ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №3(21)
УДК 947.081/.083
КУПЕЧЕСТВО УЕЗДНЫХ ГОРОДОВ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX В.: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
© И.В.Маслова
В XIX столетии в России шел процесс формирования национального типа купца-предпринимателя. Социально-психологический портрет уездного купечества исследуется через призму ценностных ориентаций, предпринимательской культуры и деловой этики.
Ключевые слова: уездное купечество, предпринимательство, приказчики, благотворительность, Вятская губерния.
Структура исследования социальной психологии уездного купечества включает следующие основные направления: изучение системы материальных и духовных интересов, выявление ценностных ориентаций, исследование культуры отношений и деловой этики.
Российское купечество, особенно провинциальное, существенно отличалось от западноевропейских предпринимателей своими ценностными ориентирами. В отличие от Западной Европы принадлежность к купеческому сословию в России была не только не наследственной, но даже не пожизненной. Российские купцы не имели никаких атрибутов замкнутой корпорации - устава, института поручительства, корпоративных обрядов. Сословие это было полностью открытым для принятия новых членов. Провинциальному уездному купечеству на всем протяжении изучаемого периода были присущи следующие противоречивые черты: черствость натуры сочеталась у них с широкомасштабной благотворительностью, неспешность и размеренность в быту с энергией и деловитостью в коммерческих делах. Комплекс основных ценностей уездного купечества Вятской губернии формировался вокруг доминирующего желания сохранить и приумножить свое дело. Отсюда жестокость и деспотизм глав семейств в отношении домочадцев и подчиненных, выразившиеся в жестком искоренении всего, что может помешать процветанию коммерческого предприятия.
Ценностная культура купечества шла в разрез с принятыми в российском обществе установками. Доминантой предпринимательской культуры оставалось накопление, стремление к которому расценивалось как добродетель, в то время как стяжательство считалось в православной России одним из греховных пороков человеческого общества. Отсюда и бесконечная борьба купечества "за место под солнцем", постоянное стремление доказывать свою пользу обществу. Над русским купцом довлел не только предпринима-
тельский риск, который в секунды мог выбросить человека на обочину жизни, но и моральный постулат о вреде обогащения. Именно в этой борьбе морального и материального формировался социально-психологический облик российского купца.
Деловитость и бережливость до скупости, строгость домашнего уклада, религиозность и консерватизм в общественно-политических
взглядах и поведении, - вот система ценностных ориентиров, свойственная купечеству вплоть до второй половины XIX века. Однако облик сословия постепенно менялся, несмотря на то, что инстинкты наживы и накопления все еще оставались значимыми для него, все же к началу XX века богатство само по себе не воспринималось в обществе и купеческом кругу как единственная основа для уважения. Постепенно в среде уездного купечества сложилась своеобразная иерархия, верхнюю ступень которой занимал купец-промышленник, который зачастую являлся главой крупного торгового дома. Ниже стояли коммерсанты, зарабатывавшие капиталы исключительно на торговле, но это была постоянная стационарная торговля в лавках и магазинах. Замыкали эту лестницу мелкие купцы, торговавшие на ярмарках и базарах в арендованных лавках.
Сами предприниматели смотрели на свою деятельность не только как на источник наживы, но и как на возложенную Богом или судьбой миссию. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и требует по нему отчета, что объясняло отчасти и то, что именно в купеческой среде были необычайно развиты благотворительность и меценатство, на которое смотрели как на исполнение долга свыше. Как показывает история, наибольших успехов в сфере коммерции в России XIX века достигли именно те предприниматели, которые помимо цели получения прибыли, стремились предоставлять обществу ценные услуги, кто занимался благотворительностью и меценатством.
