Научная статья на тему 'ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В УЗБЕКСКОМ КУЛЬТУРНОМ МИРЕ'

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В УЗБЕКСКОМ КУЛЬТУРНОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель / ученик / педагог / образ. / teacher / student / educator / image.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Хушбоков О. У.

Статья посвящена проблемам образа учителя в современном обществе. Авторы рассматривают идеальный образ педагога, а также возникающие проблемы, связанные с данной темой. «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах..» (Ш. Амонашвили)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A TEACHER IN THE UZBEK CULTURAL WORLD

The article is devoted to the problems of the image of a teacher in modern society. The authors consider the ideal image of a teacher, as well as emerging problems related to this topic. “Teacher, be the sun radiating human warmth, be the soil rich in the enzymes of human feelings, and this knowledge is not only in the memory and consciousness of your students, but also in their souls and hearts..” (Sh. Amonashvili)

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В УЗБЕКСКОМ КУЛЬТУРНОМ МИРЕ»

Хушбоков О. У. старший преподаватель Термезский государственный педагогический институт

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В УЗБЕКСКОМ КУЛЬТУРНОМ МИРЕ

Аннотация. Статья посвящена проблемам образа учителя в современном обществе. Авторы рассматривают идеальный образ педагога, а также возникающие проблемы, связанные с данной темой. «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах..» (Ш. Амонашвили)

Ключевые слова: учитель, ученик, педагог, образ.

Khushbokov O. U. senior lecturer Termez State Pedagogical Institute

THE IMAGE OF A TEACHER IN THE UZBEK CULTURAL WORLD

Annotation. The article is devoted to the problems of the image of a teacher in modern society. The authors consider the ideal image of a teacher, as well as emerging problems related to this topic. "Teacher, be the sun radiating human warmth, be the soil rich in the enzymes of human feelings, and this knowledge is not only in the memory and consciousness of your students, but also in their souls and hearts.. " (Sh. Amonashvili)

Key words: teacher, student, educator, image.

Любой «образ», особенно «образ» сложных явлений всегда состоит из объективного (научного, модального) начала, а также имплицитного представления, которое формируется под воздействием обыденной жизни. Область имплицитного сознания коллективное сознание общества закрепляет в виде мнения общества, окрашенного эмоционально-оценочным отношением. Образ включает субъективное представление, в основе которого лежит индивидуально-личностный опыт.

Формирование данного образа происходит под воздействием списка факторов, в том числе культурно-исторических, социально-культурных, политических, экономических, социально-психологических. Важными здесь являются особенности, отражающие культурно-исторические изменения, которые происходят при формировании образа педагога (учитель, воспитатель).

Профессия учитель была, есть и будет самой почетной, востребованной, но очень тяжелой. Педагогом быть нелегко. К данной

профессии у человека должно быть призвание и талант, потому что передавать молодому поколению опыт-это одна из непростых задач. После семьи, близкими ребенку людьми являются педагоги. Именно они первый раз встречают ребенка на пороге школы и ведут его по дорожке знаний, именно они, словно скульпторы, лепят из детей будущую личность, прививая им общественные нормы, ценности, образцы поведения. Поэтому профессия педагога так важна, потому что она воспитывает новое поколение, создает новые пазлы мозаики под названием «общество». Педагогу всегда выдвигалось большое количество требований, которые в свою очередь постоянно меняются, в зависимости от развития самого социума. Учитель должен не только в совершенстве владеть профессиональными компетенциями, а также в личности педагога должны сочетаться такие человеческие качества, как любовь к детям, к своей профессии, доброта, честность, открытость, справедливость, отзывчивость, гуманность, уважение, ответственность и т.д. Именно эти качества у большинства людей ассоциируются с образом педагога. В учителе ребенок должен видеть пример, образец для подражания, от которого он может вобрать только лучшие качества. Но деятельность педагога не заканчивается только работой с детьми, бесспорно, дети -основа труда, но также взаимная деятельность осуществляется непосредственно с родителями, педагогическим коллективом. Раньше педагог был основным источником знаний. Учитель и ученик, авторитарные отношения между ними были основными звеньями педагогического процесса. Образовательный процесс осуществлялся по строго заданному плану. Педагог должен был предоставить материал, подробно объяснить и помочь ребенку его выучить. Но так было раньше, когда в образовании господствовала традиционная модель обучения. Сейчас же в современном мире образовательный процесс базируется на современной концепции образования. Следовательно, отношения между учителем и учеником видоизменились, а также сам образ педагога претерпел некоторые изменения. Как сейчас должен выглядеть педагог в глазах детей и их родителей? Какими качествами и компетенциями должен обладать учитель в современной системе образования? Какие качества должны меняться в зависимости от требований современного мира, а какие должны быть сохранны? Эти вопросы мы рассмотрим далее. Теперь между учителем и учеником не авторитарные отношения, а отношения, которые должны строиться на доверии и дружбе. Педагог в первую очередь должен стать для ребенка таким человеком, которому можно доверять и не боятся сказать о своих проблемах. Учитель совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися [2]. Его деятельность должна быть пропитана творчеством. Творческая работа

