Научная статья на тему 'Вопросы жизнетворчества личности студентов в образовательной среде колледжа'

Вопросы жизнетворчества личности студентов в образовательной среде колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО / COURSE OF LIFE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / ГРАЖДАНСКОЕ СОЗНАНИЕ / CIVIC CONSCIOUSNESS / AWARENESS / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / SUBJECTIVE POSITION / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIAL BEHAVIOR / CREATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крыжановская Елена Станиславовна

В статье рассматривается жизнетворчество как целенаправленное включение студентов колледжа в решение реальных проблем собственной жизни, основывающееся на осознании ими целей, ценностей и смысла своей жизни. Способность к жизнетворчеству рассматривается автором как важный компонент в подготовке нового поколения студентов среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE POTENTIAL OF A STUDENT’S PERSONALITY IN COLLEGE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the phenomenon of creative potential as purposeful inclusion of college students in solving real problems of their own lives that is based on the realization of their goals, understanding of values and meaning of their life. Ability to be creative is considered as an important component in the training process of a new generation of students of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Вопросы жизнетворчества личности студентов в образовательной среде колледжа»

Международный информационно-аналитический журнал «CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (03). Март 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 378.4 ББК 74.56 К85

Е. С. Крыжановская Иркутск, Россия

ВОПРОСЫ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА

В статье рассматривается жизнетворчество как целенаправленное включение студентов колледжа в решение реальных проблем собственной жизни, основывающееся на осознании ими целей, ценностей и смысла своей жизни. Способность к жизнетворчеству рассматривается автором как важный компонент в подготовке нового поколения студентов среднего профессионального образования.

Ключевые слова: жизнетворчество; профессиональное становление; жизненный путь; социальная активность; социокультурная среда; гражданское сознание; субъектная позиция; социальное поведение. UDC 378.4 BBK 74.56

E.S. Kryzhanovskaya Irkutsk, Russia

CREATIVE POTENTIAL OF A STUDENT'S PERSONALITY IN COLLEGE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the phenomenon of creative potential as purposeful inclusion of college students in solving real problems of their own lives that is based on the realization of their goals, understanding of values and meaning of their life. Ability to be creative is considered as an important component in the training process of a new generation of students of secondary vocational education.

© Крыжановская Е. С., 2015

Key words: creative potential, professional development, course of life, social activity, socio-cultural environment, civic consciousness / awareness, subjective position, social behavior

Человек, определивший для себя жизненные предпочтения и ориентации, качественно отличается от человека, «плывущего по течению», действующего под влиянием случайных обстоятельств. Он строит свою жизнь в соответствии с определёнными ориентациями, с той перспективой, которую полагает адекватной своей подлинной сущности. Эта ориентация придает различным видам его деятельности адекватную направленность: та деятельность дает результат и приносит удовлетворение, в которой человек стремится выразить свою сущность. Реализуясь в ней, творя себя, человек обретает смысл своей жизни, его самоопределение относительно связи личного бытия «своего мира» с бытием социума является основой жизнетворчества личности.

Учитывая причины, побуждающие нас к тому или иному поступку, мы регулируем своё поведение в социуме, исходя из цели, определенной нами в качестве стержневой для нашего существования, входящей в смысл нашей жизни или ведущей к нему. От направления, которое человек выбирает в юношеские годы, будет зависеть его дальнейшая судьба, весь будущий жизненный путь.

В психолого-педагогических науках жизнетворчество рассматривается в контексте жизнедеятельности человека как процесс «самостроительства» жизненного пути. Жизнедеятельность при этом понимается как внутренняя и внешняя активность личности в конкретных условиях.

Категории, составляющие жизнетворчество личности, рассматривались К. А. Абульханово - Славской, Б. Г. Ананьевым, А. А. Бодалёвым, Н. А. Бердяевым, А. Введенским, С. И. Гессеном, Н. А. Логиновой, И. И. Мечниковым, В. С. Соловьёвым, Б. М. Тепловым, Л. С. Франклом, В. Э. Чуднов-ским, П. Штомпкой и др. Сущность этих категорий отражает реальные проблемы, связанные с определением жизнетворчества личности в социокультурном пространстве жизнедеятельности человека.

