УДК 72.032/033
Зейферт М.Г. - кандидат архитектуры, доцент
E-mail: zeyfertm@mail.ru
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Особенности образования и развития архитектуры раннехристианских церквей
Аннотация
Постановка задачи. Цель исследования - выявить особенности формирования и развития архитектуры раннехристианских церквей. Основные результаты исследования состоят в следующем:
Результаты. 1. С зарождением христианства радикально меняется функциональное назначение культовых сооружений. Во времена гонений проведение религиозных обрядов происходило в сооружениях, предназначенных для других целей. Особенности объемно-планировочного решения данных сооружений: синагог, жилых домов, крипт и капелл катакомб, базилик в большей или меньшей степени повлияли на формирование архитектуры нового типа культового здания.
2. Несмотря на отказ от используемых ранее конструкций: распорных сводов, массивных стен, многие элементы античности нашли свое продолжение в структуре церковных зданий: апсиды, перекрытые конхой, двор, окруженный портиками и др.
3. Практически во всех рассмотренных церквях используются сполии - части разрушенных античных зданий, а форма зданий зависит от сохранившихся фундаментов, расположенной под ними ранней застройки.
4. Кроме основных типов церковных зданий - продольного и центрического, выделяется третий тип - комбинированный, более сложный, основанный на сочетании линейных и центрических объемно-планировочных элементов, этот прием характерен для крупных античных ансамблей - терм, дворцов.
Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в подтверждение преемственности при появлении зданий нового типа и формировании архитектурных стилей.
Ключевые слова: история архитектуры, античная архитектура, раннехристианские церкви, преемственность, архитектурные элементы.
Появление и развитие новых типов зданий является одним из важнейших разделов теории архитектуры. Тем более если этот тип здания со временем становится объектом мирового значения и получает, в различных интерпретациях, распространение в большинстве стран.
Целью данного исследования являются особенности образования и развития архитектуры раннехристианских церквей.
На появление и распространение христианства, а со временем христианской церкви, оказали влияние социально-политические, религиозные, территориальные факторы.
В эпоху римской империи происходят изменения в религиозной жизни. Расширяется пантеон общепризнанных римских богов. Рим прирастает провинциями, народами, а, следовательно, и культами греческого и восточного происхождения. Возводятся величественные храмы, посвященные не только почитаемым богам, но и обожествленным даже при жизни римским императорам. Несмотря на обширный пантеон богов и посвященных им храмов, значительная часть населения Рима и римских провинций - рабы были вне какой-либо религии, не имели домашнего алтаря [1, с. 49], а обожествление императоров не признавали многие жители Рима. Древняя VIII-VII вв. до н. э. монотеистическая религия - иудаизм была религией одной нации - иудеев, отличалась сложными ритуальными обрядами и системой догматов, поэтому не могла стать заменой язычеству.
Жители римской империи утрачивали веру в своих богов, а множество появившихся монотеистических религиозных направлений и сект провинций:
поклонение Кибеле пришедшее из Фригии, Исиде из Египта, митраизм из Персии в силу своих особенностей не получили значительного распространения.
Христианская религия, зарождалась в иудаистских сектах Палестины, Кумранской общине, а развитие получила на обширных территориях римской империи. С 6 г. н. э. Иудея и Галилея, где родился и жил Христос, являлись римской провинцией, находились под управлением тетрарха Ирода Антипы. До этого с 332 по 63 гг. до н. э. данные территории были в подчинении Греции, происходила эллинизация иудаизма, а впоследствии, христианства. Греция дала зарождающейся религии духовную культуру, философию отрицающую политеизм и язык «койне» понятный многим народам римских провинций. На этом языке христиане написали Новый завет.
Обширные территории римской империи, объединенные единым законом, армией и развитой системой бетонных дорог стали благодатной средой для распространения христианских идей.
С зарождением христианства изменилось функциональное назначение культовых сооружений. Ранние христиане не думали о церкви как о здании, доме для почитаемого божества доступного только для священнослужителей. Церковь была символом общности людей объединенных верой в спасение, а место собрания общины в первое время было не так важно. «Спасение возможно лишь в лоне Церкви, которая есть «тело Христово»: она объединяет верующих в одно мистическое тело с «обожженной», лишенной греха человеческой природой Христа» [2, с. 161].
До признания христианства в 313 г. равноправной со всеми другими вероисповеданиями религией, во времена гонений, ритуалы проводились в жилых домах и катакомбах, одним из мест проповедей стали синагоги. Именно в это время формировались функциональные, объемно-планировочные требования к новому типу здания - церкви.
