Научная статья на тему 'Образ купечества в русской художественной литературе ХIХ начала ХХ в.'

Образ купечества в русской художественной литературе ХIХ начала ХХ в. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6569
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУПЕЧЕСТВО / РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIХ НАЧАЛА ХХ В. / П.А. ПЛАВИЛЬЩИКОВ / Ф.В. БУЛГАРИН / И.А. КРЫЛОВ / В.А. СОЛЛОГУБ / Н.А. НЕКРАСОВ И А.Я. ПАНАЕВА / А.Н. ОСТРОВСКИЙ / М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН / П.И. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ / RUSSIAN FICTION ХIХ BEGINNINGS ХХ CENTURY / P.A.PLAVILSHCHIKOV / F.V.BULGARIN / I.A.KRYLOV / V.A.SOLLOGUB / N.A.NEKRASOV AND A.J.PANAEVA / A.N.OSTROVSKY / M.E.SALTYKOV-SHCHEDRIN / P.I.MELNIKOV-PECHERSKY / MERCHANT CLASS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Харсеева Наталия Вячеславовна

В статье рассмотрены различные аспекты отношения писателей ХIХ начала ХХ в. к купечеству, прослежено отображение процессов социальной трансформации купечества в русской художественной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of merchant class in Russian fiction

In article various aspects of the relation of writers ХIХ beginnings ХХ to merchant class are considered century, display of processes of social transformation of merchant class in Russian fiction is tracked.

Текст научной работы на тему «Образ купечества в русской художественной литературе ХIХ начала ХХ в.»

конфликт в производственных условиях.

Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия

рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Существуют специально разработанные программы по развития навыков общения у такого рода «конфликтных» личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов.

Теории социального научения утверждают, что агрессия появляется в соответствующих социальныхусловиях, то есть в отличие от других теоретических направлений теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии и взятия ее под контроль [1, с. 5].

Ссылки:

1. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / пер. с англ. М., 1999.

2. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. СПб.,

2004.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001.

4. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии / пер. с англ. СПб., 2003.

5. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

6. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. М.,

2003.

7. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 2003.

212

УДК 903.85 Х-21

Харсеева Наталия Вячеславовна

кандидат культурологии (928) 438-76-88

Образ купечества в русской художественной литературе XIX - начала XX в.

Аннотация:

В статье рассмотрены различные аспекты отношения писателей XIX - начала XX в. к купечеству, прослежено отображение процессов социальной трансформации купечества в русской художественной литературе.

Ключевые слова: купечество, русская художественная литература XIX - начала XX в., П.А. Плавильщиков, Ф.В. Булгарин, И.А. Крылов, В.А. Соллогуб, Н.А. Некрасов и А.Я. Панаева, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, П. И. Мельников-Печерский.

Русская художественная литература дает достаточный материал для анализа традиционно-сословного склада ума, стиля поведения, строя и образа жизни купечества. Хотя Левандовские, изучив литературные образы купечества, пишут: «Обращение к этой теме еще раз подтвердило, что художественная интеллигенция, естественно, уделявшая основное внимание в своем творчестве тем социальным слоям, которые представлялись ей определяющими для русской жизни, относила к таковым прежде всего себя, а также дворянство и «народ». Львиная доля произведений русской художественной литературы и сюжетно, и наиболее значимыми образами связана именно с этой социальной средой. На долю купечества остается не так уж и много» [1, с. 146].

Действительно, не все крупные представители русской литературы останавливались на изображении купеческого быта. У некоторых авторов были лишь короткие, но емкие и выразительные характеристики, данные его представителям. Но были писатели, которые большую часть своего творчества посвятили «торговому сословию» (А.Н. Островский, П.И. Мельников-Печерский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, Глеб Успенский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, П.Д. Боборыкин, М. Горький и другие). Их заслуга в том, что они исследовали торгово-промышленное сословие, а также процессы ломки и перестройки купеческого патриархализма.

