дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
О. Ю. Сутормин, соискатель, кафедра клинической психологии, Владивостокский государственный медицинский университет, г. Владивосток, Россия, OlegSumarin@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВАЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
В последнее время в отечественной психологии все более пристальное внимание уделяется процессу жизнетворчества, который, рассматривается как способ саморазвития личности. Автор статьи считает, что жизнет-ворчество еще недостаточно изучено и оценено как практика духовного становления личности. Основная задача, которая ставится в этой статье, - анализ мнений и рассуждений отечественных авторов - ученых, которые уже обращались к этой теме.
Некоторые ученые рассматривают жиз-нетворчество как акме-ологический процесс, направленный на расширение восприятия личностью окружающего мира, а кто-то определяет жизнетворчество как
личностно-ориентиро- -
ванную практику развития и коррекции отношений с миром.
Сухоруков А. С. считал, что жизнетворчество - это «максимум развития», так как последняя форма движения смысловой системы личности является наиболее жизнетворче-ской1. Колесникова А. В. обозначала явление жизнетворчества как творение нового бытия, новой онтологической реальности, и в ней -нового человека. Жизнетворчество, по ее мнению, это духовно-творческая установка с доминантой онтологического характера2.
С точки зрения А. Д. Леонтьева, важно не давать человеку конкретные жизненные ори-
Человек, сознание которого заблокировано, который не в состоянии взять на себя ответственность за свою жизнь, эффекта из прямой жизнет-ворческой работы извлечь не может.
ентиры, а научить его искать или формировать эти жизненные ориентиры самостоятельно. Жизнетворчество предполагает определенные психологические предпосылки, определенный уровень открытости и определенный уровень субъектности. Человек, сознание которого заблокировано, который не в состоянии взять на себя ответственность за свою жизнь, эффекта из прямой жизнетворческой работы извлечь не может.
Основным позитивным критерием жизнет-ворческого эффекта является критерий расширения жизненного мира. Человек сам выберет, как ему лучше, если он будет иметь возможность выбирать, если у него будет достаточно широкое сознание, если у него бу-— дет достаточно полная и многомерная картина мира и достаточно полная и многомерная картина своих отношений с миром. Жизнетворчество, как практику изменения, А. Д. Леонтьев ставит в параллель созданию художественных образов через эпос. Когда поэт создает эпос, он предлагает читателю дистанцироваться от событий и охватить их единым взглядом с позиции, отстраненной или отчужденной. Создание эпоса - это описание событий, явлений с позиции внешнего наблюдателя, когда человек становится в такое положение, что он видит то, что из другого положения не видит. Это общая перспектива, схватывание с высоты птичьего полета. По-разному можно смотреть
№ 8 (16) ОКТЯБРЬ 2011
дискуссия
журнал научных публикаций
на мир, по-разному можно строить отношения. Жизнетворчество действует по пути эпоса, т. е. фиксируется на самих отношениях с миром3.
Смыслом жизнетворчества, как духовно-творческой установки может быть создание второй реальности, той «новой» жизни, в которой пребывает человек, взявший на себя функцию Творца.
Прежде всего, необходимо отметить, что жизнетворчество работает не с переживанием и не с формами репрезентации каких-то явлений мира, а с самим миром, т. е. оно фокусирует внимание человека не на себя, а наружу. Одновременно с этим самоактуализация невозможна, если ее ставить как некую конечную цель. Озабоченность самим собой, взгляд внутрь и акцент на самоактуализации является следствием того, что человек промахнулся мимо того смысла в мире, на который его деятельность должна быть направлена. Если человек хочет прийти к себе, его путь идет через мир. Это и есть путь жизнетворчества. Его можно
рассматривать как лич- _
ностно-ориентирован-ную практику развития и коррекции отношений с миром. Одновременно с этим жизнетворческие эффекты могут достигаться несколькими путями: первый - создание смысловых связей, и второй - когда человек видит жизнь не как систему разрозненных событий, а как некую единую структуру жизни, подчиненную определенным законам развития.
