Научная статья на тему 'СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНОГЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО'

СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНОГЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
242
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ЛИЧНОСТЬ / ПРЕСТУПНИК / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Ю.Ю.

Преступность несовершеннолетних - один из наиболее сложных видов преступности, который представляет собой крайнюю форму антиобщественных явлений (деяний), она впитывает в себя всю совокупность социальных, экономических, политических и культурных противоречий. Около 80% жизненных принципов и моделей поведения формируются у ребенка в детстве. Важным фактором, влияющим на формирование личности несовершеннолетнего преступника, является семья, в которой воспитывается ребенок. На протяжении многих столетий семья была и остается главной ценностью человека, при этом являясь важным институтом общества. Именно в семье закладываются основы норм, ценностей, нравственности и морали, происходит становление ребенка в обществе, его социализация. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей, имеет корни в неблагополучии семьи. Социальные и экономические проблемы общества существенно ослабили институт семьи, ее влияние на воспитание и развитие ребенка. Алкоголизм, наркомания, игромания, асоциально-аморальное поведение родителей, семейное насилие и жестокое обращение с детьми - все это играет дестабилизирующую роль в становлении личности ребенка. В представленной статье автором рассматриваются типы неблагополучных семей, оказывающие воздействие на формирование личности несовершеннолетнего преступника. Проанализировано также влияние внешне благополучных семей, в частности «расширенной семьи», на психику ребенка и формирование криминогенного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY PROBLEMS AS ONE OF THE FACTORS OF THE FORMATION OF CRIMINOGENIC BEHAVIOR OF A MINOR

Jvenile delinquency is one of the most complex types of crime, which is an extreme form of antisocial phenomena (acts), it absorbs the whole set of social, economic, political and cultural contradictions. About 80% of life principles and behaviors are formed in a child in childhood. An important factor influencing the formation of the personality of a juvenile offender is the family in which the child is brought up. For many centuries, the family has been and is the main value of a person, while being an important institution of society. It is in the family that the foundations of norms, values, morality and morality are laid, the formation of a child in society, his socialization takes place. The overwhelming part of the problems that arise in children has roots in the family’s problems. Social and economic problems of society have significantly weakened the institution of the family, its influence on the upbringing and development of the child. Alcoholism, drug addiction, gambling addiction, antisocial and immoral behavior of parents, family violence and child abuse - all this plays a destabilizing role in the formation of a child’s personality. In the presented article, the author examines the types of dysfunctional families that have an impact on the formation of the personality of a juvenile offender. The influence of outwardly prosperous families, in particular the «extended family», on the child’s psyche and the formation of criminogenic behavior is also considered.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНОГЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО»

СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНОГЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

FAMILY PROBLEMS AS ONE OF THE FACTORS OF THE FORMATION OF CRIMINOGENIC BEHAVIOR OF A MINOR

Аннотация: преступность несовершеннолетних - один из наиболее сложных видов преступности, который представляет собой крайнюю форму антиобщественных явлений (деяний), она впитывает в себя всю совокупность социальных, экономических, политических и культурных противоречий. Около 80% жизненных принципов и моделей поведения формируются у ребенка в детстве. Важным фактором, влияющим на формирование личности несовершеннолетнего преступника, является семья, в которой воспитывается ребенок. На протяжении многих столетий семья была и остается главной ценностью человека, при этом являясь важным институтом общества. Именно в семье закладываются основы норм, ценностей, нравственности и морали, происходит становление ребенка в обществе, его социализация. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей, имеет корни в неблагополучии семьи. Социальные и экономические проблемы общества существенно ослабили институт семьи, ее влияние на воспитание и развитие ребенка. Алкоголизм, наркомания, игромания, асоциально-аморальное поведение родителей, семейное насилие и жестокое обращение с детьми - все это играет дестабилизирующую роль в становлении личности ребенка. В представленной статье автором рассматриваются типы неблагополучных семей, оказывающие воздействие на формирование личности несовершеннолетнего преступника. Проанализировано также влияние внешне благополучных семей, в частности «расширенной семьи», на психику ребенка и формирование криминогенного поведения.