Левандовские утверждают (впрочем, как и ряд исследователей [2]), что в «отношении к купечеству писателей, творивших на протяжении полувека, в тоне, которым характеризуется это сословие, в подходе к теме и даже в изобразительных средствах так много общего, что на страницах разновременных произведений создается удивительно цельный, можно сказать, монолитный образ «темного царства»» [3, с. 147]. И далее авторы пишут, что на восприятие писателями этого социального явления часто влияли реликтовые черты их собственного сознания, которые, в общем, сводились к понятию антибуржуазности. Причем, нельзя сказать, что негативное отношение складывается исключительно к купеческому сословию. Вспомним - в русской литературе достаточно произведений, в которых и дворянство изображено с явным недоброжелательством (например, анти-дворянские басни Крылова, «нравственно-сатирические» романы Булгарина, комедии Островского и другие). Тем не менее, наряду с отрицательными характеристиками, которые давались «купцам-тол-стосумам» представителями отечественной литературы, прослеживается и традиция изображения положительного (хоть и не во всём) образа делового человека. Вопрос об отношении писателей к изображенному им миру купечества должен решаться диалектически.

Одним из первых в русской литературе XIX века купеческую среду изобразил П.А. Плавильщиков в пьесе «Сиделец» (1803). Автор показал не только отрицательные типы из купеческой среды, но и положительные: «новых людей» сидельца Андрея и купеческого голову Праводелова. Их отличает от других купцов тяга к культуре, к знанию, они являются ревнителями добродетели и честных нравов, они осознали значимость купеческого сословия и осуждают тех, кто стремится получить дворянство: «Хороший купец, поставив на честность торг свой, может столько же отечеству принести пользы, сколько дворянин, проливая кровь свою для защиты спокойствия и славы» [4].

Ф.В. Булгарин в романе «Иван Иванович Выжигин» (1829) также показал положительный образ купца, а главное, то, что предпринимательство может привести человека к успеху. Говоря о засилье иностранного капитала во внешней торговле, герой называет лучшие качества русского купечества: «Кажется, у нас есть все средства, чтобы составить почтенное купеческое сословие. Уму, проницательности и сметливости нашего народа отдают справедливость, отдают сами иностранцы. Честь наша в торговле, право, не ниже добродетелей гг. иноземных конторщиков, а в капиталах мы всегда будем иметь преимущество, имея в своих руках сырье произведения нашей земли и русский товар» [5, с. 186]. Писатель не обходит стороной и пороки купечества: «чинобесие», отсутствие долгих купеческих династий,

214

стремление родниться со знатью и другие.

И.А. Крылов в басней «Муха и дорожные» (1808) выводит сердитую мораль. Это вовсе не означало, что баснописец не видел пороков купечества. В басне «Откупщик и сапожник» (1811) Крылов проводит общепринятую мысль о том, что богатство портит человека, не зависимо от его социального положения. В басне «Купец» (1830) обличает жульнические приемы в торговле - купец дает наставления своему племяннику: «Торгуй по-моему, так будешь не внакладе», то есть выдавай гнилое сукно за хорошее английское [6, т. 2, с. 632]. В итоге купец и сам обманут. Но мораль басни намного шире: в ней речь не о купеческих пороках, а о том, что все общество проникнуто идеей наживы. Крылов подчеркнул проникновение духа стяжательства в русское общество, а не только в купечество.

А в поэме «Купец» И.С. Никитина главный герой из «голи перекатной» становится богачом, ограбив приютившего его лавочника.

А.Ф. Вельтман в «Соломее» (1846) показал то, что купечество начинает осознавать свою значимость и отовсюду постепенно вытесняет дворянство: перебирается в их особняки, усадьбы, присутствует в зале благородного собрания в Москве, и при этом копирует обычаи дворян. В произведении представлены два поколения купцов: придерживающиеся старых нравов и молодое купечество, получившее образование в пансионе.

