УДК 159.923+159.9.19
ФЕНОМЕН АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЖИЗНЕТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
О.Ю. Сутормин (Владивосток)
Аннотация. Рассматривается акмеологическая составляющая личности в процессе жизнетворчества. Процесс жизнетворчества анализируется как духовный процесс расширения познания личностью окружающего мира. По мнению автора, к процессу жизнетворчества может приступить только личность, достигшая высокого уровня акме. В то же время психологу важно научиться стимулировать и поощрять тенденцию к жизнетворчеству личности.
Ключевые слова: жизнетворчество; духовное развитие; акме; личность; саморазвитие; самоактуализация; взаимодействие с миром.
В нашей стране уделяется значительное внимание жизнетворчеству. Нам представляется актуальным расширить представление об этом процессе и рассмотреть духовную составляющую личности, которой может быть свойственно жизнетворчество, так как исследование этого процесса находится лишь в начале пути, а теоретическое и прикладное значение его бесспорно и отмечалось многими авторами. Так, Д.А. Леонтьев (2001) определял жизнетворчество, как личностно ориентированную практику развития и коррекции отношений с миром [7. С. 100-109]. А. С. Сухоруков (1996) считал, что жизнетворчество -«максимум развития», так как последняя форма движения смысловой системы личности является наиболее жизнетворческой [14].
А.В. Колесникова (2003) обозначала явление жизнетворчества как творение нового бытия, новой онтологической реальности, и в ней - нового человека [6]. Л.В. Сохань (2011) определяет жизнетворчество как духовно-практическую деятельность личности, направленную на творческое проектирование и осуществление ее жизненного проекта [15].
Как следует из приведенных определений, все они в своей основе сводятся к одному: жизнетворчество - это акмеологический процесс, направленный на расширение восприятия личностью окружающего мира.
Целью данной статьи является анализ акмеологической составляющей личности, приступившей к жизнетворчеству или только намеревающейся соприкоснуться с этим процессом. Нам представляется важным рассмотреть взаимосвязь процесса жизнетворчества и акме личности как максимума духовного развития человека.
В психологии акме - это вершина, на которую поднимается человек в своем индивидном, личностном и субъектном развитии [2]. Для нас закономерен вопрос, можно ли объективно измерить «акмеологи-ческую» зрелость личности? Можно ли вообще фиксировать динамику акмеологического созревания личности, да еще в процессе ее жизне-
44
Феномен акмеологической составляющей жизнетворческой личности
творчества? Думается, мы еще далеки от такой возможности по той простой причине, что не разобрались в концептуальном аппарате, который используем для описания зрелой личности, достигшей высокого уровня акме, как далеки и от полного понимания самого жизнетворческого процесса.
Акме человека может проявляться в наивысшем уровне ценностных ориентаций, конкретизирующихся в его отношении к разным сторонам действительности и оказывающих опосредованное или непосредственное воздействие на совершаемые им поступки, которые, как правило, свидетельствуют о нравственном калибре его личности [2]. В случае, когда мы говорим о личности в процессе жизнетворчества, нужно иметь в виду, что эта личность достигла такого уровня своего акмеологического развития, когда может брать на себя роль активного участника жизненного процесса. Такая духовно развитая личность отличается высоким уровнем нравственности, благодаря чему строит особые отношения с действительностью. Ее ценностные, нравственные ориентиры позволяют ей взять на себя роль Творца своей жизни. Эта личность самоактуализирована. Разумеется, таких личностей не может быть много, а значит, и сам процесс жизнетворчества не может быть массовым явлением.
