Научная статья на тему 'Опыт типологии православной архитектуры в Албании'

Опыт типологии православной архитектуры в Албании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
299
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛБАНИЯ / АРХИТЕКТУРА / ЦЕРКОВЬ / ВИЗАНТИЯ / ТИП / ALBANIA / ARCHITECTURE / CHURCH / BYZANTIUM / TYPE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павлинов Павел Сергеевич

Статья посвящена типологическому анализу церковной архитектуры IV-XIX вв. в Албании. Рассмотрена практика перестройки жилых и гражданских построек в церкви в IV-VI вв. Проанализированы базиликальные, центрические и редкие «совмещенные» (двухнефная четырехкупольная церковь в Месопотаме и др.) постройки наиболее активных периодов строительства (V-VI, IX-XIV вв.). Большой интерес также представляют новые типы храмов, возникшие в условиях турецкого владычества в поствизантийский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF ORTHODOX ARCHITECTURE IN ALBANIA

The article provides a typologie analysis of the church architecture in Albania in the period between the 4th and 19th centuries. The author describes how residential and public buildings were transformed into churches in 4th-6th centuries, and analyzes basilicas, centric and rare «combined» structures (e. g., a two-nave four-domed church in Mesopotam) which were erected during the periods of vigorous construction activity (5th-6th and 9th-14th centuries). Also included in the research are some new types of churches that appeared in the post-Byzantine period under the Turkish rule.

Текст научной работы на тему «Опыт типологии православной архитектуры в Албании»

Вестник ПСТГУ

Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства

2010. Вып. 3 (3). С. 64-77

ОПЫТ ТИПОЛОГИИ ПРАВОСЛАВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

В АЛБАНИИ

П. С. Павлинов

Статья посвящена типологическому анализу церковной архитектуры IV—XIX вв. в Албании. Рассмотрена практика перестройки жилых и гражданских построек в церкви в IV—VI вв. Проанализированы базиликальные, центрические и редкие «совмещенные» (двухнефная четырехкупольная церковь в Месопотаме и др.) постройки наиболее активных периодов строительства (V—VI, IX—XIV вв.). Большой интерес также представляют новые типы храмов, возникшие в условиях турецкого владычества в поствизантийский период.

Статья посвящена краткому и, безусловно, требующему дальнейшей разработки типологическому анализу церковной архитектуры IV—XIX вв. в Албании от региона Дурреса и южнее. Основой для данного исследования послужили натурные обследования памятников архитектуры 2002, 2003, 2005, 2007, 2009 гг., статьи по истории архитектуры и археологии в журналах и сборниках «Monumentet», «Studime historike», «Iliria», «Candavia», «Corso di Cultura sull'Arte Ravennate e Bizantina» (1993), «2000 vjet art dhe kulturë kishtare në Shqipëri» (Tiranë, 2003) и др., научные исследования албанских, греческих, болгарских и западно-европейских авторов преимущественно последних двадцати лет1.

За основу типологии взято конструктивно-планировочное решение цер-квей2. Раннее появление христианства на территории Албании подтверждается евхаристическими сценами на саркофагах II—III вв. в Дурресе и Бутринте. Первые же церкви относятся, вероятно, к IV в. Длительное время (в IV—VI вв.) существовала практика перестройки жилых и гражданских построек в церкви3.

1 Baçe A., MeksiA., Riza E., Karaiskaj G., Thomo P. Historia arkitekturës shqiptare. Tiranë, 1980; Koch G. Albanien. Kunst und kultur im land der Skipetaren. Köln, 1989; Thomo P. Kishat Pasbizantine në Shqipërinë e Jugut. Tiranë, 1998; Meksi A. Arkitektura e kishave të Shqipërisë (Shekujt VII—XV). Tiranë, 2004; Hodges R., Bowden W., Lako K. Byzantine Butrint, excavations and survey. 1994—1999. Oxford, 2004; Ceka N. Apollonia: its history and monuments. Tiranë, 2005; Ceka N., Muçaj S. Byllis: its history and monuments. Tiranë, 2005; Hodges R. Eternal Butrint. London, 2006, и др.