Яркий пример организации активного предпринимательства в сочетании с широкомасштабной благотворительной и общественной деятельностью в России XIX - начала ХХ веков дает купеческая династия Стахеевых. Елабужские купцы Стахеевы играли видную роль в жизни При-камского края. Новый человек, посетивший Ела-бугу, небольшой уездный городок в Вятской губернии, с первой минуты слышал "о местных воротилах". Во всем облике города угадывалось стахеевское влияние. Прекрасные добротные дома, ставшие украшением города, многочисленные магазины и лавки принадлежали Стахеевым. Не случайно журналист Н.Никифоров в своих путевых заметках писал: "Вообще Кама полна стахеевского влияния. Имя Стахеева на устах всего прикамского люда, имеющего хотя бы малейшее соприкосновение с торговлей, а елабу-жане прямо говорят, что только "Стахеевыми и держимся" [1].
Иван Иванович Стахеев, купец-миллионер первой гильдии, в середине XIX столетия развернул широкие торговые операции по всей России, наладил чайную торговлю с Китаем через Кяхту. К концу XIX века Стахеевы организовали уже три торговых дома, ставшие крупнейшими хлеботорговыми фирмами Волго-Камского края. Им принадлежали десятки промышленных предприятий, среди которых были мельницы, пивоварни и винокуренные заводы, электрическая станция, буксирные пароходства, насчитывавшие сотни хлебных и нефтеналивных барж. Вершиной предпринимательской деятельности династии явился концерн Путилова - Стахеева - Ба-толина, который стал крупнейшим монополистическим предприятием дореволюционной России.
В фирмах Стахеевых присутствовал особый корпоративный дух, в котором воплотились православные традиции единения и сближения людей. Семейные устои, особая отеческая забота стали основой отношений, сложившихся внутри фирмы и во внутренней структуре каждого предприятия Стахеевых.
На торгово-промышленных предприятиях Стахеевых трудился целый штат приказчиков. Согласно Российскому законодательству приказчиком назывался всякий, кто управлял торговыми делами своего хозяина или исполнял его поручения в течение определенного времени. Приказчики делились на два класса: к первому принадлежали главные приказчики, ко второму - их помощники и другие торговые служащие. Срок службы приказчика, размер жалования, условия жизни зависели от договора с хозяином. Стать приказчиком стахеевской фирмы считалось не
только большой удачей, но огромной честью. Человек, получивший место в фирме, старался сохранить его за собой путем добросовестного выполнения возложенных на него обязанностей. Он не меньше хозяев был заинтересован в процветании стахеевского дела, которое гарантировало ему не только стабильно высокий заработок, возможность карьерного роста, но и определенные социальные дотации.
Размер жалования стахеевских приказчиков колебался от 200 до 600 рублей в год и зависел от стажа работы и от объемов торговли, осуществляемой в торговом заведении, где он служил. Например, приказчик первого класса, торговавший в винной лавке с годовым оборотом 4000 рублей в селе Танайка, получал жалование 200 рублей в год. Приказчик того же класса, работавший в заведении по тому же профилю и с такими же размерами денежных оборотов в селе Котловка, получал до 300 рублей. Повышение жалования было вызвано увеличением срока службы последнего в фирме И.Г.Стахеева. Наибольший размер жалования устанавливался для приказчиков, занятых в крупных торговых предприятиях. Приказчик первого класса М.Я.Наза-ров, руководивший от имени И.Г.Стахеева торговлей в гуртовой лавке г.Елабуга с годовым оборотом 400 000 рублей, получал жалование в размере 600 рублей [2].
Приказчики Стахеевых пользовались льготами при покупке товаров в торговых точках фирмы. Они могли брать в лавке или магазине продукты под запись в специальной книге, при этом сумма долга не вычиталась из жалования. "На Святочной неделе доверенный Стахеева подводил итоги, т. е. производил учет товаров, приход-расход и делал выводы. После этого он с ведома хозяев фирмы подзывал задолжавшего служащего и, поблагодарив за хорошую работу, ставил крест на долге, т.е. прощал долг" [3: 52].
