Научная статья на тему 'Жизнетворческая среда как фактор развития студентов экономического колледжа'

Жизнетворческая среда как фактор развития студентов экономического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЖИЗНЕТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рупняк М. В.

Статья посвящена обоснованию условий создания жизнетворческой среды развития студентов экономического колледжа, эффективность которой обеспечивается обогащением учебной и внеучебной деятельности студентов жизнетворческим содержанием, проектированием и реализацией самомоделей как результата самореализации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life-creative environment as factor of students' development in economic college

The author of the article proves the conditions for forming a life-creative environment of students' development in an economic college. Its efficiency is provided by students' study and out-of-study work enrichment with life-creative content, designing and realisation of self-models as a result of students' self-realisation.

Текст научной работы на тему «Жизнетворческая среда как фактор развития студентов экономического колледжа»

М. В. Рупняк

ЖИЗНЕТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Работа представлена кафедрой педагогики Педагогического института Южного федерального университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. Н. Коновалъчук

Статья посвящена обоснованию условий создания жизнетворческой среды развития студентов экономического колледжа, эффективность которой обеспечивается обогащением учебной и внеучебной деятельности студентов жизнетворческим содержанием, проектированием и реализацией самомоделей как результата самореализации студентов.

The author of the article proves the conditions for forming a life-creative environment of students’ development in an economic college. Its efficiency is provided by students’ study and out-of-study work enrichment with life-creative content, designing and realisation of self-models as a result of students’ self-realisation.

Адаптивность, диверсификация и вари- гуманитаризация образования определяют

ативность, демократизация гуманизация и качественные изменения, происходящие в

сфере среднего профессионального образования. В исследованиях посвященных среднему профессиональному образованию рассматриваются вопросы, связанные с развитием личностных качеств и самореализацией студентов, целью образовательного процесса становится подготовка специалистов владеющих современными технологиями, с высокой духовно-нравственной позицией. В среднем профессиональном образовании востребованным становится исследование процессов воспитания на основе средового подхода, что позволило нам определить приоритетное направление исследования, связанного с организацией жизнетворческой среды развития студентов. Выйти на уровень обоснования понятия жизнетворческой среды развития студентов нам способствовало рассмотрение положений культурно-исторической психологии развития личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн), изучение работ посвященных образовательной и воспитывающей сред и анализ немногочисленных исследований феномена жизне-творчества. Категорию «жизнетворчество» как психологическое понятие рассматрива-ет в своём исследовании А. Д. Сухоруков, как особую форму развития личности, как динамику движения зрелой, адаптированной личности, ориентированной на свое творческое развитие и ставшей его субъектом1.

В концепции Л. В. Сохань, жизнетворчество представлено как особенная и выс -шая форма проявления творческой природы человека, как духовно-практическая деятельность личности, направленная на творческое проектирование и осуществление ее жизненного проекта. Разрабатывая, и реализуя свой жизненный сценарий, личность овладевает искусством жить - особым умением, базирующимся на глубоком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств, методов и технологий жизнетворчества.2 Д. А. Леонтьев рассматривает жизнетворчество как личностно-ориентированную практику развития и коррекции отношений с миром, отличи-

тельная черта которой заключается в том, чтобы не давать человеку конкретные жиз-ненные ориентиры, а научить его искать или формировать эти жизненные ориентиры самостоятельно.3 Автор отмечает, эвристическую ценность идеи жизнетворчества и факт того, что во всех ранее известных формах жизнетворчество выступает как растворенная в других видах практики (психотерапевтической, педагогической, религиозной, организационно-деятельностной и др.) и неотделимая от них.4

В педагогических исследованиях понятие «жизнетворчество» трактуется как са-мовоспитание, самостоятельность, творческое отношение к миру, к себе как само-созидание; как процесс вариативного оригинального конструирования и реализации собственной, глубоко индивидуальной (самобытной) жизнедеятельности, обеспечивающий оптимальный вариант развития личности через самореализацию.5 Самореализация представляется как процесс само-изменения, включающий личностное осмысление и решение жизненных задач в системе его взаимодействия с миром, путем социально принятых и ситуативно-возможных способов поведения личности и раскрытия творческого потенциала личности как субъекта жизни.

