Научная статья на тему 'Образ предпринимателя в русской словесности'

Образ предпринимателя в русской словесности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
22690
1425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Милехина Т. А.

В статье анализируется образ предпринимателя в русском историко-культурном контексте, в русской классике, современной художественной литературе, телевизионных фильмах, СМИ, в материалах опроса студентов СГУ. Доказывается, что сформированный в русском общественном сознании устойчивый стереотип негативного восприятия предпринимателя не отражает объективной реальности. Формулируется необходимость создания реального образа человека-собственника на основе положительных примеров отечественной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of entrepreneur in Russian literature

The image of entrepreneur in Russian historical and cultural context, in Russian classical literature, modern literature, television films, mass media, according to the materials of students' questioning is analyzed in this article. It is proved that steady stereotype of negative perception of entrepreneur, formed in Russian social consciousness does not reflect objective reality. The necessity of real image creating of a man-owner on the base of positive examples from native history is forming at the present time.

Текст научной работы на тему «Образ предпринимателя в русской словесности»

Милёхина Т.А.

Саратовский государственный университет им. Н.Г Чернышевского

ОБРАЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

В статье анализируется образ предпринимателя в русском историко-культурном контексте, в русской классике, современной художественной литературе, телевизионных фильмах, СМИ, в материалах опроса студентов СГУ. Доказывается, что сформированный в русском общественном сознании устойчивый стереотип негативного восприятия предпринимателя не отражает объективной реальности. Формулируется необходимость создания реального образа человека-собственника на основе положительных примеров отечественной истории.

В современном обществе России существует негативное восприятие предпринимательства, несмотря на то, что уже довольно большой слой населения занят в частном секторе экономики, несмотря на официально проводимую правительством политику поддержки малого и среднего бизнеса. Причиной негативного восприятия является не только известная нечестность многих предпринимателей, связи некоторых из них с криминалом, но и образ предпринимателя, представленный в художественной литературе и современном кинематографе.

В русской литературе, не только советской, но и дореволюционной, сложился целый ряд стереотипов в изображении предпринимателя, которые глубоко внедрены в сознание многих поколений россиян. К числу таких стереотипов относятся, например, осмысление мира предпринимательства как некоего «темного царства», моральное разложение, сопутствующее миру богатых, осуждение и отторжение дела отцов собственными детьми, отказ от богатства как нравственное противостояние социальному неравенству и так далее.

Коммунистическая пропаганда изрядно потрудилась, чтобы многократно утрировать именно такой облик предпринимателя-капита-листа, что и обусловило особенности преподавания русской словесности в средних учебных заведениях последнего столетия. Из всего многообразия классической литературы советская школа отбирала только те произведения, которые поддерживали бытование таких стереотипов, формировали и, надо признать, успешно сформировали такое представление о деятельности предпринимателей, промышленников, купцов у нескольких поколений школьников. Долгое время советской литературной критикой делался акцент на социальной, классовой природе предпринимательства, изображении предпринимателей как типичных представителей класса буржуазии. Именно так трактовались и объяснялись такие тексты литературной

классики, как «Гроза» и «Бесприданница» А.Н. Островского, «Фома Гордеев» А.М. Горького, «Молох» А.И. Куприна, «Вишневый сад» А.П. Чехова и многие другие [1, с. 127].

Такое осмысление образа русского промышленника и купца уничтожало саму идею предпринимательства как свободного творчества свободной личности. Акцент делался не на главном в человеке-предпринимателе, который, по В.И. Далю, затевает исполнить какое-либо новое дело, приступает к совершению чего-либо значительного [2, т. 3, с. 388], но на материальном, денежном эквиваленте работы предпринимателя - прибыли. Деньги в такой классовой трактовке перекрывали дело, становились его сущностью, олицетворением. Было как бы трое Гордеевых - в теле Игната жили три души. Одна из них, самая мощная, была только жадна, и когда Игнат подчинялся ее велениям, он был только человек, охваченный только неукротимой страстью к работе. Эта страсть горела в нем дни и ночи. Он всецело поглощался ею и, хватая всюду сотни и тысячи рублей, казалось, никогда не мог насытиться шелестом и звоном денег. Он метался по Волге вверх и вниз, укрепляя и разбрасывая сети, которыми ловил золото; скупал по деревням хлеб, возил его в Рыбинск на своих баржах; обманывал, иногда не замечая этого, порою - замечал, торжествуя, открыто смеялся над обманутыми и, в безумии жажды денег, возвышался до поэзии. Но, отдавая так много силы этой погоне за рублем, он не был жаден в узком смысле понятья и даже иногда обнаруживал искреннее равнодушие к своему имуществу [3, т. 2, с. 5].

