Вестник ПСТГУ.
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства.
Анна Милена Гарсия Солано, аспирант кафедры всеобщей истории искусства Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Российская Федерация, И9991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1 anna.mile.garcia@gmail.com
2018. Вып. 31. С. 53-69
Испанские центрические постройки
ИЕЗУИТСКОГО ОРДЕНА А. М. Гарсия Солано
Аннотация: В последние 20 лет рядом исследователей осуществляется переоценка деятельности Общества Иисуса, используются новые подходы к изучению его наследия. В русле ставящихся вновь проблем и задач пересматривается значимость ордена в разных сферах — науке, политике, искусстве. Сложилось мнение, что иезуиты традиционно возводили исключительно базилики, обращаясь за вдохновением к своему главному творению — Иль Джезу в Риме. Это очевидное предпочтение ордена не исключает, однако, использования центрической планировки. Так, в Риме по заказу иезуитов Бернини строит Сант Андреа аль Квиринале — церковь, которая считается одной из жемчужин города и одновременно лучшим архитектурным произведением мастера. В Испании Обществом Иисуса возведены пышные и яркие храмы этой типологии, которые стали отражением эпохи. Именно центрическую планировку иезуиты выбрали для своего главного творения в Испании — святилища Игнатия Лойолы. Этот, а также другие памятники данной типологии анализируются в представленной статье с точки зрения их архитектурной и исторической ценности. Поскольку тема центрической иезуитской архитектуры прежде отдельно не изучалась, обращение к ней в данной статье открывает возможность объективно оценить вклад иезуитского ордена как в испанскую, так и в общеевропейскую архитектуру XVI—XVIII вв., позволяя точнее определить специфику его художественных задач и особенностей.
Центрические сооружения занимают важное место в искусстве Ренессанса и барокко. Типология сложилась еще в античности, а первые центрические христианские постройки появились уже при императоре Константине. Именно он возводит первый баптистерий в Риме на Латеранском холме, который упоминается в Liber Pontificalis1, где автор называет это помещение "Fons Sanctum"(tfam. "Священный колодец")2.
Все христианские центрические постройки можно условно разделить на несколько типов: баптистерии, мавзолеи, мартириумы, центрические сооружения с иными функциями.
1 Liber Pontificalis — сборник деяний Римских пап. Об этом подробнее см.: Davis R. The Book of Pontiffs (Liber Pontificalis) // The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715. / Davis R., ed. Liverpool, 2000.
2 Brandenburg H. Ancient churches of Rome from the fourth to the seventh century. Вгерок,
2005. P. 37.
Важно отметить, что каждое из этих сооружений в свою очередь могло быть местом проведения богослужений и в том числе литургии. При этом, чтобы лучше понимать контекст, важно разделять собственно базилики, которые были созданы непосредственно для богослужения, и такие центрические постройки, в которых совершение богослужений было экстраординарным событием, а сами они имели несколько иное назначение3.
В средние века центрические церкви почти не возводились4, предпочтение отдавалось базиликам. С эпохи Ренессанса центрическая типология была возрождена: в поисках идеала, а также обращаясь к античным прототипам архитекторы Возрождения стали прибегать к классицизирующим формам.
Общество Иисуса было основано на закате эпохи Ренессанса в 1534 г. Игнатием Лойолой. Новый монашеский орден был официально утвержден папой Павлом III 27 сентября 1540 г. в булле "Regimini militantis ecclesiae"5. Однако на него был наложен целый ряд ограничений, которые были сняты с иезуитов только спустя десять лет — в 1550 г. в булле "Exposcit debitum"6 папой Юлием III. Именно после 1550 г. члены нового ордена и стали именоваться иезуитами.
Иезуитские церкви типологически чаще всего повторяют главный храм ордена Иль Джезу, поэтому принято считать, что традиционная иезуитская церковь — это купольная базилика, которая в плане имеет латинский крест с широким нефом и капеллами по его сторонам (ил. 1). Нельзя не признать, что большинство храмов Общества Иисуса в Испании или ее колониях относятся именно к этой типологии, однако существуют несколько исключений. Тем не менее Иль Джезу является главным прототипом для иезуитских храмов во всем мире.
Более того, нельзя не признать, что Иль Джезу — одно из значительнейших сооружений в истории архитектуры Нового времени, для создания которого иезуиты привлекли к строительству звезд итальянской поздней ренессансной архитектуры.
