Научная статья на тему 'Храм Божий'

Храм Божий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
240
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Храм Божий»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Николай Антонов

Храм Божий

Опубликовано: Вестник Ленинградской духовной академии. 1990. № 2. С. 133-150

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

ПРИОБЩЕНИЕ К ВЕРЕ

НАША ЦЕРКОВНОПРИХОДСКАЯ ШКОЛА

Мы продолжаем публикацию переработанных и дополненных глав из книги свящ. Н. Р. Антонова «Храм Божий», изданную в С.-Петербурге в 1912 году.

Понятие о храме

Храмом называется здание, отличающееся по виду от других зданий и предназначенное для богослужения. Храмы иначе называются церквами, потому что верующие, собирающиеся здесь на молитву, составляют Церковь (т. е. собрание или общество). Храмы освящаются архиереем или, с его разрешения, священниками во время особой службы освящения храмов. Все храмы посвящены Богу, и в них Господь невидимо присутствует Своею благодатию. Кроме этих общих названий каждая церковь имеет еще свое частное название, в зависимости от того священного события или лица, в память которых она построена, например: церковь Рождества Христова, Храм Воскресения Христова, в честь Св. Троицы, во имя Св. Равноапостольных Константина и Елены. Если в городе несколько храмов, то главный из них называется «собором»: сюда собирается в торжественные дни духовенство различных церквей, и богослужение совершается «собором». Тот собор, при котором находится кафедра епископа, называется «кафедральным».

Происхождение храмов

Первоначально, в Ветхом Завете, при патриархах (Ной, Авраам и др.) богослужение совершалось на жертвенниках под открытым небом. Для жертвоприношения выбирались места, где Бог являлся человеку и где Он оказывал какое-либо благодеяние, или места, своим величием, таинственностью и красотою невольно располагавшие человека к размышлению о Божией силе и Божиеи премудрости и так далее. По выходе евреев из Египта, пророк

Моисей во время Синайского законодательства получил от Бога повеление устроить переносный храм, который назван был скинией, делившейся на двор, святилище и Святое Святых. Храм у евреев был только один с целью поддержать в народе еврейском сознание «Единого» Бога. При царе Соломоне вместо скинии был построен каменный храм, имевший вид четырехугольника с полупокатой крышей, без окон, с двумя высокими колоннами около входа1* и с большим двором вокруг храма. Внутри храм Соломона был разделен, как и скиния, занавесом на две части: святилище и Святое Святых. Храм Соломонов был разрушен Навуходоносором пред вавилонским пленом. По возвращении из плена евреи построили второй храм по образцу и плану первого, но гораздо беднее по украшению. Незадолго до Рождества Иисуса Христа царь Ирод украсил этот храм и сделал некоторые дополнения по сравнению с первым храмом. Во время Своей земной жизни Иисус Христос посещал этот храм, учил в нем, заботился о порядке в нем (изгнал торгующих из храма — Иоанна II, 13—20 и Мат. XXI. 12—13) и благолепии его (Сам внес динарий на храм — Матф. XVII. 24—27); поставил в образец доброхотное пожертвование, лепту Евангельской вдовицы — Луки XXI, 1—4). Своим примером Спаситель одобрил обычай совершать богослужение в храме, освятив самую мысль (или идею) храма и нужду в нем. Молился Иисус Христос еще и в других местах, и даже Тайную Вечерю, когда было установлено Таинство Св. Причащения, Он совершил в частном доме. В беседе же с самарянкою Иисус Христос сказал, что наступит время, когда Богу будут поклоняться не в одном только храме Иерусалимском, но и в других местах (Иоанна IV, 21).

Происхождение внешнего вида христианского храма

После вознесения Иисуса Христа на небо Апостолы и первые христиане в Иерусалиме, по примеру Спасителя, пребывали в храме, прославляли и благословляли Бога (Луки XXIV, 53; Деян. II, 46). посещали синагоги евреев — ас другой стороны, составляли свои собственные христианские собрания по частным домам (Деян. V, 42: XII, 12, XX, 8) 2. Вне и дальше Иерусалима христиане совершали богослужение в своих домовых храмах (Рим. XVI, 4; Кол. IV, 15). Вследствие начавшихся гонений на христиан, богослужебные собрания христиан сделались более скрытыми. Для молитвы вообще и в особенности для совершения Таинства Причащения христиан« собирались в домах богатых единоверцев. Здесь для молитвь обыкновенно отводилась комната, наиболее удаленная от внешнегс хода и уличного шума, называвшаяся у греков «икосом» (по-гре чески о1хо8 — икос), а у римлян «экусом». По внешнему вид} икосы представляли продолговатые (иногда двухэтажные) комнаты

* Примечания см. в конце статьи.

с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; среднее пространство икоса иногда бывало выше и шире боковых. Во время гонений христиане собирались для молитвы даже в подземные церкви, устраивавшиеся в так называемых катакомбах (о чем скажем впоследствии). В тех же местах и в те периоды, когда не было гонений, христиане могли строить и строили собственные отдельные храмы (с конца II и начала III века), впрочем, иногда снова разрушавшиеся по капризу гонителей.

Когда же, по воле Св. Равноапостольного царя Константина (в начале IV в.), окончательно прекратились гонения на христиан, христианские храмы появились повсеместно и составили не только необходимую принадлежность христианского богослужения, не только лучшее украшение каждого города и селения, но национальное сокровище и святыню каждого государства.

