Научная статья на тему 'Вайшнавские общины в Башкортостане'

Вайшнавские общины в Башкортостане Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
305
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вайшнавы / кришнаиты / Общество сознания Кришны / Башкортостан. / Vaishnava communities / the Society of consciousness of Krishna / Bashkortostan

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухаметзянова-Дуггал Регина Массаровна

Статья посвящена появлению, развитию и деятельности вайшнавских общин в Башкортостане. Ав-тор выделяет несколько этаповразвития общин с начала 1990-х годов по настоящее время. Первыйэтап охватывает 1990 1992 гг., главной особенностью которого является отсутствие у Общества сознания Кришны статуса зарегистрированной религиозной организациив Башкортостане.Второй этап (1992-1998 гг.) –этап стремительного развития Общества сознания Кришны.Третий этап (1998 -2002 гг.) – период организационного кризиса и некоторого замедления развития Движения сознания Кришны.Четвёртый этап (2002-2004 гг.) характеризуется как посткризисный и трансформационный, его характеризуют переосмысление, смена акцентов в развитии Общества сознания Кришны. Пятый, современный этап (2004 г. по настоящее время) новая фаза уверенного и стабильного развити-явайшнавских общин в Башкортостане и России в целом. Особое внимание в статье уделено современному этапу: основным направлениям деятельности об-щин, этнодемографическим характеристикам последователей и т.п.Согласно результатам исследова-ния, в Уфе последователи Общества сознания Кришны насчитывают 120-150 человек, в целом по респуб-лике – 300 человек. В городах Башкортостана (Нефтекамск, Кумертау, Салават, Стерлитамак, Бело-рецк и др.) существуют небольшие приходы на уровне религиозных групп. Социальная база последователей представлена лицами различной этнической принадлежности – русскими, татарами, башкирами и др. Как правило, это люди молодого возраста, студенты. Среди них преобладают лица с высшим образованием, как правило, гуманитарным. Статья написана на основе широкого круга источников: официальных статистических данных, ма-териалов электронных и печатных СМИ, интернет-ресурсов (веб-сайтов, социальных сетей), а также интервью с руководителями общины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VAISHNAVA COMMUNITIES IN BASHKORTOSTAN

Article is devoted to the emergence, development and operation of the Vaishnava communities in Bashkorto-stan. The author identifies several stages of community development since the beginning of the 1990s to the pre-sent. The first stage covers 1990 1992 years. The main feature of which is the lack of Society for Krishna Con-sciousness status of a registered religious organization in the Republic of Bashkortostan. The second stage (1992 1998) stage of rapid development of the Society for Krishna Consciousness. The third stage (1998 2002) -the period of institutional crisis and a slowing down of the Krishna consciousness movement. The fourth stage (2002 2004) is characterized as a post-crisis and transformation, it is characterized by a rethinking, a change of emphasis in the development of the Society for Krishna Consciousness. Fifth, the current stage (2004 at the moment) new phase of steady and stable development of Vaishnava communities in Bashkortostan and Russia. Particular attention is paid to the contemporary stage: basic activities of communities, ethno-demographic characteristics of followers, etc. According to the study, in Ufa followers of the Society for Krishna Consciousness account for 120-150 people, the whole republic 300 persons. In the cities of Bashkortostan (Neftekamsk, Ku-mertau, Salavat, Sterlitamak, Beloretsk, etc.) there are small communities on the level of religious groups. The social base of followers is represented by persons of different ethnic backgrounds Russian, Tatars, Bashkirs and others. As a rule, these are young people, students. They are dominated by people with higher education tend to be humanitarian. The article is written on the basis of a wide range of sources: official statistics, materials electronic and print media, internet resources (web sites, social networks), as well as interviews with community leaders.

