Научная статья на тему 'Образ царицы Кунти в вероучении Международного общества сознания Кришны'

Образ царицы Кунти в вероучении Международного общества сознания Кришны Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
135
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
НРД / НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / МОСК / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ / ЦАРИЦА КУНТИ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПЕРСОНАЛИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРАЗЫ / ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ / ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ / ЖЕНСКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / ДУХОВНОСТЬ / NRM / NEW RELIGIOUS MOVEMENTS / ISKCON / INTERNATIONAL SOCIETY FOR KRISHNA CONSCIOUSNESS / QUEEN KUNTI / RELIGIOUS STUDIES / PHILOSOPHY OF RELIGION / RELIGIOUS CHARACTERS / RELIGIOUS IMAGES / IMAGES OF WOMEN / GENDER ROLES / FEMALE VIRTUE / ETHICS / MORALITY / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Леснянский Денис Александрович

Статья посвящена изучению образа царицы Кунти в вероучении Международного общества сознания Кришны. Данный образ, являясь образом религиозным, представляет собой образец высокой нравственности для верующих женщин, позволяющий сохранить моральные принципы в современном меняющемся мире. Образ царицы Кунти, как и других женских образов в различных религиозных вероучениях, требует детального рассмотрения и изучения для лучшего понимания религиозного поведения последователей Международного общества сознания Кришны и углубления знаний о данном религиозном течении, а также о религиозных образах в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of Queen Kunti in the creed of the International Society for Krishna Consciousness

The Article is devoted to the study of the image of Queen Kunti in the creed of the International Society for Krishna Consciousness. This image, being a religious image, is an example of high morality for believing women, allowing to preserve moral principles in the modern changing world. The image of the Queen Kunti, as well as other female images in various religious beliefs, requires detailed consideration and study in order to better understand the religious behavior of the followers of the International Society for Krishna Consciousness and to deepen knowledge about this religious movement, as well as about religious images in general.

Текст научной работы на тему «Образ царицы Кунти в вероучении Международного общества сознания Кришны»

Литература:

1. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. - М. : ЦСПиМ, 2010. -592 с.

2. Здравомыслов А.Г.,Ядов В.А. Отношение ктруду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. - М.: Мысль, 1966. - Т.2. - С. 187-207.

3. Кузьминов М.Ю., Курилов С.Н. Формирование креативной среды вуза: подходы и методы // Методология в науке и образовании : материалы Всероссийской конференции университетов и академических институтов РАН. - 2017. - С. 194-196.

4. Курилов С.Н. Концепция консервативного либерализма в социальной философии С.Л. Франка: монография. - М. : БИБЛИО-ГЛОБУС, 2016. -156 с.

5. Молодёжь и наркотики (социология наркотиз-ма)/ под ред. В.А. Соболева, И. П. Рущенко. Приложение 1. - Харьков : Торсинг, 2000. - 409 с.

6. Абайханов А.Р., Абайханов P.C., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова Р.Х.,Асиль-дерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С., ВыхристюкМ.С., Гаджиева П.Д.,Джиоева А.Р., Дмитриев М.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., Ерина И.А., Идрисова П.Г., Исаева Ж.К., Исалгинба-ева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева K.P., Карабулатова И.С., Касторнова В.А., Клушина Е.А., Клушина Н.П., и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность : коллективная монография-М., 2018.

7. Абдурахманова П.Д., Агара гимова В.К., Амамба-ева Н. С., Асильдерова М.М., Бен A.M., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М., Ерина И.А., Зем-батова Л.Т., Идрисова П.Г., Касторнова В.А., Киргу-ева Ф.Х., Клушина Е.А., Клушина Н.П. и др. Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты : коллективная монография - М., 2018.

THE IMAGE OF QUEEN KUNTI IN THE CREED OF THE INTERNATIONAL SOCIETY FOR KRISHNA CONSCIOUSNESS Lesnyanskiy Denis Aleksandrovich, Postgraduate student, Department of Philosophy, Transbaikai State University, Chita

The Article is devoted to the study of the image of Queen Kunti in the creed of the International Society for Krishna Consciousness. This image, being a religious image, is an example of high morality for believing women, allowing to preserve moral principles in the modern changing world. The image of the Queen Kunti, as well as other female images in various religious beliefs, requires detailed consideration and study in order to better understand the religious behavior of the followers of the International Society for Krishna Consciousness and to deepen knowledge about this religious movement, as well as about religious images in general.