Практиковали Стахеевы и единовременные выплаты своим служащим по особым случаям. Д.И.Стахеев в домашнем духовном завещании помимо детального выделения имущества каждому члену семьи, в отдельном разделе завещает всем своим служащим выдать единовременные годовые оклады. Служанке, которая проработала в семье Стахеевых более двадцати лет, Дмитрий Иванович сверх выдачи единовременно годового жалования назначает своего рода пожизненную пенсию по сто рублей в год [4].
Все вышесказанное на примере конкретной династии ярко характеризует систему ценностей купечества. Требовательный к себе и к окружающим, заботящийся о процветании своего дела купец - хозяин никогда не забывал о людях,
работающих на него. Более того, действуя в конкурирующей среде, купцы в большинстве своем не пытались получить дополнительную выгоду за счет разорения других предпринимателей.
Получив возможность снизить цену на продаваемый или производимый им товар, купец не использовал это как аргумент для разорения своих конкурентов, напротив, старался добиться определенной стабильности рынка. Так, И.Г.Стахе-ев, став крупнейшим коммерсантом в сфере хлебной торговли в Прикамье, вполне мог позволить себе снизить цену на продаваемый им хлеб, хотя бы на 5-10 копеек, тем самым он расширил бы объемы продаж и разорил десятки мелких и средних торговцев этой сферы. Однако он не только не сделал этого, но и старался сдерживать рост цен на хлеб в неурожайные годы. В 1891 году елабужский корреспондент на страницах "Казанских вестей" сообщал: "В прошлом году в это время мука стоила от 50 копеек, а в июне достигала 1 рубль 20 копеек за пуд, а не поддержи цены Стахеевы, то, наверное, возвысилась бы до полутора рублей" [5].
Другой пример тщательной заботы о семейном деле мы находим в истории купеческого рода Александровых. Предпринимательскую деятельность в пищевой промышленности начал Иван Васильевич Александров, который в 1863 году основал в г. Слободском Вятской губернии винокуренное предприятие. Его сыновья Петр и Иван, учитывая колоссальную конкуренцию, а также используя опыт процветающих династий, решили не делить наследство, а преумножить семейные капиталы. В 1893 году они объявили о создании фирмы "Наследники коммерции советника И.В.Александрова" [6: 138.]. В дальнейшей деятельности братьев Александровых проявился огромный предпринимательский талант. Они не только преумножили коммерческое предприятие отца, но и наметили перспективный план развития своего дела. Это был своего рода бизнес-план, предусматривавший выход на мировые стандарты качества и коммерческой деятельности. Для достижения этой цели нужно было "следить за развитием обрабатывающей промышленности за границей путем литературы, а также различными поездками и командировками специалистов на места развития изучаемой отрасли производства" [7: 3.]. Для того чтобы застраховать собственные перерабатывающие производства от проблем, связанных с нехваткой сырья, братья решили прочно связать обрабатывающую промышленность с сельскохозяйственной деятельностью. В плане развития коммерческого дела Александровых были заложены передовые идеи, предусматривавшие не только при-
менение новых прогрессивных технологий в сельском хозяйстве, но и развитие культурного уровня населения. Ставилась цель - распространять среди местных жителей ремесленные знания, предоставляя возможность крестьянским детям получать образование в начальных школах, а затем продолжать обучение в профильных мастерских, размещавшихся при заводах и имениях.
Умелая организация коммерческой деятельности позволила торговому дому "Наследники коммерции советника И.В.Александрова" расширить географию предпринимательской деятельности. Винокуренные, пивоваренные, спиртоочистительные заводы Александровых располагались в городах Казанской и Вятской губерний. Сбыт готовой продукции производился в Симбирской, Самарской, Саратовской, Вятской, Пермской, Уфимской, Казанской губерниях. После получения большой золотой медали на специально-спиртовой всемирной выставке в Барселоне в 1888 году продукция Александровых стала поставляться в Испанию.
