Научная статья на тему 'Купечество вятской губернии во второй половине XIX начале XX. К вопросу социокультурной характеристики'

Купечество вятской губернии во второй половине XIX начале XX. К вопросу социокультурной характеристики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3062
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Файзрахманова Л. И.

В рамках настоящей статьи предпринимается попытка характеристики некоторых аспектов социокультурного облика вятского купечества: условия развития сословия, его образ и стиль жизни, ценностные ориентации, этические и деловые традиции, отношение к образованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Купечество вятской губернии во второй половине XIX начале XX. К вопросу социокультурной характеристики»

Л.И. Файзрахманова

преподаватель КЮИ МВД России

КУПЕЧЕСТВО ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX. К ВОПРОСУ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В рамках настоящей статьи предпринимается попытка характеристики некоторых аспектов социокультурного облика вятского купечества: условия развития сословия, его образ и стиль жизни, ценностные ориентации, этические и деловые традиции, отношение к образованию.

В настоящее время все больший интерес исследователей привлекают проблемы, стоящие на стыке различных наук: истории, социологии, экономики, культурологии, психологии и др. К разряду таковых можно отнести рассмотрение социокультурного облика городов [1] и отдельных сословий [2].

В рамках настоящей статьи предпринимается попытка характеристики некоторых аспектов социокультурного облика вятского купечества: условия развития сословия, его образ и стиль жизни, ценностные ориентации, этические и деловые традиции, отношение к образованию.

Историки Поволжья, анализируя условия, оказавшие влияние на развитие купеческого сословия России, и Вятского края, в частности, выделяют две основные группы: объективные и субъективные [3]. Природногеографические, исторические, социальноэкономические условия, этнический состав населения - эти объективные факторы обуславливали специфику развития края и влияли на развитие купечества региона. Особенности природно-географической среды (климат, длинные зимы, затяжная весеннеосенняя распутица), сильная государственная власть, жесткая сословная политика, отсутствие стабильных круглогодичных средств связи, крепостничество, патриархальность быта сдерживали развитие экономики в целом и торгово-промышленное развитие Вятско-Камского региона, замедляли процесс формирования самосознания купеческого сословия [4].

По нашему мнению, субъективные факторы играли существенную роль для формирования менталитета и культуры предпринимательства рассматриваемого

периода, добавляя новые черты к портрету вятского купца.

Эту группу составляют религиозный фактор и личностные качества (сила воли, стойкость, самообладание, трудолюбие, расчетливость), тесно увязанные между собой, а также культура предпринимательства (осторожность в ведении предпринимательских дел, деловой опыт и репутация, стандарты делового поведения), уровень образования[5].

Несомненно, фактором, влиявшим на становление российского купечества и формирование традиционной предпринимательской культуры, являлся

религиозный фактор[6]. Православная этика способ-ствовала развитию таких качеств, как сострадание к окружающим, трудолюбие, терпение, чем зачастую объяснялась широкая благотворительная деятельность купечества. Неслучайно, одним из ранних видов купеческой благотворительности в России являлось попечение о церкви, выражавшееся в выделении крупных средств на строительство храмов, их ремонт, приобретение необходимых для служб принадлежностей. В Вятской губернии, без преувеличения, ни один храм, ни один монастырь не остался без внимания рассматриваемого сословия [7].

По свидетельству современника, купцы г.Котельнич Вятской губернии всячески помогали церкви: «В настоящее время Николаевская церковь много облаго-действована своими прихожанами - богатыми купцами, из которых особенной благодарности в этом отношении заслуживают: Михаил Иванович Кардаков, братья Кардаковы, Семен Сергеич Зырин.

Отец братьев Кардаковых...много помог устройству иконостаса в холодном храме и взял на свой счет всю позолоту этого иконостаса, которая при его жизни была только начата, а окончена уже сыновьями его. Позолота иконостаса и сени над престолом.. .стоит братьям Кардаковым 4000 руб. сер. Иконы для иконостаса, в числе 40, заказаны М.И. Кардаковым за 4000 руб.сер. в Дивьевской обители, в которой, как известно, искусство иконописания стоит на довольно высокой степени. Купцы Зырины, особенно Семен Сергеич, приобрели для всей церкви немало утвари довольно ценной; так в последнее время он пожертвовал еще богатое паникадило, стоящее до 600 руб.сер.» [8].