Десятилетия совершения обрядов в сооружениях изначально предназначенных для других целей не могли не повлиять на формирование архитектурной среды церкви. «Иудаизм стал предтечей христианства и на некоторое время предоставил убежище этой нарождающейся религии» [3]. Сходство церкви с синагогой заключается в наличии большого светлого и вместительного пространства с сидячими местами для верующих вдоль продольных стен, расположения алтаря или платформы со священными предметами в обоих случаях с восточной стороны, а главного входа в здание со стороны запада. Тем ни менее требование ориентации алтаря на восток, при возведении церквей, во многих случаях не выполнялось. Часто при строительстве использовались античные сооружения, либо частично сохранившиеся конструкции зданий - фундаменты, стены и др. Например, церковь Сан Лоренцо ин Миранда включает конструкции храма Антонина и Фаустины, а при строительстве церкви Санти Козма э Дамиано использованы два здания имперской эпохи: храм божественного Ромула и библиотека мира.
Также для собрания общин использовались жилые дома, так называемые йШП -«дома собраний». К концу IV в. только в Риме было 25 подобных зданий. Один из таких домов для собраний находился под церковью Сан Клементе. «Церковь св. Клемента - это палимпсест, несколько разновременных пластов, которые накладываются друг на друга так, что ни один полностью не уничтожает предыдущего» [4, с. 269]. Архитектурный комплекс состоит из наземной церкви, подземной базилики, под которой, в свою очередь, располагался целый лабиринт древнеримских жилищ, одно из которых - дом Тита Флавия Клемента предназначался для собрания первых христиан. Планировочное решение раннехристианской церкви во многом идентично структуре патрицианского жилого дома, сложившегося в IV в. до н. э. Очевидно это связано с десятилетиями использования, и соответственно приспособления, домуса для проведения тайных ритуалов. Атрий или перистиль с крытой галереей по периметру, расширенное пространство с двумя симметрично расположенными - алами, схожими с трансептом церкви, приподнятый на несколько ступеней таблинум - подобно санктуарию в церкви, использовался для совершения культовых обрядов и трапез. В структуре дома выделялись помещения для обучения детей и место для крещения - баптистерий. Античные росписи, украшавшие жилой дом, превращенный в церковь, заменялись фресками и мозаиками христианского содержания.
Самым мрачным местом проведения христианских обрядов были многокилометровые катакомбы, подземные кладбища с погребальными нишами -кубикулами и местом тайных литургий - криптами и капеллами. В многочисленных катакомбах вдоль Аппиевой дороги похоронены первые христиане, пострадавшие за веру. После отмены гонений и официального признания христианства государственной религией в 313 г. обычай проведение ритуалов на местах связанных с мученической смертью за веру сохранился. Церковь Санта Прасседе, как и многие другие, воздвигнута на месте, где сестры Пракседа и Пуденциана погребли останки двух тысяч мучеников христиан, сброшенных в колодец, за что и сами были замучены. Над колодцем в V в. был воздвигнут мартириум, а затем в IX в. базилика.
Существует также предположение связи архитектуры христианской церкви с императорскими форумами, прежде всего, Трояна, данная гипотеза основана на необычном сходстве их планировочного решения. Вход на форум Трояна и святилище находятся напротив друг друга, продольные колоннады окружающие симметричную площадь разделяют ее на главное центральное и боковые пространства, а базилика Ульпиа своими очертаниями и расположением напоминает поперечный неф - трансепт. «Перенос образа бога с императора на монотеистического христианского бога может, очевидно, объясняться и адаптацией христианским церковным строительством императорской архитектуры» [5, с. 43].
Одним из основных светских зданий императорского Рима были базилики или базиликальные залы дворцов. Объемно-планировочное решение этих зданий наилучшим образом отвечало требованиям христианского церковного обряда. Подобно античным базиликам христианская церковь имела вытянутое от входа до санктуария помещение, разделенное рядами колонн или пилонов на три, или пять, нефов. Более широкий средний неф возвышался над боковыми нефами и освещался через окна, прорезанные в верхней части стены, санктуарий, расположенный в глубине, заменил место судьи или смотрителя рынка.