Качественным проявлением жизнедеятельности человека является его активность как «особое высшее личностное образование, связанное с жизненным путем» человека и проявляющееся в «формировании жизненной позиции, жизненной линии, смысла и концепции жизни»[Абульханова, 1999]. При этом важна «не только зависимость личности от её жизни, но и зависимость жизни от личности» [Абульханова, 1999]. «Личность выступает как причина и движущая сила жизненной динамики, интенсивности, содержательности жизни, преобразуя, направляя своей активностью ход жизни, объективную логику событий» [Абульханова, 1999].

Каждый человек осмысливает свой жизненный путь. Осмысление ценностей и целей определяет основную линию жизнедеятельности человека. Смысл жизни может меняться в зависимости от целей, которые ставит перед собой личность. Смысловой подход в обосновании жизнетворчества связан с изменчивостью и динамичностью природы смысловых структур и наиболее адекватен концепции «изменяющейся личности в изменяющейся системе отношений» [Ядов, 1975]. Понимание смысла собственной жизни, своего рода смыслоопре-деление является первой отправной точкой в жизнетворчестве личности.

Цели человека и формирующиеся на их основе ценностные ориентации будут основой смысла жизни и жизнетворчества личности. Цели и ценностные ориентации складываются, исходя из нравственных позиций, на которых стоит человек. Цель является основой смысла жизни, и выступает средством в осуществлении его. Она ведет человека, побуждая к действию, к творчеству в построении своей деятельности, к изменению своей судьбы.

Определяя механизмы, руководящие жизнью человека, мы увидели единую систему, включающую: смысл жизни; возможности постижения этого смысла через реализацию цели (её адекватность); ценности; свободу, несущую позитивизм; свободу выбора, свободу воли и свободу действий. В связи с этим следующей категорией жизнетворчества нами выделена свобода, но не «вообще» свобода, а ее позитивное начало.

Свобода является одним из ключевых понятий при рассмотрении проблемы бытийной сути жизнедеятельности как в философии, так и в психолого-педагогических науках, и в самом общем виде свобода определяется как реальный способ становления и существования человека. Стремление человека к свободе и равенству как к одним из первичных целей жизни было всегда. Свобода - это не только великая ценность, но и бремя личной ответственности за принятые решения, за жизненное самоопределение. Понимание свободы - такими мыслителями, как Н. А. Бердяев, С. И. Гессен, В. С. Соловьёв, С. Л. Франк, В. Франкл, П. Штомпка, рассматривающих свободу в единстве с творческим процессом созидания человеком самого себя, - позволяет выделить позитивную свободу в качестве компонента жизнетворчества.

Позитивная свобода человека выступает как модифицированный путь созидания индивидом своей жизни. В какой мере человек организует и направляет события своей жизни, строит собственную среду развития, в той мере он является субъектом жизнедеятельности.

Нами выяснено, что в понятии жизнедеятельности отражается активная роль человека в собственной судьбе. Активность человека зависит от его зрелости, самобытности и характеризует социальное поведение личности. Социальная активность - это одно из внешних проявлений склонности человека к созиданию своего жизненного пути. И это внешнее проявление связано с деятельностью человека, направленной на построение социокультурной среды, адекватной для личности. Поэтому мы видим необходимость рассмотрения жизне-творчества человека в контексте особенностей проявления его активной субъектной позиции, отраженной в социальном поведении (поступках), в общении, труде и познании.

Мы считаем, что в основе социокультурной деятельности человека лежат, прежде всего, гражданские отношения, включающие совокупность общественных связей и выступающие по отношению к индивиду как «среда», в которой развертывается жизнетворчество личности. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы,

свои поступки и действия с позиции интересов общества. Социальная активность как отражение гражданской позиции человека включает «культуру межнационального общения, правовую культуру, воспитание в духе мира и ненасилия» (Е. В. Бондаревская, С. И. Гессен, В. А. Сластенин, Е. А. Ямбург и др.).

Следующим основополагающим компонентом жизнетворчества личности является, на наш взгляд, творчество, так как является не только его основой, но и компонентом, характеризующим качество рассматриваемого явления.

