Научная статья на тему 'Роль профессионально важных личностных характеристик в формировании сомоидентификации будущих практических психологов'

Роль профессионально важных личностных характеристик в формировании сомоидентификации будущих практических психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1721
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ЦЕННОСТИ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИММАНЕНТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО / PERSONAL FEATURES / VALUES / IDENTITY / SELF-IDENTITY / IMMANENT IDENTITY / PROFESSIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бойченко Инна Степановна

В статье рассматриваются психологические принципы, раскрывающие определяющую роль профессионально важных качеств, ценностей, мотивационной направленности на будущую профессию, наличие определенного профессионального опыта. Подчеркивается определяющая роль профессионального наставничества в формировании личности психолога-практика. Излагаются результаты опроса выявления особенностей выбора профессии и уровня профессиональноличностного развития у студентов – практических психологов, направленного на достижение профессиональной идентичности психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бойченко Инна Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONAL CHARACTERISTICS IN SHAPING OF THE SELF-IDENTITY OF FUTURE CLINICAL PSYCHOLOGISTS

In this article it is discussed the psychological principles that reveal the crucial role of professionally important features, values, and motivational orientation on the future trade, the presence of a specific professional experience. It is emphasized the clue role of professional guidance in shaping the practical psychologist personality. It is presented the results of the survey on reveal of the peculiarities of the choice of profession and the level of professional-personal development of the students – practical psychologists, aimed at achieving the professional identity of psychologists.

Текст научной работы на тему «Роль профессионально важных личностных характеристик в формировании сомоидентификации будущих практических психологов»

УДК 159.9:378 ББК (Ю)88.4

И. С. Бойченко Научный сотрудник

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В ФОРМИРОВАНИИ СОМОИДЕНТИФИКАЦИИ БУДУЩИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

В статье рассматриваются психологические принципы, раскрывающие определяющую роль профессионально важных качеств, ценностей, мотивационной направленности на будущую профессию, наличие определенного профессионального опыта. Подчеркивается определяющая роль профессионального наставничества в формировании личности психо-лога-практика. Излагаются результаты опроса выявления особенностей выбора профессии и уровня профессиональноличностного развития у студентов - практических психологов, направленного на достижение профессиональной идентичности психологов.

Ключевые слова: личностные качества, ценности, идентификация, самоидентификация, имманентная идентичность, профессиональное наставничество.

I. S. Boichenko Research scientist

THE ROLE OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONAL CHARACTERISTICS IN SHAPING OF THE SELF-IDENTITY OF FUTURE CLINICAL PSYCHOLOGISTS

In this article it is discussed the psychological principles that reveal the crucial role of professionally important features, values, and motivational orientation on the future trade, the presence of a specific professional experience. It is emphasized the clue role of professional guidance in shaping the practical psychologist personality. It is presented the results of the survey on reveal of the peculiarities of the choice of profession and the level of professional-personal development of the students - practical psychologists, aimed at achieving the professional identity of psychologists.

Key words: personal features, values, identity, self-identity, immanent identity, professional guidance.

В последние годы произошло много изменений в нашем постсоветском обществе, в общественном сознании и в индивидуальном сознании каждого человека. В частности, мы являемся свидетелями появления новой для нашей страны отрасли профессиональной деятельности - практической психологии, - которая получает реальное воплощение в создании многочисленных социально-психологических служб в различных сферах деятельности. А соответственно возрастает теоретическая и практическая значимость проблем профессионального

становления будущих специалистов по прикладной психологии. С одной стороны, причиной этого является неудовлетворительное состояние системы учебно-профессиональной подготовки указанных специалистов, ее несоответствие современным запросам постсоветского и, в частности, украинского общества, обусловленным стремительным ростом потребностей психологической практики. Ведь отечественная психология и сегодня основные усилия сосредоточивает на подготовке специалистов-психологов в основном теоретико-экспериментального направления.

С другой - комплекс задач по формированию у студентов вопросов их профпригодности, решение которых даст возможность студентам осуществить правильный выбор профессии, с учетом особенностей, разработкой и эффективном использовании механизмов профессиональной мотивации. А также, не в последнюю очередь, учитывать особенности профессиональной самоидентификации будущих практических психологов.