Тема становления русской буржуазии, способной потеснить родовитое дворянство, прослеживается и в повести В.А. Соллогуба «Тарантас» (1840, 1845). Автор проводит мысль о том, что формирование русской буржуазии возможно только благодаря образованию, а экономические успехи должны быть закреплены культурными достижениями.

Л.Н. Толстого показал разное отношение дворянства и интеллигенции к купечеству. Князь Степан Александрович Облонский, получив наличные после продажи леса купцу Ракитину, был настроен весьма благодушно. Ведущего рациональное хозяйство помещика Константина Левина, ставшего свидетелем выгодной сделки, разбирало раздражение:

«- Однако как ты обходишься с ним! - сказал Облонский. - Ты и руки ему не подал. Отчего же не подать руки?

- Оттого, что я лакею не подам руки, а лакей во сто раз лучше.

- Какой ты, однако, ретроград! А слияние сословий? - сказал Облонский.

- Кому приятно сливаться - на здоровье, а мне противно» [7,

с. 177].

Сатирически характеризует представителя «торгового сословия» Гончаров в романе «Обрыв»: «купец, то есть шляпа, борода,

крутое брюхо и сапоги...» [66, с. 191].

Подобное описание внешнего облика купца есть и у Н.А. Некрасова в стихотворении «Железная дорога»:

В синем кафтане - почтенный лабазник,

Толстый, присадистый, красный как медь... [8, с. 139].

А в романе «Три страны света»(1848-1849), написанным Некрасовым в соавторстве с А.Я. Панаевой, на фоне отрицательных качеств русской буржуазии отмечается ее деловитость, предприимчивость и энергичность.

У Н.В. Гоголя о купцах говорится немного, но некоторые его характеристики стали крылатыми. Вспомним хотя бы те наименования, которые дает им в «Ревизоре» городничий: «самоварники», «аршинники», «протобестии», «надувалы морские». Положительный тип писателю не удался, хотя Гоголь будущее России связывает с таким купцами, как Муразов: «Это человек, который не то что именьем помещика - целым государством управит» [9, т. 5, с. 295].

Как известно, именно с именем А.Н. Островского связывают появление в русской литературе нового пласта жизни - быт и нравы купечества. В юношеских «Записках замоскворецкого жителя» он представил себя первооткрывателем загадочной и неведомой читателям страны. Но видим, что Островский был продолжателем традиции изображения пороков и добродетелей купечества, которая сложилась к тому времени в русской литературе.

Первым серьезным произведением в творчестве Островского была пьеса «Свои люди - сочтемся!» (1849), которая принесла славу писателю. В основу сюжета драматург положил такое злостное явление, как незаконное банкротство. Причем это преступление совершено при содействии судейского чиновника. Коррумпированный представитель власти за деньги готов вступить в преступный союз с ненавистным ему купечеством.

По поводу этой пьесы возмущался цензор М.А. Гедеонов: «Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха -отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества» [цит. по: 10].

А такие общественные деятели, как А.С. Хомяков, М.П. Погодин, Н.Г. Чернышевский и, особенно, Н.А. Добролюбов не уставали восхищаться первыми пьесами молодого драматурга. Статьи Добролюбова задали тон воспроизведению купечества в русской литературе. Вот что пишет по поводу его статей представитель одной из известных московских купеческих семей П.А. Бурышкин: «По содержанию его статьи далеко не беспристрастны и дают его намерениям и взглядам далеко не то истолкование, которое было у самого автора» [11, с. 101].