Предпринимательская деятельность прочно ассоциировалась с целым рядом негативных характеристик человека, с моральным и нравственным разложением. Купеческое дело в таком осмыслении связывалось не только с обманом, эксплуатацией людей, но и с преступлениями разного масштаба, спектр которых был чрезвычайно широк. Вот Луп Резников, - он

начал карьеру содержателем публичного дома и разбогател как-то сразу. Говорят, он удушил одного из своих гостей, богатого сибиряка... Зубов в молодости занимался скупкой крестьянской пряжи. Дважды банкротился... Кононов, лет двадцать назад, судился за поджог, а теперь тоже состоит под следствием за растление малолетней. Вместе с ним - второй уже раз, по такому же обвинению - привлечен к делу и Захар Кириллов Робустов - толстый, низенький купец с круглым лицом и веселыми голубыми глазами... Среди этих людей нет почти ни одного, о котором Фоме не было бы известно чего-нибудь преступного [3, т. 2, с. 254].

Привычными атрибутами купеческой жизни стали в сознании россиян скандалы, безобразия, дикие выходки, кутежи, купеческий разгул и дебош. Но обыкновенной роскоши, обыкновенного мотовства этим неистовым детям природы было мало. Какой-то дикий разгул овладел всеми: на целые десятки верст дорога устилается красным сукном, чтобы только проехать на ней пьяной компании на бешеных тройках; лошадей не только поят, но даже моют шампанским; бесчисленные гости располагаются как у себя дома, и их угощают целым гаремом из крепостных красавиц [4, с. 23].

Глубокая религиозность, свойственная купечеству, осмыслялась как своего рода доступный и покупаемый за деньги способ замаливания грехов. Купец, живя и греша, чувствовал, что его счастье и благосостояние строятся на тех, кто слаб, беспомощен, несчастлив, и купцы не забывали этих несчастных, и, как в старину цари московские в известное время сами посещали тюрьмы и раздавали подаяния заключенным, так и в купечестве сохранился обычай к большим праздникам посылать в тюрьмы и места заключения подаяния - чай, сахар, калачи [5, с. 51].

Их нравственность, как следовало из художественных текстов, являла собой нравственность самого низкого формата, мораль формировалась в той же торговой парадигме «все продается и покупается», культура была низведена до уровня лубочной картинки. Девками торгует. С дочерью спал. У меня 30 целковых выманил. У меня 100 ограбил [6, т. 1, с. 187]; ... что человек, что зверь - одно, и внутренность одна и закон один. Оно, правду сказать, так: либо ты держи за глотку, дави, либо упусти - тебе зубы всодят в глотку. Середки нету [6, т.1, с. 302].

Разумеется, многое из названного имело место в жизни России, но было скорее исклю-

чением из правил, чем нормой, язвенным наростом на теле здорового и сильного нарождающегося русского капитализма. Именно явления такого порядка своей необычностью, возможно, и привлекали внимание писателей. Однако купец-самодур, пьяница и развратник были скорее исключением на ином общем фоне. У того же Островского русский купец и промышленник не всегда предстает отрицательным героем («Последняя жертва», «Не в свои сани не садись»), но эти пьесы не анализируются в школьной аудитории. Даже хрестоматийным Г орькому и Серафимовичу приходится уважительно признать мощное лидерство русского купечества в деле обустройства русской хозяйственной и экономической жизни: Фабриканты, судостроители, торговцы, еще вчера бесправные, смело занимали в жизни место рядом с дворянством. Крестьянская масса, выдвигая таких людей, как бы демонстрировала этим силу и талантливость, скрытую в ней, массе. Но дворянская литература как будто не видела, не чувствовала этого и не изображала героем эпохи волевого, жадного до жизни, реальнейшего человека-строителя, стяжателя, «хозяина» [3, т.16, с. 253].