Открытые христианские храмы с III—IV веков приняли определенную внешнюю и внутреннюю форму или вид, а именно форму продолговатого четырехугольника с небольшим выступом при входе и закруглением на противоположной входу стороне (несколько напоминающую корабль). Внутреннее пространство этого четырехугольника разделялось рядами колонн на три, а иногда и на пять отделений, называемых «нефами», или кораблями. Каждое из боковых отделений (нефов) также оканчивалось полукруглым выступом, или апсидой. Средний неф был выше боковых; в самой верхней, выступающей части среднего нефа устраивались окна, находившиеся, впрочем, иногда и на наружных стенах боковых нефов. Со стороны входа находилось преддверье, называвшееся «притвором» (или нарфиксом), и «портик» (крыльцо). Обилие света и воздуха замечается внутри. Отличительными чертами плана и архитектуры такого христианского храма, начиная с IV века, являются: 1) разделение на нефы; 2) апсиды; 3) притвор; 4) обилие света; 5) внутренние колонны. Весь такой храм носит название церковной базилики или продольного храма.

Происхождение христианской базйлики

В истории Церкви Христовой все дорого, ценно и поучительно. В частности, поучителен вопрос: под влиянием какого образца христианские храмы стали строиться в форме продолговатого четырехугольника? Как произошла христианская базилика? Для разрешения этого вопроса надо помнить, что христианская вера и нравственность нисколько не заглушают духовных сил и талантов человека, например, поэтического таланта, наклонности к музыке и рисованию, научных стремлений, в том числе и способности человека искусно, прочно и удобно строить свои жилища и свя-щенные здания. Таланты Богом подаются и при помощи Бога могут быть улучшены и усилены. (Вспомним притчу Спасителя о талантах!) Всякий талант и искусство угодны Богу, если человек

не теряет веры в Бога и не уклоняется от доброй и благочестивой жизни. Естественно поэтому было и архитектурный талант привлечь на служение Богу. Но способности, вкус и умение строить здания и храмы у христиан на протяжении первого тысячелетия существования Церкви Христовой были различны, поэтому и внешний вид их был неодинаков. В то время, когда христианская вера стала широко распространяться среди греков и римлян, то есть в III—IV веках, самыми красивыми зданиями 3 пока считались здания, построенные по плану продолговатого четырехугольника с нефами, колоннами, апсидами и портиками, которые назывались «базиликами», и этот-то самый лучший вид постройки был отдан на служение Богу 4.

К этой первой причине, скрывавшейся в глубине христианского сердца, присоединились еще две другие. Из них одна та, что «Сионская горница», где Иисус Христос совершил Тайную Вечерю, и первые молитвенные комнаты или «икосы» первых христиан имели также форму продолговатого четырехугольника. Вспоминая об этих «домовых» храмах, следующие христиане могли безбоязненно молиться и строить открытые, напоминающие икосы и базилики — храмы. Новая дополнительная причина, почему христиане стали строить свои храмы в виде продолговатого четырехугольника (разделенного на части, с апсидами), — уважение к катакомбам и находящимся в них церквам. Познакомимся теперь с катакомбами.

Понятие о катакомбах и подземных церквах

Катакомбами называются подземелья, в которых христиане во времена гонения, в первые три века, хоронили своих умерших, скрывались от преследования и совершали богослужение По своему устройству катакомбы представляют сеть переплетающихся коридоров или галерей, на протяжении которых встречаются более или менее обширные комнаты. Идя по одному из коридоров, можно встретить другой коридор, пересекающий путь, и тогда перед путником являются три дороги: прямо, направо и налево. И по какому бы направлению ни идти дальше, расположение коридоров одно и то же. После нескольких шагов по коридору встречается новый коридор или целая комната, от которой ведет несколько новых путей. Путешествуя по этим коридорам более или менее продолжительное время, можно, незаметно для себя, перейти в следующий нижний этаж. Коридоры узки и низки, комнаты же, встречающиеся на пути, различной величины: малые, средние и большие. Первые носят название «кубйкул», вторые — «крипт», а третьи — «капелл». Кубикулы (от слова сиЫси1ит — постель) являлись погребальными склепами, а крипты и капеллы — подземными церквами. Здесь-то во время гонений христиане

совершали богослужение. Крипты могли вместить до семидесяти— восьмидесяти молящихся, а капеллы гораздо большее количество — до ста пятидесяти человек.

Крипты и капеллы, как подземные храмы

Применительно к потребностям христианского богослужения, передняя часть крипт предназначалась для духовенства, а остальные для мирян. В глубине крипты находилась полукруглая апсида, отделенная низкой решеткой. В этой апсиде устраивалась гробница мученика, служившая престолом для совершения Св. Евхаристии ". По сторонам такого престола-гробницы шли места для епископа, пресвитеров. Средняя часть в крипте не имела специальных приспособлений. Капеллы отличались от крипг не только большей величиной, но и внутренним расположением. Крипты состоят большей частью из одного помещения (комнаты), а капеллы имеют их несколько. В криптах нет отдельных алтарей, в капеллах они есть; в криптах женщины и мужчины молились вместе, а в капеллах для женщин было особое помещение. В передней части крипт и капелл пол изредка устраивался выше остальной части подземных церквей. В стенах устраивались углубления для погребения умерших, а сами стены украшались священными изображениями.

Из описания различных крипт и капелл видно, что те и другие имели форму четырехугольника с продолговатыми выступами, а иногда и с колоннами для поддержания потолка.

Священное воспоминание об этих подземных храмах, о горнице, в которой Иисус Христос совершил Тайную Вечерю, и об икосах, бывших первыми христианскими храмами (по форме продолговатыми), возможно и было причиною того, что христиане могли безбоязненно, не опасаясь разлада с церковной древностью и духом христианской веры, строить по этому же продольному образцу и свои храмы. Но несомненно, базилика потому была усвоена для христианского храма, что она являлась пока единственно подходящей формой. Базиличный стиль господствовал до V века, затем сменился «византийским», но после XV века снова распространился в бывшей греческой империи, обедневшей под властью турок, не приобретя, однако, ни величия, ни ценности древнехристианской базилики '.