2 В данной типологии не учтена реконструкция церквей (например, в XVI в.), изменения интерьера с изменением форм иконостаса, влияние романской (с XI в.) и готической (с XIV в.) архитектуры. Кроме того, приняты во внимание только сохранившиеся постройки.

3 Kora S. Vërejtje mbi disa dukuri transformuese të kristianizmit të hershëm në provincën Epirus Nova // Сandavia. № 2. Tiranë, 2005. P. 137-143.

Так, в кон. V — нач. VI в. в поселении на берегу канала Вивари, напротив Бут-ринта, древнеримская комната с апсидой перестроена в западную часть трехнеф-ной базилики, обнаруженной раскопками в 2004 г.4 Из жилого дома III—IV вв. в V—VI вв. перестроена базилика в Зарадиште (близ Корчи)5. Подобные функциональные трансформации происходили в IV—VI вв. с термами II—III вв. в Тиране, с устройством церквей в Антигоне, Врине (под Бутринтом), церкви сорока мучеников под Сарандой6, часовен в амфитеатре Дурреса (часовня сщмч. еп. Астия упоминается с 1280 г.; обнаружена в 1967 г.; кладка апсиды с бифорием — VI в.; поверх росписей, созданных в период от IV до VI в., — три настенные мозаики предположительно VII—VIII вв.). Наиболее активное время строительства церквей в этот ранний период приходится на кон. V — сер. VI в. (между остготами и славянами, во время правления византийских императоров Анастасия I и Юстиниана I).

Большинство церквей ранневизантийского периода относятся к типу базилик. Это простые однонефные (в Дурресе, Антигонии, Аполлонии, Саранде и др.), трехнефные с одной (Амантия, Бутринт) или тремя (Балш) апсидами. Нефы могли разделяться рядами пилонов (Бутринт, Тэпе, Саранда, Месаплик, Финик, Бюллис, Горица) или колонн (Амантия, V—VI вв.), или чередованием колонн и пилястр (Балш). Более сложный тип представляют базилики с трансептом (базилика Богоматери в Бутринте, VI в.; Финик, базилика в Бюллисе), родственные базиликам в Никополе. Своеобразными вариантами этого типа можно считать базилики в Тэпе (Эльбасан) с отделенными от наоса пространствами трансепта и Архангела Михаила в Арапае (близ Дурреса, VI в.; илл. 1) с полукруглыми в плане завершениями рукавов трансепта (близко базиликам в Додоне и Парами-те в Старом Эпире).

Большинство базилик имеют нартекс, в некоторых памятниках продолжающийся помещениями с севера и юга (Тэпе, Амантия, Бюллис). Большой интерес своей архаичностью и родственностью с императорскими храмами IV в. представляют базилики с атриумами (Арапай, Бюллис).

Большую типологическую группу в ранневизантийский период составляют церковные постройки центрического типа. К ним можно отнести мартириумы (семиконховая церковь сорока мучеников близ Са-ранды), церкви — триконхи (Антигона, «триконх» в Бутринте), а также баптистерии в Бутринте, Финике,

4 Mitchell J., Gilkes O., Qondi Dh. A new Christian basilica at Butrint // Сandavia. № 2. Tirane, 2005. P. 107-128.

5 Damko P. Germime arkeologjike te vitit 1989. Zaradishte // Iliria. 1989. № 2. F. 294.

6 Muka G. Bazilika qe I dha emrin qytetit te Sarandes // Monumentet. 2002. F. 7-40.

Илл. 1. План базилики Архангела Михаила вАрапае

родственные аналогичным постройкам на территории Италии, Греции и Турции.

