Научная статья на тему 'ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ'

ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
162
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО / ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОСТСОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОВЕРИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рожковский Виталий Борисович, Любивая Галина Александровна

Анализируется один из аспектов проблемы репрезентации образа полицейского в культуре, связанный с фактором его исторической преемственности и целостности. Авторы приходят к выводу, что для полновесной репрезентации положительного образа полицейского в культуре, который бы вызывал доверие в российском обществе, недостаточно воспроизведения заложенных в нем «остаточных» позитивных качеств, требуется творческая реконструкция этого образа с учетом трансформации мировоззренческих и идеологических ориентиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Рожковский Виталий Борисович, Любивая Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE POLICE IN RUSSIAN CULTURE: THE PROBLEM OF REPRESENTATION

The article analyzes one of the aspects of the problem of the representation of the image of the police in the culture associated with the factor of historical continuity and integrity. The authors come to the conclusion that a full representation of a positive image of police culture, which would have caused the trust in the Russian society, insufficient play inherent in it «residual» positive qualities, we require creative reconstruction with consideration of the transformation of the world Outlook and ideological orientation.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ»

УДК008+351.74

ВИТАЛИИ БОРИСОВИЧ РОЖКОВСКИИ,

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт МВД России»;

ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА ЛЮБИВАЯ,

директор конно-спортивного клуба «Ход конем» ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»

ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

Анализируется один из аспектов проблемы репрезентации образа полицейского в культуре, связанный с фактором его исторической преемственности и целостности. Авторы приходят к выводу, что для полновесной репрезентации положительного образа полицейского в культуре, который бы вызывал доверие в российском обществе, недостаточно воспроизведения заложенных в нем «остаточных» позитивных качеств, требуется творческая реконструкция этого образа с учетом трансформации мировоззренческих и идеологических ориентиров.

Ключевые слова: образ полицейского, проблема репрезентации, советская культура, постсоветская культура, общественное доверие.

V. B. Rozhkovsky, Doctor of Philosophical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; e-mail: v-rozkovskiy@mail.ru, tel.: 8 (863) 207-86-63;

G. A. Lubivaya, Director of equestrian club «Walk the horse», Don State Technical University; e-mail: gall81@list.ru, tel.: 8988-545-18-88.

The image of the police in Russian culture: the problem of representation.

The article analyzes one of the aspects of the problem of the representation of the image of the police in the culture associated with the factor of historical continuity and integrity. The authors come to the conclusion that a full representation of a positive image of police culture, which would have caused the trust in the Russian society, insufficient play inherent in it «residual» positive qualities, we require creative reconstruction with consideration of the transformation of the world Outlook and ideological orientation.

Key words: the image of the police, the problem of representation, Soviet culture, post-Soviet culture, social trust.

В настоящее время в России осознается необходимость создания полноценного положительного образа полицейского. Свидетельством этому являются и развернувшиеся в обществе и научной среде острые дискуссии о будущем полиции, и призывы и обращения представителей государственной власти и руководства правоохранительных органов к полицейским, отражающие высокие социальные ожидания в современном российском обществе. Переходный период от советского общества к постсоветскому, когда образ защитника правопорядка складывался по остаточному принципу, из фрагментов, ранее функционирующих в культуре, или формировался в качестве только пассивного психологического «отпечатка» устойчивых впечатлений, презенти-рованных самой действительностью, часто в значительной степени неприглядной, заканчивается.

В российской культуре, современном искусстве, в деятельности средств массовой информации (СМИ) создано множество различных образов защитника правопорядка - от откровенно деструктивных до предельно утопических. Причем буквально в последние годы ситуация менялась в основном от фрагментарного, случайного «впрыскивания» натуралистических образов в общественное сознание до попыток формирования определенной стратегии репрезентации образа полицейского, который бы вызывал доверие в обществе.

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» (ред. от 29.07.2017) «полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан», при этом «одним из основных критериев офици-

альнои оценки деятельности полиции» является общественное мнение (ст. 9). Изменения в критериях оценки деятельности органов внутренних дел, связанные с учетом общественного мнения, несомненно, показательны в плане формирования определенной государственной политики.

По небезосновательному мнению некоторых западных исследователей, «общественное мнение по отношению к полиции может рассматриваться как барометр прогресса в том, как правительство служит интересам и нуждам населения» [7, р. 403-412]. Между тем, как отмечают В. Гимпель-сон и Г Монусова в своем статистическом исследовании 2012 г, «по данным серии обследований Левада-Центра, проводившихся в 2004-2012 гг, лишь 25-30 % россиян в той или иной форме доверяют полиции, но свыше 80 % отмечают беззаконие с ее стороны, свыше 70 % не считают себя защищенными от полицейского произвола... Эти цифры устойчивы на протяжении последних 8 лет» [3, с. 3]. Не рискуя ошибиться, можно добавить, что с 2012 г по настоящее время ситуация кардинальным образом не улучшилась.