Keywords: NRM; new religious movements; the iSKCON'; the International Society for Krishna Consciousness; Queen Kunti; religious studies; philosophy of religion; religious characters; religious images; images of women; gender roles; female virtue; ethics; morality; spirituality.

УДК 130.2:2 ОБРАЗ ЦАРИЦЫ КУНТИ В ВЕРОУЧЕНИИ

МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВА СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

Статья посвящена изучению образа царицы Кунти в вероучении Международного общества сознания Кришны. Данный образ, являясь образом религиозным, представляет собой образец высокой нравственности для верующих женщин, позволяющий сохранить моральные принципы в современном меняющемся мире. Образ царицы Кунти, как и других женских образов в различных религиозных вероучениях, требует детального рассмотрения и изучения для лучшего понимания религиозного поведения последователей Международного общества сознания Кришны и углубления знаний о данном религиозном течении, а также о религиозных образах в целом. Ключевые слова: НРД; новые религиозные движения; MOCK; Международное общество сознания Кришны; царица Кунти; религиоведение; философия религии; религиозные персоналии; религиозные образы; женские образы; тендерная роль; женская добродетель; нравственность; мораль; духовность.

ВАК РФ 09.00.14 © ЛеснянскийД.А2018

ЛЕСНЯНСКИЙДенис Александрович, аспирант, кафедра Философии, Забайкальский государственный университет, Чита

Многообразие религиозных верований и культурных традиций отражает социальные требования к обществу и его членам. В современном, постоянно меняющемся мире определенные духовные и нравственные ценности должны оставаться неизменными, что в некоторой степени представляется возможным благодаря религии. Религиозные верования призваны воспитывать у своих последователей высокие нравственные принципы. По этой причине в религиозных текстах присутствуют образцы персонажей, воплощающих такие принципы. Они служат примером для верующих, по этой при-

чине необходимо выявить такие образцы поведения и для мужчин и для женщин. Персонажи древних и мировых религий на данный момент достаточно глубоко изучены наукой, однако, персонажи вероучений новых религиозных движений все еще мало изучены или не изучались вообще.

Различные верования и религии мира изобилуют женскими образами. С одной стороны, они могут показывать преклонение перед женщиной, женской красотой, с другой стороны, такие образы могут показывать женский аспект Бога через образы матери, сестры, супруги мужского божества, а иногда они, напротив, призваны упрочить патриархальные устои в обществе.

Антропологические исследования, а также исследования литературных и религиозных мифов свидетельствуют об андроцентризме большинства религий мира, где мужчина являлся полноценным человеком, в то время как роль женщины существенно принижалась. При этом, по мнению К. Миллетт, "патриархат всегда имел на своей стороне Бога" [4, 167]. Например, согласно священным буддистским текстам, женщина и мужчина в целом равноправны, но в плане духовной деятельности мужчины явно выигрывают, так как женщина в буддизме не может принять посвящение в монахини.

Ислам известен тем, что не только устанавливает зависимость женщины от мужчины, но и фактически лишает её многих прав, которые есть у мужчин в мусульманских обществах. Мужчина имеет все права на детей, которые ему принадлежат, тогда как женщина не имеет на них никаких прав. К тому же, мужчина может сурово наказать женщину за любую провинность (сура 4, аят 38), а женщине остается считаться со своим бессловесным положением [7,35]. Не стоит также забывать и об обычае многоженства, который закреплен в Коране и является не образцом заботы мужчин о женщинах, а представляет собой демонстрацию статуса и материального благосостояния мужчины, что можно понять из Корана, где заключение брака трактуется как торговая сделка, при которой женщине выбирать себе мужа не позволялось. Расторжение брака также может произойти только по инициативе мужчины.