Следует заметить, что наиболее развитые архитектурные формы (трехнефные базилики с трансептом и атриумом, необычные центрические композиции) встречаются главным образом в епископских центрах, а также на via Egnatia — самой оживленной античной транспортной артерии на территории Албании. Так, церковь (возможно, мартириум, VI в.; илл. 2) в Лине на Охридском озере является одним из самых сложных в конструктивно-планировочном отношении ранневизантийских памятников в Албании, так как совмещает принцип центричности с тремя кон-хами главного пространства с наличием развитого нартекса, атриума и баптистерия. План центральной части церкви в Лине отражает интересный вариант эволюции тетраконховых пространств, воспринятых от античности (вилла Адриана в Тиволи, 125—135 гг.) и продолженных в церквах IV—VI вв. (церковь Сан-Лоренцо в Милане, 370-е гг.), часто с более развитой осью север—юг (церковь Мегали Панагия в Афинах, V в.; церковь близ г. Перуштица в Болгарии, VI в.; илл. 3). Зодчие Лина соединяют идеи центричности и базиликальности, увеличивая продольную ось восток—запад, убирая западную конху и добавляя обширный атриум.

Второй значительный всплеск строительной активности приходится на время после «темных» VI—VIII вв. Если в IV—VI вв. церковная архитектура на территории Албании обнаруживала общие черты с западно-христианскими территориями, Ближним Востоком (т. е. с территориями единой христианской общности), то с IX в. архитектура Центральной и Южной Албании входит в русло средне- и поздневизантийского зодчества и испытывает влияние почти исключительно Византии (с середины VIII в. Верхний Илли-рик подчинен Константинопольскому патриархату) и Болгарии7.

7 В кон. IX — нач. XI в. большая часть территории входила в состав Болгарии, а с 1018 г. епископии Главеницы, Пульхериополя, Церники, Адрианополя и Бутринта подчинены Ох-ридской архиепископии. С 1280 г. в юрисдикцию Охридской архиепископии перешла и Дир-рахийская митрополия.

Илл. 2. План церкви в Лине. VIв.

Илл. 3. План церкви в Перуштице. Болгария. VIв.

С IX в. сохранились часовни (встроенная в базилику Богоматери в Бутрин-те), небольшие однонефные церкви (в Бутринте, 1Х—Х вв.). В Х—Х1У вв. одно-нефный тип получает большое распространение. Строятся церкви с круглыми (свв. Сергия и Вакха в Химаре, Х—Х1 вв.; св. Михаила в Химаре, XIII в.), гранеными (Пророка Илии в Буале, Х!—ХП вв.; Спаса Нерукотворного в Хербеле близ границы с Македонией, ХП в.; Св. Иоанна Крестителя в Бобоштице, Св. Дмитрия в Безмиште, церковь в Каменице, все — ХГУ в.), и прямоугольными снаружи (Св. Параскевы Пятницы в Чете, кон. ХШ в.) апсидами. Перечисленные церкви построены предположительно с деревянными перекрытиями, но не позже Х! в. начали применять и своды (церкви Богоматери в Церцке близ границы с Грецией, XI в.; Св. Параскевы Пятницы в Сопе близ Фиера, ХШ в.; Св. Андрея в Химаре, близ деревни Муллет около дороги Тирана-Эльбасан, обе — ХШ—Х[У вв.; Богоматери на острове Малиград, 1345 г.).

Подтипом однонефных можно считать зальные церкви с куполом («купольные залы»; Свт. Николая в Армене с овальной формой купола, ХП в.; Богородицы в Дерми, ХШ—Х[У вв.; пристроенная к скале церковь Св. Михаила в Берате, XIV в.; церковь Спаса в Мборье, 1380-е гг.), строительство которых в Греции началось в период иконоборчества и получило распространение в Болгарии и Греции в ХП—ХШ вв. (церковь в Асеновой крепости и др.). Компактные церкви со сводами и «купольные залы» стали связующим звеном в эволюции от базилики к крестово-купольному храму.

