М. С. Лукова
ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Работа представлена кафедрой психологии Московского педагогического государственного университета. Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент В. Я. Кисленко
Рассматриваются содержательные характеристики личностной готовности студентов-выпускников психологического факультета к выполнению профессиональной деятельности через определение взаимодействия и взаимопроникновения субъективных представлений о профессии и образа «Я». Установлены противоречия, существующие между образами «Я», «Я - психолог» и «Психолог» в сознании выпускников, указывающие на необходимость формирования личностной готовности, заключающейся в осознании своего профессионального «Я» в структуре самосознания.
The content characteristics of graduating psychology students’ readiness for their professional activity are considered by means of the definition, interaction and interpenetration of subjective notions about profession and image of the «self». The author defines the contradictions between such images as «image of myself», «I am a psychologist)) and «psychologist» in graduating students’ consciousness, pointing out the necessity to form personal readiness, which means realisation of the professional «self» in the structure of self-consciousness.
Проблема готовности к профессиональной деятельности является одной из актуальнейших в современной психологии. Ее решению посвящены работы Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, рассматривающие динамику развития, условия и структуру профессионального самоопределения;
A. К. Марковой, А. А. Деркача, В. Д. Шад-рикова, Л. М. Митиной, Н. В. Кузьминой, определяющие показатели акмеологичес-кого развития профессионала; К. А. Абуль-хановой-Славской, К. К. Платонова,
B. В. Столина и др., посвященные изучению профессионального самосознания;
A. И. Донцова, Г. М. Белокрыловой,
B.Я. Ляудис, Г. Ю. Любимовой, И. В. Дубровиной, Ф. Е. Василюка, Л. Б. Шнейдер, М. В. Молоканова, Н. А. Аминова и др., рассматривающие проблему профессиональной подготовки психологов.
Так, в работах Л. Б. Шнейдер1 в качестве признака готовности к профессиональной
деятельности рассматривается степень сформированности у человека следующих основных психических регуляторов деятельности: «образ объекта» (субъективный образ профессии); «образ субъекта» (Образ «Я» - самосознание); образ субъектносубъектных и субъектно-объектных отношений» (профессиональное самосознание). Исходя из этого положения, нами была сформулирована цель исследования: изучение содержательных характеристик личностной готовности студентов-выпускников психологического факультета к выполнению профессиональной деятельности через определение взаимодействия и взаимопроникновения субъективных представлений о профессии и образа «Я». Мы предполагаем, что в процессе исследования могут быть обнаружены противоречия, существующие между образами «Л», «Психолог» и «Я - психолог» в сознании выпускников, затрудняющие становление личностной
Личностная готовность к психологов
готовности к выполнению профессиональной деятельности.
В исследовании приняли участие 65 студентов 5-го курса, обучающихся на отделении психологии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Испытуемым предлагалось оценить объекты «Я», «Психолог», «Я - психолог» по шкалам личностного дифференциала, разработанного в ЛНИПИ имени В. М. Бехтерева на основе методики Ч. Осгуда. Математическая обработка полученных данных проводилась с помощью статистической программы «STADIA» для Windows с применением факторного анализа (методом главных компонент с последующим поворотом факторных структур по принципу Varimax).
Для определения степени близости образов «Я», «Я - психолог» и «Психолог» были подсчитаны значения по трем классическим факторам «оценка» (JET), «сила» (Е) и «активность» (Е) (см. табл. 1), что позволило дать характеристику уровня самоуважения, принятия, развития волевых качеств, а также определить уровень экст-равертированности.
Таблица 1 Оценка образов «Я», «Психолог», «Я-психолог» студентами 5-го курса по факторам оценки, силы и активности
Так, значимые различия по ¿-критерию Стьюдента получены между оценками образов «Психолог» и «Я - психолог» по факторам оценки (I = 3,77,/? = 0,001) и силы {( = Ъ,2\,р = 0,01), что указывает на приписывание образу «Психолог» более высокого уровня самоуважения и уверенности, независимости, нежели чем себе в профессии. Между оценками образов «Психолог» и «Я» значимые различия установлены по факторам оценки (Г = 5,62, р = 0,001) и активности ( = 2,62, р = 0,01), которые свидетельствуют о более низком уровне принятия себя, но более высокой оценке собственной активности, общительности и импульсивности.