С литературными произведениями, в которых мир русского купечества представлен иначе, россияне получили возможность познакомиться совсем недавно, да и то по выбору учителя. К ним относится, например, роман И.С. Шмелева «Лето Господне», в котором создан положительный образ русского предпринимателя, подрядчика Сергея Ивановича. Дело составляет самую сущность жизни главного героя романа, предмет его особой гордости. И если ради дела необходимо лишиться прибыли, не заработать, а наоборот, потратить свои собственные сбережения, это естественно, потому что основное в его деятельности - работа на благо общества. Главный принцип его жизни -не обижать людей и жить по совести, в соответствии с божьим законом. Люди, которые работают на предпринимателя, осмысляются им как часть его большой семьи. Сергей Иванович - ярый противник пьянства, он хороший семьянин. В романе Шмелева деньги занимают значительное место, отношение к ним - уважительное, любовное. Деньги приобретают в романе некоторые характерные дополнительные смыслы: инструмент управления людьми, служащий преимущественно для поощрения работников, средство для тайной благотворительно-

сти. Особенно важен в этом смысле образ «жилетного кармашка», в котором Сергей Иванович всегда носит мелочь для своих работников. Горкин доволен, что ребята так деликатно себя оказывают. Говорит мне, что этого за денежки не купишь, душой любят. И отец рад ребятам. Привык к народу, три недели не видал, соскучился. Без путя не балует, под горячую руку и крепким словом ожгет, да тут же и отойдет, никогда не забудет, если кого сгоряча обидел: как уезжать, тут же и выкликнет, весело так в глаза посмотрит, скажет: «Ну, кто старое помянет...» И всегда пятиалтынный-двугривенный нашарит в жилетном кармашке, - «Валяй!» - скажет, - «только не валяйся» [7, с. 297]; ...с папашеньки пример бери... не обижай... никогда людей. Василь Василичу четвертной билет выдал для говенья. мне тоже четвертной, ни за что... десятникам по пятишне, а работникам по полтиннику, за снег. Так вот и обходись с людьми [7, с. 618].

Однако такой, положительный образ предпринимателя, имеющий глубоко русскую, христианскую, нравственную сущность, не доступен сегодня массовому читателю. Массовый читатель либо воспитан произведениями Островского, Горького, Серафимовича, либо -молодое поколение - ориентируется на современные, часто псевдохудожественные, но имеющие широкое распространение литературные тексты.

Истинные черты российского предпринимательского класса, лучшие представители которого имели и цепкий ум, и знание экономической конъюнктуры, были инициативны и очень предприимчивы и, самое главное, прекрасно осознавали связь между личным благополучием и общественными интересами, показаны в мемуарной документалистике и в справочно-биографических изданиях последнего времени («Русские Медичи», «Русские миллионщики», «1000 лет русского предпринимательства», «Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века», «Деловой мир России», «Во благо России», «Москва купеческая») [8].

Выдающиеся представители русского купечества были безусловными фанатиками своего дела. Они буквально жили ради своего дела. Дело организовывало и подчиняло себе жизнь этих людей. Савва Тимофеевич Морозов, хозяин Орехово-Зуевской мануфактуры, знал на своем предприятии каждую нитку, каждое движение

рычагов, пробовал прочность пряжи, засовывая руку в самую гущу шестеренок, вынимал ее оттуда невредимой, учил подростков, как нужно присучивать оборванную нитку. К нему подходили инженеры, мастера, рабочие, о чем-то его спрашивали неслышными сквозь стук голосами, он отдавал какие-то распоряжения, писал записки, указывал куда-то руками, похлопывал рабочих по плечу и угощал папиросами из большого кожаного портсигара [9, с. 186]. Двери кабинета в банке Алексея Ивановича Путилова открывались в самую раннюю пору, а свет в окнах гас далеко за полночь, но это не означало, что хозяин отправился отдыхать, он только поменял место работы, теперь в его доме, в кабинете продолжалось дело порой до рассвета. Ведь за каждым документом стояли тонны цемента, табака, сотни верст железных дорог, миллионы рублей. Каждую бумагу надо было изучить, обдумать, обсчитать [9, с. 329]. О работе Петра Ионовича Губонина, известного железнодорожного строителя, ходили легенды. Понимающий инженер, осмотрев сделанную им дорогу, мог сказать: «Губонина глаз смотрел, его рука!» [9, с. 348]. Ефим Федорович Гучков, владелец шерстопрядильной фабрики, не оставлял без внимания, указаний и замечаний ни одну из сторон сложного механизма управления фабрикой. Впоследствии многие из служащих Гучкова сами сделались купцами и составили себе значительные состояния [9, с. 157].

