ностики экспериментальной и контрольной групп, продемонстрировали, что курсанты экспериментальной группы значительно больше готовы к преодолению трудностей во взаимодействии в сообществе военного вуза и в целом демонстрируют более высокий уровень взаимодействия.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. тр. Вып. 2 / под общ. ред. Е.М. Ры-
бинского. - М.: НИИ детства РДФ, 1993. - 120 с.
2. Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей / Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская. - М.: Академия, 2004. - 240 с.
3. Мардахаев Л.В. Формирование активной жизненной позиции у молодых офицеров: Авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1981. - 17 с.
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
УДК 159.9 : 370
Быкова Елена Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический институт
psy-sha@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВАХ ПСИХОЛОГА У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
В статье рассматривается проблема формирования профессионально-важных качеств у студентов - будущих психологов. Педагогический процесс вуза - основа общего и профессионального развития будущих специалистов. Главная задача - повышение профессиональной компетентности, развитие профессионально-важных качеств и формирование образа будущей профессии.
Формирование профессиональной пригодности специалиста психологического профиля требует развития комплекса определённых качеств личности: устойчивой профессиональной направленности; глубоких, общетеоретических и профессиональных знаний, навыков, умений; адекватного уровня развития профессионально значимых психических процессов, обеспечивающих высокую надёжность и точность деятельности; эмоциональной устойчивости, т.е. способность к сохранению или повышению работоспособности в экстремальных условиях деятельности.
Однако к началу обучения в ВУЗе образ психолога-профессионала в сознании студентов сформирован не достаточно ясно и требует переосмысления и рефлексии.
В статье приводятся результаты исследования представлений студентов о качествах психолога и соответствия собственных качеств образу идеального психолога. Показаны особенности изменения представлений студентов об идеальном психологе, о собственных качествах личности, необходимых для работы по профессии психолога.
Ключевые слова: профессионально важные качества личности, профессия психолога, профессиональное ста-
новление.
Годы учёбы в вузе - это важный этап становления личности специалиста. У студентов - будущих психологов формируется готовность к развитию культуры восприятия другого человека как объекта профессиональной деятельности и культуры самовосприятия и самовыражения, как субъекта в ходе осуществления профессиональной деятельности.
В современной отечественной психологии вопросы профессионализации личности студента рассматривались в контексте:
- специфики студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г. Ананьев, Т.В. Кудрявцев, М.Д. Дворяшина, Н.М. Пейсахов);
- выявления сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.А. Бодров, А.Т. Ростунов);
- определения роли и места способностей, интересов, мотивов и индивидно-личностных особенностей в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осущест-
вления успешной профессиональной деятельности (А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, К.К. Платонов);
- формирования и специфики значимых профессиональных качеств психолога (А.В. Зеер, А.А. Деркач, А.К. Маркова, Н.А. Аминов, М.В. Молоканов).
Постановка проблемы студенчества как особой социально-психологической, психофизиологической категории является научным приоритетом ленинградской психологической школы (Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Л.Н. Грановская, Е.И. Степанова, В.Т. Лисовский, В.А. Якунин).
Педагогический процесс вуза - основа общего и профессионального развития будущих специалистов. Главная линия его развития - повышение самостоятельности студентов и постепенное их превращение из объекта педагогических воздействий в активный субъект научно-познавательной и практически-производственной деятельности.
В связи с этим, под профессиональным развитием Р.В. Габдреев понимает «не только формирование определённой системы профессиональных
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Быкова Е.А., 2015
122
знании, умении и навыков..., а гармонически развитой личности, включённой в систему. общественных отношений» [1, с. 64]. Этот процесс, отмечает автор, требует определённой активности самого обучающегося. И так же, как в процессе развития личности, индивидуальный путь профессионального развития осуществляется как многократный переход от одной стадии её развития к другой.
Проблема формирования профессионально значимых качеств личности на этапе подготовки в ВУЗе в настоящее время находится под пристальным вниманием исследователей различных отраслей науки.
Э.Ф. Зеер приходит к выводу, что профессиональное становление - это формирование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности и представляет собой «динамический и непрерывный процесс прогрессивного развития личности в системе взаимосвязанных профессионально значимых видов деятельности» [2, с. 42]. По мнению В.Д. Шадрикова, профессионально важные качества являются индивидуальными качествами субъекта деятельности, влияющими на эффективность деятельности и успешность её освоения. Действительно, профессиональная деятельность и оказывает значительное влияние на отдельные черты личности [7, с. 34-35]. А.К. Маркова утверждает, что «вид профессии может определять личность человека» [5, с. 25].