Ведь выяснения этих особенностей является непременной и существенной предпосылкой, и составной частью процесса подготовки таких специалистов, одной из действенных форм обеспечения эффективности указанного процесса профессионалами-психологами.

Кроме того, успешное решение проблем профессиональной самоидентификации будущих практических психологов в немалой степени способствует становлению как профессионального сознания, так и самосознания будущих специалистов по практической психологии, формированию у них системы действительно современных мировоззренческих ценностей, профессионально значимых качеств, умений, навыков, аутентичных самооценок, самоопределения и, наконец, на этой основе, - продуктивной самореализации.

Таким образом, указанная выше важная роль механизма профессиональной самоидентификации в процессе профессионального становления будущих специалистов по прикладной психологии говорит об актуальности проблемы его формирования.

Становление личности профессионала происходит вместе с процессом его самоидентификации с профессией (Садовничий В.А., 1995, Смирнов С.Д., 1995, Черный В.Н., 2000, Любимова Г.Ю., 2000), что рассматривается нами в качестве ведущего компонента профессиональной подготовки.

Понятие «профессиональная самоидентификация» будущего психолога Зеер Э.Ф. и Сыманюк Э.Э. определяют как способность к овладению им знаниями, навыками и умениями, при которой происходит самодиагностика, самопознание, применение к себе тех или иных требований к профессии и создаются возможности выбора наиболее соответствующих индивидуальным особенностям каждого студента инструментов работы с клиентами [10]. Обучение в вузе является наиболее благоприятным периодом для этого процесса, ведь, исходя из концепции Э.Эриксона, именно на грани поздней юности и ранней зрелости перед молодым человеком встает необходимость решения вопроса о приоритетности своих жизненных ценностей, определение ближайших и перспективных целей, испытание себя в различных ситуациях [12].

В таком случае именно личность психолога (самооценка, избранные ценности, образ себя и окружающего) выступает главным рабочим инструментом его профессиональной деятельности, то есть основой изучения и оценки психической реальности, главным средством воздействия на нее, моделью будущего результата профессионального взаимодействия психолога и клиента [1;3;4;9;13;15;16]. «Иногда говорят, что психотерапевт оказывает влияние на клиента всей своей личностью; что каждый отдельный психолог - это определенный, свой, особый метод» [19,216].

Поэтому проблема личностного соответствия специалистов профессиональным требованиям и поиска путей его достижения в психологической профессии является на сегодня также достаточно актуальной [1;5;8;10;11;14;18;19].

Личность психолога определяет внутреннюю основную линию его профессиональной деятельности, его профессионально-производственную и межличностную позицию.

Во время учебы в вузе будущие специалисты должны не только овладеть профессиональными знаниями, но и выработать в себе необходимые профессиональные качества для формирования эффективной профессиональной самоидентификации и последующей деятельности по специальности. Так А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина вводят особое понятие «профессионализм личности», который они рассматривают как взаимоотношения личности в смысле интегрального качества человека и деятельности, которую он осуществляет [7,8].

А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина, интерпретируя понятие «профессионализм личности» и выделяя профессионально важные качества личности как «проявления психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде» [7,11-12], считают, что к таким качествам относятся «следующие свойства: интеллектуальные (мышление),

нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности)» [7,11-12].

Для успешного овладения и осуществления профессиональной деятельности, по мнению Л.А. Ясюковой, особое значение имеет не столько качество выраженности отдельных профессионально важных свойств личности, сколько характер взаимосвязи между ними. Существование тесных и положительных взаимосвязей большинства личностных свойств способствует появлению процесса их

взаимного усиления, в случае же возникновения антагонистических взаимосвязей между этими свойствами личности развитие одних сторон личности приводит к деградации других, делает невозможным достижение высокого уровня профессионального мастерства.

Итак, как считают авторы, профессиональное мастерство - это овладение комплексом продуктивных технологий профессиональной деятельности на основе владения профессионально важными личностными качествами, которые активизируют личностные способности к осуществлению продуктивной профессиональной деятельности и стремление к профессиональному самосовершенствованию через механизм самоидентификации с профессией.

