УДК 72.03(4)
Зейферт М.Г. - кандидат архитектуры, доцент
E-mail: [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Практика инкорпорирования и слияния элементов зданий различных эпох в памятниках архитектуры Рима
Аннотация
Статья посвящена выявлению и анализу архитектурных элементов и конструкций древности, инкорпорированных в структуру более поздних памятников архитектуры Рима. Данные утилизованные фрагменты, называемые сполиями, широко использовались при строительстве Рима. Выявлены предпосылки практики подобного повторного применения, основные из них: захватнические войны способствующие притоку материальных и культурных ценностей, зарождение христианства, а, следовательно, необходимость повсеместного возведения церквей на руинах античных храмов, рачительное отношение римлян к фрагментам мраморных античных зданий. Проведены натурные обследования и фотофиксация более 20 памятников архитектуры Рима. Предложена классификация вариантов инкорпорирования фрагментов зданий после реконструкции по их назначению и местоположению: 1 - первоначальное местоположение и назначение здания не меняется; 2 - сохраняется местоположение, но изменяется назначение здания; 3 - руины первоначального обширного архитектурного комплекса после реконструкции используются для нескольких объектов разного назначения.
Ключевые слова: история архитектуры, Рим, преемственность, архитектурные элементы, инкорпорирование, слияние.
«Всю жизнь меня преследует образ города как средоточия жизни - величайшей в мире ярмарки и величайшей пустыни, гигантской чёрной дыры, где непрерывно исчезает и заново рождается извечная энергия человеческого бытия».
А.Э. Гутнов [1, с. 3]
Сохранение архитектуры прошлого придаёт городу неповторимую индивидуальность, главным критерием которой является наличие в структуре застройки зданий разных эпох и стилей. Города с многовековой историей, так называемые исторические поселения, вызывают интерес, как исследователей, так и туристов возможностью изучения социально-культурного, историко-археологического, архитектурного наследия оставленного нашими предками. Бесчисленные позднейшие наслоения городской застройки, отражают эстетические предпочтения поколений строителей и архитекторов, изменения социально-политического устройства жизни общества. Прошедшие века, войны и стремление возвести на лучших городских территориях современные и грандиозные ансамбли, привели к потере зданий построенных ранее и тем самым представляющих ценность. Воссозданные заново архитектурные ансамбли прошлых столетий, так называемые «новоделы», не представляют равноценной замены. Цель исследования выявление наиболее значимых примеров сохранения архитектурных элементов и конструкций древности в структуре более поздних памятниках архитектуры. Исследование проведено на примере Рима, обладающего наиболее полной палитрой зданий и сооружений, относящихся к разным временным отрезкам.
На сохранность городской структуры, зданий и сооружений влияют как природные, так и человеческие факторы. Естественное разрушение зданий происходит в результате старения строительных материалов и конструкций под действием солнца, влаги, ветра, деформации фундамента. Фрагменты городской застройки, а в некоторых случаях города исчезают во время землетрясений, извержений вулканов, оползней, наводнений, ураганов и
пожаров. Изменения политики, религии, а, следовательно, функциональных и эстетических требований, предъявляемых к зданиям, появление новых строительных материалов и конструкций, новое понимание городского ансамбля, также влияют на сохранность ранее построенных зданий и сооружений. Римляне на протяжении более двух тысячелетий переживали как периоды бурного экономического расцвета, так и периоды упадка. Огромное влияние на формирование культуры и архитектуры Рима оказали Пунические войны. За сто с лишним лет Рим превратился в крупнейшую державу. «Беспрерывный приток материальных ценностей и рабов, знакомство с бытом, нравами и культурой эллинистических стран коренным образом преобразовали экономическую жизнь Рима» [2, с. 49]. По словам Цицерона «Римляне созданы для господства, и им само благоразумие велит умножать своё достояние, увеличивать свои богатства, расширять свои границы» [3, с. 112]. После завоевания в 197 г. до н.