Жизнетворчество представляет собой весьма сложное многоплановое явление, смысл и содержание которого заслуживают глубокого детального анализа. Оно является следствием противопоставления мира, данного Творцом, и мира, сотворенного человеком. Этому может предшествовать глубочайшее разочарование в реальной действительности, может быть, даже и отвращение к ней. В этом случае, иногда человек берет на себя божественные креативные функции и создает (первоначально ментально) новый мир или вторую реальность4. Во всех остальных формах человек остается в рамках уже сложившейся ранее мотивационной
Жизнетворчество работает не с переживанием и не с формами репрезентации
каких-то явлений мира, а с самим миром, т. е. оно фокусирует внимание человека не на себя, а наружу.
системы (или же он оказывается в ситуации ее краха, как при «исчерпании смыслов»). Лишь при решении задач на воплощение потенциального он выводит себя за ее пределы, порождая, таким образом, возможность своего существенного изменения, что и является проявлением жизнетворчества. Для решения данных задач необходимо спроецировать различные ипостаси и детерминанты развития личности на конкретно-психологическое содержание. Таковым содержанием являются формы движения смысловой системы личности. Жизнетворчество, таким образом, необходимо конкретизировать как особую форму развития смысловой системы личности.
Можно выделить четыре исследованных в общей психологии формы движения смысловой системы личности: «задача на личностный смысл»; формы, детерминируемые «конфликтным смыслом»; формы, детерминируемые «исчерпанием смыслов» и «задачи на воплощение потенциального». Леонтьев А. Н. определял «задачу на личностный смысл» _ как динамику осознания личностью своей сложившейся мотивационной системы, которая запускается в ситуациях рассогласования между ожиданиями личности относительно собственных реакций и реально случившимися реакциями. В целом, эта форма может быть обозначена как «динамика самопознания»5.
Форма «исчерпания смыслов» достаточно широка по феноменологии. В. Франкл сюда относил ситуации «экзистенциального вакуума»6. К подобным ситуациям можно отнести потерю близкого человека. Общим качеством подобных ситуаций является появляющееся у человека ощущение потери смысла и соответствующее востребование от личности особых процессов смыслопорождения.
Задачи на воплощение потенциального включают в себя ситуации, когда человек вступает в области, где накопленный у него опыт недостаточен, а действующие внутри ситуации закономерности неопределенны. К таким ситуациям относятся все творческие задачи и задачи на потенциальное раскрытие себя, в ко-
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
торых человек проверяет свои не актуализировавшиеся ранее возможности.
Личность человека производится общественными отношениями. В то время как сама личность характеризуется этими отношениями, она активно участвует в них, тем самым включаясь в процесс жизнетворчества, «создавая» сама себя.
Понятие «жизнетворчество» может относиться только к личности, но не к индивидууму. Если индивид - это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность -тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, созданное в результате множества взаимодействий с миром.
Сухоруков А. В. считает, что введение
категории «жизнетвор- _
чество» в понятийный строй общей психологии призвано решать задачи объединения в рамках одной категории и создания условия для соотнесения в рамках общего предмета исследований, так или иначе затрагивающих проблему развития личности.
Человек начинает воспринимать все под углом зрения более глобальных вещей, под углом зрения вечности, под углом зрения некоторых нравственных ценностей, происходит определенное движение в направлении расширения мира.
функций, процессов и совокупности личностных черт к анализу творчества как формы развития личности. Также это поможет обозначить особую форму развития личности, не сводящуюся ни к закономерностям онтогенеза, ни к закономерностям преодоления социальной дезадаптации (акцентуации, «аномальная личность»), ни к преодолению внешне детерминированных проблемно-конфликтных ситуаций. Эта форма обозначает динамику движения зрелой, адаптированной личности, ориентированной на свое творческое развитие и ставшей его субъектом. Она и является «жизнетворчеством» в узком смысле этого слова; ее критерием могут быть принципы «развитие ради развития» или «максимум развития»7. Форма «конфликтного смысла» запускается в ситуациях неизбежной противоречивости действий человека относительно его сложившейся мотивационной системы, что является проявлением противоречивости между собой отдельных частей самой этой системы. Эта форма представляет собой динамику выбора, в каком направлении личность будет дальше развиваться: оставаться пассивной участницей жизненного процесса или активно включиться в процесс жизнетвор-
_ чества.
