается украинскими и российскими учеными в рамках экзистенциальной психологии (Д. Леонтьев, А. Сухоруков, Е. Пурло), а также психологии жизнетворчества (Л. Сохань, И. Срмаков, М. Левченко, Л. Яновская и др.).
Процесс жизнетворчества ученые относят ко взрослому возрасту (25-45 лет), когда у человека достаточно развита способность преобразовывать и расширять жизненный мир, изменять и организовывать свою систему отношений в процесс ее развития [1, с.192].
Рассмотрение процесса жизнетворчества через призму самоактуализации, на наш взгляд, способно более глубоко проникнуть в природу жизнетворчества и проанализировать предпосылки его своеобразности для каждой личности. В то же время, несмотря на специфику жизнетворчества каждой отдельной личности, мы предполагаем некую универсальность механизма ее формирования. Принимая во внимание положение психоанализа об императивности детского опыта, мы считаем, что сформировавшиеся в ранние периоды онтогенеза психологические механизмы защиты вследствие переживания эксквизитных ситуаций влияют на особенности жизнетворчества личности во взрослом возрасте.
Проблема роли психологических защит в своеобразии жизнетворчества человека до сих пор остается неразработанной. В связи с этим, цель нашей статьи - изучить влияние детского опыта, в частности, эксквизитных ситуаций и защитных механизмов психики на своеобразие жизнетворчества личности.
В качестве иллюстративного материала при осуществлении данной цели исследования считаем целесообразным использовать жизненный путь и творческое наследие одного из величайших поэтов-романтиков Дж. Гордона Байрона. Более глубокое осознание жиз-нетворчества личности, по нашему мнению, возможно путем анализа и интерпретации творческого наследия личности параллельно с изучением биографических фактов, воспоминаний современников и т.д.
И. Франко называл поэтов романтической школы «открывателями бессознательного», поскольку именно бессознательный элемент стал основой поэтической образности в поэзии эпохи романтизма, когда творчество стало рассматриваться как следствие бессознательного вдохновения. Согласно взглядам представителей школы психоанализа, художественное произведение можно интерпретировать как способ проявление чувств, сублимации бессознательных переживаний автора.
Произведения романтиков в этом отношении являются особенно ценными и информативными. В поэзии (в сравнении с прозой) бессознательный элемент более концентрирован, выражен, так как для нее характерна чрезвычайная эмоциональная насыщенность, обусловленная мощными проявлениями активизированных глубинных энергетических потоков бессознательного. Поэтому многие поэты моменты творения своих произведений сравнивают с «приступами умопомешательства» (Л. Украинка), когда бессознательное вырывается наружу в форме художественного произведения в моменты обостренного психического состояния, принося тем самым некоторое облегчение автору, что по сути своей есть ничем другим как защитным механизмом психики [2, с. 36].
Сквозь строки поэтических произведений Дж. Гордона Байрона прослеживается эмоциональное и психическое состояние автора, что способствует более полному пониманию процесса его жизнетворчества, чем он описан в рамках биографии.
Для изучения личности как субъекта жизнедеятельности, а также для выявления общих закономерностей развития личности в процессе жизни в психологии широко используется психобиографический метод.
Модель исследования творческой личности посредством этого метода была разработана академиком В. Моляко. Поскольку согласно принципам гуманистической психологии, в частности теории самоактуализации, каждый человек считается потенциально творческим, использование вышеуказанной модели кажется достаточно оправданным и информативным для анализа не только творчества, но и жизнетворчества личности. В. Коновальчук адаптировала и дополнила этот алгоритм анализа личности весомыми элементами, что позволяет брать во внимание глубинные психологические процессы при изучении жизнетворчества личности.
По мнению исследовательницы, при изучении жизнетворчества важен не только детский, но и пре- и перинатальный опыт личности, эксквизитные ситуации индивидуального развития личности, обуславливающие формирования структурных компонентов психики, в частности - психологических защит. Необходимо также исследовать роль психологических защит личности, как глубинной системы психики, детерминирующей протекание психических процессов, их проявление в социальной среде, роль в процессе жизнетворчества [3].
