Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ К ПРОФЕССИИ «ПСИХОЛОГ»'

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ К ПРОФЕССИИ «ПСИХОЛОГ» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
219
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / УРОВНИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ / АКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вишняков Игорь Августович, Вишнякова Татьяна Николаевна, Кильмашкина Татьяна Николаевна

Введение. Одной из важных проблем современного высшего образования является активность студента в процессе освоения будущей профессии, профессионализации. Цель - выявление эмоционального компонента личностного отношения обучающихся к будущей профессии «психолог». Материалы и методы. В исследовании использована диагностическая методика личностного дифференциала, с предлагаемым нами вариантом интерпретации и анализа результатов по выявлению эмоционального компонента отношения обучающихся по специальности «психолог». Обследовано 37 обучающихся первого и 13 второго курсов факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета. Результаты и обсуждение. Методика личностного дифференциала позволила измерить эмоциональный личностный компонент отношения обучающихся к будущей профессии «психолог», выявить типы и уровни эмоционального отношения, установить его влияние на активность профессионализации. На основе результатов к отношению к профессии проводилась коррекционная и развивающая работа по формированию профессионального интереса и призвания. Выводы. Методика личностного дифференциала обладает существенной эффективностью и позволяет дифференцировать эмоциональное отношение личности по разным аспектам, выявляет противоречивое эмоциональное отношение к предстоящей деятельности психолога и по результатам диагностики проводить целенаправленную работу по профессионализации обучающихся психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF UNIVERSITY STUDENTS’ EMOTIONAL ATTITUDE TO THE PROFESSION OF A PSYCHOLOGIST

Introduction. One of the important problems of modern higher education is the student's activity in the process of mastering the future profession, professionalization. The aim of the research is to reveal the emotional component of students’ individual attitude to their future profession of a psychologist. Materials and Methods. The study used the method of "Personal differential", with the option of processing and analyzing the results to identify the emotional component of the attitude of psychology students to their future profession proposed by the authors. Thirty-seven first-year students and thirteen second-year students of the Faculty of Psychology and Pedagogy of Omsk State Pedagogical University were examined. Results and Discussion. The "Personal differential" technique made it possible to measure the emotional component of students' personal attitude to their future profession of a psychologist, to reveal the types and levels of emotional attitude and establish its influence on the active professionalization. Based on the results of the attitude to the profession the authors carried out correctional and developmental work to form professional interest and vocation. Conclusions. "Personal differential" technique is rather effective and helpful in differentiation of personal emotional attitude according to various aspects, it reveals contradictory emotional attitude toward future work of a psychologist. The authors find it reasonable to perform task-oriented work related to professionalization of psychology students based on the results of the diagnostics.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ К ПРОФЕССИИ «ПСИХОЛОГ»»

Методологические аспекты диагностики и познания личности

Меthodological Aspects of Personality Diagnostics and Cognition

Научно-практическая статья

УДК 159.9 © И. А. Вишняков, Т. Н. Вишнякова, Т. Н. Кильмашкина, 2022 doi: 10. 24412/1999-6241-2022-289-199-205

5.3.1 Общая психология, психология личности, история психологии 5.3.7 Возрастная психология

Диагностика эмоционального отношения обучающихся в образовательных организациях к профессии «психолог»

Игорь Августович Вишняков \ доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии; vishia@omgpu.ru; https://orcid.org/0000-0003-3597-0659

Татьяна Николаевна Вишнякова \ кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры практической психологии; vishia@omgpu.ru; https://orcid.org/0000-0002-1247-0160

Татьяна Николаевна Кильмашкина 2, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права; кilmashkinat@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0003-3663-7102

10мский государственный педагогический университет, Омск, 644099, наб. Тухачевского, 14, Россия

2 Московский областной государственный университет, Московская обл., г. Мытищи, 141014, ул. Веры Волошиной, 24, Россия Реферат