На создание античных зданий, городов часто оказывали влияние правители, облик церквей также связан с именем первого императора христианина Константина. По указу Константина крупные церкви должны были иметь трансепт, двухскатную стропильную крышу, опирающуюся на кирпичные стены и подвесной деревянный кессонированный потолок. Упрощение конструкций, отказ от распорных сводов, а, следовательно, массивных стен, был вынужденной мерой, связанной с ухудшением экономического положением империи, ростом христианских общин и необходимостью возведения большого количества церковных зданий. Потребность качественных строительных материалов стало одной из причин вторичного использования архитектурных элементов разрушающихся античных зданий - сполий. Например, при строительстве церкви Санта Мария ин Трастевере, использованы 22 колонны терм Каракаллы [6, 142-143]. Планировка, сохранившиеся конструкции древних сооружений определяли размеры и конфигурацию церковных зданий построенных на их основе. Например, церковь Сан Джорджо ин Велабро имеет неправильную трапециевидную форму, так как опирается на части строений II-III вв., а к левой стене здания примыкает сохранившаяся часть сооружения известного как Арка серебряников. Все колонны церкви представляют собой сполии утраченных античных зданий. С левой стороны трехнефной церкви колонны коринфские с гладкими стволами, справа две колонны коринфские с каннелюрами, остальные ионические. Все колонны, отличающиеся по цвету, материалу и длине стволов. На дощатом потолке нарисованы кессоны и звезды, стропила боковых нефов открыты. Оконные проемы закрыты трансеннами.
Меньшее распространение получил центрический тип церковных зданий. Аналогом в античной архитектуре служили круглые помещения терм и в большей степени мавзолеи. Примером таких зданий в Риме являются церкви Санто Стефано Ротондо и Санта Констанца. Последнее здание было построено в IV в. как усыпальница для дочерей императора Константина - Констанции и Елены, в последствии мавзолей был преобразован в баптистерий, а затем в церковь. Сдвоенные колонны отделяют центральную повышенную, увенчанную куполом часть здания от амбулакра покрытого бочарным сводом. Наряду с круглыми и квадратными культовыми зданиями встречаются здания восьмиугольные, например баптистерий Сан Джованни ин Фонте. Сооружения аналогичной формы также часто использовались античными архитекторами. Марцеллум
Лептис Магна, относящийся к 9-8 гг. до н.э., состоял из окруженного портиками прямоугольного двора, в центре которого располагались два круглых бассейна без покрытия, окруженных стеной с прорезанными арками. Снаружи бассейны были обрамлены крытыми восьмиугольными галереями.
С изменением религии, а, следовательно, и функционального назначения церкви, меняются принципы размещения новых культовых зданий в структуре города. Места для возведения языческих храмов выбирали с учетом статуса, значимости богов, способов жертвоприношений, культовые здания занимали лучшие городские территории, центры форумов. Большое количество богов, плотная городская застройка, часто вынуждало строить храмы вплотную друг к другу, например, четыре храмы священного района Ларго Арджентина. В отличие от храмов церкви строились для общины определенного населенного пункта или городского района, располагались рассредоточено на лучших местах. Размеры зданий зависели от значимости церкви, соизмерялись с количеством верующих. Новая религия повлияла на образ жизни горожан, христианские принципы препятствовали светским развлечениям, посещению зрелищных сооружений. Арены античных стадионов и амфитеатров, долгое время служившие местами казни единомышленников, приходили в запустение и разрушались.
В исследовании проведен анализ объемно-планировочных решений и структурных элементов раннехристианских церквей построенных на территории Рима и римских провинций. В таблице приведены наиболее характерные типы рассмотренных зданий.
Таблица
Особенности раннехристианских церквей на территории Рима и римской империи
Страна, город Наименование церкви Время возведения, реконструкции Особенности планировочного и конструктивного решения
1 2 3 4
Продольный (линейный) тип сооружений
Рим Базилика Апостола Петра 324-349 гг. Сохранилась подземная часть базилики с захоронениями
Рим Церковь Сан Клементе XII в. IV в II-III вв. I в. Многоуровневый архитектурный комплекс Наземная церковь Базилика на 4 м ниже уровня земли Митреум на 10 м ниже уровня земли Инсулы
Рим Базилика Санта Прасседе V в Первоначально мартирий на месте захоронения мучеников христиан
Византий, Константинополь, Стамбул Базилика Санта София Начало строительства в 326 г., освящена в 360 г. Сохранилась: часть стены атриума, раскоп портика, скефофилакий (диаметр 11 м) используется как сосудохранилище, сполии
Византий, Константинополь, Стамбул Базилика Санта Ирина 330 г. 42,2 на 36,7 м, уникальный синтрон (поднимающиеся амфитеатром места для епископов)
Северная Эфиопия Церковь монастыря Дэбре-Дамо Основана в VI в. в эпоху Аксумского царства Прямоугольное в плане здание. Стены состоят из чередующихся слоев камня и дерева
Греция, Салоники Церковь Св. Дмитрия Солунского Мартириум, 412 г. реконструкция 634 г. 43,58 на 33 м, 4-х скатная крыша, церковь трехнефная, после реконструкции пятинефная, сполии
Германия, Трир (с I в до н. э. Августа Треверорум, с III в. Треверис) Кафедральный собор и Либфрауэнкирхе ранее двойная базилика На месте дворца Елены, 324-326 гг. Двойная базилика с двумя атриями, 105 на 135 м.