э. Греции последовало увлечение греческой, на тот момент более высокоразвитой, культурой. Со всех сторон завоёванного мира в Рим свозились произведения искусства, в том числе и фрагменты памятников архитектуры, которые римляне инкорпорировали в строящиеся здания, а египетскими обелисками украшали площади города. Вынужденная реконструкция городской среды происходила после разрушительных пожаров уничтожавших большую часть застройки в 64-ом, 69-ом, 80-ом и 283-м годах. Ещё большие утраты несли войны. В 410 г. Вестготы завоевали Рим и подвергли его ужаснейшему разгрому. Вестготами командовал Алариха, который был христианином и в первую очередь разграбил все языческие храмы. В 455 г. Вандалы под предводительством короля Гейзериха жгли, грабили и разрушали город [4, с. 122]. При восстановлении городской среды римляне использовали части уцелевших при разрушениях архитектурных элементов и конструкций, так называемые - споли (слово spoglie переводится с итальянского как «трофеи» или «останки»). Некоторые исторические события оказали особое влияние на развитие архитектуры Рима. Значительные изменения городской среды произошли после Миланского эдикта 313 г. и официального признания христианской веры. Необходимость повсеместного строительства христианских церквей, послужило толчком к практике вторичного использования архитектурных элементов античных зданий. Например, при строительстве базилики Св. Петра были использованы античные архитравы и 96 отличающихся по виду колонн из мрамора и гранита [4, с. 24]. Римские зодчие любили использовать для колонн цветной мрамор, свозимый в Рим со всех концов империи. Материал этот был дорогой, а при крушении Западной Римской империи стал малодоступным. Поэтому, римляне вынужденно применяли при строительстве найденные на руинах колонны и другие элементы зданий. В VII в. происходит кардинальная реконструкция центральной части Рима. Связано это было с отменой запрета на преобразование античных храмов в христианские церкви [5, с. 4].
Уникальным примером использования сохранившихся архитектурно -конструктивных элементов языческих храмов в поздних строениях является церковь Св. Николая « в темнице» (Сан Николо ин Карчере), предположительно основанная в VII в.
При строительстве здания были использованы уцелевшие элементы трёх языческих храмов с Форума Олиториум. Храмы, возникшие в республиканский период, располагались рядом. Южный храм, построенный в честь Спеса, был окружён дорическими колоннами. Шесть колонн этого храма были инкорпорированы в левую стену Никольской церкви. Северный храм, посвящённый Янусу, был окружён колоннами ионического ордера. Восемь сохранившихся колонн храма включены в правую стену существующей церкви. При реконструкции церкви Св. Николая в 1599 г. Джакомо Делла Порта инкорпорировал стволы колонн центрального храма, посвящённого Юноне Соспите в фасадную часть здания (рис. 1 а, б, в).
Ярким примером влияния социально-политического фактора на архитектурный облик города служит приказ, отданный в 1257 г. сенатором Бранкалеоне дельи Андало. Сенатор проводил политику противостоящую интересам нобилей и распорядился снести в городе около 140 башен знати [4, с. 174]. Некоторые башни были снесены не полностью, их фундаменты и часть стен также использовалась для дальнейшего строительства. Об облике Рима, не случись этого варварского сноса, можно судить по уникальному итальянскому городу Сан Джинимьяно, где башни нобилей сохранены.
Рис. 1. Примеры инкорпорирования архитектурных элементов а) план храмов Спеса, Юноны Соспиты и Януса, ныне церковь Сан Никола ин. Карчере; б), в) фрагменты южного и северного фасадов церкови Сан Никола ин. Карчере; г) фрагмент фасада здания Биржи с 11 колоннами и частью стены храма Адриана; д) план храма Адриана; д) интерьер церкви Сан Стефано Ротонда
В конце XV-первой половине XVI вв. необходимость обновления стихийно сложившейся в средние века части Рима, потребовала мероприятий по упорядочению структуры города, сноса не отвечающих современным требованиям зданий. Значительные изменения структуры города произошли также в конце XVI в., когда, по инициативе понтифика Сикста V, были соединены прямыми магистралями важнейшие места паломничества - сохранившиеся и реставрированные раннехристианские базилики [7, с. 59]. Без подобных мероприятий по реконструкции городской среды невозможно существование многовекового города. Однако не все вторжения в структуру города были рациональны и необходимы. Примером вандализма является перепланировка, совершённая Муссолини. Основным стилистическим течением в Италии 1930-х годов было обращение к древнеримской архитектуре. Тем ни менее интерес к старине не помешал пробить проспект Виа дель Империо шириной более 30 м через археологическую зону античного Рима [8, с. 180].
