Научная статья на тему 'Образ Сабины Шпильрейн в восприятии студентов непсихологических специальностей'

Образ Сабины Шпильрейн в восприятии студентов непсихологических специальностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
178
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. ШПИЛЬРЕЙН / S. SPIELREIN / ОБРАЗ / IMAGE / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / ВЕДУЩИЕ ЧЕРТЫ / LEADING LINES / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / CONTENT ANALYSIS / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / STRONG-WILLED QUALITIES / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / FEMININE / ATTITUDE TOWARDS OTHERS / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONAL QUALITIES / ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО / ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Обухова Ю.В., Обухова С.Г.

В данной статье рассматривается образ Сабины Шпильрейн в описаниях студентов непсихологических специальностей. В исследовании приняли участие 100 студентов непсихологических специальностей. Была разработана анкета, которая позволила выявить условия знакомства с именем и фамилией Сабины Шпильрейн, знание некоторых фактов ее биографии, оформить советы студентов по распространению информации о ее личности и научных трудах, проанализоровать качества, которые студенты хотели бы позаимствовать у нее, и составить ее портрет глазами студентов не психологов. Ведущими чертами при описании С. Шпильрейн студентами стали статусные, интеллектуальные, волевые черты, материальное положение, личностные особенности, социальное окружение, внешность и физическое состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of Sabina Spielrein in Perception of Students of Nonpsychological Specialties

In this article the image of Sabina Spielrein in descriptions of students of nonpsychological specialties is considered. 100 students not of psychologists took part in this research. The questionnaire, which allowed to reveal conditions of acquaintance to a name and a surname of Sabina Spielrein, knowledge of some facts of her biography, was developed, to issue councils of students on distribution of information on her personality and scientific works, to carry out the analysis of qualities, which students would like to borrow at it and to make her portrait eyes of students not of psychologists. Status lines, intellectual lines, strong-willed lines, financial position, personal features, social environment, appearance and physical state became the leading lines at the description of S. Spielrein by students.

Текст научной работы на тему «Образ Сабины Шпильрейн в восприятии студентов непсихологических специальностей»

ОБРАЗ САБИНЫ ШПИЛЬРЕЙН В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТОВ НЕПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Обухова Ю. В., Обухова С. Г.

В данной статье рассматривается образ Сабины Шпильрейн в описаниях студентов непсихологических специальностей. В исследовании приняли участие 100 студентов непсихологических специальностей. Была разработана анкета, которая позволила выявить условия знакомства с именем и фамилией Сабины Шпильрейн, знание некоторых фактов ее биографии, оформить советы студентов по распространению информации о ее личности и научных трудах, проанализо-ровать качества, которые студенты хотели бы позаимствовать у нее, и составить ее портрет глазами студентов - не психологов. Ведущими чертами при описании С. Шпильрейн студентами стали статусные, интеллектуальные, волевые черты, материальное положение, личностные особенности, социальное окружение, внешность и физическое состояние.

Ключевые слова: С. Шпильрейн, образ, восприятие, ведущие черты, контент-анализ, волевые качества, профессионализм, женское начало, отношение к другим, личностные качества.

С целью изучения образа Сабины Шпильрейн у современных студентов непсихологических специальностей была создана анкета, включающая 5 открытых вопросов. Ответы респондентов обрабатывались с помощью процедуры контент-анализа. В соответствии с требованиями к контент-анализу, за единицу описания было принято слово или словосочетание, в котором оформляются, фиксируются и выражаются суждения [5].

На первый вопрос «Где Вам приходилось сталкиваться с фамилией и именем Сабины Шпильрейн?» ответы респондентов распределились следующим образом:

На рисунке 1 видно, что 80 % студентов непсихологических специальностей впервые слышат о Сабине Шпильрейн, и только 20 % сталкивались с этим именем и фамилией раньше. Это лишний раз подтверждает тот факт, что несмотря на значимый вклад в развитие мировой науки, имя Сабины Шпильрейн было надолго забыто отечественной историей.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рисунок 1. Знакомство с фамилией и именем Сабины Шпильрейн

На второй вопрос «Знали ли Вы, что она была родом из Ростова-на-Дону?» ответы респондентов распределились следующим образом:

На рисунке 2 видно, что 95 % респондентов не знали об этом факте (хотя большинство из них коренные ростовчане), и только 5 % студен-

^ услышали впервые на лекции ■ из СМИ Щ из фильма/книги

1 1

тов знали. Выявляя обстоятельства, при которых они познакомились с этим фактом, чаще всего назывались: школьные факультативные уроки «История Ростова-на-Дону: важные события и люди», увидели мемориальную табличку на одном из домов Ростова-на-Дону (Пушкинская, 83), рассказывали друзья-историки.