Зрелый субъект может быть сопоставлен с высшим уровнем развития личности, традиционно называемым в западной психологии уровнем «самоактуализации». По мнению А. Маслоу, далеко не все люди достигают уровня самоактуализации. А точнее, не более 10% способны самоактуализироваться, т. е. развернуть полностью свой жизненный потенциал в современном обществе, а 90% не способны этого сделать. Происходит это потому, что для самоактуализации, помимо внутренних психологических механизмов и опыта, необходимо соблюсти ряд внешних социальных условий: во-первых, следует удовлетворить биологические потребности человека (иметь хорошую пищу и экологию); во-вторых, иметь крышу над головой и достойный заработок; в-третьих, иметь семью; в-четвертых, завоевать уважение окружающих. И только тогда, по мнению А. Маслоу (2006), человек способен достигнуть уровня самоактуализации (акме) и жить метапотребностями свободы, красоты, целостности, творчества, трансцендентности и т. д.
Нравственные свойства - это тоже свойства субъекта, которые созревают в акмеологическом смысле также довольно поздно, примерно в те же годы, что и характеристики «мировоззренческой» эмоциональности, а при отсутствии адекватных условий социальной среды -никогда [13]. Истинная акмеологическая зрелость, позволяющая приступить к процессу жизнетворчества, наступает, когда человек не только достигает вершины в развитии акме, но и становится способен расширить восприятие мира как нечто, что эта личность способна создавать. Более того, его духовная зрелость и активное взаимодействие с
45
№ 42
Сибирский психологический журнал
2011 г.
окружающей жизнью позволяет ему «строить» свою жизнь. Такая жизнетворческая личность отличается уровнем акме, при котором ее духовной потребностью является потребность передать плоды своего развития другому, стать образцом и эталоном, достойным подражания и тиражирования своего опыта посредством обучения других восприятию жизненного процесса.
Г.С. Прыгин и Р.А. Ахмеров (2005) считали, что существует и другой важный аспект зрелости человека - аспект, характеризующий достижение психическими образованиями своего наивысшего (акмео-логического) значения, обеспечивающими человеку так называемый личностный рост, наивысшие уровни его развития. Зрелость - одна из характеристик духовного развития, его определенная ступень или конкретная фаза. Принципиальное отличие акмеологической зрелости от дефинитивной состоит в том, что первая относится к целостным образованиям и структурам психики человека, а не к отдельным психическим и психофизиологическим свойствам и функциям. Достигнув определенной вершины, акмеологическая зрелость не останавливается на этом уровне, а продолжает расти [10]. Для нас это существенный момент в осмыслении акмеологической составляющей жизнетворческой личности. Прежде всего это необходимо, чтобы принять важный, с нашей точки зрения, факт: акмеологическая зрелость - это не константа, которую достигает жизнетворческая личность, а меняющаяся и постоянно развивающаяся величина. Во-вторых, нужно помнить, что жизнетворчество - не застывшая единица, это процесс, а значит, меняющаяся величина, которая определяется акмеологической зрелостью личности.
Как известно, наиболее зрелой психологической единицей является субъект. От чего зависит зрелость субъекта? В первую очередь от самого субъекта, его индивидуальности, личности и индивидных свойств, которыми он располагает. Только зрелый индивид, только зрелая личность, только зрелая индивидуальность может «породить» зрелого субъекта. Однако зрелость субъекта не наступает автоматически после того, как индивид, личность и индивидуальность достигли своей зрелости. С точки зрения В.М. Русалова (2006), решающая роль в формировании зрелого субъекта принадлежит, бесспорно, социальным, политическим, нравственным, а более широко - духовным факторам [13]. Мы уже приняли, что жизнетворчество - это осознанный процесс, характеризующий человека, акмеологическая составляющая которого достигла высокого уровня. В то же время если личность - это составляющая субъекта, зрелость, которого определяется зрелостью личности, то возникает закономерный вопрос: кому свойствен процесс жизнетворчества - личности или субъекту как более зрелой и масштабной психологической единице? На этот вопрос нам предстоит еще ответить. Вместе с тем когда мы говорим об акмеологической состав-
46
Феномен акмеологической составляющей жизнетворческой личности
ляющей высокого уровня, возникает другой закономерный вопрос: кто определяет этот уровень? Ответ может быть один: сам человек, который готов «создавать» свою жизнь.