Однако нужно учитывать, что до сих пор «новости», добавляющие негативные черты в образ российского полицейского, благодаря Интернету и СМИ представлены гораздо масштабнее и становятся широко известными быстрее, чем информация о положительных примерах деятельности полиции. Такие новости легче воспринимаются общественным сознанием на уровне массовой культуры и образуют в ней преимущественно ситуативный образно-эмоциональный пласт восприятия, в котором оценка общественного доверия полиции изначально занижена, несет в себе отпечаток субъективных и манипулятивных моментов и, тем не менее, в этом своем качестве часто отражается в фиксированных социологических выкладках. Поэтому, как справедливо отмечает один из сотрудников полиции, недостаточна «простая констатация того или иного состояния общественного мнения. Необходимы научно-практический анализ конкретных причин сложившегося положения дел, а главное - предложения и рекомендации по поводу исправления неблагоприятных тенденций» [6, с. 25-27].

В настоящее время в различных сферах культуры создаются многочисленные образы служителя закона, но проблема в том, что их натуралистическая презентативность как отражение некоторого присутствующего объекта (или объектов) не может, по-видимому, состояться в плане общественного доверия. Когда уважаемый писатель, знающий реальность правоохранительной

деятельности «изнутри», говорит о том, что полицейские преимущественно сами создают своими поступками образ [5], то с этим можно одновременно и согласиться, и поспорить. Согласимся, потому что живые образы по природе своей могут быть создаваемы только в связи с реальностью, а не с функционированием когда-то созданных отвлеченных понятий или же образов, замкнутых на себе (подобно, например, образу полицейского в киносериале «Полицейский с Рублевки»).

Поспорим, во-первых, потому, что образ в культуре создается не только поступками человека, но и посредством некоего синтеза, отражающего в себе и поступки полицейского, и общественное мнение, и деятельность представителей культуры и СМИ, и государственную идеологию. Во-вторых, потому, что современный человек неизбежно живет разновременными идеалами и утопиями, а не только натуралистическими копиями реальности, да и к тому же в значительно большей степени, чем еще 20 лет назад, погружен в создаваемые разного рода виртуальные, воображаемые и условные контексты культуры, и с этим невозможно не считаться. Ведь проблема в том, что натуралистические образы отнюдь не отличаются ни цельностью, ни наличием в полной мере воплощенных положительных качеств, ни соответствием реальности, в которой они могли бы функционировать как ее органическая составляющая. Так, продуцированный в сериале «Наша Russia» образ «честного ГАИшника» не просто не отражает действительность 90-х - начала 2000-х годов, но и не обладает цельностью, чтобы вызывать доверие и, тем более, желание подражания, если попытаться воспринимать его серьезно, как знак, указывающий за пределы художественной реальности, но ведь он и представляет собой только продукт деконструирующей иронии, свойственной знаковой для современности культуры постмодерна. Между тем сам факт «впрыскивания» такого образа в общественное сознание свидетельствует, что очень сложно репрезентировать реальный образ, которому нельзя доверять за пределами его художественного «двойника». Иными словами, проблема репрезентации образа полицейского в культуре современности высвечивает целый ворох противоречий, связанных с утратой цельности этого образа и разрывом между общественным его восприятием и самой реальностью полицейской службы. В этом плане можно согласиться с мнением, что сейчас назрели «комплексные меры позитивизации образа» [4, с. 10].

Показательно, что Президент РФ В. В. Пу-

тин, выступая 15 марта 2016 г на расширенном заседании коллегии МВД России [2], привел в качестве положительного ценностного ориентира развития деятельности полиции кинематографические образы служителей правопорядка, созданные еще в советское время и до сих пор вызывающие доверие в обществе. В частности, он отметил, что персонажи фильмов «Рожденная революцией», «Следствие ведут ЗнаТоКи» стали любимыми народными героями. По ним можно судить и о текущей сложности работы защитника правопорядка, и о необходимости наличия в нем высоких моральных качеств, и о том, что эта профессия требует высокой личностной самоотдачи. Президент РФ фактически воспроизвел ряд высоких нравственно-профессиональных качеств (самозабвенное служение, жертвенность и др.), ярко представленных в кинематографических образах и отвечающих высоким социальным ожиданиям российского общества на протяжении длительного исторического периода.