100 80 60

40

20

□ нет ■ да

Рисунок 2. Знание факта из жизни Сабины Шпильрейн

Ответы респондентов на третий вопрос «Чему лично Вы могли бы научиться у Сабины Шпильрейн?» были отнесены к следующим контент-аналитическим категориям: «Волевые качества» (терпение; мужество; решительность; выдержка; самообладание; целеустремленность и др.); «Профессионализм» (любить свое дело / профессию; знать основы психоанализа; знание тонкой грани между эмпатией и абстрагированием; анализировать свои действия и делать выводы и др.); «Женское начало» (любить всем сердцем; лелеять образ первой любви; гармония души; женская мудрость; быть женщиной с большой буквы и др.); «Отношение к другим людям» (обращать внимание на проблемы других людей, не быть эгоистами; не делать поспешных выводов о незнакомых людях; уважать людей с ограниченными возможностями, с различными болезнями и др.); «Личностные качества» (харизма; уверенность; внимательность; доброта; беззаботность; чуткость; патриотичность и др.).

Результаты распределились следующим образом: 40 % респондентов хотели бы позаимствовать у Сабины Шпильрейн «Волевые качества»; 29 % - «Профессионализм»; 20 % - «Женское начало»; 6 % - «Отношение к другим людям»; 5 % -«Личностные качества». Студенты желают раз-

вить у себя целеустремленность, настойчивость, мужество, решительность, выдержку и самообладание. С их точки зрения, целеустремленность необходима им для постановки ясности цели, достижения конечного результата. Настойчивость предполагает неуклонное движение к цели, невзирая на отдельные неудачи и поражения, на трудность, скучность и тяжесть работы. Они хотели бы научиться при неудачах не падать духом, а, наоборот, добиться намеченного и находить для этого новые пути и средства. Мужество и смелость, с их точки зрения, необходимы им для достижения цели, несмотря на опасности для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Они восторгаются Сабиной Шпильрейн, которая проявила не только смелость, но и настойчивость, выдержку, хладнокровие даже перед лицом смертельной опасности, уверенность в себе, в правоте своего дела, готовности во имя цели пойти на любые жертвы. Решительность будет способствовать быстрому и продуманному выбору цели и эффективному подбору способов ее достижения. Студенты считают наиболее востребованным развитие этого качества в сложных ситуациях, там, где действие связано с некоторым риском. Выдержка и самообладание необходимы для сдерживания психических и физических проявлений, мешающих достижению цели. Выдержанный человек вынослив и терпелив. Он способен в случае нужды переносить невзгоды и лишения, причиняющие ему физические страдания, сдерживать, когда это надо, свои потребности. С их точки зрения, выдержка будет способствовать успешности в их дальнейшей профессиональной деятельности [3].

На четвертый вопрос «Что нужно сделать, чтобы большее количество людей знало о Сабине Шпильрейн?» ответы респондентов распределились следующим образом: 40 % - создать группу в социальных сетях, посвященную ей; 30 % - включить информацию о ней в школьную/ университетскую программу; 10 % - освещать в СМИ; 6 % - сделать образ Сабины Шпильрейн одной из визитных карточек Ростова-на-Дону; 6 % - побуждать студентов выбирать в качестве проектов темы, связанные с жизнью и творчеством Сабины Шпильрейн /создание видеороликов и любительских фильмов студентами; 4 % - отмечать ее день рождения какими-то

0

социальными акциями; 4 % - проводить каждый год конференции /телемосты. Из ответов респондентов мы видим, что наиболее эффективным и востребованным источником получения информации для них являются Интернет-ресурсы и социальные сети. Социальные сети в Интернете являются техническим средством конструирования социальных взаимосвязей в контексте опосредованной коммуникации, способствующим интенсификации взаимодействия между субъектами, увеличению скорости и эффективности распространения информации, упрощению поддержания социальных связей и осуществления взаимного обмена, мобилизации наличных контактов как социального капитала, поэтому они так популярны у молодежи [6].

Ответы респондентов на пятый вопрос «Опишите, пожалуйста, образ Сабины Шпильрейн человеку, который ничего о ней не знает. Постарайтесь создать наиболее полный образ» были отнесены к следующим контент-аналитическим категориям: «Статусные черты» (ростовчанка; патриотка своей страны; еврейка; отличница Екатерининской гимназии; любовница К. Юнга; психоаналитик; первая женщина Европы, получившая степень доктора медицины за научную работу в психологии; успешный педолог; психоаналитик; участница съездов, конференций, конгрессов по педагогике и психологии; у нее большая семья, три брата и сестренка; любила свою сестренку; жена психоаналитика; хорошая мать; хотела любви близких и др.); «Социальное окружение» (общалась с З. Фрейдом, К. Юнгом; вела изысканный, светский образ жизни; создала Белый Приют для детей; рассорила З. Фрейда и К. Юнга, и др.); «Материальное положение» (из состоятельной семьи; финансово независимая; богатая; дочь удачного предпринимателя-коммерсанта и др.); «Интеллектуальные черты» (умная; интеллектуально развитая; одаренная; стремящаяся к саморазвитию; отличница; творческая личность; знала несколько языков; оригинальный склад ума и др.); «Волевые черты» (волевая; целеустремленная; самостоятельная; отстаивающая свою точку зрения; смелая; отважная и др.); «Внешность / физическое состояние» (молодая; интересная на внешность; очаровывающая не внешними данными, а внутренним миром; страдала психическим заболеванием; подверженная стрессу

и депрессии; пережила душевную травму и др.); «Личность» (романтичная; мечтательная; влюбчивая; добрая; заботливая; отзывчивая; искренняя; стремящаяся помочь и выслушать; близко все воспринимала к сердцу; чуткая и др.).