Территория Болгарии, Месемврия Церковь «Старая митрополия» Основана в VI в. 25,5 на 20,2 м, три нефа, ширина среднего 9,3 м, пилоны 1,55 на 0,4 м, арки, деревянное покрытие
Продолжение таблицы
Центрический тип сооружений
Рим Церковь, ранее мавзолей Санта Констанца IV в Круглый план, купол в центре, амбулакр перекрыт бочарным сводом
Рим Церковь Санто Стефано Ротондо 468-483 гг. До реконструкции план в виде греческого равноконечного креста, три концентрических нефа
Рим Баптистерий Сан Джованни ин Фонте 310-е гг. Восьмиугольный в плане зал, двухъярусная колоннада в центре
Милан Церковь Сан Лоренцо Маджоре 355-372 гг. Квадратная в плане форма с 4 угловыми башнями, между ними двухъярусные экседры
Равенна Церковь Сан Витале 522-547 гг. Ортогональный в плане зал, купол в центре, 7 экседр между центральной частью и двухъярусным амбулакром.
Комбинированный тип сооружений, архитектурных комплексов
Иерусалим Церковь Гроба Господня Начало строительства в 326 г. Сочетание ротонды с обходной 2-х этажной галереей и пятинефной базилики
Сирия, Алеппо (Халеб) Монастырь Калат Семан, церковь Св. Симеона-Столпника 460-490 гг. Сочетание восьмиугольной формы диаметром 30 м и 4-х продольных базилик
Вифлеем Церковь Рождества вв. До реконструкции октогон и пятинефная базилика
Для раннехристианских церквей характерно ясное распределение пространства, четкое планировочное решение. Кроме основных типов зданий продольного, получившего наибольшее распространение, и центрического, можно выделить третий тип - комбинированный, более сложный, основанный на сочетании линейных и центрических планировочных элементов зданий. Примером такого типа зданий является церковь Гроба Господня в Иерусалиме. Архитектурный комплекс, вытянутый с запада на восток, состоит из ротонды с повышенной центральной частью и двухъярусной обходной галереей, пятинефной базилики, двора расположенного между этими зданиями и атрия с восточной стороны. Другим примером сложной композиции является церковь Св. Симеона Столпника в Сирии. Полуразрушенный в настоящее время комплекс состоял из четырех продольных базилик, сгруппированных вокруг центрального объема ортогональной формы, шириной 30 и высотой 40 м. Подобное сочетание объемов с переменной высотой и различной конфигурацией в плане, свойственен многим светским зданиям античности. Аналогичный прием архитектурной композиции мы видим в Золотом доме Нерона, построенного на четыре века раньше церкви Св. Симеона (рис. 1).
1
Г +
I
4- ♦
> —
1151
А'"'
б)
Рис. 1. Преемственность в архитектурной композиции античных и раннехристианских зданий: а) Золотой дом Нерона, 64 г.; б) Сирия, церковь Св. Симеона-Столпника, 460-490 гг.
Один из многочисленных залов дворца - октогон со стороной 13,5 м, образованный У-образными в плане столбами. Зал перекрыт восьмичастным сводом, переходящим в купол с опайоном. Распор купола погашался примыкающими к октогону прямоугольными, крестообразными и треугольными в плане помещениями перекрытыми сводам [7, 626].
Приемы сложного композиционного построения архитектурных ансамблей античности - терм, дворцов, использовались в дальнейшем при создании многих зданий, в том числе и культовых.