Для изучения особенностей жизнетворчества Дж. Гордона Байрона через призму его детского опыта мы используем психобиографический метод и метод психоанализа.
За внешней оболочкой распутного, дерзкого, любящего жить на широкую ногу поэта, страстного любителя
женщин, которых он менял, «как перчатки», скрывается личность творца - субъекта и объекта жизнетворчества, человека, творящего свою жизнь именно «таким» образом, выстраивающего «именно так», а не иначе свои отношения с людьми и своим внутренним миром.
Судя по биографическим данным, Дж. Байрон не был плодом чистой любви. Б. Эйслер называет его ребенком страсти. Отец женился на матери по расчету, намереваясь поправить свое финансовое положение, это был его второй брак. Джек Байрон, отец поэта, имел прозвище «сумасшедший Джек», был чрезвычайно вспыльчивым, безнравственным, бесхарактерным человеком. Таким же был и его брат, который, будучи пьяным, совершил убийство родственника [4].
Мать поэта обладала скверным характером: раздражительная, капризная и тщеславная, она в припадках бешеного гнева рвала на куски свои платья и шляпки, ругалась последними словами и жестоко била своего ребенка. Отец ее покончил жизнь самоубийством в ванне; а другой близкий родственник пытался отравиться [4].
В семье таких эмоционально нестабильных людей, обедневших аристократов, родился будущий поэт. В доме Байронов не было любви, царила напряженная обстановка и бушевали страсти. Родители развелись, и отец вскоре умер. С семейной жизнью у Байрона стали ассоциироваться скандалы и ссоры.
С детства Байрон проявлял необузданный и своенравный характер. В приступе «violent passion» (дикой ярости) он рвал одежду, а однажды чуть не перерезал себе ножом горло [4]. Чрезвычайная темпераментность, обусловленная наследственностью, могла бы быть смягчена условиями раннего воспитания и раннего жизненного опыта, но из-за особенностей характера матери, женщины своенравной, нервной и яростной, ситуация лишь усугублялась.
Врожденная хромота доставляла будущему поэту много страданий, как в физическом, так и в моральном плане. Современные эксперты в области медицины объясняют его физический порок как следствие полиомиелита или дисплазии. Сам же Байрон обвинял мать в своей хромоте, так как она слишком сильно затягивала корсет во время беременности, что могло стать причиной внутриутробной травмы [5, с. 7]. Из-за своего физического недостатка Джордж считал себя уродливым, был объектом насмешек. Больнее всего, что этим упрекала его мать: вместо того, чтобы щадить его, напротив, пользовалась любым обстоятельством, чтобы оскорблять и терзать мальчика. Так, однажды в припадке гнева она обругала его «хромой скотиной». Ребенок, услышав это оскорбление от родной матери, побледнел как полотно, но сдержал себя и со слезами на глазах просто ответил: «Я не виноват, я родился таким, мама!» Этих оскорблений Байрон впоследствии никогда не мог простить своей матери и всю свою жизнь не мог забыть их [4].
Такие эксквизитные ситуации, очевидно, не были редкостью в жизни мальчика. Зачастую они были связаны с эмоциональными переживаниями по поводу физического недостатка (неполноценность, униженность), ассоциировались с матерью и окружающими людьми.
Отношение общества к своему физическому недостатку приводили его в ярость (это был обычный способ выражения эмоций в семье, который с младенчества наблюдал Джордж и стал им бессознательно пользоваться).
А. Маслоу в своей теории самоактуализации утверждает, что удовлетворении низших (базовых потребностей) на начальных ступенях онтогенеза - физиологических (голод, жажда), потребности в безопасности (уверенность, избавление от страха и неудач), потребность в любви и принадлежности к некой социальной группе, а также потребность в одобрении, уважении и признании - обеспечивают возможность легкой и беспрепятственной реализации потенциала [6, с. 27]. Анализ биографических материалов свидетельствует о том, что близкое
окружение не дало возможности маленькому Байрону в детстве чувствовать себя защищенным, нужным и любимым.