Таблица 1.

Суммы рангов значимости частоты употребления категорий в описаниях Сабины Шпильрейн (кр. Фридмана при p < 0.05)

Переменные Место Бит of Йапкв

Статусные черты 1 80,0

Интеллектуальные черты 2 72,5

Волевые черты 3 70,0

Материальное положение 4 63,0

Личность 5 58,0

Социальное окружение 6 30,0

Внешность/физическое состояние 7 25,0

Из таблицы 1 видно, что чаще всего студенты - не психологи описывают статусные черты Сабины Шпильрейн. При описании другого человека респонденты предпочитают использовать те черты, которые в большей степени присущи им. Описание статусных черт позволяет человеку показать процесс вхождения в социум, связанный с включением его в большое количество социальных групп, выделяемых по разным критериям - профессиональной, национальной, социальной, семейной принадлежности, различным интересам и увлечениям. С одной стороны, преобладание статусных черт может говорить о формальности описания другого человека, а с другой стороны может быть связано с тем, что в период ранней взрослости наиболее важным является формирование социальной взрослости, характеризующейся степенью успешности в освоении и исполнении тех или иных социальных ролей, которую девушки и юноши стремятся переносить на других людей [4].

Второй по распространенности чертой в описаниях, посвященных Сабине Шпильрейн, являются интеллектуальные черты. Как известно, развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. В период ранней взрослости люди вовлечены в учебную и профессиональную

юэ

сферы, успех в которых определяется хорошо развитыми интеллектуальными особенностями. Интеллектуальное развитие в период ранней взрослости происходит в тесной связи с формированием личности. При этом не только особенности личности влияют на характер ее интеллектуального развития, но и закономерности развития интеллектуальной сферы влияют на процесс формирования личности, поскольку они обеспечивают выработку собственной мировоззренческой позиции. Способность самостоятельно принимать решения основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на индивида принятым им решением. Поэтому молодые люди чаще всего прибегают к анализу другого человека через призму восприятия «умный-глупый» [4]. Третьей по распространенности чертой в описаниях Сабины Шпильрейн являются волевые черты. Как отмечает Е. П. Ильин, воля осуществляет сознательное регулирование поведения в условиях постоянного баланса между жизненными целями и ограничениями личности, связанными с интеллектуальными прогнозами последствий данной деятельности, а также моральными и социальными нормами [2]. Чаще всего респонденты декларируют в описаниях, что Сабина Шпильрейн использует свои волевые качества как инструмент мотивации к интеллектуальному планированию и реализации своих жизненных целей. Она сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения зна-чител ьных волевых усилий в течение достаточ но длительного времени.

Описывая внешность Сабины Шпильрейн, большинство респондентов подчеркивают ее красоту не внешнюю, а внутреннюю. Они предположили, что проблемы со здоровьем препятствовали ее самораскрытию и поэтому у нее мало последователей. Как отмечает Е. В. Зинченко, личностное самораскрытие, как многоплановый процесс проявления личности в общении, является необходимым условием существования человека в обществе, в системе социальных связей и отношений, поддерживания гармоничных взаимоотношений с окружающими [1].

Наибольшую дискуссию у студентов - не психологов приобретают вопросы: «Какую роль в ее жизни сыграло ее материальное положение?», «Была бы она так известна, если бы не влюбилась в К. Юнга?», «В чем истинная причина ее исцеления от недугов?».

Выводы: 1) несмотря на значимый вклад в развитие мировой науки, имя Сабины Шпильрейн незнакомо большинству студентов - не психологов; 2) чаще всего знакомство с именем Сабины Шпильрейн связано со стремлением студентов к саморазвитию или посещением различных школьных / университетских факультативов; 3) студенты - не психологи в наибольшей степени восторгаются развитием ее волевых качеств; 4) наиболее эффективным способом распространения информации о Сабине Шпильрейн большинство студентов считают размещение информации в социальных сетях; 5) ее образ у студентов - не психологов складывается из описания статусных, интеллектуальных, волевых черт, материального положения, личностных особенностей, социального окружения и внешних данных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зинченко Е. В. Самораскрытие и психическое здоровье личности // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2005. - № 7 (51). -С. 98-99.

2. Ильин Е. П. Психология взрослости. - СПб.: Питер, 2012. - 990 с.

3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2010. - 784 с.

4. Обухова Ю. В. Взаимосвязь между особенностями интеллекта и содержанием Я-концепции у студентов физического

и математического факультетов // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. -2014. - № 1 (179). - С. 105-110.

5. Обухова Ю. В. Интеллектуальные особенности представителей социономических и несоциономических профессий в период ранней взрослости // Северо-Кавказский психологический вестник - 2013. - Т. 11. -№ 2. - С. 59-62.

6. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX вв.. - М.: Логос, 2001. - 348 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.