Ключевые слова: несовершеннолетний, личность, преступник, семья, семейное неблагополучие, детско-родительские отношения.

Для цитирования: Лебедева Ю.Ю. Семейное неблагополучие как один из факторов формирования криминогенного поведения несовершеннолетнего // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2023. - № 2. - С. 95-100.

Abstract: jvenile delinquency is one of the most complex types of crime, which is an extreme form of antisocial phenomena (acts), it absorbs the whole set of social, economic, political and cultural contradictions. About 80% of life principles and behaviors are formed in a child in childhood. An important factor influencing the formation of the personality of a juvenile offender is the family in which the child is brought up. For many centuries, the family has been and is the main value of a person, while being an important institution of society. It is in the family that the foundations of norms, values, morality and morality are laid, the formation of a child in society, his socialization takes place. The overwhelming part of the problems that arise in children has roots in the family's problems. Social and economic problems of society have significantly weakened the institution of the family, its influence on the upbringing and development of the child. Alcoholism, drug addiction, gambling addiction, antisocial and immoral behavior of parents, family violence and child abuse - all this plays a destabilizing role in the formation of a child's personality. In the presented article, the author examines the types of dysfunctional families that have an impact on the formation of the personality of a juvenile offender. The influence of outwardly prosperous families, in particular the «extended family», on the child's psyche and the formation of criminogenic behavior is also considered.

Keywords: minor, personality, criminal, family, family trouble, child-parent relations.

For citation: Lebedeva Yu.Yu. Family problems as one of the factors of the formation of criminogenic behavior of a minor // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2023. - № 2. - P. 95-100.

УДК 343.915

Ю.Ю. ЛЕБЕДЕВА,

YULIA YU. LEBEDEVA,

Postgraduate (Nizhniy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia, Nizhny Novgorod, Russia)

адъюнкт

(Нижегородская академия МВД России, Россия, Нижний Новгород) cl_pantera@mail.ru

Преступность несовершеннолетних - один из наиболее сложных видов преступности. Как отмечает Е.А. Дядченко, «совершение подростком преступления свидетельствует о том, что правовая деформация сознания в процессе регресса личности достигла критического значения, а криминогенные интересы преобладают над общественно значимыми» [1, с. 105].

По мнению исследователей криминогенного поведения несовершеннолетних, «за совершением каждого преступления стоит личность конкретного подростка, формирование которой является результирующей действия целого комплекса криминогенных факторов, имеющих социально-психологическую природу» [2, с. 3].

Важным фактором, влияющим на формирование личности несовершеннолетнего преступника, является семья, в которой воспитывается ребенок. Президент Российской Федерации В.В. Путин на церемонии открытия Года семьи в России в декабре 2007 г. сказал: «Именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не могут»1.

На протяжении многих столетий семья была и остается главной ценностью человека, при этом являясь важным институтом общества. Если считать, что одна из основных задач государства - это воспитание трудоспособного, законопослушного гражданина, то семья способна воспитать такого гражданина.

Семья имеет большие возможности для сдерживания человека от совершения им преступлений и правонарушений. Однако не всегда эти возможности реализуются в полном объеме. Именно в семье формируются будущие нормы поведения, принципы нравственности и морали, закладываются основы правового поведения и социализации ребенка в обществе в целом. То, что ребенок приобретает в семье, откладывается в нем на долгие годы, и этот опыт имеет для несовершеннолетнего большое значение. Благодаря детско-родитель-ским отношениям и формируется модель поведения будущего взрослого человека.

Президент Российской Федерации В.В. Путин на церемонии вручения орденов «Родительская слава» 1 июня 2015 года сказал: «Время и история не раз доказывали абсолютную ценность традиционных семейных устоев. Они всегда берегли и возвышали Россию, делали ее могущественнее и сильнее, составляли нравственную основу нашего многонационального народа. Мы вновь и вновь обращаемся к этим истинам и убеждаемся: как

1 Российская газета, выпуск от 25.12.2007 [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2007/12/25/putin-god.html (дата обращения: 12.04.2022).