С. Л. Рубинштейн (1976) считал, что одним из основных признаков субъекта является его способность к саморазвитию, самоопределению, самосовершенствованию, другими словами, способность достигать высшего оптимального уровня своего развития, своего идеала [11]. Этот вывод важен для нас, так как процесс жизнетворчества, в том числе и достижения высокого уровня акмеологической составляющей, невозможен без саморазвития, самосовершенствования. Жизнетворчество направлено на достижение высшего оптимального уровня духовного развития, ну а если так, то возможно ли, чтобы личность осознала себя как целостное образование и достигла уровня субъекта? Ей и нужен процесс жизнетворчества как способ развития и существования в мире, как способ развития своей акмеологической составляющей.
Э.А. Голубева (2005) отмечает, что акмеологические аспекты интеллекта и характера достигают своего апогея к 25-45 годам. Достигнув своей вершины, они продолжают развиваться и дальше. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования повышения эффективности интеллекта у людей преклонного возраста, если они продолжают заниматься профессиональной деятельностью [4]. Исходя из этого, процесс жизнетворчества может начаться только тогда, когда ментальный и мотивационный опыт, копинг-стратегии и другие содержательные характеристики достигнут определенного уровня, а значит, человек должен достичь определенного акмеологического состояния, которое может быть свойственно только определенному возрасту.
Исследования Cook-Greuter (1994) высших уровней самопонимания взрослых людей свидетельствуют о том, что они достигаются тогда, когда субъект понимает ограниченность когнитивных, рациональных способов объяснения стабильности своего внутреннего мира и начинает осознавать динамику изменяющихся, временных ценностно-смысловых образований внутренней реальности [19]. В этом случае возникает состояние, когда личность характеризуется такой акмеологической составляющей, при которой она готова перейти на новую стадию самовосприятия, что соответствует новому, более высокому уровню акмеологического развития. Наступает момент, когда, пройдя критическую точку невозврата своего прошлого восприятия, личность может стать жизнетворческой и называться «жизнетворческой», достигая такого уровня акме, когда она приходит к акмеологической зрелости.
В.Э. Чудновский (1999) определял зрелость как период стабилизации личности, период, когда уже накоплен значительный жизненный опыт и вместе с тем сохраняется достаточно далекая жизненная перспектива. Однако характер такой стабилизации существенно обусловлен своеобразием формирования смысложизненных ориентаций на
47
№ 42
Сибирский психологический журнал
2011 г.
предыдущих возрастных этапах. В ряде случаев период зрелости может быть временем «ломки» смысложизненных ориентаций и поиска нового жизненного смысла. В этой связи можно выделить различные типы изменений смысложизненных ориентаций на протяжении жизни человека:
- эволюционные, постепенные изменения, частично затрагивающие структуру смысложизненной иерархии, но не нарушающие ее основы, главного компонента иерархии. При этом видоизменяется, но не исчезает «главная линия» жизни;
- эволюционные изменения, постепенно приводящие к качественному преобразованию структурной иерархии смысла жизни;
- революционные изменения, крутые повороты в жизни человека, приводящие к «ломке» прежней структурной иерархии, что имеет два следствия:
а) создание иерархической структуры нового типа и появление новой «главной линии» жизни;
б) исчезновение иерархической структуры смысла жизни, замена ее «конгломератом» смыслов [18. С. 74-80].
Для нас интересен третий тип изменений, так как чаще всего именно он ведет к амеологическому прорыву и увеличивает вероятность того, что личность достигнет такой акмеологической зрелости, когда будет способна продолжить свое развитие через процесс жизнетворчества.
Акмеологическая составляющая жизнетворческой личности неразрывно связана с понятием смысла. Личность, достигшая высокого уровня акме, а именно о такой личности мы говорим, упоминая жизнетворческий процесс, наполняет свою жизнь особым смыслом. В свое время
К. Обуховский (1972) отмечал: «Как свойством птицы является потребность летать, так свойством взрослого человека является потребность найти смысл своей жизни» [9. С. 183]. Мы можем предположить, что новое акмеологическое смыслонаполнение связано с жизнетворчеством.
