Асатжанова И. студент
Ургенчский государственный университет ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АЙДЫН ХОДЖИЕВОЙ
Аннотация: В данной статье анализируются стихи народного поэта Узбекистана Айдын Ходжиевой на тему природы. В своих стихах поэт неповторимо подходит к природе, ее богатству и красоте. Уникальные художественные способности и таланты поэтессы раскрываются в ее пейзажной лирике.
Ключевые слова: линии природы, социальный мотив, композиция природы, лирический герой, художественно-эстетическая функция, объект природы, пейзажная лирика, психологический образ.
Asatjanova I. student
Urgench State University THE IMAGE OF NATURE IN AIDIN KHODZHIEVA'S WORKS
Annotation: This article analyzes the poems of the people's poet of Uzbekistan Aydin Khodjiyeva on the theme of nature. In his poems, the poet has a unique approach to nature, its richness and beauty. The unique artistic abilities and talents of the poetess are revealed in her landscape lyrics.
Key words: lines of nature, social motif, composition of nature, lyrical hero, artistic and aesthetic function, object of nature, landscape lyrics, psychological image.
Примечательно творчество поэтессы Айдын Ходжиевой, которая выросла в прекрасном и неповторимом оазисе Навои, расцвела, воспела красоту и великолепие прекрасного оазиса, выросла среди людей с простым и чистым сердцем. В своих воспоминаниях Айдын Ходжиева вспоминает свою молодость: "Тоска в их глазах и старики, которые день и ночь трудились на месте юношей нашего села, тяжелая работа пожилых женщин пройдут в моей памяти, как вчера. " 51Если мы посмотрим на произведения поэта, то увидим прекрасные пейзажи, любовь к природе, фантастические линии природы. Лирика природы настолько прекрасно выражена в стихах поэта, что читатель живет непосредственно в сердце природы и старается остаться в этой среде:
Луна питает тишину
51 Ходжиева Ойдин. Нежность: Стихи, былины, стихи, стихи, мысли. - Т.: «Шарк», 2007 г
Тихая ночь.
Он по-прежнему правитель существования,
Ночь течет со стороны.52
Как будто редкими красками художник писал пейзаж в этих стихах. В этих стихах о ночи образ «ночи» ассоциируется с землей и небом. Поэт прекрасен тем, что ветер дует тихо и мягко, звезды мерцают шаг за шагом, луна сияет в тени безумной луны и освещает ночь, луна летит на качелях и бьет по волнам, и наконец наступает рассвет, представленные изображениями.
Вода хлещет в канаве,
Луна светила на крышу.
Свет в окнах,
В мечтательный вечер53
Стихотворение датировано 1969 годом. Отсюда видно, что творец ввел изображение природных пейзажей без социальных мотивов. Разнообразно и красочно творчество поэта, в котором выражаются жизнь, творчество, человеческие образы и вызовы, а также фантастические образы в связи с композицией природы. В этом стихотворении под названием «На закате» прекрасно изображен закат. Увидев светящую с крыши луну, лирический герой фантазирует о воде, блестящей во рву в молитве. В этот момент птенец отдыхает на дереве под мышками. Молодые невесты, засучив рукава, подоят корову, привязанную к столбу. В стихах «Вот идет солнце с запада» мы видим, что художник постепенно стал лидером творческой среды.
А теперь давайте посмотрим на это стихотворение поэта. Не будет преувеличением сказать, что в этом стихотворении мысль поэта наполняется самыми яркими стихами изображения природы.
На скале наверху
Одна нога связана.
Олени живут на солнце,
Готовимся к прыжку.54
В этом стихотворении поэт как бы выражает состояние написания стихотворения. Возможно, поэта вдохновил олень в стихотворении. Следуя образу оленя, поэт ищет вдохновения в красоте природы. Какой прекрасный способ выразить это еще раз свидетельствует о мастерстве поэта. Из вроде бы простого стихотворения по образу «оленя» можно сделать следующие выводы: 1. Олень - символ страха;
2. Олень - прекрасный мир, символ жизни;
3. Олень - символ возрождения бытия, природы.