Введение. Одной из важных проблем современного высшего образования является активность студента в процессе освоения будущей профессии, профессионализации. Цель — выявление эмоционального компонента личностного отношения обучающихся к будущей профессии «психолог». Материалы и методы. В исследовании использована диагностическая методика личностного дифференциала, с предлагаемым нами вариантом интерпретации и анализа результатов по выявлению эмоционального компонента отношения обучающихся по специальности «психолог». Обследовано 37 обучающихся первого и 13 второго курсов факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета. Результаты и обсуждение. Методика личностного дифференциала позволила измерить эмоциональный личностный компонент отношения обучающихся к будущей профессии «психолог», выявить типы и уровни эмоционального отношения, установить его влияние на активность профессионализации. На основе результатов к отношению к профессии проводилась коррекционная и развивающая работа по формированию профессионального интереса и призвания. Выводы. Методика личностного дифференциала обладает существенной эффективностью и позволяет дифференцировать эмоциональное отношение личности по разным аспектам, выявляет противоречивое эмоциональное отношение к предстоящей деятельности психолога и по результатам диагностики проводить целенаправленную работу по профессионализации обучающихся психологов.

Ключевые слова: эмоциональный компонент; уровни эмоционального отношения; активность профессионализации

Для цитирования: Вишняков И. А., Вишнякова Т. Н, Кильмашкина Т. Н. Диагностика эмоционального отношения обучающихся в образовательных организациях к профессии «психолог» // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. № 2(89). С. 199-205. https://doi.org/ 10. 24412/1999-6241-2022-289-199-205

Scientific and Practical Article

UDC 159.9 © I. А. Vishnyakov, T N. Vishnyakova, T N. Kil'mashkina, 2022 doi: 10. 24412/1999-6241-2022-289-199-205

5.3.1 General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology 5.3.7 Developmental Psychology

Diagnostics of University Students' Emotional Attitude to the Profession of a Psychologist

Igor A. Vishnyakov \ Doctor of sciences (in Psychology), Professor, Head of the chair of Practical Psychology; vishia@omgpu.ru; https://orcid.org/0000-0003-3597-0659

Tatiana N. Vishnyakova \ Candidate of sciences (in Pedagogy), Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Practical Psychology; vishia@omgpu.ru; https://orcid.org/0000-0002-1247-0160

Таtyana N. Kilmashkina2, Doctor of sciences (in Law), Professor, Head of the chair of State and Law Theory; кilmashkinat@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0003-3663-7102

1 Omsk State Pedagogical University, 14 Tukhachevsky embk., Omsk, 644099, Russia

2 Moscow State Regional University, 24 Vera Voloshina st., Mytishchi, Moscow region, 141014, Russia

Abstract

Introduction. One of the important problems of modern higher education is the student's activity in the process of mastering the future profession, professionalization. The aim of the research is to reveal the emotional component of students' individual attitude to their future profession of a psychologist. Materials and Methods. The study used the method of "Personal differential", with the option of processing and analyzing the results to identify the emotional component of the attitude of psychology students to their future profession proposed by the authors. Thirty-seven first-year students and thirteen second-year students of the Faculty of Psychology and Pedagogy of Omsk State Pedagogical University were examined. Results and Discussion. The "Personal differential" technique made it possible to measure the emotional component of students' personal attitude to their future profession of a psychologist, to reveal the types and levels of emotional attitude and establish its influence on the active professionalization. Based on the results of the attitude to the profession the authors carried out correctional and developmental work to form professional interest and vocation. Conclusions. "Personal differential" technique is rather effective and helpful in differentiation of personal emotional attitude according to various aspects, it reveals contradictory emotional attitude toward future work of a psychologist. The authors find it reasonable to perform task-oriented work related to professionalization of psychology students based on the results of the diagnostics.

Keywords: emotional component; levels of emotional attitude; active professionalization

Citation: Vishnyakov I. A., Vishnyakova T. N., Kilmashkina T. N. Diagnostics of University Students' Emotional Attitude to the Profession of a Psychologist. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022. No. 2(89). Pp. 199-205 (In Russ.). https://doi.org/ 10. 24412/1999-6241-2022-289-199-205

Основные положения

1. Важным компонентом отношения к осваиваемой профессии является эмоциональное отношение личности к профессионалу (образу профессионала). Данное отношение активизирует (если оно положительное) или тормозит (если оно противоречивое или отрицательное) процесс освоения профессии в образовательной организации. Выявление эмоционального отношения личности обучающихся к осваиваемой профессии позволяет преподавателям своевременно корректировать и развивать учебную мотивацию их и активизировать процесс освоения ими профессии.

