Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2014. № 1 (1). С. 43-48. УДК 94(47).084.9
М. С. Гергерт, М. А. Мамонтова
ОБРАЗ СЕЛЬСКОЙ ЖЕНЩИНЫ НА СТРАНИЦАХ СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-х гг.
Реконструируется образ сельской женщины, транслируемый со страниц центрального периодического издания - журнала «Крестьянка» и местной периодики во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х гг. Анализируются общие черты этого образа, задаваемые властью, и особенности их визуализации и вербализации.
Ключевые слова: образ женщины; трансляция образа; советская периодическая печать; история СССР; идеологическая пропаганда; социальный заказ; язык советских публикаций; визуализация образа.
M. S. Gergert, M. A. Mamontova
IMAGE OF THE RURAL WOMAN ON PAGES OF THE SOVIET PERIODICALS
IN THE SECOND HALF OF THE 1950TH - THE FIRST HALF OF THE 1960TH
In article the image of the rural woman which was created on pages of the Krestyanka magazine and the local periodical press in the second half of the 1950th - the first half of the 1960th is reconstructed. The common features of this image which are set by the power, and features of their visualization and verbalization are analyzed.
Keywords: image of the woman, translation of an image, Soviet periodicals, history USSR, ideological promotion, social order, language of the Soviet publications, visualization of an image.
Предметом тендерных исследований на современном этапе все чаще становятся положение женщины в советском обществе, взаимоотношения в семье, тендерные роли, идеологизированность семейного пространства в СССР и т. д. [1]. Современная наука, в том числе и история, очень чутко реагирует на социальный заказ современного общества, где роль женщин в политике, экономике и даже военной сфере значительно возрастает. Действительно, на постсоветском пространстве стремительными темпами формируется новый образ женщины, претендующий на те статусы и роли, которые традиционно считались мужскими. Возможности для подобных претензий были заложены еще в советском обществе, но на практике они реализовыва-лись очень редко. Сложившаяся проблемная
ситуация задает вектор поиска истоков образа современной российской женщины в советском периоде.
Итак, предметом нашего исследования выступает образ сельской женщины, сформированный на страницах советской периодической печати второй половины 1950-х -первой половины 1960-х гг. Из центральных изданий самым востребованным в сельской местности был журнал «Крестьянка» . Кроме того, была проведена случайная выборка двух районных газет из местных изданий -«Иртышская правда»2 и «Маяк»3. При работе с данными историческими источниками необходимо иметь в виду их идеологизирован-ность, зависимость от определенного политического, в меньшей степени социального заказа.
© Гергерт М. С., Мамонтова М. А., 2014
Категория «образ» имеет достаточно много истолкований. В данном исследовании образ понимается не только как результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики на основе и в форме знаковых систем, но и как продукт коллективного воображения, который сознательно конструируется сверху (политической элитой), при этом учитывается двоякая природа образа (сочетание в нем реального и идеального). Вслед за Н. Н. Родигиной мы выделяем четыре уровня бытования образа, среди которых особую значимость для выделенной проблематики приобретают два: социокультурный и идеологический [2].
Идеологический уровень образа сельской женщины широко представлен на страницах средств центральной и местной периодической печати, среди которых особый интерес имеет, конечно же, журнал «Крестьянка». Главной составляющей образа советской женщины, а особенно колхозницы (крестьянки), выступает трудовая деятельность. Эта функция была закреплена в Конституции 1936 г. и являлась правом и обязанностью каждого советского человека.
В представлении главных идеологов советского общества коллективный труд на общественном производстве играет важную роль в процессе освобождения женщины от домашнего рабства и домашнего хозяйства [3]. Эта основная мысль проводится в большинстве публикаций и презентуется на фотографиях, размещенных в журнале.
Показательным в этом отношении является статья «Вклад советской крестьянки», в которой «вклад крестьянки в общественное производство» измеряется «объемами выполненной работы». Например, в статье упоминается Герой Социалистического Труда звеньевая Евгения Алексеевна Долинюк из колхоза им. И. В. Сталина, которая в 1953-1954 гг. сняла по 83,7 центнера кукурузы с каждого из 15 гектаров. Заслужила за свой труд Золотую Звезду Героя Социалистического Труда Елизавета Ивановна Нилова. «Думала она тогда, что за этот самый лен дадут ей такую высокую награду?!» - вопрошает автор статьи [4]. В другом материале «В новый год с высокими надоями» упоминаются достижения доярок Голубевой Таисии Дмитриевны, надоившей
2389 литров молока, Рябиной Раисы Егоровны, добившейся результата в 2410 литров [5]. Такие заслуги высоко оценивались государством и служили определенным образцом для подражания, эталоном женщины советского общества. Так, со страниц журнала мы узнаем, что на 1954 г. 2 884 труженицы удостоены звания Героя Социалистического Труда. Из них 24 награждены двумя Золотыми Звездами; 76 - Герои Советского Союза; 755 женщинам присуждены государственные премии [6]. Эти знаки отличия, дающие определенный социальный вес его носителю, могли быть доступны каждому. Равенство стартовых возможностей повсеместно подчеркивалось в прессе.