День и ночь за горизонтом,
52 Ходжиева Ойдин. Вечерние лучи: подборка. Стихи, былины. - Т: «Шарк», 2010. 11
53 Ходжиева Ойдин. Вечерние лучи: подборка. Стихи, былины. - Т: «Шарк», 2010. 17
54 Ходжиева Ойдин. Вечерние лучи: подборка. Стихи, былины. - Т: «Шарк», 2010. 21
На звенящем крыле тишины, Это была мечта. Лицом к лицу с небом, Звезды некрасивые, унылые, Я послушал песню, лол. 55
В этом стихотворении образ ветра стоит на первом месте. Мы должны избегать мысли, что образ ветра встречается только в лирических произведениях и только в современной литературе. Корни образа ветра восходят к одной из народных сказок «Зумрад ва К,иммат».56
В классической литературе мы находим образ ветра в виде сабо, насым, бода, ветра. Например, в поэме Алишера Навои «Ей сабо» анализируемый нами образ ветра несет большую художественно -эстетическую функцию.
Следующий стих начинается с прямого упоминания ветра. Ей Саба, иди и скажи моему кипарису,
Расскажите, пожалуйста, что за история с большими щенками... В нашей современной литературе в поэме Шавката Рахмона «Высокие деревья» мы наблюдаем специфический вид и облик ветра. Есть высокие деревья, Высокие деревья -Прося силы у сердца земли, В энергичных, запутанных ветвях Дабуру57 перекрыл дорогу Пойроз58 Дабур приносит бесконечную печаль, Беспрецедентная пытка.59
Но образ «ветра» в творчестве Айдын Ходжиевой, кажется, имеет иной вид. Главный герой, утопающий в фантазии, разочаровывается, и, как ветер, портит планы возлюбленной, вздыхает. Итак, здесь поэт изображает образ «ветра».
Это место не было бы, Была весна.
Они хотели построить дом, Они пришли с пилой.60
В этом стихотворении-сказке описывается судьба двух растущих у ручья деревьев - яблони и горы. Этой весной несколько человек пришли в яблоневый сад у ручья строить дом. Они спилили яблоню пилой. Поэт описывает это событие с помощью сложной образности: он привязал
55 Ходжиева Ойдин. Вечерние лучи: подборка. Стихи, былины. - Т: «Шарк», 2010. 26
56 Узбекская народная сказка
57 Это пришло в смысле урагана
58 Неприятный ветер
59 Мафтуна Кодирова. Пейзаж Исаджана Султана и его художественно-эстетическая функция. ИМТ. 2019. 30.
60 Ходжиева Ойдин. Вечерние лучи: подборка. Стихи, былины. - Т: «Шарк», 2010. 41
проволочный канат, натянул его на бульдозер, а затем разрезал яблоко. В этом стихотворении поэт акцентирует внимание на проблеме лирического героя, вместо объекта, лирического героя, в субъекте окружающей среды и природы. В своем обращении к природе творец символизировал бытие, все в нем видит и знает.
В результате наблюдения за творчеством Айдын Ходжиевой мы наблюдали и принципы психологической образности в пейзажной лирике. Его первое появление - это гуманизация природы. В поэзии, изображающей природу, господствует образ души. Это выражается через поэтические времена года, связанные с природой. Как известно, в изображении природы важны детали. Действительно, «во всех видах искусства реальность выражается через образы, но этот образ не есть сама реальность. Всякий образ в художественном произведении есть образ поэтический как реальность, выходящая за пределы эмоционально-мыслительного восприятия творца».
Первые строфы этой поэмы как бы идейно и художественно прокладывают дорогу следующим строфам. Этим обеспечивается непрерывность лирического течения в стихотворении, логичность стихотворения, приоритет изображения природы. По "всей системе полос образы становятся четче, усиливается прибавляемый к ним лирический пафос, высвобождается образ природы"61: Дни спешат, ночь воображает, Да благословит Бог колыбель звезд. Морозный ветер, который носит иголки, В каштановой роще слетаются птицы одного полета.62 В этом стихотворении видно, что дни становятся короче, птицы улетают в жаркие края, залитые солнцем седые горы ползут к холодной кроне, а на земле нет ни цветов, ни плодов.
Благодаря анализу стихотворений, насыщенных образами природы, мы обнаружили еще одну важную черту художника. Не все творцы способны уловить настроение и настроение человека. А вот поэтессе Айдын Ходжиевой это удалось. Вот почему продукты его творчества связаны с вечностью.
Использованные источники:
1. Ходжиева Айдын. Назокат. - Т:. Шарк: 2010.
2. Ходжиева Айдын. Вечерние огни. - Т:. Шарк: 2010.
3. Мафтуна Кодирова. Пейзаж Исаджана Султана и его художественно -эстетическая функция. ИМТ. 2019.
4. Шарипов А. К звездному небу. Литература и искусство. 1983.
61 Шарипов А. К звездному небу. Литература и искусство. 1983. 49.
62 Ходжиева Ойдин. Вечерние лучи: подборка. Стихи, былины. - Т: «Шарк», 2010. 63