Научная статья на тему 'Образ святой блаженной Ксении Петербургской на разных языках искусства. 2010-е годы'

Образ святой блаженной Ксении Петербургской на разных языках искусства. 2010-е годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
церковь / икона / рисунок / керамика / св. блж. Ксения Петербургская / Санкт-Петербург / Ярославль / church / icon / drawing / ceramics / holy blessed Xenia of Petersburg / Petersburg / Yaroslavl.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кутейникова Нина Сергеевна

Статья знакомит с рядом произведений, посвященных святой блаженной Ксении Петербургской, созданных петербургскими и ярославскими мастерами в 2010-х гг. Дана характеристика образных решений работ, выполненных в станковой живописи (икона), графике и керамике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of the Holy Blessed Xenia of Petersburg in Different Languages of Art. 2010s

The article introduces a number of works dedicated to the holy blessed Xenia of Petersburg, created by Petersburg and Yaroslavl masters in the 2010s. The characteristic of imaginative solutions of works made in easel painting (icon), graphics and ceramics is given.

Текст научной работы на тему «Образ святой блаженной Ксении Петербургской на разных языках искусства. 2010-е годы»

удк 7.046

н. с. кутейникова

образ святой блаженной ксении Петербургской на разных языках искусства. 2010-е годы1

статья знакомит с рядом произведений, посвященных святой блаженной ксении Петербургской, созданных петербургскими и ярославскими мастерами в 2010-х гг. дана характеристика образных решений работ, выполненных в станковой живописи (икона), графике и керамике. Ключевые слова: церковь; икона; рисунок; керамика; св. блж. ксения Петербургская; санкт-Петербург; Ярославль.

Nina Kuteynikova The Image of the Holy Blessed Xenia of Petersburg in Different Languages of Art. 2010s1

The article introduces a number of works dedicated to the holy blessed Xenia of Petersburg, created by Petersburg and Yaroslavl masters in the 2010s. The characteristic of imaginative solutions of works made in easel painting (icon), graphics and ceramics is given.

Keywords: church; icon; drawing; ceramics; holy blessed Xenia of Petersburg; Petersburg; Yaroslavl.

святая блаженная ксения Петербургская постоянно находится в поле зрения мастеров искусств. Это определила и прошедшая в 2016 г. выставка в Государственном музее истории религии [6]. Причины обращения к ее личности (образу) различны. нередко они носят сугубо индивидуальный характер и подчас связаны даже с судьбоносными «встречами» со святой, оказавшими влияние на жизнь авторов произведений. Это может быть и работой

в храмах - создание икон или монументальных произведений (росписей, мозаик) или выполнением заказов частным лицам. Однако независимо от причин и назначения произведений, они почти всегда проникнуты тем особым чувством любви, с которым и сама блаженная относилась к людям, которое, фактически, определило характер ее поступков, образ ее жизни. Конечно, тогда, в 2016 г., за пределами выставки остались работы многих художников Петербурга, других городов России и зарубежья. Этот многочисленный материал еще ждет своего исследователя. Коснемся лишь нескольких примеров, которые позволят убедиться, что иконография святой расширяется, и происходит это практически во всех видах искусства.

Прежде всего, попробуем определить, какой должен быть образ св. блж. Ксении? В отличие от изображений новопрославленных святых праведников или мучеников, в иконах блаженных не существует установленных точных указаний (кроме нимба и подписи) на принадлежность к святости. Это предоставляет широкие возможности для художников в выборе сюжетов, трактовки самого образа, его возрастной характеристики. Сегодня число иконографических решений образов св. блж. Ксении только в иконах давно приблизилось к сотне [2]. Некоторые имеют уже устоявшуюся композицию и соответствующие мотивы - пред-стояния, странствия, моления. Среди них есть изображения по-грудные, в рост, парные, групповые. Различно их духовное и душевное наполнение.

Среди парных изображений на иконах в последнее время все чаще св. блж. Ксения Петербургская представлена вместе со св. Матроной Московской. Именно так изобразил ее В. Фронтин-ский - иконописец, постоянно работающий для церкви, автор многих образов святых, участник одного интереснейших проектов -декоративного убранства нового храма, построенного в Тамбове в память о св. Силуане Афонском. Стилистика его художественной манеры чаще тяготеет к письму древнерусских мастеров. Однако он не остается вне влияния шедевров искусства Византии. И в его творчестве можно найти некоторое синтетическое решение, где

соединились оба эти пласта великого иконописного наследия. В его иконе Ксения изображена в характерной позе предстояния, с посохом в руках. Лик ее ясен и мудр. Четкий рисунок и тонкая тональная разработка, свойственные всем работам Фронтинского, гармония композиционного и колористического решений - характерная черта этого художника, и именно она позволяет поставить его в ряд высокопрофессиональных мастеров.