Таким образом, обнаруженная близость в оценках по рассматриваемым факторам образов «Я» и «Я - психолог», за исключением установленных различий по фактору активности (г = 2,81, р = 0,001), показывает, что основой для построения образа себя в профессии является представление о себе. Однако необходимо отметить практически не установленного сходства оценок себя в профессии и психолога.
Содержательную оценку образов «Я», «Я - психолог», «Психолог» можно увидеть в составленной на основе выделения шкал, одинаково оцениваемых значимым большинством испытуемых (80% испытуемых), семантической универсалии каждого образа2 . Выделенные испытуемыми степени выраженности предложенных характеристик позволили более детально проследить изменения в содержании оцениваемых образов (см. табл. 2).
Оцениваемые образы
«П с и х о л о г » «Я » «Я - психолог »
Ео 17,3 14,8 15,3
Ее 5,6 4.7 4,2
Еа 8,5 10,1 8,7
Таблица 2
Содержание оценки студентами-психологами 5-го курса образов «Психолог», «Я-психолог», «Я»
Выбранные характеристи к и шкал личностного д и ффе р е н ц и а л а «Я » «Я - психолог » «Психолог »
Выделенная испытуемыми (в %) степен > (сильно - с , средне - с > выраженности характеристики р ., слабо -с л .)
с . с р . с л . с . с р . с л . с . с р. с л .
1 Обаятельный 46,2 47,7 4,6 38,5 50,7 6,2 43,1 50,7 6,2
2 Сильный 20 52,3 23,1 20 49,2 23,1 49,2 47,7 3,1
3 Разг оворчивы й 47,7 27,7 13,9 30,8 41,5 18,5 38,5 38,5 15,4
4 Добросовестн ы й 40 40 12,3 49,2 46,2 3,1 80 18,5 1,5
5 Упрямый - - - - - - - -
6 Открытый 33,9 46,2 10,8 32,3 49,2 12,3 46,2 43,1 9,2
7 Добрый 35,4 36,9 9,2 35,4 49,2 7.7 40 53,8 1,5
8 Независимый - - - - 24,6 47,7 12,3
9 Деятельный 32.3 46,2 16,9 32.3 43,1 12,3 52,3 38,5 7,7
10 Отзывчивый 49,2 40 7,7 46,2 41,5 9,2 69,2 26,2 4,6
11 Решительный 16,9 46,2 18,5 27,7 41,5 15,4 58,5 35,4 4,6
12 Э н е р г ичный 34 41 5 20 40 46 2 10 8 47 7 47 7 4 6
Анализ представленной семантической универсалии показывает, что психолог, по мнению выпускников, должен обладать высокой активностью, развитой самостоятельностью, уверенностью в себе, быть высоконравственным (добросовестным, честным и справедливым), быть умеренно эмоциональным и разговорчивым. Студенты-психологи 5-го курса при оценке своего профессионального «Я» выразили уверенность в высокой степени развития таких качеств, как добросовестность, отзывчивость, справедливость, дружелюбие и общительность. Данные качества, по-видимому, являются осознаваемой и оцениваемой основой личностной готовности к профессиональной деятельности. Семантическая универсалия образа «Я» выпускников составлена следующими характеристиками: умеренные обаятельность, открытость и доброта, но высокие разговорчивость, общительность, отзывчивость, добросовестность и дружелюбие, умеренные активность (деятельность и энергичность), сила, решительность, уверенность, самостоятельность, справедливость и честность.
Сопоставляя семантические универсалии всех оцениваемых образов, необходимо отметить, что наибольшее количество шкал, не попавших в семантическую универсалию, выявлено при оценке образов «Я» и «Я -
психолог». По-видимому, оценка «Я» и себя в профессии вызывает определенные переживания, которые приводят к невозможности однозначно оценить степень своей эмоциональной устойчивости и развития волевых качеств. Между тем семантические универсалии этих образов практически совпадают, за исключением высокой оценки обаятельности и справедливости, а также меньшей разговорчивости образа «Я - психолог». Меньшее количество одинаковых оценок получено при сопоставлении характеристик образов «Я -психолог» и «Психолог». Так, образ психолога представлен как менее обаятельный, более сильный, открытый, независимый, деятельный, решительный, спокойный, уверенный, честный, самостоятельный и невозмутимый. «Я» в профессии студентов 5-го курса проигрывает в развитии волевых качеств, активности и эмоциональной устойчивости.