Проект базилики архитектора Джакомо да Виньолы революционный и беспрецедентный. Он концентрирует в себе все разработки и новшества в церковной архитектуре постреформационной эпохи, при этом не схож ни с чем, что существовало до него. От более ранних проектов Иль Джезу новый сохранил три портала, которые ведут в большой, широкий неф, просторный открытый алтарь. Неф, трансепт, алтарь четко обозначены и координируют друг с другом. Трансепт имеет плоское завершение вместо апсидального, возможно из-за того, что слева от церкви проходит улица. Подобное решение трансепта, скорее всего, заимствовано Виньолой из миланской церкви архитектора Галеаццо Алес-
3 Например мавзолей Елены в Риме, где перед ее саркофагом стоял алтарь, на котором можно было совершать литургию, но это не было местом проведения постоянных богослужений.
4 За редким исключением баптистериев, например Флорентийский баптистерий (1059— 1129).
5 Regimini Militantis Ecclesiae (1540) / 18 мая 2018. URL: https://jesuitportal.bc.edu/research/ documents/1540_Formula/
6 Об этом подробнее см.: De Aldana A. M. The Constitutions of the Society of Jesus. The Formula of the Institute. India, 1990.
си7 Сан Барнаба. Капеллы, расположенные по сторонам нефа, открываются высокими арками, при этом они отделены от него не ступеньками, как это бывает чаще всего, а невысокой балюстрадой; также они соединяются между собой проходом. И снова такое решение капелл встречается в том же Сан Барнаба и в Иль Реденторе в Венеции архитектора Андреа Палладио8. Джеймс С. Акерман предполагает, что этот проход между капеллами появляется по литургическим соображениям: он считает, что такое решение внутреннего пространства позволяло клиру достигать алтаря, не мешаясь с прихожанами9. Помимо этого, такие «замкнутые» капеллы подчеркивают другую, также характерную для периода контрреформации цель — возвышение частной молитвы, которая начинает занимать особое место в духовной жизни католического мира. Трансепт небольшого размера имеет арочный свод, его пространство похоже на пространство капелл, но он выполняет две функции — является входом и выходом, с обеих сторон можно попасть наружу и внутрь; он важная конструктивная часть, разгружающая вес купола, которым перекрыто средокрестие. Потому порталы трансепта небольшие, а опоры более массивные и стены плотнее, нежели в капеллах. Алтарь выносится в подкупольное пространство, сформированное пересечением трансепта и нефа, что соответствует решениям Тридентского собора, который уделял особое внимание участию верующих в совершении богослужения. Несмотря на то что богослужение в Католической Церкви, привычное современному человеку, а именно versus populum, то есть лицом к молящимся, стало совершаться лишь с середины ХХ в., решение о вынесении алтаря ближе к центру храма было принято еще в XVI в. Это было обусловлено, с одной стороны, отсылкой к византийскому наследию, где алтарь не ставился вплотную к стене апсиды, а с другой
7 Галеаццо Алесси (1512—1572) — итальянский архитектор, родом из Перуджи. Более подробно о нем: De Negri E. Galeazzo Alessi: architetto a Genova. Universita di Genova, 1957.
8 Андреа Палладио (1508—1580) — итальянский архитектор, родом из Падуи. Более подробно о нем: Ackerman J. S. Palladio. L., 1991; Boucher B. Andrea Palladio: the Architect in His Time. N. Y., 2007.
9 Ackerman J. S. The Gesй in the Light of Contemporary Church Design // Baroque Art: the Jesuit Contribution / Rudolf Wittkower, Irma B. Jaffe, eds. N. Y., 1972. P. 21.
Ил. 1. План церкви Иль Джезу в Риме
стороны, служило своего рода приближением таинства к народу. Молящиеся становились уже не сторонними наблюдателями, а соучастниками.
Главный вклад в архитектурный стиль, который сделал Джакомо да Виньо-ла, состоял в том, что он смог создать единство, не принося в жертву отличительные, характерные особенности каждой составляющей (ил. 2).