учителя будет способствовать активному развитию детей, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися [1].

Система образования постоянно претерпевает изменения в своей структуре, это относится и к проблеме модернизации. Мир не стоит на месте, новые технологии, инновации внедряются в жизнь каждого человека. Поэтому соответствуя требованиям современного общества и его достижениям, в своей работе педагог должен совершенствоваться, это касается присутствия инноваций, новых методики т.п. Неизменным остается авторитет учителя, который суммируется из таких качеств как скромность, простота, естественность во внешности и поведении, умение держать себя в классе, спокойствие, выдержка, тактичность, а также известная дисциплинированность педагога [1]. «Ученье -свет, а не ученье -тьма» гласит народная мудрость. Свет -это работа педагога. Чтобы воспитывать человека, учитель должен быть сам «Человеком с большой буквы», т.е. самое главное в своей профессии — это то, что педагог должен нести добро. Но что если ребенок, родитель усомнится в образе педагога? В знаменитом советском фильме «Доживем до понедельника», учитель истории Илья Васильевич Мельников отвечает на этот вопрос так: «Если ребёнок не прав, то у нас еще есть время доказать, что мы лучше, чем о нас думают...каждый день, каждый урок, а если не можем, то давайте заниматься другим ремеслом, где брак дешевле обходится». В современном мире, мире инновационных технологий, человек основную информацию получает благодаря средствам массовой информации. Мы часто можем наблюдать, как СМИ освещают проблемы образования, в том числе и проблему образа педагога. К примеру, включая телевизор, можно увидеть новости о том, как педагог кричит на детей, может также применить насильственные действия. Известно, что человек лучше запоминает плохое. Такая негативная информация, естественно оттеняет всю положительную, о достижениях, о победах и прочее. Это является серьезной проблемой. Когда из СМИ люди узнают о том, как один учитель поступил с ребенком вне всяких рамок своих компетенций, в сознании человека идеальный образ педагога колеблется, потому что, принимая такую информацию, общество думает не об одном «провинившемся» педагоге, а обо всех в целом.

Потребность индивида передавать накопленный опыт и знания подрастающему поколению проявлялась еще на стадии первобытнообщинного строя. В то время роль наставника играли люди, в силу возраста или физического состояния уже не способные участвовать в активной жизни племени, но имеющие большой жизненный опыт. Уже в древности роль «учителя» могла являться задачей только наиболее мудрого, опытного представителя племени. С этого времени создается представление об учителе, общественное мнение об образе учителя, наставника. Этому человеку предъявляются особые требования, он наделяется особенными

качествами. Впоследствии требования подвергались изменению, приобретая собственную специфику на различных стадиях культурно -исторического развития определенного общества. Тем не менее, в истории человечества сохранялись самые важные характеристики, формирующие и закрепляющие некое целостное представление с созданием целостного «образа (имиджа) учителя».

Использованные источники:

1. Моники Канто-Спербер, Греческая философия/Греко-латинский кабинет/Москва-2008/с.523

2. Высшее образование в России/Научно-педагогический журнал министерства образования и науки Российской Федерации/29 сентября-2 октября/Москва. 2004/с.61

3. Teach in the UK // Teachaway [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://www.teachaway.com/teach-uk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.