В понимании воспитательной среды мы опирались на представления этой ключевой дефиниции личностно-ориентированного воспитания академика Е. В. Бондаревской. «Воспитательная среда - духовное, материальное (предметное) и событийное наполнение личности, создающее условия для ее самореализации, жизнедеятельности саморазвития, раскрытия творческого потенциала, повышения уровня нравственной воспитанности».5 В системе личностно-ориентированного воспитания Е. В. Бондарев-ская выделяет различные среды самореали-зации личности: среда родительского дома, академическая среда, оздоровительная среда, досуговая среда и др.6

В исследовании В. Н. Коновальчук рассматривается ценностный потенциал жиз-

нетворческого пространства как совокуп-ности различных сред - ценностно-смысловой, культуросозидательной в процессе освоения школ самостановления: «Я творю себя» направленной на понимание личностью самой себя, развитие отношений с другими людьми - «Я творю отношения», познание и преобразование окружающего мира - «Я творю окружающий мир», осознанное отношение к ряду жизненно важных проблем - «Я творю свою жизнь».7

С целью выявления условий создания жизнетворческой среды как фактора развития студентов в экономическом колледже мы осуществили экспериментальную проверку ее эффективности в Ростовском кол -ледже РГЭУ «РИНХ». Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что состояние образовательной среды колледжа, характеризуется с одной стороны, содержательными занятиями, благоприятной атмосферой учебного заведения, студенты участвуют в управлении колледжем, с другой - недостаточным педагогическим сопровождением развития личности и организацией досуга в колледже. Система отношений студентов к профессии менеджера отличается осознанностью, но потребность в самореализации и актуализация резервов модели жизненного проектирова-ния студентов не является ценным для будущей жизни и профессиональной деятельности.

Исследование отношения преподавателей к проблемам организации жизнетворческой среды развития студентов в колледже показало, что реализация методов и форм организации жизнетворческой среды развития студентов носит случайный характер и зависит от эрудиции, опыта и интересов каждого отдельного преподавателя. В процессе преподавания специальных дисциплин проблеме профессионального творчества не придается должного значения, учебную деятельность студенты рассматривают как репродуктивную, поэтому не достигают творческого уровня развития опыта творческой деятельности.

Диагностика опыта жизнетворчества студентов показала состояние развития «школ самостановления», и позволила получить необходимые исходные данные для организации развивающего эксперимента.7 Самопознание, развитие потребности в са-моизменении, самосовершенствовании, овладении способами саморегуляции не стала еще актуальной для преподавателей и студентов в условиях школы самостанов -ления» «Я творю себя». Высокие показатели студенты проявили в «школе самостановления» «Я творю отношения». Они умеют работать «в команде», сотрудничать, преодолевать конфликты, находить разумные компромиссы в общении, проявлять партнерские отношения, взаимное уважение, сотрудничество с педагогами, со сверстниками. Мы полагаем, что данные результаты связаны с подготовкой к профессии менеджера. Так, важнейшими требованиями к менеджеру любого уровня выступают организаторские и коммуникативные способности, умение управлять людьми, умение организовать коллективную работу, формировать и развивать эффективные рабочие группы.

В школе самостановления «Я творю окружающий мир» задачу анализа своих действий в различных отношениях с миром студенты не ставят. В школе самостановления «Я творю свою жизнь» студенты решают текущие жизненные задачи, но не умеют строить свой жизненный проект. Только 25% опрошенных - умеют добиваться цели своим трудом и преодолевать трудности и ошибки, 13% - ставят задачи развития таких качеств как интуиция, настойчивость, самообладание инициатива. Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали необходимость организации жизнетворческой среды развития студентов.