Такое представление об иезуитских храмах сложилось потому, что иезуиты настаивали на строительстве своих церквей «a modo nostro»10, но на самом деле еще в 1580 г. отец Джованни де Росис по приказу Генерала ордена Эверар-до Меркуриано создал своего рода официальный каталог образцов разных типов церквей, подходящих для иезуитов, и как раз в этом каталоге допускаются круглые и овальные в плане постройки11. Рудольф Виттковер характеризовал церкви центрические в плане как однонефные12, что прекрасно вписывается в концепт «modo nostro». И хотя именно Иль Джезу стал прототипом для большинства иезуитских храмов, архитектура Общества Иисуса все же не была ограничена исключительно этой типологией. Об этих исключениях и пойдет речь в данной статье.
Иезуитские центрические церкви встречаются намного реже, чем базилики, по уже названным причинам. Однако они существуют и представляют научный
Ил. 2. Интерьер церкви Иль Джезу в Риме
10 modo nostro (ит.) — на наш манер.
11 PirriP. Il Padre Giovanni de Rosis (1538-1610) e lo sviluppo dell'edilizia gesuitica // Archivium Historium Societatis Iesu. Vol. XLIV. R., 1975.
12 Wittkower R. The Centrally Planned Church and the Renaissance // Architectural Principles in the Age of humanism. L., 1949. P. 1-32.
интерес, именно потому, что, с одной стороны, выделяются из общего строительного контекста Общества Иисуса, а с другой, наоборот, ярче всего выражают дух барочной эпохи. Любопытно, что подобные церкви встречаются в Италии и Испании, а вот в испанских колониях эта типология не прижилась, и там не существует ни одного центрического иезуитского храма.
Самая знаменитая центрическая церковь, построенная по заказу иезуитов, находится в Риме. Сант Андреа аль Квиринале, возведенная с 1658 по 1670 г., была построена архитектором Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680) и по сей день остается одним из блистательных примеров интеграции всех видов искус-ства13, а также лучшим архитектурным проектом Бернини (ил. 3).
Ил. 3. План церкви Сант Андреа аль Квиринале в Риме
Надо сказать, иезуиты всегда выбирали самые лучшие и заметные места для строительства своих храмов. И на сей раз для строительства они выбрали самый высокий римский холм, названный Квиринальским, в честь древнеримского бога. По преданию, на этом холме после своего апофеоза Ромул, основатель Рима, принимает форму бога Квирина. Место было не только высоким, но и легендарным.
Внутри берниниевской церкви над главным алтарем помещено изображение мученичества св. Андрея (ил. 4), во время которого ему является видение ангелов в божественном сиянии — ангелы и лучи выполнены в золоченом стукко и обрамляют полотно сверху, также в стукко изображается триумфальное воз-
13 Более подробно об этом см.: Lavin I. Bernini and the Unity of the Visual Arts. N. Y., 1982.
Ил. 4. Мученичество святого Андрея (алтарная картина)
Ил. 5. Храм Ромула в Риме (ныне базилика Космы и Дамиана)
несение св. Андрея в рай. Можно провести параллель между апофеозом Ромула и вознесением св. Андрея. Таким образом, Сант Андреа аль Квиринале прочно связана с римской мифологией. Возможно, это и объясняет выбранный Бернини план, поскольку прототипом церкви мог быть древнеримский храм Ромула (ил. 5), и хотя он был посвящен не основателю Рима, а его тезке, преждевременно скончавшемуся сыну императора Максенция, в основу плана положена овальная форма и крылья, обрамляющие портал, изгибающиеся в сторону улицы, так же как в Сант Ан-дреа, таким образом, мы видим сходства в планах.
Наверное, Бернини выбирает овальную форму еще и потому, что она напоминает античный амфитеатр, в особенности Колизей, тоже овальный в плане (ил. 6), как аллюзию к месту мученической смерти многих раннехристианских святых, что совпадает с барочной эстетикой. Напомним, что св. Андрей был распят, его мученическая смерть могла быть примером для юных иезуитов, ведь они должны были быть готовы по воле понтифика отправиться с миссионерской деятельностью в любой конец света. Многие сделали это и погибли мученической смертью в чужих землях. Так что выбранный Бернини овальный план, подобный амфитеатру, только усиливает драматизм мученичества св. Андрея
И, наконец, использование коринфского ордера с полуколоннами из цветного мрамора может быть отсылкой к Пантеону, наверное самому образцовому центрическому сооружению в мире. Это не удивительно, поскольку Дж. Л. Бернини в 1667 г. планировал убрать из Пантеона более поздние добавления, а также организовать пло-
Ил. 6. План Колизея в Риме
щадь перед античным храмом. Сохранились зарисовки архитектора, к сожалению, большинство его планов так и остались на бумаге14.
