Научная статья на тему 'Образ вечности на земле'

Образ вечности на земле Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
185
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ вечности на земле»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 289 Декабрь 2005

«УВЛЕЧЕНИЕ» - ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ (фото М.С. Бухтяка)

ОБРАЗ ВЕЧНОСТИ НА ЗЕМЛЕ

Архитектура как вид искусства имеет свой профессиональный язык - язык архитектурных форм, который неразрывно связан с мировоззрением человека, создавшего то или иное произведение искусства. Для того чтобы язык архитектурных форм стал нам понятен, важно представлять первоначальный смысл творения и замысел архитектора. Именно поэтому смысл и значение архитектурных форм православного храма возможно прояснить, рассматривая храм в его сущности на основании Священного Писания и творений святых отцов Церкви.

Православный храм - отличное от других строений здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему. В исторически сложившихся формах православный храм означает прежде всего Царство Божие в единстве трех его областей - Божественного, небесного и земного. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь знаменует собой область бытия Божия, собственно храм - область горнего ангельского мира и притвор - область земного бытия. Храм может состоять из двух частей -алтаря и собственно храма. В таком случае алтарь означает Бога в Троице, а собственно храм - Его творение в целом, или соответственно - Божественное и человеческое естество Иисуса Христа. В Православии приняты и краткое понятие о естестве человека, как состоящем из души и тела, и более полное, где учитывается дух человека как ядро человеческого существа, определяющее, прежде всего, деятельность души и через нее - тела.

Указанные символические значения храма основываются на толкованиях святого Симеона, архиепископа Солун-ского (1429 г.), и широко используются современными исследователями. В любом из приведенных значений православного храма присутствует понятие о Царстве Божием, в свет и славу которого входит творение благоволением Отца, Искупительным Подвигом Сына, благодатной силой Духа Святого.

Храм именуется также церковью, что присуще не только русскому языку. Так, например, в греческом языке с апостольских времен словом «экклисия» называлась вся христианская Церковь, а также отдельные местные общины христиан и даже просто верующая семья. Слово «экклисия» происходит от глагола «эккалео» - вызываю, созываю собрание. Таким образом, язык Священного Писания Нового Завета одним и тем же словом обозначает любое собрание, любую совокупность верующих во Христа людей: от нескольких человек до всей полноты Вселенской Церкви, что соответствует словам Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» [Мф. 18, 20]. Следует отметить, что в этимологии слова «экклисия» отражены времена, когда первые христиане не имели еще своих храмов в качестве специально посвященных Богу сооружений для своих молитвенных собраний. Когда же появились храмы в современном понимании, они стали называться тождественным экклисии словом «кириаки, кири-акон», что значит «Дом Господень», или «Жилище Господне».

Принятие и распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было тесно связано с понятием «Дом Божий». Греческое слово «кири-аки», претерпев изменения, фонетически трансформировалось в слово «церковь» и стало означать и храм как здание, и собрание верующих, и всю Вселенскую Церковь Христову.

Храм изображает собою то святое и чистое состояние всего сущего, в котором земное и небесное пребывали до грехопадения человека, в котором теперь они пребывают во Иисусе Христе и в котором будут пребывать в вечности после второго славного пришествия Христова. Православный храм своими настенными росписями, иконами и архитектурным обликом изображает и самый процесс очищения и возрождения во Христе человека и всего творения в целом. Поэтому православному храму с древнейших времен соответствует символическое значение Христа, спасающего человеческий род и в нем творение Божие, и значение человека, спасающегося вместе со всем творением во Христе. Именно этот процесс и осуществляется Церковью для каждого отдельного человека и для всей полноты верующих. При этом он осуществляется внутри храмов. Особая благодать Божия, присутствующая в храме, благодатные дары таинств, проповедь Слова Божия, молитва, все богослужение, молчаливая проповедь икон, росписей и прочих символических предметов очищают членов Церкви от скверн, которыми заражаются люди, живущие среди мира, научают людей истинам веры и способам духовного совершенствования, освящают их, делая достойными и способными к богообщению, возвышают людей духовно, восстанавливая в них образ и подобие Божие. Так в условиях земной жизни Церковь осуществляет для своих членов возможность жить по законам жизни вечной Царствия Божия. Этот процесс называется спасением. Спасение человека - это путь от тьмы греха и смерти к свету, праведности и жизни вечной в единении с Богом. Св. Димитрий Ростовский пишет: «Основание Дома Божия, Церкви - Сам Христос; стены - закон Божий; столпы - апостолы, евангелисты, учители; покров - Дух Святый».