Опираясь, на вышеизложенные теоретические позиции и результаты констатирующего эксперимента мы определяем, жизнетворческую среду развития студентов как комплекс внешних условий и стимулов,

способствующих обогащению учебной и внеучебной деятельности, переходящих во внутренние стимулы, способствующие самореализации, саморазвитию, раскрытию творческого потенциала, развитию ценностно-смысловой сферы сознания личности, потребности в реализации личностно значимых жизненных проектов.

Методика развивающего эксперимента основывалась на жизнетворческом эффекте среды, проявляющемся в том, что через изменения во внутреннем мире личности происходит переосмысление своих дей-ствий в различных отношениях с внешним миром. Мы исходили из того, что развивающие возможности жизнетворческой среды в становлении личности реализуются за счет: интегральных эффектов среды, возникающие в системе среда - субъект; педагогического сопровождения развития личности, индивидуальной образовательной траектории; информационного обеспечения; педагогической поддержки направленной на решение проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, с жизненным и профессиональным самоопределением студентов.

В системе средств, обеспечивающих организацию жизнетворческой среды, ведущими выступают практико-ориентиро-ванный характер деятельности, комплекс педагогических ситуаций, способствующих актуализации личностных структур сознания через общение, на принципах доверия и педагогической поддержки. В систему жизнетворческих ситуаций студенты включены посредством элективного курса «Мой жизненный проект самореализации» содержащего четыре блока соответствующие школам самостановления «Я творю себя» «Я творю отношения», «Я творю окружающий мир», «Я творю свою жизнь». В каждом блоке целеполагание определяет содержание занятий имеющих систему жизнетворческих ситуаций, заданий, упражнений. Завершает блок занятий составление самобытных самомоделей студентов как творческих проектов в школах самостанов-

ления. Функциональными звеньями механизма самореализации выступают самомо-дель успешности в учебной и внеучебной деятельности, смысловой вектор самореализации студентов - личностный рост.

Анализ самомоделей показывают, что студенты выбирают те направления самовоспитания, которые наиболее значимы для них. Для этого они отвечают на ряд вопросов. Адекватна и самостоятельна ли моя самооценка? Как я строю отношения со значимыми для меня людьми? Какие средства я использую для повышения уровня самоуважения? Какие средства я использую для осознания своего физического существования, собственного тела, психического здоровья; осознания себя в деятельности, во взаимоотношениях с людьми. Данные положения позволяют нам рассматривать самомодель как структурное внутрен-нее образование личности, которое относительно образовательной деятельности студента может быть вскрыто при помощи следующей конкретизации: что Я хочу; что Я могу; что Я должен сделать сам; в чем мне необходима помощь, чтобы стать успешной личностью.

Самомодель студента представляет основу проекта как проектирования соб-ственной жизни, как планирование жизни, предполагающее определение жизненных целей, ценностей и этапов их достижения. Приоритетными для студентов обнаруживаются задачи постижения специальности менеджера. Важную роль в формировании самомодели играют способность к рефлексии и внутреннему диалогу, на основе которых студент развивает свое сознание. Содержание курса также направлено на развитие личностных смыслов как отношений личности к жизненным ценностям, являющееся устойчивым регулятором ее жизнедеятельности и поведения. «Смысловой единицей жизни», как отмечал А. Н. Леонтьев, может быть цель, мотив, потребность, чувство, позиция и другие структуры сознания. Смыслы человек находит среди ценностей жизни. Но научить смыслам невозможно.