Кроме того, материал и цвет самих колонн, выбранный Бернини, — красный мрамор и сицилийская яшма — напоминают о мученической жертве святого, а расположение овальных в плане капелл создает диагонали, вторящие форме креста, на котором был распят св. Андрей. Все это добавляет динамики и драматизма внутреннему пространству, делая небольшую церковь примером центрического барочного сооружения.
Эта церковь иезуитского ордена, являющаяся ярким и удивительным памятником архитектуры XVII в., содержащая в себе большое количество отсылок как к христианству, так и к римской мифологии, все же не может считаться прототипом иезуитской центрической архитектуры в Испании или мире, так как первая центрическая иезуитская церковь в Испании за прототип берет совершенно другой храм, кстати, не иезуитский. Она была построена раньше, чем Сант Андреа аль Квиринале. Этот храм в Вальядолиде центрический и принадлежит иезуитскому колледжу Сан Албано (ил. 7). Сам колледж был построен для образования и подготовки английских, шотландских и ирландских священников, которые затем возвращались к себе на родину, чтобы проповедовать католическую веру, упраздненную в Англии в правление Генриха VIII15, отсюда и другое название колледжа «де лос Инглесес»16.
14 Wittkower R. Art and Architecture in Italy 1600-1750. Vol. 1: Early Baroque, 1600-1625. L., 1999. P. 180.
15 Об этом подробнее см.: Starkey D. Monarchy. From the Middle Ages to Modernity. L.,
2006.
16 De los Ingleses (исп.) — англичан.
Ил. 7. Фасад церкви иезуитского колледжа Сан Албано в Вальядолиде
Основанный под покровительством Филиппа II в 1589 г., современный храм был плодом воображения отца Мануэля де Калатайуд, который за прототип повелел взять мадридскую церковь де ла Ермандад дель Рефухио17 (ил. 8). Автором проекта стал иезуитский архитектор Педро Мато. В плане церковь центрическая, ее окружает венец капелл. Стены храма выполнены из кирпича, внутри побелены и своды украшены стукком. Пространство устроено так, что главная капелла, которая посвящена Деве Марии (ла Вирхен де ла Вулнерата), расположена ровно напротив входа, по сути превращая пространство церкви в неф.
Другим примером центрической типологии является церковь бывшего колледжа Сан Сальвадор де Бургос18 (ил. 9). В данном случае храм в плане имеет октагон, возможно, предпочтение отдается октагону вместо круга из-за местной традиции в Бургосе, которая уходит корнями в Средневековье19.
Строительство спонсировали наследники доньи Франсиско де Сан Виторес де ла Портилья, которая в завещании в 1606 г. оставила средства для строительства иезуитского колледжа. Строительство началось позднее, в 1684 г.20
Пространство храма устроено таким образом, что в центре его ядро формируют четыре пилона, которые поддерживают купол, вокруг них обходит неф, к которому прилегают капеллы. И здесь так же, как в Ермандад дель Рефухио, главная капелла расположена напротив входа, в ней же помещен главный ретаб-ло, задавая движение внутри пространства храма, поскольку пилоны, поддерживающие купол, достаточно тонкие, чтобы не перекрывать обзор. И несмотря
17 Сан Антонио де Лос Алеманес возводилась с 1624 по 1633 г. по приказу Филиппа III. Архитектор Педро Санчес. Более подробно об этом см.: Anguita Herrador R. El Arte Barroco. Madrid, 2004. P. 38-39; Belda C. Los Siglos del Barroco. Madrid, 1997. P. 51-52.
18 Ныне приход Сан Лоренсо в Бургосе.
19 Капелла дель Кондестабле в кафедральном соборе Бургоса (1221-1567), в плане октагон.
20 Martín Gonzales J. J. Arquitectura Barroca Vallisoletana. Valladolid, 1967. P. 98-106.
Ил. 8. Интерьер церкви ла Ермандад дель Рефухио (ныне Сан Антонио де Лос Алеманес) в Мадриде
Ил. 9. Фасад церкви бывшего иезуитского колледжа Сан Сальвадор де Бургос (ныне Сан Лоренсо) в Бургосе
на то что церковь небольших размеров, она кажется просторной. Стены храма возведены в камне, интерьер украшен стукковой барочной декорацией.