Н.С. Пряжников выделяет нежелательные личностные качества для студентов-психологов: лень, безынициативность, а также установка на то, что преподаватели «должны» развлекать студента на своих занятиях [6].
Исследуя представления студентов о профессионально важных качествах личности психолога и соответствия собственных качеств образу идеального психолога, мы пытались выяснить, как изменяется представление о психологе на протяжении обучения в ВУЗе при накоплении специальных профессиональных знаний и умений, а также, как изменяется представление студентов о собственных профессионально значимых качествах, необходимых для работы психолога.
В исследовании приняло участие 200 студентов 1-5 курсов факультета коррекционной педагогики
психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт».
Выявление представлений студентов о профессионально важных качествах квалифицированного психолога и соответствие ему собственных черт личности проводилось с помощью модифицированной методики Ч. Осгуда «Личностный дифференциал».
В результате анализа выделенных студентами доминирующих качеств квалифицированного психолога, можно построить профиль личности психолога в представлении студентов, по курсам обучения. Наибольший рейтинг, независимо от курса обучения, получила группа качеств эмоционально-нравственной сферы личности (табл. 1). Студенты с 1 по 4 курсы приоритет отдают качествам данной группы: «Добросовестный», «Честный» и «Справедливый», что, вероятно, выступает свидетельством важности в психологической деятельности соблюдения этических принципов. В выборке ответов студентов пятого курса отмечено снижение процента выборов всех качеств, что может свидетельствовать о более требовательном отношении к личности психолога у старшекурсников. Он, по мнению студентов, не должен обладать рядом резко выраженных черт. Идеальным вариантом было бы их гармоничное сочетание.
Во всех возрастных группах испытуемых наименьший процент выборов получили качества волевой сферы личности: «упрямый», «уступчивый», «расслабленный», «напряжённый», «невозмутимый».
Среди коммуникативных особенностей личности психолога были выделены качества: «дружелюбный» и «общительный». Причём, наблюдается снижение количества выборов данных качеств от 1 к 5 курсу, что может быть обусловлено тем, что студентов старших курсов гораздо больше привлекает способность психолога активно взаимодействовать со средой, проявляя качество «самостоятельность» и «решительность», нежели умение общаться и устанавливать контакты.
Анализ данных при оценке биполярных качеств, названных студентами как безразличные для психолога - профессионала и оцененными в 0 баллов, позволяет сделать вывод, что наибольшее количество выборов получили пары черт
Таблица 1
Динамика оценки доминирующих качеств в личности психолога у студентов по курсам обучения, %
Качество личности 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Итого
качества, отражающие активность личности 53,56 46,78 28,18 50,36 28,54 41,48
качества волевой сферы личности 24,47 20,42 12,92 18,33 12,92 17,81
коммуникативные качества 54,36 37,5 39,96 49,5 35,5 43,36
качества эмоционально-нравственной сферы 58,85 46,25 37,92 55,62 40 47,73
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 1
123
«Упрямый - уступчивый» - 37(19,27%), «Расслабленный - Напряжённый» - 52 (27,08%), «Невозмутимый - раздражительный» 41 (21,35%). По данным качествам наблюдается возрастание количества выборов от второго к пятому курсу. Это свидетельствует о том, что у студентов в процессе обучения формируется идеальный образ психолога с определённым набором личностных качеств, в котором названные биполярные черты личности студентами от курса к курсу всё больше отмечаются, как не нужные в профессиональной деятельности психолога.
На втором этапе испытуемые оценивали степень выраженности перечисленных качеств у себя на данный момент. Затем оценивались черты, в отношении которых существует полное соответствие между «реальным» и «идеальным» образами личности. В результате были выделены черты личности, которые, по мнению студентов, развиты у них в такой степени, в какой это необходимо у профессионального, квалифицированного психолога.
Итак, большинство студентов обнаруживают соответствие между «Я - реальным» и идеальным образом психолога по чертам, относящихся к эмоционально - нравственной сфере личности (табл. 2). На 1 курсе наибольший процент совпадений обнаружилось по качеству «отзывчивый», на 2 и 3 курсе к нему добавляется качество «честный», а на 4 и 5 курсах - «добросовестный». Можно сделать вывод, что эти личностные образования, необходимые для работы профессионального психолога, студенты рассматривают как уже достаточно развитые.