Купцы довольно часто назначались церковными старостами, в их обязанности входило «попечение» о церкви. Так,

Н.В.Смагин, сарапульский 1-й гильдии купец, «служа в Покровской церкви более 15 лет, затратил на внутреннее и внешнее ее переустройство 100 тыс. руб. из собственных средств.» [9].

Религиозные взгляды купечества влияли и на развитие благотворительности и милосердия в социальной сфере: устройство домов призрения, детских приютов, богаделен, больниц, госпиталей на нужды Красного Креста и др. Весомый вклад в этой сфере сделан купеческими династиями края Александровыми, Булычевыми, Ончуковыми, Прозоровыми, Синцовыми, Стахеевыми, Тырышкиными, Ушковыми, Черновым и многими другими. Не отставали от них и купцы-старообрядцы: Зоновы, Лаптевы, Колчины, Курбатовы и др.

Секрет предпринимательского успеха купцов-старообрядцев многие исследователи видят в своеобразной старообрядческой этике, основанной на трудолюбии, целеустремленности, добросовестности, взаимовыручке и взаимопомощи [10]. Старообрядчеством пропагандировалась концепция «труда благого и богоугодного», таким образом, богатство стало признанием их молитвы перед Богом, выражением личной

ответственности каждого перед Господом,

это порождало предпринимательскую активность купечества из этой среды [11].

Менталитет купцов-мусульман также имел конфессиональную окраску. Ислам способствовал развитию деловой активности предпринимателей: «Кто зараба-

тывает деньги, угоден Аллаху», «купец равно блажен в сем мире и в будущем» и характеризовался уважительным отношением к торговле [12]. Купцов-мусульман отличала торговая сноровка, проницательность, бережливость, они не забывали заповеди Корана о помощи ближнему. Все эти качества были характерны для предпринимательской деятельности не-многочисленных купцов-мусульман Вятской губернии [13]: Альмухаметовых, Арслановых, Балтиных, Заитовых, Массагутовых, Мухамедзяновых, Утямышевых и др.[14].

Низкий уровень предпринимательской культуры в XVIII - первой половине XIX века отмечает Судовиков М.С.[15]. Причину этого он видит в том, что купеческий статус не являлся наследственным, и утрата его влекла за собой лишение всех привилегий, поэтому купцы готовы были использовать любые методы и формы ведения предпринимательских дел, часто забывая о моральной стороне дела. К тому же в этот период для купцов характерно частое банкротство, одной из причин которого, по мнению Обуховой Г.И. являлось то обстоятельство, что купцы рассматривали свою недвижимость (дом, торговые лавки, амбары) только в качестве необходимого для залогов по казенным подрядам и поставкам. Аналогичное отношение было и к ценным бумагам, облигациям, билетам сохранной казны. Помещение денежных средств в банки было довольно редким явлением [16]. И потому в случае финансовой неудачи купцы были обречены на банкротство.

В 50-60 гг. XIX века среди судебных разбирательств о банкротстве все чаще встречаются дела, связанные с неуплатой в срок денежных кредитов, взятых в различных банках. Банкротство купца, по мнению Обуховой Г.И, могло быть также следствием целого ряда неблагоприятных факторов: неурожая хлеба или плохих

погодных условий для уборки урожая в предполагаемом месте закупки; резкого повышения закупочных цен или понижения сбытовых цен; конкуренции со стороны оптовых торговцев, комиссионеров и казенных подрядчиков;

транспортных убытков или аварий при перевозке грузов сухопутным или водным путем; отсутствия денежных кредитов; несоблюдения условий контрагентами и т.д. [17].

Хотя в этом Обухова Г.И. видит и положительную сторону: из сословия

уходили мелкие купцы, оставались крупные, конкурентоспособные, постепенно осознававшие необходимость занятия не только продажей товаров, но и их производством.