Еще один центрический иезуитский храм, в плане которого лежит уже овал, — Сан Эрменехилдо в Севилье. До сих пор точно неизвестно, кто автор самой церкви. Известно лишь, что построена она в 1616 г., и строительством руководил уже архитектор Педро Санчес. Сам же храм принадлежит севильскому иезуитскому колледжу Сан Эрменехилдо, основанному в 1587 г., который, к сожалению, не сохранился. Он был одним из важнейших творений архитектора Хуана Батисты Вильялпандо. Возможно, Педро Санчес, возглавив строительство, предложил свой проект, как он это сделал в случае иезуитского колледжа в Малаге, возможно, он следовал первоначальному проекту Вильялпандо. Как бы то ни было, храм представляет собой в плане овал, вписанный в квадрат. Сегодня постройка используется не как церковное пространство, а как зал собраний.
Этих примеров, кажется, достаточно, чтобы обратить внимание на некоторые особенности. Во-первых, центрическая типология в постройках иезуитского ордена не была исключением: в Испании орденом были возведены многие такие церкви. Во-вторых, эти храмы могли иметь как круг, так и октагон или овал в плане, что зависело не только от предпочтения архитектора, но и от местной традиции. В-третьих, примечательно, что они были частью комплексов колледжей, и это наводит на мысль, что центрические церкви возводились там, где заведомо число прихожан было ограниченным (студенты и преподаватели). Но это не умаляет их художественной ценности. Описанные нами ранние храмы были проводниками этой типологии в Испании: позднее иезуиты станут заказчиками нескольких испанских шедевров центрической архитектуры, построенных уже в XVII-XVIII вв.
Одним из ярчайших представителей стиля барокко в Андалусии можно считать Леонардо де Фигероа. Уроженец Валенсии, он работал в основном в Севилье, где и умер в 1730 г. Его лучшим произведением считается иезуитский храм св. Людовика Французского, построенный по заказу иезуитского ордена (ил. 10). Он снискал славу самой запоминающейся церкви иезуитов не только в Андалусии, но и во всей Испании. Богатство убранства, использование разных материалов, цветов и фактур, а также художественный гений архитектора слились для создания величественного пространства, которое является примером стиля барокко.
Над этой церковью Леонардо де Фигероа работал с 1699 г. вплоть до своей смерти в 1730 г.21 Это центрическая постройка, в основе которой лежит греческий крест, — такая типология подчеркивает сущность барочного искусства, делая пространство обтекаемым и динамичным (ил. 11). Кроме того, в церкви св. Людовика большую роль играет освещение, храм перекрыт большим куполом с фонарем на световом барабане; свет, проникающий в церковь лучами, создает настроение внутреннего пространства, подчеркивая места с наибольшей символической нагрузкой. Ее интерьер наполнен декоративными элементами, характерными для зрелого барокко, в нем также преобладают динамичные формы. Восемь витых колонн создают впечатление, что именно они несут на себе вес
21 RavéPrieto J. L. San Luis de Los franceses. Sevilla, 2010.
Ил. 10. Фасад церкви Ил. 11. План церкви
св. Людовика Французского в Севилье св. Людовика Французского в Севилье
купола, а не четыре столба, к которым они прилегают. Эти столбы оказываются полностью поглощенными не только колоннами, но и малыми ретабло, которые заполняют собой пространство ниш, чьи конхи выкрашены в темно-красный цвет и инкрустированы зеркалами разных размеров и форм — зеркала помогают игре светотени. Над этими ретабло расположены небольшие балконы, закрытые коваными решетками, которые созданы с богатым металлическим растительным орнаментом (ил. 12). Внутри на каждом замковом камне в растительный орнамент карниза вплетена монограмма ордена — IHS. Своды и купол церкви расписаны, роспись полихромная. В куполе имитируется архитектурная декорация: окна, гирлянды, пилястры из цветного мрамора, а также изображается целая сцена, где можно увидеть женскую фигуру с крестом и пальмовой ветвью в руках, которая может символизировать христианскую веру. Напротив нее под балдахином помещено изображение, символизирующее Евхаристию, таким образом разрушая его тяжеловесность и массивность и визуально вытягивая и облегчая купол. В простенках барабана, в нишах расположены восемь скульптурных изображений святых Католической Церкви. Рядом с ними расположены коринфские полуколонны, которые поддерживают небольшие аллегорические изображения. Они подписаны на латыни: PAUPERTAS, MORTIFICATIO, OBEDIENTIA, ORATIO, CHARITAS PROXIMI, CASTITAS, CHARITAS DEI, HUMILITAS.
