Научная статья на тему 'Базиликальные храмы и средневековые карты Земли'

Базиликальные храмы и средневековые карты Земли Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
677
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗИЛИКАЛЬНЫЙ ХРАМ / BASILICAL CHURCH / АЛТАРЬ / ALTAR / НЕФЫ / NAVES / ТРАНСЕПТ / TRANSEPT / СРЕДНЕВЕКОВАЯ КОСМОЛОГИЯ / MEDIEVAL COSMOLOGY / КАРТОГРАФИЯ / CARTOGRAPHY / КОНТИНЕНТЫ / CONTINENTS / СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ / MEDITERRANEAN SEA / ПУП ЗЕМЛИ / КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА / CLIMATIC ZONES / ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНЫХ СВЕТИЛ / COURSES OF HEAVENLY BODIES / THE CENTRE OF THE UNIVERSE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бондаренко И.А.

The article draws parallels between the planning structure of a typical Christian basilica and the three-part maps of the Earth, typical for the Medieval Europe. The author substantiates the idea that the churches intentionally reproduce the image of the oecumene, stretching from East to West, protected by the celestial dome and containing favourable climatic zones and courses of zodiacal constellations, known planets, the Moon and the Sun.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basilical Churches and Medieval Maps of the Earth

The article draws parallels between the planning structure of a typical Christian basilica and the three-part maps of the Earth, typical for the Medieval Europe. The author substantiates the idea that the churches intentionally reproduce the image of the oecumene, stretching from East to West, protected by the celestial dome and containing favourable climatic zones and courses of zodiacal constellations, known planets, the Moon and the Sun.

Текст научной работы на тему «Базиликальные храмы и средневековые карты Земли»

Базиликальные храмы и средневековые карты Земли

И.А.Бондаренко

С утверждением христианства стало принято возводить храмы западно-восточной ориентации с алтарями, выдвинутыми на восток. Алтарная часть отделялась от основного помещения для молящихся - наоса - поперечным нефом - трансептом (рис. 1). Пространственный крест в плане христианской базилики получил значение важнейшего конфессионального символа. Он стал вытянутым наподобие гол-гофского. О символике латинского креста, читаемого в планах базилик средневековой Европы, писали неоднократно, мне же хотелось обратить внимание на малоизученный вопрос, а именно на то, что крест, образуемый продольным нефом и трансептом базилики, членит пространство так же, как на многих средневековых картах мира схематично обозначенные Средиземное море и две поперечно направленные от него к югу и северу великие реки - Нил и Танаис (Дон) - разделяют три земных континента: Азию, Европу и Африку (рис. 2).

Азия неделима, поэтому стойка креста (соответствующая Средиземному морю) оканчивается на перекладине. Получается форма тау-креста. Однако осевое направление угадывается, а иногда и четко фиксируется на крайней восточной точке Азии или на острове к востоку от нее, где расположен рай. Характерным обозначением его на картах служат фигурки Адама и Евы, а также змия [1. С. 158]. Алтарное пространство христианского храма символически соотносилось с ветхозаветным раем, поэтому указанная картографическая традиция не только не противоречит правилам планировки храма, но и наглядно поясняет их содержание.

По центру карт, в средокрестии или чуть выше, по крайней мере начиная с эпохи Крестовых походов, всегда помещали Иерусалим [2. С. 233-234]. Тут, по общему мнению и христиан, и арабов, находится середина Земли, ее «пуп», точка начала творения и последнего суда, место мистической связи земного мира с небесным (лествица Иакова, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа, Мирадж пророка Мухаммеда) [3. С. 239-240, 254-264]. В храмах тоже было принято отмечать средокрестия куполами или шатрами, а под ними - кафедрами-амвонами (в восточно-христианской церкви амвон уподоблялся камню, отваленному от Гроба Господня [4. С. 4]). В Западной Европе встречаются примеры изображения на полах соборов лабиринта, обозначавшего многотрудный паломнический путь в Иерусалим. Об авторитете трехчастной модели мира свидетельствует тот факт, что и сам Иерусалим осмысливался порой как ее подобие (рис. 3).

До нас дошла копия Сен-Викторской карты XII века, на которой в центр поставлен не Иерусалим, а Тир. Это позволяет думать о том, что рассматриваемая картографическая традиция разделения и сопряжения трех материков существовала уже в финикийские времена (в I тысячелетии до н.э.).

Ориентированный на запад вход в базилику благодаря картам оказывается соотносимым с проливом из Средиземного моря в Атлантический океан, фланкированным столпами Геракла, а также двумя горными массивами - Атласом в Африке и Кальпой на Пиренейском полуострове. Возникает догадка об уподоблении этим столпам и горам пары башен на западных фасадах романских и готических соборов.

