ОБРАЗ РОДИТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, ОЧУ ВО «Московская международная академия», Шумаева Мария Викторовна, студентка магистратуры ОЧУ ВО «Московская международная академия»
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема семейного воспитания, являющаяся одной из самых актуальных, важных и требующих внимания проблем среди прочих проблем в психологии. Это объясняется огромным значением семьи, семейного воспитания и семейных взаимоотношений для психического здоровья человека, его развития как личности, его адаптации в обществе и т.д.
В современном обществе разрушаются традиционные стереотипы родительской семьи, поэтому проблема роли образцов родителей, являющихся «архитектурным основанием психического мира» приобретает в воспитании дошкольников особую важность. Такая ситуация неизбежно приведет к дезориентации половой идентичности детей, формированию у них внесупружеских и антиродительских установок, общей деморализации.
Ключевые слова: родители, семья, старший дошкольный возраст
THE IMAGE OF PARENTS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN
Elmira M. Akhmedova,
Ph. D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of General and Mathematical Psychology, OCHU VO "Moscow International Academy", Maria V. Shumaeva, Master's degree student of the Moscow International Academy
Abstract. This article discusses the problem of family education, which is one of the most urgent, important and demanding problems among other problems in psychology. This is due to the enormous importance of family, family education and family relationships for a person's mental health, his development as a person, his adaptation in society, etc.
In modern society, traditional stereotypes of the parental family are being destroyed, therefore, the problem of the role of parental models, which are the "architectural foundation of the mental world", acquires special importance in the upbringing of preschoolers. Such a situation will inevitably lead to the disorientation of children's sexual identity, the formation of extra-marital and anti-parental attitudes in them, and general demoralization.
Keywords: parents, family, senior preschool age
Одной из фундаментальных проблем психологии многие ученые считают проблему образа. Исследования, касающиеся понимания и формирования образа в сознании индивида, его влияния на поведение, на деятельность, относятся как к общим разделам теоретической психологии, так и к специальным психологическим дисциплинам, а также решают прикладные задачи психологической практики.
У истоков учения о сути восприятия, представлений, образа стоял известный ученый И. М. Сеченов. Основываясь на исследованиях в области естествознания и традиционных идей философии, И. М. Сеченов определял ощущения и восприятие как «сколки с действительности», являющиеся продуктом рефлекторной деятельности мозга. Эти образы отражают окружающую действительность и поведения человека.
Понятие образа имеет взаимосвязь с понятием «представление», которое в свою очередь является психическим процессом отражения предметов и явлений, не воспринимающихся субъектом в данный момент времени, но воссоздающиеся им на базе предшествующего опыта.
Среди видов представлений выделяют:
- репродуктивное представление - элементарное механическое воспроизведение в памяти объектов, виденных ранее, но не воспринимаемых непосредственно в настоящее время;
- продуктивное представление - воспроизведение образа предмета или явления, которые в данный момент не воспринимаются непосредственно, но с учетом изменившихся условий или свойств этого предмета или явления. Продуктивное представление содержательно сходно с воображением.
- статистическое представление - особый вид представлений, при котором индивид не может воспроизвести образ предмета, который не находится непосредственно в поле его видимости. Такой вид представлений чаще всего наблюдается у дошкольников.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития представлений, формирования образа предметов и явлений. У детей 5-6 лет все еще преобладает репродуктивное представление, то есть образы формируются у детей на основе увиденного, произошедших событий. После 7 лет у детей происходит стремительное развитие продуктивных форм представлений и образов. Для детей младшего дошкольного возраста сложно представить то, что они не видели в действительности, то есть у них преобладает статистическое представление. В более старшем возрасте дети уже способны представлять образы на основе фантазии, воображения.
Это изменение, развитие представлений, обусловлено тем, что у ребенка намечается переход от непроизвольных представлений к умению достаточно ярко, четко и полно воссоздать образ описываемого предмета или явления, например, игры или игрушки.
Кроме того, в старшем дошкольном возрасте представления имеют выраженные индивидуальные различия. От развития представлений в дошкольном возрасте зависит и их качество в дальнейшем. Так, для некоторых взрослых людей достаточно сложно вызвать у себя представления определенного вида.
Как утверждают ученые, развивать способности к представлению и формированию образов следует так, чтобы выработать у детей умение самостоятельно вызывать эти представления. Также важно учитывать формирование представлений во многом зависит от развития операции обобщения.
Значение обобщений заключается в развитии представлений в следующих направлениях.
Первое направление - развитие схематизаций, приводящее к потере части существенных признаков и деталей в сторону формирования схем воспринимаемых объектов. Так, например, у дошкольников развиваются пространственно-временные представления, понятия о геометрических фигурах.
Следующее направление - развитие типических образцов, при котором представления, оставаясь индивидуализированными, приобретают большую конкретность и наглядность, объединяются при этом в группы по типологическому признаку. На этой основе развиваются представления детей о художественном образе, имеющем как максимальную индивидуальность, так и широту обобщений.
Психологическая природа образа, по мнению Л. С. Выготского, обусловлена социальной ситуацией развития детей и ролью близких взрослых в данной ситуации.