При оценке у себя качеств, отражающих активность личности, приоритет студенты отдают качествам «Энергичный» и «Самостоятельный». Замечено увеличение количества их совпадений с образом идеального психолога у студентов к 4 и 5 курсам. Следовательно, возрастает значимость этих качеств для старшекурсников. Студенты младших курсов отмечают у себя достаточно высокий по сравнению со старшими курсами уровень развития таких качеств как: «Отзывчивый» и «Дружелюбный». Это может объясняться желанием соответствовать стереотипному образу психолога студентами 1 курса, в котором качествам коммуникативной сферы отводится большое внимание.
Наименьший процент совпадений получили качества волевой сферы личности.
Повышение процента совпадений по большинству качеств у студентов к 5 курсу может свидетельствовать о том, что к концу обучения в ВУЗе студенты становятся более требовательными к развитию собственной личности, так как требования, предъявляемые профессией и обществом к личности специалиста, осознаются студентами на этой ступени развития более чётко. Это приводит к активной работе студентов, направленной на развитие качеств личности, необходимых с их точки зрения для будущей профессиональной деятельности. Кроме того, к 5 курсу увеличивается количество студентов, работающих по специальности.
Таким образом, на протяжении обучения в ВУЗе изменяется представление студентов о профессионально значимых качествах психолога, а также изменяется представление о себе, как соответствующем образу профессионала.
Значительную роль в этом процессе играет рефлексивный компонент сознания, в результате развития которого будущий специалист учится давать оценку себе и всем тому, что связано со своей будущей профессией. Правильно оценивая собственную личность, соотнося свои качества с требованиями, которые предъявляет профессия к личности специалиста, студент приобретает возможность развиваться как в личностном, так и в профессиональном плане [3].
М.Е. Литвак утверждает, что студенты младших курсов имеют неточное представление о работе психолога-практика, отождествляя его профессионально важные качества (ПВК) с качествами деятельности психолога вообще. Преувеличивается уровень значимости профессиональных качеств: важными считается большинство предъявленных качеств и имеют слабое представление о качествах психолога в исследовательской сфере. Практически все качества признаются одинаково необходимыми.
При переходе от курса к курсу происходит сопоставление ПВК с представлениями о себе, с ощущениями ценности собственной личности, своего «Я» для других. Наблюдается тенденция большей устойчивости к традиционным трудностям и эмоциональной устойчивости. Происходит его внутренняя работа над собой как личностью:
Таблица 2
Динамика совпадений по реальным качествам личности студентов с образом идеального психолога, %
Качество личности 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Итого
качества, отражающие активность личности 20,98 22,5 19,97 20,71 30,71 22,97
качества волевой сферы личности 14,06 11,67 10,42 14,17 12,5 12,56
коммуникативные качества 35,62 32 25,5 34,5 19,75 29,47
качества эмоционально-нравственной сферы 39,28 27,11 20 37,5 35 31,78
124
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
наблюдается внутренняя конфликтность представлений о себе. Повышается ответственность за собственные жизненные достижения.
Вместе с тем, роль самооценки повышается: придается большое значение таким качествам, как самоценность, самопринятие, то есть у студентов появляется уважение к себе, к своему внутреннему миру, снижается желание изменить себя в соответствии с идеальными представлениями. Все это способствует большей открытости и развитию коммуникативных способностей. Снижается уровень эмпатии и интернальности. Получает реализацию существенный для многих студентов мотив поступления на факультет психологии - стремление к самопознанию.
На 4-5 курсах уточняются представления о профессионально-важных качествах практического психолога [4].
Таким образом, от курса к курсу у всех студентов происходит переоценка личной значимости различных сторон будущей профессиональной деятельности (в связи с расширением знаний о ней). Отмечается возрастающая адекватность представлений студентов с представлениями экспертов о профессионально важных качествах психолога. Профиль личностных качеств психолога у студентов от курса к курсу постоянно преобразуется, за-
ставляя их работать над развитием собственных качеств личности, которые к концу обучения становятся более адекватными и приближаются к нормативному эталону.
Библиографический список
1. Габдреев Р. В. Психологические механизмы овладения профессиональной деятельностью. -Набережные Челны, 2000. - 143 с.
2. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. - Екатеринбург, 2002. - 126 с.
3. Золотовская Л.А. Рефлексивная активность как элемент модели выпускника современного военного ВУЗа // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. - № 3. - С. 96-97.
4. ЛитвакМ.Е. Профессия - психолог. - Ростов н/Д, 1999. - С. 226-229.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308 с.
6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2001. - 408 с.
7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
125