Ф. Давыдов относится к тем личностям, которые ищут ответы на волнующие вопросы и в изучении практики мирового искусства, и в опыте современных мастеров. Ему, как и многим, важно понять: какой же должна быть современная икона? Личный опыт иконописца и неоднократное участие в разного уровня «круглых столах», посвященных этой теме, ясно определяют его позиции художника, находящегося в постоянном поиске. Такой характер отражается и в образе св. Ксении Петербургской. Его композиция сродни многим следующим за ставшей каноничной, в которой святая изображается на фоне часовни и храма Смоленской иконы Божией Матери. Однако, в отличие от других иконописцев, давыдову удается достичь особого состояния блаженства в облике Ксении. Что этому способствует - обобщенность форм, явная близость к языку примитива или удачно найденный (пойманный) взгляд святой, устремленный в иной, горний мир? Кажется, что она его прозревает. Именно поворот головы, взгляд, направленный на молящегося и куда-то поверх него, намеренное увеличение фигуры, ее отдельное стояние (состояние) от архитектурного пейзажа делает эту хрупкую фигуру значимой. В ней есть тайна, и эта тайна притягивает и волнует.

Неоднократно писал образ св. блж. Ксении Петербургской иконописец Д. Мироненко. Эта свидетельство особого к ней отношения. По словам самого художника, ему было всегда «отрадно и ответственно обращаться к работе над ее образом» [6, с. 63]. Ряд его первых икон блаженной, может быть, несет на себе печать некоторого приближения, следования известному образцу, написанному специально для часовни на смоленском кладбище санкт-Петербурга. однако от работы к работе образ странницы и сам

мотив странствия приобретал новые интонации. Это достигалось не столько меняющимися возрастными характеристиками святой, сколько особенностями внутреннего состояния образа, гармонией колористического решения икон. Можно заметить, что в ликах этих близких по композиции икон Мироненко есть нечто общее - чувство сосредоточенности и собственного достоинства. Ощущение теплоты, идущей от образов, рождает, скорее, гармония колорита (а также некоторые детали). Именно таков колорит монументального образа в храме Св. прп. Сергия Радонежского (соавт. Д. Джеймс-Леви, 2004, пос. Саперное [5, с. 68-73]) и особенность нежного цветочного узора юбки святой. В других иконах оживляется позем, по нему словно разбрасываются цветы, которые так же, как и цвет, несут символический характер, напоминая о нравственной чистоте Ксении.

В 2016 г. Мироненко создал принципиально новую по композиции икону, изобразив святую на стрелке Васильевского острова между двух Ростральных колонн. Особая грань его художественной манеры - явное стремление к изысканности в трактовке форм - нашла здесь новое воплощение, напомнив об искусстве модерна, столь прочно вошедшего в культуру Северной столицы. такое решение может вызвать неоднозначную оценку, но нельзя не отметить творческий характер поисков мастера и его влюбленность и в образ святой, и, безусловно, в сам город. Не случайны и его пожелания тем, кто думает над созданием образа святой: «Пройдитесь <.. .> по улицам Петроградской стороны и Васильевского острова. Всматривайтесь в каменные здания, узкие тротуары, мансарды и подворотни <...> лица всегда спешащих пешеходов. Во многом все это мало изменилось со времени жизни святой Ксении, ходившей по этим улицам, любившей и город, и людей, живущих в нем. Давайте и мы будем ей в этом подражать и, может быть, тогда блаженная Ксения поможет нам реализовать ее образ точнее» [6, с. 64].

В 2017-2018 гг. Мироненко работал над образами блаженной для посвященной ей церкви в Санкт-Петербурге (ул. лахтин-ская, 17). Место ее возведения было выбрано не случайно: здесь

жила Ксения и недалеко находился храм св. Матфея, который она посещала. один из образов предназначается для крестильни храма. Это своеобразный триптих со сценой Крещения (в центре), Деисусом (слева) и Богоматерью с предстоящими св. Иоанном Кронштадтским и св. блж. Ксенией Петербургской (справа). Трактовка этих образов продолжает избранную линию творчества иконописца. они проникнуты особым чувством гармонии и красоты. Предназначенные для исполнения в мозаике, они рассчитаны на особое мастерство набора, который осуществляется сегодня, вероятно, лучшей мозаичной мастерской Северной столицы «Тавр» (рук. О. Костенко).