Текст научной работы на тему «Вайшнавские общины в Башкортостане»

120

HISTORICAL SCIENCES / <<ШЦШМиМ~^©У©Ма1>#26М)),2Ш9

УДК 298.9(470.57)

Мухаметзянова-Дуггал Регина Массаровна Главный научный сотрудник ИЭИ УФИЦ РАН DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10956

ВАЙШНАВСКИЕ ОБЩИНЫ В БАШКОРТОСТАНЕ

Статья подготовлена в рамках госзадания ИЭИ УФИЦ РАН по теме «Религии и духовная жизнь в поликонфессиональном пространстве Южного Урала».

Mukhametzyanova-Duggal Regina

Doctor ofpolitical Sciences, Chief researcher of the Department of religious studies of R G. Kuseev Institute for Ethnological studies - subdivision of Ufa federal research center of the Russian academy of sciences, Russia, Ufa

VAISHNAVA COMMUNITIES IN BASHKORTOSTAN

Аннотация

Статья посвящена появлению, развитию и деятельности вайшнавских общин в Башкортостане. Автор выделяет несколько этаповразвития общин с начала 1990-х годов по настоящее время. Первыйэтап охватывает 1990 -1992 гг., главной особенностью которого является отсутствие у Общества сознания Кришны статуса зарегистрированной религиозной организациив Башкортостане.Второй этап (1992-1998 гг.) -этап стремительного развития Общества сознания Кришны.Третий этап (1998 -2002 гг.) - период организационного кризиса и некоторого замедления развития Движения сознания Кришны. Четвёртый этап (2002-2004 гг.) характеризуется как посткризисный и трансформационный, его характеризуют переосмысление, смена акцентов в развитии Общества сознания Кришны. Пятый, современный этап (2004 г. - по настоящее время) -новая фаза уверенного и стабильного развити-явайшнавских общин в Башкортостане и России в целом.

Особое внимание в статье уделено современному этапу: основным направлениям деятельности общин, этнодемографическим характеристикам последователей и т.п.Согласно результатам исследования, в Уфе последователи Общества сознания Кришны насчитывают 120-150 человек, в целом по республике - 300 человек. В городах Башкортостана (Нефтекамск, Кумертау, Салават, Стерлитамак, Бело-рецк и др.) существуют небольшие приходы на уровне религиозных групп. Социальная база последователей представлена лицами различной этнической принадлежности - русскими, татарами, башкирами и др. Как правило, это люди молодого возраста, студенты. Среди них преобладают лица с высшим образованием, как правило, гуманитарным.

Статья написана на основе широкого круга источников: официальных статистических данных, материалов электронных и печатных СМИ, интернет-ресурсов (веб-сайтов, социальных сетей), а также интервью с руководителями общины.

Abstract

Article is devoted to the emergence, development and operation of the Vaishnava communities in Bashkortostan. The author identifies several stages of community development since the beginning of the 1990s to the present. The first stage covers 1990 - 1992 years. The main feature of which is the lack of Society for Krishna Consciousness status of a registered religious organization in the Republic of Bashkortostan. The second stage (1992 -1998) - stage of rapid development of the Society for Krishna Consciousness. The third stage (1998 -2002) -the period of institutional crisis and a slowing down of the Krishna consciousness movement. The fourth stage (2002 - 2004) is characterized as a post-crisis and transformation, it is characterized by a rethinking, a change of emphasis in the development of the Society for Krishna Consciousness. Fifth, the current stage (2004 - at the moment) -new phase of steady and stable development of Vaishnava communities in Bashkortostan and Russia.

Particular attention is paid to the contemporary stage: basic activities of communities, ethno-demographic characteristics offollowers, etc. According to the study, in Ufa followers of the Society for Krishna Consciousness account for 120-150 people, the whole republic - 300 persons. In the cities of Bashkortostan (Neftekamsk, Ku-mertau, Salavat, Sterlitamak, Beloretsk, etc.) there are small communities on the level of religious groups. The social base offollowers is represented by persons of different ethnic backgrounds - Russian, Tatars, Bashkirs and others. As a rule, these are young people, students. They are dominated by people with higher education tend to be humanitarian.