Во второй половине XIX века ситуация меняется: на смену страху потерять статус купца приходит понимание, что «гарантией делового успеха является уже не их сословные привилегии, а собственное доброе имя, деловая репутация, хорошее образование, умение проявлять свои

способности» [18].

Для этого периода характерно увеличение количества предприятий,

вятские купцы начинают больше внимания уделять совмещению закупки сырья и его переработки, а также самостоятельной

реализации продукции, справедливо

полагая, что это экономически выгоднее. Представители слободской династии Александровых, владевшие сетью виноводочных и пиво-медоваренных промышленных производств и оптовых складов, сумели выстроить успешную тактику предпринимательства, с учетом новых тенденций. В частности, производимые на заводах Александровых искусственные минеральные воды, пиво и алкогольная продукция реализовывалась в собственных ресторанах в г.Вятке и Котельниче [19], пивных лавках и трактирных заведениях в г. Ижевске и пос. Воткинске, деревнях и селах Сарапульского уезда [20]. Для успешной предпринимательской деятельности, по их мнению представителей этой династии, необходимо было следить за развитием обрабатывающей промышленности за границей путем литературы, а также личными поездками и команди-

ровками специалистов на местах развития изучаемой отрасли производства»[21].

Получив скромное образование в елабужской городской школе, Петр Капитонович Ушков, владелец химических заводов, дополнил его поездками по России и за границей (Германия, Англия), много общался с выдающимися деятелями своего времени в области науки и техники, в том числе с известным ученым-химиком Д.И.Менделеевым. Многие предприниматели, имевшие производства, вербовали специалистов с других заводов и выписывали из-за границы. Так, на пивоваренном заводе сарапульских купцов Бахтияровых в качестве ответственного пивовара работал немец Фон Деринг Мориц О Марович, 39-летний дворянин из Германии, винокур Степанов М.С был родом из Тамбовской губернии, мастер «очистки вина» Ощепков С.К. и «доверенный при дворах Бахтияровых» Лунегов И.П. из Пермской губернии [22], пивовар Ф.К. Шубберт был приглашен елабужским купцом И.Г. Стахеевым из Австрии [23]. Посылка специалистов для учебы за границу также была нередким явлением.

В мемуарах Александра Александровича Прозорова, племянника 1 -й гильдии

вятского купца Я.А. Прозорова, содержатся интересные зарисовки повседневной жизни, позволяющие

добавить новые штрихи к портрету предпринимателя той эпохи, его

мировоззрению, деловой этике. Яков Прозоров, живя в огромном доме, который считали за честь посещать «все лица выдающиеся в городе или приезжие и принадлежащие к высшему служебному миру», устраивал у себя парадные завтраки, обеды и ужины [24]. В один из таких дней Александр застал дядю в кабинете, сидящим за письменным столом. «Вот, ты видел, - сказал Прозоров, - от меня сейчас вышли рабочие и мой служащий - торговый приказчик. Вот этих людей я ценю, они труженики, и результат их работы - реальная польза. А те, в тех комнатах, что гудят и веселятся, - это одна вывеска. Вот смотри: у меня лакей

Михайло - франт, в течение дня раз пять

переменяет одежду, видный собой, прекрасный выездной с каретой и

докладом, а цена ему грош. Так научись, глядя на них, следовать примеру первых, а не гнаться за вторым» [25].

Подобное отношение к своим служащим проявляли многие успешные предприниматели губернии. Н.М. Валеев в своей статье «Династия Стахеевых - милосердие и меценатство» приводит фрагмент воспоминаний Е.К. Платонова, служившего в 1913 году в стахеевском магазине. Приказчики Стахеевых могли брать в

лавке или в магазине продукты под запись в специальной книге. «На святочной

неделе доверенный Стахеевых подводил итоги, т.е. производил учет товаров, приход-расход и делал выводы. После