2. Методика личностного дифференциала в нашей модификации предполагает вариант обработки и анализа результатов для выявления эмоционального компонента отношения обучающихся к будущей профессии; позволяет дифференцировать эмоциональное отношение личности по разным аспектам; выявляет случаи противоречивого эмоционального отношения к будущей профессии и обладает существенной эффективностью.

Введение

Актуальность, значимость, сущность проблемы. Одной из важных проблем современного высшего образования является активность обучающихся в процессе освоения будущей профессии, профессионализации. Наличие проблемы в измерении эмоционального компонента личностного отношения человека к профессии не позволяет выявить и прогнозировать скрытую мотивацию обучающихся на начальном этапе профессионального становления.

Достаточно часто становится известно, что обучающиеся в вузе имеют нейтральное или даже нега-

тивное личностное отношение к самой осваиваемой профессии. Выяснение отношения к профессии на ранних стадиях профессиональной подготовки в вузе позволяет своевременно провести коррекционную работу с теми обучающимися, которые имеют противоречивое отношение к будущей профессии, и тем самым сориентировать их на выбор профессии в соответствии с их качествами по призванию.

Целью нашего исследования выступили разработка и совершенствование диагностического инструментария для выявления эмоционального отношения обучающихся к осваиваемой ими профессии.

Теоретические предпосылки. Анализ литературы показывает, что диагностические методики направлены прежде всего на выявление эмоциональных реакций человека (кожно-гальваническая реакция, частота дыхания, пульса и т. п. — то, что относится к показателям, фиксируемым в детекторе лжи), эмоциональных состояний [1-3] и эмоциональных качеств и свойств личности [4].

Теоретической основой диагностики эмоционального компонента отношения личности к другой личности служит различение эмоциональных реакций психики на внешние воздействия и отношений личности к другому человеку, которые формируются в процессе развития личности. В отношении личности к другому человеку выделяются три компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Теоретические и феноменологические закономерности формирования познавательного компонента отношения личности к другому человеку в отечественной психологии развивались в школе А. А. Бодалева, они обозначаются как познание человека человеком. В дан-

ном аспекте выявлена целая система особенностей восприятия и понимания человека человеком, в отличие от восприятия человеком других предметов в неживой и живой природе. Теоретические и феноменологические закономерности формирования поведенческого компонента отношения личности к другому человеку изучались в зарубежной и отечественной социальной психологии. В результате этих исследований обнаружено большое число особенностей поведенческого выражения отношения личности к другому человеку, в частности явление социальной установки, в которой имеется и эмоциональный компонент.

Измерение эмоционального компонента отношения личности, в том числе социальной установки, представляется достаточно сложной задачей, так как установка относится к неосознаваемым мотивам. В плане измерения эмоционального компонента личностного отношения выделяется методика «Домики» О. А. Ореховой [5]. Эта проективная методика измеряет личностное отношение, но только у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. По отношению к взрослым людям диагностируются различные эмоциональные характеристики в структуре эмоциональности самой личности [6-14], а в дальнейшем идет переход к саморегуляции эмоциональных состояний в различных условиях [15].

Обзор проблемы показал, что отношение к профессии включает познавательный, поведенческий и эмоциональный компоненты [16].

Познавательный компонент отношения обучающихся к будущей профессии проявляется в знаниях о целях, предмете и средствах профессиональной деятельности специалиста и может быть выражен в высказываниях о содержании и видах деятельности, в способности привести примеры действий профессионала, обосновать достоинства и недостатки данной профессии, т. е. на уровне сознания. Диагностика этого компонента может проводиться методами опроса и тестирования, где реальные характеристики профессии сравниваются со знаниями и представлениями их. К сожалению, указанные методы позволяют выявить осознаваемые содержания и продемонстрировать социально желательные ответы, которые не раскрывают реально действующего отношения обучающихся к профессии.

Поведенческий компонент отношения обучающихся к профессии проявляется в активности их по освоению профессии — профессиональных знаний, умений и навыков, в действиях по развитию профессионально важных личностных качеств специалиста, в стремлении занять профессиональную позицию в ситуациях межличностного взаимодействия, т. е. как сознательной, так и неосознаваемой активности личности обучающегося. Диагностика данного компонента отношения к будущей профессии может проводиться методом опроса о характере опыта профессиональной деятель-

ности, имеющегося у обучающегося. К сожалению,

для студентов младших курсов это малоприменимо. Диагностика указанного компонента с использованием проективных методов и методов моделирования профессиональной деятельности требует отдельного рассмотрения и создания специализированных форм анализа результатов.