Смыслы человек открывает и «проживает» сам в своих мыслях, переживаниях, намерениях, поступках, отношениях и других «смысловых единицах жизни», которые должны быть включены в содержание обучения и воспитания».8

Ценностью организации жизнетворческой среды развития студентов выступает то, что постижение профессии происходит одновременно с освоением школ самостановления , содержание которых позволяет питать и совершенствовать личность, что способствует развитию личностных смыслов, самореализации, моделированию и исполнению жизненного проекта средствами самомодели. В школе самостановления «Я творю себя» на основе освоения способов поведения и приёмов самоанализа и самопознания формируется способность к рефлексии и внутреннему диалогу, на основе которой студент развивает свое созна-ние. Творческий проект в школе самостановления «Я творю отношения» составлен на основе осознания студентами ценности нравственных понятий - дружбы, взаимопонимания, доброжелательности; необходимости соблюдения норм поведения в обществе, способов такого поведения, и понимании построения взаимоотношений с учетом особенностей черт характера специалиста - менеджера, сотрудников фирмы разного возраста, разных национальностей, разного пола людей.

Рассмотрение самомодели школы самостановления «Я творю окружающий мир» показывает, её направленность на: познание и преобразование окружающего мира в связи с творческим освоением специальности менеджера, развитие творческого мышления: способности переноса знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой и нестандартной ситуациях. В школе самостановления «Я творю свою жизнь» самомодель рассматривается через призму ценностей человеческой жизни. В такой деятельности происходит развитие творческого мышления посредством моделирования творческого процес-

са, осознание нравственных ценностей осуществляется с помощью моделирования способов поведения, опосредующие накопление субъектного опыта.

Характеристика успешности учебной и внеучебной деятельности, выявленная самими учащимися свидетельствовала об изменении ее оценки в пределах высокого уровня (87%). По мнению преподавателей, такие результаты были достигнуты благодаря тому, что учащиеся научились рефлексии самооценки, взаимооценки способам творческого мышления и приёмам самоанализа и самопознания.

Организацию жизнетворческой среды развития мы рассматриваем условием самоопределения студентов как способности к самостоятельному построению своей жизни, к осмыслению и регулированию жизнедеятельности, обеспечивающей формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). Исследование показало, что актуализация резервов модели жизненного проектирования студентов позволила воспринимать им данное явление, как ценное для своей будущей жизни и профессиональной деятельности.

Особенностью организации жизнетворческой среды развития студентов явилось: перенесение акцента с обучения на воспитание; превращение педагогического руководства в самовоспитание и самообразование личности приоритет самостоятельных методов и приемов образовательной деятельности студентов. Полученный результат опытно-экспериментальной работы показал, что погружение студентов в жизнетворческую среду позволяет повысить: интеллектуальный уровень, развить их мыслительную деятельность, повысить общий уровень успеваемости и активности в овладении основами профессии менеджера; осмыслить и обобщить духовные ценности и формировать систему собственных ценностных ориентаций; овладеть механиз-

мом целеобразования в своей учебной деятельности; научиться переносить теоретические знания в жизненные ситуации; овладеть рефлексией собственного поведения, ведущего к получению высокого результата образования. Приведенные данные показывают, что организации жизнетворче-

ской среды развития студентов позволяет говорить о ее эффективности при условии обогащения учебной и внеучебной деятель -ности студентов, жизнетворческим содержанием, созданием ситуаций развития смысловой системы личности, как изменение внутреннего мира.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сухорукое С. А. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы. Автореф. дис. ... канд. психол. наук, М., 1997. С. 26.

2 Жизненный путь личности / Под ред. Л. А. Сохань. Киев, 1987. С. 321.

3 Леонтьев Д. А. Алиби // Знание - сила, 1991, № 5. С.1-8.

4 Леонтьев Д. А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира //Всероссийская

научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений /Под ред. Д. А.Леонтьева, Е. С. Мазур, А. И. Сосланда. М.: Смысл, 2001. С. 100-109.

5 Бондаревская Е. В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2000. С. 12, 7; Коновалъчук В. Н. Вариативное развивающее начальное образование: Дис. ... д-ра педаг. наук: 13.00.01. - Ростов н/Д., 2005. С. 184, 190.

6 Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000.

7 Коновалъчук В. Н. Вариативное развивающее начальное образование: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов н/Д., 2005. С. 184, 190.

8 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. С. 145, 220-228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.