The article is written on the basis of a wide range of sources: official statistics, materials electronic and print media, internet resources (web sites, social networks), as well as interviews with community leaders.

Ключевые слова: вайшнавы, кришнаиты, Общество сознания Кришны, Башкортостан.

Keywords: Vaishnava communities,the Society of consciousness of Krishna, Bashkortostan.

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#26М)),2Ш9 / HISTORICAL SCIENCES

121

В последние десятилетия в Республике Башкортостан, как и в России в целом, появились, получили широкое распространение и активно развиваются новые, нетрадиционные для народов республики религиозные движения.По официальным данным, в нашей республикеколичество новых религиозных движений (НРД) продолжает расти (протестантские, восточные, межконфессиональные и т.д.). Вместе с тем их удельный вес остается пока невысоким (в 1990 - 21,2%; в 1995 г. - 6,2; в 1997 г. - 6,1%; в 2000 г. - 22%, 2003 г. - 16,5%) [1, а 18]. Несмотря на то, что феномен, причины появления и быстрого распространения нетрадиционной религиозности достаточно подробно описаны в современной религиоведческой литературе, данная тема остается малоизученной применительно к Башкортостану. Ряд публикаций, содержащих информацию о вайшнавских общинах и других НРД, как правило, носит справочный характер [2].

Вероучение, исповедуемое вайшнавами, сложилось к XVI веку и записано в философских и богословских трудах последователей религиозного реформатора средневековой Индии Шри Чайтаньи (1486 -1534гг.) Это учение получило название гаудия-вишнуизма (бенгальского вишнуизма). В соответствии с учением бенгальскоговайшнавизма, Бог является Высшей Абсолютной Истиной. Выделяются три основных аспекта Бога, или Абсолютной Истины: Брахман — единая, неделимая, безличная основа мироздания; всепронизывающий, вездесущий и всеведущий Дух — Параматман, в виде которого Бог пребывает в сердце каждого живого существа; и личностная ипостась Бога — Бха-гаван, которыйв бенгальском вишнуизме считается наивысшей. Бхагаван, личностный Бог, проявляет Себя в бесконечном многообразии форм и воплощений, которые представляют собой различные аспекты Его личности. Различные формы и проявления Господа носят различные имена, главными из которых для вишнуитов являются Вишну («Вездесущий»), и Кришна («Всепривлекающий»). В отличие от некоторых других школ вишнуизма, в бен-гальскомвишнуизме Кришна считается главным и изначальным проявлением Бога [3, с. 238].

Ритуальная практика последователей Общества сознания Кришны складывается из повторения и пения гимнов (мантр), поклонения скульптурным изображениям Вишну-Кришны, а также культа святых, наиболее выдающихся гуру (учителей), проведения ягьи (огненных жертвоприношений), сам-скар (бытовых обрядов) и т.д.

Ритуальная практика последователей Общества сознания Кришны имеет несколько ступеней посвящения. Первое посвящение дается кандидатам, которые, как минимум, полтора года соблюдают (и намерены соблюдать всю жизнь) так называемые регулирующие принципы, традиционные для вишнуитов. Их четыре: не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца; не употреблять одурманивающих

средств (наркотических препаратов, марихуаны, гашиша, ЛСД, алкаголя, табака и даже кофе и чая); не вступать в половые отношения вне брака (а в браке

- только для зачатия детей); не играть в азартные игры и не заниматься денежными махинациями.

Посвящение может дать только духовный учитель, гуру, получивший этот сан либо от своего духовного учителя, либо от духовных братьев, обладающих этим саном.

Другим обязательным требованием для получения посвящения является индивидуальное повторение на четках вишнуитской молитвы-мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Ха-реХаре/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе-Харе, которая представляет собой обращение к Господу посредством произнесения Его имен. Кришна означает «всепривлекающий», Рама - «всерадую-щий», а Харе - это обращение к энергии преданного служения Госпаду. Таким образом, маха-мантра означает: «О всепривлекающий, о всерадующий Господь, оэнергия Господа! Прошу, позволь мне предано служить Тебе».