В К—Х^ вв. продолжает использоваться архаичный тип базилики. Подобное запаздывание в использовании данного типа характерно и для некоторых, например, кавказских территорий Х в. (базилики Дорткилисе, или Отхта Экле-сиа; Пархал, обе в Тайке, территория современной Восточной Турции), правда, с другими пропорциями (усиленная высотность и развитие по оси запад-восток), что больше роднит эти памятники с романскими базиликами. Албанские трех-нефные базилики этого времени разнообразны по пропорциям. Планы трехап-сидной в Дурресе (предположительно Апостола Андрея, кон. Х — нач. XI в., в 1502 г. перестроена в мечеть султана Фатиха), одноапсидных Св. Стефана в Дерми (XI—XП вв., перестроена в однонефную) и в Клосе близ Эльбасана (XIII— XIV вв.) близки к квадратам. Церковь Свт. Николая в Перонди (кон. XI — нач. XII в.; в XIV в. пристроена колокольня) — единственная хорошо сохранившаяся базилика в Албании этого времени, — с центральным нефом, возвышающимся над боковыми, с колоннами, отделяющими нефы, можно сравнить с церквами XI—XП вв. в Кастории (Архангелов, Св. Стефана), с церковью Св. Стефана в Не-себре (XII в.). Церковь в Перонди представляет более сложный вариант: выделены протезис и дьяконник, западная часть увеличена строительством нартекса, в центральной апсиде использовано тройное окно. Похожие формы (с нартексом, но без выделения протезиса и дьяконника), возможно, имела базилика близ деревни Чифлик около границы с Грецией, датируемая А. Мекси кон. XIII в.8 Возможно, также базилика в Чифлике была родственна греческим церквам в Арте (Влахернский монастырь, церковь Феодоры и др.).

8 ШвЪ1 А. Dy Ъа/Шка т^йаге 1ё рацюИига // Мопишепе:. № 13. 1977. Р. 74—76.

67

Несмотря на распространенность базиликальных одно- и трех-нефных типов, в X—XI вв. на юге современной Албании начинает утверждаться крестово-купольный тип церкви. Наибольшее развитие получает т.н. тип вписанного креста, в котором рукава креста не выходят за общие очертания плана. В этом типе можно выделить несколько подтипов. К т.н. переходному подтипу (от базилики) с прямоугольными опорами, вытянутыми вдоль не-

фов, относится церковь Богородицы в Верхнем Пешкепи (Дрино поле, предположительно нач. X в.), родственная подобным церквам 1Х—Х1 вв. в Греции (Панагии в Епископи в Еврита-нии, 2-я пол. IX в.), и Болгарии (Св. Иоанна в Несебре).

К подтипу со сплошными стенами, ограничивающими западные очертания креста, и этим сходным с т.н. типом полусвободного креста (только с добавлением нартекса) относится церковь Богородицы в Косине близ Пермета (илл. 4). Церковь этого подтипа в селе Долисхана в Шавшети (северо-восточная Турция, граница с Грузией) датируется сер. X в. Но форма нартекса и узорчатая техника кладки церкви в Косине говорят скорее о XII в.

Классический подтип «полного» крестово-купольного храма с четырьмя свободно стоящими опорами сформировался в Константинополе к X в., распространился в Греции с XI в. (церковь Асоматон Тесеу в Афинах), но в Албании представлен памятниками XII—XV вв. (церкви Богоматери Влахернской, предположительно нач. XIII в., перестроена, и Св. Троицы, не позднее 1326 г., в Берате;

церковь Святой Троицы в Лавдаре, предположительно 1470 г.). Поиски внутреннего пространственного решения внутри этого типа отражают руины церкви Св. Георгия в Братае близ Влёры с сильно раздвинутыми подкупольными столбами (XIII— XIV вв.) и монастырская церковь Богородицы в Аполлонии (1-я пол. XIII в.; илл. 5), которую, благодаря дополнительной паре восточных предалтарных опор, можно отнести к т. н. синтетическому типу с более протяженной осью запад—восток (к нему относятся многие афинские церкви XI—XIII вв., а также церковь

ЮБНА № РЗНАШ КОЭ№ - "рЛт^

Илл. 4. План церкви Богородицы в Косине. XIв.

К15НА Е МАЫАЭТВИ ТЕ АРОШэтЗЕ • ТМ-

Илл. 5. План церкви Богородицы в Аполлонии. 1-я пол. XIIIв.

Илл. 6. План церкви Мармироит в Орикуме. ХП-ХШ вв.