Вообще нужно признать, что утопический образ советского милиционера успешно функционировал, поскольку создавал доверие к нему в обществе и заключал в себе для людей советского времени вполне реальное ощущение комфорта и защищенности. В противоположность ему в 90-х - начале 2000-х годов создавался какой-то фрагментарный и легкий образ-фантом, «впрыскивающийся» в общественное сознание средствами массмедиа и Интернета и не отражающий социальных ожиданий высокого порядка, во всяком случае явно не способствующий нравственной профилактике деструктивного восприятия самой профессии милиционера-полицейского. Общество оказалось вовлечено в настоящую мифологию натуралистического реализма, притом создаваемую стихийно, в ситуации недостаточной проработанности государственной политики в этой области.

Таким образом, полагаем, что простая «натуралистическая» презентация образа полицейского может способствовать только дальнейшей его фрагментации и деконструкции. Репрезентация же образа полицейского неизбежно «запаздывает» в современной массовой культуре, но вместе с тем так или иначе необходима - как представление идеал-реалистической природы образа через творческое обращение к историческому опыту, как реконструкция наиболее жизнеспособных и «стержневых» положительных его моментов в культуре.

Необходимо подчеркнуть, что когда говорится о проблеме формирования положительного

образа в культуре, то необходимо избежать сведения ее к практическому вопросу «сегодняшнего дня» о создании «имиджа» полицейского. Все-таки под словом «имидж» слишком часто понимается только некое дополнительное внимание полицейского к своей культуре речи (и) или внешнему виду (которое он мог бы механически «позаимствовать» из определенных нормативных документов). В понятии «образ» заключено нечто более фундаментальное, живое и цельное, связанное одновременно с характеристиками идеального целеполагания и реального присутствия и потому глубже погруженного в ткань культуры. Дело ведь не в разрозненных требованиях (к внешнему виду, речи, служебному общению и др.), идущих от какого-то неясного чистого долженствования или от воли власть предержащего, а в необходимости формирования цельного опыта полицейского-профессионала, базирующегося на определенном фундаменте устойчивых духовно-мировоззренческих ценностей, которые образуют глубинное ядро культуры.

Необходимо создавать образ, опираясь на реконструкцию положительного исторического опыта, и обращение к отечественному историческому опыту неизбежно, так как дает доступный и надежный критерий репрезентативности образа в культуре. Следует опираться в том числе и на тот опыт, который был предпослан дореволюционной традицией с ее многими засвидетельствованными примерами настоящего служения Отечеству. Однако нужно иметь в виду, что восприятие этой традиции дано для нас теперь через «посредничество» советского периода истории. Требуется сложная реконструкция образа, который трансформировался под влиянием смены мировоззренческих и идеологических ориентиров и, тем не менее, остался жизнеспособным. Нужно реконструировать действенные черты исторического опыта нравственно-эстетического воспитания, государственно-правового мировоззрения, патриотического воспитания и др., которые проходят как бы единой нитью сквозь все исторические трансформации и метаморфозы.

Созидание положительного образа личности, чей жизненный и профессиональный опыт устроен в определенных ценностных координатах, составляет культурообразующую функцию системы образования вообще. Смысл образования, если обратиться к его античным истокам, не в одной передаче информации, и не в одном «техническом» научении, но именно в «пайдейи» - образовании личности, формировании ее полноценного культурного и социального облика. Такой смысл обра-

зования достаточно универсален и востребован в любое историческое время. Еще полнее смысл образования открывается при учете богатейшего внутреннего потенциала всякой личности, ее способностей к духовной свободе и творчеству. Тогда образование и формирование личности понимается как нравственно ответственное и сложное задание, осуществление которого возможно лишь в напряженной борьбе со стихиями «безобразного» в самом человеке и окружающем его мире. Решение такой задачи весьма актуально, в частности для образовательной системы МВД России. Необходимо выявлять в историческом опыте русской культуры в целом и в опыте полицейской службы дореволюционной, советской и постсоветской России примеры ответственного служения правде и закону, примеры, так сказать, участного, а не формального отношения к своему народу и т. д. и представлять эти примеры в контексте современной правоохранительной деятельности. Через такой исторический опыт образование должно перерождаться только из «суммы знаний» или технических навыков, имеющих практическое значение, в определенную надежную стратегию жизни. В противном случае (если образование не будет способно дать личности такую стратегию) оно становится «блефом», не имеющим жизненного значения и жизненной силы. Тогда всякие попытки извлечь из образования хотя бы практическую выгоду прямо послужат деградации личности вообще и деградации «профессионала». По мысли известного русского философа И. В. Киреевского, человек, прежде всего сориентированный на получение «узкого» образования и желающий быть «специалистом», вначале деградирует в плане своей общей культуры, а затем неизбежно деградирует и как специалист. В жизни полноценной личности все взаимосвязано. Мы не сможем создать положительный образ полицейского ни в «глазах общества», ни в сознании его самого, если будем видеть в нем лишь узкого профессионала, односторонне «созданного» из суммы знаний в различных специальных дисциплинах.