бы ни складывалась жизнь, какие бы трудности и испытания мы ни проходили - большая, дружная семья всегда остается самой надежной опорой, а доброта, отзывчивость, любовь к детям и родителям, бескорыстная забота о близких будут продолжаться и продолжаться в новых поколениях»2.

Социальные и экономические проблемы общества существенно ослабили институт семьи, ее влияние на воспитание и развитие ребенка. В своей практике мы часто сталкиваемся с таким понятием, как «неблагополучная семья». В специальной литературе отсутствует точное определение. Что же можно считать «неблагополучной семьей»?

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дает нам понятие «семья, находящаяся в социально опасном положении» - «это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними»3.

В своей работе В.М. Целуйко дает нам такое определение неблагополучной семье: «под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются „трудные" дети» [3, с. 6].

Однако не всегда «неблагополучной» можно назвать семью, где родители употребляют спиртные напитки и наркотические вещества, ведут антисоциальный или асоциальный образ жизни. Очень часто это внешне благополучные семьи с достаточно высоким уровнем дохода, с хорошими возможностями для воспитания и обучения детей, благоприятными жилищными условиями.

В своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра» М.И. Буянкин говорит нам следующее: «Неблагополучная для ребенка семья - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого с формальной точки зрения сказать нельзя, но, тем не менее, для данного конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет

2 Стенограммы Президента России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ by-date/01.06.2015 (дата обращения: 12.04.2022).

3 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в редакции от 29 апреля 2020 г. № 147-ФЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

неблагополучной, однако в большинстве случаев, которые мы обсуждаем, понятие неблагополучной семьи может возникать лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Для одного ребенка семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений „семья - ребенок" имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная» [4, с. 1].

Критериями благополучия семьи для полноценного развития ребенка может являться:

1. Удовлетворение физических потребностей (еда, одежда, комфортные условия проживания).

2. Медицинская помощь (своевременная забота о здоровье ребенка).

3. Безопасность.

4. Обучение (посещение дошкольных и школьных образовательных учреждений, получение дополнительного образования).

5. Воспитание, психологический комфорт, любовь, ласка, забота, внимание.

Родителям важно четко понимать потребности своего ребенка, своевременно принимать необходимые меры реагирования для создания благоприятного и комфортного климата для него. Однако во многих семьях этого не происходит. Для того чтобы выяснить «почему?», необходимо подробнее рассмотреть классификацию семей, которые могут иметь тенденцию стать «неблагополучными».

Классификацию неблагополучных семей приводят многие исследователи. Например, В.М. Целуй-ко в своей книге «Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей» разделяет неблагополучные семьи «условно... на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные). Второю группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей» [3, с. 6].

Приведем характеристику Ю.В. Корчагиной, которая в своей работе выделяет следующие виды неблагополучных семей:

1. «Проблемные семьи - это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической

несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие)» [5, с. 1].

К таким семьям можно отнести полные семьи с патриархальным и матриархальным стилем воспитания.

Полная семья - это семья, в которой совместно с детьми проживают оба родителя. Самым лучшим вариантом для благополучного развития ребенка является именно этот вариант семьи. Если родители могут выработать четкие правила воспитания, тогда и ребенок понимает, что от него требуется. Также в полной, внешне благополучной семье, в которой оба родителя работают, имея достаточный доход, семья живет в благоустроенном жилье, у ребенка имеется все необходимое для развития и обучения, он также имеет возможность заниматься дополнительным образованием, но при внешнем благополучии внутри семьи существуют проблемы.

