Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2022. № 2
Приложение
Помимо преподавательской деятельности, Валентина Дмитриевна была в «Реавизе» начальником учебной части и проректором по учебной работе. В большинстве своём, вся методическая работа в вузе, которая была в своё время поставлена - это её заслуга. До сих пор в «Реавизе» и «СамГМУ» пользуются её методическими работами и таблицами. Она учила как работать с учебными планами и пособиями [1].
В.Д. Иванова была строгая и требовательная по отношению к студентам. Под её руководством защищено 3 докторских и 12 кандидатских диссертации. Её ученики работают в различных медучреждениях региона, занимаются научной и педагогической деятельностью.
В Медицинском университете «Реавиз» чтут память заслуженного учёного. Её имя носит олимпиада по оперативной хирургии и клинической анатомии. А в 2021 г. в вузе утверждена памятная медаль В.Д. Ивановой «За успехи в хирургии».
1. Интервью с учеником В.Д. Ивановой - проректором Медицинского университета «Реавиз»
A.A. Супильниковым (дата: 31.03.2022; интервьюер: Е.В. Бузыкина).
2. Супильников A.A., Яремин Б.И. Памяти профессора Валентины Дмитриевны Ивановой // Вестник медицинского института «Реавиз». 2020. № 5. С. 151-155.
В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ И ПЕРЕСАДКА ПОЧКИ ЖИВОТНОГО ЧЕЛОВЕКУ: ФАКТ
ИЛИ ГОРОДСКАЯ ЛЕГЕНДА
Вертелецкий Я.А.
Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия Научный руководитель: Горшенин A.B. (канд. ист. наук, доцент)
С начала XX вв. в мире предпринимались безуспешные попытки трансплантировать почку людям от животных. В начале 1930-х гг. впервые в истории советский хирург Ю.Ю. Вороной провёл операцию по пересадке почки от человека человеку, используя орган трупа. Операция закончилась неудачей. В истории медицины фигурирует спорный эпизод о том, как советский хирург
B.Ф. Войно-Ясенецкий в середине 1920-х гг. совершил пересадку почки козы человеку.
Цель нашей работы - изучить имеющиеся источники, реконструировать обстоятельства этой операции и попытаться установить, имела ли место данная трансплантация или же это миф.
Профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961) - российский и советский религиозный деятель, врач-хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и хирургии. Его монография «Очерки гнойной хирургии» стала важным вкладом в советскую медицину.
В исследовании мы проанализировали около 20 источников, среди которых научные статьи и книги биографического содержания. Нами установлено, что в большинстве публикаций упоминается о том, что в 1924 г., находясь в ссылке в г. Енисейске, В.Ф. Войно-Ясенецкий произвёл операцию мужчине с больными почками, в ходе которой он пришил ему почки телёнка. Согласно этой версии: «мужику полегчало» [2].
Проведя тщательный анализ, мы определили, в каком издании впервые появился данный эпизод. Об этом рассказывает писатель М.Б. Поповский в своей книге-биографии Войно-Ясенецкого, вышедшей в Париже в 1979 г. У нас она была напечатана в 1990 г. [1] Последующие авторы тиражировали эту историю оттуда.
Любопытен источник, на который опирается М.Б. Поповский, описывая этот эпизод: «по рассказу местной жительницы г. Енисейска В.А. Зыряновой» [2, с. 88]. Официальной документации о проведении операции нет. Отсутствуют упоминания об этом случае и в работах самого Войно-Ясе-нецкого.
Биомедицинская этика, история медицины, лингвистика в медицине
Исследователь Ю.А. Милантьева упоминает, что хирург-священник имел опыт пересадки почки козы человеку с терминальной уремией, не поясняя подробностей и даже даты [1]. Автор ссылается здесь на рассказ врача О. Компаниеца, не подтверждая это документальными свидетельствами.
Важно отметить и биологический аспект: ксенотрансплантация от козы или телёнка невозможна, так как закончится сверхострым отторжением, тогда пациент сразу бы скончался.
Выводы. Проведённое исследование показало, что растиражированная информация о пересадке почки животного человеку, опирается не научные публикации, а на рассказы очевидцев. Даже если предположить возможность такой операции, то вызывает сомнение утверждение о выздоровлении пациента. Данная мифологема не принижает значения деятельности В.Ф. Войно-Ясе-нецкого и его вклада в хирургию.
1. Милантьева Ю.А. Служа Богу и хирургии // Новости хирургии. 2010. № 5. С. 3-11.
2. Поповский М.Б. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга // Октябрь. 1990. № 2.
ОБРАЗ ВРАЧА В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ В ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ» (1956-1964)
Гаврилова К.А.
Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия
Актуальность темы обусловлена тем, что киноискусство, как форма отражения общественного сознания и способ формирования нравственных ориентиров, представляет интерес для изучения конструирования образов тех или иных профессий, в том числе и врачебной. Исследование кинофильмов 1956-1964 гг. позволяет увидеть эволюцию транслируемого эталона профессиональной деятельности врачей, что имеет ценностное значение для становления современного медицинского работника.
Цель работы - раскрыть образ врача в кинематографе периода «оттепели» как один из факторов формирования модели нравственного поведения медиков, а также отношения зрителей к жизненно важной профессии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить изменения в развитии кинематографа в годы «оттепели».
2. Ознакомиться с художественными кинокартинами изучаемого периода, посвященными вопросам медицины.
3. Рассмотреть кинематографическое воплощение морально-нравственного облика врача в его отношениях с пациентами, коллегами, близкими.
4. Охарактеризовать созданный посредством кино эталон врачебной профессии.
В ходе исследования при изучении таких кинофильмов как «Сердце бьётся вновь», «Медовый месяц», «Коллеги», «Дорогой мой человек», «Поезд милосердия» были использованы методы интерпретации, анализа, обобщения, сравнительно-исторический и типологический [1, с. 341-343].
В качестве результатов исследования следует обозначить следующие. Социально-политические изменения в период «оттепели» коснулись и советского кинематографа: ослабло давление спущенного государством художественного канона. Внимание к внутреннему миру человека позволило превзойти нейтральные средние планы и почтительное расстояние от зрителя, присущие языку сталинского кино, в котором образ врача был стандартизирован, показывая зачастую обезличенного героя. Персонажи тех кинолент возвышались над зрителем, давили стальной уверенно-