Научная статья на тему 'Основные тенденции вариативного развивающего образования как инновационного теоретического знания'

Основные тенденции вариативного развивающего образования как инновационного теоретического знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновальчук В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции вариативного развивающего образования как инновационного теоретического знания»

ОБРАЗОВАНИЕ

© 2005 г. В.Н. Коновальчук

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВАРИАТИВНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

В последнее десятилетие в начальной школе появляются новые системы обучения, построенные на личностно ориентированном подходе, что свидетельствует о многообразии начального образования. Этим объясняется большое количество исследований, посвященных его различным аспектам.

Анализ современного начального обучения позволил обогатить содержание вариативного развивающего начального образования стратегиями расширения возможностей индивидуального развития личности младшего школьника, которые проявляются в сущностных характеристиках вариативных систем начального обучения и сделать ряд обобщений показывающих существенные связи между явлениями и их свойствами в рассматриваемой теории.

Выявление качественных особенностей индивидуальных различий, хода развития и овладения знаниями у школьников в развивающей дидактике Л.В. Занкова построено на диагностике педагогическими средствами, что является фундаментальным открытием в отечественном развивающем вариативном начальном образовании. Л.В. Занков отмечал, что «необходимо изучить индивидуальные различия хода развития и овладения знаниями у школьников, которых учат согласно требованиям одной и той же дидактической системы. Современные научные данные говорят о том, что развитие психической деятельности зависит не только от обучения и воспитания, от воздействий социальной среды, но и от врожденных задатков, а также от других внутренних причин. Поэтому так важно выявление подлинных размеров и - что ещё важнее - качественных особенностей индивидуальных различий хода развития и овладения знаниями у школьников, обучающихся в одних и тех же педагогических условиях» [1, с. 3]. Это открытие позволяет рассматривать развивающее вариативное начальное образование как образование, способное обеспечить оптимальные варианты развития личности младшего школьника.

В 70-80-е гг. ХХ в. в связи с введением системы развивающего обучения Эльконина - Давыдова появилась возможность обеспечить оптимальные варианты развития личности младшего школьника. Это осуществилось благодаря разработке диагностического инструментария различных сторон новообразований личности младшего школьника с помощью авторских методик. Диагностике подлежит развитие у детей теоретического

мышления, содержательных анализа, планирования, рефлексии, умение детей давать оценку поступкам людей и видеть нравственную сторону поступков, уровень развития нравственных суждений и их прямая зависимость от развития теоретического мышления. Исследования указывают на существование определенной воспитывающей функции учебной деятельности и наличие взаимосвязи между развитием теоретического мышления и нравственной сферы младших школьников. По мнению В.В. Давыдова, основная причина этого заключается в том, что в экспериментальном обучении представлены элементы теоретических знаний и отдельные компоненты учебной деятельности, в частности, связанные с осуществлением детьми рефлексии, анализа и планирования. Это оказывает определяющее влияние на развитие у младших школьников теоретического мышления (например, способности к теоретическому обобщению), памяти, а также развитых форм межличностных и нравственных отношений, а также других образований, очень важных для становления нравственной сферы личности младшего школьника [2, с. 363].

Приоритетной стратегией расширения возможностей индивидуального развития личности младшего школьника выступает реализация преемственности как методологического принципа и как двустороннего процесса, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется его самоценность и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе.

Проведенный содержательный анализ востребованных систем обучения в начальной школе позволил увидеть функционирование структуры целостного модуля вариативного обучения, имеющего выход на оптимальные варианты развития личности младшего школьника, находящиеся эмпирическим путем. Полагаем, что вариативность определяется содержанием образования, но имеет слабо прогнозируемый развивающий эффект. В основном прогнозируется развитие самодеятельности и познавательного интереса, изменение позиции ученика и т.д., проблемы самоорганизации личности в образовательном процессе недостаточно рассматриваются в современном начальном, вариативном образовании. По мнению Д.Б. Эльконина, своеобразие и значение учебной деятельности школьника не столько в усвоении тех или иных знаний и умений, сколько в изменении ребенком самого себя [3].

Обоснование выбора оптимального варианта развития личности возможно на основе формирования комплексного результата самореализации ребенка в начальной школе.