Другие виды христианских храмов

Базиличный вид христианских храмов был древнейшим, но не единственным. Когда архитектурные вкусы изменились и искусство улучшилось, изменился и внешний вид храмов. После прекращения гонений на христиан и перенесения при Константине Великом столицы греческой империи из Рима в Византию (324 г.), здесь

усилилась строительная деятельность. В это время образовался так называемый византийский стиль храмов. Отличительными чертами византийского стиля являются «свод» и «купол». Начало куполообразных сооружений, то есть таких, потолки которых не плоски и покатисты, а круглы, относится ко временам дохристианским. Обширное применение своду дано было в римских банях (или термах); но самое блестящее развитие купол получил постепенно в храмах Византии.

В начале IV века купол был еще низок, покрывал собою всю вершину здания и опирался прямо на стены здания, не имел окон, но потом купол становится выше и устанавливается на особых столбах. Стенки купола для облегчения тяжести не делаются сплошными, а прерываются легкими столбиками; между ними устраиваются окна. Весь купол напоминает широкий свод небесный, место невидимого пребывания Господа. С внешней и внутренней стороны купол украшается колонками с художественными верхушками или капителями и другими украшениями; вместо одного купола на храме устраивается иногда несколько куполов.

Планы византийских храмов были следующие: 1) в виде круга 8; 2) в виде равностороннего креста; 3) в виде прямоугольника, близкого к квадрату. Квадратная форма сделалась обычной и наиболее распространенной в Византии. Поэтому обычная постройка византийских храмов представляется в виде четырех массивных столбов, поставленных на прямоугольник и соединенных вверху арками, на которых покоится свод и купол. Такой вид с VI века стал господствующим и остался таким до конца Византийской империи (до половины XV в.), сменившись, как сказано, вторичным бази-личным стилем. Внутреннее пространство византийского храма разделялось, как и в базилике, на три части: 1) притвор, 2) среднюю часть и 3) алтарь. Алтарь отделялся от средней части невысокой колоннадой с карнизом, заменяющей современный иконостас. Внутри богатых храмов находились в изобилии мозаичные и живописные изображения. Блеск разнообразных мраморов, мозаики, золота, живописи — все было направлено к тому, чтобы возвысить душ} молящегося христианина. Скульптура составляла здесь довольно редкое явление. Наиболее блестящий расцвет византийский стши вообще и византийский купол в частности нашел в Константи нопольском храме Св. Софии 9.

Византийский стиль применен был при постройке не толькс храмов в самой Византии или Константинополе, но и в други? важных городах Греции (Афинах, Солуни, на Афоне), в Армении в Сербии и даже в городах Западной Римской Империи, особенш Равенне и Венеции. Памятником византийской архитектуры в Вене ции является храм Св. Марка.

Помимо византийско-базиличного типа в западном христиан ском мире образовался новый внешний вид храмов, имеющие с одной стороны, сходство с базиликами и византийскими храмами а с другой стороны, и различие, — это так называемый романски

стиль. Храм, построенный в романском стиле, подобно базиличному, состоял из широкого и продолговатого корабля (нефа), заключающегося между двумя боковыми кораблями, вдвое меньшими по высоте и ширине. С восточной, передней стороны к этим нефам пристраивался поперечный корабль (называвшийся трансептом), выступающий своими краями из корпуса и, следовательно, сообщающий всему зданию форму креста. За трансептом устраивалась, как и в базилике, апсида, предназначавшаяся для алтаря. С задней, западной стороны устраивались по-прежнему притворы или нарфиксы. Особенностью романского стиля было: 1) пол настилался в апсидах и трансепте выше, чем в средней части храма, и 2) колонны различных частей храма стали соединяться между собою полукруглым сводом и украшаться в верхних и нижних концах своих резными, лепными и накладными изображениями и фигурами. Романские храмы стали строиться на прочном фундаменте, выходившем из земли. При входе во храм по бокам притвора иногда устраивались (с XI в.) две величественные башни, напоминавшие современные колокольни 10.

Романский стиль, появившись в X веке, стал распространяться на Западе в XI и XII веке и просуществовал до XIII века, когда был сменен готическим стилем.

Готические храмы иначе называются «стрельчатыми», потому что по своему плану и внешнему убранству хотя и напоминают романские храмы, но отличаются от последних острыми, пирамидальными, тянущимися к небу оконечностями: башнями, столбами, колокольнями. Остроконечность замечается и во внутренней организации храма: сводах, соединениях колонн, в окнах и угловых частях. Готические храмы особенно отличались обилием высоких и частых окон; вследствие чего на стенах оставалось мало площади для священных изображений. Зато окна готических храмов покрывались живописью. Это стиль — наиболее ярко выраженный во внешних линиях.

После готического стиля в истории церковной архитектуры Западной Европы широкое распространение получил стиль «возрождения». Этот стиль распространился в Западной Европе (начиная с Италии) с XV века, под влиянием возрождения античного, древнеклассического знания и искусства. Познакомившись с древнегреческим и римским искусством, архитекторы начали применять и в деле построения храмов некоторые черты античной архитектуры, даже перенося иногда на христианский храм формы языческих храмов. Влияние античной архитектуры особенно заметно в наружных и внутренних колоннах и украшениях вновь строящихся храмов. Всестороннее воплощение стиль возрождения нашел в знаменитом римском соборе Св. Петра. Общие же черты архитектуры Возрождения следующие: план храмов — продолговатый четырехугольник с трансептом и алтарем-апсидой (сходство с романским стилем); своды и арки не остроконечные, а круглые куполообразные (отличие от готического, сходство с византииским

стилем); колонны внутренние и наружные древнегреческие (характерные черты стиля возрождения). Украшения (орнаменты) в виде листьев, цветофигур, людей и животных (отличие от византийского орнамента, заимствованного из христианской области). Заметны также скульптурные изображения святых, которые наиболее наглядно отделяют стиль возрождения от базиличного, византийского и православно-русского стиля.