Теотокос в монастыре Осиос Лукас в Фокиде с похожим смещением стен относительно оси север—юг)9.

Т. н. тип свободного креста представлен в Албании исключительно церквами без свободно стоящих внутренних опор. Церкви Мармироит в Орикуме (XII—XIII вв.; ил. 6) и монастыря Богородицы на острове Звернец (ХИ—Х^ вв.) близ Влёры.

Многоконховые церкви после УП в. становятся менее распространенными в византийской архитектуре. С X в. на Кавказе, а с XI в. в Греции и на Балканах боковые кон-

хи снова используются в композициях церквей-триконхов. На территории Албании к ним можно отнести руины небольшой церкви в Дриште около Шкодера (возможно, XI в.), близкой церкви Панагии Кувелитисса в Касторье (Х—Х[ вв.), церковь Свт. Николая в Курьяне (XIV в.) и трапезную монастыря в Аполлонии (предположительно, нач. XIV в.).

Особенный интерес сложностью их типологической и хронологической атрибуции вызывают три крестово-купольные византийские греческие церкви на территории Южной Албании: Зерват, Лабове и Месопотам. Церковь Богородицы в Зервате на дороге Гирокастра — Янина была перестроена в XVI в. (возможно, той же артелью, в 1569 г. построившей монастырскую церковь Богородицы над селом Зерват) и первоначально (предположительно, в XI в.) мог иметь план «свободного креста».

Церковь Богородицы в Лабове типа вписанного креста, вероятно, представляет собой поздний вариант поиска внутреннего пространственного решения с широким под-купольным прямоугольником, ограниченным с севера, запада и юга парами столбов с тройными аркадами в двух ярусах (илл. 7). Среди ранних памятников этого типа — церкви Успения в Никее, Св. Георгия в Ман-ганах (1040-е гг.). Уже в Софийском соборе в Салониках (717—741 гг.) появляется П-образный обход центрального пространства с севера, за-

Илл. 7. План церкви Богородицы в Лабове. ХП-ХШ вв.

9 Полевой В. М. Искусство Греции. Средние века. М., 1973. С. 150.

69

пада и юга. Более близкими аналогиями албанской постройки являются церкви XI—XIII вв. (Гюль Джами, илл. 8; южная церковь монастыря Липса, все — в Константинополе). В XIII—XIV вв. происходит упрощение этого типа: строятся церкви с одним столпом (в монастыре Панагии Олимпиотиссы в Элассоне, ок. 1300 г.), с пониженной П-образной галереей. Таким образом, церковь в Лабове с ее интересным вытянутым по оси север-юг подкупольным прямоугольником можно было бы датировать XII-XIII вв.10

Наконец, церковь Свт. Николая в Месопотаме представляет столь же исключительный в Албании (как Лабове в своем типе) тип симметричной двухнефной двухапсидной четырехкупольной церкви (илл. 9 и 10). Построенная на месте старой церкви сер. XII в., она с трех сторон была окружена открытой галереей, благоприятствующей созданию композиции с плавным ростом высот к двум восточным куполам. В строительстве сказались влияния архитектуры Южной Италии (церкви в Стило, Россано в Калабрии), знакомой анжуйцам, правившим в прибрежной части Албании в кон. XIII — нач. XIV в.

В XVI в. начинается новая поствизантийская фаза церковного строительства, связанная с большим развитием местных особенностей и появлением новых типов, в том числе под воздействием политических условий. Наиболее простая и одна из самых распространенных форм во время турецкого владычества — однонефные церкви с деревянным перекрытием (церкви Св. Георгия в Верхней Лешнице и Св. Афанасия в Пеце близ Саранды, расписанные в 1525 г.; церковь Св. Дмитрия в Поличане, 1526 г.; удлиненные церкви Архангела Михаила и Богородицы в Вуно, 1783 г., и др.). однонефная церковь Святого Козьмы в Дерми уникальна своей ротондальной апсидой (XVI в.; илл. 11).