Достижение подобных высот напрямую связывалось с самопожертвованием, с принесением в жертву интересов семьи, детей. Так, в статье «Здесь делают трактора» [7] героиня - слесарь цеха сборки тракторов Евдокия Гиренко, осознавая значимость результатов своего труда, отодвигает все проблемы на второй план, полностью отдаваясь работе: «Ей бы домой пойти отдохнуть, дочка ее дома дожидается, а она сопровождает трактора на погрузку» [8].
Неудивительно поэтому, что зачастую работа и дом (семейные обязанности) вступали в противоречие друг с другом. Как неоднократно подчеркивали сельские труженицы, «четыре раза мы доярки должны были ходить на ферму, времени тратили мы немного, но получалось, что заняты были с утра до вечера. А ведь еще и в своем хозяйстве дел немало, за учебой детишек надо посмотреть» [9]. Усугубляло ситуацию еще и то, что мужья не поддерживали жен в их стремлении работать, особенно в сельской местности. Срабатывал традиционный стереотип, согласно которому функции обеспечения семьи, а следовательно, общественно-значимой работы лежали на мужчине. Погруженность женщин в трудовую деятельность, а особенно их успехи в этой сфере, воспринимались мужчинами болезненно: «Завтра все собаки брехать будут, что Петер Шафрань - никудышний муж, что он не в состоянии прокормить жену» [10]; «Подумаешь, дело большое! Тебе работать незачем!» [11] и т. д. Это было одной из причин острых конфликтов в семье и развода супругов.
Женщины были представлены в основном в таких профессиях, как учитель, воспитатель, врач, но не на них акцентирует внимание журнал, а на профессиях, традиционно относящихся к «мужским»: комбайнер, мастер, слесарь цеха сборки тракторов и др. На страницах журнала и местных газет неоднократно подчеркивается, как нелегко женщинам осваивать «мужские профессии», тем интереснее для читателей становятся заметки о трудовых подвигах их героинь: «Порой завести мотор и то тяжело, руки ведь девичьи». Однако женщины справлялись, и не только справлялись, но и над мужчинами в соревнованиях победу одерживали. «Нас не победят!» - говорили девушки. «Позор, девчонку не можем обогнать!» - сетовали бульдозеристы-мужчины [12]. Необходимость овладения «мужскими» профессиями - это вызов времени, сложного послевоенного периода, в котором сказывалась нехватка мужчин. И женщина, засучив рукава, отвечала на него, с героической готовностью подходила к поставленным перед нею задачам. Поэтому вполне оправданно авторы статей называли таких женщин героинями, а их достижения -трудовыми подвигами [13].
Язык советских публикаций изобилует такими терминами, которые связывают труд женщин с «военной тематикой»: «трудовой фронт», «блестящая победа», «героизм», «трудовой подвиг», «борьба за урожай», «мужество» и т. д. Самим женщинам приписываются такие качества, как трудолюбие, энергичность, добросовестность, честность, дисциплинированность, скромность, мягкость, ответственность за данное слово.
В качестве примера хотелось бы привести опубликованный на страницах журнала «Крестьянка» диалог скульптора Евгения Викторовича Вучетича, задумавшего создать памятник женщине-героине, труженице, матери над Мамаевым курганом, и птичницы Марии Захаровны Пономаревой, получившей звание Героя Социалистического Труда. По замыслу скульптора, памятник должен был представлять собой пятидесятиметровую фигуру женщины с поднятым мечом в руке, как у Солдата в Берлине. «Хочется, - говорит Е. В. Вучетич, - чтоб гляделась она и образом Родины, и просто женой солдата, его любовью и опорой». Замысел скульптора
стал ближе и понятней автору при встрече с маленькой, немолодой, в меру говорливой, сердечной, ласковой знаменитой птичницей. «Мария Захаровна, я знаю: вы на посту. Раз вы и такие, как вы, на посту - будут взлетать самолеты, и покоряться сибирские реки!» -восклицает автор. Он думает о том поколении женщин, что впервые распрямилось во весь рост, для которых девизом стало: «Не уступлю! Не уступлю мужу в работе, в беде не сломлюсь, возьму свое в почете». «Советская женщина, - продолжает автор статьи, - героиня нашего времени» [14].