Мы представляем теорию вариативного начального образования как обобщение опыта общественной практики начального обучения, отражающего объективные закономерности его развития. Актуальность формирования новых теоретических подходов к данной теории обусловлена тем, что современное содержание начального обучения связывают с психологическим проектированием образовательных программ, основанных

на развитии проблемного мышления; педагогической интеграцией; муль-тикультурным образованием; созданием условий для индивидуализации, дифференцированного, разноуровневого обучения младших школьников; развитием интеллектуальной сферы, индивидуальных вариантов умственной развитости, операциональных структур мышления.

Важнейшим направлением развития начального образования выступает обоснование теории вариативного развивающего начального образования. В современной научно-педагогической литературе ещё нет исследования, в котором бы давалось целостное, системное представление о данной теории.

Актуальность ее исследования определяется: социальным заказом общества на современную модель вариативного начального образования, создающую условия для оптимальных вариантов развития личности, творческого саморазвития и культурной самореализации личности младшего школьника; потребностью в разработке целостной педагогической системы, парадигмы развития личности младшего школьника.

Теория вариативного начального образования представляется в контексте культурно-исторической парадигмы во второй половине ХХ в. -периоде интенсивного развертывания процессов, позитивно повлиявших на становление новых подходов, авторских концепций начальной школы. Их творческое применение необходимо для осмысления накопленного опыта педагогической теории и практики, анализа изменяющейся системы вариативного начального образования.

Построенная нами концептуальная модель вариативного начального образования является идеальным отображением действительности и помогает раскрыть структуру данной теории, построенной на основе выявленных научных предпосылок, содержащихся в культурно-исторической психологии развития личности, теориях развивающего, индивидуального и личностно-ориентированного обучения.

Вариативность как особенность индивидуальности характеризуется многообразием, многосторонностью внутреннего мира личности, сочетанием качеств, свойств, отличающих ее от другой личности. Это позволило представить вариативное развивающее образование как процесс развития вариативных особенностей, многообразия и многосторонности внутреннего мира в различных видах деятельности, создающих условия для вариативной реализации личности в жизни, в преобразовании окружающего мира.

Систематизация положений культурно-исторической психологии развития личности помогает нам прогнозировать основную закономерность теории вариативного развивающего образования, связанную с постановкой в центр внимания в обучении развитие личности, и реализацию различных вариантов обучения. Принцип развития личности определяет процесс ее формирования как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

В вариативном развивающем обучении развитие личности представляет собой развитие психических свойств и позиции субъекта учения. Этот принцип в данной теории характеризуется рядом методологических положений культурно-исторической психологии развития. Среди них ключевым выступает системно-структурное изучение развития школьника -новый уровень в исследовании его индивидуальных вариантов. Принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка с последующей коррекцией позволили обоснованно выйти в теории вариативного развивающего образования на индивидуальный путь развития ребёнка.

Ведущей, ценностно-смысловой тенденцией развития вариативного развивающего образования в гуманистической начальной школе выступает не просто раскрытие индивидуальности личности, а развитие её творческой индивидуальности, что дает возможность самореализации личности на уровне содержания обучения, методов, форм организации образовательного процесса. Сущностной характеристикой индивидуальности в этой теории выступает самобытность - самобытность ее бытия, авторства жизни, ее духовно-нравственного мира, личностно значимой для нее самореализации, которая заключается в созидании и проявляется в освоении и построении человеком опыта созидательной жизни.

Выявленной тенденцией развития теории и формирующейся инновационной практики рассматриваемой теории выступает систематизация многообразия педагогических средств. Многовариантность педагогических средств, интегративная ориентированность технологий, направленная на развитие творческой индивидуальности детей, характеризует инструментальный тип вариативного начального образования и должна помочь преодолеть сложившуюся практику начального образования.

Основные факты характерные для инструментального типа вариативного образования [4, с. 472] представлены в технологиях учителей начальной школы в 80-е гг. прошлого столетия и основаны на единстве компонентов - познания, общения и оценки, активной познавательной деятельности, общении и контрольно-оценочной деятельности. «Иное происхождение имеют культурологические, в широком смысле слова, авторские школы. Они рождаются, как правило, на стыке мировоззренческих концепций с инновационными технологиями» [4, с. 472-473].

Вариативное развивающее образование рассматривается как многообразие образования, как основоположный механизм его развития и саморазвития, демократизации.