Меньшее распространение в XVI—XVIII вв. получили однонефные церкви, перекрытые сводом (двухярусные церкви Святой Анны в Дервичане, XVI в., Свв. Козьмы и Дамиана в Виткуче, 1736 г.; церковь Богоматери в Пеце с четырьмя последовательными цилиндрическими сводами, 1770 г., и др.). Для XVII в. характерны купольные залы, по условиям турецкого правительства (чтобы не были видны купола) перекрытые двускатными крышами (церковь Богородицы в Бармаше с пятью куполами в ряд, расписана в 1616 г., илл. 12, и др.). Наиболее редкий подтип однонефных церквей — храм с поперечным сводом (церковь в Чатиште, 1584 г.; церковь Троицкого монастыря в Карвикаче близ Саранды, XVII в.), родственный типу «ставропистегос» (крестовопокрытый) в

10 Более точная датировка возможна после анализа фресок, открытых в храме в последние годы.

Илл. 8. План церкви Св. Феодосии в Константинополе. Гюль Джами. Кон. XI — нач. XIIв.

Илл. 9. План церкви <

Греции, выделенному А. Орландо-сом в 1920-е гг. (Преображенская церковь в Пирги на острове Эвбея, 1310 г.). Этот подтип соответствовал новым требованиям внешнего вида церкви и желанию выделить крест в конструкции.

Не менее распространенный тип церковной архитектуры Албании Х^—ХК^ вв. — базилики. При этом реанимируются такие архаические подтипы, как купольная базилика (церкви Св. Афанасия Великого в Поличане, 1513 г.; Богородицы в Вла-хогорандзи, расписана в 1622 г.; Богородицы в Постенане, XVГI—XVШ вв.). В церкви Архангела Михаила в Мин-гуле (XVIII в.) центральный выделяющийся снаружи купол дополнен шестью скрытыми снаружи куполами боковых нефов и четырьмя скрытыми куполами нартекса (в церкви Св. Петра в Виткуче 1759 г. — восемь скрытых куполов боковых нефов; в

!. Николая в Месопотаме

Илл. 10. Церковь Свт. Николая в Месопотаме. Аксонометрия

Илл. 11. План церкви Св. Козьмы в Дерми. XVIв. 71

Илл. 12. План церкви Богородицы в Бармаше. Нач. XVIIв.

церкви Богородицы в Леусе 1812 г. — десять). В церкви Богородицы в крепости Берата (1797) соединены элементы крестово-купольного типа и продольного ба-зиликального. В основе ее плана — два перекрестия с низкими, но выделенными снаружи куполами, и боковые нефы с шестью скрытыми куполами.

Тем не менее в XVII — нач. XIX в. на юге Албании базилики строились преимущественно без выделения купола снаружи, т.е. со сводами различных типов, перекрытыми двускатной крышей. Все богатство объемно-пространственных решений в этом подтипе базилик переносилось главным образом в интерьеры и открытые галереи. Можно выделить церкви с одним внутренним «куполом» (Архангела Михаила в Виткуче, 1682 г.), с пятью (Архангела Михаила в районе Варош в Гирокастре, 1776 г.).

В районе Воскопои сохранились четыре однотипные церкви с двумя внутренними куполами центрального нефа и четвертьциркульными сводами боковых нефов (храмы Богородицы, ок. 1710 г., Архангела Михаила, ок. 1720 г., Свт. Николая, 1722 г. (илл. 13), и Св. Афанасия Великого, 1724 г. — все в Воскопое; Св. Георгия в Шипске близ Воскопои, нач. XVIII в.). Этим храмам близка церковь Троицкого монастыря в Пе-пеле (регион Гирокастры). Самостоятельный подтип «закрытых» сводчатых базилик представляют храмы 1770—1780-х гг. с куполообразными сводами как в центральном нефе, так и в боковых, а иногда и в открытых галереях (церкви Богородицы в Скорэ, 1773 г.; Св. Параскевы Пятницы в Пермете, 1776 г.; Богородицы в Сопике, 1770-е гг.) и нартексе (Свт. Николая в Топове, 1788 г.). Вместо «куполов» простые полуциркульные своды применены в монастырской церкви Богородицы в Вивере (рас-

Илл. 13. Разрез церкви Свт. Николая в Воскопое по оси север—юг. 1722 г.