Русская церковная архитектура

Русская церковная архитектура начинается вместе с утверждением в России христианства. Приняв от греков веру, священнослужителей и все нужное для богослужения, мы одновременно позаимствовали от них форму храмов. Наши предки приняли крещение в тот век, когда в Греции господствовал византийский стиль; поэтому наши древние храмы построены в стиле византийском. Эти храмы были построены в главнейших русских городах: в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире Суздальском и в Москве ". Киевские и Новгородские храмы напоминают собой Византийские храмы, потому что планом их является прямоугольник с тремя алтарными полукружиями. Внутри обычные четыре столба, те же арки и куполы. Но при большом сходстве между древнерусскими храмами и современными им греческими заметно и некоторое различие в куполах, окнах, дверях и украшениях. В многокупольных греческих храмах купола ставились на особых столбах и на различной высоте, по сравнению с главным куполом, — в русских храмах все купола ставились на одной высоте. Окна в Византийских храмах были большие и частые, а в русских — маленькие и редкие. Вырезки для дверей в византийских храмах были горизонтальными, в русских — полукруглыми. В греческих больших храмах иногда устраивалось по два притвора — внутренний, предназначенный для оглашенных и кающихся, и наружный (или крыльцо), обставленный колоннами. В русских храмах, даже больших, устраивались одни внутренние паперти небольших размеров. В греческих храмах колонны составляли необходимую принадлежность как во внутренних, так и во внешних частях; в русских храмах, вследствие отсутствия мрамора и камня, колонн не было. Благодаря этим различиям, некоторыми специалистами русский стиль называется не просто византийским (греческим), а смешанным — русско-греческим. В некоторых храмах в Новгороде стены заканчиваются вверху остроконечным «щипцом», подобным щипцу на крыше деревенской избы. Каменные храмы в России были немногочисленны. Деревянных церквей, вследствие обилия древесных материалов (особенно в северных местностях России), было гораздо больше, и при постройке этих церквей русскими мастерами было проявлено больше вкуса и самостоятельности, чем при постройке каменных. Форма и план старинных деревянных

церквей представляли или квадрат, или продолговатый четырехугольник. Купола были или круглые, или башнеобразные, иногда в большом количестве и разнообразной величины. Характерную особенность и отличие русских куполов от куполов греческих составляет то, что над куполом под крестом устраивалась особая главка (напоминавшая луковицу). Московские храмы до XV века обыкновенно строились мастерами из Новгорода, Владимира и Суздаля и напоминали храмы Киево-Новгородской и Вла-димиро-Суздальской архитектуры. Но эти храмы не сохранились: они или окончательно погибли от времени, пожаров и татарских разрушений, или перестроились по новому виду. Сохранились другие храмы, построенные после XV века, после освобождения от татарского ига и усиления Московского государства. Начиная с царствования великого князя Иоанна III (1462—1505), в Россию вызывались иностранные строители и художники, которые при посредстве русских мастеров и по руководству древнерусских преданий церковного зодчества создали несколько исторических храмов. Главнейшими из них являлись Успенский собор, где совершалась Священная Коронация Русских Государей (строитель итальянец Аристотель Фиоравенти), и Архангельский собор — усыпальница русских князей (строитель итальянец Алоизий). С течением времени русские строители вырабатывают собственный национальный архитектурный стиль. Первый вид русского стиля носит название «шатрового» или «столпового». Он представляет собою вид соединенных в одну церковь нескольких отдельных церквей, из которых каждая имеет вид словно столпа или шатра, увенчанного куполом и главкой. Помимо массивности столпов и колонн в таком храме, а также большого количества главок в виде луковиц, особенностями шатрового храма являются пестрота и разнообразие красок наружных и внутренних его частей. Образцом таких храмов являлись церковь в селе Дьякове и церковь Василия Блаженного в Москве |2. Распространения шатрового вида в России оканчивается в XVII веке; позднее замечается нерасположение к этому стилю и даже запрещение его со стороны духовной власти (может быть, вследствие отличия его от исторического — византийского стиля). В последние десятилетия XIX века вновь пробуждается интерес к такого вида храмам. В этом виде создается несколько исторических церквей, так, например, Троицкий храм С.-Петербургского «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви» и храм Воскресения на месте убиения Царя-Освободителя. Кроме шатрового вида существуют еще другие формы национального стиля: а) удлиненного в вышину четвероугольника (куба), вследствие чего часто получаются верхние и нижние церкви; б) двусоставная форма: четырехугольная внизу и восьмиугольная вверху; в) форма, образуемая наслоением нескольких квадратных срубов, из коих каждый вышележащий уже нижележащего. В царствование императора Николая I для постройки

военных церквей в С.-Петербурге был выработан архитектором К. Тоном однообразный стиль, получивший название «тоновского» стиля, примером которого может служить СПб. церковь Благовещения в Конно-Гвардейском полку (снес, в 1929 г. — Прим. ред.).

Из западно-европейских стилей (романский, готический и стиль возрождения) при постройке русских церквей нашел применение только стиль возрождения. Черты этого стиля усматриваются в двух главных соборах С.-Петербурга — Казанском и Исаакиев-ском. Прочие же стили употреблены при постройке иноверческих церквей. Иногда в истории архитектуры замечается смешение стилей — базиличного и византийского или романского и готического.

В XVIII и XIX столетиях большое распространение получают «домовые» церкви, устраиваемые в дворцах и домах богатых людей, при учебных и правительственных учреждениях и при богадельнях. Такие церкви могут быть сближены с древнехристианскими йкосами, и многие из них, будучи богато и художественно расписаны, являются сокровищницами русского искусства.

Художественное и нравоучительное значение исторических храмов

Выдающиеся исторические храмы каждого государства являются важнейшим источником для суждения о характере и истории различных видов церковного искусства. В них наиболее ярко и определенно выразились, с одной стороны, забота правительства и населения о развитии церковного искусства, а с другой стороны — художественный дух и творчество деятелей искусства: архитекторов (в области церковного строительства), художников (в области живописи) и духовных композиторов (в области церковного пения).