Требуемая для техники мозаики обобщенность форм сказалась в эскизах (картонах) на трактовке одеяний блаженной, цветовой разработке, но не уменьшила выразительности лика и рук, обращенных к Богоматери. С удивительной чуткостью найден мотив сострадания, который явно читается и в лике святой, и в особой истонченности рук.

Образ Ксении Блаженной, написанный в иконостас этой же церкви, является развитием иконографии святой, созданной еще в начале 1980-х гг. Ф. Юревичем в Северной Калифорнии [2, с. 160], где она предстает в мундире своего мужа. Мироненко также изображает ее в мундире, но делает это не иллюстративно, как в американском варианте. Здесь мундир (его видимая часть) скорее напоминание, но никак не обязательная составляющая образа. Главное остается за духовной наполненностью, рожденной выражением лица (лика), выразительностью истонченных рук, общей текучестью рисунка одеяния, тончайшего, негромкого звучания колорита. Тактичность и корректность, столь свойственные художественному языку Мироненко, вновь проявились в этой иконе в полную силу.

Большинство икон св. блж. Ксении Петербургский Мироненко создал вместе со своей женой - Д. Джеймс-Леви, прекрасным графиком и иконописцем. Оба они считают, что Ксения играет в их жизни особую роль, и неоднократно ощущали на себе ее помощь. Им принадлежит несколько образов блаженной:

для небольшой церкви в с. Громово Ленинградской области, венчальная икона св. Иоанна и св. Ксении для одного из храмов на Украине. Торжественная встреча ожидала их икону в Луганске. Написанная для вновь отстроенного Свято-Владимирского собора - она, при стечении большого количества верующих, была принесена от аэропорта до храма на руках и там заняла достойное место (2010).

Творчество Д. Джеймс-Леви не ограничивается совместным с Д. Мироненко написанием икон. Она график, виртуозно владеющий разными техниками: карандашным рисунком, тушью, офортом, литографией. Значительное внимание последние годы ею уделяется каллиграфии. особая грань ее таланта проявилась еще на студенческой скамье. Литографированные листы, посвященные апостолу Петру, обнаруживают талант острохарактерного портретиста. в последние годы постепенно формируется и серия портретов русских святых: Паисия Величковского, Серафима Саровского, Ксении Петербургской. Художник обращается к почти забытой сегодня форме - портрету-миниатюре. Портрет святой Ксении написан по следам открытия ее прижизненного изображения, сохранившегося в запасниках Государственного Эрмитажа [1]. Ни в коей мере не являясь его копией, миниатюра Джеймс-Леви верно передает те особенности характера святой, какие можно видеть на живописном портрете: силу воли, погруженность в себя и некоторый оттенок печали. Изображение вписано в круг, по внутренней стороне которого идет надпись. Точный рисунок акварелью с тонкой светотеневой проработкой сообщает портрету достоверность.

Другая акварель, изображающая святую в рост на фоне условно решенного пейзажа и вьющейся стаи голубей над ее головой, продолжает развивать тему странничества. Убедительно найдено особое состояние святой - ее нерасторжимая связь с миром, в котором она живет, и одновременно удивление этим миром. Это пограничное состояние - «здесь и там», безусловно, композиционная, а главное - смысловая находка художника. Эта работа - «быль и небыль» про жизнь святой. Быль - мотив странствий, реальная

земля, по которой идет-стоит святая, голубое небо, стая птиц; небыль - та невидимая духовная связь Ксении с миром дольним и горным, которую осознать, ощутить может далеко не каждый. Изображения птиц и своеобразного сияния вокруг запрокинутой головы блаженной несут явно символический характер. Эти две работы примечательны тем, что открывают новую и явно перспективную страницу для дальнейшей разработки иконографии святой.