К дГи (ОГШ

о «чгрр* «-

115т рг^мНгпчг ят(Ы.М»«Г ПТАП1»2ПД иву;

а)

б)

в)

Рис. 1. Планы базиликальных храмов средневековой Европы: а) Амьен, б) Сент-Фуа, в) Антверпен, г) Кельн, д) Шартр

Рис. 2. Средневековые карты с Т-образным разделением Земли на три континента в окружении океана. VIII-XIII века. Воспр. по: а) [2. С. 69]; б, в) [1. С. 25, 33, 58; табл. 15]

За столпами Геракла для европейцев Античности и Средневековья вплоть до Великих географических открытий находился край света, место захода солнца и спуска в Аид. Показательно в этом отношении название города на юго-западном побережье Пиренейского полуострова - Гадес. А название Атлантического океана служило напоминанием об Атлантиде - четвертом континенте, некогда отколовшемся и утонувшем за грехи тяжкие. Легенду об Атлантиде, как известно, рассказали Платону египтяне. Но, возможно, независимо от этого рассказа она сохранилась в фольклоре и других народов, где встречаются сюжеты об изначальной четырехчастности Земли, о четырех китах, на которых она держалась, и о катаклизмах, в результате которых один из китов погиб, утонул, так что теперь Земля стоит только на трех китах [5. С. 341]. До нас дошел письменный источник («Об образе мира»), свидетельствующий о том, что европейцы эпохи Крестовых походов помнили об отколовшемся и ушедшем за горизонт западном континенте, который был больше Европы и Африки, вместе взятых [2. С. 309]. Это очень похоже на реальную Америку, что удивительно.

Аналогия между планами храмов и средневековыми картами Земли, можно сказать, лежит на поверхности. Пока, правда, не удалось найти упоминаний об этом в специальной литературе, но претендовать на роль первооткрывателя здесь я остерегаюсь. Меня больше занимает выстраивание цепочки дальнейших умозаключений, которые важны для понимания символических основ профессионального мышления средневековых зодчих. Отчасти они уже были изложены мной, но с другими акцентами, в статье «Средневековые карты мира и

Рис. 3. План Иерусалима из анонимного сочинения «Деяния франков, захвативших Иерусалим». Воспр. по: [2. С. 225]

символика древнерусского храма», опубликованной в 58-м выпуске «Архитектурного наследства» [6. С. 5-14].

Средневековые карты чаще всего делались круглыми, что отвечало распространенным представлениям о дискообраз-ности и шарообразности Земли (рис. 4). Известен целый ряд западноевропейских миниатюр на тему, как Бог-Творец - архитектор Вселенной с циркулем в руках очерчивает контуры

Рис. 4. Псалтырная карта мира. Лондон. Британская библиотека. Около 1265 года. Воспр. по: Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств // Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2009. Суперобложка

Рис. 5. Бог - архитектор Универсума. Миниатюра из английской Библии XIV века. Воспр. по: [7. Табл. I]

создаваемого им мира, середину которого занимает живописное пятно Земли, омываемое по кругу полосой океана (рис. 5). Ножка циркуля установлена на пупе Земли - месте Иерусалима.

Надо обратить внимание на то, что в число «семи свободных искусств», культивировавшихся в средневековых университетах, входила геометрия, аллегорией которой служила ангелоподобная фигура величественной девы с циркулем, линейкой и сферой в руках [7. С. 79-80]. Это дает основание полагать, что в качестве архитектора Вселенной запечатлевался не сам Творец, а Его размеряющая Землю Премудрость, напоминающая ангела или античную музу. Но также это мог быть и Сын Божий - Слово, Логос, которым все сотворено («вся быша», говоря по-русски).

На этом вопросе приходится останавливаться в связи с тем, что средневековые карты помещают архитектора Вселенной не на небо, а на землю, даже под землю, так что Земля представляется детищем, лежащим на Его чреве и разрастающимся от Его пупа. Тем самым заявляют о себе не изжитые пантеистические традиции, восходящие к глубокой древности, от которой дошли до нас мифы о создании мира из туловища некоего первосущества (индийского Пуруши, скандинавского Имира, месопотамской Тиамат). В христианское время были распространены апокрифические сказания о гигантском первочеловеке - Адаме, чье тело изначально простиралось от края до края Вселенной. Очевидно, они под-питывались каббалистикой [8. С. 17-20]. Известно, например, предание о том, как Бог сотворил тело Адама из букв, взятых от востока, запада, севера и юга [5. С. 34-35]. При этом само слово «Адам» в еврейском языке означает не что иное, как землю, краснозем, из которого и были вылеплены первые люди. Происхождение Земли, камней, воды, растительности

Рис. 6. Эбсторфская карта. Нижняя Саксония. XIII век. Ретушированная фоторепродукция. Воспр. по: [1. Табл. 48]

от Адама очень образно передано в апокрифах, в частности в русской Голубиной книге.