Так, из сознания мусульман постепенно изгонялись пережитки доисламских традиций, которые были присущи арабским племенам, когда женщины имели право выбирать себе супруга, а дети принадлежали своим матерям, так как родословная велась по материнской линии.

При этом в литературе ислама мы можем встретить и такие женские образы, которые восхваляются мусульманами, например образ Айши, жены Мухаммеда, Амины, его матери и его дочери Фатимы. Также стоит упомянуть и Марьям бинт Имран, мать Исы (Иисуса), которая отождествляется с Девой Марией в христианстве. Особенного расцвета культ святых женщин получил в период Средневековья, когда в Европе женщина воспринималась как источник и носитель греха. Апокрифическая литература мусульман, появившаяся в то время, изобилует легендами о жизни благочестивых женщин, воспитывая верующих в духе покорности. По мере того как распространялся культ святых женщин, в нескольких мусульманских странах даже появились женские монастыри, где помимо духовных практик, женщины занимались также изучением различных научных дисциплин, а некоторые из них впоследствии; стали прославленными писательницами и уче-" ными [5,255].

Стоит отметить, что мистическое течение ислама, известное как суфизм, не ставит вопроса о зависимости духовного прогресса от половой принадлежности, в отличие от ортодоксального ислама, поэтому среди суфийских наставников всегда было достаточно много женщин [6,247].

Христианский миф о грехопадении выставляет Еву виновной в лишениях человеческого рода вследствие первородного греха. Как бы определяя статус женщины, апостол Павел писал, что "в женщине - начало греха, и из-за нее все мы вкусим смерть". Кроме того, в Библии содержится, своего рода, наставление мужчинам: "жены ваши в церквах до молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит"; "и не муж создан для жены, но жена для мужа" (1 -е Коринф). Однако, в то же время, в христианской мифологии широко почитаются Богородица (Дева Мария), последовательница Христа Мария Магдалина и множественные святые, пострадавшие за христианскую веру, чей подвиг нисколько не умаляется их половой принадлежностью.

Особенного отношения удостоилась Дева Мария в католицизме, поскольку в Ватикане были провозглашены отсутствующие в православии и протестантизме догматы. К ним относятся догматы "О непорочном зачатии Девы Марии" (1854 год) и "О телесном вознесении Девы Марии после смерти" (1950 год). К тому же, в марте 1987 года папа Иоанн Павел II обнародовал шестую по счету энциклику "Матерь Искупителя".

со

1-Н

О си

-0 О-

ш <

оэ си

сдмт Г Ё

163

Образ Марии является воплощением материнства, терпения и страдания, а культ Девы Марии - это своеобразный символ "пассивного" христианства, который не призван вести к изменению несправедливых социальных отношений^ олицетворяет собой образ смирения.

Как и в христианстве, среди апостолов Иисуса Христа не нашлось места ни одной женщине, в кришнаизме среди ближайших учеников Господа Чайтании не упоминается ни одной женщины. В литературе Международного общества сознания Кришны (далее MOCK), которую по большей части составляют труды ача-рья-основателя А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, упоминаются несколько женских образов: Приёмная мать Кришны Яшода, мать Пандавов царица Кунти, их общая жена Драу-пади, возлюбленная Кришны Шримати Радха-рани и девушки-пастушки гопи, которым Кришна являл свои игры.

На фонедругих не таким ярким, однако особенно выделяемым Шрилой Прабхупадой является образ царицы Кунти, которой посвящена отдельная глава в священной для кришнаитов книге "Шримад-Бхагаватам", называемая "Молитвы царицы Кунти".

Центральное событие в кришнаизме занимает событие, описанное в Махабхарате и названное как "Битва на поле Курукшетра", в процессе которой братья Пандавы предприняли попытку вернуть себе законное царство, обманом отнятое у них их дядей Дхритараштрой и двоюродными братьями Кауравами.

В литературе MOCK фигура царицы Кунти возникает уже после битвы на Курукшетре. Она была красива, обладала сильным характером, строго соблюдала закон (дхарму), исполняла свои обязанности матери и являлась преданной Кришны [2, 5-6]. Не смотря на всю праведность, Кунти скрывала тот факт, что в молодости она родила ребенка не будучи связанной узами брака и, дабы не заклеймить позором себя и ребенка, она спустила его по реке в корзинке, надеясь, что его найдут [1].

