Научная статья на тему 'Модель религиозной общины Международного общества сознания Кришны'

Модель религиозной общины Международного общества сознания Кришны Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
428
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ / МОСК / ИСККОН / РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА / АШРАМ / ДУХОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Леснянский Денис Александрович

Статья содержит анализ устройства религиозных общин и ашрамов Международного общества сознания Кришны на основе трудов основателя данного НРД, а также действующих учителей, гуру и наставников. Выявлены основные принципы и правила организации религиозной общины в соответствии с вероучением последователей общества сознания Кришны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель религиозной общины Международного общества сознания Кришны»

МОДЕЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВА СОЗНАНИЯ КРИШНЫ Леснянский Д.А.

Леснянский Денис Александрович - аспирант, кафедра философии, Забайкальский государственный университет, г. Чита

Аннотация: статья содержит анализ устройства религиозных общин и ашрамов Международного общества сознания Кришны на основе трудов основателя данного НРД, а также действующих учителей, гуру и наставников. Выявлены основные принципы и правила организации религиозной общины в соответствии с вероучением последователей общества сознания Кришны.

Ключевые слова: новые религиозные движения, философия религии, религиоведение, Международное общество сознания Кришны, МОСК, ИСККОН, религиозная община, ашрам, духовность.

УДК: 291.1:130.2:2

Образ жизни вайшнавов Международного общества сознания Кришны (далее -МОСК) продиктован теми заповедями, которые были даны его основателем Бхактиведантой Свами Прабхупадой в его книгах и лекциях. После его кончины многие учителя и гуру МОСК, вставшие во главе движения, такие как Шрила Радханатха Свами, пытаются сохранить эти установки.

Основными задачами преданных МОСК являются практика бхакти-йоги (искусство поклонения богу), следование регулирующим принципам (отказ от употребления в пищу мяса, отказ от азартных игр, недозволенных половых отношений вне брака, одурманивающих разум веществ), а также соблюдение ряда правил, установленных учителями и гуру. Сложившаяся система общества преданных требует таких установок во избежание тех проблем, которые могут возникать в закрытых обществах. Каждый член общины МОСК, каждый житель храма, знает, в чем состоят его обязанности, главной из которых является забота о других преданных. Радханатха Свами приводит слова Кришны «Ты не можешь проявить любовь ко мне, если ты не проявляешь любви к моим преданным» [4, с. 6].

Такие установки даны не только простым преданным, но и наставникам МОСК. Сам Шрила Прабхупада давал пример такой заботы о преданных. Например, во время фестивалей, он убеждался, что все преданные хорошо устроены на ночлег, всем преданным хватает прасада, а если кто-либо заболевал, то Шрила Прабхупада заботился о его здоровье. С точки зрения вероучения МОСК такая забота о ближнем также относится к бхакти, поклонению богу. Подобное представление есть и в христианстве, поскольку сам Иисус Христос проповедовал заботу о ближнем и говорил «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» [1, с. 1047].

Шрила Прабхупада считал одной из своих задач установить варнашрама дхарму, то есть такое общество, где преданные, согласно этикету вайшнавов, которому их и должен обучить наставник, должны заботиться друг о друге и жить счастливо, служа Кришне. Одной из причин, почему люди уходят из общин МОСК, Радханатха Свами называет то, что они не чувствуют заботы по отношению к себе, их нужды, как материальные, так и эмоциональные, не удовлетворяются [4, с. 7].

Радханатха Свами, будучи наставником в бомбейском храме Шри Шри Радха-Гопинатхи, попытался применить на практике принципы варнашрама дхармы. С первого дня нахождения преданного в храме, наставники думают о том, чем занять преданного, чтобы он мог служить при храме и был счастлив среди других преданных. При этом планы на каждого преданного строятся на долгий срок, а не на

короткое время, поскольку преданному необходимо обеспечить счастливую жизнь при храме до тех пор, пока не закончится его земная жизнь [4, с. 8].

Кроме того, община сознания Кришны должна заботиться и о грихастхах, мирянах, то есть о людях, которые живут вне храма. Под руководством кураторов из числа преданных храма, грихастхи изучают философию сознания Кришны, вайшнавский этикет, правила бхакти-йоги, обучение киртану (совместному пению имен бога). Со временем обученные грихастхи обучают других, курируя их семьи. В помощь грихастхам созданы разные комитеты, помогающие регулировать их жизнь в соответствии с принципами вероучения МОСК. Это детский комитет, женский комитет, комитет по развитию бизнеса, комитет по трудоустройству, комитет по бракосочетанию, комитет финансовой взаимопомощи, комитет по здоровью, фермерский комитет и другие [4, с. 9]. Рассмотрим некоторые из них.

