Научная статья на тему 'ОБРАЗ ВРАЧА В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ В ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ» (1956-1964) '

ОБРАЗ ВРАЧА В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ В ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ» (1956-1964) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ВРАЧА В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ В ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ» (1956-1964) »

Биомедицинская этика, история медицины, лингвистика в медицине

Исследователь Ю.А. Милантьева упоминает, что хирург-священник имел опыт пересадки почки козы человеку с терминальной уремией, не поясняя подробностей и даже даты [1]. Автор ссылается здесь на рассказ врача О. Компаниеца, не подтверждая это документальными свидетельствами.

Важно отметить и биологический аспект: ксенотрансплантация от козы или телёнка невозможна, так как закончится сверхострым отторжением, тогда пациент сразу бы скончался.

Выводы. Проведённое исследование показало, что растиражированная информация о пересадке почки животного человеку, опирается не научные публикации, а на рассказы очевидцев. Даже если предположить возможность такой операции, то вызывает сомнение утверждение о выздоровлении пациента. Данная мифологема не принижает значения деятельности В.Ф. Войно-Ясе-нецкого и его вклада в хирургию.

1. Милантьева Ю.А. Служа Богу и хирургии // Новости хирургии. 2010. № 5. С. 3-11.

2. Поповский М.Б. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга // Октябрь. 1990. № 2.

ОБРАЗ ВРАЧА В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ В ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ» (1956-1964)

Гаврилова К.А.

Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия

Актуальность темы обусловлена тем, что киноискусство, как форма отражения общественного сознания и способ формирования нравственных ориентиров, представляет интерес для изучения конструирования образов тех или иных профессий, в том числе и врачебной. Исследование кинофильмов 1956-1964 гг. позволяет увидеть эволюцию транслируемого эталона профессиональной деятельности врачей, что имеет ценностное значение для становления современного медицинского работника.

Цель работы - раскрыть образ врача в кинематографе периода «оттепели» как один из факторов формирования модели нравственного поведения медиков, а также отношения зрителей к жизненно важной профессии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить изменения в развитии кинематографа в годы «оттепели».

2. Ознакомиться с художественными кинокартинами изучаемого периода, посвященными вопросам медицины.

3. Рассмотреть кинематографическое воплощение морально-нравственного облика врача в его отношениях с пациентами, коллегами, близкими.

4. Охарактеризовать созданный посредством кино эталон врачебной профессии.

В ходе исследования при изучении таких кинофильмов как «Сердце бьётся вновь», «Медовый месяц», «Коллеги», «Дорогой мой человек», «Поезд милосердия» были использованы методы интерпретации, анализа, обобщения, сравнительно-исторический и типологический [1, с. 341-343].

В качестве результатов исследования следует обозначить следующие. Социально-политические изменения в период «оттепели» коснулись и советского кинематографа: ослабло давление спущенного государством художественного канона. Внимание к внутреннему миру человека позволило превзойти нейтральные средние планы и почтительное расстояние от зрителя, присущие языку сталинского кино, в котором образ врача был стандартизирован, показывая зачастую обезличенного героя. Персонажи тех кинолент возвышались над зрителем, давили стальной уверенно-

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2022. № 2

Приложение

стью и бесконечными наставлениями. Врачи в кино периода «оттепели» - полная им противоположность. Режиссёры и сценаристы проявляют внимание к личностным качествам, убавляется героический пафос во внешности, из уст уходит частое декларирование, уступая место немногословности или ироничности. Постоянные поиски и сомнения становятся не просто частью образа, но и способом жизни. Тема целесообразности принесения себя в жертву во имя науки из утверждения превращается в вопрос. Зритель через диалоги, поведение персонажей в отношениях с коллегами, пациентами, родными видит искреннее переживание героями проблемы поиска ответов на профессионально и жизненно важные вопросы.

Делая выводы, заметим, что кинематограф «оттепели» начал учить зрителя вглядываться в человеческое лицо и душу. В общественном сознании складывался новый эталон специалиста и интеллигента. На экранах был создан образ врача-гуманиста - человека вдумчивого, рефлексирующего, идущего в процессе профессионального становления к убеждению в том, что и жизнь, и счастье человека - высшее благо, а тема служения ему обретает смыслообразующее значение.

1. Кочкина А. А. К вопросу о методике исследования художественного кино как исторического источника // Сборник материалов X всероссийской научно-практической конференции «Документ в современном обществе: меду прошлым и будущим». Екатеринбург, 7-8 апреля 2017 г.

Отношения между врачом и больным являются основой при оказании медицинской помощи.

Цель исследования. Изучить исторические аспекты взаимоотношения врача, медицинской сестры и больного.

Впервые понятие «деонтология» появилось в XVIII в. Этот термин предложил английский философ и правовед, священник И. Бентам в своей книге «Деонтология или наука о морали». Деонтология - наука о совокупности этических норм, необходимых медицинскому работнику для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Исторические корни медицинской деонтологии заложены в концепциях Гиппократа, а также Авиценны, во взглядах основоположников отечественной медицины конца XVIII—начала XIX вв.

В клятве Гиппократа мы находим слова, посвященные отношению врача к пациенту: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом».

Абу Апи Ибн Сина (Авиценна), знаменитый древний врач считал, что в процессе лечения участвуют трое: больной, врач и болезнь. Таким образом, если пациент выбирает сторону врача, то, по его словам, возникает превосходство и болезнь будет побеждена. Выходит, большое значение в излечении от недуга должно уделяться доверию пациента к врачу, основанное на абсолютной вере в желание врача помочь, в его высокий профессионализм и опыт.

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия Научный руководитель: Пономарева И.В. (доцент)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.