Эти храмы естественно являются и главным источником, откуда проистекает и разливается художественный вкус и навык по всем уголкам государства, по всем сердцам христианского населения. Взоры населения и путешественников с интересом и любовью останавливаются на стройных архитектурных внешних и внутренних линиях выдающихся храмов, на священных изображениях, а слух и чувство приходящих в храмы прислушиваются к стройному умилительному пению и благолепным действиям совершаемого здесь богослужения. И так как большинство исторических русских храмов связаны с великими и священными событиями из жизни Церкви, Государства и Царствующего Дома, то эти храмы будят и возвышают не только художественное, но и патриотическое чувство. Таковы русские храмы: Успенский и Архангельский соборы, Церковь св. Василия Блаженного и Храм Христа Спасителя в Москве; Александро-Невская Лавра, Казанский, Исаакиевский, Петропавловский и Смольный соборы, Храм Воскресения Христова — в Петербурге; Храм в Борках близ города Харькова на месте

чудесного Спасения Царской Семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 года и многие другие.

Символическое значение различных форм христианского храма

Независимо от исторических причин происхождения разнообразных форм христианского храма, каждая из этих форм имеет символическое значение, напоминая о какой-нибудь невидимой священной стороне Церкви и веры христианской. Так, базиличная продолговатая форма храма, похожая на кораоль, выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а Церковь — корабль, на котором можно безопасно переплыть это море и достигнуть тихой пристани — Царства Небесного. Крестообразный вид храма (византийский и романский стиль) указывает на то, что в основание общества христиан положен крест Христов. Круглый вид — напоминает, что Церковь Божия будет существовать бесконечно. Купол — наглядно напоминает нам о небе, куда мы должны устремляться мыслями, особенно во время молитвы в храме. Кресты на храме — издали наглядно напоминают, что храмы назначены для прославления распятого Иисуса Христа.

Внутреннее устройство храмов

Храмы разделяются на три части: 1) притвор, 2) средняя часть храма и 3) алтарь.

Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, то есть лица, готовящиеся к Св. Крещению.

Средняя часть храма, называемая иногда нефом, то есть кораблем, предназначается для молитвы верных или лиц уже принявших крещение. Достопримечательные места в этой части — солея, амвон, клиросы и иконостас.

Солея (от греческого слова асоА-еа — солёа, латинского Solium — седалище, возвышение) — возвышенная перед иконостасом часть храма, устрояемая для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для предстоящих. В древности солея была очень узкая.

Амвон — полукруглая средина солеи против Царских врат 1 С амвона читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди.

Клиросы — конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.

Иконостасом называется стена, отделяющая церковь от алтаря и вся обставленная иконами, иногда в несколько рядов. В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокой решеткой

и завесой. С течением времени иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов или рядов икон. Иконы высоких иконостасов располагаются в следующем порядке.

В первом ярусе на Царских вратах икона Благовещения и четырех Евангелистов; на боковых дверях — икона Архангела или одного из архидиаконов. По сторонам Царских врат: справа — образ Спасителя и храмового праздника, а слева — Божией Матери и особо чтимого святого.

Во втором ярусе над Царскими вратами Тайная Вечеря, а по сторонам — иконы двунадесятых праздников.

В третьем ярусе над Тайной Вечерей икона «Деисис» 1' или моление, а по сторонам — иконы Св. Апостолов.

В четвертом ярусе (над «Деисисом») Матерь Божия с Предвечным Младенцем, а по сторонам — иконы ветхозаветных праведников — Св. пророков и патриархов.

В пятом ярусе — Бог Саваоф с Божественным Сыном, а по сторонам — иконы новозаветных праведников.

На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и Св. Иоанном Богословом.

В иконостасе три двери, ведущие в алтарь. Средние двери называются Царскими, а боковые — северными и южными. Алтарем храмы обыкновенно обращаются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», то есть Христу.

Алтарь 1' составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует небо, жилище Самого Господа Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение, и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания — снимать оружие Главнейшие предметы в алтаре: Св. Престол, Жертвенник и Горнее место.

Святой Престол и его принадлежности

Св. Престолом называется стол, находящийся в алтаре протш Царских врат. Называется он Престолом потому, что на нем, как н* троне, таинственно присутствует Господь, Царь, Владыка Церкви Престол, как правило, делается из дерева, но иногда бывае' сделан из мрамора, золота или серебра. В Престоле хранится в особом ковчежце частица Св. мощей в память обычая совершат] Евхаристию 16 во время гонений в катакомбах и даже после пре крашения гонений, на гробах мучеников, и в знак мысли, чт< Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него и на кров! мучеников (Апок. 6, 9). Св. Престол покрывается двумя одеждами Нижняя одежда — льняная, называемая «катасаркием» или сра чйцей (сорочкой), напоминающая погребальные пелены Иисус,

Христа, а верхняя — парчовая, называемая «индйтионом» и напоминающая собой торжественное одеяние Господа, как Царя Славы. На Престоле находятся следующие священные предметы:

1. Антиминс — шелковый платок со Св. мощами, на котором изображено положение Иисуса Христа во гроб, четыре Евангелиста и орудия страдания Спасителя Антиминс завертывается в особый плат — Илитон (от греческого глагола е1А,80) — илэо — свертываю). Илитон возник от обычая христиан во время гонений приносить платки (скатерти) для сбора и покрытия приносимых для Св. Евхаристии веществ в случае внезапного нападения язычников. Однако употребление антиминса и илитона осталось и после окончания гонений и им придано символическое значение погребальных пелен Иисуса Христа.

По церковным правилам Престол должен быть освящен архиереем, но архиерею не всегда бывает возможно это сделать, посему вместо Престола архиереем непременно освящается антиминс, в знак чего на антиминсе делается собственноручная подпись архиерея. Антиминс, освященный архиереем, свидетельствует о том, что богослужение в храме совершается с ведома и разрешения епископа.

Над Престолом в древности устраивалась иногда, как устраивается иногда и теперь, сень в виде шатра, называемая «киворием».