216

И сам Островский вовсе не считал свое творчество и, в частности, комедию «Свои люди - сочтёмся!» обличительной сатирой купеческих нравов, которая была бы оскорбительна для лиц торгового сословия. «Труд мой, еще не оконченный, - писал он В.И. Назимову,

- возбудил одинаковое сочувствие и производил самые отрадные впечатления во всех слоях московского общества, больше всего между купечеством. Лучшие купеческие фамилии единодушно, гласно изъявляли желание видеть мою комедию в печати и на сцене. Я сам несколько раз читал эту комедию перед многочисленным обществом, состоящим исключительно из московских купцов, и, благодаря русской правдолюбивой натуре, они не только не оскорблялись этим произведением, но в самых обязательных выражениях изъявляли мне свою признательность за верное воспроизведение современных недостатков и пороков их сословия и горячо высказывали необходимость дельного и правильного обличения этих пороков (в особенности превратного воспитания) на пользу своего круга. В глазах этих почтенных людей, правда и польза, коей они от нее научились, исключила всякую мысль об оскорблении мелкого самолюбия» [12, с. 8].

Наряду с «добролюбовскими» толкованиями пьес Островского, появилась и статья известного критика Ап. Григорьева «После «Грозы»», в которой автор подчеркивал, что драматург прежде всего бытописатель, беспристрастно отражающий в своих произведениях действительность такой, какой он ее видит и понимает, и отмечающий пороки и недостатки у всех групп общества, а не только у купечества. Он не сатирик, а «народный поэт», который органически связан с изображаемой им средой, полно и любовно отразивший ее мировоззрение.

Оба критика выделяли только те стороны творчества Островского, которые были им ближе в плане социально-политических оценок, и обходили те, которые в эти оценки не укладывались.

Сам драматург был убежден, что, показывая те преходящие и временные пороки, которые могут и должны быть искоренены, он тем самым помогает купечеству подняться на более высокую ступень развития, не порывая в тоже время с лучшими сторонами его среды, здоровой в своей основе.

П.Д. Боборыкин писал об Островском: «...он совсем не захватил новейшего развития нашего буржуазного мира, когда именно в Москве купеческий класс стал играть и более видную роль... А автор пьесы «Свои люди - сочтемся!» не желал изменять своему основному типу обличительного комика, трактовавшего все еще по-старому своих купцов» [13, т. 1, с. 295]. Но он был не прав: в целом ряде своих пьес драматург показывает представителей промышленности и тор-

говой буржуазии, выросшей из купечества - Прибытков в «Последней жертве», Васильков в «Бешенных деньгах», Возжеватов, Паратов и Кнуров («из крупных дельцов последнего времени») в «Бесприданнице», Беркутов в «Волках и овцах» и другие. По сравнению с представителями дворянства эти образы, бесспорно, выигрывают: Васильков и порядочнее, и деловитее Кучумовых, Телятевых и Че-боксаровых, и Прибыткову неслучайно отведена главная роль в разоблачении Дульчина. Островский раскрывает в них ряд ценных качеств - работоспособность, энергию, деловую честность, скромность и т.п. Но в то же время драматург не обходит стороной отрицательные свойства дельцов - почти что все они «хищники», искусно скрывающие свою сущность под маской благочестия, но не останавливающиеся в достижении своих целей перед циничным попранием чужой личности.

М.Е. Салтыков-Щедрин впервые обратился к изображению купечества в «Губернских очерках». В отличие от Островского, он интересовался не столько бытовым укладом жизни «торгового сословия», сколько его социальной биографией. В драматическом наброске «Что такое коммерция?» писатель показал классовую слабость российской буржуазии, которая обусловлена неразвитостью общественно-экономическими отношениями в стране. Купеческие дела полностью зависели от всевластия, хищничества и произвола чиновников.

Купцы наживают огромные капиталы на казенных подрядах, подкупая «шимпанским» соответствующих чиновников «с казною дело иметь выгоднее всего; она, можно сказать, всем нам кормилица» [14, т. 1, с. 247]. От этого «союза» купца-грабителя - с чиновником-мздоимцем достается и народу: «С начальством для нас выгодней, потому что хошь и есть там расход, да зато они народ уж больно дешево продают. Дашь писарю сто рублев, так он хошь всю волость за тобою закрепит» [15, с. 251]. Вообще в изображении Щедрина купечество - и без того «темная сила», по определению, - вступая в союз с чиновником, начинает внушать ужас - ведь речь идет о неприкрытом разграблении страны.

