Научная статья на тему 'Воспитание уважения к старшим у детей 6-7 лет в условиях семьи и дошкольной образовательной организации'

Воспитание уважения к старшим у детей 6-7 лет в условиях семьи и дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1606
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FAMILY / FAMILY UPBRINGING / ROLE STATUS OF A PRESCHOOL CHILD / FAMILY MICROCLIMATE / PARENTHOOD / RESPECT TO ELDERS AMONG PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дыбина Ольга Витальевна, Щеглова Алена Евгеньевна

В статье рассматривается проблема семьи и семейного воспитания детей, раскрываются роль статуса ребенка в семье и его влияние на сохранение позитивного микроклимата семьи, характер взаимоотношений между детьми, родителями и другими взрослыми членами семьи, сделан акцент на значимости уважительного отношения детей к старшим. Представлено содержание понятий «ролевой статус ребенка-дошкольника», «микроклимат семьи», «уважение к старшим детей старшего дошкольного возраста», выявлены специфика и проблемы семейной социализации ребенка-дошкольника. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке вопросов родительского воспитания, помогающих сформировать необходимую для ребенка семейную роль. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов в семейном воспитании, конкретизации содержания означенных выше понятий, предложении рекомендаций по реализации воспитательно-образовательной работы в семье и дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дыбина Ольга Витальевна, Щеглова Алена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educating to Respect Elders Among Children Aged 6-7 in Family or Preschool Educational Organization

The paper considers the problem of family and family upbringing of children, reveals the role of the child’s status in the family and its impact on the preservation of a positive microclimate in the family, the nature of the relationship between children, parents and other adult family members, and respectful attitude of children to elders. The contents of the concepts “role status of a preschool child”, “microclimate of the family”, “respect to elders among senior preschool age children” are revealed, the specificity and problems of family socialization of a preschool child are identified. The theoretical significance of the study lies in the development of parenting issues that help form the family role necessary for the child. Practical significance consists in the possibility of using the results in family education, specifying the content of the above concepts, offering recommendations for organizing educational work in the family and in preschool educational organizations.

Текст научной работы на тему «Воспитание уважения к старшим у детей 6-7 лет в условиях семьи и дошкольной образовательной организации»

УДК [373.2+314]-053.5"465.06/.7"

https://doi.org/10.24158/spp.2019.12.22

Дыбина Ольга Витальевна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики, прикладной психологии Тольяттинского государственного университета

Щеглова Алена Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и управления Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова

ВОСПИТАНИЕ УВАЖЕНИЯ К СТАРШИМ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Dybina Olga Vitalyevna

D.Phil. in Education Science, Professor, Head of the Preschool Pedagogy, Applied Psychology Department, Togliatti State University

Shcheglova Alena Yevgenyevna

PhD in Education Science, Associate Professor, Economics and Management Department, Ulyanovsk State Pedagogical University

EDUCATING TO RESPECT ELDERS AMONG CHILDREN AGED 6-7 IN FAMILY OR PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация:

В статье рассматривается проблема семьи и семейного воспитания детей, раскрываются роль статуса ребенка в семье и его влияние на сохранение позитивного микроклимата семьи, характер взаимоотношений между детьми, родителями и другими взрослыми членами семьи, сделан акцент на значимости уважительного отношения детей к старшим. Представлено содержание понятий «ролевой статус ребенка-дошкольника», «микроклимат семьи», «уважение к старшим детей старшего дошкольного возраста», выявлены специфика и проблемы семейной социализации ребенка-дошкольника. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке вопросов родительского воспитания, помогающих сформировать необходимую для ребенка семейную роль. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов в семейном воспитании, конкретизации содержания означенных выше понятий, предложении рекомендаций по реализации воспитательно-образовательной работы в семье и дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова:

семья, семейное воспитание, ролевой статус ребенка-дошкольника, микроклимат семьи, роди-тельство, уважительное отношение к старшим детей дошкольного возраста.