2. Дарохранительница, представляющая собою маленькую церковь с выдвижным ящиком, имеющим подобие гроба, в котором хранятся запасные Дары для причастия больных (а Великим постом — и Преждеосвященные «Св. Дары или Св. Агнец»). В древности дарохранительница имела форму «голубя» и называлась «перистерием».

3. Крест и Евангелие полагаются на Престол с целью показать, что он служит местом присутствия, троном Самого Царя, Господа нашего Иисуса Христа.

Св. Жертвенник, Диаконник, Горнее место, Запрестольная икона и другие принадлежности алтаря

Жертвенником называется другой стол в алтаре, на котором приготовляется вещество для Св. Евхаристии. В древности жертвенник находился вне алтаря и представлял особое отделение (самостоятельную апсиду) с левой стороны алтаря. В это отделение верующие обыкновенно возлагали свои «приношения», из которых совершающий службу священник отбирал лучшее для совершения Таинства Причащения. Теперь жертвенник помещается в левом углу алтаря, если смотреть прямо на Престол |9. Жертвенник иначе называется еще «предложением». По правую сторону от Престола, соответственно жертвеннику, в древности устраивалось другое отделение (апсида), предназначаемое для св. сосудов, одежд и пр. сокровищ храма. Так как заведование этими предметами поручалось обыкновенно диакону, то и отделение это носило название «диакон-

10 Вестник Л ДА, № 2

145

ника». Ныне вместо диаконника ставят в алтарь шкаф, в котором хранятся названные предметы.

Горним местом называется пространство между Престолом и восточной стеной алтаря. Здесь иногда устраивается возвышение или кафедра для сиденья архиерея; места для священников идут полукругом от архиерейского трона и называются «сопрестолием».

Запрестольная икона находится на стене за Престолом. Обыкновенно на ней изображается Иисус Христос, Св. Троица или Божия Матерь; в древности чаще всего изображалась Тайная Вечеря 10

Кроме того, за Престолом помещается еще Крест и семисвеч-ник, напоминающий ветхозаветный семисвечник, находившийся е святилище.

Св. Сосуды и церковная утварь

Священные сосуды, необходимые для совершения богослужения, ныне делаются из золота, серебра и украшаются иногда драгоценными камнями. При совершении Литургии употребляются: дискос, потир, копие, лжица; при совершении Таинства Крещения — купель, мирница; при венчании — венцы и ковшик.

Дискос — это круглое металлическое блюдо или тарелка нг подставочке с изображением лежащего в яслях Младенца Иисусг Христа. Во время проскомидии на него полагается Агнец дл* Причащения и частицы из просфор. Дискос напоминает ясли и гро( Спасителя.

Потир или чаша есть тот сосуд, из которого верующи« приобщаются Тела и Крови Христовой и который напоминае' Св. чашу Спасителя на Тайной Вечери.

Копие — резец, наподобие копья, для изъятия из просфо] Агнца и частиц. Оно напоминает копье, которым прободены был! ребра Спасителя на кресте.

Звездица — состоит из двух дуг, соединенных между собо) крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в Вифлеег* звездица ставится на дискос для того, чтобы покровы не касалис расположенных на дискосе частиц и не смешивали их порядок

Лжица, употребляющаяся для причащения мирян со времен Св. Иоанна Златоуста (с IV века).

Купель — сосуд, наподобие большого потира, в который нали вается вода для крещения младенцев.

Мирница — четырехугольный ящик, в котором помещаютс склянки с Св. Миром и елеем для миропомазания, губка дл осушения и ножницы для пострижения волос новокрещенногс

Венцы, употребляемые при венчании, делаются наподоби корон с крестиками наверху.

Церковную утварь составляют: I) кадило — сосуд на цепо1 ках для каждения, состоящий из двух полукруглых чашечек, накрь вающих одна другую, 2) кропило — для окропления Св. водо! изготовляемое из тонких ветвей растения, называемого «иссопом

3) различные светильники: подсвечники, лампады, люстры, называемые иначе паникадилами или поликадилами, фонари, употребляющиеся во время крестных ходов21, кануник для возжжения свечей при служении панихид и 4) столик для благословения хлебов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К предметам церковной утвари принадлежат еще колокола. Колокола употребляются лишь с VII века (сначала на Западе). Во времена гонений на христиан сроки для богослужения определялись через словесное объявление совершителей службы, или же христиане созывались на молитву особыми лицами, ходившими с объявлением по домам. Потом для зова к богослужению употреблялись металлические доски, называемые «билами» или «клепалами», по которым ударяли молотком. В VII веке появляются колокола в итальянской области Кампании; поэтому колокола называются еще «кампанами». С Запада в IX веке колокола проникли в Грецию и особенно распространились во время крестовых походов. От греков колокола не только проникли в Россию, но и укоренились в ней, приняли различный вид и величину; на Востоке же постепенно вышли из употребления, особенно после взятия Константинополя турками (1453). Появление колоколов способствовало появлению колоколен, которые сначала строились отдельно от храма в виде невысоких башен, называвшихся «звонницами» и «бильни-цами». В русской Церкви для звона употребляются пять или более колоколов различной величины, а потому и различного тона, а сам звон носит троякое название: благовест, трезвон и перезвон. Благовестом называется звон в один колокол, а трезвоном — одновременный звон во все колокола. Перезвон — медленный звон в каждый колокол поочередно, начиная с самого большого и кончая самым меньшим, а затем удар одновременно во все колокола; перезвон употребляется обыкновенно при несении умерших. Теперь входит в обычай придавать колоколам звуки гаммы, так что звон их иногда издает определенную мелодию. Звон колоколов увеличивает торжественность богослужения. Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольню существует особая служба.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 И по предположениям некоторых — с надстройкой особого помещения над входной частью (подобия второго этажа).