Существует два вида мантра-медитации: индивидуальная, при которой человек читает мантру на четках (она называется джапой), и другая форма, когда он повторяет ее с кем-то (это называется кир-таном). Киртан обычно сопровождается игрой на музыкальных инструментах и хлопанием в ладоши.

Второе посвящение — церемония надевания священного шнура, дается далеко не каждому. Для того, чтобы получить это посвящение, необходимо обладать довольно глубокими познаниями в философии и теологии, проверяемыми специальными тестами. Получение второго посвящения возводит человека в ранг священнослужителя — брахмана — и формально позволяет ему проводить обряды, поклоняться на алтаре в храме и проч. Третье посвящение, возведение в монашеский сан саньяси, является уделом и привилегией лишь очень немногих и дается с очень большой разборчивостью. Саньяси дает обет целомудрия и отречения от мира. Традиционно титул саньяси принимали люди, возглавлявшие духовные организации

— матхи [3, с. 245-246].

Кришнаиты1 как религиозное общество появилось на Западе в 1960-е гг. благодаря проповеднической миссии индийского гуру Шрилы-Прабхупады. В настоящее время на Западе и в России существует несколько организаций, представляющих данное религиозное направление. Наиболее известная и многочисленная из них -Международное общество сознания Кришны (МОСК). В России это направление зародилось после визита его основателя в Москву в 1971 г. и получило активное распространение в 1990-е гг.Кол-легиальный орган управления Международного общества сознания Кришны - Руководящий совет, штаб-квартира которого расположена в г. Маяпур, штат Западная Бенгалия, Индия. Руководителем и

'Нами использовано более узнаваемое понятие «кришнаиты» в силу того, что оно закрепилось в западной литературе и указывает на конкретное

сообщество, но не использующееся самими его представителями, которые по традиции именуют себя «вайшнавами».

HISTORICAL SCIENCES /

122

духовным лидером российских общин Международного общества сознания Кришны является Вадим Тунеев (БхактиВигьянаГосвами). Представителем Руководящего совета «Международного общества Сознания Кришны» в регионе Урал является ЧайтаньяЧандраЧарандас(Александр Геннадьевич Хакимов, 1958 г.р.), а региональным секретарём по Республике Башкортостан и Оренбургской области с центром в Уфе - прамеятмадас (Алексей Викторович Карпеченков, 1970 г. р.).

Главные положения кришнаизма изложены в комментаторском произведении А.Ч. Бхактиве-данты «Бхагавад-гита как она есть», а также в многотомном издании священных преданий (пуран) -«ШримадБхагаватам».

Вопрос о том, насколько данное направление продолжает линию вайшнавизма, остается предметом дискуссий среди востоковедов. Первый подход, наиболее распространенный, выражается в отнесении МОСК к новым религиозным движениям и так называемомунеоиндуизму. Второй, разделяемый некоторыми исследователями и самими вайшнавами, - это отнесение Общества сознания Кришны к традиционной ветви индуизма.

Выделяется несколько периодов становления и развития общества Сознания Кришны на террито-рииБашкортостана. Первый период охватывает промежуток времени с 1990 - 1992 гг. Его главная особенность - отсутствие у Общества сознания Кришны статуса зарегистрированной религиозной организации. В Башкортостане кришнаиты появились в 1990 году. Официально община зарегистрировалась в 1992 году численностью 50-60 чело-век.Второй период (1992-1998 гг.) - это период стремительного развития Общества сознания Кришны в Башкортостане,и России в целом. Если в 1980-м, 1990-м годах кришнаиты не были зафиксированы в статистике Совета по делам религий при Кабинете министров РБ, то в 2000 г. организаций Общества сознания Кришны было уже 10.