Для организации и поддержания крупного промышленного или торгового предприятия требовались недюжинный ум и большие управленческие и инноваторские, как сейчас бы сказали, способности. Федор Алексеевич Гучков первым в Москве начал производить шали наподобие турецких и французских - из шерсти, шелка и бумаги. Незаурядные организаторские способности Алексея Ивановича Абрикосова проявились в создании четкой инфраструктуры его кондитерской империи. Фруктовый сад в Крыму производил сырье для изготовления конфет и сладостей. На фабрике в Симферополе производились полуфабрикаты, которые поставлялись в Москву. Оборот компании рассчитывался на три года - доход, полученный от деятельности в первый год, только после трехлетнего срока становился чистой прибылью. Каждые десять лет фабрика полностью обновлялась, чтобы поменять свое оборудование и, следовательно, улучшить качество продукции [9, с. 93].

Работать будущие купцы и промышленники начинали, как правило, в раннем возрасте. Многие их них, как, например, Петр Арсеньевич Смирнов, основатель династии производителей «столового вина №21», были мальчиками для поручений в купеческой лавке или мальчиками на побегушках в трактире. В лавке мальчики не имели ни минуты отдыха, наказывали и били их все, кому не лень, начиная с хозяев и кончая дворниками: заступиться за них было некому. По строго заведенному порядку мальчики, придя домой, тотчас снимали с себя платье и сапоги и облачались в посконные грязные халаты, подпоясывались веревками, на ноги надевали опорки. В таких арестантских нарядах они приступали к своей работе. Таскали воду, чистили платье и сапоги хозяевам и приказчикам. Оправляли и зажигали лампы, чистили и ставили многочисленные самовары, кололи дрова, катали белье. Спали на нарах, на тюфяках, набитых соломой. [9, с. 167].

Для большинства известных русских купеческих династий характерна прозрачность источников дохода. Например, основатель Трехгорной мануфактуры С.И. Прохоров в течение нескольких лет отказывал себе во всем, чтобы сколотить небольшой капитал и начать новое дело. Основатель товарищества «Братья Елисеевы», крупнейший поставщик иностранных вин в Россию, родоначальник династии ярославский мужик Петр Елисеев был крепостным садовником у графа Шереметьева, откупился и, добравшись до столицы с коробом товара за плечами, начал торговать мелочью с лотка [9, с. 199].

Русское купечество за редким исключением являлось носителем самых высоких нравственных христианских категорий: порядочность, скромность, воздержание от питья и сквернословия, строгий, чтобы не сказать патриархальный, образ жизни. Купеческие семьи, как правило, были большими, например, А.И. Абрикосов имел 8 сыновей и 14 дочерей [9, с. 95]. Биографии знаменитых купеческих династий пестрят такими характеристиками, как: не мог терпеть сквернословия и неблагопристойных разговоров; никогда не употреблял никаких хмельных напитков; не мог жениться повторно из-за любви к своим детям [9, с. 86]. Жена одного из купцов, виноторговца С.И. Прохорова, не могла молиться за успех торгового предприятия мужа, так как это значило бы желать народу больше пить и через это разоряться [9, с. 131].

Характерно отношение предпринимателей к находящимся у них в подчинении людям: «При открытии Казанского стеаринового завода мы братски делили со своими сотрудниками труды,

- вспоминал П.К. Крестовников, - а в досужее время - и удовольствие. Мы составляли как бы одну семью. Обедали за общим столом, и, помнится, на меня была возложена обязанность метродотеля, которую я исполнял, если не ошибаюсь, безупречно» [9, с. 106].