этого он с ведома хозяев фирмы подзывал задолжавшего служащего и, поблагодарив за хорошую работу, ставил крест на долге, т.е. прощал долг» [26]. В «Волжском Вестнике» имеется заметка, что только три фирмы в г. Елабуге предоставляют приказчикам право отдыха в праздничные дни: «Григория Стахеева сыновья»,

«Товарищество П.К. Ушкова» и «Ф.П. Гирбасов с сыновьями и К°» [27]. Аналогичные сведения содержатся в воспоминаниях И. Хохлова, служившего у орловского купца Т.Ф. Булычева, первогильдейского купца, владельца пароходства. «В бухгалтерии работали с 8 до 4-х часов дня, в праздники не работали, а в административном отделе - с 8 до 14 часов и с 18 до 20 часов вечера, в праздники тоже приходили ненадолго. Рождество и Пасху праздновали по 3,5 дня, масленицу - 2 дня, тогда как у других капиталистов таких льгот не было» [28].

Опыт предпринимателей, вырабатывавшийся столетиями, был сконцентрирован в 45 этических нормах, опубликованных в 1881 г. И.Е.Зегимилем в книге «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом», не потерявших актуальность и по сей день. «Работайте сами то, что вы можете сделать сами, не давайте делать другим. Если же необходимо, чтобы это сделали другие, то, по крайней мере -

наблюдайте за ними. Нанимайте таких служащих, которые безбедно могут существовать на назначенное им вами жалование. Держите всегда данное слово. Относитесь к вашему делу с полным усердием, чем бы вы не занимались. Трезвость и воздержанность. Всякое дело основано на доверии, поэтому вы должны всеми силами снискать себе полное доверие тех, с которыми приходится иметь дело. Главное - честность и добросовестность. Соблюдайте экономию в ваших личных расходах, живите лучше ниже ваших средств, чем выше. Любезность и вежливость. Деловой человек должен быть в высшей степени вежлив.. ,»[29]. Многочисленные исследования подтверждают справедливость и эффективность подобных этических норм.

В воспоминаниях В. Ратькова-Рожнова содержится портрет Якова Алексеевича Прозорова, вятского купца, известного своей широкой благотворительностью. «.Прозоров принадлежал к тем русским самородкам, которые своим здравым умом и практичностью умели и нажить деньги, и главное сохранить их, зная детально хорошо дело, которому себя отдавали. Яков Алексеевич отличался такой твердой памятью, что всегда знал, что делали на местах его приказчики, получая от них срочные сообщения, а также никогда не ошибался в количестве закупленного ими хлеба, прочитавши раз полученные от них сведения, и нередко случалось, что при личных с ними разговорах впоследствии и разноречиях с их стороны без всяких справок с книгами, он тотчас же их поправлял, объясняя, что говорят неладно. И, конечно, у такого распорядителя дела приказчики и другие агенты вряд ли будут злоупотреблять доверием, да и нелегко вообще провести плутнями подобного хозяина.» [30].

Показателен пример бережливости, данный владельцем пароходства Т.Ф. Булычевым своему слуге при растопке печи: «хозяин учил меня не тратить зря спички, а разжигать от свечки»[31]. При этом жертвовал дома, приусадебные участки и капитал Вятскому благотворительному обществу, в том числе для

открытия и содержания приюта для сирот-младенцев.

Интересны многочисленные факты,

свидетельствующие о том, что собственных детей купцы приобщали к делам с раннего детства. Так, из писем сарапульчанки Елизаветы Ехлаковой, купеческой жены, следует, что сын Коля с семи лет ходил с отцом в лавку, а Дмитрий Стахеев с пятнадцати лет самостоятельно вел обширную меновую чайную торговлю с Китаем в Кяхте, сумма торгового

оборота доходила до восьмисот тысяч рублей [32]. Двенадцатилетнего Сашу

Прозорова отец послал из г. Слободского к дяде в Вятку получить несколько тысяч рублей. «Получив от Алексея Яковлевича пачки денег, я их сложил в саквояж и продолжал разговор. Минут десять спустя он просит деньги ему возвратить, я вынул и отдал. Считает деньги - недостача, явление для меня непонятное. Доведя меня до слез, говорит, что, получая деньги, надо считать, что он с целью дать мне же урок нарочно вынул несколько кредиток, которые тотчас и вложил. Это был мой первый урок коммерческой грамоты»[33].

