ОБРАЗ САБИНЫ ШПИЛЬРЕЙН В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТОВ НЕПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Обухова Ю. В., Обухова С. Г.
В данной статье рассматривается образ Сабины Шпильрейн в описаниях студентов непсихологических специальностей. В исследовании приняли участие 100 студентов непсихологических специальностей. Была разработана анкета, которая позволила выявить условия знакомства с именем и фамилией Сабины Шпильрейн, знание некоторых фактов ее биографии, оформить советы студентов по распространению информации о ее личности и научных трудах, проанализо-ровать качества, которые студенты хотели бы позаимствовать у нее, и составить ее портрет глазами студентов - не психологов. Ведущими чертами при описании С. Шпильрейн студентами стали статусные, интеллектуальные, волевые черты, материальное положение, личностные особенности, социальное окружение, внешность и физическое состояние.
Ключевые слова: С. Шпильрейн, образ, восприятие, ведущие черты, контент-анализ, волевые качества, профессионализм, женское начало, отношение к другим, личностные качества.
С целью изучения образа Сабины Шпильрейн у современных студентов непсихологических специальностей была создана анкета, включающая 5 открытых вопросов. Ответы респондентов обрабатывались с помощью процедуры контент-анализа. В соответствии с требованиями к контент-анализу, за единицу описания было принято слово или словосочетание, в котором оформляются, фиксируются и выражаются суждения [5].
На первый вопрос «Где Вам приходилось сталкиваться с фамилией и именем Сабины Шпильрейн?» ответы респондентов распределились следующим образом:
На рисунке 1 видно, что 80 % студентов непсихологических специальностей впервые слышат о Сабине Шпильрейн, и только 20 % сталкивались с этим именем и фамилией раньше. Это лишний раз подтверждает тот факт, что несмотря на значимый вклад в развитие мировой науки, имя Сабины Шпильрейн было надолго забыто отечественной историей.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
Рисунок 1. Знакомство с фамилией и именем Сабины Шпильрейн
На второй вопрос «Знали ли Вы, что она была родом из Ростова-на-Дону?» ответы респондентов распределились следующим образом:
На рисунке 2 видно, что 95 % респондентов не знали об этом факте (хотя большинство из них коренные ростовчане), и только 5 % студен-
^ услышали впервые на лекции ■ из СМИ Щ из фильма/книги
1 1
тов знали. Выявляя обстоятельства, при которых они познакомились с этим фактом, чаще всего назывались: школьные факультативные уроки «История Ростова-на-Дону: важные события и люди», увидели мемориальную табличку на одном из домов Ростова-на-Дону (Пушкинская, 83), рассказывали друзья-историки.
100 80 60
40
20
□ нет ■ да
Рисунок 2. Знание факта из жизни Сабины Шпильрейн
Ответы респондентов на третий вопрос «Чему лично Вы могли бы научиться у Сабины Шпильрейн?» были отнесены к следующим контент-аналитическим категориям: «Волевые качества» (терпение; мужество; решительность; выдержка; самообладание; целеустремленность и др.); «Профессионализм» (любить свое дело / профессию; знать основы психоанализа; знание тонкой грани между эмпатией и абстрагированием; анализировать свои действия и делать выводы и др.); «Женское начало» (любить всем сердцем; лелеять образ первой любви; гармония души; женская мудрость; быть женщиной с большой буквы и др.); «Отношение к другим людям» (обращать внимание на проблемы других людей, не быть эгоистами; не делать поспешных выводов о незнакомых людях; уважать людей с ограниченными возможностями, с различными болезнями и др.); «Личностные качества» (харизма; уверенность; внимательность; доброта; беззаботность; чуткость; патриотичность и др.).