Summary:

The paper considers the problem of family and family upbringing of children, reveals the role of the child's status in the family and its impact on the preservation of a positive microclimate in the family, the nature of the relationship between children, parents and other adult family members, and respectful attitude of children to elders. The contents of the concepts "role status of a preschool child", "microclimate of the family", "respect to elders among senior preschool age children" are revealed, the specificity and problems of family socialization of a preschool child are identified. The theoretical significance of the study lies in the development of parenting issues that help form the family role necessary for the child. Practical significance consists in the possibility of using the results in family education, specifying the content of the above concepts, offering recommendations for organizing educational work in the family and in preschool educational organizations.

Keywords:

family, family upbringing, role status of a preschool child, family microclimate, parenthood, respect to elders among preschool children.

Семья является одним из важных источников освоения ребенком опыта взаимоотношений с другими людьми (взрослыми и детьми). Стиль отношения взрослых к ребенку не только оказывает влияние на его развитие, но и обеспечивает успешность в дальнейшей жизни дошкольника. Набор социальных ролей очень велик, и в каждый момент времени человек находится в той или иной роли, а зачастую исполняет несколько ролей одновременно.

Для начала важно разделить понятия роли и статуса. Статус - это позиция, занимаемая в обществе и в семье. Роль - это модель поведения, способ взаимодействия, используемый в отношениях. Статус - положение человека, а роль - образец поведения в соответствии со своим статусом [1].

Статус ребенка-дошкольника определяется характером и содержанием внутрисемейного общения в семье. Роль ребенка в семье обусловлена позицией членов семьи к воспитанию и развитию дошкольника. «Эмоциональное значение семейных отношений очень велико. Они затрагивают ценностные ориентации личности каждого члена семьи (в том числе и ребенка-дошкольника. - Примеч. авт.) и определяют в целом успешность семейной жизни» [2, с. 20-21].

Уважительное отношение у дошкольника формируется на основе чувства любви к близким людям, ощущения собственного эмоционального благополучия, заботы со стороны старших.

Изучение и анализ исследований показали, что применительно к дошкольникам уважение к старшим выражается: в желании и умении охотно выполнять любую просьбу, поручение взрослого по первому их требованию; стремлении проявлять элементарную заботливость, внимание, почтительность по отношению к старшим (не вмешиваться в разговор, не кричать, поднять упавшую вещь, предложить свое место взрослому, уступить дорогу и т. д.) [3]. Уважительное отношение характеризуется и внешними проявлениями, выражающимися в жестах, действиях, мимике, речи (умение вежливо обратиться к взрослому с просьбой, быть сдержанным при разговоре со взрослым и т. п.).

В формировании у старших дошкольников уважительного отношения к старшим существенную роль играет семья. Семья с присущей ей эмоциональной атмосферой взаимоотношений между младшими членами и старшими, младшим поколением и старшим (бабушками, дедушками) создает определенный «климат» взаимоотношений, способствует не только воспитанию у ребенка естественной любви к близким людям, но и формированию гуманных отношений к ним. Путь развития этого отношения лежит от чувства привязанности к близким людям и усвоения представлений об их деятельности, положении в обществе к формированию осознанного, реального активного отношения к взрослым вообще. Наиболее успешно процесс формирования у детей уважительного отношения к старшим осуществляется тогда, когда работа, начатая в семье, находит поддержку и продолжение в дошкольной образовательной организации.

Весь уклад жизни дошкольной организации обеспечивает систематическую и планомерную работу в этом направлении. На специальных занятиях (этические беседы, чтение художественных произведений, наблюдение за положительными проявлениями взаимоотношений воспитанников) у детей целенаправленно формируются и закрепляются нужные представления, чувства. Организуя трудовую, игровую деятельность, повседневную жизнь детей в детском саду, воспитатель имеет большую возможность упражнять их в необходимых действиях, правильных поступках, формировать навыки и привычки уважения старших.

Наиболее благоприятными педагогическими условиями формирования уважения к старшим являются:

- сообщение детям сведений об уважительном отношении к старшим и формирование на этой основе соответствующих представлений;

- выработка у детей навыков и привычек уважительного отношения;

- формирование социально значимых чувств и мотивов (забота, желание помочь, стремление подражать взрослым, в поведении которых наиболее ярко выражаются уважение к людям, и др.);

- формирование умения переносить усвоение навыка уважительного отношения к старшим.