Образ родителей у дошкольников формируется преимущественно в процессе воспитательного воздействия и взаимодействия в семье. Этот образ всецело обусловлен особенностями взаимоотношений с объектом, формируется на основании имеющегося опыта общения, то есть является полностью итогом непосредственного контакта и его восприятия индивидом.
Образ родителей у детей старшего дошкольного возраста
Образ родителя влияет на процесс идентификации, так как детям свойственно копировать поведение отца или матери, их отношение к другим людям, самоотношение. Все социальное поведение ребенка детерминировано образцами поведения, усваевыми ребенком в семье. Это касается и отношений с лицами противоположного пола, поэтому крайне важно отношение в семье между мужем и женой.
В старшем дошкольном возрасте образ родителей образ родителей отличается наибольшей яркостью и интенсивностью. Образ матери и отца в сознании ребенка формируется во время общения с ними, оказывает колоссальное влияние на поведение ребенка. В процессе формирования образа родителей дошкольник усваивает жизненные ценности, учится выстраивать взаимоотношения с окружающими. Образ семьи оказывает непосредственное влияние на выстраивание детско-родительских отношений, на родительскую позицию, поведение ребенка в семье.
На основе анализа научных исследований теоретической частью определено, что образ родителей у дошкольников зачастую зависит от родительского отношения к детям. В этой связи, для исследования выбрана методика, определяющая как особенности образа родителей у дошкольников, так и типы родительского отношения.
Проективный рисуночный тест «Рисунок семьи» (В. К. Лосева, Г. Т. Хоментаускас) использован для выявления представлений дошкольников о родителях, семейных взаимоотношениях в целом. Данный тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.
Критериями анализа рисунков являются расположение членов семьи на рисунке, их близость друг к другу, наличие или отсутствие кого-либо из семьи, размер членов семьи по сравнению друг с другом и т. Д.
При позитивных показателях, свидетельствующих о положительном образе родителей и семьи в целом, ребенок изображает себя в центре, между родителями, адекватно отражает размер фигур или незначительно его искажает. Расстояние между членами семьи незначительное, между ними нет преград и разделяющих предметов, члены семьи держаться за руки.
Цветовая гамма на рисунках в основном яркая, красочно прорисованы детали одежды, отсутствует штриховка, порывистые линии и чересчур темные цвета. В рисунках присутствуют дополнительные детали или персонажи - домашние животные, солнце, радуга, деревья и т. д.
На рисунке N° 1 родители и сам ребенок прорисованы тщательно, присутствуют все части тела, включая пальцы, волосы и т. д. По рисунку можно идентифицировать родителя (мама и папа). Есть элементы демонстративности - прорисованы сумочка, обувь и т.д.
Рис. 1. Рисунок ребенка с позитивным образом родителей.
При незначительных признаках напряженности, некоторого негатива в восприятии детьми родителей в рисунках дошкольника наблюдается следующее. Дети рисуют семью группами, например, маму с младшим братом, а себя с отцом. Это говорит о том, что рождение младшего ребенка в семье несколько отвлекает внимание матери от дошкольника, но он восполняет это общение с отцом, и данные взаимоотношения имеют временный характер.
Рис. 2. Рисунок ребенка с позитивным образом родителей.
При негативных показателях, свидетельствующих о негативном образе родителей, рисунки ребенка выполнены темными цветами или недостаточно прорисованы, в них четко прослеживаются признаки неблагополучных взаимоотношении, тревожности, страхи и т. д. В таких рисунках иногда отсутствует сам ребенок, положение фигур родителей неустойчивое, используется резка штриховка, темные цвета, отсутствуют детали или части тела (не прорисованы глаза, рот и т.д.).
Рис. 3 Рисунок ребенка с негативным образом родителей.
Образ родителей у детей старшего дошкольного возраста
Список литературы
1. Ахмедова Э.М., Пашина С.А. Современные образовательные технологии преподавания в вузе // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч. 2. С. 27-30.
2. Айсувакова Т.П., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Ахмедова Э.М. и др. Психолого
- педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях / Монография, - Москва, 2021. - 164 с. ISBN 978-5-6042310-7-4.
3. vАкентьева Т. «Качественное время» семьи. Профилактика проблемы детско-родительских отношений / Т. Акентьева // Дошкольное воспитание. - 2009. № 5. - С. 106-108.
4. Банд А.Н. Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей / А.Н. Банд // Логопедия сегодня, 2020, № 1 (январь - март). - С. 17-18.
5. Васильева Е.Н. Ролевая структура детско-родительских отношений: монография / Н.Васильева. - Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. - 196 с.
6. Головей Л.А. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства / Л.А. Головей, С.С Савенышева, В.Е. Василенко // Психологический журнал. - 2015.
- Т. 36. - № 2. - С. 32-43.
7. Голубева Е.В. Диагностика типов детско-родительских отношений / Голубева Е.В., Истратова О.Н. // Рос. Психол журн. - 2009. № 1. - С. 25-34.
8. Долгова В.И. Влияние стиля детско-родительских отношений на адаптацию дошкольников / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая, Л.В. Копыл // Современные проблемы науки и образования, 2020, № 4. - С. 12-17.
9. Егорова А.П., Андросова М.И. Формирование образа семьи у детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. - Т. 26. - С. 32-37.
10. Жарникова О. Доверие родителей // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 10.
- С. 54 - 55.