А. Маслоу считает, что ранняя фрустрация потребности может зафиксировать индивида на определенном уровне функционирования. То есть движение к самоактуализации невозможно, пока индивид не освободится от доминирования низших потребностей, например потребности в безопасности и уважении, как в случае с Дж. Байроном.
Ребенок, не пользовавшийся достаточной популярностью в семье или среди сверстников, может быть занят поиском способов удовлетворения потребности в уважении и почете всю свою жизнь вместо удовлетворения высших потребностей, в частности потребности в самоактуализации. Такое поведение можно объяснить активизацией защитных механизмов психики, путем которых взрослый человек пытается избежать психологического дискомфорта, связанного с первичной экскви-зитной ситуацией детства. Как следствие, человек будет занят решением несуществующих проблем, связанных со своей фиксированностью на травме или нерешенной ситуации «родом из детства». Из-за неспособности осознать это человек имеет меньше шансов для полной самоактуализации, предусматривающей успешное жиз-нетворчество. «Самоактуализация - это не отсутствие проблем, а движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим» [6, с. 28].
Осознание и принятие реальных проблем открывает человеку путь к удовлетворению высшей потребности -потребности в самоактуализации. Психологическая защита как бегство от реальности, приводит к истощению творческого «Я», а каждый акт реализации механизмов защиты осуществляется путем «поедания» тела творческой самости, так же как и мифические герои, летая на гигантских птицах, кормили их своим собственным мясом [7, с. 147].
В таком случае психическая энергия расходуется впустую, ради ситуативного облегчения психического состояния человека, вместо того, чтобы быть направленной на полную реализацию творческого потенциала, а значит и на жизнетворчество личности.
Анализируя жизнетворчество Дж. Байрона, следует обратить внимание, что под влиянием защитных механизмов психики, сформированных в детстве, его поведение, организация жизненных событий, построение отношений с другими людьми были направлены на удовлетворение потребности в признании, уважении, которых он не испытывал в детстве в силу сложившихся жизненных обстоятельств и специфики его раннего окружения.
Настойчивость поэта на этом пути дала свои плоды: «Я был сначала самым непопулярным мальчиком в школе,- рассказывает он сам в своем дневнике, - но впоследствии стал вожаком».
После выхода в свет «Чайльд-Гарольда», поэта стали почитать, он стал затребованным обществом, к чему бессознательно стремился долгие годы. К своим 24 годам он не только стал известным, но и заметно похорошел, похудел, изнуряя себя жесткими диетами и голодом, что впоследствии подорвало его здоровье, благодаря приложенным усилиям и силе воли [4].
Даже, добившись успеха и признания, он не мог успокоиться, снова и снова искал признания и любви, как бы подтверждая свой статус всеобщего любимчика, пользуясь большим успехом у женщин.
Биографы отмечают, что он был очень тщеславным, любил всегда и во всем быть первым, разыгрывать роль вождя или покровителя чересчур интересовался мнениями о себе окружающих, особенно представительниц прекрасного пола.
Данные его биографии свидетельствуют о чрезмерной увлеченности Байрона женщинами, между тем, судя по записям в его дневниках, поэт был не очень высокого мнения о женщине: «Я смотрю на них, как на очень ми-
лые, но низшие существа... , как на взрослых детей; но я всегда раб одной из них». Но попытки создать полноценную семью у Байрона так и не получилось [4].
Мы связываем эту особенность жизнетворчества поэта со специфически сформированным образом женщины в детстве: две значимые женские фигуры его детства - мать, приступы ярости которой по отношению к сыну сменялись трогательной нежностью, и няня Мей Грей, отклики о которой весьма неоднозначны. Ее имя связывают с первым сексуальным опытом маленького Байрона. Сам Байрон, очевидно, вспоминал именно об этом периоде своего детства, когда в 1821 году в «Отдельных воспоминаниях» писал: «Страсти во мне проснулись очень рано, так рано, что мне никто не поверит, если я скажу и опишу все подробности» [4].