Излюбленным элементом древнеримских архитекторов были экседры, апсиды, эдикулы и ниши. Ниши украшали, как фасады, так и интерьеры зданий различного назначения, в том числе и храмы, в частности Пантеон. Ниши и эдикулы античных зданий, украшенные пилястрами и скульптурой, помимо эстетической функции, имели и конструктивное назначение, позволяя облегчить стены, сосредоточить нагрузки в пилонах. Полукруглые, прямоугольные, многоугольные в плане ниши имели плоское, цилиндрическое или полусферическое покрытие. Две соприкасающиеся, кессонированные апсиды разделяли линейное пространство языческого храма Венеры и Ромы. В апсидах размещали самые ценные предметы, в данном случае - статуи богов. Ниши использовали в кубикулах и криптах катакомб, мартириумах. Апсиды стали одним из важнейших элементов христианских культовых зданий. Апсидами, чаще всего перекрытыми конхой, заканчивался главный неф церкви, а иногда и боковые. В некоторых случаях, например в церкви Св. Дмитрия в Салониках, центральный неф заканчивался полукруглой апсидой, а боковые прямоугольными. В римской церкви Санти Кватро Коронати все три нефа завершает единая большая апсида [8, с. 15]. Часто форма апсиды в интерьере и снаружи не совпадала (рис. 2,б). До реконструкции, в церкви Санта Мария ин Космедин три апсиды в толще стены не выходили на фасад. Есть примеры, когда апсидами завершался трансепт.
а) б)
Рис. 2. Амфитеатр в апсидах античного здания и раннехристианской церкви: а) зал-аудитория виллы Мецената, конец эпохи Республики; б) церковь Св. Ирины в Константинополе, 330 г.
Интересно, что не все элементы, заимствованные из античности, прижились в архитектуре церквей. В апсиде прямоугольного зала-аудитории, построенной в конце эпохи Республики, виллы Мецената, амфитеатром поднимались семь полукруглых ступеней для зрителей [9, с 138]. Из-за небольшого радиуса амфитеатра наблюдать представления видимо было неудобно. Подобный архитектурный элемент использован три с лишнем века спустя в церкви Св. Ирины в Константинополе. В апсиде церкви, где в 381 г. происходил второй Вселенский собор, расположен синтрон - поднимающиеся амфитеатром сидения для епископов. Подобный ярусный синтрон присутствует в иконографии Вселенских соборов [10, с. 161]. Однако в дальнейшем, для совершения литургий, этот элемент оказался не нужен.
В эпоху античного Рима существовал закон о погребениях исключительно за городской чертой. Вдоль Консульских дорог стали появляться мавзолеи, колумбарии и саркофаги в катакомбах, а позднее христианские церкви. В церковь Сан Себастьяно, ранее называвшейся базиликой Апостолорум, в 258 г. временно поместили мощи апостолов Петра и Павла. Позднее мощи были перезахоронены в главных христианских базиликах. Казни пострадавших за веру христиан происходили в черте города и хоронить
погибших стали в местах гибели. В структуре церковных зданий, возведенных в память о христианах мучениках, появились места для захоронений - крипты и конфессио. Нижний придел церкви - конфессио размещался под главным алтарем. А конфессио базилики Санта Мария Маджоре создано для хранения священного предмета - яслей младенца Христа. Обычай совершать захоронения значимых для религии людей в церковных зданиях стал одной из особенностей христианской архитектуры.
«Человечество с каждым днем все более осознает общечеловеческую ценность памятников, рассматривает их как общее наследие и перед лицом будущих поколений признает совместную ответственность за его сохранность» [11, с. 199]. Каждая, сохранившая свой первоначальный облик, раннехристианская церковь поражает своей трогательной простотой и индивидуальностью. Интерьеры, не перегруженные декоративными украшениями, включают фрагменты античных зданий, древние, в некоторых случаях частично сохранившиеся, фрески и мозаики. Несмотря на новое функциональное назначение, использование новых конструкций в основе христианского церковного строительства заложена античная архитектура.
Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в подтверждение преемственности при появлении зданий нового типа и формировании архитектурных стилей.
Список библиографических ссылок
1. Штаерман Е. М. Кризис античной культуры. М. : Наука, 1975. 183 с.
2. Радугин А. А. Культурология. М. : Центр, 2003. 304 с.
3. Эрл Е. Кернс. Дорогами христианства. Раздел 1. Распространение христианства до 100 года. URL: http://www.reformed.orq.ua/2/296/3/Cairns/ (дата обращения: 23.10.2017).