Позже она стала женой царя Хастинапуры Панду, но после его смерти она осталась одна с пятью сыновьями на руках, которые стали подвергаться гонениям со стороны дяди и двоюродных братьев с целью удержать власть в своих руках. В итоге царица была вынуждена бежать вместе со своими сыновьями, однако она понимала, что, будучи кшатриями (войнами и правителями), ее сыновья обязаны развязать войну и вернуть себе власть. Кроме того, она знала, что ее выживший первенец Карна, ставший сильнейшим витязем, был на стороне

врагов ее сыновей и, пытаясь исправить свои ошибки, она рассказала ему тайну своей молодости, но гордость и обида Карны взяли верх над раскаянием его матери. Однако Карна попросил Кунти и дальше сохранять тайну, пообещав, что не тронет Пандавов за исключением лишь того, кто будет равен ему в бою. После смерти Камсы Кунти горько оплакивала своего первенца, которому не могла подарить материнскую любовь, заботу и ласку, а исправить уже ничего было нельзя.

После битвы, один из оставшихся в живых Кауравов, Ашваттхама, убил сыновей Пандавов, что стало еще одним потрясением для Кунти, которая на протяжении долгих лет безропотно переносила все тяготы и лишения вместе со своими сыновьями. Удивительно, но Кунти проявила необычайное милосердие и сострадание, когда помиловала Ашваттхаму, попросив оставитьего в живых,хотя после этого суда Ашваттхама попытался убить еще нерожденного правнука Кунти, внука Арджуны Парикшита, находящегося в чреве его матери посредством фантастического оружия брахма-стры, от которого Кришна защитил младенца [2,8-9].

Самому Кришне Кунти приходилась тетей, так как Кришна был сыном ее брата Васудевы, однако она знала, что Кришна, хотя и играет роль ее племянника, является изначальной Личностью Бога [2,13].

Сам сборник "Молитвы царицы Кунти" является выдержками из писания "Шримад-Бха-гаватам", где Кунти обращается к Кришне, который собирается покинуть Пандавов после битвы на Курукшетре. Хотя Кунти и понимала, что так как Кришна является Богом, с точки зрения Кришнаизма, Он всегда будет присутствовать с ней и ее сыновьями. Она даже и сама говорит о том, что он пребывает внутри и снаружи всего сущего, но остается невидимым для всех живых существ. Это только одно из множественных утверждений о божественности Кришны, которое мы встречаем на страницах "Молитв". Она также называет его "недоступным ограниченному чувственному восприятию" и "неизменной безупречной силой" [2,15]. По мнению Шрила Прабхупады, женщины не способны рассуждать, как философы, но они получают божественное благословение, так как могут сразу наивно поверить в Его превосходство и всемогущество и искренне склониться перед Кришной. Кроме того, Шрила Прабхупада упоминает, что Кришна оказывает особую милость не только великим философам, а знает, насколько искренен человек в

своем стремлении к Нему. Также он замечает, что во всех странах, среди последователей самых разных вероучений женщины проявляют к религии больший интерес, чем мужчины. Такое простодушное признание власти Бога, по мнению Прабхупады, более действенно, чем показное религиозное рвение [2,20]. Говоря о наивности, вспоминаются слова Иисуса Христа "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Матф.18:3).

Сверхъестественное нахождение Кришны внутри и вне всего также подтверждается Кунти, когда она говорит: "ты пребываешь внутри и за пределами всего сущего, но при этом остаешься невидимым" [2,127].

Царица Кунти также вспоминает о том, что Кришна каждый раз приходил на помощь ее сыновьям [2, 66], что призвано подтвердить тезис о том, что Господь заботится и защищает своих преданных, если они помнят о Нем и призывают Его, так как "Кришна никогда не покидает преданного, который целиком поглощен мыслями о Нем" [2,232].

По мнению Прабхупады, если человек всегда видит Кришну, он пребывает в сознании Кришны, ибо сознавать Господа - значит постоянно думать о нем [2, 77].