Изображение Земли на фоне человеческой фигуры, вписанной в круг, обнаруживается на Эбсторфской карте (рис. 6), где север и юг отмечены кистями рук, запад - стопами, а восток - головой в нимбе. Здесь особенно хорошо видно, насколько полно тело космического человека соответствует Земле и покрывается ею. На других изображениях Земля меньше, что позволяет думать о различиях Макрокосма и Микрокосма и видеть в первом Творца, а во втором творение. Думается, что тенденция к тому в Средневековье была не случайной.

Вписывание в круг человеческой фигуры с распростертыми руками позволяет отчетливо различать в равноконечном кресте продольное и поперечное направления. Линия Средиземного моря соответствовала первому из них. Голова и верх туловища человека устремлялись в Азию, к раю, руки указывали на север и юг, а ноги протягивались по двум континентам, разделенным Средиземным морем, вплоть до пары столпов, фланкирующих Гибралтарский пролив. В самом низу часто изображался попираемый ногами змий, иначе гад, давший, похоже, имя Гадесу (рис. 7). Вполне естественно, что стала общепринятой такая ориентация карт, при которой человек представляется стоящим, то есть восток наверху, а запад внизу. Восток считался главным направлением, недаром фигура, вписанная в план храма или в карту мира, обращалась туда головой. А где голова, там и верх. Алтарь - это возвышенное место. Он ассоциировался с небом, и его план вторил разрезу храма под сводами наподобие тверди. В алтаре и за ним - место упокоения праведных. А запад, куда протянуты ноги, - это низ, место оглашенных и некрещеных, под ним - царство мрака, преисподняя.

На выделении западно-восточного направления в качестве продольного специально останавливался в своей «Хри-

Рис. 7. Карта из Вестминстерского аббатства. Начало 1260-х годов. Воспр. по: [1. Табл. 45]

стианской топографии» Козьма Индикоплов. Он указывал, что длина Земли измеряется именно по этому направлению и составляет 400 станций, а ширина ее, заключенная между севером и югом, - вдвое меньше [9. С. 37]. На первый взгляд, вытянутая прямоугольная Земля Козьмы относится к совсем другой космологической традиции, нежели Земля круглая, типичная для европейской картографии. Однако это вовсе не так. Я уже пытался развеять это давнее заблуждение. Суть моих контраргументов состоит в том, что карта, сохранившаяся в одном из списков «Христианской топографии», включает все те же три континента - Азию на востоке и Европу и Африку, разделенные Средиземным морем, на западе (рис. 8). Длина Земли здесь вторит направлению ежедневного пути солнца по небосклону. А ширина ограничивается, очевидно, пятью или семью полосами пригодных для жизни умеренных климатов.

Выделение таких климатов было хорошо известной в средневековой Европе традицией, восходящей к античным авторам - Марциану Капелле и Плинию [2. С. 145-146]. Считалось, что за пределами этих климатов, в приполярных областях, Земля остается необитаемой ввиду чрезмерного холода на севере и жары на юге (эту идею высказывал еще Аристотель). Существовало и другое, более верное мнение: холод царит на обоих полюсах, а жар создает непреодолимое препятствие в экваториальной полосе, где протекает горячий океан. Козьма Индикоплов тоже отмечал наличие климатических поясов, отвечающих постепенному перемещению орбит Солнца между северным и южным тропиками, ежегодно определяющему смену времен года (рис. 9). Кроме того, он обращался к античному натурфилософу Эфору, который изображал Землю также в виде прямоугольника, углы которого фиксируют точки восходов и заходов солнца в дни летнего и зимнего солнцестояний.

Кажущееся противоречие между круглыми и прямоугольными картами снимается окончательно при рассмотрении ряда средневековых чертежей, специально выделяющих параллели климатических зон, а еще - ограниченный тропиками экваториальный пояс с наклонной плоскостью эклиптики (рис. 10).