За многовековую историю Рима безвозвратно утеряны многочисленные памятники архитектуры города, тем ценнее оставшиеся здания. «Исходя из законов всемирного развития, следует считать, что в архитектурно-градостроительном развитии ничего не исчезает бесследно: прямо или косвенно, архитектурное пространство сохраняет объекты прошлых веков, их наземные, подземные наслоения» [9, с. 5]. Такими многовековыми наслоениями чрезвычайно богат Рим.
Проведено натурное обследование и фотофиксация более 20 памятников архитектуры Рима. В таблице приведены некоторые примеры инкорпорирования и слияния архитектурных элементов и конструкций разных эпох в памятниках архитектуры.
Таблица
Примеры инкорпорирования архитектурных элементов и слияния фрагментов памятников архитектуры разных эпох
Архитектурные элементы зданий Первоначальное размещение Время возведения Размещение архитектурных элементов после реконструкции Время реконструкции
Инкорпорирование архитектурных элементов
Колонны (предположительно) Храм Зевса Олимпийского в Афинах У1-11 в. до н.э. Храм Юпитера Капитолийского; I в.
Колонны центрального нефа инкорпорированы в новые пилоны Церковь Санта Чечилия ин Трастевере Основана до У в. Церковь Санта Чечилия ин Трастевере XIX в.
22 колонны Термы Каракаллы 212 г. Церковь Санта Мария ин Трастевере 1130-43 гг.
8 колонн Храм Спеса Период Республики, перестроены в I в. Сан Никола ин. Карчере (ц. Святого Николая Чудотворца), арх. Джакомо Делла Порта VII в. XVI в.
2 колонны Храм Юноны Соспиты
6 колонн Храм Януса
11 колонн, часть наружной стены Храм Адриана 145 г. Здание Биржи, арх. Карло и Франческо Фонтана 1695 г.
Колонны Храм Эскулапа (Асклепия) Возможно 293 г. до н.э. Сан Бартоломео иль Изола (ц. Святого Варфоломея) X в.
Фронтон и колонны Храм Антонина и Фаустины 141 г. Церковь Сан Лоренцо ин Миранда VII-VIII вв.
Обелиск Храм Амона в Фивах 357 г. Обелиск на Кверинальной площади, арх. Д. Фонтане 1587 г.
Слияние фрагментов зданий разных эпох
Подземная часть здания - гроты Базилика Апостола Петра 32-349 гг. Собор Святого Петра Начало строительства 1505 г.
Фундамент, колонны, фрагменты стен и сводов Термы Диоклетиана 298-306 гг. Церковь Санта Мария деи Анжели, ц. Сан Бернардо алле Терме, Римский национальный музей 1561 г. 1600 г. Конец XIX в.
Фундамент, фрагменты фасада, внутренние несущие конструкций Театр Марцелла 13 г. до н.э. Крепость семейства Пьерлеоне, Палаццо арх. Б. Перуцци, Дворец Орсини XIII в. XVI в.
Фрагмент конструкций от обеденного зала Патриаркио (папский дворец) Конец VIII в. Триклиний Льва, экседра с древними мозаиками, арх. Фердинандо Фуга XVIII в.
Фундамент, подземная часть здания Древнеримское жилище, святилище Митры, раннехристианск ая базилика Императорская эпоха, III в. 392 г. Церковь Сан Клементе с двумя церковными помещениями: верхним, нижнем и подземельями со святилищем Митры 1084 г. 1108 г. 1861 г.
Центральная части ротонды, колонны третьего снесенного нефа, фундамент Церковь Санто Стефано Ротондо в районе Целия 468-483 гг. Церковь Санто Стефано Ротондо XII XIV XV XVI
Анализируя обследуемые памятники архитектуры Рима можно выделить несколько ситуаций:
В первом случае возведение новых храмов производилось на значимых местах, или в местах связанных с захоронениями верующих, погибших в период гонений. При этом в
некоторых случаях частично сохранившиеся мартирии, мемориальные часовни в катакомбах служили основаниями для новых строений. Подобные методы строительства использовали еще в дохристианский период. В VI в. до н.э. царём этрусков Тарквинием Древним возводится в Риме храм Юпитера Капитолийского на месте двух. Храм включал в себя два существующих ранее святилища - Термину и Ювенте, которые зодчие сочли невозможным перенести в другое место [7, с. 21]. Одним из храмов с многовековой историей является церковь Сан Клементе. Здание имеет три церковных помещения, расположенных друг над другом. В императорскую эпоху на этом месте размещался жилой дом, в III в. святилище Митры, в 392 г. раннехристианская базилика. Фрагменты первоначального сооружения, а также позднейших наслоений включены в структуру современного здания церкви, неоднократно подвергавшейся реконструкции.