Психологической основой профессионального мастерства, как качественной характеристики самоидентичности, является исследование детерминант активности человека, по С.Л. Рубинштейну, о роли внутренних условий в осуществлении деятельности [21]. Внешние причины, по мнению автора, всегда действуют через внутренние условия, а способ и результат их влияния на личность определяется ее внутренним состоянием, системой отношений к жизненной ситуации, в которой осуществляется деятельность. Внутренними же условиями является система личностных ценностей, которая изначально формируется в деятельности, а позже сама начинает регулировать ее.

Многие исследователи считают, что социо-номической спецификой личности практикующего психолога, особенно гуманистической ориентации психологической профессии, является ориентированная на человека, толерантно-диалогическая профессиональная позиция специалиста [2;4;18;20]. Определяющим аспектом такой позиции выступает, прежде всего, соответствующий эмоциональный настрой, то есть положительное эмоциональное отношение к людям, склонность к переживанию, чувство симпатии к ним.

Поэтому в ходе обучения преподаватель должен создать соответствующие условия психологической поддержки и безопасности, в котором бы царило принятие, эмпатическое понимание, атмосфера открытости [17], для того, чтобы будущие психологи смогли исследовать свой внутренний мир с целью саморазвития и самоактуализации, развивать в себе пять качеств (адаптивность, самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт и интернальность) в направлении роста [2].

Существенным результатом такого взаимодействия является полученные личностные знания, развитие когнитивных, оценочных и поведенческих особенностей студентов. Это

является необходимым условием формирования их профессиональной самоидентификации в направлении оптимального развития Я-концепции личности студентов - психоло-гов-практиков.

Возникает вопрос о формировании «имманентной идентичности», которая по словам УДжемса, «является наиболее глубокой основой всех практических и теоретических стремлений» [6,57]. Фрагментарное ощущение себя может повлечь за собой несовместимость различных сторон «Я», результатом чего является кризис идентичности, типичная для юношеского возраста.

Так, по мнению П.В.Лушина, для эффективной работы психолога важно сформировать не раз и навсегда фиксированную «Я-концепцию», а активизировать внутреннюю работу сознания с целью выявления противоречий, ограничений, возможностей, перспектив личности для постановки и результативного решения следующих личностных и профессиональных задач. Тогда личностное изменение - это межсистемный переход к новым возможностям новой идентичности (во время переживания человеком кризисного опыта, что приводит как к положительным, так и отрицательным результатам - потеря прошлой стабильности, разрушение существующих основ жизни и возникновение качественно новых, неограниченных возможностей, которые позволяют перейти на существенно новый уровень функционирования, открыть в себе ранее неизвестный потенциал) [17].

Автор выделил еще один из основных составляющих профессиональной подготовки будущих практических психологов, а именно процесс переживания опыта личностного изменения, который осуществляется за счет механизма самоидентификации, так как особенностью психологического образования является то, что объектом изучения, и учащимся является одна и та же личность. «Внешнее знание», что предлагается образованием, по содержанию конгруэнтное «внутреннему знанию» или опыту личности, а их взаимопроникновение становится движущей силой процесса самопознания, личностного и профессионального роста [2].

Таким образом, индивидуальность будущего психолога как динамическая система может формироваться, в направлении профессионального роста, только в деятельности, достигая совершенства только при высокой мотивации и определенной направленности личности.

Поэтому одним из основных направлений развития современного высшего учебного заведения является ориентация образования

к постоянному профессионально-личностному совершенствованию. Потребность теоретического осмысления и качественного обновления системы профессиональной подготовки психолога в вузе Украины обуславливает усиление внимания специалистов к проблемам формирования профессиональной личности у студентов. То есть становление профессиональной самоидентичности, что является составной частью профессионального самосознания, связано с процессами профессионального самоопределения, профессиональной адаптации, профессиональной самодиагностики, познанием и оценкой себя как субъекта собственной деятельности, также профессиональным самосовершенствованием человека, становлением его индивидуальной профессиональной позиции (С.Г. Вершловский, А.И.Лесохина).

Сформированный процесс профессиональной самоидентификации студентов -практических психологов во время учебы в вузе способствует быстрому и эффективному становлению их индивидуальной профессиональной позиции или профессиональной самоидентичности.