Эмоциональный компонент отношения к профессии проявляется в эмоциональных переживаниях обучающегося, которые возникают в ситуациях взаимодействия с информацией о профессиональной деятельности специалиста, представляемой преподавателями, и в процессе межличностного взаимодействия с реальными специалистами-профессионалами, тем самым активизирует (при возникновении положительных эмоций) или тормозит (при возникновении отрицательных эмоций) активность обучающегося. Эти эмоциональные переживания являются неосознаваемыми и порождаются эмоциональным компонентом личностного отношения обучающегося к будущей профессии. Отсюда следует, что эмоциональный компонент — это фактор активности обучающегося в процессе профессионализации. Диагностика данного компонента отношения к будущей профессии может проводиться с использованием проективных методов. С этой целью мы предлагаем проективную методику на основе принципа семантического дифференциала.

Материалы и методы

Для выявления эмоционального компонента отношения обучающихся к будущей профессии «психолог» мы использовали методику «Личностный дифференциал» (ЛД).

Эмоциональный компонент отношения предполагает, прежде всего, оценку явления. Поэтому в методике имеются личностные качества профессионала, которые диагностируемый человек оценивает. Однако оценка личностного отношения по одному параметру малоинформативна. Поэтому в методику входят еще два параметра, которые позволяют измерить эмоциональный компонент личностного отношения в трехмерном пространстве. Эти параметры в наибольшей степени характеризуют полюсы трех классических факторов семантического дифференциала Ч. Осгуда: 1) оценки; 2) силы; 3) активности. Как основа списка качеств личности выступила методика «Личностный дифференциал» [17]. Обследовано 37 студентов первого и 13 второго курсов факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета в октябре 2019 г.

Характеристика методики и критерии оценки эмоционального компонента отношения к осваиваемой профессии. Методика предоставляет возможность изучить отношение к самому себе и другим людям. Вариант методики включает полюсы трех классических

факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности. Дается задание охарактеризовать образ типичного специалиста осваиваемой профессии по степени проявления заданных качеств, представленных в бланке опросника (всего 21 качество, по 7 качеств на каждый параметр). Численная оценка каждого из трех указанных факторов создает пространство эмоционального отношения из трех параметров. Посредством данной методики диагностируются и измеряются неосознаваемые эмоциональные характеристики, которые приписывают профессиональному специалисту.

Бланк и инструкция методики личностного дифференциала В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицательные — «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем: 1) выбор знака того или иного качества; 2) определение степени его проявления по баллам: 3 — проявляется очень сильно и очень часто; 2 — выражено достаточно заметно и часто встречается; 1 — проявляется иногда и слабо; 0 — трудно сказать, есть и то, и другое. Цифрой 0 желательно пользоваться как можно реже.

На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках.