Купец не мог справиться со всеми коммерческими делами только силами членов своей семьи, поэтому большинство предпринимателей использовали наемных приказчиков, лавочных сидельцев, а также так называемых "мальчиков"-подростков, которых родители или родственники отдавали в услужение, для приобретения практических навыков коммерческой деятельности. Подобная практика напоминает институт ученичества, сложившийся в западноевропейском средневековом цехе, где ученик на время обучения попадал под полный контроль своего мастера, и не только учился ремеслу, но и выполнял обязанности домашнего слуги. "Мальчик", находящийся в услужении у купца, также исполнял различные поручения хозяев, должен был прислуживать в доме. Родители средневекового ученика вносили мастеру плату за обучение, что скреплялось соответствующим договором, а мастер со своей стороны брал на себя обязанности по содержанию ученика. "Мальчики" же, попадая в купеческие семьи, обучались бесплатно. Служба мальчиков была тяжелой, и не всякий ее выдерживал, хотя некоторым удавалось с течением времени дослужиться и до приказчиков.
Отличительной особенностью социально-психологического портрета уездного купечества были монархические настроения. Подтверждение этому мы находим в таком факте, как проведение торжеств по случаю коронации Александра III, которые прошли во всех уездных городах Вятской губернии. В городской думе Яранска по поводу организации праздника развернулась
бурная дискуссия. Городская управа, ссылаясь на скудность бюджета и "неудовлетворенность насущных общественных потребностей", высказалась против организации угощения для народа. Но большинством голосов думцев, среди которых преобладало купечество, было постановлено выделить 700 рублей на праздник [8]. Открытие празднования Священного коронования началось с молебна, после которого духовенство и именитые горожане перешли в здание городской управы, где в честь празднования пели гимн "Славься, славься наш Русский Царь". Затем на площади состоялась раздача угощения (водки и пирогов с мясом) служащим 155 пехотного запасного батальона. В 16 часов проходило народное гуляние на площади. Эта часть праздника началась с выступления учениц городской прогимназии. Девочки исполняли народный гимн. Каждая участница хора получила в качестве подарка по книге. Выступление продолжилось пением соединенных хоров певчих Успенского Собора и Троицкой церкви. После чего были организованы танцы. Молодые люди могли проявить себя в спортивных состязаниях. Победители в беге, лазанье на мачты были награждены отрезами материи на сорочки. "На гулянии... были устроены хороводы, на которые приглашены девицы и молодежь из соседних селений. Каждая из участниц в хороводе получала в подарок платок" [9].
Купечество выступало с инициативой сбора средств на устройство памятников монаршим особам. Например, открытие памятника Императору Александру II в Глазове в 1912 году [10]. В случае посещения города представителями царствующей династии проводилась большая подготовительная работа по благоустройству мест, которые намеривались посетить высокие гости, и по организации торжественного приема. В 1868 году великий князь Владимир Александрович совершал путешествие на пароходе по рекам России и посетил ряд городов Вятской губернии. В числе городов удостоенных высочайшего визита была Елабуга. Приготовления к встрече начались заблаговременно. Пристань была украшена флагами и цветами. На пристани была построена палатка, где гостя встречал сам губернатор и именитое елабужское купечество. "Великий путешественник соизволил принять приготовленный для него чай и после сего возвратился на пароход" [2: 144]. В 1873 году подобный же визит в Сарапул нанес великий князь Алексей Александрович. Отметим, что на организацию приема высочайшего гостя из городского бюджета было выделено 221 руб. 70 коп. Для сравнения скажем, что на постройку и ремонт городских дорог в названном году городские власти
выделили гораздо менее значительные деньги -150 руб. [9].
Отличительной чертой, свойственной уездному купечеству, было чувство патриотизма, проявлявшиеся в пожертвованиях и активном участии в праздновании различных юбилейных мероприятий, связанных с героическим прошлым страны. 26 августа 1912 года в Глазове были проведены народные гуляния в память о Бородинском сражении: "Увеселения посещены громадной массой публики. На берегу. был зажжен фейерверк!" [11]. Во время Крымской войны "граждане Елабуги принесли на алтарь отечества до 25000 рублей серебром для военных надобностей" [12: 123]. Самый крупный взнос в размере 10 000 руб. был сделан купцом первой гильдии И.И.Стахеевым. В городе на средства того же купца были построены казармы для инвалидов. "Казармы эти впоследствии по усмотрению общества обращены в помещение резервного батальона" [13: 41].