Женщина не просто занята в производстве, она еще и вынуждена повышать свой квалификационный уровень, задавать высокую планку в своей профессии не только для себя, но и для окружающих. Отсюда образовательный ценз как один из ориентиров идеальной женщины. Сельские труженицы после тяжелого трудового дня направляются на учебу или садятся за специальную литературу. Характерным в этом отношении является рассказ «Девушка из Васильевки» из местной газеты: «В перерыв сроком 14 лет, героиня взялась снова за учебу. Вечерами, придя с работы, она сидит над книгой. Хочется гулять. Из-за окна доносятся песни. Но она сидит. И вот стихли песни, а она все сидит. Мечтает она поступить в Омский медицинский институт... а утром торопится на ферму, где работает дояркой. Но не только работает, учится, но и находит время для общественных дел: участвует в художественной самодеятельности, член бюро Комсомольской организации 2-го отделения Конезавода № 40, участник молодежных воскресников. Имеет при этом трудовые успехи» [15].
В образе сельской труженицы ярко представлена также активистка, общественный деятель, партийный или комсомольский работник. На страницах периодической печати настойчиво проводится мысль: женщина-активистка - типичный представитель общества развитого социализма, а рост общественно-политической активности - это важнейшая черта советского образа жизни.
Показателен в этом плане рассказ об одной из тружениц Любинского района, которая «активно занялась пропагандой всего передового (проводила беседы с доярками, рассказывала им о важнейших задачах). Более того,
ее посылали на районную партийную конференцию, где она единогласно была избрана членом Любинского райкома». Ее политическая активность ставилась в пример другим дояркам из ее района, настойчиво проводилась мысль о невозможности какой-либо другой модели поведения передовика производства [16]: «В ее доме допоздна горит электрический свет, а утром чуть рассвет забрезжит, начинается ее день рабочий, которых за 20 лет было уже много. Опаздывать не положено. За это ее и уважают. Не один раз правление колхоза им. Розы Люксембург отмечало за хорошую работу славную труженицу. Коммунисты оказали ей доверие - приняли в партию» [17]. Такое участие вырабатывало у женщин чувство социальной ответственности, предопределяло в итоге процесс формирования нового типа личности женщины.
Конечно, нельзя не сказать о том, что представленная в журнале труженица оставалась женой и матерью, ориентация женщины на профессиональную деятельность не исключала, а дополняла и делала более значимой ее роль в быту, в семье. Семья, как определял ее журнал, - это маленький дружный коллектив, в котором у каждого есть свои обязанности. Все дети помогают матери в ее большом и хлопотливом хозяйстве [18]. Что касается семейно-бытовых функций женщины, то это сложный комплекс, включающий роль и жены, и матери, и хозяйки, и руководителя, и организатора образа жизни семьи в целом. Каждая из этих ролей, в свою очередь, представляет комплекс не менее значимых ролей, отличающихся друг от друга и своим содержанием, и характером, и своим значением для общества и семьи. Например, функции жены предполагают осуществление эмоциональной, моральной, психологической поддержки мужа, а также хозяйственной деятельности. Более того, на протяжении своей жизни каждая женщина выполняет несколько сменяющих друг друга социально-бытовых ролей: роль девушки, еще только завершающей приобщение к миру «взрослых», роль молодой жены, создающей «семейный очаг», роль матери, воспитывающей детей, наконец, роль бабушки, передающей свой опыт детям» [19].
Вообще же богатство личности женщины определялось тогда именно глубиной и ши-
ротой ее связей не только непосредственно общественных, но и семейно-бытовых [20], а организация личного и семейного счастья для нее связывалась с институтом брака, с детьми. Поэтому в помощь женщине в журнале «Крестьянка» была рубрика «Беседы с матерями». Если обратиться к содержанию статей, публикуемых в этой рубрике, то нужно отметить, что здесь прослеживается линия, устанавливающая как аксиому участие в воспитании детей обоих родителей. На деле же это зачастую оказывалось прерогативой матери, основанной, если говорить словами Э. Фромма, на безусловной по своей природе материнской любви. Э. Фромм отмечает, что мать - это наш родной дом, природа, земля, океан, в то время, как отца мы не представляем таким природным домом. Любовь матери - это блаженство и покой, ее не нужно добиваться и не нужно заслуживать [21].