4. Сонькин В. В. Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу /Виктор Сонькин. М. : Изд-во АСТ: Corpus, 2016. 608 с.
5. Кох Вильфрид. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности. М. : ЗАО БММ, 2008. 528 с.
6. Зейферт М. Г. Практика инкорпорирования и слияния элементов зданий различных эпох в памятниках архитектуры Рима // Известия КГАСУ. 2015. № 1 (31). С. 11-17.
7. Маркузон В. Ф., Михайлов Б. П. Всеобщая история архитектуры. В 12 томах. Т. 2. Архитектура Античного мира. М. : Стройиздат, 1973. 711 с.
8. Lia Barelli The monumental complex of Santi Quattro Coronati in Rome. Roma: Viella s.r.l., 2009. 96 p.
9. Софья Пескарин. Рим. М. : БММ АО, 2001. 168 с.
10. Иванов С. Прогулки по Стамбулу в поисках Константинополя. М. : АСТ: Corpus, 2016. 688 с.
11. Надырова Х. Г. Хартии ИКОМОС и охранно-реставрационная деятельность в республике Татарстан: сб. ст. V Международной научно-практической конференции «Культурное наследие в XXI веке: сохранение, использование, популяризация» / КГАСУ, Казань, 2017. С. 198-203.
Zeyfert M.G. - candidate of the architecture, associate professor E-mail: zeyfertm@mail.ru
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Peculiarities of formation and development of the early Christian churches' architecture Abstract
Problem statement. The purpose of the study was to reveal the peculiarities of formation and development of the architecture of early Christian churches. The main results of the study are as follows.
Results. 1. With the birth of Christianity the functionality of religious buildings has been radically changed. In times of persecution the conduct of religious rites occurred in structures designed for other purposes. Features of space-planning decisions of such structures as synagogues, houses, crypts and chapels of the catacombs, basilicas, to a greater or lesser extent influenced the formation of a new type of architecture of religious buildings.
2. Despite the rejection of previously used structures such as spacer arches and thick walls, many items of antiquity found its continuation in the structure of Church buildings: the apse, covered by conch, a courtyard surrounded by porticos etc.
3. Almost in all observed churches spolii are used as part of the destroyed ancient building, and form of buildings depends on the surviving foundations, which are located underneath the early development.
4. In addition to the basic types of church buildings - longitudinal and centric, stands the third type - the combined one, more complex, based on a combination of linear and centric space-planning elements; this technique is typical for large antique ensembles - terms, palaces.
Conclusions. The significance of the results obtained for the architecture is the confirmation of continuity in the emergence of a new type of buildings and the formation of architectural styles.
Keywords: history of architecture, ancient architecture, early Christian churches, the succession of architectural elements.
References
1. Sterman E. M. The crisis of ancient culture. M. : Nauka, 1975. 183 p.
2. Radugin A. A. Cultorology M. : Center, 2003. 304 p.
3. Earl E. Cairns. By the way of Christianity. Section 1. Distribution of Christianity up to year 100: http://www.reformed.orq.ua/2/296/3/Cairns/ (reference date: 23.10.2017).
4. Sonkin V. V. Here was Rome. Modern walks around the ancient city/Victor Sonkin. M. : Publishing House AST: Corpus, 2016. 608 p.
5. Koch Wilfried. Encyclopedia of architectural styles. Classical work on European architecture from antiquity to modern times. M. : ZAO BMM, 2008. 528 p.
6. Zeyfert M. G. Practice of incorporation and merging elements from buildings of different epochs in the monuments of Rome // Izvestiya KGASU. 2015. № 1 (31). P. 11-17.
7. Marcuson V. F., Mikhailov B. P. General history of architecture. In 12 volumes. Vol. 2. The architecture of the Ancient world. M. : Stroiizdat, 1973. 711 p.
8. Lia Barelli The monumental complex of Santi Quattro Coronati in Rome. Roma: Viella s.r.l., 2009. 96 p.
9. Pescarin Sophia. Rome. M. : BMM AO, 2001. 168 p.
10. Ivanov S. Walking around Istanbul in search of Constantinople / Sergei Ivanov. M. : Publishing House AST: Corpus, 2016. 688 p.
11. Nadyrova K. G. The charters of icomos and conservation and restoration activities in the Republic of Tatarstan: Sat. Art. V International scientific and practical conference «Cultural heritage in the XXI century: preservation, use, popularization» / KGASU, Kazan, 2017. P. 198-203.