Во втором случае на этапе разрушения, часть здания, в той или иной степени сохранившаяся, достраивается для использования по другому назначению. Примером такого сооружения является театр Марцелла, открытый Августом в 13 г. до н.э. Для строительства здания был разобран Фламиниев цирк, а также передвинуты два храма -храм Беллоны и храм Апполона Созиана. В IV в. театр был закрыт и на протяжении нескольких столетий разбирался на стройматериалы. В XIII в. на руинах частично разрушенного театра была выстроена крепость семейства Пьерлеоне. От 41 арки театра Марцелла осталось 12 двухъярусных арок, включённых, в архитектурную композицию, существующего в настоящее время здание, известного как дворец Орсини (рис 2, а, б, в).
г д е
Рис. 2. Примеры слияния фрагментов памятников архитектуры разных эпох: а) театр Марцелла; б, в) фрагменты фасада театра Марцелла; г) фасад церкви Санта Мария деи Анжели; д) покрытие церкви Санта Мария деи Анжели; е) интерьер музея, ранее термы Диоклетиана
В третьем случае части сохранившегося крупного архитектурного комплекса используются для нескольких построек разного функционального назначения. Примером подобной реконструкции является комплекс терм Диоклетиана, сооружённый в 298-306 гг. н.э. и занимающий площадь около 11 га. Частично разрушенные термы были использованы в дальнейшем для построек разного функционального назначения.
Трансформация части руин в христианский храм была в 1561 г. поручена Микеланджело. Зал церкви Санта Мария деи Анджели, с планом в виде греческого креста, размещается, по некоторым источникам, в зоне античного тепидария и прилегающих с четырёх сторон помещений. Однако при сравнении восстановленного чертежа плана терм и визуального осмотра здания, можно предположить, что церковный зал расположен в хорошо сохранившемся помещении фригидария. В части руин преобразованных в братские корпусы, в настоящее время находится отделение эпиграфики Римского национального музея. На громадной территории бывших терм размещается также монастырский двор, созданный по проекту Микеланджело, и площадь Республики (Piazza della Repubblica). Одно из помещений терм преобразовано в храм Сан Бернардо алле Терме (рис. 2, г, д, е).
Результатом исследования является выявление и анализ наиболее характерных памятников архитектуры с использованием сполий. Предлагается классификация вариантов инкорпорирования фрагментов зданий в процессе реконструкции по их назначению и местоположению: 1 - первоначальное местоположение и назначение здания после реконструкции не меняется; 2 - сохраняется местоположение, но изменяется назначение здания; 3 - руины первоначального обширного архитектурного комплекса после реконструкции используются для нескольких объектов разного назначения.
Для многочисленных паломников древние архитектурные элементы, включённые в существующие церкви Рима, символизируют преемственность в религии. Для исследователей и туристов здания с использованием сполий служат своеобразным музеем, позволяющим знакомиться и изучать особенности античной архитектуры. Инкорпорирование архитектурных элементов, сохранение планировочной структуры памятников архитектуры древности, включение фрагментов утраченных зданий при реконструкции, способствует возрастанию ценности памятников архитектуры и градостроительной среды.
Список библиографических ссылок
1. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. - М.: Стройиздат, 1984. - С. 3.
2. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. - М.: «Наука», 1975. - 182 с.
3. Кнабе Г.С. Историческое пространство и историческое время в культуре древнего Рима. В кн. Культура древнего Рима. т. II. - М.: «Наука», 1985. - 397 с.
4. Москвин А.Г. Рим. Город, открытый для всех. - М.: Вече, 2012. - 368 с.