Владение собственностью было неразрывно связано с целым рядом общественных обязанностей. Предприниматели были попечителями больниц, училищ, детских приютов, комитетов призрения, опекунских советов благотворительных организаций. Общеизвестна роль купечества в русской культуре, благотворительности, их широкое и щедрое меценатство.

Однако ни мемуарная литература, ни исследования историков широкому читателю неизвестны, в их сознании господствует созданный классической русской литературой негативный образ предпринимателя.

Современное общество, оказавшееся в ситуации необходимости освобождения частной предпринимательской инициативы, столкнулось с общественным неприятием и даже отторжением такого рода деятельности. Формирование положительного образа предпринимателя приобрело характер государственного заказа. Так, преподаватели, работающие в финансовоэкономических вузах, вынуждены при подготовке специалистов современного экономического профиля - менеджеров, управленцев ориентироваться на западные, чаще всего американские стандарты и ценности, хотя в прошлом нашего собственного государства этот положительный опыт существовал, и не одно столетие, как и образ предпринимателя, купца, промышленника и шире - русского делового человека.

Современная литература пытается осмыслить процессы, происходящие в реальности, но серьезно и глубоко разобраться в них сумел, пожалуй, только А. И. Солженицын. В своем рассказе «На изломах» [10] писатель поставил диагноз происходящим в стране переменам, назвав основную особенность эпохи купи-продай некде-льем. Российский предприниматель, оказавшийся в условиях тяжелого прессинга перестройки, на самом высоком государственном уровне прикрывавшей реальную циничную вседозволенность обмана и беззакония, морально раздвоен. Его угнетает противостояние между нравствен-

ным долгом и условиями, принуждающими делать дело нечестным путем: А успех как покатит

- то только держись, волна взносит и взносит... А на душе гадко. Видно же, что вмазываешься в одно, другое, третье не вовсе чистое, а то и нечистое дело. А без этого не продвинуться. Но может быть - до некоторого рубежа, а потом удастся, став на ощутимыгх деньгах, эту грязь с себя стряхнуть, и дальше бы - только честно? Получить и проявить свободу действий? Если бы удалось - начал бы тогда делать и добрыге дела: первое - школьному образованию помочь, может быть, где когда поддержать бастующих рабочих, чтоб своего добились, или, наоборот, поддержать полезный заводик, чтоб не развалился, вот сушку овощей сверхвысокими частотами?Живем не одним днем - где-то пожертвуем, а где-то выгиграем. Только вряд ли когда выгрваться из этих втягивающих прокрутов. По делам уже и таких грязнохватов коснулся - озноб от них [10, С. 569]. Герой Солженицына задает сам себе нелегкий вопрос: И возможно ли у нас честное предпринимательство, когда именно и только его давит государство? [10, с. 567] - и не получает на него ответа.

Однако в массе своей современная литература рисует совсем другой образ предпринимателя, в котором самым ярким является криминальный компонент (см. произведения Акуни-на, Константинова, Белова и др.) [11]. Это представители теневой экономики, которые к реальному предпринимательству не имеют никакого отношения. Это бандиты, сущность дела которых - убийство, разбой, грабеж. Дела соб-ственно-то и нет, поэтому оно скрыто, суть его цинично прячется. Типичные рабочие ситуации теневых бизнесменов: наезд, разборка, стрелка, важнейшая особенность их существования -опасность, страх смерти, наиболее приемлемый способ решения деловых проблем - пистолетный выстрел. Деньги - мерило всего в их жизни [12, с. 732].

Такая же ситуация складывается и в современном кино [13, с. 140]. Под давлением законов рыночной экономики, в силу социальных обстоятельств современного российского общества телевизионный экран заполонили киллеры и рэкетиры, воры в законе и бандиты-бес-предельщики («День рождения Буржуя», «Next», «Бригада», «Антикиллер», «Бандитский Петербург»). Собственно предпринимателя, простого русского человека, желающего на свой страх и риск заняться частным бизнесом,

с его серьезными повседневными проблемами

- столкновениями с налоговой инспекцией, непомерными налогами, выплатой дани представителям различных инстанций, взятками чиновникам разным рангов, растущей инфляцией, -на экране не увидишь. Такое зрелище слишком скучно и откровенно страшно смотреть. Установка же современного кинематографа - зрителя не расстраивать, а развлекать.

