УДК 314
Баскакова Н.В. учитель английского языка МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгород
УЧИТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРЕПОДАВАНИЕ 21 ВЕКА
Аннотация: в статье рассматривается образ педагога. Особое внимание уделено имиджу современного учителя. Проведено сравнение образа педагога учителем и учащимися.
Ключевые слова: образ педагога, обязанность учителя, профессиональный педагог
Baskakova N. V. Teacher of the English language MBEI "Grammar School № 22"
Belgorod
TEACHER IN THE MODERN WORLD: TEACHING OF THE 21
CENTURY
Annotation: the article describes the image of a teacher. Special attention focuses on the image of a modern teacher. A comparison of the image of a teacher between a teacher and students is made.
Keywords: the image of a teacher, teacher's responsibility, professional teacher
Актуальность данной работы заключается в том, что современное общество предъявляет большие требования к учителю 21 века. Важно понимать, как учитель видит себя и каким его представляют окружающие.
Объектом исследования является образ педагога.
Цель: сравнительное изучение образа педагога в представлении учителей и учащихся.
В моем представлении учитель 21 века - это прежде всего помощник и советчик, а также грамотный, умеющий работать на компьютере человек, помогающий своим ученикам не только на уроках, но и через Интернет. Но важно понимать, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель 21 века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками, так как никто не может заменить учителя. Учитель 21 века - это творец, организатор, человек, который постоянно совершенствуется. Не малую роль в образе современного учителя играет его имидж. Имидж (от англ. image — «образ», «изображение») —
искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. [4] Он призван подчеркнуть неповторимость личности и рассказать о внутреннем мире человека, его характере. Профессия педагога особенная, ведь он всегда на виду у своих учеников и является примером для подражания. Школьники, вырастая, начинают реализовывать те модели взаимоотношений, которые они усвоили в школе. Поэтому так важно учителю выбирать адекватные формы общения, которые не обижают и не унижают ни одну из сторон. Как это сделать, дети подскажут сами, нужно только периодически знакомиться с их потребностями и не относиться предвзято к мнениям, которые они высказывают. [2]
Современный учитель должен понимать, что он должен одеваться строго и опрятно. Строго - это не означает скучно. Подразумевается деловой стиль, который может быть женственным, стильным и совсем не мрачным. Сюда же входят макияж, стрижка или укладка, ухоженные ногти. Понятие «образ» включает в себя и умение общаться, а также стоит не забывать и другие качества. Учитель должен вызывать интерес у учащихся не только своим видом, а своим умением объяснить предмет. Это не должен быть урок со скучным объяснением материала, а путешествие в мир предмета. Важно также отметить такие важные качества, как обаяние учителя и его голос. Обаяние создаст вам позитивное отношение окружающих, позволит сделать общение с вами приятным и комфортным и найти общий язык с учениками. Что касается голоса, то у многих начинающих преподавателей голос очень тихий. Дети не слышат, что говорит учитель, и это становится основной причиной шума: они начинают переспрашивать друг друга и, в конце концов, полностью отвлекаются от нити урока. Но и слишком громкий голос тоже нехорошо, так как раздражает и быстро утомляет. Монотонный голос также напрягает, и дети сосредоточены на том, что разобрать слова и не уснуть, а не на сути занятия. Учителю необходимо найти середину, чтобы обратить внимание на объясняемый материал и создать тишину в классе. Таким образом, от эффективности работы педагога, его качеств зависит успешность развития и жизнедеятельности ребенка в пространстве школы.
Учитель 21 века должен любить детей, должен иметь специальные знания в той области, которой он обучает детей, должен быть эрудированным, иметь педагогическую интуицию, а также высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти качества являются главными для современного педагога. Они не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя - это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно
дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. Отношения "учитель - родители учащихся" являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся. [1] Самое большое требование современные родители предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные полезные знания. У учителя должно быть ровное, спокойное и особенно справедливое отношение ко всем ученикам, которое бы не задевало и не умаляло бы человеческое достоинство учащихся.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к современному педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель вполне может обойтись. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Существующая система образования нередко отстает от тех преобразований, которые происходят в социальной сфере, но в целом достаточно гибко ее отражает. Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя. Современному учителю необходимо следить за всеми изменениями, происходящими на данный момент.
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми.
Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.
Использованные источники:
1. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей. // Вопросы психологии,1982, № 5, С.139-141
2. Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте. // Вопросы психологии.-1982.-№ 1.-С.69-750.
3. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал.- 1980.- №5.
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/