2 В Иерусалиме молитвенными домами первых христиан считаются дома Марии, матери Евангелиста Марка, Иосифа и Никодима, «Сионская Горница» — дом Тайной Вечери.

3 При разъяснении вопроса о происхождении христианского храма иногда задаются вопросом, не послужил ли образцом для храмов внешний вид

храма Иерусалимского. Мысль о таком подражании являлась ввиду того, что: а) Ветхий Завет послужил приготовлением к Новому и б) многие обычаи Ветхого Завета перешли в христианство. Однако при сравнении внешнего вида, убранства и расположения частей самых древних и современных христианских храмов с Иерусалимским между ними оказывается существенное различие. Отличительными чертами древних христианских храмов служат: 1) разделение на нефы, 2) апсиды, 3) притвор,

10'

147

4) обилие света и 5) колоннады. Но этих признаков Иерус. храм не имел, а потому, заключают ученые, не он служил образцом христианского храма.

1 Слово «базилика» происходит от слова «басилевс» — «Царь и судья» и значит правительственное здание, предназначенное для суда и торговых собраний.

I Катакомбы составляют принадлежность не одного Рима, а также и др. больших городов Европы, Азии и Африки. Кроме Римских пользуются известностью еще катакомбы Неаполитанские, Галльские, Сицилийские, Александрийские.

II От этого древнего обычая совершать Св. Евхаристию на гробнице мученика произошел современный обычай полагать на престол и в антиминс Св. мощи.

' Христианские базилики появляются с конца II в. В III в. они были настолько многочисленны, что в гонения императора Декия (249—251) в одном Риме их было разрушено до сорока. После прекращения гонения при Константине Великом базилики строятся в Иерусалиме, Вифлееме, Никодимии, Ан-тиохии, Византии, Равенне, Вероне, Алжире, Сирии и др.

8 Относительно происхождения круглой формы византийских храмов существует два мнения. По одному мнению, круглые храмы появились вследствие применения плана и устройства римских термов для совершения таинства крещения над обращающимися в христианство язычниками. Для совершения этого таинства необходимо было иметь запас воды, вследствие чего в древнехристианских храмах иногда устраивались бассейны, по форме заимствованные от общественных термов. Такие церкпи назывались баптистериями. Сферический вид термов было удобно удержать и в христианских храмах, потому что он напоминал собою видимый небесный свод. Простое позаимствование формы и внутреннего расположения римских термов для нужд крещальных храмов не вполне соответствовало бы смыслу и величию христианского храма, а потому термы были дополнены чертами базиличного храма. От термов была заимствована: 1) круглая форма (вследствие чего базилики стали устраиваться не в виде продолговатого четырехугольника, а круга) и 2) купол; от базилики сохранились колонны, на которых и был

утвержден купол. Вначале купола в христианских баптистериях утверждались на всем ряде колонн, потом на восьми (получился вид восьмиугольных храмов) и наконец на четырех столбах (получился вид четырехугольных храмов).

По другому мнению, круглые храмы произошли от греческих памятников или «ротонд», устраивавшихся на месте погребения умерших выдающихся деятелей. Христиане особенно воспользовались круглой формой для своих храмов, вследствие благоговейного отношения к праху покойников.

9 Из византийских императоров, ознаменовавших свое царствование постройкой храмов, были следующие: Константин Великий ( + 337 г.), Феодосий I ( + 395) и особенно Юстиниан Великий (527—565). В VIII в. строительная деятельность временно прекращается вследствие религиозных смут. В IX и X вв., при императорах Василии Македонянине и Константине Багрянородном, снова оживляется; но после взятия Константинополя крестоносцами (XIII в.) и турками (1453) византийское архитектурное искусство постепенно умирает и несколько оживляется на Афоне. Обращая в мечети христианские храмы, турецкие власти не позволяли грекам строить новых церквей или же ставили непременным условием, чтобь новые христианские храмы не был^ выше обыкновенных жилых домов и hí имели внешних знаков, напр., куполов крестов, колоколов. Естественно был( христианам обратиться к базилике Поэтому базиличную форму имеют ныж почти все храмы константинопольски* и др. местностей бывшей Византии с древними нефами и колоннами. Тольк< на Афоне византийский стиль продолжа. находить применение и после XV е Поэтому почти все Афонские храмь имеют равноконечный византийски] крест и закругленную апсиду (т. е алтарь) на восточной стороне.

10 К другим особенностям некотс рых романских храмов относятся: 1) уя линение боковых нефов за пределы траь септа и окружение ими главного алтар> 2) устройство под алтарем и трансепто! крипт или подземных церквей для погре бения строителей церквей и знатны лиц; 3) горизонтальные пояса из коле нок (на северной и южной сторонах^ Последняя особенность встречается н русских храмах Владимиро-Суздальско архитектуры, которые иногда сближг

ются с романскими храмами. Вообще архитектура романского стиля отличается большим разнообразием и подвижностью. Она не имеет таких типических характерно выраженных признаков, как византийский, готический, русский (шатровый) стиль и даже стиль возрождения. Храмы романского стиля удобнее узнавать по методу остатков: убедившись предварительно, что это не византийский, не готический стиль, не стиль возрождения.

11 В Киеве и Киевской области древними храмами, появившимися в период до XIII века, считаются: 1) Десятинная церковь в честь Рождества Богородицы, 2) Киево-Софийский собор, 3) Киево-Печерская Лавра, 4) Михайловский Златоверхий монастырь, 5) ц. Спаса на Берестове, 6) Кириллов монастырь и др.

В Новгороде и Новгородской области: 1) Новгородский Софийский собор, 2) ц. Спаса в Нередицах, 3) ц. Св. Николая на Липне, 4) ц. Феодора Стратилата, 5) ц. Спаса Преображения на Ильинской улице, 6) ц. Петра и Павла, 7) Успения Божией Матери в Болотове и 8) ц. Св. Георгия в Ладоге.

Во Пскове — Спасо-Мирожский монастырь, собор Св. Троицы и др.