Так как для Пандавов и для Кунти Кришна был советником, защитником и, разумеется, Богом, разлука с ним после битвы была невыносимой. Все молитвы Кунтидеви служили одной цели - убедить Господа не покидать их. Вокруг Пандавов все еще оставалось много врагов, поэтому лучшим путем для них было всецело положиться на волю Господа и таким образом преодолеть все трудности материального существования [2,209]. Поэтому Кунтидеви думает: "Пока Кришна с нами, наше царство и столица Хастинапур процветают. Но стоит Кришне уехать, как они тут же лишатся своей красоты". Обращаясь к Кришне она восклицает: "О Кришна! Ты проходишь по нашему царству и оставляешь следы Своих стоп, наполняющие все вокруг несказанной красотой. Теперь наши реки полноводны,деревья усыпаны плодами, и вид нашего царства радует глаз, но, когда Ты покинешь нас, оно уже не будет таким" [2, 228-229].

Таким образом, Шрила Прабхупада приходит к выводу, что то, что было истиной пять тысяч лет назад, когда правили Пандавы, справедливо и сегодня. Стоит лишь преданным сделать Кришну сосредоточием своей жизни, как их жизнь сразу преобразится, а Кришна в любое время готов стать средоточием их дел и помыслов [2,229].

Кроме того, Прабхупада пишет: "Кунтидеви говорит Господу: "Своим благоденствием мы обязаны тому, что нас коснулся Твой взгляд". Когда мы находимся в храме Кришны и Кришна смотрит на нас, все вокруг преображается. Когда искренние души стремятся стать преданными Кришны, Он по Своей милости предстает перед ними во всей Его роскоши и, бросая на них Свой взгляд, делает их счастливыми и прекрасными. Подобно этому, все материальное творение обязано своим существованием взгляду Господа Кришны" [2,239].

Члены MOCK воспринимают беды, опасности и несчастья как своеобразную "милость" Бога, чтобы в такие моменты постоянно помнить о Нем, призывать Его и доказать крепость своей веры. Кунти, как великая преданная Кришны, говорит Ему: "Пусть они [беды] приходят вновь и вновь" и "Дорогой Господь, я рада опасностям, потому что, сталкиваясь с£ ними, я вспоминаю о тебе" [2, 76-77].

Стоит отметить тот факт, что какой бы заботливой матерью Пандавов ни была Кунти, в своем стремлении стать чистой преданной Кришны, она просит Кришну разорвать узы ее привязанностей к этому миру, в том числе к семье и сыновьям в частности, дабы целиком и полностью занять себя чистым преданным служением и никогда не просить Его о помощи: "Я всего лишьженщина, а женщины, как правило, привязаны к своим родным. Прошу тебя, освободи меня от этой привязанности, чтобы я целиком могла предаться Тебе. Без тебя и семья родителей, и родные мужа ничего не стоят, а моя привязанность к ним - не более чем иллюзия. Я хочу быть привязанной к Тебе" [2, 247249].

С точки зрения Шрилы Прабхупады, молитвы о земных благах и помощи являются нежелательными, так как нужно служить Богу не с целью обогащения, в надежде приумножить свои богатства, а напротив, следует избавляться от материальных привязанностей и служить ради самого служения, ради удовлетворения Всевышнего, за что Он дарует перерождение, выход из круга перерождений, либо более благоприятное рождение на райских планетах. Кстати, адепты MOCK верят в то, что уровень духовного прогресса на момент смерти сохраняется и в следующей жизни душа продолжает свое совершенствование именно с этого уровня.

Помимо того факта, что последователями MOCK читается и изучается сам "Шримад-Бха-гаватам", Шрила Прабхупада издает "Молитвы царицы Кунти" отдельной книгой, по всей ве-

00 1-Н

О си

-0 Q-

LQ <

ОЭ

си

сдмт Г

S

165

s

UJ

S ^

О

e

о о о с

# #

166

роятности, преследуя две цели. Во-первых, как мы указали выше, это множественные утверждения о том, что Кришна является Богом и "доказательства" этого факта приведены во всей литературе MOCK, посредством ведических текстов. Во-вторых, как нам кажется, "Молитвы царицы Кунти" призваны напомнить верующим о таком виде связи с Кришной, как проявление родительской любви и заботы к Богу, так как, по мнению Шрилы Прабхупады, не Отец (Бог) должен заботиться о детях (верующих), а дети должны служить Отцу за всю благодать, что Он им даровал. Кроме родительских отношений Шрила Прабхупада предлагает преданным несколько видов взаимоотношений с Кришной, таких как дружба или супружеская любовь [3,324-325].