В понимании писателя, капиталистическое развитие России было необратимой исторической закономерностью, но воспринималось им отрицательно, преимущественно со стороны его разрушительных сил в сфере общественных идеалов и морали. «Идет чумазый! - почти с отчаянием восклицал Щедрин. - Идет и на вопрос: что есть истина? Твердо и неукоснительно ответит: распивочно и на вынос!..» [16, с. 251]. В этих словах слышится презрение, которое испытывала творческая интеллигенция к купечеству.

218

П.И. Мельников-Печерский, будучи глубоким знатоком русского раскола, несколько иначе подошел к теме купечества. В хронике «В лесах» и «На горах» его герои - «люди старой веры», «сектанты», противники «никоновской церкви», занятые вопросами религии и культа. Но это не мешает им вести торговлю, прибегая к обману и мошенничеству. И Смолокуров, и Лохматый недалеко ушли от героев Островского. Но наряду с ними писатель пытается дать тип нового, просвещенного купца, который ведет свое дело уже на совершенно других началах.

Из беседы главного героя Патапа Максимыча с будущим зятем Василием Борисовичем, видно, что Мельников-Печерский правильно понял роль отдельных представителей торгового класса в промышленном развитии России: «А как дело-то начиналось. Выискался смышленый человек с хорошим достатком, нашего сословия был, по-древнему благочестивый. Коноваловым прозывался. Завел небольшое ткацкое заведение, с легкой его руки дело пошло. И разбогател народ, и живет теперь лучше здешнего. Да мало ли таких местов по России. А везде доброе дело одним зачиналось. Побольше бы Коноваловых у нас было, хорошо бы народу жилось» [17, т. 7, с. 159].

А.П. Чехов сравнительно мало уделил внимания купеческому быту в своих произведениях. Рассказ «Случай из практики» - один из самых характерных примеров отношения интеллигенции того времени к промышленности, к фабрике и к капитализму: «Тысячи полторы-две фабричных работают без отдыха, в нездоровой обстановке, делая плохой ситец, живут впроголодь и только изредка в кабаке отрезвляются от этого кошмара: сотни людей надзирает за работой, и вся жизнь этой сотни уходит на записывание штрафов, на брань, несправедливости, и только двое-трое, так называемые хозяева, пользуются выгодами, хотя совсем не работают и презирают плохой ситец. Но какие выгоды, как пользуются ими?.. И выходит так, значит, что работают все эти пять корпусов и на восточных рынках продается плохой ситец для того только, чтобы Христина Дмитриевна могла кушать стерлядь и пить мадеру» [18, т. 8, с. 345].

В повести Чехова «Три года» один из братье Лаптевых ненавидит свое происхождение, считая его источником всех зол: «Какой там именитый род?.. Деда нашего помещики драли, и каждый последний чиновник бил его в морду» [19, т. 9, с. 80].

Перу Чехова принадлежит и, казалось бы, положительный образ купца Лопахина из «Вишневого сада»: у него «тонкая, нежная душа»; он энергичен и трудолюбив (работает «сутра до вечера», умен и предприимчив. Но за внешней культурностью скрывается та же грабительская сущность.

П.Д. Боборыкин полагал, что его романы как результат «наблюдений над новым купеческим миром» заменят в сознании читателей купеческую Москву Островского и создадут новое отношение к «московской буржуазии» [31, с. 295]. На протяжении двух десятилетий Боборыкин пишет свои лучшие романы о русском капитализме, составившие своего рода трилогию: «Дельцы» (1874), «Китай-город» (1882), «Василий Теркин» (1892). Он верно воспроизводит разные слои русской буржуазии. В том, что он описывает, есть здоровое и больное, дурное и хорошее, дикое и культурное, есть авантюризм, грабительство, но есть и честность, трудолюбие, хороший расчет.