С.Л. Рубинштейн (2002) считал, что смысл жизни каждого человека определяется только в отношении содержания всей его жизни с другими людьми. Все вопросы, которые затрагивают мировоззрение, ответ на которые определяет то, как человеку жить и в чем искать смысл жизни, формируются одним вопросом - о природе человека и его месте в мире [12]. Следовательно, акмеологическая составляющая жизнетворческой личности определяется особым смыслом восприятия существования и взаимодействия с окружающим миром.
К. А. Абульханова-Славская (1991) размышляла о смысле жизни как выражении стремления личности, ее потребности, подтверждении ее реальных достижений, реальной способности выразить себя в формах жизни. Таким образом, смысл жизни - это не только будущее, не только перспектива, но и мера свершенного человеком, оценка достиг-
48
Феномен акмеологической составляющей жизнетворческой личности
нутого собственными силами по важным для личности критериям [1]. Можно сказать, что акмеологическая составляющая жизнетворческой личности нацелена в смыслонаполнении жизни на будущее, причем прочно стоит на опыте прошлого.
По отношению к смысложизненным ориентациям русский религиозный мыслитель начала XX в. профессор В.Ф. Марцинковский (1996) выделял четыре группы людей. Четвертая группа - это люди, нашедшие смысл жизни. Они начали с того, что перестали искать его в себе, в темной, бессмысленной жизни повседневного опыта, ибо это все равно, что искать света в темном погребе [8]. Они нашли жизнь осмысленную или, что то же, обрели Живой Смысл, приняли Его и пошли за Ним [16]. Действительно, жизнетворческая личность наполняет свою жизнь особым акмеологическим смыслом: для нее жизнь -это творение, творческий процесс созидания. Возможно, на высоком акмеологическом уровне жизнетворческого процесса границы между этой личностью и Жизнью стираются, и апогеем развития и существования такой личности является ее слияние с жизнью в сознании этой личности. Б.С. Братусь (1988) писал о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью, смертностью индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека [3].
Бессмысленно искать смысл жизни только в рамках биологического существования, утверждал Е.Н. Трубецкой (1995). Тот смысл, который мы ищем, в повседневном опыте нам не дан и нам не явлен
[17]. Для нас это означает, что в процессе жизнетворчества акмеологическая составляющая личности выходит за рамки обыденного, повседневного существования. Тогда мы опять возвращаемся к тому, что только духовно развитая личность может вырваться из рамок повседневного опыта и активно созидать свою жизнь и мир вокруг себя.
Э. Кант (1966) считал, что существенное отличие человека умещается во всем том, что образовывает личность. То обстоятельство, что человек может владеть представлениями о собственном «я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, которые живут на Земле. Смысл жизни не вне, а внутри человека, он имманентен личности. Фактором, образующим смысл жизни, является идея, которая принимает вид этического закона, обязанности, которая доведена до полноты понимания высшего блага, внутренне переживаемого человеком как одухотворенно-приподнятое состояние [5]. Для нас этим высшим благом является жизнетворчество как наивысшая ступень акмео-логического развития личности с наивысшим уровнем развития акмеологической составляющей.
В контексте исследования проблемы смысла жизни: смысл жизни не существует сам по себе как некий атрибут реальности вообще. Он -в осознании индивидом своего человеческого бытия, а это и есть про-
49
№ 42
Сибирский психологический журнал
2011 г.
явление личности человека. Именно человеческий смысл дает индивиду в жизненных ситуациях ориентир добровольного самоподчинения этическому закону, который поднимает человека над его собственной природой. Условием и духовной формой такого возвеличивания человека над собой является осознание им своего места в мире [5. С. 11]. Процесс жизнетворчества неразрывно связан с осознанием места человека в мире. Акмеологическая составляющая жизнетворческой личности возвеличена в своей духовной форме Творца.