Уникальными можно назвать и два керамических пласта с изображением св. блж. Ксении, созданные искусствоведом и художником-керамистом н. Мухиной. ранее ее интерес к иконе был реализован в являющейся пока единственной монографии о современных ярославских мастерах [4]. До последнего времени ее керамические работы были преимущественно связаны с созданием расписных тарелок-блюд и сложных многосоставных композиций, в основном посвященных теме города. В произведениях обоих типов соприкосновение с культурой Православия явно прочитывалось в тематике - частых изображениях древних русских городов. Однако за последние годы появился ряд работ, в которых нашлось место сценам Священного Писания («Благовещение», «Рождество Христово») или образам святых, ангелов. Пласты (иконы) с изображениями св. блж. Ксении Петербургской композиционно отличаются друг от друга. В одном случае используется мотив предстояния, в другом - он включен в сюжетную линию. Это изображение святой, с голубями в руках и у ее ног, более удачно. Оно вызывает ощущение необъяснимой печали, незащищенности изображенного человека, чистоты его поступков и помыслов одновременно. В самом художественном языке явно прослеживается связь с народным искусством - обобщенность формы, ее кажущаяся простота и особая деликатность колорита. Иконописная керамическая икона не имела широкого хождения на Руси, но была народная игрушка, которая косвенно, нередко очень опосредованно напоминала о себе. Уникальным примером церковного керамического искусства в ХХ в. в Москве стало творчество Г. Куприянова, работы которого были созданы

для надвратной церкви Покрова пресвятой Богородицы и церкви Толгской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском монастыре по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II. К сожалению, сохранность этого керамического комплекса находится под вопросом [3, с. 118-139]. Без сомнения, любой керамист, неравнодушный к вере и истокам народного творчества, не может не знать этого памятника. Мухина хорошо знакома с ним, но, в отличие от куприянова, менее опирается на язык игрушки, а более тяготеет к писаной иконе или - шире - искусству ХХ в., используя невысокий рельеф, своеобразные «прориси», формирующие и подчеркивающие характер образа, особенности фигуры, ее взаимоотношение с птицами - своеобразными символами. Для характеристики образов колорит играет важную, если не определяющую роль. Хорошо известно, что нужно обладать опытом (навыком) для достижения нужного цвета в росписях керамики. разные цвета имеют неодинаковый режим обжига. Мухина явно владеет секретами подглазурной росписи. Ее образ Ксении с голубями - чисто звучащее произведение, напоминающую негромкую песню, сродни далеко не всегда приметным для окружающих делам Ксении Блаженной.

Возвращаясь к интерпретации образа блж. Ксении в современных произведениях, выполненных в разных техниках и материалах, можно повторить, что так же, как и саму Ксению в жизни, авторов икон, акварелей, керамических «портретов» движет чувство любви к ней, а через нее - к Миру. Существующее многообразие композиций ее образов еще раз доказывает, что сам образ святой неисчерпаем, как неисчерпаемо творческое воображение.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00577 / The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-012-00577.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гусев Д. В. Портрет блаженной Ксении Петербургской в собрании Государственного Эрмитажа. СПб. : изд-во Гос. Эрмитажа, 2017.

2. Иконописание России второй половины ХХ века. СПб. : Знаки,

1995.

3. Лихолат К. От игрушки к керамической иконе : Мировидение Г. В. Куприянова // Архитектурная керамика мира. СПб., 2018. № 1. С. 118-139.

4. Мухина Н. Новая реальность : Современное храмовое искусство Ярославля. М. : Град-Холдинг, 2006.

5. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Иконописно-рестав-рационная мастерская св. Иоанна Дамаскина. СПб. : Коломенская верста, 2012.

6. Святой блаженной Ксении Петербургской посвящается... / текст и концепция изд. Н. С. Кутейниковой. СПб. :[ б. и.], 2016.

1. Икона «Св. блаженная Ксения Петербургская». В. Фронтинский Дерево, левкас, темпера. 2018

2. Икона «Св. блаженная Ксения Петербургская» Ф. Давыдов. Дерево, левкас, темпера. 2013

3. Богоматерь с предстоящими. Д. Мироненко. Эскиз мозаики Бумага, левкас, темпера, золото. 2018

4. Св. блаженная Ксения Петербургская Д. Мироненко. Дерево, левкас, яичная темпера. 2017

5. Св. блаженная Ксения Петербургская

Д. Джеймс-Леви. Миниатюра. Бумага, акварель, тушь. 2018

-V гч- У /

лас ли • яга • 6 • плст

* О • VJЯ - УУОУУ

/ - V

6. Св.блаженная Ксения Петербургская Д. Джеймс-Леви. Бумага, акварель. 2017

7. Св. блаженная Ксения Петербургская Н. Мухина. Фаянс, оксиды. 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.