Результаты распределились следующим образом: 40 % респондентов хотели бы позаимствовать у Сабины Шпильрейн «Волевые качества»; 29 % - «Профессионализм»; 20 % - «Женское начало»; 6 % - «Отношение к другим людям»; 5 % -«Личностные качества». Студенты желают раз-
вить у себя целеустремленность, настойчивость, мужество, решительность, выдержку и самообладание. С их точки зрения, целеустремленность необходима им для постановки ясности цели, достижения конечного результата. Настойчивость предполагает неуклонное движение к цели, невзирая на отдельные неудачи и поражения, на трудность, скучность и тяжесть работы. Они хотели бы научиться при неудачах не падать духом, а, наоборот, добиться намеченного и находить для этого новые пути и средства. Мужество и смелость, с их точки зрения, необходимы им для достижения цели, несмотря на опасности для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Они восторгаются Сабиной Шпильрейн, которая проявила не только смелость, но и настойчивость, выдержку, хладнокровие даже перед лицом смертельной опасности, уверенность в себе, в правоте своего дела, готовности во имя цели пойти на любые жертвы. Решительность будет способствовать быстрому и продуманному выбору цели и эффективному подбору способов ее достижения. Студенты считают наиболее востребованным развитие этого качества в сложных ситуациях, там, где действие связано с некоторым риском. Выдержка и самообладание необходимы для сдерживания психических и физических проявлений, мешающих достижению цели. Выдержанный человек вынослив и терпелив. Он способен в случае нужды переносить невзгоды и лишения, причиняющие ему физические страдания, сдерживать, когда это надо, свои потребности. С их точки зрения, выдержка будет способствовать успешности в их дальнейшей профессиональной деятельности [3].
На четвертый вопрос «Что нужно сделать, чтобы большее количество людей знало о Сабине Шпильрейн?» ответы респондентов распределились следующим образом: 40 % - создать группу в социальных сетях, посвященную ей; 30 % - включить информацию о ней в школьную/ университетскую программу; 10 % - освещать в СМИ; 6 % - сделать образ Сабины Шпильрейн одной из визитных карточек Ростова-на-Дону; 6 % - побуждать студентов выбирать в качестве проектов темы, связанные с жизнью и творчеством Сабины Шпильрейн /создание видеороликов и любительских фильмов студентами; 4 % - отмечать ее день рождения какими-то
0
социальными акциями; 4 % - проводить каждый год конференции /телемосты. Из ответов респондентов мы видим, что наиболее эффективным и востребованным источником получения информации для них являются Интернет-ресурсы и социальные сети. Социальные сети в Интернете являются техническим средством конструирования социальных взаимосвязей в контексте опосредованной коммуникации, способствующим интенсификации взаимодействия между субъектами, увеличению скорости и эффективности распространения информации, упрощению поддержания социальных связей и осуществления взаимного обмена, мобилизации наличных контактов как социального капитала, поэтому они так популярны у молодежи [6].
Ответы респондентов на пятый вопрос «Опишите, пожалуйста, образ Сабины Шпильрейн человеку, который ничего о ней не знает. Постарайтесь создать наиболее полный образ» были отнесены к следующим контент-аналитическим категориям: «Статусные черты» (ростовчанка; патриотка своей страны; еврейка; отличница Екатерининской гимназии; любовница К. Юнга; психоаналитик; первая женщина Европы, получившая степень доктора медицины за научную работу в психологии; успешный педолог; психоаналитик; участница съездов, конференций, конгрессов по педагогике и психологии; у нее большая семья, три брата и сестренка; любила свою сестренку; жена психоаналитика; хорошая мать; хотела любви близких и др.); «Социальное окружение» (общалась с З. Фрейдом, К. Юнгом; вела изысканный, светский образ жизни; создала Белый Приют для детей; рассорила З. Фрейда и К. Юнга, и др.); «Материальное положение» (из состоятельной семьи; финансово независимая; богатая; дочь удачного предпринимателя-коммерсанта и др.); «Интеллектуальные черты» (умная; интеллектуально развитая; одаренная; стремящаяся к саморазвитию; отличница; творческая личность; знала несколько языков; оригинальный склад ума и др.); «Волевые черты» (волевая; целеустремленная; самостоятельная; отстаивающая свою точку зрения; смелая; отважная и др.); «Внешность / физическое состояние» (молодая; интересная на внешность; очаровывающая не внешними данными, а внутренним миром; страдала психическим заболеванием; подверженная стрессу
и депрессии; пережила душевную травму и др.); «Личность» (романтичная; мечтательная; влюбчивая; добрая; заботливая; отзывчивая; искренняя; стремящаяся помочь и выслушать; близко все воспринимала к сердцу; чуткая и др.).
Таблица 1.