Бланк и ключ

О 1 Обаятельный + 3 2 1 0 1 2 3 — Непривлекательный

С 1 Слабый — 3 2 1 0 1 2 3 + Сильный

А 1 Разговорчивый + 3 2 1 0 1 2 3 — Молчаливый

О 1 Безответственный — 3 2 1 0 1 2 3 + Добросовестный

С 2 Упрямый + 3 2 1 0 1 2 3 — Уступчивый

А 2 Замкнутый — 3 2 1 0 1 2 3 + Открытый

О 3 Добрый + 3 2 1 0 1 2 3 — Эгоистичный

С 3 Зависимый — 3 2 1 0 1 2 3 + Независимый

А 3 Деятельный + 3 2 1 0 1 2 3 — Пассивный

О 4 Черствый — 3 2 1 0 1 2 3 + Отзывчивый

С 4 Решительный + 3 2 1 0 1 2 3 — Нерешительный

А 4 Вялый — 3 2 1 0 1 2 3 + Энергичный

О 5 Справедливый + 3 2 1 0 1 2 3 — Несправедливый

С 5 Расслабленный — 3 2 1 0 1 2 3 + Напряженный

А 5 Суетливый + 3 2 1 0 1 2 3 — Спокойный

О 6 Враждебный — 3 2 1 0 1 2 3 + Дружелюбный

С 6 Уверенный + 3 2 1 0 1 2 3 — Неуверенный

А 6 Нелюдимый — 3 2 1 0 1 2 3 + Общительный

О 7 Честный + 3 2 1 0 1 2 3 — Неискренний

С 7 Несамостоятельный — 3 2 1 0 1 2 3 + Самостоятельный

А 7 Раздражительный + 3 2 1 0 1 2 3 — Невозмутимый

При обработке данных суммируются все отмеченные значения каждого качества с учетом знака, имеющегося в ключе к тесту, и определяется сумма баллов каждого из факторов: фактор — оценка «О», фактор — сила «С», фактор — активность «А». Показатель по каждому фактору может иметь значения от +21 (положительное эмоциональное отношение) до -21 (отрицательное эмоциональное отношение).

Интерпретация факторов личностного дифференциала

Фактор оценки «О» свидетельствует об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения фактора «О» указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особенно низкие значения этого фактора при самооценке свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании личностного дифференциала для измерения взаимных оценок фактор «О» интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные — его отвержению.

Фактор силы «С» в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, о том, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения позволяют вести речь об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения говорят о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особенно низкие оценки указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор «С» выявляет отношения доминирования-подчинения, восприятие субъектом оценки.

Фактор активности «А» в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные — на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

В пространстве эмоционального отношения личности из трех параметров выделяются подпространства явно положительного эмоционального отношения (все три параметра имеют плюсовые значения), явно отрицательного эмоционального отношения (все три параметра имеют минусовые значения) и противоречивого эмоционального отношения (хотя бы один параметр имеет значения, противоположные по знаку остальным параметрам).

Таким образом, эмоциональное отношение отдельного обучающегося к будущей профессии выражено точкой в эмоциональном пространстве, имеющей конкретные координаты (Оценка=№, Сила=№, Активность=Ш) и расположенной в определенном подпространстве по-

ложительного, отрицательного или противоречивого отношения. При обработке результатов диагностики можно подсчитывать среднее значение (х) и среднеква-дратическое отклонение (а) по каждому фактору (отношение, сила, активность) для всей группы обучающихся данного курса.

Кроме того, мы выделяем уровень и тип эмоционального отношения.

Как наиболее оптимальное решение предлагается выделять три уровня эмоционального отношения, как положительного, так и отрицательного:

— низкий уровень (от 1 до 7 пунктов);

— средний уровень (от 8 до 14 пунктов);

— высокий уровень (от 15 до 21 пункта).

Точно так же выделяются три типа эмоционального отношения: положительное (если все три параметра имеют плюсовые значения); отрицательное (если все три параметра имеют минусовые значения) и противоречивое (если один или два параметра имеют плюсовые значения, а остальные параметры или параметр — минусовые значения).

Мы предположили, что у обучающихся-психологов будет достаточно сильное положительное эмоциональное отношение к профессии «психолог», так как это является нормальным для человека, который выбрал для освоения данную профессию и планирует заниматься этой профессиональной деятельностью. Если же обнаружится отрицательное отношение к профессии «психолог», то это будет означать наличие внутриличностных противоречий у такого обучающегося.

Значения параметров и критерии оценки эмоционального отношения к профессии. При применении методики для исследования эмоционального отношения к профессии плюсовые значения параметра «оценка» указывают на положительное, минусовые — отрицательное эмоциональное отношение к профессии «психолог».

При исследовании эмоционального отношения к профессии плюсовые значения параметра «Сила» можно интерпретировать как восприятие данного специалиста доминирующим в процессе профессиональной деятельности, как свидетельство развитых волевых сторон личности профессионала. Его высокие значения говорят об уверенности профессионала в себе, независимости, склонности рассчитывать на свои силы в трудных ситуациях. Соответственно, минусовые значения параметра «сила» можно понимать как восприятие такого специалиста подчиняющимся клиенту, начальнику, окружающим, обладающим недостаточным самоконтролем, не способным держаться принятой линии поведения, зависимым от внешних обстоятельств и оценок.