Важными методами при организации работы с детьми оказываются этические беседы, позволяющие усваивать нормы доброжелательного, заботливого отношения к людям, а также использование специально созданных педагогом практических ситуаций, направленных на углубление овладения навыками уважительного отношения к старшим. Осознанию гуманных поступков помогает оценка. Она обеспечивает воспитание мотивов заботы, внимания к людям и соответствующих чувств.

Выявление зависимости воспитания у детей уважения к старшим от отношения родителей к этому вопросу убеждает в необходимости дифференцированного подхода к ним со стороны воспитателя. В одних семьях педагог поддерживает эти начинания родителей, подсказывает пути дальнейшего совершенствования работы, в других выступает в роли помощника, вызывает у родителей интерес к вопросам воспитания, показывает и советует, как добиваться успехов в этом направлении.

Специалистам дошкольной организации удается достичь успехов в воспитании у детей уважительного отношения к окружающим через активное воздействие не только на воспитанников, но и на их родителей. Работа должна вестись в плане совершенствования личностных качеств матерей, отцов, осознания личного примера и тех гуманных чувств, которые они могут проявить к окружающим.

Опора на положительные семейные традиции позволяет соответствующим образом организовать педагогическую работу в дошкольной организации с целью воспитания и углубления чувства признательности старшему поколению, которое следует рассматривать как высшую форму проявления уважительного отношения к человеку.

Уважительное отношение складывается у детей под влиянием традиций и семейных взаимоотношений на основе непосредственного примера старших членов семьи, а также соответствующей организации деятельности ребенка, обеспечивающей упражнение в нужных поступках и действиях. В дошкольной организации под влиянием целенаправленного воздействия педаго-

гов на детей при использовании ими прогрессивных семейных традиций, характера взаимоотношений между родителями и детьми у дошкольников формируется устойчивое уважительное отношение к окружающим. Это отношение становится мотивом поведения ребенка и обеспечивает формирование данного качества.

«Уважительное отношение к человеку есть сложное личностное образование, включающее в свою структуру чувства, навыки, моральные представления, волевые умения и т. д. Изучены и некоторые педагогические условия, позволяющие воспитывать у детей навыки взаимоотношений, гуманные чувства, общественно значимые мотивы» [4]. Это позволяет значительно повысить уровень нравственного развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях, и в частности вооружить их навыками уважительного отношения к людям.

Анализ исследований в области семейного воспитания показывает, что характер уважительного отношения к старшим у ребенка в первую очередь определяется стилем взаимоотношений родителей в семье, старших и младших ее членов, домашней атмосферой, бытующими обычаями и традициями [5].

Изучение имеющихся исследований показывает, что проблема уважительного отношения к людям рассматривалась в литературе. Однако до сих пор не определено и теоретически не обосновано содержание понятия «уважение к старшим», не раскрыты формы организации работы с детьми в детском учреждении, не отражено своеобразие уклада жизни в семье и его влияние на формирование у дошкольников уважения к старшим. Не изучалась возможность переноса положительного опыта семьи на воспитание уважительного отношения к взрослым в условиях дошкольной организации.

Практика работы в детском саду свидетельствует о том, что педагогам не всегда удается сформировать навыки уважения к людям. Эти навыки обнаруживаются лишь в строго определенных условиях, только по отношению к близким людям, при напоминании нормы поведения. Главная причина состоит в незнании практическими работниками объема содержания данного понятия и тех педагогических условий, которые обеспечивают результативность формирования у детей навыков уважения к людям.

Совместными усилиями семьи и дошкольной организации удается воспитать у детей уважительное отношение к старшим, теоретически обосновать основные направления организации этой работы. Одно из них - использование прогрессивных семейных традиций, позволяющих приобщать детей с раннего возраста к соблюдению и выполнению норм взаимоотношений со взрослыми.

Второе направление состоит в организации условий для взаимодействия детей с окружающими людьми, обеспечивающих систематическое упражнение в уважительных поступках и действиях.

Норма взаимоотношений между людьми усваивается детьми через конкретные правила. При ознакомлении детей с каждым из них необходимо объяснение его содержания, которое усваивается детьми во время этических бесед («Уважай старших», «Надо помогать старшим», «Помогай всегда, не жди, чтобы просили тебя о помощи» и др.), наблюдений за характером взаимоотношений между людьми в процессе разнообразной деятельности.