Творчество всегда имеет продукт, но оно не только и не столько создание продуктов, ценностей, идей, сколько создание человеком для себя нового мира в этом творчестве. Несомненное условие творчества - это творение человеком самого себя. Человек всегда пытается стать кем-то, и, что естественно, приводит себя к конкретному виду деятельности или образу жизни. И только став по-настоящему профессионалом, постигнув все искусы и тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой - человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: любви, красоты, сострадания (Б. Г. Ананьев, Н. А. Бердяев, А. А. Бодалев, Н. А. Логинова, И. И. Мечников, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.).

Жизнь человека - это осознанный путь становления его смысловых, целевых и ценностных основ. При выборе и определении этих основ человек руководствуется степенью своей свободы, свободы для созидания себя и того мира, в котором он будет осуществлять свой жизненный путь. Степень свободы человека определяется наличием позитивной сути этой свободы, включающей в себя свободу воли, свободу выбора и свободу позитивного действия. Как нами выяснено, свободный человек изначально творец, творец себя, творец окружающего мира. Свободный человек, всегда идёт по пути личного прогресса, сам определяет сферу своего существования в этом мире - путь и сферу своего жизнетворчества.

В целом жизненный путь человека есть показатель его жизнетворчества, проявляющийся в его жизнедеятельности, его можно рассматривать и в каче-

стве субъективных регуляторов жизнедеятельности, «интегральные «вершинные» структуры личности - характер и талант, жизненная направленность и жизненный опыт» [Леонтьев, 1997]. Как проявления жизнетворчества, и как качество осуществляемой человеком жизнедеятельности.

Жизнетворчество можно рассматривать как направленность развития зрелой личности, делающей творчество предметом своих центральных устремлений [Сухоруков, 1997]. «Жизнетворчество - включение личности в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям ее изменения, создание среды жизни» [Бондаревская, 2001].

С учетом этой позиции принципиально целенаправленное включение студентов в решение реальных проблем собственной жизни, основывающееся на осознании ими целей, ценностей и смысла своей жизни. Проблеме творческого построения жизненного пути человека как качеству его жизнедеятельности, посвящен ряд исследований, убеждающих, что жизнетворчество является составляющей категорией жизнедеятельности человека, значимым показателем её качества.

Таким образом, изменение собственной жизни является результатом актуализации ее проблем, их осознания, нахождения их смысловых и ценностных ориентиров для решения этих проблем. В связи с этим можно определить жиз-нетворчество как осознаваемый человеком процесс реализации своих стремлений к изменению собственной жизни в результате мыслительной и практической деятельности, через самореализацию своего творческого потенциала. Выбор адекватной жизненной технологии, ведущей к решению проблемы, также несет в себе творческое начало. Это может привести и к изменению среды жизнедеятельности согласно смысловым, целевым и ценностным установкам.

Жизнетворчество может быть одной из регулятивных идей образовательного процесса в колледже.

Оно ориентирует личность на активизацию внутренних сил для самореализации, вносит новые смыслы в образовательный процесс, осмысливая его в но-

вом контексте с позиции необходимой его непрерывности, как условие собственного саморазвития человека в течение жизни.

Компоненты жизнетворчества просматриваются в самих понятиях «жизнь» и «творчество» и могут выстраиваться с учетом основных личностных позиций индивида, отражать способность и готовность субъекта к созиданию собственной жизни. Среди них:

• позитивные целевые и ценностные установки личности, (нравственные, духовные, профессиональные, личностные ценности);

• адекватное понимание индивидом смысла жизни (реалистичность, конструктивность);

• социальная активность личности как проявление гражданской позиции;

• креативность (способность удовлетворения потребностей, наличие продукта, выраженного в личностных достижениях, оригинальность, адекватность);

позитивная свобода как жизнеспособность личности (свобода «для»).

Психологическим основанием жизнетворчества личности, на наш взгляд, является её самоактуализация, которая сфокусирована на различии между низшими (несовершенными) и высшими (растущими) потребностями.

Самоактуализация и жизнетворчество - это психологическая и бытийная суть жизни человека. Человек творит свою жизнь в течение всего периода его жизнедеятельности. Проблемой становится качество творимой им жизни. Оно зависит от нескольких моментов: исповедуемых нравственных ценностей, смысловых ориентиров деятельности и способов ее осуществления, целей личности.

Изменение собственной жизни в результате мыслительной и практической деятельности находит отражение в поведении человека, регулируемом смысловыми установками, включенными в ценностные ориентации личности.