Помимо обучения деловым нормам и азам ведения дел, во второй половине XIX-начале XX вятские купцы, за редким исключением, стремились давать своим детям и внукам хорошее образование. В «Книге о числе купцов Вятской губернии на 1905, 1906, 1907 годы» все чаще

встречаются записи об исключении из сословия «за окончанием курса наук в высшем учебном заведении». В одном только Сарапуле в 1905 году по этой причине утратили статус купеческий сын Маклецов Д.П. «за окончанием Курельского политехнического

института», купеческий внук Бодалев А., в 1906 году купеческий сын Бодалев И.И. «за получением звания инженер-механик, по окончании Московского технического училища»[34]. Представители купеческой династии Стахеевых осваивали профессии юристов, инженеров, экономистов.

В рамках статьи нами были рассмотрены лишь отдельные черты социокультурного облика вятского купечества. На протяжении второй половины XIX- начала XX века происходило развитие и трансформация образа жизни, мировоззрения, кругозора, деловых качеств и этических норм предпринимательства. Для этого периода характерна активизация вятского купечества в освоении и применении новых направлений деятельности, достижений науки и техники, оптимизации и рационализации производства, забота о достойном образовании собственных детей и служащих. Хотя необходимо заметить, что развитие регионального купеческого сословия заметно сдерживалось объективными и субъективными условиями развития края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бухарова Ю.А. Социокультурный облик уездных городов Саратовской губернии в конце XIX- начале XX вв.: автореф. дисс. к.и.н. - Волгоград, 2006; Пюрияйнен Д.М. Население уездного города Сарапула во второй половине XIX-начале XX в.: социокультурный аспект: автореф. дисс. к.и.н. - Ижевск, 2009 и др.

2. Нилова О.Е. Московское купечество конца XVШ-первой четверти XIX в. Социальные аспекты мировосприятия и самосознания. - М., 2002; Кощиенко Г.Н. Социокультурный облик московского дворянства второй четверти XIX века: автореф. дисс. к.и.н. - М., 2004; Матвеева А.Ф. Крестьянство Тобольской губернии 1775- 1860 гг.: хозяйственный уклад и социокультурный облик: автореф. дисс. к.и.н.- М., 2007 и др.

3. Гончаренко Л.Н. Формирование условий для предпринимательской деятельности в Поволжье во второй половине XIX в. Предпринимательство Поволжья. - Чебоксары.1998. -С.50-66; Лигенко Н.П. Купечество Удмуртии. Вторая половина XIX - начало XX века: монография.- Ижевск. 2001. С. 19-28; Судовиков М.С. Купеческое сословие Вятско-Камского региона в конце XVIII- начале XIX века.- Киров, 2009. - С.30-52.

4. Лигенко Н.П. Указ.раб. - С. 28; Судовиков М.С. Указ.раб. - С.46.

5. Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX в. - М., 1997.- С.10; История предпринимательства в России. Кн.1. От средневековья до середины XIX в. - М., 2000.- С.286; 1000 лет русского предпринимательства: из истории купеческих родов.- М.,1995.- С.6. Судовиков М.С. Указ.соч. - С. 46-51.

6. См. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1991; Лигенко Н.П. Указ.соч.; Судовиков М.С. Деловые качества Российского купечества: источники формирования, особенности//Третьи Стахеевские чтения: материалы междунар. научной конференции, 28-29 июня 2007г. - Елабуга, 2008.

7. История предпринимательства в России. Кн.1. От средневековья до середины XIX в. - М., 2000. - С. 437; Перхавко В.Б. Первые купцы российские. - М., 2004. - С.101-103, 174-185; Власова А.В. Благотворительность на Урале во второй половине XIX - начале XX вв. -Челябинск, 2004. - С.92-94 и др.

8. Глушков И. Е. Топографо-статистическое и этнографическое описание г. Котельнич. Исторический очерк г. Котельнич. - Киров, 1999. - С. 21.