Ил. 12. Интерьер церкви св. Людовика Французского в Севилье
Фасад церкви состоит из двух частей. Он богато декорирован рельефом, по-лихромность фасада достигается благодаря сочетанию камня и кирпича. Фасад фланкируется двумя октагональными башнями. Уже на фасаде Фигероа использует колонны, украшающие собою интерьер церкви, а также использует эсти-пите. Над латеральными порталами помещаются круглые окна. Все элементы, выполненные в камне, — порталы, наличники, пилястры, полуколонны, карнизы — изрезаны растительным орнаментом. Барабан купола, а также сам купол храма, как и куполочки башен фасада, тоже цветные. Стены барабана выкрашены в желтый цвет, с выделением некоторых деталей, таких как ниши фриз, наличники окон, капители полуколонн, красным цветом. Купола украшены цветной бело-синей плиткой, подобные украшения куполов встречаются в испанских колониях.
Самым ярким и значимым памятником иезуитов в Испании является святилище Игнатия Лойолы (ил. 13). Это огромный комплекс в городе Аспейтия в стране басков, построенный вокруг дома, где родился Игнатий Лойола. Сразу после смерти основателя иезуитского ордена паломники потянулись к месту его рождения. Само святилище здесь начали строить ближе к кон. XVII в., первый камень был заложен 28 марта 1689 г.22 Строительство базилики и правого крыла продолжалось до 1738 г., северное крыло было пристроено позднее, с 1760 по 1767 г.
22 Loyola Santuario, la Basílica / 16 января 2018. URL: https://santuariodeloyola.org/es/ basilica#la-basilica
Ил. 13. Фасад святилища Игнатия Лойолы в Аспейтия
Поскольку этот проект был крайне важен для Общества Иисуса, строительством руководил напрямую из Рима генерал Ордена Джованни Паола Олива (1664—1681)23. Он хотел нанять для создания проекта Джованни Лоренцо Бар-нини (1598—1680), однако они оба умерли, так и не успев начать работу. Его преемник Генерал Шарль де Нойель (1682-1686)24 заказал разработку проекта ученику Бернини Карло Фонтана (1638—1714), а королева Маргарита, консорт Филиппа III, и ее сын Карл II ускорили процесс, посодействовав в приобретении орденом дома Лойолов и земли вокруг него, которая была нужна для строительства большого комплекса. В благодарность Общество Иисуса даровало им титул донаторов, поэтому в декорации как снаружи, так и в интерьере повсюду встречается королевский герб.
Поскольку Карло Фонтана никогда не был в Испании, строительство, которое продлилось почти 100 лет, находилось под контролем других архитекторов. Первым таким архитектором был бельгийский иезуит Жан Легранд, которого отправил генерал Ордена, чтобы возглавить работы. Все остальные мастера, которые пришли ему на смену после его смерти, были испанцами — Мартин Сальдуа и Себастиан де Лекуона25. Проблемы, которые возникали по ходу строительства, приходилось решать на месте, и в этом помогал Хоакин де Чурригера.
Все эти мастера вносили свои поправки в первоначальный проект Фонтана. Изменения сильно коснулись художественного, декоративного убранства комплекса. Таким образом, святилище получилось смесью классического итальянского и декоративного испанского барокко, что характерно для искусства
23 Bangert W. V. SJ. A history of the Society of Jesus. St. Louis, 1972. P. 515.
24 Ibid.
25 Об этом подробнее см.: Astiazarain M. I. Arquitectos Guipuzcoanos del Siglo XVIII. Guipúzcoa, 1991.
Испании. Богатая декорация портика, украшенного крупным растительным орнаментом и гербами испанской короны, использование композитного ордера отражаются в оформлении портала, где к тому же можно увидеть витые колонны, волюты, а также нишу с конхой в виде раковины, в которой стоит статуя Игнатия. Внутри используется цветной мрамор, его привозили сюда специально для оформления барочного интерьера, изобилующего крупными декоративными элементами, имитациями занавесов, геральдическими и растительными мотивами (ил. 14).