А именно, практический психолог с устойчивой индивидуальной профессиональной позицией - это индивид, осознающий цель, жизненные планы, связанные с самореализацией в профессиональной сфере, профессиональные идеалы, свои личностные и физические свойства, возможности, способности, достижения, собственные требования и те, что предъявляют профессиональные нормативы и профессиональная группа, а также готовность функционировать в избранной профессии общественного производства (Н.М. Аминов, Н.В. Бачманська, В.В. Гусейнов). То есть это процесс личностного принятия профессии, понимание им, что он практический психолог, положительно к этому относится, нарабатывает систему профессиональнонравственных оценок, определяется («воспроизводится», «выстраивается», «подтверждается», «выверяется», «доопределяется»

- В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман) в своих профессиональных позициях, осознает и выделяет характерные черты людей своей профессии и других, осуществляет подчинение себя ожиданиям социума в соответствии с требованиями социально-функциональных ролей, определяющих суть психологической деятельности [5,22].

Итак, следует отметить, что важным условием эффективности профессиональной идентификации личности есть, бесспорно, представления о необходимом комплексе профессиональных знаний, профессионально значимых качествах, умениях, навыках и

соответствующих ценностях, самооценке, а также осознание этой личностью сущности своей будущей профессии, своих профессиональных возможностей, необходимости стремления к самосовершенствованию в своей будущей деятельности, являются характерными признаками их личностного перехода к новому качественному уровню развития

- профессиональной самоидентификации.

Исходя из этого, нами был проведен на протяжении 2007-2008 гг. опрос студентов-практических психологов III и IV курсов Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова (Киев, Украина) в количестве 130 человек с целью выявления особенностей осознанности ими выбора профессии и уровня их профессионально личностного развития в ходе учебно-практической деятельности.

На вопрос анкеты о том, как они познакомились с профессией психолога большая часть практических психологов третьего и четвертого курсов ответили так: «из фильмов», «из книг», «знакомые имеют такую профессию». Обстоятельствами возникновения мотивов выбора профессии студентов - пси-хологов-практиков были желание «помогать людям в решении их проблем», «возможность познавать себя и окружающих» («чтобы разобраться в себе»), «интерес наблюдать за людьми, изучать их» («желание знать людей») и «общаться с людьми», «возможность саморазвития, самоактуализации» и «непрерывного личностного роста», «можно иметь хороший заработок». При этом опрошенные отметили, что выбор профессии был «заранее продуман».

Поддержку в выборе профессии респондентам оказывали «родные», «друзья», «знакомые профессионалы-психологи».

Родные также и отговаривали избирать профессию психолога, говоря: «юрист - престижная профессия, а психолог - нет», «психологи не нужны», «И где ты будешь работать?», «Тяжело найти работу в этой сфере». Но, несмотря на это, 95% опрошенных студентов - практических психологов хотели бы работать по специальности. Они называли такие сферы деятельности как семейная психология, сфера организации, система МВД, клиническая психология, а незначительное их количество выбирало школьную психологию, социальную работу. Некоторые из них также признают необходимость дальнейшей специализации, а именно собираются продолжить обучение в практически-ориентиро-ванных психологических учебных заведениях (например, в Институте гештальт-терапии), принимать участие в тренингах, заниматься самообразованием. Четверть респондентов

уже работала по специальности школьными и социальными психологами. Точно представляет себе место будущей работы больше половины опрошенных студентов, а именно семейным психологом, клиническим психологом, психологом в сфере организации, школьным психологом, психологом в социальной службе, психологом в системе МВД. В целом, студенты - практические психологи меньшей степени ориентированы на преподавательскую деятельность и научную работу, а нацелены на практику, на активное «привнесение психологии в жизнь».

Четвертая часть опрошенных студентов -психологов-практиков имеет опыт собственной практики в сфере практической психологии. 20% из них работают школьными психологами, и 5% психологом в социальной работе, сотрудником научно-исследовательского института, дошкольным психологом, занимаются терапевтической практикой.