До 1998 г. деятельность кришнаитов заключалась, главным образом, в распространении вайшнавской литературы, совместном воспевании имени Бога, в том числе на городских улицах, работе с наркозависимыми людьми и др. Вся религиозная жизнь выстраивалась вокруг храма (части здания арендуемого у подросткового клуба в г. Уфе).

Отметим, что появление и распространение нетрадиционных религиозных организаций в республике вызвало обеспокоенность священнослужителей Русской православной церкви, которые неоднократно обращались в Госсобрание РБ с предложениями ограничить или даже запретить деятельность зарубежных миссий и миссионеров на территории Республики Башкортостан. Многочисленные предложения в адрес Госсобрания вызвали распоряжение Председателя Госсобрания РБ М.А. Зайцева № 172 от 17 октября 1996 г. об образовании рабочей группы для подготовки проекта нового республиканского закона о свободе совести. Однако в сентябре 1997 г. был принят новый общероссийский закон «О свободе совести и о религиозных

объединениях в РФ», с помощью которого была предпринята попытка ограничить и упорядочить деятельность новых религиозных движений, иностранных миссионеров. В Республике Башкортостан были внесены изменения и дополнения в Закон Башкирской ССР «О свободе совести и религиозных организациях в Башкирской ССР».

Третий период (1998 -2002 гг.) - период организационного кризиса и некоторого замедления развития Движения сознания Кришны в России. Непосредственным поводом, спровоцировавшим кризис 1998 года в Обществе сознания Кришны, стал уход из Международного общества сознания Кришны одного из учеников Шрилы-Прабхупады-Харикеши Свами Шри Вишнупада, который имел множество учеников в России, в частности в Уфе. По этой причине прекратили свое существование вайшнавские общины в городах Туймазы, Октябрьский, Салават, значительно сократилось число последователей в г. Уфе.Согласно информации бывшего председателя Совета по делам религий при Кабинете министров РБ А.Н. Му-ратшина, с 1998 года интерес к этому религиозному течению резко начал падать, в следующем году количество адептов значительно сократилось, и в 2000 году головная организация объявила о прекращении своей деятельности и сделала это через средства массовой информации. С прекращением деятельности уфимской организации прекратили действовать и остальные малочисленные группы. По наблюдениям Совета по делам религий и данным администраций районов и городов кришнаиты нигде в 2000 году не были зафиксированы [4, с. 184]. Следует отметить, что на динамике численности организаций Общества сознания Кришнытакже сказалось ужесточение после принятия нового закона о свободе совести требований Министерства юстиции России к документам, необходимым для получения статуса зарегистрированной религиозной организации и к отчётности, представляемой зарегистрированными религиозными организациями.

Четвёртый период (2002-2004 гг.) можно охарактеризовать как посткризисный и трансформационный период, его характеризуют переосмысление, смена акцентов в развитии Общества сознания Кришны (формирование и развитие вайшнавских общин; систематическое образование преданных; повышение стандартов, необходимых для получения инициации; формирование группы лидеров, принявших ответственность за планомерное систематическое развитие Движения сознания Кришны в России). Пятый, современный период (2004 г. - по настоящее время) -новая фаза уверенного и стабильного развитиявайшнавской общины России. Он характеризуется укреплением Общества сознания Кришны как единой организации, выбором современных форм проповеди, активизацией социального служения [3, с. 117].В Башкортостане в 2004 г. в г. Стерлитамак был организован слет вайшнавов, на котором лидерами общины был

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#26»)),2Ш9 / HISTORICAL sciences

123

озвучен и взят курс на развитие дружеских, семейных отношений между общинами. В 2005-2008 гг. вайшнавы всей республики стали встречаться 4 раза в год.

В этот период наметилась позитивная динамика количества религиозных общин, входящих в состав ЦОСКР в России, в частности в Башкортостане. Так, в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 г. было зарегистрировано 72 религиозные организации вайшнавов,на 1 января 2013 г.