В плане храм святилища центрический, перекрытый куполом, с семью капеллами. Центрические в плане постройки были распространены в Италии с эпохи Ренессанса, не только по эстетическим соображениям, но и символическим, а также по соображениям литургической практики. Такая типология — центрическая в плане или греческий крест — использовалась в большей мере в храмах, которые выполняли роль гробниц, мартириев, святилищ реликвариев26. И хотя святилище Игнатия Лойолы не было построено на его могиле (он похоронен в Риме), оно стоит на месте его рождения. Более того, туда была перенесена часть черепа Игнатия как святая реликвия, и она была помещена в главный алтарь. Таким образом, Фонтана выбирает именно центрический план в расчете на то, что святилище станет местом поклонения паломников.
Церковь является смысловым центром всего комплекса, по сторонам к нему примыкают два крыла, декорация которых отличается аскетичностью. В одно из крыльев встроен дом Игнатия Лойолы, где находилась капелла, к которой вела парадная лестница.
Ил. 14. Интерьер святилища Игнатия Лойолы в Аспейтия
26 Wittkower. Op. cit.
Подведем итог. Иезуитский орден всегда стремился к созданию в первую очередь впечатляющих комплексов. При этом представители ордена были крайне прагматичны, не стесняясь привлекать богатых покровителей.
Приведенные нами примеры показывают, что иезуитская церковь — это не только базилика. Орденом возведены прекрасные центрические храмы в Италии и Испании. Стремление всегда привлекать к строительству или проектированию самых талантливых и знаменитых архитекторов проявилось и в центрических постройках: здесь так же встречается немало звездных имен: Джованни Лоренцо Бернини, возведший в Риме Сант Андреа аль Квиринале, Леонардо Фигероа, архитектор церкви в Севилье св. Людовика Французского, Карло Фонтана, спроектировавший святилище Игнатия Лойолы, и, наконец, Хоакин де Чурригера, непосредственно принимавший участие в его строительстве. Это доказывает, что центрическая типология ни в коей мере не умалялась, а, наоборот, прекрасно вписывалась в иезуитский строительный контекст.
После изгнания иезуитов королем Карлосом III в библиотеках и архивах Испании хотя и сохранились планы и эскизы архитектурных сооружений Общества Иисуса, все же большая часть документов была утеряна. Возможно, поэтому ранее не были проведены систематические и методологические исследования испанской архитектуры ордена иезуитов. И по сей день, за исключением отдельных памятников, она остается мало исследованной, что, на наш взгляд, является упущением. Подчеркнем в завершение, что в данной статье была предпринята лишь попытка пролить свет на центрическую архитектуру иезуитов, которая является неотъемлемой частью испанского архитектурного наследия.
Ключевые слова: Общество Иисуса, иезуиты, архитектура, барокко, центрические постройки, святилище Игнатия Лойлы, Леонардо де Фигероа.
Список литературы
Ackerman J. S. The Gesú in the Light of Contemporary Church Design // Rudolf Wittkower,
Irma B. Jaffe, eds. Baroque Art: the Jesuit Contribution. N. Y., 1972. Ackerman J. S. Palladio. L., 1991. Anguita Herrador R. El arte barroco. Madrid, 2004.
De Aldama A. M. The Constitutions of the Society of Jesus. The Formula of the Institute. India, 1990.
Astiazarain M. I. Arquitectos Guipuzcoanos del Siglo XVIII. Guipúzcoa, 1991.
Bangert W. V. SJ. A history of the Society of Jesus. St. Louis, 1972.
Belda C. Los siglos del barroco. Madrid, 1997.
Boucher B. Andrea Palladio: the Architect in His Time. N. Y., 2007.
Brandenburg H. Ancient churches of Rome from the fourth to the seventh century. Brepols, 2005.
Lavin I. Bernini and the Unity of the Visual Arts. N. Y., 1982.
Loyola Santuario, la Basílica / 16 января 2018. URL: https://santuariodeloyola.org/es/
basilica#la-basilica Martín Gonzales J. J. Arquitectura Barroca Vallisoletana. Valladolid, 1967. De Negri E. Galeazzo Alessi: architetto a Genova. Universitá di Genova, 1957.
Pirri P. Il Padre Giovanni de Rosis (1538-1610) e lo sviluppo dell'edilizia gesuitica // Archivium Historium Societatis Iesu. Vol. XLIV. R., 1975.
Rave Prieto J. L. San Luis de Los franceses. Sevilla, 2010.