Леонтьев Д. А. выделяет жизнетворчество в виде самостоятельной разновидности практической работы психолога, как новый вид психологической практики. Он говорит, что внутренняя неоднородность психотерапии является первым обстоятельством, обу-
Необходимость такого объединения вызвана словливающим эвристическую ценность идеи
тем, что на сегодняшнем этапе развития пси- жизнетворчества. Есть подходы, которые име-
хологии эта проблема оказалась распыленной ют дело с чем-то низшим и более близким к
по исследованиям развития деятельности, мо- природным, телесным механизмам, чем душа,
тивации, активности, смысловой системы, со- а другие, наоборот, с чем-то высшим8. К тако-
знания и самосознания и рефлексивно-творче- вым и может быть отнесено жизнетворчество.
ских процессов. Это позволяет категориально В первом приближении можно определить
обозначить переход от анализа творчества как жизнетворчество как расширение мира, рас-
особого качества определенных психических ширение жизненных отношений. Оно проис-
№ 8 (16) ОКТЯБРЬ 2011
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций Ж
ходит в процессе естественного развития личности, которое и заключается, прежде всего, в том, что восприятие мира расширяется. Оно может происходить и в процессе религиозного обращения или приобщения, потому что расширяются контексты осмысления мира.
Человек начинает воспринимать все под углом зрения более глобальных вещей, под углом зрения вечности, под углом зрения некоторых нравственных ценностей, происходит определенное движение в направлении расширения мира. Так же расширение восприятия мира происходит в процессе жизнетворче-ства личности.
Одним из путей расширения жизненного мира является просвещение. Это не только психопрофилактика, но и расширение восприятия мира. Жизнетворчество предполагает изменение собственного сознания, его расширение через направление его в мир и раскрытие того, что происходит в мире.
Отношения человека избирательны, прежде всего, в эмоционально-оценочном (положительном или отрицательном) смысле. Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь, они образуются и формируются в процессах деятельности9. Процесс жизнетворчества - это действие, которое определяет состояние не только личности, которая производит его, но и тех, кого она сознательно или неосознанно вовлекает в этот процесс.
В заключение статьи необходимо упомянуть ограничение, связанное с жизнетворче-ской практикой. Говоря о жизнетворчестве личности, важно помнить самое главное и определяющее личность - ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями. Оценка личности ее взаимодействия с миром определяет то, как она оценивает свой жизненный путь и насколько она осознанна в процессе своего жизнетворчества. Таким образом, явление жизнетворчества это не только личностный процесс, когда личность овладевает искусством жить - особым умением, базирующимся на глубоком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств,
методов и технологий жизнетворчества. Это процесс упорядочивания событийной картины жизни личности, процесс ее самоусовершенствования. Меняясь сама, такая личность строит и переделывает общество. Таким образом, основное содержание понятия «жизнетворя-щая личность» заключается в том, что в нем отражается наивысший уровень развития психики человека. Теоретическая задача психологии заключается в том, чтобы обратиться к реальности жизненного мира и попытаться понять, что ведет к его расширению, что способствует тому, чтобы личность приступила к процессу жизнетворчества. В то время как практическая задача - исследовать возможности и ресурсы личности, готовой к жизнетворчеству, чтобы, меняясь, сама она в дальнейшем могла помочь и другим людям обрести себя. I
1. Сухоруков А. С. Жизнетворчество и формы движения смысловой системы личности. II МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. [электронный ресурс] - http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/cu.htm (датаобращения: 17.05.2011).
2. Колесникова А. В. Жизнетворчество как способ бытия русской интеллигенции. Новосибирск. Изд-во: НИПКиПРО, 2005. С. 80 - 123.
3. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Московского университета, 1998. С. 45 - 106.
4. Колесникова А. В. Жизнетворчество как способ бытия русской интеллигенции. Новосибирск. Изд-во: НИПКиПРО, 2005. С. 92 - 145.
5. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв. Т. 1. М., Педагогика 1983. С. 243 - 320.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, С. 205 - 320.
7. Сухоруков А. С. Жизнетворчество и формы движения смысловой системы личности. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. электронный источник: http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/cu.htm (датаобращения: 17.05.2011)
8. Леонтьев Д. А., Мазур Г. С., Сосланд А. И. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира, 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. М.:, Смысл, 2001. С. 100 - 109.
9. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: Изд-во Института практической психологии., 1995. С. 210- 286.