При исследовании эмоционального отношения к профессии плюсовые значения параметра «Активность» позволяют воспринимать данного специалиста активно и деятельно проявляющим себя во внешней среде, инициативным в установлении взаимодействия

с другими людьми, имеющим высокую активность, общительность, импульсивность. Соответственно, минусовые значения параметра «активность» говорят о восприятии такого специалиста как пассивного человека, не проявляющего себя в окружающей среде и по отношению к другим людям, не выражающим инициативы по установлению взаимодействия с другими людьми, характеризующегося интровертированностью, определенной пассивностью, спокойными эмоциональными реакциями.

Результаты и обсуждение

Опытно-экспериментальная работа по выявлению эмоционального отношения к профессии психолога. В опытно-экспериментальном исследовании проанализировано эмоциональное отношение обучающихся первого и второго курсов к психологу-профессионалу как к идеальному образу практического психолога в сфере образования и разработаны критерии оценки эмоционального отношения обучающихся к идеальному образу практического психолога в сфере образования.

Выявлено, что средние значения параметра «оценка» у обучающихся и первого, и второго курсов находятся на высоком уровне: х=16,5±2,9 — на первом курсе и х=5,5±4,5 — на втором курсе. Различия между курсами незначимы. При этом стоит отметить, что дисперсия оценок на втором курсе значительно больше, что говорит о росте дифференциации оценок различных качеств психолога студентами второго курса. Таким образом, методика обладает дифференцирующей способностью при выявлении эмоционального компонента отношения обучающегося к профессии.

Высокий уровень положительного эмоционального отношения (от 15 до 21 пункта) обучающихся к психологу-профессионалу позволяет вести речь о том, что обучающийся принимает профессионального психолога как личность, как образец, как носителя социально положительных и желательных для него самого личностных качеств. Данные качества, по мнению обучающегося, в максимальном количестве и наибольшей степени присущи психологу-профессионалу. Высокий уровень положительного эмоционального отношения к психологу-профессионалу наблюдается у 27 из 37 (72,9%) респондентов первого курса и у 8 из 13 (61,5%) второго курса. Эти данные совпадают с нашим основным предположением, что у обучающихся-психологов преобладает положительное эмоциональное отношение к психологу-профессионалу.

Средний уровень положительного эмоционального отношения (от 8 до 14 пунктов) студентов к психологу-профессионалу означает, что, по мнению обучающегося, не все положительные личностные качества и/или не в максимальной степени присущи психологу. Например, некоторые респонденты полагают, что психолог не самый честный и добросовестный, а отзывчивостью вообще не обладает. Но при этом отношение к профес-

сии «психолог» достаточно положительное. Средний

уровень положительного эмоционального отношения к психологу-профессионалу наблюдается у 8 из 37 (21,6%) респондентов первого курса и у 3 из 13 (23,1%) второго курса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий уровень положительного эмоционального отношения (от 1 до 7 пунктов) обучающегося к психологу-профессионалу означает, что, на его взгляд, положительные личностные качества лишь немного преобладают над отрицательными или проявляются в слабой степени. В конкретных вариантах оценки может сочетаться как первый вариант (не все качества), так и второй вариант (выражены слабо) оценки. Тем не менее на данном уровне положительное отношение преобладает. Низкий уровень положительного эмоционального отношения к психологу-профессионалу не наблюдается у первокурсников и присутствует у одного (7,7%) респондента со второго курса.

Таким образом, абсолютное большинство обследуемых эмоционально положительно относятся к профессии «психолог», что является нормальным и акмеологичным состоянием обучающегося, необходимым для активной внутренней стимуляции процесса профессионализации на данном этапе подготовки в вузе [18].

Средние значения параметра «сила» находятся на среднем уровне: х=7,7±4,2 на первом курсе и х=9,7±3,3 на втором. Различия между курсами незначимы. При этом стоит отметить, что дисперсия оценок на первом курсе существенно выше, что говорит о большем индивидуальном разнообразии оценок «силы», или доминировании психолога-профессионала, о несколько более определенном впечатлении обучающихся второго курса.

Высокий уровень эмоциональной оценки силы, или доминирования психолога-профессионала, встретился только у одного первокурсника. Средний уровень указанной оценки выявлен у 21 обучающегося первого курса (56,8%) и у 9 второкурсников (69,2%). Низкий уровень зафиксирован у 14 обучающихся первого (37,8%) и у 3 второго курсов (23%).