писана в 1604 г.), церквах Свт. Николая в Липе близ Пермета (XVIII в.), Богородицы в Концке (1789).

В сер. XVIII — нач. XIX в., преимущественно в регионе Лушне и Фиера, происходит упрощение базиликального типа — строятся трехнефные (монастырская церковь Богородицы в Арденице, 1743 г.; церкви Св. Георгия в Либофше, 1776 г.; Богородицы в Лашове; Св. Спиридона в Вуно, 1778 г.) и однонефные (Св. Георгия в Струме, расписана в 1801 г.; Свт. Николая в Тошкез, 1811 г.) базилики с одноуровневыми плоскими деревянными перекрытиями. В регионе Корчи в сер. XVIII в. строились базилики со светлым повышенным центральным нефом (Пророка Илии в Воскопое, 1751 г.; Св. Георгия в Виткуче).

Во второй пол. XVI — сер. XVII в. в регионах Гирокастры и Саранды (как и в других районах Эпира) продолжали, преимущественно в монастырях, строить крестово-купольные одноглавые, одноапсидные церкви типа вписанного креста с отдельно стоящими опорами (монастырские церкви Богородицы над селом Зерват, 1569 г.; Свв. Кирика и Иулиты близ села Вувьян, 1588 г.; Св. Афанасия в Поличане, расписана в 1601 г.; Богородицы в Крорезе, 1-я пол. XVII в.; Богородицы близ Сарачиништа, ок. 1630 г.; церкви Богородицы в Малчане, кон. XVI в.; Свт. Николая в Сарачиниште, 1630 г.). Запоздавшая и последняя церковь этого типа — храм Св. Дмитрия в Чепаро на берегу Ионического моря (1760). Меньшее развитие получили подтипы со скрытым куполом (монастырская церковь в Камено близ Дельвины, 1580 г.) и с опорами, примыкающими к стенам (монастырская церковь Св. Георгия в Деме со сложной, предположительно воспринятой в мусульманской архитектуре конструкцией купола, покоящегося на четырех промежуточных конхах, XVII в.; илл. 14).

Строительство триконхов (т.е. церквей с дополнительными северными и южными апсидами) практиковалось в V—VI, X—XIV вв., но особенно развернулось на юге Албании в кон. XVI—XVII вв. Большинство церквей этого типа возведены в монастырях и относятся также к типу крестово-купольных храмов с отдельно стоящими опорами (монастырские церкви: Благовещения близ села Ваниште, 1582 г.; Богородицы близ села Горандзи, кон. XVI в.; Пророка Илии в Стего-пуле, 1624 г. (илл. 15)11; Св. Иоанна Предтечи в Воскопое, 1632 г.; Богородицы в Кошовице, 1669 г.; Богородицы в Пичерасе, 1672 г.; Богородицы в Какоме, иконы Божией Матери «Живоносный источник» близ Дервичана, обе — сер. XVII в.). Су-

11 Хорошо отражает барочные тенденции XVII в.: одна из самых стройных по пропорциям церквей в Албании украшена высокими арочными нишами по барабану и по фасадам конх, плавно огибающих основное тело храма.

Илл. 14. Разрез церкви Св. Георгия в Деме по оси восток—запад. XVIIв.

ществуют и другие конструктивные варианты триконхов: церковь Архангельского монастыря близ Дервичана построена с сокрытым центральным сводом овального плана (ХУП-ХУШ вв., илл. 16). К од-нонефным сводчатым базиликам относятся церковь монастыря Пророка Илии близ села Йоргуцат (1586), церковь Свт. Николая в Верхнем Вровьяне (кон. XVI в.); к однонефным купольным — церковь монастыря Свт. Николая в Вивере (ХУ1—ХУ11 вв.); к трехнефным базиликам — церковь Богородицы в Ниче (XVIII в.). Уникальный однонефный храм с поперечным сводом и нартексом, перекрытым световым барабаном с куполом, — монастырская церковь Спаса Нерукотворного в Чатиште (1584 г., нар-текс 1627 г.; илл. 17). Большой интерес, благодаря традиционализму форм, разработанных еще в XVII в., представляет монастырская церковь Святого Козьмы в Колкондасе на реке Семан под Фиером (1813—1815 гг.), представляющая собой купольную базилику-триконх с большим граненым барабаном главы и десятью полусферическими сводами боковых нефов.