Страницы журнала, в меньшей степени сельских газет изобилуют примерами проявления заботы и особого усердия матерей в воспитании своих детей. Даже в отношении уже повзрослевших детей у матери остаются те же чувства: «Утром мать провожает детей на работу... бережно прячет рисунки тракториста Михайлы, прислушивается к рокоту моторов. Там, в поле, ее сыновья!» [22].
Но женщина в семье - это не только мать, но еще и жена. И эта составляющая образа неизменно прослеживается по источнику. Призвание нужно не только в работе, призвание должно быть и в выполнении роли жены, причем это призвание - самое важное, как утверждает статья «Призвание». Любовь к мужу и роль прилежной домохозяйки ярко прослеживается через семейные связи. Статьи на подобные темы немногочисленны, и здесь чаще, чем в других подборках, присутствуют отрицательные персонажи и негативные черты. Так, в письме в редакцию «Рассказ старой женщины» наглядно представлен конфликт между сформированным за годы советской власти взглядом «старой женщины» на роль и функции матери и супруги и манерой поведения ее невестки, явно пренебрегающей сложившимися нормами (хотя мы понимаем, что здесь присутствует и традиционный внутрисемейный конфликт между свекровью и невесткой). Как отмечает ав-
тор письма, «есть у него бабочка добрая, Матреной зовут. Здоровая, плечистая, речистая не больно. Шестеро детишек у них. Не больно убивается за ребятишками Матрена. Они день по деревне носятся, вечером прибегут, попадают замертво до утра. А Матрена под зеркалом весь день и просидит. Егорушка и корову подоит, и ребятишек покормит. Люба Матрена Егорушке. Когда пришел совета моего просить, говорю я ему: "Справная девка, да больно ленива". Нашел, что ответить: "Ленива-то ленива, зато по двору пройдет - мило!" Не стала я противиться, так понимаю - любовь это» [23]. Как видим, трудолюбие было стержневым элементом образа советской женщины, трудолюбие, которое проявлялось везде: на производстве, в общественной деятельности, в образовании, в семейной жизни, даже в бытовых мелочах от женщины требовалось особое усердие.
Итак, представляется возможным выделить общие черты реконструированного образа сельской советской женщины, на страницах как центральной, так и местной периодической печати. Его можно определить как коммунистически-идеальный образ, включающий в себя женщину-труженицу, причем не просто работающую и добивающуюся больших успехов на трудовом поприще, но и любящую свое дело. Это настоящая героиня, наделенная такими чертами, как трудолюбие, инициативность, ответственность, дисциплинированность, добросовестность, смелость, мужественность, терпеливость, самоотверженность, энергичность. В тесной взаимосвязи с женщиной-труженицей находится женщина - общественный деятель, партийный работник, стремящаяся к повышению своего образовательного ценза. Неотъемлемой частью образа является представление о женщине-матери, верной и любящей супруге, умелой домохозяйке, создателе домашнего уюта. В этом качестве женщину отличает душевная мягкость, эмоциональность, стремление помогать, облегчать, опекать, поддерживать. Все эти составляющие соединялись в сельской советской женщине - профессиональной работнице, общественно-политическом деятеле, жене, матери, друге, возлюбленной - и проводились через прессу.
Между тем имела место специфика трансляции данного образа со страниц центральной и местной периодической печати. На центральном уровне транслируемый образ богаче своими характеристиками относительно его составляющих, что достигалось за счет опубликования статей разной тематической направленности, а также за счет присутствия на страницах журнала материалов массовой культуры - фотографий, плакатов, карикатурных изображений все той же широкой направленности, к тому же представленных в выигрышном цветовом разрешении. Что касается специфики трансляции образа со страниц местной периодики, то она вытекала из узости и однобокости представленного материала. Наличие подобной специфики может быть объяснено характером самих периодический изданий, который в итоге определял половозрастной состав читательской аудитории. Что касается восприятия транслируемого образа, то это уже отдельный вопрос, требующий специального рассмотрения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 «Крестьянка» - советский общественно-политический и литературно-художественный журнал, основанный в 1922 г. Первый номер «Крестьянки» вышел тиражом 5000 экземпляров, а в 1973 г. тираж этого издания достиг отметки в 6,3 млн экземпляров. Для исследования нами использована подборка журнала за 1953-1964 гг. с периодичностью 12 номеров в год.
2 «Иртышская правда» - районная газета Большереченского района Омской области. Первый номер этого издания увидел свет в августе 1931 г. В период между серединой 1950-х гг. и серединой 1960-х гг. газета называлась «Колхозный путь», редактором в 1950-х гг. была В. И. Быкова, с 1959 г. - Я. А. Сеначин. В 19531964 гг. газета выходила три раза в неделю.