Средние значения параметра «активность» у респондентов первого курса находятся на среднем уровне: х=7,6±4,5, тогда как у обучающихся второго курса — на низком (х=6,5±3,9). Данные результаты свидетельствуют о снижении активности психолога-профессионала в представлениях студентов-психологов от первого ко второму курсу обучения.

Высокий уровень эмоциональной оценки активности, или экстравертированности психолога-профессионала, наблюдался только у двоих первокурсников. Средний уровень данной оценки обнаружен у 16 обследуемых первого курса (43,2%) и у 5 второго курса (38,5%).

Низкий уровень эмоциональной оценки активности

зафиксирован у 17 первокурсников (45,9%) и у 7 второкурсников (53,8%).

По отношению к типам эмоционального отношения обучающихся к профессии «психолог» вышеприведенные результаты относятся к одному подпространству — положительное эмоциональное отношение, когда все три параметра имеют плюсовые значения, хотя и разной интенсивности. Такое отношение к профессии «психолог» проявили 35 из 37 первокурсников (94,6%) и 12 из 13 второкурсников (92,3%). Двое обучающихся первого и один второго курсов по типу отношения попадают в подпространства противоречивого отношения — два параметра имеют плюсовые значения и один параметр — минусовое. Причем у всех троих обучающихся высокий и средний уровень эмоционального отношения к фактору «оценка», т. е. собственно отношение к профессии «психолог» у данных лиц положительное, а отношение к силе или активности психолога имеет низкий уровень отрицательного отношения. Указанное отношение таких обучающихся к психологу-профессионалу является одним из свидетельств наличия внутриличностного конфликта в сфере их профессионализации. Для них целесообразны индивидуальные консультации по вопросам отношения к будущей специальности.

Таким образом, использование методики личностного дифференциала при оценке эмоционального отношения обучающихся к профессии требует содержательного соотношения профессионально важных личностных качеств соответствующего профессионала с заданным списком качеств в методике.

Выводы

Использование методики личностного дифференциала для измерения эмоционального компонента личностного отношения обучающихся к будущей профессии показало, что она обладает существенной эффективностью, позволяет дифференцировать эмоциональное отношение личности по разным аспектам, выявляет случаи противоречивого эмоционального отношения обучающегося к будущей профессии. Причем результаты диагностики эмоционального отношения к будущей профессии позволяют выявлять неадекватное отношение обучающихся к профессионально важным личностным качествам специалиста-психолога, что может стать основой для организации воспитательной и развивающей работы с будущими профессионалами.

Перспективы. Необходимо продолжить исследование при помощи методики личностного дифференциала для выявления личностного эмоционального отношения обучающихся к осваиваемой профессии психолога, а также в других сферах трудовой деятельности.

Список источников

1. Иванова Е. С., Люсин Д. В. Психология эмоций: перспективы экспериментальных исследований // Научный диалог. 2012. № 11. С. 137-143.

2. Романова Т. В. Модальность. Оценка. Эмоциональность : монография. Н. Новгород, 2008. 310 с.

3. Campo M. The Study of Emotions in Vygotskij: The Theory of Emotions // Психологическая наука и образование. 2013. № 4. С. 323-337.

4. Тяжина Е. Б. О соотношении понятий оценочность, эмоциональность, экспрессивность // Модернизационный вектор развития науки в XXI веке: традиции, новации, преемственность : сб. науч. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2016. С. 205-208.

5. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2006. 112 с.

6. Вежбицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты. М., 2011. 568 с.

7. Ильин В. И. «Чувства» и «эмоции» как социологические категории // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. 2016. Вып. 4. С. 28-40.

8. Кутковой Н. А., Стефаненко Т. Г. Понятие эмоций в социальной психологии XXI века: основные подходы // Психологические исследования. 2014. № 7(33). С. 7. URL: http://psystudy.ru.

9. Izard C. E. Emotion theory and research: Highlights, unanswered questions, and emerging issues. Annual Review of Psychology. 2009. № 60(1). Pp. 1-25.

10. Scarantino A., Griffiths P. Don't give up on basic emotions. Emotion Review. 2011. № 3(4). Pp. 444-454.

11. Parrott W. G. Ur-emotions and your emotions: Reconceptualizing basic emotion. Emotion Review. 2010. № 2(1). Pp. 14-21.

12. Валиуллина Е. В. Психологическое исследование эмоциональности личности // Социальные науки. 2019. № 2(25). С. 123-128.