Отдельную малоизученную типологию представляют пещерные церкви, условно датируемые (в т. ч. по росписям) с ГХ—Х! вв. (часовня на склоне горы Лет-ми; церковь Св. Георгия около деревни Виври близ Дельвины). К ХП в. условно относят пещерную церковь Св. Марины на склоне горы Милеет близ Кониспо-ля. Значительное количество пещерных и полупещерных храмов были созданы

Илл. 16. План церкви Архангельского монастыря близ Дервичана. ХУП—ХУШвв.

74

Илл. 17. План монастырской церкви Спаса Нерукотворного в Чатиште. 1584 г. Нартекс — 1627 г.

Илл. 18. План монастыря Богородицы в Аполлонии. 75

в XШ—XIV вв. в районе озер Большая и Малая Преспа (церкви Богородицы в Глобоко, Благовещения в Црнапеш, и др.).

Значительный интерес также представляет типология объемно-пространственных решений в ансамблях монастырей (в Дурресе по документальным источникам известен с IX в.)12, расположение собора относительно других монастырских построек и типология самих построек (трапезных, келий, кухонь и т.д.). Редкий пример в этом отношении представляет византийский монастырь Богородицы в Аполлонии с трапезной, находящейся строго напротив западной романизирующей галереи собора (ил. 18). Среди колоколен (необязательно монастырских) можно выделить отдельно стоящие ярусные (в монастыре Свт. Николая в Месопотаме; при церкви Богородицы в Воскопое, 1887 г.), встроенные в галерею (с севера — в Скорэ, 1773 г.; с юго-востока — в Топове, 1788 г.; с юго-запада — в Арденице, 1925 г.) или нартекс (церковь Богородицы в Ниче, XVIII в.). Звонницы (в т.ч. с барочными очертаниями — в церкви Введения во храм в Дерми, XVIII в.), как правило, встраивались в западный фасад или нар-текс (в монастырях Вувьян, Пепел, Дема). Некоторые колокольни центрируют храм по западному фасаду (церкви Богородицы в Сопике; Св. Георгия в Либоф-ше; Свт. Николая в Верхнем Крутье, 1924 г.).

Таким образом, представленный опыт типологии показывает богатую вариативность в пределах основных церковных типов (однонефные церкви, базилики, центрические постройки, трансформировавшиеся в крестово-купольные) на протяжении основных строительных периодов (¡У—У!, IX—XV, XVI—XIX вв.). При определенной доработке типология может отображать общие и особенные черты в православной архитектуре на территории Албании по сравнению с территориями соседних стран, что поможет конкретизировать место Албании в средневековой культуре балканского региона.

Ключевые слова: Албания, архитектура, церковь, Византия, тип.

Typology of orthodox architecture in Albania

by P. Pavlinov

The article provides a typologie analysis of the church architecture in Albania in the period between the 4th and 19th centuries. The author describes how residential and public buildings were transformed into churches in 4th-6th centuries, and analyzes basilicas, centric and rare «combined» structures (e. g., a two-nave four-domed church

12 Некоторые вопросы монастырского пространства поставлены в статье: Gega R. L'architecture des monastères byzantins et postbyzantins en Albanie // XL corso di cultura sull'arte Ravennate e Bizantina. Ravenna, 1993. P. 505-518.

76

in Mesopotam) which were erected during the periods of vigorous construction activity (5th-6th and 9th-14th centuries). Also included in the research are some new types of churches that appeared in the post-Byzantine period under the Turkish rule.

Keywords: Albania, architecture, church, Byzantium, type.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.