Формирование образа как задача системы образования связано с обращением к историческому культурному опыту. Так, в советской культуре можно говорить о преобладании положительного образа служителя закона. Конечно, он заключал в себе идеализированные черты, без которых, тем не менее, невозможен образ, который призван, образно говоря, вести за собой, а не просто «обряжать» реальность в качестве «имиджа». В общественном сознании образ функ-

ционирует на гораздо более глубоком уровне, чем «имидж», ведь в нем всегда осуществляется «критика настоящего с позиций. будущего, не укорененного в действительности» [1, с. 4]. «Образы будущего» выражают превращенные формы утопического общественного сознания, измененные формы тех или иных социальных идеалов, и они отнюдь не сводимы к иллюзиям или фикциям, а являют собой определенное видение реальности, во многом определяющее ее развитие, в особенности в современной культуре. Однако советский образ не был далек и от реальности. В чертах этого образа достаточно ярко представлены духовно-нравственные качества советского милиционера (аскетическая готовность к жертвенному подвигу, тонкий интеллект профессионала, воплощенная в практике жизненная мудрость, способность к сочувствию и сострадательность). Совокупность подобных качеств вошла в некий канон образа милиционера, отраженный в различных областях культуры и искусства. Конечно, здесь был момент идеологии и социального утопизма. Однако обязаны мы основательности и репрезентативности этого образа не столько советским «политтехнологам», сколько живущей в подсознании народа глубинной культурной традиции, связанной с духовно-нравственными ценностями. Примечательно, что в данном «советском» каноне образа служителя правопорядка не преобладали качества, характерные для западного образа полицейского - прямолинейный, «узколобый» профессионализм, а также героизм с применением преимущественно физического насилия. В данном художественном каноне оттенялись не только качества, производные от чисто практических навыков формально-правовой сферы («представитель закона и права»), но и такие характерные для образа европейского полицейского качества, как нарочитый героизм и умение активно применять физическую силу.

Вместо этого в нем предполагалось сопряжение профессионализма с гуманистическими ценностями при определяющей роли последних как укорененных в традиции. Речь идет о такой народной традиции, благодаря которой в глубинах общественного сознания продолжают жить архетипы воинской этики «защитника обидимых», подвига жертвенной личности «за други своя». О жертвенности как живом архетипе русской культурной традиции говорили многие отечественные мыслители начиная с XIX в. (И. В. Киреевский, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев, А. Н. Панарин и др.). Примечательно, что в советской культуре потребовался опыт жертвенной личности, исторически

заложенный в глубинах народной психологии, однако жертвенность реализовывалась не в православно-христианской форме, а, скорее, в форме «прометеевского» героизма. Полагаем, что опыт жертвенной личности востребован и в профессиональной деятельности полицейского современной России, причем не в меньшей степени, чем его профессионально-правовые навыки.

Для полновесной репрезентации положительного образа полицейского в культуре, который бы вызывал доверие и уважение в российском обществе, недостаточно воспроизведения «остаточных» позитивных качеств, свойственных дореволюционному, советскому или постсоветскому периоду, или простого заимствования европейской модели полицейской службы. Необходимо создать условия для творческой реконструкции -создания положительного образа полицейского с одной стороны, как осознаваемой важнейшей внутренней потребности современного российского общества, а с другой - как того, что должно опираться на собственные духовные идеалы и традиции, сохраняющие жизнеспособность.

Список использованной литературы

1. Бакулов, В. Д. Социокультурные метаморфозы утопизма [Текст] / В. Д. Бакулов. - Ростов н/Д. : Изд-во Ростов. ун-та, 2003.

2. Владимир Путин провел расширенное заседание коллегии МВД [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http: //www.vesti.ru/videos/ show/vid/673777/cid/1 (дата обращения : 15.03.2016).

3. Гимпельсон, В. Е. Доверие полиции: меж-страновой анализ [Текст] : препринт WP3/2012/05 / В. Е. Гимпельсон, Г. А. Монусова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

4. Денисенко, С. Е. Механизмы позитивиза-ции отношения к полиции в современной России [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Денисенко Светлана Евгеньевна. - Ростов н/Д., 2014.

5. Образы работников любой профессии формируют они сами в своей повседневной деятельности и в общении с гражданами // Онлайн-конференция с Даниилом Корецким, 18 февраля 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://62.ru/conference/koretsky.html (дата обращения : 15.03.2016).

6. Ситковский, А. Л. О состоянии и перспективах изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел [Текст] / А. Л. Ситковский // Профессионал. - 2011. - № 6.

7. Cao, L. Confidence in the police in Latin America [Text] / L. Cao, Solomon Zhao Jihong // Journal of Criminal Justice. - 2005. - № 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.