Таким образом, и современная литература и современный кинематограф оказались бессильными в изображении героя времени - че-ловека-предпринимателя, нарождающегося частного собственника в силу двух обстоятельств: давления рынка и специфики современной ситуации - криминального характера экономики. Невозможно не заметить сходства современной ситуации в отношении к предпринимательству с советскими временами. Как тогда, так и сейчас в обществе имеет место негативное отношение к предпринимателям. И тогда и сейчас эту профессию, сущность которой не обман, не нажива, не разбой, а тяжелый труд, и литература и кино представляют для массового читателя и зрителя, искажая действительность.

Положительный, привлекательный образ предпринимателя можно найти в современной публицистике, в периодических изданиях, посвященных вопросам деловой, экономической и политической жизни страны [14, с. 81]. Однако широкому читателю эта публицистика («Карьера», «Инфобизнес», «Компания», «Профиль», «Общественное мнение») неизвестна. Именно здесь предприниматель - это в первую очередь человек дела, но и в этом случае наблюдается определенная специфика. Основная задача прессы - создание образа нового человека, способного переделать окружающую действительность, что можно, безусловно, считать выполнением социального общественного заказа. Правда жизни ретушируется, игнорируются жесткие условия современной реальности: высокая стоимость хорошего образования, протекционизм, различные условия жизни в регионах страны и т.п.

Поэтому среди молодежи, о чем свидетельствуют результаты проведенного среди студентов Саратовского университета опроса, распространено негативное отношение к предпринимательству, и студенты не выражают желания стать предпринимателями. На вопрос, хотите ли вы быть предпринимателем, 12 человек из 15 ответили отрицательно. Среди мотивировок

отказа имеют место различные факторы экономического, психологического и социального характера. Экономическими факторами выступают: отсутствие стабильного заработка, мифические доходы, низкий уровень развития экономики, большой риск начала нового дела, так как, по мнению опрашиваемых, в бизнесе остается только 30% людей, остальные прогорают в первый месяц работы. Психологические факторы: особый склад характера, отсутствие необходимых для профессии предпринимателя качеств -честолюбия, целеустремленности, контактности, активности, сильного характера. Социальные факторы: не нравится этот вид деятельности, так как связан с получением выгоды, не хочу быть предпринимателем, так как нельзя в этом виде деятельности быть честным.

В том, как студенты ответили на вопрос: предприниматель - это кто, по вашему мнению?

- проявилось представление молодых людей о том месте, которое занимает человек этой профессии в обществе. Некоторые высказали сомнение вообще в существовании в России такой профессии: в нашей стране понятие «предприниматель» имеет искаженное значение; начинающим предпринимателем быть в России невозможно. Другие отметили непрестижность этой профессии: предприниматель - торгаш, что мне о нем говорить; в предприниматели идут те, у кого нет образования, поэтому нет больше никакого выбора. Третьи прямо написали, что предприниматель занимает униженное положение в обществе: предприниматель выступает в роли терпилы везде - во всех фильмах; я не знаю ни одного современного фильма или книги, где бы был герой-предприниматель. В основном в последнее время фильмы идут либо на блатную тематику, либо про спецслужбы, либо про супергероев-одиночек. А предпринимателям в них место только как стручку, из которого вынимают деньги, либо противнику закона, который укрывается от налогов, а то и вовсе обиженный, пострадавший, за которого все сделает супергерой. Реальный же портрет предпринимателя ребята дали не в письменных анкетах, а в устном диалоге: знает, кому давать деньги, правильно общается с верхними людьми, и тогда едет за границу, отдыхает, живет шикарно.

11 человек из 15 опрошенных считают, что главным в профессиональной деятельности предпринимателя является зарабатывание денег, получение дивидендов, прибыли, выгоды, по-

лучение меньшими усилиями больших денег, некий объем прибыли или убытков, получение высокого дохода, направление работы главным образом на заработок денег. Только один студент написал, что предприниматель - это человек, который ищет новые идеи, зарабатывает, изобретая новые и интересные идеи, находится в движении параллельно развитию рынка.