3 «Маяк» - районная газета Любинского района Омской области. Это издание выходило с 6 декабря 1933 г. Первоначально имело название «На ленинском посту». В 1950-е - начале 1960-х гг. редактором этой газеты становится Г. П. Ковалев, ее тираж в это время достигает 2,5 тыс. экземпляров. После объединения в 1962 г. Любинского, Марьяновского и Саргатского районов газета была переименована в «Маяк», ее редактором был назначен В. Я. Рябиков. В 1957 г. газета «На ленинском посту» стала участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки за распространение передового опыта в сельскохозяйственном производстве, а в 1958 г. коллектив редакции был награжден медалью ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки).
ЛИТЕРАТУРА
1. Пушкарева Н. Л. Женская и гендерная история: итоги и перспективы развития в России // Историческая психология и социология истории. - 2010. - Т. 3. - № 2. - 1^1.: http://www.socionauki.ru/iournal/articles/130843 (дата обращения 12.12.2013 г.) ; Куликова Д. Н. Социальные проблемы женщин западной Сибири и пути их решения (19211925 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. -Барнаул, 2004 ; Шевцова О. Н. Социальные проблемы женщин Западной Сибири и пути их решения (1926-1929 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Кемерово, 1999 ; Балахни-на М. В. Социально-бытовое положение женщин-работниц Западной Сибири (19211929 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. -Новосибирск, 1997 ; Рябцева И. А. Женщины Западной Сибири 1920-1930-х гг.: демографические и социальные проблемы : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Новосибирск, 1996 ; ТарасюкА. Я. Социальная политика советского государства и жизнь женщины 19181929 гг. на материалах Зауралья : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Тюмень, 2000 ; Захаров Д. В. Трансформация образа женщины в средствах массовой информации России в 1970-90-х гг. ХХ в. на примерах журналов «Работница», «Крестьянка», «Космополи-тен» : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 2004 ; Днепровская А. А. Образ советской труженицы в первое послевоенное десятилетие (по материалам специальных женских изданий) // Вестник Омского университета. -2011. - № 1. - С. 91-98 и др.
2. Родигина Н. Н. Образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX - начала XX века : дис. ... д-ра ист. наук. - Новосибирск, 2006.
3. Ленин В. И. О задачах женского рабочего движения в Советской республике // Ле-
нин В. И. Полн. собр. соч. : в 55 т. - Т. 39. -М. : Изд-во политической литературы, 1967. -С. 202.
4. Еремеева М. Вклад советской крестьянки // Крестьянка. - 1955. - № 8. - С. 9-12.
5. ГИАОО. - Ф. 2693. - Д. 48. - Оп. 1. - Л. 142143.
6. Еремеева М. Вклад советской крестьянки. -С. 9-12.
7. Александрова П. Здесь делают трактора // Крестьянка. - 1953. - № 3. - С. 6-8.
8. Там же.
9. Трофимова А. Работаем по-новому // Крестьянка. - 1955. - С. 8.
10. Эрне Урбан. Женщина ищет свой путь // Крестьянка. - 1955. - № 5. - С. 14-15.
11. Гайсанюк И. Люба-комбайнер // Крестьянка. -1953. - № 9. - С. 28-29.
12. Мельников Н. Строители // Крестьянка. -1953. - № 4. - С. 9-10.
13. Днепровская А. А. Образ советской труженицы в первое военное десятилетие. - С. 94.
14. Черниченко Ю. Женщина светлой эпохи // Крестьянка. - 1964. - № 3. - С. 3-4.
15. Маяк. - 1963. - № 1. - С. 3.
16. ГИАОО. - Ф. 2707. - Д. 43. - Оп. 1. - Л. 35-39.
17. Там же. - Л. 32.
18. В дружной семье // Крестьянка. - 1953. -№ 3. - С. 27.
19. Гордон Л., Клопов В., Груздева Е. Этапы жизненного цикла семьи и быт работающей женщины. - М., 1972. - С. 1.
20. Янкова З. А., Ачильдиева Е. Ф., Лосева О. К. Мужчина и женщина в семье. - М., 1983. -С. 98.
21. Фромм Э. Искусство любить. - М., 2009. -С. 68-72.
22. Акуленко Г., Суров А. Семья // Крестьянка. -1955. - № 1. - С. 13-15.
23. ГИАОО. - Ф. 2693. - Оп. 1. - Д. 35. - Л. 18-20.