Полная семья может делиться по типу: матриархальная семья и патриархальная семья. В матриархальной семье роль лидера занимает мать. Мать в такой семье обладает непререкаемым авторитетом. Очень часто это женщина с властным характером, стремящаяся контролировать полностью всех членов семьи, неэмоциональная. На взаимоотношения между такой матерью и детьми влияют установки самой женщины. Считается, что мать знает, «как нужно» и «как правильно». Мнение ребенка, как правило, в такой семье не учитывается. Мать может морально унижать подростка, сравнивать его с другими детьми, при этом обесценивая успехи и достижения своего ребенка. Несовершеннолетний может посещать большое количество секций и кружков, не имея времени для отдыха, при этом у него нет права выбирать, чем он хочет заниматься. Несовершеннолетний часто не может открыто вступать в конфликт с родителем, не имеет возможности высказывать напрямую свое мнение, тогда его внутренние разногласия выражаются в поступках и девиантном поведении. Ребенок начинает хуже учиться, попадает под влияние антиобщественных группировок как в школе, на улице, так и в социальных сетях, совершает административные правонарушения (такие как мелкое хищение, мелкое хулиганство, побои, повреждение чужого имущества), преступления различной степени тяжести. Также это может привести к тому, что подросток начинает уходить из дома, употреблять спиртные напитки и наркотические средства, курить, вести себя агрессивно по отношению к другим людям, в том числе и слабее его.

Главное место в патриархальной семье принадлежит отцу. Но это не всегда человек ответствен-

ный, принимающий решения с учетом интересов всех членов семьи. Иногда отец проявляет себя очень сурово, порой жестоко. В отношении детей за их незначительные проступки, неуспеваемость в школе отец применяет физическое наказание. Личность ребенка подавляется, и тогда начинается внутренний конфликт у подростка. Точно так же, как и в матриархальной семье, вырываясь из-под гиперопеки отца либо его тирании, подросток ведет себя агрессивно в социуме, совершает противоправные деяния.

2. «Кризисные семьи - это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т.д.)» [5, с. 1].

Важнейшая функция семьи - это психологическая защита ребенка. В последние годы данная функция заметно ослабевает, ребенок не чувствует себя спокойно и уравновешенно в своей семье. Неблагополучие в семьях отражается на поведении несовершеннолетнего, его нервно-психическом развитии, что впоследствии ведет к криминализации подростка.

В неполных семьях, особенно где нет отца, криминализация подростков выражена ярче, чем в полной семье. Мать в неполной семье выполняет как мужские обязанности, так и женские: она зарабатывает деньги, обеспечивает себя и детей, ухаживает, присматривает за ними, контролирует процессы обучения. Но не во всех случаях женщина справляется с данными функциями. Очень часто женщина начинает строить новые отношения, в которых ребенок от предыдущих «не вписывается», становится «лишним». Женщина начинает уделять мало внимания ребенку, теряется эмоциональная связь между ними, как следствие, наступает бесконтрольность несовершеннолетнего. Подросток предоставлен сам себе, его круг общения, местонахождение не контролируются. Он стремится стать взрослым, почувствовать свободу, но часто неправильно понимает это. При наличии определенных условий подросток становится на преступный путь.

В неполной семье, в которой нет матери, главными проблемами становятся депрессивность, неэмоциональность, погружение в свое состояние одиночества, зависимости отца - алкогольная, наркотическая, игровая. На ребенка в такой семье оказывается пагубное воздействие, что отрицательно сказывается на его психоэмоциональном состоянии, подросток стремится уйти из семьи, от проблем, которые возникают внутри нее, ищет признания и понимания и попадает под влияние сверстников либо лиц старше себя, которые вовлекают подростка в преступную деятельность.

3. «Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем, как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом дет-ско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

4. Аморальные семьи - это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

5. Антисоциальные семьи - в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции» [5, с. 2].

Эти три вида можно объединить в один вид -«антисоциальная семья, или семья с девиант-ным поведением».

Мы считаем, что в антисоциальных семьях (семьях с девиантным поведением) родители добровольно снимают с себя обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов своих детей. Они ведут антисоциальный образ жизни, употребляют спиртные напитки, наркотические средства, являются игроманами, семейными хулиганами, не работают. В таких семьях часто один или оба родителя ранее привлекались к уголовной ответственности, были осуждены к лишению свободы, неоднократно привлекались к административной ответственности.