Большая половина работающих студентов - практических психологов имеют в своем профессиональном становлении спе-циалистов-наставников по психологии, работающих вместе с ними, а именно психологи из психологических центров, социальных служб, научно-исследовательских центров, вузов, школ, дошкольных учреждений, рай-оно, применяя словесные и поведенческие методы, поощряют словам, рекомендуют различные формы совершенствования мастерства, дают возможность наблюдать за их работой.

Результатами собственной психологической практики студентов - практических психологов есть знания, умения и навыки применять знания на практике, повышение уровня своего профессионализма.

Более половины студентов - практических психологов, работающих по специальности, имели трудности, когда начинали работать через недостаточность практических навыков для работы.

Также во время обучения в институте опрошенные студенты - практические психологи столкнулись с такими трудностями, как разрыв между обучением и возможностью применения знаний на практике, а также неоднократно переживали из-за большого объема литературы для чтения. То есть ориентация на знания в ходе учебно-практической деятельности сменяется ориентацией на конкретные навыки, технологии. Кроме овладения практическим опытом, студенты выделяют в качестве избранных целей следующие аспекты: когнитивный («получить все необходимые знания», «заниматься наукой»); самооценочный («самоактуализация», «личностный рост»); жизненный («найти работу»,

«решить свои проблемы»).

Но вышеуказанные трудности не помешали респондентам адаптироваться к учебнопрофессиональной деятельности еще во время первого курса.

Опрашиваемые студенты отметили, что овладение ими профессии происходит следующим образом: 95% из них много времени уделяет самообразованию: читает дополнительную литературу, посещает дополнительные занятия, 50% - также посещает различные факультативы, курсы, чтобы расширить свои профессиональные знания и перспективы, 40% - изучает все обязательные вузовские дисциплины, независимо от личного интереса к ним, избирательно относится к обучению, овладевает тем, что считает особенно важным, налаживает контакты, связи с профессионалами в этой области, интересуется относительно спроса на специалистов этой квалификации.

Большая половина будущих специалистов по практической психологии отметила, что для того, чтобы воплотить в жизнь планы своей профессиональной реализации им потребуются знания по таким отраслям психологии, как психоконсультирование и психокоррекция, политическая психология, а также психология общения, социальная психология, возрастная психология, психодиагностика, профилактика и коррекция отклонений в поведении.

Опрос показал, что в число профессионально значимых качеств и ценностей студентов - практических психологов входят такие, как высокий интеллект, гибкость мышления, адекватность и устойчивость самооценки, эмоциональная устойчивость, отсутствие внутренних личностных конфликтов, сдержанность, тактичность, интуиция, внимательность, доброжелательность, искренность, эмпатийность, безусловно положительное отношение, самоуважение, интеллигентность, индивидуализм, рационализм, ответственность, самостоятельность, последовательность, настойчивость, ориентация на профессиональную деятельность, профессиональная компетентность, профессиональная культура.

Итак, в результате исследования нами было выяснено, что для задействования процесса профессиональной самоидентификации в вузе и вне его для студентов - практических психологов нужны указанные выше профессионально значимые личностные качества и ценности, заблаговременная нацеленность на будущую профессию, наличие определенного профессионального опыта, сформированное представление о месте будущей работы по специальности, способствующие приобре-

тению ими знаний, умений и навыков при- теоретико-экспериментальную направлен-

менять эти знания на практике, повышению ность, в нем не хватает учебной практики в

уровня своего профессионализма и в даль- различных психологических направлениях

нейшем осуществление продуктивной про- и профессиональной практики вне учебного

фессиональной деятельности. процесса, наставничества со стороны проОриентация большинства студентов - фессионалов-психологов, так и субъективны-

практических психологов на теоретическую ми: не сформирована профессиональная мо-

подготовку объясняется как объективными тивация, нечеткость представлений о своей

причинами: тем, что учебный процесс имеет будущей профессии, себя как специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 199S.

- 260 с.

2. Андрійчук І.П. Формування позитивної Я-концепції особистості майбутніх практичних психологів у процесі професійної підготовки: Дис...канд. психол. наук: 19.00.07. - Тернопіль, 2003. - 198 с.

