Научная статья на тему 'ОБРАЗ ПСИХОЛОГА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ КУРСАНТОВ-ПСИХОЛОГОВ'

ОБРАЗ ПСИХОЛОГА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ КУРСАНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ПРОФЕССИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГ-ПРОФЕССИОНАЛ / КУРСАНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сперанская А.В.

В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению представлений у курсантов-психологов о личности пенитенциарного психолога-профессионала. Проведен сравнительный анализ между Я-реальным и Я-идеальным у обучающихся, получены значимые расхождения между данными: себя курсанты оценивают хуже, чем психолога-профессионала, что выступает ориентиром для их профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сперанская А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF PSYCHOLOGIST TO CADETS-PSYCHOLOGISTS VIEW

The article presents the results of empirical studies on the views of the students-psychologists of the personality of the prison psychologist-professional. A comparative analysis between the real and the ideal in the students obtained significant differences between the data: the students assess themselves worse than psychologist-a professional that serves as a guideline for their professional development.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ПСИХОЛОГА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ КУРСАНТОВ-ПСИХОЛОГОВ»

развитие организации и нельзя недооценивать важность корректировок деятельности предприятия на ранних стадиях изменений. В связи с чем, особую значимость приобретает качественная диагностика деятельности с использованием всесторонней комплексной оценки, с учетом разработанной системы факторов, отражающей специфику деятельности предприятий, осуществляющих торговую деятельность. Взвешенное выполнение функций предприятия сферы услуг способствует развитию хозяйственных связей, межрегиональному объединению потребительского рынка, росту эффективности торговой деятельности.

УДК 159.9

Сперанская А.В., к.психол.н. старший преподаватель кафедра общей психологии Вологодский институт права и экономики ФСИН России

Россия, г. Вологда

ОБРАЗ ПСИХОЛОГА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ КУРСАНТОВ-

ПСИХОЛОГОВ

В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучению представлений у курсантов-психологов о личности пенитенциарного психолога-профессионала. Проведен сравнительный анализ между Я-реальным и Я-идеальным у обучающихся, получены значимые расхождения между данными: себя курсанты оценивают хуже, чем психолога-профессионала, что выступает ориентиром для их профессионального становления.

Ключевые слова: образ профессии, личностные качества, психолог-профессионал, курсант

Speranskaya A. V., candidate of psychological Sciences

Russia, Vologda

THE IMAGE OF PSYCHOLOGIST TO CADETS-PSYCHOLOGISTS

VIEW

The article presents the results of empirical studies on the views of the students-psychologists of the personality of the prison psychologist-professional. A comparative analysis between the real and the ideal in the students obtained significant differences between the data: the students assess themselves worse than psychologist-a professional that serves as a guideline for their professional development.

Key words: the image of the profession, personal qualities, psychologistprofessional, cadet

С момента начала самостоятельной работы субъект труда приобретает профессиональный опыт. Профессиональный опыт является частью жизненного опыта личности, он складывается из приобретенных знаний, умений и навыков, из опыта решения различных профессиональных

проблем, включая знания, умения и навыки, впервые обретенные именно в собственной практической деятельности.

Профессиональный опыт вносит коррективы в ранее сложившиеся ценностные ориентации, установки личности, придает особые краски переживаниям, смысловой сфере субъекта труда. Ф.И. Исмагилова, показала, что профессиональный опыт может быть не только следствием профессиональной деятельности человека, но и объектом управления, осознанного развития. Но до этого момента человек должен получить профессиональное обучение, которое выступает фундаментом будущего профессионального опыта.

Период обучения в вузе является важной составляющей процесса профессионализации, будущий специалист получает необходимые знания, умения, навыки, оценивает свое Я - реальное и Я - идеальное в будущей профессиональной деятельности, стремится стать настоящим профессионалом. Для этого ему необходимо создать образ профессии.

С.В. Зиброва рассматривает образ профессии как внутреннее образование, имеющее характер обобщенности, отражающее становление профессионального сознания как субъектного, личностного процесса, с одной стороны, и соответствующее внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности - с другой стороны.

