Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ'

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДОШКОЛЬНИК / РАЗВИТИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна, Пятилетова Юлия Сергеевна

Семья это важный социальный институт, целью которого является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать все трудности и преграды, которые будут встречаться на всем жизненном пути. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, интеллектуально развитую, высоконравственную личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Первым жизненным опытом ребёнка является его адаптация к системе семейных и родственных отношений, это даётся не всегда легко и может сказаться на отношении с социумом. Родительские отношения - это система различных чувств по отношению к ребенку, стереотипов поведения, практикуемых в общении с ним, личности и индивидуальности ребенка, особенностей восприятия и понимания этого поведения. Статья посвящена актуальной в наше время теме самосознания личности дошкольника в полной и неполной семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна, Пятилетова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-AWARENESS OF THE PERSONALITY OF A PRESCHOOL CHILD IN A FULL AND INCOMPLETE FAMILY

The family has always been an important social institution, the purpose of which is to form such qualities and personality traits that will help adequately overcome difficulties and obstacles encountered on the path of life. She is obliged to form a physically and mentally healthy, intellectually developed, highly moral personality, ready for the upcoming work, social and family life. The first life experience of a child is his adaptation to the system of family and kinship relations, this is not always easy and can affect the relationship with society. Parental relations are a system of various feelings towards a child, behavioral stereotypes practiced in communicating with him, peculiarities of perception and understanding of the character and personality of the child, his actions. The article is devoted to the topic of self-awareness of a preschooler’s personality in a full and incomplete family, which is relevant in our time.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ»

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНОЙ И НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, ОЧУ ВО «Московская международная академия», Пятилетова Юлия Сергеевна, Студент магистратуры ОЧУ ВО «Московская международная академия»

Аннотация. Семья это важный социальный институт, целью которого является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать все трудности и преграды, которые будут встречаться на всем жизненном пути. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, интеллектуально развитую, высоконравственную личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Первым жизненным опытом ребёнка является его адаптация к системе семейных и родственных отношений, это даётся не всегда легко и может сказаться на отношении с социумом. Родительские отношения - это система различных чувств по отношению к ребенку, стереотипов поведения, практикуемых в общении с ним, личности и индивидуальности ребенка, особенностей восприятия и понимания этого поведения.

Статья посвящена актуальной в наше время теме самосознания личности дошкольника в полной и неполной семье.

Ключевые слова: личность, дошкольник, развитие, самосознание, полные и неполные семьи, семейное воспитание

FEATURES OF SELF-AWARENESS OF THE PERSONALITY OF A PRESCHOOL CHILD IN A FULL AND INCOMPLETE FAMILY

Elmira M. Akhmedova,

Ph. D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of General and Mathematical Psychology, OCHU VO "Moscow International Academy", Yulia S. Pyatiletova, Master's degree student of the Moscow International Academy

Abstract. The family has always been an important social institution, the purpose of which is to form such qualities and personality traits that will help adequately overcome difficulties and obstacles encountered on the path of life. She is obliged to form a physically and mentally healthy, intellectually developed, highly moral personality, ready for the upcoming work, social and family life. The first life experience of a child is his adaptation to the system of family and kinship relations, this is not always easy and can affect the relationship with society. Parental relations are a system of various feelings towards a child, behavioral stereotypes practiced in communicating with him, peculiarities of perception and understanding of the character and personality of the child, his actions.

The article is devoted to the topic of self-awareness of a preschooler's personality in a full and incomplete family, which is relevant in our time.

Keywords: personality, preschooler, development, self-awareness, complete and incomplete families, family education

В современном мире все больше исследователей сходятся во мнении, что всё, что есть в человеке, исходит из детства. Дети вырастают, а сформированные у них личностные качества, духовно-нравственные ценности, моральные и поведенческие нормы остаются. Семья представляет собой малую группу и особый социально-культурный институт, связывающий людей между собой через общий быт и взаимную ответственность. Семья является базовым

Особенности самосознания личности ребенка дошкольного возраста...

фундаментом общества, посредством которого формируются основные качества человека, вводящие его в мир социальных отношений.

Актуальность проблемы детско-родительских отношений, влияющих на становление личности ребенка в полной и неполной семье остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей статье.

Следует отметить, что проблема личностного развития ребенка дошкольника мало изучена и исследована. В отечественной педагогической науке имеются лишь отдельные статьи. В периодической печати психолого-педагогической направленности за последние десять лет встречаются нечастые публикации. М.И. Буянов, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская и другие изучали тему возникновения неврозов у детей, воспитывающихся в неполной семье. Влияние гиперопеки одинокой матери на ребенка рассматривали М.И.Буянов , Ф.С.Махов и другие. Влияние на детей развода родителей изучали Е.Г.Григорьева, Г.А.Махортова, Р.С.Немов и другие.

Факторы, которые влияют на самосознание личности ребенка представлены педагогом В.В. Чечетом. Сейчас мы подробнее рассмотрим каждый из факторов.