С точки зрения своего назначения православный храм является ковчегом спасения для всех верующих людей. Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, находясь в ковчеге, так Церковь, словно корабль, спасает верующих от греховного потопа среди бурных волн житейского моря, препровождает их от берега

тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни, к тихому пристанищу Царства Небесного. Поэтому с древнейших времен, согласно Постановлениям апостольским, православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим».

И действительно, форма храмов в виде корабля получила наибольшее распространение, так что многие наши храмы создают весьма впечатляющий зрительный образ корабля с высокой мачтой - колокольней и наполненными ветром парусами - куполами, устремившегося закругленными алтарными аспидами на восток, к восходу солнца. Внешняя форма храмов может быть различной: крест, круг, восьмиконечная звезда, прямоугольник, но духовное значение ковчега спасения при этом сохраняется в любом случае. Обращение православного храма алтарем на восток соответствует спасительному значению Церкви, так как если плыть от тьмы к свету, то, естественно, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай; Господь Иисус Христос как Солнце Правды приходит с Востока и Сам именуется Востоком свыше.

Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Так, храмы в виде креста означали, что Крест Христов - основа Церкви и ковчег спасения для людей. Храмы круглые означали кафоличность и вечность Церкви и Царства Небесного, так как круг - это символ вечности, не имеющей ни начала, ни конца. Храмы в виде восьмиугольной звезды знаменовали собою Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду ко спасению. Были храмы смешанных типов: по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.

Разделение Римской империи на западную - Римскую и восточную - Византийскую части повлекло за собой сначала внешнее, а затем и духовно-каноническое разделение. В Западной Церкви наиболее распространенной основой храмовой архитектуры осталась базилика. Базилика представляет собой стройное прямоугольное, продолговатое здание с плоским потолком и двускатной крышей, украшенное извне и изнутри по всей длине рядами колонн. Большое внутреннее пространство таких зданий, ничем не занятое, а также их отдельное от всех прочих построек расположение благоприятствовали тому, чтобы в них устраивать первые церкви. Базилики имели вход с одной из узких сторон этого прямоугольного, длинного здания, а в противоположной стороне имелась абсида - полукруглая ниша, отделенная от остальной части помещения колоннами. Эта отдельная часть служила, по всей видимости, алтарем. А в Восточной Церкви в У-УШ вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной. Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных аспид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством.

Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествующих направлений. Вместе с Православием Русь приняла от Византии и образцы церковной архитектуры. Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя. Символично количество куполов: один купол знаменует единство Бога, совершенство творения; два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения; три купола знаменуют Святую Троицу; четыре купола - Четвероевангелие, четыре стороны света; пять куполов, где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь куполов знаменуют семь таинств Церкви, семь Вселенских Соборов.

Внутреннее устройство храма знаменует собой также небесный купол, простертый над землей, или духовное небо, связанное с землей столпами истины.

Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легкой обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Необходимы внутреннее молитвенное усилие, духовная концентрация на символике пространственных форм, чтобы сложная конструкция храма предстала как единый символ Единого Бога. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.

Сохраняя общие архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много особенного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма, или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной. В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.

Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви. Иерархический принцип устроения мироздания, ставший основной доминантой христианского мировоззрения, наглядно выражен как во внешнем, так и во внутреннем облике храма. Человек, входящий в собор, чувствует себя органически включенным в иерархически упорядоченную вселенную. Этому способствует неразрывно связанное со всем обликом храма его мозаичное и живописное убранство, выражающее богословско-догматическое учение христианской веры.

Иерей Андрей Носков - священник храма Святого благоверного князя Александра Невского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.