В «Дельцах» Боборыкин раскрывает тайны буржуазной наживы, показывает мир новых дельцов, ничего старокупеческого, старообрядческого, хитрого, «себе на уме», по мелочам. В романе выведен образ Саламатова, финансового туза, умеющего организовывать дутые промышленные компании, добывать выгодные железнодорожные концессии: «Все нам принадлежит во всей болотной столице, а, стало, и в остальном любезном отечестве». Вокруг него - пройдохи, хищники, эксплуататоры, продажные журналисты, юристы.

В «Китай-городе» перед нами проходит вереница представителей купечества: Калакуцкий - биржевой спекулянт, игрок и авантюрист, «хапающий» деньги по классическому принципу - пан или пропал; Марья Орестовна, Людмила Петровна - представители денежной олигархий, стремящиеся украсить свои балы и званые вечера родовитыми князьями и баронессами и сами усиленно гримирующиеся под аристократок; Лещов, Красноперый, Взлом-цев, Евлампнй Нетов - амбаровладельцы с «патриотическими» идеями, разменивающие принципы классического славянофильства на мелкую монету великодержавного чванства и гей-славянщи-ны; Виктор Стапнцын - развихленный, лишенный каких-либо ориентиров и идеалов, прожигатель жизни, пускающий по ветру унаследованные от папеньки капиталы; Любаша - пришибленная не пошедшей на благо «эмансипацией» доморощенная «нигилистка», не умеющая да и не желающая совладать со своим нравом; купец-са-модур Гордей Парамоныч, который, не поморщившись, «слопал» мадам Гужо, управлявшую меблированными комнатами.

Развитие России Боборыкин связывает с честными дельцами

- Станицыной, Осетровым, Рубцовым. Им суждено, по его мнению, в скором будущем руководить не только производственно-экономической, но и политической, культурной, умственной жизнью русского общества.

В центр романа «Василий Теркин» поставлен «положительный» буржуа из крестьян, мечтавший сделать Волгу судоходной рекой, а ее берега - цветущим садом. Писатель показал сильного и

220

яркого представителя среды, хищного, но привлекательного в самоутверждении, рожденного средой и ее организующего; любовь Теркина к богатству; историю его обогащения; его идеологию, предполагавшую существование закона всеобщего обогащения, на основе которого крестьянство может уйти «от нищенства и пропойства».

Спустя три года после опубликования «Василия Теркина» Д.Н. Мамин-Сибиряк пишет роман «Хлеб», в котором использует ту же ситуацию, что и Боборыкин, но освещает ее с других литературноэстетических позиций, возможно, полемизируя с ним. У Галактиона теряются представления о нормах нравственности, притупляется ощущение разницы между добром и злом и вырабатывается «философия крупных капиталистов - именно, что мир создан специально для них, а также для их же пользы существуют и другие людишки»[20, т. 7, с. 193]. Увлеченный горячкой «кабацкой войны», он не задумывается над тем, что в результате грязной операции погибли люди. Мамин-Сибиряк, в отлично от Боборыкина, показывает, что невозможно и капитал нажить и невинность соблюсти. «Меня вот это и удивляет, что в вас никакой совести нет» [21, с. 100], - резюмирует доктор Кочетов в романе «Хлеб». У Боборыкина же Василий Теркин декларирует о себе: «И совесть моя чиста» [22, с. 190].

Боборыкин показывает лишь облагораживающее влияние буржуазных отношений на своих героев, видя в образованности, культуре и здравомыслии просвещенного купца залог его благодеяний для общества, а Мамин-Сибиряк - процесс распада человеческой личности, вставшей на дорогу предпринимательства. Он приближается в решении этой темы к Горькому.