Одной из тенденций его развития является создание педагогических условий для самореализации личности на уровне содержания обучения, методов, форм организации образовательного процесса. Это дало возможность автору разработать концепцию построения вариативного развивающего образования в начальной школе, основанную на технологии «Жизнетворчество», которая рассматривается им как системообразующая

и позволяет осуществить моделирование вариативного образовательного пространства в начальной школе. Смысл разработанной технологии состоит в развитии самореализации личности младшего школьника как ценностной доминанте развивающего, вариативного начального образования.

Интегрированный курс «Жизнетворчество» является вариативным, так как содержание его способствует становлению младшего школьника как субъекта, выбору личности, собственного пути развития. Технология «Жизнетворчество» как реализация этих идей имеет четыре уровня конструирования - концептуальный, нормативный, проективный, операциональный.

Системный обзор полученных автором результатов, их внедрение позволили ввести в целостный педагогический процесс эту новую технологию с позиций именно вариативного развивающего образования. Определяется она как деятельность педагога, направленная на организацию воспитания на основе включения детей в творческое решение коллективных и жизненных личных проблем, преобразование окружающего социума. Это процесс вариативного, оригинального конструирования и реализации собственной, индивидуальной (самобытной) жизнедеятельности. Жизне-творческая среда создает условия для развития индивидуального творческого потенциала, творческого стиля жизни, потребности в творчестве, совершенствования индивидуальных способностей, приобщения к общечеловеческим ценностям, вхождения в систему социальных отношений, реализации собственных планов, индивидуальных талантов, интересов в различных сферах творческой деятельности. Погружение в жизнетворче-скую среду способствует осознанному освоению нравственных способов поведения, индивидуальному развитию творческих качеств, укреплению здоровья, гармонизации телесных и духовных качеств личности, физическому и психологическому благополучию.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила развитие у младших школьников личностных структур сознания, возникающих в индивидуальном сознании и способствующих пониманию личностью самой себя (школа «Я творю себя»), своих отношений с другими людьми (школа «Я творю отношения») и миром (школа «Я творю окружающий мир»), регулирующие деятельность, общение, поведение личности и опосредующие накопление ею субъектного опыта.

В вариативном образовании знание не просто накладывается на структуры личности или, тем более, навязывается им, а стимулирует собственные, ещё не проявленные, скрытые линии развития через самореализацию. Выполненный анализ по проблеме самореализации позволяет нам говорить о неоднородности подходов к ее исследованию. Самореализация с различных точек зрения обозначена как процесс, деятельность, творчество, определенная потребность и др.

Она по своей сути выступает деятельностью преодоления, а поскольку препятствия при определенных условиях оказываются движущей силой

учения школьника, то и сама успешная самореализация выступает движущей силой его учения.

Выделение механизма самореализации помогло нам выявить ее под-структурные процессы: формирование «самомодели» достижения успеха в образовательной деятельности; определение ее смысловой доминанты цели (образа цели); действование центрального звена - развитие ученика как учебно-нормативное и индивидуально-личностное его продвижение.

Технологический аспект самореализации предполагает исследование ее способов и средств. В качестве таковых выделяем личностную активность ученика, творчество и его взаимодействие с педагогом, осуществляющим педагогическую поддержку. Использование учебной активности как способа самореализации аргументируем тем, что само ее существование связано с процессами самодетерминации и направлено на практическое раскрытие и воплощение индивидуальности личности.

Самоорганизация личности средствами своих внутренних ресурсов проявляется в самомодели. Формирование самомодели достижения успеха в жизнетворческой среде складывается из представлений ребенка об уровнях его притязаний и развития личностных структур сознания, пробе себя, своих сил, возможностей в различных видах деятельности.

Важную роль в формировании самомодели играют способность к рефлексии и внутреннему диалогу, на основе которых ученик «развивает свое сознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я» [5, с. 177], что, в свою очередь, является необходимым для развития проективных способностей и самооценки. Такая позиция субъекта дает основу для проектирования им собственных процессов самореализации, учитывая свои индивидуально-значимые смыслы и личностный опыт, воспринимаемые самим учеником как его собственные личностные достижения.

Таким образом, многообразие систем и технологий обучения в начальной школе показало ряд важнейших тенденций, характеризующих вариативное развивающее начальное образование как инновационное теоретическое знание.

Литература

1. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В. Зан-кова, М.В. Зверевой. М., 1973. С. 3.

2. ДавыдовВ.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С. 263.

3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

4. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологи. М., 2003.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., 2000.

Ростовский государственный педагогический университет 6 февраля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.