9. Цит. по: Козлова Д.А. Династия Смагиных. Предпринимательство и благотворительность //Камский торговый путь: материалы Всероссийской науч.конф. - Елабуга, 2008.- С.152.

10. Бойко В.П. Томское купечество в конце XVIII -XIX вв. из истории формирования сибирской буржуазии. - Томск, 1996.- С.230; Галаган А.А. История предпринимательства российского. От купца до банкира. - М., 1997.- С.60; Брянцев М.В. Русское купечество: социокультурный аспект формирования предпринимательства в России в конце XVIII- начале XX в.: автореф. дисс. д.и.н. - М., 2001; Судовиков М.С. Указ.соч.- С.110-111.

11. Брянцев М.В. Роль старообрядческой общины в становлении русского предпринимательства//http:// desegregation.x-sait.ru

12. Поликарпов В.С. История нравов России. Восток или Запад. - Ростов-н/Дону, 1995.- С.493-494.

13. На 1868 год число мусульман в Вятской губернии составляло 4 процента населения, по результатам Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. - 4,1 процента. Таким образом, численность гильдейского купечества из числа мусульман была незначительна.

14. Рафиков А.М. Торгово-предпринимательская деятельность татарского купечества вятской губернии на рубеже XIX-XX вв. (На примере рода Заитовых) // Эхо веков. - 2009.- № 2; Он же. Татарское купечество в экономической жизни вятской губернии на рубеже XIX-XX вв. // Десятые Петряевские чтения: материалы Всероссийской научной конференции. - Киров, 2010.

15. Судовиков М.С. Деловые качества ...- С. 108-109.

16. Обухова Г.И. Купеческое банкротство: экономические, юридические, социально-психологические аспекты проблемы//Прозоровский альманах: сб.науч.-исслед. материалов. - Киров, 2008.- С.67.

17. Там же. - С.65-67.

18. Судовиков М.С. Указ.соч. - С.109.

19. Рева А. Торговый дом коммерции советника И.В. Александрова// Выбор.- 1992. - № 23. - С.10.

20. Лигенко Н.П. Указ.соч. - С. 229-232, 137-144.

21. Очерк промышленной и сельскохозяйственной деятельности потомственных почетных граждан Петра и Ивана Ивановичей Александровых. Фирма: Торг. дом «Н-ки коммерции советника И.В. Александрова». - Казань, 1896. - С.3.

22. Лигенко Н.П. Указ.соч. С.125, 151-154.

23. Маслова И.В. Купеческая династия Стахеевых: монография. - Елабуга, 2007. - С.48.

24. ГАКО. Ф. 170. Оп.1. Д.337. Л.10.

25. Там же. Л. 10-10 об.

26. Валеев Н.М. Династия Стахеевых - милосердие и меценатство // Новая Кама.-1990.- 15 июня.

27. Волжский вестник. - 1894. - 9(21) авг.

28. Хохлов И. История моей жизни// Судовиков М.С. Вятское купечество в воспоминаниях современников. - Киров,2005. - С.68-69.

29. Зегимиль И.Е. Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом// Лигенко Н.П. Купечество Удмуртии. Вторая половина XIX -начало XX века. - Ижевск. 2001. - С.367-389.

30. Ратьков-Рожнов В. Выдающийся благотворитель г. Вятки Яков Алексеевич Прозоров//Судовиков М.С. Вятское купечество в воспоминаниях современников. - Киров,2005.- С 57.

31. Хохлов И. История моей жизни. - С. 71.

32. Пюрияйнен Д.М. Семья Ехлаковых: становление, развитие и трансформация купеческой династии //Камский торговый путь: материалы Всероссийской научной конференции. - Елабуга. 2008. - С. 218; Валеев Н.М. Д.И. Стахеев//Д. Стахеев. Духа не угашайте. - Казань. 1992.- С.7.

33. ГАКО.Ф. 170.0п. 1.Д. 337.Л.12 об.-13.

34. ГАКО.Ф.176.Оп.1.Д.4782.Л.42, 99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.