В опытной работе педагогов используются различные методы и приемы формирования у детей уважительного отношения к старшим. Главными из них являются пример взрослых, упражнение в повседневной жизни и в разнообразной деятельности в дошкольной организации и семье.

Поскольку первоначально уважительное отношение проявляется детьми к авторитетному для них взрослому, который непосредственно заботится о них, а затем уже к другим людям, на первом этапе опытной работы организуются упражнения в поступках, характерных для уважительного отношения к близким людям, к своим родителям. В играх в семью и в повседневной жизни необходимо показать детям мать и отца как хороших, добрых людей, о которых нужно заботиться, беспокоиться.

Упражнению детей в уважительных поступках, кроме повседневной бытовой деятельности, помогают сюжетно-ролевые игры, содержание которых требует проявления элементов уважения («Магазин, покупатели, продавцы», «Поликлиника, врачи, больные», «Шофер и пассажиры»).

Для расширения у детей представлений об уважительном отношении к старшим, о сущности человеческих отношений используются произведения художественной литературы (В. Осеева «Просто старушка», «Бабка» (отрывок), А. Дорохов «Будьте любезны»), картинки. Воздействуя на чувства детей, они одновременно вызывают у них желание подражать положительным поступкам героев.

Расширение представлений о гуманной сущности уважительного отношения к человеку способствует большему осознанию важности его проявления, помогает переносить уважитель-

ные поступки на более широкий круг взрослых, связывать внешние проявления уважения с внутренним, доброжелательным отношением к ним, проявлением заботы об окружающих, оказанием им помощи.

Как видим, уважительное отношение детей старшего дошкольного возраста к старшим является сложным образованием, затрагивающим чувственную среду ребенка, область его сознания и поведения. Все это формируется в общении детей со взрослыми, в их совместной повседневной жизни и деятельности в дошкольной организации, семье и обеспечивает приобретение и накопление опыта уважения к окружающим людям.

Итак, «атмосфера семьи, весь семейный уклад оказывают влияние на ребенка. Опыт общения, полученный в семье, очень важен. Им в значительной степени определяется благополучие взаимоотношений детей с окружающими людьми» [6, с. 156].

«Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа» [7]. «...Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка» [8, с. 155].

В семье с позитивными внутрисемейными взаимоотношениями ребенку предоставляют роли: субъекта совместной деятельности, советчика, участника семейных дел, помощника и др. Наличие определенной роли в семье позволяет ребенку проявлять ответственность перед родителями, чувствовать сопричастность к семейным делам и выражать чувство гордости за свое участие в жизни семьи. И именно когда ребенок не привязывается ни к одной из семейных ролей, не имеет постоянного ролевого статуса, а является самим собой, он непроизвольно и естественно выполняет в семье ролевой статус того фактора, который выполняет функции сохранения позитивного микроклимата в семье.

Огромна роль семьи в приобщении детей к жизненным ценностям, семейным и моральным ценностям человечества и конкретного общества, к которым ребенок приобщается с раннего возраста в процессе взаимодействия с членами семьи. Сформированные у ребенка представления о тех или иных ценностях будут способствовать безболезненной адаптации к жизни в обществе. Благодаря тесному сотрудничеству общественного и семейного воспитания расширяется кругозор ребенка, накапливается опыт. Ребенок реализует свои способности в обществе сверстников (в дошкольной и школьной организации), что способствует становлению интеллекта [9, с. 260].

«Ценностное отношение к семейным ценностям и национальной культуре родителей находится в тесной взаимосвязи с представлениями о "родительстве" и "родительской культуре". Представления о полноценной семье в отечественной культурной практике неотъемлемо связаны с установкой на рождение детей и звание родительства. Родительская культура - одна из ведущих предпосылок полноценного воспитания детей, имеющая значение не только для отдельной семьи, но и для страны в целом» [10, с. 4].

Ребенок во взаимоотношениях с родителями узнает способы поведения, делает их лич-ностно значимыми и применяет сам. Родительское отношение составляет один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.