3. Батраченко И.Г., Выговская Л.П. Профессиональная антиципация психолога-практика: проблемы теории, диагностики та развития//Актуальные проблемы психологической службы: теория та практика. - Одесса,

1992. - с. 4 - S.

4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.

5. Болотова В.О. Професійна ідентифікація особистості (соціологічний аспект аналізу) : Автореф. дис... канд. соціол. наук: 22.00.03/Харків. держ. пед. ун-т. - Харків, 1998. - 20 с.

6. Бондаренко О.Ф. Психологічна допомога особистості (Учбовий посібник для студентів старших курсів психологічних факультетів та відділень університетів). - Харків: Фоліо, 1996. - 237 с. - С.57.

7. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.:Высшая школа,

1993. - С. 8-12.

8. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.:ЛГУ 198S. - 168 с.

9. Захаров В.П. та др. Актуальные методы обучения общению в подготовке студентов-психологов // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. S. - Л.:ЛГУ, 198S. - С. 86-9S.

10. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности//Психологический журнал. -1997. - Т.18. - № 6. - С. 3S-44.

11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Уч. пособие. - Р.-н-Д.: Феникс, 1996. - S12 с.

12. Коломінський Н.Л. Методологічні засади професійної підготовки практичного психолога//Практична психологія та соціальна робота. - 2003. - № 4. - С. 12-13.

13. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: Пер. з лит./Под ред. В.В. Макарова - М.: Академический проект, 1999. - 239 с.

14. Л.С. Ващенко, Т.Є. Бойченко Основи здоров’я. Книга для вчителя. К.: “Генеза”, 200S. - S-20 с.

15. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. -2000. - №1. - С. 48-S6.

16. Максименко С.Д. Теорія і практика психолого-педагогічного дослідження. - К.: НДУП, 1990. - 240 с.

17. Міненко О.О. Особистісне змінювання в процесі професійної підготовки студентів-психологів: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07/НПУ імені М.П. Драгоманова. - К., 2004. - 20 с.

18. Наумчик Н.В. Эмоциональные и поведенческие составляющие в системе личностных характеристик будущих психологов: Дис. канд. психол. наук: 19.00.01. - К., 200S. - 198 с.

19. Основи практичної психології/В. Панок, Т. Титаренко, Н. Чепелєва та ін.: Підручник. К.: Либідь, 1999. - S36 с.

20. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Изд.-во Моск. ун-та, 1982. - 168 с.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.

22. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. пособие. - М.: Издательство Московского пси-холого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

- 600 с. - (Серия «Библиотека психолога»).

REFERENCES

1. Abramova G.S. Vvedenie v prakticheskuiu psikhologiiu [Introduction to practical psychology]. Moscow, Mezhdunarodnaia pedagogicheskaia akademiia, 199S. 260 p.

2. Andriichuk I.P. Formuvannia pozitivnoЇ Ia-kontseptsu osobistosti maibutnikh praktichnikh psikhologiv u protsesi profesiinoЇ pidgotovki: Diss...kand. psikhol. nauk: 19.00.07. [tte formation of a positive self-concept of future psychologists during training: Diss ... Cand. Psychology. sciences: 19.00.07.]. Ternopil, 2003. 198 p.

3. Batrachenko I.G., Vygovskaia L.P. Professyonalnaya antytsypatsyya psychologist practice: problems of theory, diagnosis, and development. Aktual'nye problemy psikhologicheskoi sluzhby: teoriia ta praktika - Actual problems of psychological services: the theory and practice, Odessa, 1992. pp.4-5 (on Ukranian).

Perspestive of Science and Education, 2013, №5

4. Bodalev A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviia dostizheniia [The top of the development of an adult : the characteristics and conditions of achievement]. Moscow, Flinta: Nauka, 1998. 168 p.

5. Bolotova V.O. Profesiina identifikatsiia osobistosti (sotsiologichnii aspekt analizu) : Avtoref. diss... kand. sotsiol. nauk: 22.00.03 [Professional identification of personality (sociological aspect analysis): Author. Diss ... Cand. Sociology. sciences: 22.00.03]. Kharkiv, 1998. 20 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Bondarenko O.F. Psikhologichna dopomoga osobistosti (Uchbovii posibnik dlia studentiv starshikh kursiv psikhologichnikh fakul'tetiv ta viddilen' universitetiv) [Psychological support person (Training manual for advanced students of psychological faculties and departments of universities)]. Kharkiv, Folio, 1996. 237 p.