Во взрослом возрасте эти самые страсти молодого человека набирали оборотов, что проявлялось в его распутном образе жизни. Вследствие такого воспитания, у Байрона сформировался весьма противоречивый образ женщины: с одной стороны - она загадочна, умна, у нее есть чему поучиться (как няня), но с другой стороны - она доминантная, нетерпеливая, непонимающая и мстительная (как мать). Сформировавшаяся на такое неоднозначное восприятие женщины защитная реакция заключалась в недоверии к представительницам прекрасного пола. Его романы были многочисленными, но недолговечными и создавали ему славу ловеласа. Согласно одной истории, получившей широкую огласку после смерти Байрона, он выдавал одну из девушек за своего брата или кузена, одевая ее в мужскую одежду. Однако «случай закончился нелепо, поскольку у «юного джентльмена» случился выкидыш в гостинице на Бонд-стрит, к неописуемому ужасу горничных» [4].
Возможно, ему нравилось унижать некоторых, так же, как унизила его когда-то пренебрежительной репликой: «Зачем мне этот хромой мальчишка!» первая любовь - Мэри Чеворт. Это была одна из самых сильных эксквизитных ситуаций его жизни.
Единственной на свете женщиной, на которую не распространялось более чем скептическое отношение к прекрасному полу, была сестра по отцу Августа, с которой его связывали помимо родственных, длительные любовные отношения. Ей он посвятил некоторые из своих произведений, обращаясь к ней как «любимая сестра» и просто «любимая».
Ты из смертных, и ты не лукава,
Ты из женщин, но им не чета.
Ты любовь не считаешь забавой,
И тебя не страшит клевета.
Интересно, что дословный перевод этих строк «Станцев к Августе» звучит так: «Ты женщина, но ты не отречешься, не бросишь.». Это еще раз свидетельствует о недоверии поэта ко всем женщинам, которые могут порвать отношения, потому он бросал своих любовниц сам, когда они ему надоедали.
Посредством общения с сестрой, любовницей и единомышленником в одном лице ему, видимо, удавалось хоть ненадолго обрести психологический комфорт, удовлетворяя свои базовые потребности. Позже он говорил леди Блессингтон: «Августа знала о всех моих слабостях, но любила меня настолько, чтобы мириться с ними. Она давала мне такие хорошие советы, но, поняв, что я не способен следовать им, любила и жалела меня еще больше, именно потому, что я ошибался» [4].
Именно такого понимания Дж. Байрон в свое время не получил от матери и уже во взрослом возрасте у него появилась возможность отреагировать детские желания, заместив мать Августой.
Женитьба Байрона на Анабелле Милбэнк была по-видимому попыткой остепениться и обрести душевное равновесие, которого он по большому счету никогда и не имел. Любви между молодыми людьми не было, их характеры были очень разными, поэтому брак, в котором была рождена дочь Августа-Ада, закончился раз-38
водом. Истинные причины развода остаются загадкой, хотя некоторые биографы утверждают, что они связаны с инцестуозной связью поэта со своей сестрой, сексуальной ориентацией поэта, жестоким и грубым отношением к жене в припадках бешеного гнева. Ведь недаром леди Байрон консультировалась по поводу возможного сумасшествия мужа с доктором. Хотя любовь к Байрону была сильной, женщина настояла на разводе, напоминая Байрону в письме о «его искреннем и непреодолимом отвращении к семейной жизни и его желании и решимости с самого начала избавиться от ее уз, которые он считал крайне нетерпимыми.» [4].
Причины такого отношения к браку и семье мы находим в детстве поэта. Он признавался одному из своих друзей: «С раннего детства у меня появился страх перед семейными узами от вида домашних ссор» [4].