В своем исследовании мы решили изучить представления курсантов об идеальном психологе. Образ профессионала является ориентиром в становлении будущего психолога. В качестве испытуемых выступили курсанты ведомственного вуза (ВИПЭ ФСИН России) 3 курса психологического факультета в количестве 23 человек в возрасте от 19 до 20 лет. Им было предложено заполнить методику личностного дифференциала (Горбатов). Методика представляет собой бланк, на котором размещена 21 полярная черта личности, между ними на каждой строке размещены цифры (3, 2, 1, 0, 1, 2, 3). Чем ближе расположена цифра к тому или иному слову, тем большую выраженность имеет данное качество в оцениваемом человеке. Бланк методики респонденты заполняли в два этапа: на первом этапе они оценивали степень выраженности качеств высокопрофессионального психолога, на втором этапе они оценивали степень выраженности данных качеств у самих себя в настоящее время. Целью исследования стало изучение представлений о личностных качествах психолога-профессионала и выявление степени соответствия собственных черт свойствам этого своеобразного «эталона».

Таблица 1. Оценка черт личности у психолога-профессионала и _собственных черт личности курсантами (п=23)_

№ п/п Черта личности Медиана у Медиана у

«эталона» курсантов

1 Обаятельный 2 1

2 Сильный 2 2

3 Разговорчивый 3 2

4 Добросовестный 3 2

5 Уступчивый 1 1

6 Открытый 2 2

7 Добрый 2 2

8 Независимый 2 1

9 Деятельный 3 2

10 Отзывчивый 2 2

11 Решительный 2 1

12 Энергичный 2 2

13 Справедливый 2 2

14 Расслабленный 1 0

15 Спокойный 2 1

16 Дружелюбный 3 2

17 Уверенный 3 2

18 Общительный 3 2

19 Честный 2 2

20 Самостоятельный 2 2

21 Невозмутимый 2 1

Как видно из табл.1, из 21 противоположной по смыслу пары слов только 6 слов (28,6%) определены обучающимися как доминирующие в структуре референтной личности (получили значение 3 на первом этапе заполнения бланка) - это разговорчивый, добросовестный, деятельный, дружелюбный, уверенный и общительный. Курсанты считают, что высокопрофессиональный пенитенциарный психолог должен налаживать и поддерживать успешный психологический контакт с клиентом, независимо от его психотипа личности и его категории (осужденный или сотрудник). В этом помогают высокоразвитые личностные качества, связанные с коммуникабельностью: разговорчивый, дружелюбный и общительный. При этом было отмечено, что данные качества помогают начинать, продолжать и заканчивать беседу в нужном русле. Психолог способен управлять течением разговора, поддерживая благожелательную атмосферу, настраивая клиента на самораскрытие в необходимой степени для каждого конкретного случая. Беседа должна оставлять благоприятное впечатление у клиента, чтобы ему захотелось вновь прийти в кабинет психолога для обсуждения определенных тем, важных для клиента.

По качеству осуществления профессиональной деятельности, по мнению респондентов, психолог-профессионал должен быть добросовестным, деятельным, уверенным в правильности своих действий. Пенитенциарный психолог обязан добросовестно заполнять документацию, где адекватно отражены все мероприятия, проведенные с конкретным клиентом. Также профессионалу надлежит добросовестно прорабатывать каждый конкретный случай обращения. Психолог должен уметь организовывать, координировать и проводить индивидуальные и групповые мероприятия с каждой категорией клиентов.