В критике выбор героя в романе «Василий Теркин» вызвал возражения, поскольку с ее точки зрения общество отказывалось верить в существование положительного типа в купеческом мире, как и в деловой сфере других сословий. Под защиту Боборыкина взял Горький, который говорил о связи образа Якова Маякина в «Фоме Гордееве» с образом Василия Теркина: «В книге»Фома Гордее»вид-ное место занимает владелец канатного завода Яков Маякин, тоже человек «железный» и при этом «мозговой», он уже способен думать шире, чем требуют узколичные его интересы, он политически наточен и чувствует значение своего класса. В действительности я не встречал человека, оформленного психологически так, как изображен мною Маякин. В литературе знал только одну попытку изобразить политически мыслящего купца - Василия Теркина - в романе П. Боборыкина» [23, т. 4, с. 478-479].

«Фома Гордеев» - одна из первых крупных вещей Горького, появившаяся в конце XIX века. «Эта повесть... должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне

ее должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи...» И дальше: «Фома - не типичен как купец, как представитель класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни», - пишет автор [24, с. 441]. Нетипичен он потому, что борется со своей средой, протестует против ее образа жизни, обличает купцов за их пороки и преступленья. «Не жизнь вы сделали, а тюрьму; не порядок вы устроили - цепи на человека выковали... Душегубы вы», - восклицает он» [25, с. 57].

Истинными героями повести все же являются старшие представители купечества - хищники, самодуры и преступники. Всех их объединяет стремление к наживе, нежелание останавливаться перед чем бы то ни было, даже перед преступлением, для достижения своих целей. «Вот Луп Резников - он начал карьеру содержателем публичного дома и разбогател как-то сразу. Говорят, он задушил одного из своих гостей, богатого сибиряка... Зубов в молодости занимался скупкой крестьянской пряжи. Дважды банкротился... Кононов судился за поджог...» [26, с. 258].

Популярный писатель начала XX века А.В. Амфитеатров в своем романе «Девятидесятники» (1910), описывая реальных людей, дает любопытную характеристику С. Мамонтову, подмечая главное, что отличало новое поколение меценатов от первых собирателей и коллекционеров из купечества: «Миллионер, железнодорожник и кругом артист. Оперу держит, картины пишет, стих сочиняет, бюсты ваяет, баритоном поет, Цукки танцы показывал, Шаляпина открыл и на ноги поставил, Васнецова в люди вывел, Косте Коровину дорогу расчистил, теперь с Врубелем возится, как мать с новорожденным... Куда ни двинь его в искусстве, с какой стороны ни тронь, во всем знаток и работник...» [27, т. 1, с. 134].

Итак, рисуя образы купечества, писатели объективно отражали процессы социальной трансформации русской буржуазии, отход ее от прежнего патриархализма, переход к новым формам хозяйствования, подчеркивая при этом как положительные, так и отрицательные стороны купечества. Во всяком случае, уверенно развивающаяся буржуазия не могла не интересовать писателей. «Фигура купца с настойчивым упорством начинает овладевать вниманием русских писателей, - писал Н.А. Солодовников. - И чем дальше, тем больше... И воспеваемое, и ненавидимое купечество упорно врывалось в русскую жизнь. Оно приковывало к себе внимание» [28]. Но все же относительно положительные образы встречаются в русской литературе значительно реже, чем отрицательные. И это объясняется тем, что такие, генетически присущие деловым людям, качества,

222

как расчетливость, рациональность, деловая предприимчивость, хотя и не были маргинальными, но не пользовались в России таким уважением, как на Западе. Культ энергичного делового человека, сильной личности никогда не был распространен в российском обществе. Точно так же благотворительная и меценатская деятельность купеческого сословия практически не нашла отображения в русской литературе.

Ссылки:

1 .Левадовская А.А., Левадовский А.А. «Темное царство»: Ку-пец-предприниматель и его литературные образы // Отечественная история. 2002. № 1. С. 146-159.