Первый фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность семьи — социально-культурный. В неполной семье до конца не реализуется функция социализации, это связано с тем, что осваивая роль семьянина, ребёнок лишён положительного образца. В полной семье дети впитывают в себя образец поведения обоих родителей, что способствует процессу социализации. Неполная семья состоит из матери и ребенка или нескольких детей, что называется материнской, это сказывается на формировании и развитии личности ребенка. Отсутствие отца в семье является важной предпосылкой отклонений в развитии детей. Исследования показывают, что положительный аспект отцовского воспитания состоит в том, что у детей развивается требовательность к себе, ответственность и развиваются качества (мужество, упорство, решительность, трудолюбие, уважения к матери, и т.д.) Этого всего лишаются дети из неполных семей, воспитывающиеся в материнской семье, и как следует у них возникают отклонения в психическом развитии и восприятии семьи как ячейки общества.

Второй фактор. Социально-экономический. В неполной семье материальный заработок зависит напрямую от одного из её членов, то есть от матери. Следовательно, обеспечивая финансовую стабильность, родитель меньше уделяет внимания развитию ребенка. В полных семьях также прослеживается данная тенденция. Мать или отец оставляет ребенка на попечении бабушек и дедушек, тем самым лишая его заботы. Оба родителя должны принимать равное участие в воспитании своих детей, так как отсутствие одного или слабое участие другого родителя делает воспитание односторонним, обедняет детскую душу, вычёркивает из впечатлений ребёнка много полезной и нужной информации, которая необходима для его развития как личности.

Третий фактор. Демографический. Данный фактор связан со структурой и составом семьи. Важно, чтобы с раннего детства у ребенка присутствовали оба типа мышления: мужской и женский. Для полноценного интеллектуального развития ребенку необходимо общение с родителями обоих полов, с целью примера их жизненного опыта.

Четвёртый фактор. Технико-Гигиенический. Если ребенок с раннего детства проживает в красивой, уютной и чистой обстановке, то у него формируются личностные качества как аккуратность и опрятность не только во внешнем виде, но и во всем, что его окружает. В неполных семьях чаще возникают материальные проблемы, отражающиеся на хозяйственно-организаторской функции.

Исследования показали, что только на территории РФ 5 из 17 млн семей считаются неполными (воспитываются матерями одиночками), так 600 тысяч семей дети воспитываются отцами одиночками. Мы решили проанализировать статистику полных и неполных семей и

Ахмедова Э.М., Пятилетова Ю.С.

обратились к источникам интернета. В России всего 27,7 млн детей младше 18 лет. Про 3,2 млн очень мало информации. Некоторые живут самостоятельно, кто-то живет с опекунами, в детских домах, исправительных учреждениях, больницах и т.д. Остальная часть 24,5 млн или 88% воспитываются в полных семьях. Стоит отметить, что среди полных семей чаще встречаются многодетные. Поэтому 65% детей воспитываются в семье с обоими родителями, 28,1% проживают только с матерью и 6,1% с отцом.

Рисунок 1. Диаграмма полных и неполных семей 2022-2023г. (%)

Проанализировав факторы, можно прийти к выводу, что дети из неполных семей более уязвимы и проблематичны в социуме. На этом фоне у детей наблюдается высокий уровень тревожности, заниженная самооценка и агрессивность. Специалисты полагают, что ребенок который был воспитан в неполной семье, впитывает неправильную модель поведения супругов в паре уже с ранних лет. Ребенок становится социально одинок. В большинстве случаев в неполных семьях отсутствует мир, покой и благополучие, это мешает для духовного и физического развития ребенка. Но стоит помнить, что воспитание не в полной семье не всегда зарождает какие- либо отклонения в поведении или развитии ребенка. Есть много случаев, когда в неполной семье царит здоровая психологическая обстановка, которая не затрудняет формирования личности ребенка.

Ценности, приобретаемые дома, сохраняется на протяжении всей последующей жизни. Основы характера и самооценки закладываются в семье. Другими словами, родители играют очень важную роль для каждого ребенка в формировании психики, развитии здоровья и самооценки. В неполных семьях необходимо уделять больше внимания воспитанию детей, так как только один родитель несет ответственность за комплексное и гармоничное развитие личности ребенка.

Список литературы

1. Ахмедова Э.М., Пашина С.А. Современные образовательные технологии преподавания в вузе // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч. 2. С. 27-30.

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записи детского психиатра/ М.И.Буянов. М.:Просвещение.207с.

3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ А.И. Захаров. М.: Просвещение. 127с.

4. Махов Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании/ Ф.С. Махов. М. 144с.

5. Соколова В.П. Отцы и дети в меняющемся мире/ В.П.Соколова М.: Педагогика 190с.

6. Чечет В. В. Педагогика семьи: учеб. пособие // В. В. Чечет. - Минск: БГПУ, 2015. -176 с.

■ Оба родителя

■ С матерью С отцом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.