Рис. 9. Разделение Земли на климатические пояса. Миниатюра из «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова. Воспр. по: W. Wolska-Conus. Cosmas Indicoplenster. Tonographie Chretienne. Bd. 1. Paris, 1968. Р. 9

Рис. 8. Карта из Ватиканского списка «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова. IX век. Воспр. по: [1. С. 83]

Рис. 10. Средневековые карты с выделением широтных поясов: а) карта из Арнштайнской Библии, 1172 год. Воспр. по: [1.Табл. 9]; б) Ватиканская карта с зодиаком и Рифейскими горами. Конец XI - начало XIII века (Германия?). Воспр. по: [1. Табл. 4]; в) карта из «Философии» Гильома Коншского, 1277 год. Париж. Библиотека Св. Женевьевы. Воспр. по: [1. Табл. 32]; г) карта Макробия. Конец X - начало XI века. Воспр. по: [1. Цветная вклейка]

Планы базилик наилучшим образом подходят для передачи именно такого мироустройства. Их продольные нефы как будто предназначены для ежесуточного движения небесных светил с востока на запад по параллелям. А нефы поперечные -трансепты - обозначают срединный меридиан, вторящий оси вращения неба. Трансепты могут быть укороченными, а то и вовсе не выступающими за пределы боковых стен, как, например, в соборе Парижской Богоматери (рис. 12). В таком случае проявляется более последовательное обращение к образу прямоугольной, вытянутой, ковчегообразной Земли, то есть только благодатной ее части, отгороженной от частей негодных и пагубных, где могут обитать только чудовища и дикари.

Известны две византийские церкви, на мозаичных полах которых запечатлены в условной, но живописной манере прямоугольные карты Земли, вытянутые, как и положено, по линии запад-восток (рис. 11). А в Западной Европе со-

Рис. 11. Мозаичный пол в ранневизантийской базилике Никополя, изображающий прямоугольную Землю, омываемую Мировым океаном. Фото Т.Ю.Чепчуговой

хранились чертежи базилик, в планы которых вписаны человеческие фигуры, что роднит их опять-таки с картами, охарактеризованными выше (рис. 13). К этому надо добавить, что в эпоху Средневековья были повсеместно распространены изображения Спасителя, Богоматери и святых в арочном, часто трехлопастном обрамлении, весьма напоминающем план храма, а также его поперечный разрез. Не стоит придираться к деталям, делающим сходство такого обрамления с очертаниями храма неточным. Существо дела состояло не в формальных различиях, а в принципиальном подобии, так как священное пространство должно быть отделено от про-фанного и надежно укрыто от вторжения сил зла.

Очевидно, храмы недаром возводились над подобиями карт обитаемой ойкумены, ибо они являли собой твердыни, осеняющие пространство жизни и защищающие от мертвящего хаоса и «тьмы внешней».

Человеческая фигура, вписанная в план базилики, представляется лежащей головой на восток. Но в алтаре она как будто приподнимается, встает и возносится под своды и купола - на небо. После прохождения точки кульминации в средокре-стии начинается ее склонение к западу. Мозаики и фрески на сводах храмов вполне определенно передают именно такую направленность фигуры Господа, поднимающейся от престола в алтаре вверх и вперед - по направлению к главному входу. Так же встает, достигает кульминации в полдень и садится солнце, которому испокон веков поклонялись как богу. В алтаре - начало света, а на западной стене храма - его конец, поэтому здесь уместным было изображение сцены Страшного суда.

Напрашивается вывод о том, что, отвергая языческое многобожие и, в частности, поклонение солнцу, христиане, тем не менее, не нарушали общей логики построения святилища бога света и справедливости. Напомню, что Иисуса Христа величали Солнцем правды. Новая религия, конечно, не позволяла проводить прямые параллели между Ним и

Рис. 12. План собора Парижской Богоматери

Рис. 13. Человеческие фигуры, вписанные в очертания базилик:

а) рисунок из трактата Франческо ди Джорджо Мартини XV века. Флоренция. Национальная библиотека. Воспр. по: Зубова М.В. История архитектуры Византии

и Западной Европы. Средние века: учебник. М., 2010. С. 15;

б) фреска церкви Богородицы монастыря Жича (Румыния). 1309-1316 годы.

Фото А.В. Слезкина

обходящим Землю каждый день небесным телом, поэтому понадобились метафорические иносказания и символы. Если лежащий Адам - плоть от плоти матери-Земли, то вознесенный на небеса Христос - сын Отца Небесного. Но Он же был человеком, рожденным земной женщиной, принявшим муки, положенным во гроб и восставшим из мертвых. Недаром его называли новым Адамом, явившимся для искупления грехов.