Во Владимире Суздальском и его области: 1) Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском, 2) Успенский собор в Звенигороде, 3) ц. Покрова на Нерли близ Боголюбова монастыря, 4) Успенский собор во Владимире на Клязьме, 5) Димитриевский собор во Владимире, 6) ц. Успения во Владимирском женском монастыре, 7) Ростовский Успенский собор, 8) Георгиевский собор в г. Юрьеве-Польском и др.

Несмотря на то что большинство этих церквей не уцелели до настоящего времени в первоначальном виде, а некоторые из них или совершенно исчезли, или переделывались (в том числе такие как Киево-Софийский собор. Новгородский Софийский собор и Десятинная церковь) — ученые все-таки могли составить понятие о первоначальном виде этих церквей. При этом обнаруживалось, что между древними Киевскими, Новгородскими, Владимиро-Суздальскими церквами замечается тождество в плане, способе постройки и внутреннем устройстве. Но в некоторых частных чертах замечается различие: новгородские храмы отличаются от киевских крышей (щипцом), отдельными звонницами. Во Владимиро-Суздальских

еще больше отличий от Киевских и Новгородских, а именно: а) горизонтальный пояс, охватывающий храм посередине и состоящий из ряда колонок, б) аркообразные своды под крышей храма, в) обилие барельефных украшений на стенах храма. Эти особенности Влади-миро-Суздальских храмов и несколько удлиненный четырехугольник в плане дают право некоторым исследователям сближать этот вид русских храмов с романским стилем.

11 О происхождении шатрового или столпового вида некоторые историки предполагают, что в виде «столпов» сначала строились деревянные церкви, а потом и каменные.

м В древнегреческих и древнерусских храмах амвоны несколько напоминали современную преподавательскую кафедру и находились иногда в центре срединной части храма, иногда около стены. Иногда амвонов было два, и они имели вид некоторого здания, высеченного из мрамора и украшенного скульптурой и мозаикой. Очевидно с древними амвонами современный амвон или средина Солеи ничего общего не имеет. Древний амвон лучше всего сблизить с современной проповеднической кафедрой или аналогием (аналоем), когда последний ставится для проповеди.

14 Икона Спасителя, а по двум сторонам Матерь Божия и Иоанн Креститель.

|л Происходит от слова «altus» («высокий») и «ara» («жертвенник»).

В древности Престол устраивался из камня в изображение Христа, который есть Камень, основание нашей веры, а также еще и потому, что предъизо-бражен был в древности камнем, напоившим древнего Израиля, а ныне он вновь напояет нас, источая нам не воду, а потоки жизни вечной — животворящую Кровь Христову.

1 Слово «антиминс» (вместо пре-столие) происходит от греческого слова gcvtí — анти, вместо, и латинского слова mensa — стол. Происхождение антиминса тесно связывается с древнехристианским обычаем совершать Евхаристию на гробах мучеников. И даже после прекращения гонений существовал обычай освящать храмы положением Св. мощей или под алтарями, или в металлическом ковчежце в Престол, или же в углубление на верхней доске Престола. К VII — VIII вв. этот обычай временно ослабел; но в VIII в., после Седьмого Вселен-

ского Собора, возобновился, причем в тех греческих храмах, которые освящались непосредственно епископами — Св. мощи вкладывались в Престол и не нуждались в антиминсах. Храмы же, которые не освящались епископами, освящались чрез присланные антиминсы со Святыми мощами. Вследствие сего одни храмы имели Престолы со Святыми мощами, но не имели антиминсов; другие имели Престолы без Св. мощей, но имели антиминсы. В Русской Церкви антиминсы появляются вместе с введением христианства и полагались на Престолах, не освященных епископами. Престолы же, освященные епископами, антиминсов первоначально не имели. Но с течением времени, сначала в Греческой, а потом и в Русской Церкви, антиминсы стали возлагаться и на Престолы, освященные архиереями, — но пока без мощей. В XVII в. в Русской Церкви (в 1675 г.) был введен обычай возлагать антиминсы во всех церквах, даже в освященных архиереями — сначала без мощей, а потом с Св. мощами. Вначале на антиминсах изображали один крест, а затем, только с конца XVII в., изображается положение в гроб Иисуса Христа. Очевидно, современный обычай полагать Св. мощи и в Престол, и в антиминс явился результатом двоякой практики древности освящать Церкви епископом или без епископа, с антиминсом или без антиминса.

18 Происхождение дарохранительниц обусловливается древним обычаем оставлять часть Св. Даров и сохранять

их в частных домах и в храмах. Сохраняемые в храмах Св. Дары полагались в особые сосуды, имевшие форму «голубя» и подвешенные над Престолом, в кивории. В иных местах «голубь» привешивался внутри особой напрестольной «башенки» (золотой или серебряной) — иногда значительной высоты и веса (напр., 30 фунтов). Постепенно «голубь» стал помещаться не внутри башни, а наверху башенки, утрачивая свое первоначальное назначение. Напрестольная башня уменьшилась в размерах и приобрела форму Церкви (с гробиком для Св. Даров), а иногда и драгоценной модели своего храма. Такова знаменитая дарохранительница — модель Иса-акиевского собора.

19 Из исторически известных храмов самостоятельное место жертвеннику отведено в храме Воскресения на Екатерининском канале в С.-Петербурге (ныне канал Грибоедова. — Прим. ред.).

С целью исторического соответствия этому обычаю древности в исторических храмах XIX в. в алтаре, за Престолом, также изображена Евхаристия, напр. в храме Христа Спасителя, в Киево-Владимирском соборе, в храме Воскресения.

' Во время архиерейского служения употребляются: 1) дикирий — подсвечник с двумя свечами, означающим? два естества в Иисусе Христе; 2) трикирий — подсвечник с тремя свечами, озна чающими три лица Св. Троицы; 3) ри пиды — металлические круги с изобра жением на них Серафимов.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.