Благотворительная деятельность династии Стахеевых в поддержку русских воинов - участников Русско-турецкой войны 1877-1878 годов находила отражение на страницах центральных изданий. "Правительственный вестник" сообщал: "Жители города Елабуги пожертвовали на военные надобности, по подписке, в распоряжение правительства 18 000 руб. Наиболее крупные пожертвования принадлежат И.И.Стахееву -5000 руб., торговому дому "Григория Стахеева сыновья" - 3000 руб., Д.И.Стахееву - 2000 руб" [14].
Таким образом, к середине XIX столетия происходит процесс консолидации уездного купечества Вятской губернии в единое сословие, в это время складывались основные черты купеческой психологии. Однако окончательное оформление социально-психологического типа местного купечества не завершилось и к концу XIX века. Частое обновление купеческого состава, переход купцов в мещанство и наоборот тормозили процесс социальной консолидации третьего сословия. В целом, формирование психологического типа местного купца проходило в условиях одновременной конфронтации и синтеза господствовавших аристократического и мещанского личностных образов. Сложившаяся в Вятской губернии социально-экономическая обстановка способствовала выработке психологического типа личности местного купца, сочетавшего в себе индивидуальные стремления с нуждами всего городского общества.
Исследование выполнено в рамках научноисследовательского проекта №П319 "Концептуализа-
ция микроисторических исследований при изучении российского провинциального города" Федеральной целевой программы "Научные и научнопедагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы.
1. Никифоров Н. По Волге и Каме, от Казаки до Гальянь // Волжский вестник. - 1888. - 4 августа.
2. Государственный архив Кировской области. Ф.176. Оп.1. Д.3394. Л.225.
3. Маслова И. В. Купеческая династия Стахеевых. -Елабуга, 2007.
4. Домашнее духовное завещание елабужского купца 1-й гильдии потомственного почетного гражданина Д.И. Стахеева. РГИА Ф.799. Оп.4. Д.761. Л.3-4.
5. Казанские вести. - 1891. - 2 августа.
6. Лигенко Н.П. Купечество Удмуртии. Вторая половина XIX - начало XX века. - Ижевск: Удмурт-
ский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2001.
7. Очерк промышленной и сельскохозяйственной деятельности потомственных почетных граждан Петра и Ивана Ивановичей Александровых. Фирма: Торговый дом «Н-ки коммерции советника И.В.Александрова». - Казань, 1896.
8. Государственный архив Кировской области. Ф.632. Оп.1. Д.45. Л.2.
9. Государственный архив Кировской области. Ф.582. Оп.92. Д.126. Л.78 об.
10. О постанове памятника // Глазовская речь. - 1912. - 25 августа.
11. Чествование в г.Глазов дня 26 августа 1812 г. // Глазовская речь. - 1912. - 30 сентября.
12. Шишкин Н.И. История г.Елабуги с древнейших времен. - Елабуга: Печатня И.Н.Кибардина, 1901.
13. Шишкин И.В. История города Елабуги. - М.: Тип. На Никольской ул., 1871.
14. Правительственный вестник. - 1877. - 18 (30) августа.
SOCIAL AND PSYCOLOGICAL PORTRAIT OF THE DISTRICT MERCHANTS IN VYATKA PROVINCE IN THE 19th CENTURY
I.V.Maslova
The process of formation of the image of a merchant characterizes the 19th century in Russia. The author of the article makes social and psychological portrait of the district merchants from the point of view of the values of business culture and ethics.
Key words: district merchants, business, clerks, charity, Vaytka Province.
Маслова Инга Владимировна - кандидат исторических наук, декан факультета истории и юриспруденции Елабужского государственного педагогического университета.
E-mail: [email protected]