Как оказывается, не столь важно, плоской, дискообразной или шарообразной представлялась Земля. В любом случае ее обитаемая поверхность осенялась небом, по которому исправно двигались с востока на запад своими путями между тропиками светила и зодиакальные созвездия. А после захода под Землей осуществлялись их разворот и обратное движение к новому восходу. Люди хорошо знали, что ось небесного вращения проходит через Полярную звезду, вокруг которой постоянно вращаются незаходящие звезды. При взгляде отсюда пути Солнца, Луны и планет в поясе зодиака представляются тоже круглыми. Земля могла казаться почти плоской, но небо получалось сферическим. Только вблизи Северного полюса царит бессмертие. Здесь, на оси мира, стоит непоколебимый престол Вседержителя. В срединной же зоне зодиакального пояса наблюдается циклическая смена дня и ночи, жизни и смерти. Здесь уместно поклонение рождающемуся, воскресающему и умирающему Сыну Божьему.

Вот чем может быть объяснено сосуществование на протяжении едва ли не всей обозримой истории человечества двух основных типов культовых сооружений - ротондального и вытянутого по продольной оси наподобие периптера или базилики. Впрочем, судя по круглым картам, ротонды могли воздвигаться и над пупом Земли. Надо, видимо, различать, когда их окружает вода, подобная океану, а когда зодиак.

В христианских базиликах воплощалась идея пути к спасению через тернии, жертвы и раскаяние. Эти базилики уподоблялись Ноеву ковчегу, сохранившему жизнь избранным. И они воспроизводили в своем основании образ той самой обретенной после потопа Земли, которая оказалась благой и живительной. Если центрические храмы апеллируют к вечности, то базиликальные - к земной истории, ходу времени и эсхатологическим ожиданиям конца света, Страшного суда и жизни будущего века.

Литература

1. ЧекинЛ.С. Картография христианского Средневековья VIII-XIII вв. Тексты, перевод, комментарий. М., 1999.

2. Райт Дж. К. Географические представления в эпоху Крестовых походов. Исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе/ Пер. с англ. М., 1988.

3. Шукуров Ш.М. Образ храма IMAGO TEMPLI. М., 2002.

4. Бусева-Давыдова И.Л. Представления о символике храма в культуре Древней Руси (по письменным источникам) // Архитектурное наследство. Вып. 44. М., 2001.

5. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

6. Бондаренко И.А. Средневековые карты мира и символика древнерусского храма // Архитектурное наследство. Вып. 58. М., 2013.

7. Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. М., 1988.

8. Адам // Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Меле-тинский. М., 1992.

9. Редин Е.К. Христианская топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам. Ч. I. М., 1916.

Literatura

1. Chekin L.S. Kartografiya hristianskogo Srednevekovya VIII-XIII vv. Teksty, perevod, kommentariy. M., 1999.

2. Rayt Dzh. K. Geograficheskie predstavleniya v epohu Kre-stovyh pohodov. Issledovanie srednevekovoy nauki i traditsii v Zapadnoy Evrope/ Per. s angl. M., 1988.

3. ShukurovSh.M. Obraz hrama IMAGO TEMPLI. M., 2002.

4. Buseva-DavydovaI.L. Predstavleniya o simvolike hrama v kulture Drevney Rusi (po pismennym istochnikam) // Arhitek-turnoe nasledstvo. Vyp. 44. M., 2001.

5. Slavyanskaya mifologiya. Entsiklopedicheskiy slovar. M., 1995.

6. Bondarenko I.A. Srednevekovye karty mira i simvolika drevnerusskogo hrama // Arhitekturnoe nasledstvo. Vyp. 58. M., 2013.

7. Muratova K.M. Mastera frantsuzskoy gotiki XII-XIII vekov. Problemy teorii i praktiki hudozhestvennogo tvorchestva. M., 1988.

8. Adam // Mifologicheskiy slovar / Gl. red. E.M. Meletinskiy. M., 1992.

9. Redin E.K. Hristianskaya topografiya Kozmy Indikoplova po grecheskim i russkim spiskam. Ch. I. M., 1916.

Basilical Churches and Medieval Maps of the Earth.

By I.A. Bondarenko

The article draws parallels between the planning structure of a typical Christian basilica and the three-part maps of the Earth, typical for the Medieval Europe. The author substantiates the idea that the churches intentionally reproduce the image of the oecumene, stretching from East to West, protected by the celestial dome and containing favourable climatic zones and courses of zodiacal constellations, known planets, the Moon and the Sun.

Ключевые слова: базиликальный храм, алтарь, нефы, трансепт, средневековая космология, картография, континенты, Средиземное море, пуп Земли, климатические пояса, траектории движения небесных светил.

Key words: basilical church, altar, naves, transept, medieval cosmology, cartography, continents, Mediterranean sea, the centre of the universe, climatic zones, courses of heavenly bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.