13. Санникова О. П. Эмоциональность в структуре профессиональных свойств личности (на примере представителей со-циономических профессий) : дис. ... д-ра психол. наук. Киев, 1997. 407 с.

14. Kleinginna P. R., Kleinginna A. M. A categorized list of emotion definitions, with suggestions for a consensual definition. Motivation and emotion. 1981. № 5(4). Pp. 345-379.

15. Зеер Э. Ф., Ларионова С. В. Психологические особенности саморегуляции эмоционально-волевых состояний курсантов вузов МВД России // Научное обозрение: гуманитарное исследование. 2016. № 1. С. 91-95.

16. Мясищев В. Н. Психология отношений : избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. М., Воронеж, 2011. 398 с.

17. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие. М., 2002. C. 20-21.

18. Вишняков И. А. Акмеологическая концепция подготовки школьного психолога в вузе : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006. 442 с.

Поступила 20.10.2021; одобрена после рецензирования 05.12.2021; принята к публикации 28.02.2022.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

References

1. Ivanova E. S., Lyusin D. V. Psychology of emotions: prospects of experimental research. Scientific Dialogue. 2012. No. 11. Pp. 137-143. (In Russ.)

2. Romanova T. V. Modality. Evaluation. Emotionality. Monograph. Nizhny Novgorod, 2008. 310 p. (In Russ.)

3. Campo M. The Study of Emotions in Vygotskij: The Theory of Emotions. Psychological Science and Education. 2013. No. 4. Pp. 323-337. (In Russ.)

4. Tyazhina E. B. On the relationship between the concepts of evaluation, emotionality, expressiveness. Modernization vector of development of science in the 21st century: traditions, innovations, continuity. Collected articles of the International science-to-practice conference. St. Petersburg, 2016. Pp. 205-208. (In Russ.)

5. Orekhova O. A. Color diagnostics of child emotions. St. Petersburg, 2006. 112 p. (In Russ.)

6. Wierzbicka A. Semantic universals and basic concepts. Moscow, 2011. 568 p. (In Russ.)

7. Ilyin V. I. "Feelings" and "emotions" as sociological categories. Bulletin of St. Petersburg State University. 2016. Series 12. Issue 4. Pp. 28-40. (In Russ.)

8. Kutkovoy N. A., Stefanenko T. G. The concept of emotions in social psychology of the 21st century: basic approaches. Psychological Studies. 2014. No. 7(33). P. 7. URL: http://psystudy.ru. (In Russ.)

9. Izard C. E. Emotion theory and research: Highlights, unanswered questions, and emerging issues. Annual Review of Psychology. 2009. No. 60(1). Pp. 1-25.

10. Scarantino A., Griffiths P. Don't give up on basic emotions. Emotion Review. 2011. No. 3(4). Pp. 444-454.

11. Parrott W. G. Ur-emotions and your emotions: Reconceptualizing basic emotion. Emotion Review. 2010. No. 2(1). Pp. 14-21.

12. Valiullina E. V. Psychological study of personality emotionality. Social Sciences. 2019. No. 2(25). Pp. 123-128. (In Russ.)

13. Sannikova O. P. Emotionality in the structure of professional personality traits (on the example of representatives of socionomic professions). Doctor of sciences dissertation (in Psychology). Kiev, 1997. 407 p.

14. Kleinginna P. R., Kleinginna A. M. A categorized list of emotion definitions, with suggestions for a consensual definition. Motivation and Emotion. 1981. No. 5(4). Pp. 345-379.

15. Zeer E. F. Larionova S. V. Psychological features of self-regulation of emotional and volitional states of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Scientific Review: Humanities Study. 2016. No. 1. Pp. 91-95. (In Russ.)

16. Myasishchev V. N. Psychology of relations. Selected papers on psychology. Ed. by A. A. Bodalev. Moscow, Voronezh, 2011. 398 p. (In Russ.)

17. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups. Moscow, 2002. Pp. 20-21. (In Russ.)

18. Vishnyakov I. A. The acmeological concept of training a school psychologist at a university. Doctor of sciences dissertation (in Psychology). Moscow, 2006. 442 p. (In Russ.)

Submitted 20.10.2021; approved after reviewing: 05.12.2021; accepted for publication: 28.02.2022.

All the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.