По всей видимости, свою семью он неосознанно строил по примеру, увиденного в детстве. Детский страх перед семейными ссорами во взрослой жизни реализовался в виде таких же семейных раздоров, причиной которых был он сам. Бессознательно Дж. Байрон был ориентирован на освобождение от брачных уз, хотя в реальности делал попытки сберечь семью, боялся потерять тех, с которыми испытывал душевный комфорт. Обращаясь к дочке Аде, он пишет: Дитя любви! Ты рождена была В раздоре, в помраченьях истерии, И ты горишь, но не сгоришь дотла, И не умрут надежды золотые. После развода Байрон с головой окунулся в распутную жизнь, которая пагубно влияла на его здоровье, занимался общественной деятельностью, боролся за освобождение Греции. «Я буду тратить деньги на девок, пока у меня еще есть порох в пороховницах. Я не проживу долго и поэтому должен брать от жизни все.» [4]. Такая позиция поэта, наблюдавшаяся на протяжении всей его жизни, возможно, связана с чувством неполноценности. В детстве его считали не таким, как все из-за физического недостатка, на что он весьма яростно реагировал. Позже приступы ярости сменились защитным поведением: «раз я отличаюсь от других, то могу не соблюдать норм и правил, которых придерживаются они, ведь я - другой».
Таким образом, у него проявляется тенденция к нарушению запретов, что проявляется в демонстративном поведении - содержании диких животных в доме (медведь, обезьяны, павлины и т.д.), совместное проживание с женщиной в виде пажа, увлечение молоденькими мальчиками и многое другое, что его жена и сестра Августа относили к проявлениям психического расстройства.
То, что подобное поведение было недопустимо в обществе, его не волновало. Внешняя холодность, гордое и презрительное молчание в отношении к людям, интересующимся подробностями его личной жизни, по нашему мнению, были защитой, под которой скрывался ранимый и мягкий человек с детским комплексом неполноценности.
При анализе жизнетворчества Дж. Гордона Байрона, прослеживается зависимость особенностей его жизнет-ворчества от условий развития на ранних этапах онтогенеза. Таким образом, фиксированность личности на некоторых дефицитарных моментах эмоционального опыта детства отражается не только в ее творческих произведениях, но и особенностях организации своих жизненных событий, а также на построении отношений с другими людьми. То есть, детский опыт детерминирует специфику жизнетворчества личности.
Перспективу исследований в этом направлении видим в дальнейшем изучении механизмов жизнетворче-ства, что даст более обширное представление о предпосылках формирования личности, способной самостоятельно творить свою жизнь и быть ответственной за свой выбор, поскольку такая личность является одной
из наибольших ценностей современного общества._
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Яновська Л. В. Динашка здатносп до житте-творчосп особистостi у дорослому вiцi : Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Яновська Лариса Володимирiвна ; Швденноукр. держ. пед. ун-т iм. К. Д. Ушинського . -Одеса, 2006. - 234 с.
2. Зборовська Н. Психоаналiз i лггературознавство: Посiбник/ Зборовська Неллi Вiкторiвна. - К.: Академвидав, 2003. 392 с.
3. Коновальчук В. I. Використання бiографiчного методу для дослiдження проблеми творчо! реалiзацil особистостi // Вюник iнституту розвитку дитини. Вип.24. - Серiя: Фiлософiя, педагогiка, психологiя: Збiрник на-укових праць. - К.: 2012. - 175 с.
4. Марчанд Л. Лорд Байрон: Заложник страсти /
Лесли Марчанд [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.libros.am/book/read/id/287567/slug/lord-bajjron-zalozhnik-strasti.
5. MacCarthy,F. Byron: Life and Legend/ Fiona MacCarthy. - London: John Murray, 2002. - 674 p.
6. Maslow, A. H. «Gritique of Self-Actualization» / Abraham Harold Maslow// Journal of Individual Psychology, 1959 p.
7. Марков С. Л. Захисш мехашзми як вихвдш патер-ни творчого розв'язання проблем/ С. Л. Марков// Вчеш записки Ушверситету економiки та права «КРОК»: зб. наук. праць. - Кшв, 2009. - Т.3. - №30. - С.145-153.