Regimini Militantis Ecclesiae (1540) / 18 мая 2018. URL: https://jesuitportal.bc.edu/research/ documents/1540_Formula/
Starkey D. Monarchy. From the Middle Ages to Modernity. L., 2006.
The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715 / Davis R., ed. Liverpool, 2000.
Wittkower R. Art and Architecture in Italy 1600-1750. Vol. 1: Early Baroque, 1600-1625. L., 1999.
Wittkower R. The Centrally Planned Church and the Renaissance // Architectural Principles in the Age of humanism. L., 1949.
Abstract: In the last twenty years, scholars in various fields have begun to reevaluate the activities of the Society of Jesus, approaching the study of its heritage from a new side. Raising new problems and tasks, they have reconsidered the significance of the Order in various fields: science, politics, arts. An opinion has been formed that Jesuits traditionally erected only basilicas, acquiring inspiration from their main monument, Il Gesu in Rome. Undoubtedlym this typology was favoured by the Order, but they also employed a centric layout. Thus, still in Rome, by commission of Jesuits, Bernini built Sant Andrea al Quirinale, the church that is regarded as one of the gems of the city and the best architectural work by the master. In Spain, the Society of Jesus has erected resplendent and impressivechurches of this typology, which later came to be a reflection of their epoch. It is the centric layout that the Jesuits chose for their main monument in Spain, namely the Sanctuary of Ignatius Loyola. This article analyses this monument together with other monuments of this typology in the perspective of their architectural and historical value. This topic has not been studied before. As the problem of the Jesuits' centric architecture has not been a subject of special research, a look from the outside provides an opportunity of an unbiassed assessment of the contribution of the Jesuit Order to the Spanish architecture in particlular and in the European architecture of the 16th — 18th centuries on the whole. It will also allow us to define the specificity of its objectives and features in art.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.
2018. Vol. 31. P. 53-69
Anna Milena Garsia Solano, Graduate Student, Department of General History of Arts, Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow H9991, Russian Federation anna.mile.garcia@gmail.com
Spanish Centric Buildings of the Jesuit Order
A. M. Garsia Solano
Keywords: Society of Jesus, Jesuits, architecture, baroque art, centrally planned buildings, Sanctuary of Loyola, Leonardo de Figueroa.
References
Ackerman J. S. (1972). "The Gesu in the Light of Contemporary Church Design", in Rudolf
Wittkower, Irma B. Jaffe (eds.) Baroque Art: the Jesuit Contribution, New York. Ackerman J. S. (1991) Palladio. London. Anguita Herrador R. (2004) El arte barroco. Madrid.
De Aldama A. M. (1990) The Constitutions of the Society of Jesus. The Formula of the Institute. India.
Astiazarain M. I. (1991) Arquitectos Guipuzcoanos del Siglo XVIII. Guipúzcoa. Bangert W. V., S J (1972) A history of the Society of Jesus. St. Louis. Belda C. (1997) Los siglos del barroco. Madrid.
Boucher B. (2007) Andrea Palladio: the Architect in His Time. New York. Brandenburg H. (2005) Ancient Churches of Rome from the Fourth to the Seventh century. Breplos. Davis R. (ed.) (2000) The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715. Liverpool.
Lavin I. (1982) Bernini and the Unity of the Visual Arts. New York.
Loyola Santuario, la Basílica. Available at https://santuariodeloyola.org/es/basilica#la-basilica (08.08.2018)
Martín Gonzales J. J. (1967) Arquitectura Barroca Vallisoletana. Valladolid.
De Negri E. (1957) Galeazzo Alessi: architetto a Genova. Universitá di Genova.
Pirri P. (1975) "Il Padre Giovanni de Rosis (1538-1610) e lo sviluppo dell'edilizia gesuitica".
Archivium Historium Societatis Iesu. 1971, vol. XLIV. Roma. Ravé Prieto J.L. (2010) San Luis de Los franceses. Sevilla.
Regimini Militantis Ecclesiae (1540). Available at https://jesuitportal.bc.edu/research/
documents/1540_Formula/ (08.08.2018) Starkey D. (2006) Monarchy. From the Middle Ages to Modernity. London. Wittkower R. (1949) "The Centrally Planned Church and the Renaissance", in Architectural
Principles in the Age of Humanism. London. Wittkower R. (1999) Art and Architecture in Italy 1600-1750. Vol. 1: Early Baroque, 1600-1625. London.