Полученные результаты оказались недостаточными для выделения значимых компонентов в оценке рассматриваемых образов, что потребовало применения собственной факторизации оценок студентов-психологов 5-го курса.
Рассмотрим группировку шкал по факторам, отражающим образ «Я» студентов 5го курса. Первый фактор объясняет 25,2%
Личностная готовность к психологов
общей дисперсии и включает в описание образа «Я» шкалы: общительный (0,8427), открытый (0,8118), энергичный (0,7057), обаятельный (0,7017), разговорчивый (0,6696). Данный фактор составлен шкалами, которые отражают оценку себя с точки зрения умения общаться, с позиции открытости по отношению к другим, привлекательности для собеседника, активности и инициативности в общении. Этот фактор можно условно обозначить как «экстраверсия». Второй фактор, объясняющий 12,3% общей дисперсии, составлен шкалами: враждебность (-0,8649), черствость (-0,8485). Назовем данный фактор «враждебность». Третий фактор, объясняющий 11,1% общей дисперсии, составлен оппозитом «спокойный (-0,7517), расслабленный (-0,7148), невозмутимый (-0,5722) - эгоистичный
(0,7011)». Таким образом, спокойствие, расслабленность и невозмутимость в поведении не предполагает эгоистичности, скорее это характеристики альтруизма. Назовем данный фактор «эмоциональная устойчивость». Четвертый фактор (7,8% общей дисперсии), «пассивность», составили шкалы: пассивный (-0,7633), зависимый (0,6635), безответственный (-0,5654). Пятый фактор (6,5%), «неуверенность», образован противопоставлением «упрямства (-0,7998), слабости (-0,6773) и нерешительности (0,5103) - уверенности (0,6858)».
Противопоставление указанных характеристик указывает на то, что оценка студентов своего «Я» находится между полюсами «уверенность - упрямство». Уверенность, таким образом, предполагает уступчивость, силу и решительность, а неуверенность сопровождают слабость, нерешительность и упрямство. Шестой фактор (5,9%) составлен оппозитом «справедливость (0,7372) - самостоятельность (-0,5033)».
Оценка образа «Психолог» представлена следующими факторами. Первый фактор объясняет 27,27% общей дисперсии. Здесь самые высокие нагрузки получили шкалы: самостоятельный (0,7493), общительный (0,6392), разговорчивый (0,5792). Назовем данный фактор «коммуникативная компетентность». Второй фактор (10%) включает шкалы «спокойный (-0,7594), расслабленный (-0,7244), уступчивый (0,6561)». Спокойствие и невозмутимость связаны при оценке психолога с уступчивостью. Обозначим этот фактор как «спокойствие». Третий фактор,
«черствость», объясняющий 7,5% общей дисперсии, представлен шкалами черствость (-0,7388), враждебность (-0,7329). Согласно содержанию четвертого фактора, объясняющего 7,3% общей дисперсии, психолог справедливый (0,7559), честный (0,7362), добросовестный (0,6706). Данный фактор можно условно назвать «нравственность». Пятый фактор (5,9%) включает шкалы: эгоистичность (-0,7633), непривлекательность (-0,7485). Назовем его условно «личностно центрированный». Шестой фактор (5,2%) образован следующим противопоставлением: «независимость (0,7326), решительность (0,5395), энергичность (0,5391) - неуверенность (0,6794)». Обозначим данный фактор как «независимость».