Низкий уровень ответственности за несовершеннолетних детей, попустительство, полное безразличие к жизни ребенка, к его здоровью, учебе приводят к тому, что подросток начинает искать защиты и понимания, которых он не видит в семье, у посторонних лиц. Далеко не всегда ребенок попадает в коллектив, где ему готовы помочь.

Около 80% жизненных принципов и моделей поведения формируются у ребенка в детстве. Он перенимает их из своей семьи, в которой находится большую часть времени. Достаточно часто и сами родители вовлекают детей в совершение противоправных и преступных деяний.

Низкий материальный уровень жизни в семье также толкает ребенка на преступный путь. Подросток, не имея возможности получить желаемое,

приобретает его преступным путем, совершая тяжкие и особо тяжкие преступления.

Следует выделить еще один тип семьи внешне благополучной. Это «расширенная семья», то есть семья, в которой проживает три поколения. Она подразделяется на патрилокальную (семья, проживающая совместно с родителями мужа) и матрилокальную (семья, проживающая совместно с родителями жены). При этом бабушки и дедушки оказывают значительное влияние на воспитание и развитие ребенка. Их методы воспитания отличаются от тех методов, которые применяют родители. Ребенок использует ситуацию несогласия между родителями и старшим поколением семьи в своих интересах. При совершении какого-либо проступка несовершеннолетний приспосабливается к существующим разногласиям и использует их для получения большей выгоды, манипулирует родными, при этом часто приукрашивает реальные события. В таких семьях старшее поколение склонно обесценивать авторитет родителей, их принципы, нормы морали. Ребенок в такой семье становится бесконтрольным, чувствуя свою безнаказанность, начинает совершать противоправные деяния. Гиперопека одних и отсутствие контроля со стороны других приводят к девиантному поведению подростка, что способствует формированию личности несовершеннолетнего преступника.

«Семейное неблагополучие является причиной возникновения множества социальных проблем, связанных с ослаблением или невыполнением семьей своих функций. Причинами неблагополучия могут быть - алкоголизм, отсутствие заботы о воспитании ребенка, о его духовном развитии» [6, с. 144].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что семейное неблагополучие приводит к нарушению психологических связей между родителями и детьми, к формированию девиантного поведения,

а именно: снижению успеваемости или полному отказу от обучения, побегам из дома, попыткам суицидов среди несовершеннолетних, к искаженному формированию норм морали и нравственности среди подростков, криминализации подростковой среды.

С неблагополучными семьями проводится профилактическая работа в органах системы профилактики: инспекциях по делам несовершеннолетних, органах опеки и попечительства, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, социально-реабилитационных центрах для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Родителей, не исполняющих обязанности по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов ребенка, инспектор по делам несовершеннолетних может привлечь к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако санкции данной статьи настолько малы, что предупреждение или штраф в размере от 100 до 500 рублей, который накладывается на неблагополучных родителей, не оказывает должного профилактического воздействия. Увеличение суммы штрафа минимум в 10 раз могло бы оказать существенное влияние на родителя.

Семья была, есть и остается основой становления личности несовершеннолетнего. Следует разработать комплексные меры поддержки и выхода из кризиса для неблагополучных семей, программы обучения специалистов по работе с семьей на уровне образовательных организаций, органов системы профилактики (органы опеки и попечительства, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав). Для формирования ответственности за подрастающее поколение в семье необходимо проводить глубокий психологический, а порой и психиатрический анализ ситуации.

Литература

1. ДядченкоЕ.А. Особенности личности несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, и причины совершения ими повторных преступлений // Сравнительно-правовой анализ практики применения Европейской конвенции по правам человека в системах исполнения наказаний России и зарубежных стран: материалы Международной научно-практической конференции (28-29 апреля 2011 г.) / под общ. ред. Р.А. Ромашова. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2011. С. 105.