2. См.: Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1991; Милехина Т.А. Образ предпринимателя в русской словесности // Вестник ОГУ.

2005. №11. С. 108-114; Бухарев В.М., Аккуратов B.C. От неприятия скопидомства до борьбы с «контрреволюцией быта» // Отечественная история. 2002. № 1. С. 163 ; Перхавко В. Б. История русского купечества. М., 2008 и другие.

3. Левадовская А.А., Левадовский А.А. «Темное царство»: Ку-пец-предприниматель и его литературные образы // Отечественная история. 2002. № 1. С. 146-159.

4. Плавильщиков П. Сиделец, комедия в четырех действиях. СПб., 1807.

5. Булгарин Ф.В. Сочинения. М., 1990.

6. Крылов И.А. Соч.: В 2-х т. М., 1984.

7. Толстой Л.Н. Анна Каренина. М., 1985.

8. Некрасов Н.А. Сочинения. М., 1986.

9. Гоголь Н.В. Мертвые души // Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9-ти т. М., 1994.

10. Куприна-Иорданская М.С. Годы молодости. М., 1960.

11. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1991.

12. Кашин В.Н. Портреты российских предпринимателей второй половины XIX в. // Традиции и опыт российского предпринимательства: история и современность. Волгоград, 1997.

13. Боборыкин П.Д. Воспоминания: В 2-х т. М., 1985.

14. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч. М., 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Там же.

16. Там же.

17. Мамин-Сибиряк Д.Н. Собр. соч. в 8 томах. М., 1955.

18. Чехов А.П. Собр. соч.: В 12-ти т. М., 1956.

19. Чехов А.П. Соч.: В 18 тт. М., 1985.

20. Мамин-Сибиряк Д.Н. Собр. соч. в 8 томах. М., 1955.

21. Там же.

22. Боборыкин П. Д. Василий Теркин. М., 1895.

23. Горький А.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1950.

24. Там же.

25. Там же.

26. Там же.

27. Амфитеатров А.В. Девятидесятники. СПб., 1910.

28. ОР РГБ. Ф. 686. Карт. 3. Д. 1. Л. 10,12.

224

УДК 394: 930. 85 (47+57)

Ш-24

Шаповалов Сергей Николаевич

преподаватель кафедры истории и культурологии Кубанского государственного университета [email protected]

Государственные праздники в Советском Союзе: зарубежный опыт исследования

Аннотация:

В статье анализируется зарубежный опыт изучения советских государственных праздников, влияние государственных праздников на развитие советской культуры, особенности организации и проведения официальных праздников, значение праздников для общества и государства.

Ключевые слова: советский государственный праздник, театрализованные представления, советская культура, официальные празднования, формы празднования.

Вопросы развития и функционирования советских государственных праздников всегда вызывали неподдельный интерес среди зарубежных ученых (историков, культурологов, социологов). Их роль и значение, сущность и содержание, опыт и проблемы организации и проведения, влияние на формирование общественного мнения, на культурное развитие и повседневную жизнь советских людей выступали объектами изучения целой плеяды советологов - специалистов по советской истории во всех ее ипостасях. Еще в советское время в США и Западной Европе выходит ряд публикаций, посвященных исследованиям советской праздничной культуры. Такие специалисты, как Шейла Фитцпатрик, Сара Дейвис, Йохен Хеллбек, Линн Вайо-ла заложили основы для последующих исследований советских праздников. В настоящее время количество публикаций по данной проблематике существенно возросло, и это можно объяснить ростом интереса как в целом к советской истории, так и в частности к советской праздничной культуре. Характеризуя современное состояние заявленной проблемы, можно назвать некоторых исследователей, которые внесли существенный вклад в опыт изучения советских праздников: К. Жигульский, Ш. Плаггенборг, К. Петроун, Дж. фон Гелдерн и ДР-

Своеобразным водоразделом в изучении советских праздни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.