Представим факторный анализ оценки студентами себя как представителей профессии («Я - психолог»). Первый фактор, объясняющий 26,2% общей дисперсии, составлен следующими характеристиками: справедливый (0,8289), добрый (0,776), честный (0,7385), деятельный (0,6071), обаятельный (0,5261). Данный фактор можно обозначить как «нравственность». Второй фактор (10,19% общей дисперсии), с одной стороны, включает шкалы «самостоятельный (0,8375), независимый (0,6389), энергичный (0,5627), решительный (0,5011)», с другой - «неуверенный (-0,7814)». Таким образом, самостоятельность, независимость, энергичность, решительность предполагают уверенность в себе. Обозначим данный фактор как «самостоятельность». Третий фактор, объясняющий 9% общей дисперсии, составлен следующими переменными: дружелюбный (0,7568), общительный (0,6729), отзывчивый (0,6354), добросовестный (0,6154). Назовем данный фактор «экстраверсия». Четвертый фактор, «эмоциональная устойчивость» (8% общей дисперсии), определяется переменными: невозмутимый (-0,8633), спокойный (-0,571), расслабленный (-0,5452). Пятый фактор (6,3%) образован оценками «разговорчивый (0,813), сильный (0,6729)» - «ораторская уверенность». Шестой фактор (5,2%) составлен, соответственно, шкалой «упрямый (0,8935)».
Представленные факторные модели показывают, что для студентов - выпускников психологического факультета:
• оценка образа «Я» изобилует противоречиями (упрямство - уверенность, спра-
ведливость - самостоятельность, спокойствие - эгоистичность) и отрицательными характеристиками (враждебность, черствость, слабость и т. д.), которые могут указывать на неопределенность в выборе линии поведения, неуверенность в себе;
• при оценке себя как представителя
профессии («Я - психолог») важны следующие группы качеств: нравственность
(справедливость, доброта, честность), уверенность, самостоятельность, дружелюбие и общительность, эмоциональная устойчивость, разговорчивость, сила, упрямство;
• при оценке образа «Психолог» в качестве основных выступают следующие категории: уверенность в общении, спокойствие и уступчивость, степень черствости/ отзывчивости, нравственность (справедливость, честность), степень эгоистичности, обаяние, волевые качества.
Таким образом, на первый план при оценке себя в профессии выходит характеристика способности к справедливости, честности и доброте, на втором месте находится оценка своей самостоятельности, далее - оценка общительности, эмоциональной устойчивости. При оценке «Я» важными становятся характеристики общительности, отзывчивости, активности, уверенности, справедливости. Факторная структура образа «Я - психолог» во многом совпадает по содержанию с факторной оценкой образа «Психолог». Оба они оцениваются с позиций развития эмоциональной устойчивости, нравственных качеств, отзывчивости, справедливости, независимости, уверенности и самостоятельности в противовес неуверенности. Сравнивая факторные модели этих образов, можно увидеть, что студенты при оценке своего профессионального «Я» выражают некоторую степень неуверен -
ности, выдвигая на первый план качества, касающиеся развития нравственных качеств, самостоятельности и независимости.
Анализ результатов, полученных при сопоставлении оценок образов «Я», «Психолог», «Я - психолог», позволил сделать следующие выводы. Образы «Я - психолог» и «Я» одинаково принимаемы, не отличаются по степени самоуважения, уровню развития волевых качеств, однако отличаются по степени развития общительности, импульсивности и активности. Здесь оценки «Я - психолог» близки к оценкам образа «Психолог» и характеризуются более низкой степенью развития экстраверсии. Семантические универсалии «Я» и «Я - психолог» также очень близки друг к другу. Наряду с этим приведенные факторные модели оцениваемых образов показывают,
что приоритеты при оценке себя и своего профессионального «Я» не совпадают. Образ «Я» наделяется более развитыми характеристиками, чем образ «Я» в профессии.
Обнаруженные различия в оценках рассматриваемых образов говорят о промежуточном положении, занимаемом в структуре самосознания, образа «Я психолог». Он, безусловно, опираясь на оценку своего «Я», отличается от имеющихся представлений о профессионал е-психологе. Данный
результат позволяет констатировать противоречия, существующие между образами «Я» в сознании выпускников, что указывает на необходимость формирования личностной готовности к выполнению профессиональных требований, направленной на осознание своего профессионального «Я» в структуре самосознания3.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов / Автор-сост. Л. Б. Шнейдер. Москва - Воронеж, 2004.
2Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики/Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999.
3Лукова М. С. Проблема формирования профессиональной направленности студентов-психологов / Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. Материалы международной научной конференции: в 2-х т. Т. 2. Педагогика и психология / Отв. ред. Е. Н. Горохова, А. А. Романов; Ряз. гос. ун-т имени С. А. Есенина. Рязань, 2007.