2. Саблина Л.С., Гомонов Н.Д., Баженов А.В. Криминогенное поведение несовершеннолетних / под общ. ред. В.П. Сальникова. - Санкт-Петербург: Фонд «Университет», 2003. - 351 с.

3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра: книга для учителей и родителей. - Москва: Просвещение, 1988. - 207 с.

4. ЦелуйкоВ.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.

5. Корчагина Ю.В. Неблагополучные семьи: факторы риска и методы работы. Методическое пособие по профилактике и преодолению жестокого обращения, девиантного поведения и алкогольной зависимости в семье. - Москва, 2008. - 159 с.

6. Шатохина В.В. О семейном неблагополучии в научной литературе // Инновационная наука. - 2016. - № 12-3. - С. 142-144.

7. АнтонянЮ.М. Криминогенное влияние на личность на стадии ранней социализации // Lex russica. - 2013. - № 7. - С. 735-741.

8. Лебединская В.П. Неблагополучная семья и ее ребенок // Вестник Социально-педагогического института. - 2013. - № 1. - С. 29-32.

9. Боровиков В. О совершенствовании института уголовной ответственности несовершеннолетних // Уголовное право. -2003. - № 4. - С. 15-18.

10. Зайко Т.М. Меры борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи: правовой и психолого-криминологический аспекты: монография. - Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2017. - 85 с.

References

1. Dyadchenko E.A. Osobennosti lichnosti nesovershennoletnih, osuzhdennyh bez izolyacii ot obshchestva, i prichiny soversheniya imi povtornyh prestuplenij // Sravnitel'no-pravovoj analiz praktiki primeneniya Evropejskoj konvencii po pravam cheloveka v sistemah ispolneniya nakazanij Rossii i zarubezhnyh stran: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (28-29 aprelya 2011 g.) / pod obshch. red. R.A. Romashova. - Samara: Samarskij yuridicheskij institut FSIN Rossii, 2011. S. 105.

2. Sablina L.S., Gomonov N.D., Bazhenov A.V. Kriminogennoe povedenie nesovershennoletnih / pod obshch. red. V.P. Sal'nikova. -Sankt-Peterburg: Fond «Universitet», 2003. - 351 s.

3. Buyanov M.I. Rebenok iz neblagopoluchnoj sem'i: zapiski detskogo psihiatra: kniga dlya uchitelej i roditelej. - Moskva: Prosveshchenie, 1988. - 207 s.

4. Celujko V.M. Psihologiya neblagopoluchnoj sem'i: kniga dlya pedagogov i roditelej. - Moskva: VLADOS-PRESS, 2004. - 272 s.

5. Korchagina Yu.V. Neblagopoluchnye sem'i: faktory riska i metody raboty. Metodicheskoe posobie po profilaktike i preodoleniyu zhestokogo obrashcheniya, deviantnogo povedeniya i alkogol'noj zavisimosti v sem'e. - Moskva, 2008. - 159 s.

6. Shatohina V.V. O semejnom neblagopoluchii v nauchnoj literature // Innovacionnaya nauka. - 2016. - № 12-3. - S. 142-144.

7. Antonyan Yu.M. Kriminogennoe vliyanie na lichnost' na stadii rannej socializacii // Lex russica. - 2013. - № 7. - S. 735-741.

8. Lebedinskaya V.P. Neblagopoluchnaya sem'ya i ee rebenok // Vestnik Social'no-pedagogicheskogo instituta. - 2013. - № 1. - S. 29-32.

9. Borovikov V. O sovershenstvovanii instituta ugolovnoj otvetstvennosti nesovershennoletnih // Ugolovnoe pravo. - 2003. - № 4. - S. 15-18.

10. Zajko T.M. Mery bor'by s prestupnost'yu nesovershennoletnih i molodezhi: pravovoj i psihologo-kriminologicheskij aspekty: monografiya. - Tambov: Konsaltingovaya kompaniya Yukom, 2017. - 85 s.

(статья сдана в редакцию 13.07.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.