А.В. Колесникова (2005) характеризовала жизнетворчество как духовно-творческую установку, которая имеет своим истоком возрожденческий пафос свободы и мощи человеческой личности и является следствием противопоставления мира, данного Творцом, и мира, сотворенного человеком. Смысл этой установки - в создании второй реальности - новой жизни, которая будет лучше и справедливее, чем то настоящее, в котором пребывает человек, взявший на себя функцию Творца [6]. На наш взгляд, акмеологическая составляющая жизнетворческой личности не спорит и не конкурирует с Творцом, она сама становится этим Творцом.
С.Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что человек не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия [11]. С нашей точки зрения, Творец действует через жизнетворческую личность, и в этом случае жизнетворческая личность на акмеологическом уровне осознает себя Сотворцом. Она принимает это и наполняет свою жизнь смыслом создателя действительности вокруг нее.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что проблема изучения акмеологической составляющей жизнетворческой личности носит не только прикладной характер, позволяющий психологу, работающему с людьми, ставить перед собой задачу стимулировать и поощрять тенденцию к жизнетворчеству личности, она имеет экзистенциальный характер осмысления места человека в мире и его взаимодействия с этим миром. Таким образом, явление жизнетворчества как пика акмеологического развития личности и сам феномен акмеологи-ческой составляющей жизнетворческой личности требуют дальнейшего тщательного изучения и проработки.
Литература
1. Абульханова-СлавскаяК.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Карпова Н.А., Чуковский В.Э. Смысл жизни и акме:
10 лет поиска. М.: Смысл, 2004. 328 с.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. 301 с.
4. Голубева ЭА. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: Феникс, 2005.
С. 512.
5. Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Наука, 1966. Т. 6. 352 с.
50
Феномен акмеологической составляющей жизнетворческой личности
6. Колесникова А.В. Жизнетворчество как способ бытия русской интеллигенции. Но-
восибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. 147 с.
7. Леонтьев Д.А., Мазур Е.С., Сосланда А.И. Жизнетворчество как практика расши-
рения жизненного мира // 1-я Всерос. науч.-практ. конф. по экзистенциальной психологии. М.: Смысл, 2001. С. 100-109.
8. Марцинковский В.Ф. Смысл жизни. М.: Либрис, 1996. 270 с.
9. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
10. Прыгин Г.С., Ахмеров Р.А. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности // Psikhologicheskii zhurnal. 2005. № 6. Р. 12-31.
11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
13. Русалов В.М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? // Psikhologicheskii zhurnal. 2006. № 5. Р. 10-31.
14. Сухоруков А. С. Жизнетворчество и формы движения смысловой системы личности.
М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. Электронный ресурс: http://www.psychology.ru
15. Сохань Л.В. Концепция жизнетворчества. 2011. Электронный ресурс:
http://www.gumer.info
16. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. 293 с.
17. Трубецкой Е.Н. Избранное. М.: Республика, 1995. 325 с.
18. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии.
1999. № 2. С. 74-80.
19. Cook-Greuter S.R. Rare Forms of Self-Understanding in Mature Adults // Transcendence and Mature Thought in Adulthood. The Further Reaches of Adult Development / Ed. by M.E. Miller, S.R. Cook-Greuter. London: Rowman and Littlefield Publishers, Inc., 1994.
PHENOMENON OF THE SPIRITUAL MAKING PERSON IN THE PROCESS OF CONSTRUCTION OF THE COURSE OF LIFE Sutormin O.Ju. (Vladivostok)
Summary. The spiritual component of the person in the course of construction of its course of life is surveyed. Process of construction of a course of life is analyzed, as spiritual process, expansions of knowledge by the person of world around. According to the author, the person who has reached of high level of spiritual development can start process of construction of life only. During too time to the psychologist will important learn to stimulate and encourage a tendency of aspiration of the person to build the course of life.
Key words: construction of a course of life; life construction; spiritual development; the person; self-development; self-actualization; interaction with the world.
51