8. Байрон Дж. Гордон. Собрание сочинений в четырех томах: пер. с англ. Б. Пастернака / Джордж Гордон Байрон.- М: Правда, 1981. - 1600 с.
CHILDHOOD EXPERIENCE INFLUENCE ON ZHYZNETVORCHESTVO
GEORGE GORDON BYRON
© 2013
T.V. Sheleg, a graduate student
Cherkasy National University named after Bogdan Khmelnitsky, Cherkassy (Ukraine)
Annotation: On the basis of the analysis of Ceorge Gordon Byron's life and poetry the influence of childhood experience on the personal life creativity is considered. Special attention is paid to childhood exquisite situations and the formation of psychological defenses that determine particular character of individual life creativity in adulthood. Keywords: childhood, life creativity, defense mechanisms, exquisite situation.
УДК 37.08.082:378(4-15)
КАДРОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ В ШКОЛАХ СТРАН
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
© 2013
Е.С. Ковальчук, кандидат педагогических наук, докторант Восточноевропейского национального
университета имени Леси Украинки
Луцкий национальный технический университет, Луцк (Украина)
Аннотация: В статье представлен анализ кадровых стандартов педагогических лидеров в отдельных странах Западной Европы. Автор выделили три категории требований на должность директора школы, в зависимости от содержания и количества профессиональных компетентностей, необходимых претенденту, образовательной политики страны и национального законодательства.
Ключевые слова: директор школы, кадровый стандарт, профессиональные компетентности, педагогический лидер, страны Западной Европы.
Одним из ключевых векторов реформирования образования в странах Западной Европы конца ХХ века стала модернизация системы управления учебными заведениями ориентированная на предоставление школам большей автономии. Процесс внедрения управленческих новшеств выдвинул дополнительные требования к подготовке руководителей учебных заведений, которые в условиях реструктуризации школы должны стать лидерами учебно-педагогического коллектива. Кроме умений администрирования и организации работы в коллективе, педагогические лидеры автономных школ должны демонстрировать способности к постоянному самосовершенствованию, к поддержке и стимулированию других участников учебного процесса, необходимых для успешного достижения профессиональных и учебных целей; должны развивать ответственное поведение, внедрять инновации и уметь принимать профессиональные решения.
Поиск подходов к реформированию сферы школьного управления в Украине заставляет отечественных разработчиков образовательной политики обращаться к опыту европейских стран, имеющие значительные достижения в этой сфере.
Модернизация управления образованием западноевропейских школ предусматривает: введение новой этики управленческой деятельности, базируется на принципах взаимоуважения, положительной мотивации; демократизации процедуры назначения руководителей учебных заведений, их аттестации, повышении компетентности
управленцев всех уровней, воспитании лидеров в сфере образования.
Анализ ряда общеевропейских нормативных документов [1-5] и научных работ зарубежных исследователей (Б. Понт (B. Pont), Д. Нюш (D. Nusche), Д. Хопкинса (D. Hopkins), А. Тайпале (A. Taipale), М. Андерсена (M. Anderson), П. Гронна (P. Gronn), А. Джексона (A. Jackson) и др.) дает возможность выделить стандарты квалификации педагогических лидеров необходимых для управления автономным учебным заведением. Особый акцент в программных и научных документах сделан на наличии компетентностей лидера, предопределяющих эффективность управления школой.
Таким образом, цель работы - проанализировать стандарты квалификации директоров школ в странах Западной Европы и определить содержание и особенности формирования требований к этим стандартам, а также определить профессиональные компетентности необходимые педагогическому лидеру для управления школой.
Новые векторы развития национальных систем образования в странах Западной Европы были определены Программой развития образования и профессиональной подготовки 2010 (Education and Training 2010), утверждённой Советом Европы в марте 2002 года [2]. В Программе 2010 Европейская Комиссия призвала государства - члены Европейского Союза к:
- дальнейшему сотрудничеству в области национального законодательства и образовательной практики