Хотя Кунти и не являлась матерью Кришны, а была матерью Пандавов, она всёже представляет собой образ заботливой матери защитницы, заступницы, а главное, чистой преданной Господа Кришны, пусть даже для этого ей бы пришлось разорвать узы привязанностей к своим детям. В своих молитвах она обратилась к Кришне, чтобы воспеть Его великолепие. Этим она являет пример для всех верующих, адептов МОСК.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что царица Кунти, будучи образом добродетельной женщины, является примером того, как религиозные образы представляют собой примердля последователей религиозного учения. Её образ в вероучении MOCK играет та-

кую же воспитательную функцию, как образ Богородицы в христианстве, Айши, Амины и Фатимы в исламе. Изучение женских образов в различных вероучениях позволит углубить знания о религиях с точки зрения антропологии, культурологии, религиоведения, богословия, педагогики и религиозной психологии. По этой причине такие образы требуют глубокого и детального изучения, какого были удостоены образы мужских персонажей различных религиозных учений в религиоведении и богословии.

Литература:

1. Баклага А. Две великие царицы древности // Исторический журнал Дилетант. - 2015. - 5 декабря [Электронный ресурс] URL: http://diletant.media (дата об pa ще н ия: 03.08.2018).

2. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А. Ч. Молитвы царицы Кунти / А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ; пер. с англ. - М. : The Bhaktivedanta Book Trust, 2013.

3. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А. Ч. Нектар преданности / А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ; пер. с англ. - М. : The Bhaktivedanta Book Trust, 2012.

4. Миллетт К. Теория сексуальной политики / Мил-летт К. // Bon росы философи и. 1994. - №9. - С. 147172.

5. Семёнова Л.Э. Образ женщины в религиях мира/ Семёнова Л.Э., Семёнова В.Э. // Социально-психологические проблемы : сб. научных трудов. -Н.Новгород : МГЭИ, 2002. - С. 225.

6. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты,упражнения. - СПб. : Прайм-Евроз-нак, 2006.-С. 704.

7. Шайдуллина Л. И. Арабская женщина и современность. - М. : Наука. 1978 - С. 200.

RENEDECARTAS THE FOUNDER OF THE EUROPEAN INTELLIGENT REVOLUTION

Nazarenko Anatoliy Fedorovich, DSc of Philosophical science, Professor, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Department of Philosophy and Socio-Economic Disciplines, St. Petersburg Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, St. Petersburg

The article actualizes the problem of the substantiation ofDecart's philosophy, conceptually mediating the essence of his teaching on the intuition of man as an intellectual revolutionary. The Decart's philosophy vividly illustrates the desire of European culture in all its aspects to liberate itself from the old dogmas and build a new science and life itself solely on the basis of Reason, illumination. The author analyzes the main concepts of Decart's philosophy from the standpoint of the first principle "cogito ergo sum" thus denoting the identity.

Keywords: "cogito ergo sum "; intellect; intellectual intuition; "natural light of Reason "; innate ideas; substance.

РЕНЕДЕКАРТ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

В статье актуализируется проблема обоснования философии Декарта, концептуально опосредующая сущность его учения об интуиции человека как интеллектуально-революционного. Философия Декарта ярко иллюстрирует стремление европейской культуры во всех ее аспектах к освобождению от старых догм и построению новой науки и самой жизни исключительно на основе Разума, озарения. Автор анализирует основные концепты философии Декарта с позиций первопринципа "cogito ergo sum" обозначая тем самым тождественность лексем "врожденные идеи"и "способность мышления".

УДК 130.122 ВАК РФ 09.00.01

© Назаренко А. Ф., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.