Самым распространенным качеством предпринимателя студенты считают предприимчивость (10 упоминаний). 8 раз упоминаются смелость, решительность, способность к риску: волевой; собранный; решительный; жесткий; рискованный в меру; устойчивый к стрессовым ситуациям; верно реагирующий на нестандартные ситуации; приспособленный к современным условиям рынка и государства. На третьем месте (7 упоминаний) располагаются организаторские способности предпринимателя: умение руководить; грамотное руководство; умение заставить работать других; умение подбирать кадры. Далее отмечаются такие качества, как умный (6 раз) и честолюбивый (3 раза). Особо надо отметить, что только по одному разу отмечены такие свойства, как любовь и понимание своего дела; желание и возможность много работать; четко представлять свою работу. Только один человек из пятнадцати считает, что предприниматель должен быть воспитанным, только один из пятнадцати думает, что он должен быть интеллигентным (предприниматель должен быть ... в идеале с высшим образованием, интеллигентным), только один написал, что предприниматель должен быть честным, хотя это очень наивно, честные предприниматели быстро банкротятся.

Таким образом, в языковом сознании современного молодого человека, студента понятие предприниматель ассоциируется прежде всего с волевой составляющей личности человека, с умением приспосабливаться, рисковать, учитывать ситуацию и очень редко со способностью знать, понимать и любить дело. Очень тревожит также представление об абсолютной свободе предпринимателя от честности, которую информант практически приравнивает к наивности. Многозначительна также оговорка одного из студентов о том, что предприниматель в идеале должен быть интеллигентным, то есть в реальности таковых он не видит. Проявление навязанного стереотипа, что является результатом влияния кинофильмов, заключается в нежелании студентов быть предпринимателя-

ми, так как роль предпринимателя в современном российском обществе малопрестижна, а главное в работе предпринимателя - деньги и шикарная жизнь.

Данные, полученные с помощью анкеты, целесообразно сопоставить с данными социологов и экономистов. Так, по мнению социологов, только 34% российских бизнесменов отмечают первостепенность богатства в своей деятельности, тогда как главная мотивация их жизнедеятельности - профессиональные ценности (73%). На первом месте для них не прибыль,

но возможность иметь собственное дело [15, с. 259]. По мнению же студентов, предприниматель

- это человек, зарабатывающий деньги. Таким образом, сущность предпринимательства в сознании предпринимателей и в созданном словесным искусством образе, навязываемом обществу, принципиально различна, а глянцевые журналы, где этот образ положительно представлен, воспевается, население не читает.

Вместе с тем бизнесмены разные, и новые русские - это вовсе не большинство, они отнюдь не характеризуют весь этот слой людей.

Список использованной литературы:

1. Милехина Т.А. Образ предпринимателя в контексте ценностных изменений российского общества // Русский язык: исторические судьбы и современность: 2-й Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы. -М., 2004.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1956.

3. Горький М. Фома Гордеев // Горький М. Собр. соч. в 16-ти томах - М.,1997.

4. Мамин-Сибиряк Д.Н. Приваловские миллионы: Избранные сочинения - М., 1949.

5. Белоусов И.А. Ушедшая Москва: Воспоминания. - М., 2002.

6. Серафимович А.С. Город в степи // Серафимович А.С. Собрание сочинений в 4-х томах - М., 1978.

7. Шмелев И.С. Лето Господне // Шмелев И.С. Избранное. - М., 1989.

8. Самые знаменитые предприниматели России. - М., 2003; Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М., 1990.

9. Самые знаменитые предприниматели России. - М., 2003.

10. Солженицын А.И. На изломах // Солженицын А.И. На изломах. Малая проза. - Ярославль, 2000.

11. Акунин Б. Сказки для идиотов. - М., 2003; Константинов А. Бандитский Петербург: Адвокат. Судья. Журналист. - М., 2000; Белов А. Бригада. - М., 2003.

12. Милехина Т.А. Новый слой общества и его речь // Предложение и слово. - Саратов, 2002.

13. Милехина Т.А. Предприниматель на телевизионном экране // Проблемы речевой коммуникации: Вып. 3. - Саратов, 2003.

14. Милехина Т.А. Образ предпринимателя в деловой публицистике // Проблемы речевой коммуникации: Вып. 2. - Саратов, 2003.

15. Кравченко А.И. Социология для экономистов. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.