Суммы рангов значимости частоты употребления категорий в описаниях Сабины Шпильрейн (кр. Фридмана при p < 0.05)
Переменные Место Бит of Йапкв
Статусные черты 1 80,0
Интеллектуальные черты 2 72,5
Волевые черты 3 70,0
Материальное положение 4 63,0
Личность 5 58,0
Социальное окружение 6 30,0
Внешность/физическое состояние 7 25,0
Из таблицы 1 видно, что чаще всего студенты - не психологи описывают статусные черты Сабины Шпильрейн. При описании другого человека респонденты предпочитают использовать те черты, которые в большей степени присущи им. Описание статусных черт позволяет человеку показать процесс вхождения в социум, связанный с включением его в большое количество социальных групп, выделяемых по разным критериям - профессиональной, национальной, социальной, семейной принадлежности, различным интересам и увлечениям. С одной стороны, преобладание статусных черт может говорить о формальности описания другого человека, а с другой стороны может быть связано с тем, что в период ранней взрослости наиболее важным является формирование социальной взрослости, характеризующейся степенью успешности в освоении и исполнении тех или иных социальных ролей, которую девушки и юноши стремятся переносить на других людей [4].
Второй по распространенности чертой в описаниях, посвященных Сабине Шпильрейн, являются интеллектуальные черты. Как известно, развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. В период ранней взрослости люди вовлечены в учебную и профессиональную
юэ
сферы, успех в которых определяется хорошо развитыми интеллектуальными особенностями. Интеллектуальное развитие в период ранней взрослости происходит в тесной связи с формированием личности. При этом не только особенности личности влияют на характер ее интеллектуального развития, но и закономерности развития интеллектуальной сферы влияют на процесс формирования личности, поскольку они обеспечивают выработку собственной мировоззренческой позиции. Способность самостоятельно принимать решения основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на индивида принятым им решением. Поэтому молодые люди чаще всего прибегают к анализу другого человека через призму восприятия «умный-глупый» [4]. Третьей по распространенности чертой в описаниях Сабины Шпильрейн являются волевые черты. Как отмечает Е. П. Ильин, воля осуществляет сознательное регулирование поведения в условиях постоянного баланса между жизненными целями и ограничениями личности, связанными с интеллектуальными прогнозами последствий данной деятельности, а также моральными и социальными нормами [2]. Чаще всего респонденты декларируют в описаниях, что Сабина Шпильрейн использует свои волевые качества как инструмент мотивации к интеллектуальному планированию и реализации своих жизненных целей. Она сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения зна-чител ьных волевых усилий в течение достаточ но длительного времени.
Описывая внешность Сабины Шпильрейн, большинство респондентов подчеркивают ее красоту не внешнюю, а внутреннюю. Они предположили, что проблемы со здоровьем препятствовали ее самораскрытию и поэтому у нее мало последователей. Как отмечает Е. В. Зинченко, личностное самораскрытие, как многоплановый процесс проявления личности в общении, является необходимым условием существования человека в обществе, в системе социальных связей и отношений, поддерживания гармоничных взаимоотношений с окружающими [1].
Наибольшую дискуссию у студентов - не психологов приобретают вопросы: «Какую роль в ее жизни сыграло ее материальное положение?», «Была бы она так известна, если бы не влюбилась в К. Юнга?», «В чем истинная причина ее исцеления от недугов?».
Выводы: 1) несмотря на значимый вклад в развитие мировой науки, имя Сабины Шпильрейн незнакомо большинству студентов - не психологов; 2) чаще всего знакомство с именем Сабины Шпильрейн связано со стремлением студентов к саморазвитию или посещением различных школьных / университетских факультативов; 3) студенты - не психологи в наибольшей степени восторгаются развитием ее волевых качеств; 4) наиболее эффективным способом распространения информации о Сабине Шпильрейн большинство студентов считают размещение информации в социальных сетях; 5) ее образ у студентов - не психологов складывается из описания статусных, интеллектуальных, волевых черт, материального положения, личностных особенностей, социального окружения и внешних данных.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зинченко Е. В. Самораскрытие и психическое здоровье личности // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2005. - № 7 (51). -С. 98-99.
2. Ильин Е. П. Психология взрослости. - СПб.: Питер, 2012. - 990 с.
3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2010. - 784 с.
4. Обухова Ю. В. Взаимосвязь между особенностями интеллекта и содержанием Я-концепции у студентов физического
и математического факультетов // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. -2014. - № 1 (179). - С. 105-110.
5. Обухова Ю. В. Интеллектуальные особенности представителей социономических и несоциономических профессий в период ранней взрослости // Северо-Кавказский психологический вестник - 2013. - Т. 11. -№ 2. - С. 59-62.
6. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX вв.. - М.: Логос, 2001. - 348 с.
1Ю