Жизнетворчество как осознаваемая человеком деятельность возникает на пике соединения ценностных ориентаций личности и его сферы деятельности, понимаемой как определенная социальная структура, в которую включена лич-

ность. В нашем случае - это образовательная деятельность и культуросообраз-ная среда педагогического колледжа, выступающая как ситуация, в рамках которой создаются условия, способствующие жизнетворчеству личности. Жизне-творчество как процесс и результат регулирует нижние уровни диспозиционной системы, влияя на элементарные фиксированные установки, руководящие поведенческим актом. В свою очередь поведенческий акт человека направлен на жизнетворчество. В этой системе зависимость уровней друг от друга возникает только в том случае, если человек осознанно вступает на путь жизнетворчества.

Жизнетворчество как осознаваемая человеком деятельность возникает на пике соединения ценностных ориентаций личности и сферы его деятельности, в которую включена личность. В педагогическом колледже - это образовательная деятельность в условиях специально организованной социальной среды, ориентированной как на развитие профессионализма студента, так и его личности.

Таким образом, жизнетворчество как процесс и как результат жизнедеятельности может быть системообразующей категорией при организации образовательного процесса в педколледже.

Пути жизнетворчества конкретного человека во многом зависят от социокультурного пространства, в котором он находится, и от его возможности самостоятельно определять и создавать ту социальную и культурную среду, которую он считает адекватной своим ценностным и смысловым ориентирам.

Жизнетворчество личности, выступая ориентиром образования в педколледже, предполагает как самореализацию студентов уже в процессе профессиональной подготовки, так и развитие их ориентации на самоосуществление и творчество в будущей жизни: профессиональной, образовательной, семейной, досуговой и т. д.

Локальное исследование [Крыжановская, 2003], проводимое в колледже, было специально посвящено развитию у студентов ориентации на жизнетвор-чество. Работа осуществлялась в контексте организации культуросообразной

среды в ситуации профессионального обучения. В эксперимент были включены студенты - будущие социальные педагоги.

Были выделены три уровня развития жизнетворчества студентов.

Распределение студентов, участвующих в эксперименте, по уровням жизнетворчества

Группы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

кол. % кол. % кол. %

Контрольная группа 14 23,3 20 33,3 26 43,4

Экспериментальная группа 13 21,6 20 33,3 27 45,1

Высокий уровень жизнетворчества характеризуется следующим. Студенты теоретически понимают, что такое «смысл жизни» и определяют собственный смысл жизни. Они подкрепляют его обоснование целевыми и ценностными установками, с позиции позитивной свободы, через теоретическое осознание и практическое проявление социальной активности как гражданской позиции. При этом, творчески подходя к решению жизненной проблемы (ситуации), в последующем они способны оценивать свои личностные достижения.

Средний уровень жизнетворчества отличается тем, что студенты, теоретически осмысливают и практически определяют собственный смысл жизни. Но они не подкрепляют его целевыми установками, хотя определяют ценностные установки с позиций позитивной свободы, через теоретическое осознание, но без практического проявления социальной активности. У них наблюдается творческий потенциал в решении жизненных ситуаций, но они не всегда способны оценить свои личностные достижения.

К низкому уровню проявления жизнетворчества мы отнесли студентов теоретически понимающих, но практически не определяющих смысл собственной

жизни. Определение целевых и ценностных установок не является стимулом к их проявлению в практической жизни. У них наблюдается построение жизнедеятельности с позиций свободы «от», без проявления социальной активности.

На первом этапе локального эксперимента, проводимого в педколледже, в двух группах была зафиксирована следующая картина. И хотя проблема развития жизнетворчества студентов на первых этапах решалась локально, эта работа позволила «вынести» ее на обсуждение для определения ориентиров организации образовательного процесса в колледже в целом и в первую очередь - при осмыслении экспериментальной ситуации обучения в колледже.

Библиографический список

1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные педагогические труды. Москва - Воронеж, 1999. 224 с.

2. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. №1. С. 17-24.

3. Крыжановская Е. С. Культуросообразная среда обучения студентов педагогического колледжа как фактор жизнетворчества личности: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. С. Крыжановская. Иркутск, 2003. 157 с.

4. Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997. № 6. С. 13-27.

5. Сухоруков А. С. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы: ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 25 с.

6. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. 105 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.