Большая часть личностных черт (13 слов, что составило 62% от

списка) должна быть развита на среднем уровне (получили значение 2 на первом этапе заполнения бланка). Сюда отнесены такие черты, как обаятельный, сильный, открытый, добрый, независимый, отзывчивый, решительный, энергичный, справедливый, спокойный, честный, самостоятельный и невозмутимый. В своей деятельности психолог должен быть в меру независимым, т.е. одновременно должен следовать определенным алгоритмам в предписанных ситуациях, использовать указанные в нормативно-правовых актах психодиагностические методики и формировать индивидуальный план психологического сопровождения, устанавливать частоту встреч с каждым клиентом в зависимости от результатов психодиагностики и изучения личных дел. Независимость проявляется в выборе профессиональной позиции пенитенциарного психолога в отношении конкретного клиента. Такие черты как решительный, энергичный, самостоятельный выступают в качестве ресурса для проявления независимости и силы личности пенитенциарного психолога в работе с осужденными.

Курсанты считают, что сверх меры развитые черты личности -открытый, добрый, отзывчивый, справедливый, спокойный, честный - будут скорее мешать профессионалу в его деятельности, он может стать жертвой манипуляции со стороны спецконтингента, может быть подвержен эмоциональному выгоранию. Поэтому перечисленные качества должны быть развиты на среднем уровне, это оптимальный уровень, позволяющий эффективно осуществлять практическую деятельность пенитенциарному психологу.

На втором этапе исследования курсанты оценивали свои качества (табл.1).

Обращает внимание отсутствие личностных черт, оцененных как доминирующие при оценке своих собственных качеств. В отличие от «эталона», обучающиеся в целом хуже себя оценили. Можно рассматривать полученные результаты как адекватную самооценку качеств, возможно, некоторые курсанты имеют заниженную самооценку. Вероятно, часть исследуемых курсантов хотят обладать теми или иными качествами, но не имеют на данный момент и приписывают их себе, другая часть - наоборот занижают свои качества, и не указывают их.

При обсуждении полученных результатов респонденты высказали мнение, что собственные качества нуждаются в развитии. При сопоставлении обоих списков по уровню развития совпало только 8 черт из списка (38%) - это сильный, открытый, добрый, отзывчивый, энергичный, справедливый, честный и самостоятельный. Самое большое расхождение с «эталоном» получила черта упрямство/уступчивость. Курсанты оценили свою черту в сторону упрямства, при этом считают, что данная черта скорее им мешает, чем помогает, т.к. мешает быть более гибким, у «эталона» отметили, что психолог должен быть более уступчивым. Респонденты полагают, что некоторую уступчивость, гибкость психолог может проявлять

во взаимодействии с клиентами, с воспитательным отделом исправительного учреждения, чтобы добиться поставленной цели.

Полученные данные позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, наблюдается общая позитивная согласованность образа психолога. Особых недостатков в образе высокопрофессионального психолога не выделено, можно отметить наличие у курсантов тенденции к идеализации идеального психолога. В этом случае такое представление курсантов о пенитенциарных психологов является преувеличенным и несколько идеализированным. Возможно, именно такое представление об этой профессии было сформировано еще до поступления в вуз и послужило одной из причин поступления на психологическую специальность.(ксенда)

Во-вторых, образ психолога, как реального, так и идеального, является разнородным, имеются значимые расхождения, что в целом подтверждает многочисленные исследования о том, что образ профессионала очень отличается от самооценки своих качеств обучающимися в период профессионального обучения.

Таким образом, образ профессии играет важную роль в процессе профессионализации курсантов, обретения ими собственной профессиональной идентичности. Полученные результаты показывают вектор дальнейшего профессионального развития курсантов-психологов как будущих профессионалов.

Использованные источники:

1. Володина К.А. Изучение образа профессии у студентов-психологов // Концепт. - 2013. - № 7 (июль). - ART 13149. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13149.htm.

2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. - Самара: БАХРАХ-М, 2003. - 272 с.

3. Ксенда О.Г. Образ психолога в представлении студентов-психологов // Психологический журнал. - 2010. -№2. - С. 55-59.

4. Литвиненко О.В. Исследование представлений о профессии в современной психологии: образ будущей профессии у студентов // Научно-исследовательская работа. - 2007. - №5 - С.65-68.

5. Носкова О.Г. Психология труда / Под ред. Е.А. Климова. - 5-е изд. Стер. -М.: Академия, 2009. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.