7. Derkach A.A., Kuz'mina N.V. Akmeologiia: puti dostizheniia vershin professionalizma [Acmeology: the achievement tops of professionalism]. Moscow, Vysshaia shkola, 1993. pp.8-12.

8. Emel'ianov Iu.N. Aktivnoe sotsial'no-psikhologicheskoe obuchenie [Active social and psychological training]. Leningrad, LGU, 1985. 168 p.

9. Zakharov V.P. Actual methods for learning communication in the preparation, undergraduate psychologists. Sovremennye psikhologo-pedagogicheskie problemy vysshei shkoly - Modern psychological problems teaching high society schools. V.5., 1985. pp.86-95 (in Russian).

10. Zeer E.F., Symaniuk E.E. The crises of professional growth. Psikhologicheskii zhurnal - Psychological Journal, 1997, V.18. no.6, pp.35-44 (in Russian).

11. Klimov E.A. Psikhologiia professional'nogo samoopredeleniia: Uchebnoe posobie [Psychology of professional self: textbook]. Rostov-on-Don, Feniks, 1996. 512 p.

12. Kolomins'kii N.L. Methodological Principles of training practical psychology. Praktichna psikhologiia ta sotsial'na robota - Applied psychology and social work, 2003, no.4, pp. 12-13 (on Ukranian).

13. Kochiunas R. Osnovy psikhologicheskogo konsul'tirovaniia [Fundamentals of psychological counseling]. Moscow, Akademicheskii proekt, 1999. 239 p.

14. Vashchenko L.S., Boichenko T.E. Osnovi zdorov’ia. Kniga dlia vchitelia [Health basics. Book for teachers]. Kiev, Geneza, 2005. pp.5-20.

15. Liubimova G.Iu. From freshman to graduate: the problems of professional and personal self-psychology students. Vestnik Moskovskogo universiteta - Bulletin of Moscow University, 2000, no.1. pp.48-56 (in Russian).

16. Maksimenko S.D. Teoriia i praktika psikhologo-pedagogichnogo doslidzhennia [Theory and practice of psycho-pedagogical research]. Kiev, NDUP, 1990. 240 p.

17. Minenko O.O. Osobistisne zminiuvannia v protsesi profesiinot pidgotovki studentiv-psikhologiv: Avtoref. diss... kand. psikhol. nauk: 19.00.07 [Personality change during training psychology students: Author. Diss ... Cand. Psychology. Science]. Kiev, 2004. 20 p.

18. Naumchik N.V. Emotsional'nye i povedencheskie sostavliaiushchie v sisteme lichnostnykh kharakteristik budushchikh psikhologov:Diss... kand.psikhol. nauk: 19.00.01 [Emotional and behavioral components in the personal characteristics of future psychologists : Diss ... Cand. psychol. sciences: 19.00.01]. Kiev, 2005. 198 p.

19. Osnovi praktichnot psikhologit [Fundamentals of applied psychology] / V. Panok, T. Titarenko, N. Chepeleva [V. Panok, T. Tytarenko, N. Chepeljeva]. Kiev. Libid', 1999. 536 p.

20. Petrovskaia L.A. Teoreticheskie i metodicheskie problemy sotsial'no-psikhologicheskogo treninga [Theoretical and methodological problems of socio-psychological training]. Moscow, 1982. 168 p.

21. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Saint Petersburg, Piter, 2001. 720 p.

22. Shneider L.B. Professional'naia identichnost': teoriia, eksperiment, trening: uchebnoe posobie [Professional identity: theory, experiment, training: texbook]. Moscow.: Izdatel'stvo MPI, 2004. 600 p.

Информация об авторе Бойченко Инна Степановна (Украина, Киев) - Научный сотрудник Государственного института семейной и молодёжной политики. E-mail: i_boych@mail.ru

Information about the author Boychenko Inna Stepanovna (Ukraine, Kiev) - Research associate at the State Institute for Family and Youth Policy. E-mail: i_boych@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.