- 79 [5]. В Башкирии на 1 января 2005 г. была зафиксирована 1 организация Общества сознания Кришны, на 1 января 2006 г. - 2, на 1 января 2018 г.

- 14 [6].

По даннымрегионального секретаря по Республике Башкортостан и Оренбургской области ОСК А.В.Карпеченкова,особенностью функционирования вайшнавских общин в Башкортостане является то, что на территории республики всегда существовали две общины. В Уфе последователи общества насчитывают 120-150 человек, в целом по республике - 300. В городах Башкорто-стана(Нефтекамск,Кумертау, Салават, Стерлита-мак, Белорецк и др.) существуют небольшие приходы на уровне религиозных групп, которые собираются на квартирах, проводят богослужения, изучают и обсуждают священные писания вайшна-вов, отмечают религиозные праздники, осуществляют проповеднические программы и пр. [7].

Увеличилось количество и качество различных видов деятельности. Основная деятельность кришнаитов связана с распространением учения. Они ведут активную проповедь: стремятся распространять гаудия-вайшнавизм путём пения Харе Кришна мантры в общественных местах и продажи книг, в основном священных текстов индуизма в переводе с санскрита и с комментариями Бхактиве-данты Свами Прабхупады. Оба этих действия известны как санкиртана.

Кришнаиты успешно осваивают интернет-пространство: существуют форумы, блоги, сайты, на которых любой желающий может почерпнуть интересующую информацию. Главным для уфимских кришнаитов является веб-сайт «Общество Сознания Кришны г.Уфа». В социальной сети «ВКон-такте» есть 2 открытые группы: «Международное общество сознания Кришны в Уфе»и «Общество Сознания Кришны г.Уфа».

В Башкортостане разработано и реализуется большое количество проектов, к которым относятся различные фестивали, обучение йоге, ко-учинг-семинары по управлению и развитию личности и другие.Ежегоднос 2013 г. в Башкирии проводятся региональные фестивали Бхактиврикш.

Ведетсястроительство нового здания проповеднического центра(БхактиведантаАшрама)в Уфе.

Интерес к Индии, ее духовной культуре в частности, активно используется для проповеди. Подобная косвенная проповедь становится более плодотворной. К такого рода проповедническим мероприятиям можно отнести мероприятие «Вриндаванфест», который прошел 22 февраля 2014 г.в Уфе в Центре современного искусства «Облака», организаторами и активными участниками которого стали последователиОбщества сознания Кришны.

В целом, социальная база последователей кришнаитов представлена лицами различной этнической принадлежности - русскими, татарами и башкирами. Как правило, это люди молодого возраста, студенты. Среди них преобладают лица с высшим образованием, как правило, гуманитарным.

Источники и литература:

1. Религиозные организации Республики Башкортостан. - Уфа, 2004. - 257 с.

2. Мухаметзянова Р.М. Общество сознания Кришны в Башкортостане // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых. -Уфа, 2007. - 102-106; Мухаметзянова-Дуггал Р.М., Кляшев А.Н. Религиозные меньшинства России: теоретико-правовой и социальный аспекты // Вестник Башкирского университета. -2010. -Т. 15. -№ 3. -С. 776-780;

3. Иваненко С.И. Дерево познается по плодам. - М., 2014. - 464 с.

4. Муратшин А.Н. В обстановке веротерпимости и согласия // Ватандаш-2001. - № 11. - С. 186 - 190.

5. Россия в цифрах 2008. - Режим доступа: URL: http://istmat.info/node/719; Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 января 2013 г. Режим доступа:

http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/ d1/02-11.htm

6. Информация о религиозной обстановке и государственно-конфессиональных отношениях в Республике Башкортостан на 01.01.2018 г. // Режим доступа:

https ://glavarb.ru/rus/administration/sovetpogo sudarst venno -konfessio nalnimotno sheniyampriprezidenterb/

7. Полевые материалы автора. Интервью с А.В. Карпеченковым 21.04.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.