5. Всеобщая архитектура в 12 томах. Т. 4. Архитектура Западной Европы. Средние века. / Под ред. А.А. Губера, Н.Д. Колли, П.Н. Максимова и др. - Л. - М.: Стройиздат, 1966. - 694 с.
6. Искусство и история. Рим и Ватикан. / Под ред. Серены де Леонардис. - Италия.: BONECHI, 1989. - 192 с.
7. Софья Пескарин Рим. - М.: БММ АО, 2001. - 168 с.
8. Всеобщая архитектура в 12 томах. Т. 7. Архитектура Западной Европы и Латинской Америки XVII-первой половины XIX вв. / Под ред. А.В. Бунина, А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. - М.: Стройиздат, 1969. - 620 с.
9. Айдарова-Волкова Г.Н. Архитектурно-градостроительное развитие Казани X-XVI вв.: эволюция, традиции, влияния: Учебное пособие. - Казань: КГАСУ, 2012. - 150 с.
10. Уоткин Дэвид. История Западноевропейской архитектуры. - Лондон: Изд. Кёнеман, 1999. - 423 с.
Zeyfert M.G. - candidate of architecture, associate professor E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
The practice of incorporating and fusing of buildings' elements of different eras in architectural monuments of Rome
Resume
Cities with centuries-old history, are so-called historical settlement, are of interest for researchers and tourists of their opportunity to explore the socio-cultural, historical, archaeological, architectural heritage, which had been left by our ancestors. The aim of this research is the identification and analysis the most significant examples of the preservation of architectural elements and structures of antiquity in the structure of the later monuments of architecture. The research was done on the example of Rome, which has the most complete palette of buildings and structures related to the different temporal segments. This recycled fragments called spolia, was used widely in the formation of architectural and urban environment of Rome. Prerequisites of the practices similar reuse of architectural and structural elements are identified. The main prerequisites for this feature are Punic war, contributing to the flow of material and cultural values, are the birth of Christianity, and, therefore, the need for the widespread construction of churches on the site of the ancient temples, prudent attitude of the Romans towards the marble ruins of ancient buildings. Full-scale surveys and photographic images of more than 20 monuments of Rome were done in this research. Classification options for the incorporation of fragments of buildings in the reconstruction process based on their purpose and location: 1 - original location and purpose of the building during reconstruction doesn't change; 2 - stored location, but changes the purpose of the building; 3 - the ruins of the original vast architectural complex after reconstruction are used for several different purposes.
Incorporation and merging of architectural elements related to buildings from different eras, conservation-planning structure of the monuments of antiquity, the incorporation of the surviving fragments of the lost buildings in new construction, are contributes to the creation of individuality, an increase in the value of the architectural and town-planning environment.
Keywords: history of architecture, Rome, continuity, architectural elements, incorporation, merger.
Reference list
1. Gutnov A.E. Evolution of urban development. - M.: Stroyizdat, 1984. - P. 3.
2. Sterman E.M. The crisis of ancient culture. - M.: Nauka, 1975. - 182 p.
3. Knabe G.S. Historical space and historical time in the culture of ancient Rome. In the book Culture of ancient Rome. T. II. - M.: Nauka, 1985. - 397 p.
4. Moskvin A.G. Rome. The city, opened to all. - M.: Veche, 2012. - 368 p.
5. Universal architecture, 12 volumes. Vol. 4. Architecture of Western Europe. The Middle Ages. / edited by A.A. Guber, N.D. Kolly, P.N. Maksimov and others. - L. - M.: Stroyizdat, 1996. - 694 p.
6. Art and history. Rome and Vatican. / Edited by Serena de Leonardis. - Italy.: BONECHI, 1989. - 192 p.
7. Sophia Pescarin Rome. - M.: BM AO, 2001. - 168 p.
8. Universal architecture, 12 volumes. Vol. 7. Architecture of Western Europe and Architecture of Western Europe and Latin America of the XVII - first half of XIX centuries / Ed. by A.V. Bunin, A.I. Kaplun, B.P. Maksimov. - M.: Stroiizdat, 1969. - 620 p.
9. Aidarova-Volkova G.N. Architectural and town-planning development of Kazan of the X-XVI centuries: evolution, culture, traditions, influence: the manual. - Kazan: KSUAE, 2012. - 150 p.
10. Watkin David. History of Western Europe Architecture. - London: Konemann, 1999. -423 p.