Микроклимат семьи связан со своеобразной атмосферой семейных отношений, сложившихся в семье между ее членами. Понятия «благополучная», «не совсем благополучная», «неблагополучная» семья характеризуются содержанием устоявшихся в ней отношений и процессов, которые обусловливают атмосферу повседневной жизни. В основе семейного микроклимата лежат прежде всего отношения между супругами, иногда супругами и старшими членами семьи (дедушка, бабушка, свекровь, теща и др.).

Полагаем, что особое внимание следует уделять изменению позиции родителей по отношению к ребенку, важен переход от излишнего дидактизма к доверию, учету его интересов, потребностей. Именно микроклимат, устойчивые межличностные отношения в семье, гуманистический подход к детям позволяют дошкольникам проявлять доверие к членам семьи, уважать их, стремиться приумножить успехи родителей своими достижениями.

Ссылки:

1. Винникотт Д.В. Разговор с родителями : пер. с англ. М., 2012. 96 с.

2. Колесникова С.В. Семья как среда воспитания и развития личности // Наука XXI в.: тенденции и перспективы : сборник материалов международной научной конференции / под общ. ред. А.И. Барановского. Т. 2. Омск, 2014. С. 18-23.

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : книга для воспитателя детского сада / под ред. А.М. Виноградовой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1989. 95 с. ; Диалоги о воспитании : книга для родителей / под ред. В.Н. Столетова ; сост. О.Г. Свердлова. М., 2008. 288 с. ; Дыбина О.В. Особенности формирования у современного ребенка направленности на мир семьи // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания : материалы III Международной научно-практической конференции. М., 2012. С. 222-228.

4. Анненкова Н.В. Подготовка педагога к деятельности по воспитанию у школьников гуманного отношения к родителям. Курск, 2008. 151 с.

5. Кон И.С. Материнство и отцовство: роли, чувства, отношения // Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. 120 с. ; Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. 232 с.

6. Иванов Н.Н. Влияние отношения родителей к ребенку // Наука и современность. Новосибирск, 2014. № 29. С. 154-158.

7. Там же. С. 156.

8. Там же. С. 155.

9. Богомолова М.И. Генезис семейного и общественного воспитания детей в истории педагогической мысли : монография. Ульяновск, 2015. 300 с.

10. Дюльдина Ж.Н. Формирование у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды (на примере курсантов военного вуза) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2010. 26 с.

References:

Annenkova, NV 2008, Preparing a Teacher for Activities to Educate a Humane Attitude to Parents Among Schoolchildren, Kursk, 151 p., (in Russian).

Bogomolova, MI 2015, The Genesis of Family and Social Education of Children in the History of Pedagogical Thought, Ulyanovsk, 300 p., (in Russian).

Dybina, OV 2012, 'Features of the Formation of a Modern Child's Focus on the World of the Family', Psikhologiya ipedagogika v sisteme gumanitarnogo znaniya: materialiIII Mezhdunarodnoynauchno-prakticheskoykonferentsii, Moscow, pp. 222-228, (in Russian).

Dyuldina, ZhN 2010, Family Values Formation Among Youth in a Multicultural Environment (Using the Example of Cadets of a Military University), PhD thesis abstract, Ulyanovsk, 26 p., (in Russian).

Ivanov, NN 2014, 'The Influence of Parents' Attitude Toward Child', Nauka i sovremennost, Novosibirsk, no. 29, pp. 154-158, (in Russian).

Kolesnikova, SV 2014, 'Family as an Environment of Upbringing and Personality Development', in AI Baranovsky (ed.), Nauka XXI veka: tendentsii iperspektivi: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, vol. 2, Omsk, pp. 18-23, (in Russian). Kon, IS 1988, 'Motherhood and Fatherhood: Roles, Feelings, Relationships', Rebenokiobshchestvo, Moscow, 120 p., (in Russian). Kulikova, TA 2000, Family Pedagogy and Home Upbringing, Moscow, 232 p., (in Russian). Stoletov, VN (ed.) & Sverdlova, OG (comp.) 2008, Dialogues on Parenting, Moscow, 288 p., (in Russian). Vinogradova, AM (ed.) 1989, Education of Moral Feelings Among Preschoolers, Moscow, 95 p., (in Russian). Winnicott, DW 2012, Talking to Parents, Moscow, 96 p., (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Дубина Юлия Юрьевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.