Детский комитет направлен на развитие сознания Кришны у детей, воспитание у них определенной ответственности. В детский комитет входят исключительно дети, в чью деятельность взрослым запрещено вмешиваться. Они организуют детские программы при храме, в которые входит пение мантр под звуковое сопровождение музыкальных инструментов, ведение киртана, чтение лекций детьми, показ спектакля. Всю программу организуют и исполняют только дети. Такая деятельность способствует развитию сознания Кришны у детей, а также развитию их лидерских качеств, раскрытие творческого потенциала и воспитание ответственности за проповедь другим людям. Для детей при храме организуется воскресная школа для воспитания детей в духе сознания Кришны, обучение их вайшнавской философии [4, с. 10-11].

Женский комитет организует для женщин собрания и беседы о вайшнави -женщинах, преданных Кришны. Также на таких собраниях обсуждаются вопросы о том, как быть лучшей матерью, женой, дочерью, находясь в сознании Кришны. Такие собрания также рассматриваются как служение, поскольку женщины выходят за рамки собственных интересов с целью помочь другим [4, с. 11].

Комитет по развитию бизнеса организует грихастх, готовых поддержать храм, поскольку храм поддерживается за счет пожертвований прихожан, а все проекты храма финансируются прихожанами, работающими вне храма. Комитет организует оптовые закупки из расчета на всех членов общины, живущих вне храма, но готовых покупать продукты и предметы быта у храма с доставкой на дом при ценах не выше, чем в магазинах или на рынке [4, с. 12].

Комитет по трудоустройству помогает грихастхам, которые вынуждены содержать свою семью, найти работу. Среди грихастх можно найти высококвалифицированных представителей самых разных профессий, поэтому целью комитета является их трудоустройство на такую работу, где они могли бы работать с другими преданными. Храм Шри Шри Радха-Гопинатхи для этой цели построил больницу, где есть возможность работать представителям самых разнообразных профессий, к которым, помимо врачей, лаборантов, медицинских сестер и санитаров, относятся электрики, плотники, сантехники, бухгалтеры, уборщики, работники отдела кадров, повара, водители, юристы и другие [4, с. 12-13].

Таким образом, мы можем видеть, насколько большая работа ведется храмами МОСК не только среди постоянно проживающих в храме преданных, но и тех преданных, что живут за пределами храма мирской жизнью, но в соответствии с принципами преданного служения Кришне, а такой образ жизни поддерживается деятельностью самого храма.

Община МОСК строится на тех же принципах, согласно которым должно быть построено всё человеческое общество, а эти принципы определяются наставниками и учителями. Одним из таких принципов Радханатха Свами считает сотрудничество. Всех разделенных на варны членов общества, как и членов общины, он сравнивает с частями тела человека: голова - те, кто управляют обществом, ноги - те, кто поддерживает его и так далее [4, с. 14-16]. Сотрудничество он называет фундаментом,

35

который может появиться лишь в том случае, если каждый член общины отбросит эгоистичные и высокомерные представления о себе и перестанет считать себя самым лучшим. Такие же законы действуют и в отношении всего человеческого общества в целом, поскольку многие группы (религиозные, политические, этнические и другие) выступают за свое превосходство над другими. Так, сотрудничество возможно только при условии преодоления соперничества среди членов общины.

Брахмачари храма Шри Шри Радха-Гопинатхи, то есть преданные, которые постоянно живут в храме, строго следуют регулирующим принципам сознания Кришны, повторяют по шестнадцать кругов Харе Кришна маха-мантры. У каждого брахмачари есть свой куратор, который должен оказывать ему заботу и внимание. По настоянию Радханатха Свами все брахмачари должны быть образованы и своим благочестивым поведением давать пример друг другу и прихожанам-грихастхам. Грихастхи в свою очередь считают брахмачари чистыми садху (святыми) и совместно работают над проектами храма, полностью финансируют его программы [4, с. 21-23]. Следует отметить, что грихастхи это не какой-то низший разряд преданных. Грихастхи также являются преданными, однако служат в миру, в то время как у брахмачари есть возможность заниматься преданным служением Кришне в храме постоянно [4, с. 25-26].

В МОСК считается, что самой главной основой обучения брахмачари и грихастх является идея воспитания из людей настоящих вайшнавов (преданных) в соответствии с их варной и ашрамом. Стремление удовлетворить потребности и нужды своих преданных это основополагающий принцип храмов МОСК, реализующийся через воспитание человеколюбия и заботы о ближнем в душе каждого члена общины, а для обеспечения возможности преданно служить другим преданным, создаются разные формы служения, от комитетов, занятых решением различных вопросов и проблем преданных, до трудоустройства с возможностью работать с другими преданными. Таким образом, принцип заботы о ближнем четко прослеживается в храмах МОСК и является ценностью для верующих, поскольку представляет собой возможность послужить богу Кришне через служение другому человеку.

Список литературы

1. Библия. Ветхий и новый завет. М.: Российское библейское общество, 2011. 1376 с.

2. Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Бхагавад-гита как она есть; пер. с англ. М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2007. 816 с.

3. Джаяпатака Свами. Вриндаване бхаджане; пер. с англ. Майяпур: BBT, 2008. 140 с.

4. Радханатха Свами. Служите вайшнавам! О системе наставников. М.: Гауранга, 1999. 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.