Научная статья на тему 'Эмоционально-психологический компонент образа сотрудника полиции в контексте российского общественного сознания'

Эмоционально-психологический компонент образа сотрудника полиции в контексте российского общественного сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
189
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POLICE OFFICER IMAGE / PUBLIC CONSCIOUSNESS / EMOTIONAL THINKING / EMOTIONAL AND PSYCHOLOGICAL COMPONENT / RUSSIAN POLICE / ОБРАЗ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПОЛИЦИЯ РОССИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вакула Иван Михайлович, Рожковский Виталий Борисович

В статье анализируется один из важнейших компонентов образа профессии полицейского эмоционально-психологическая составляющая, высокая регидность которой в общественном сознании по отношению к сотрудникам полиции является серьезным противодействующим фактором для формирования их положительного образа в настоящее время. Авторы приходят к выводу, что такие качества образа профессии полицейского, как тонкий интеллект и развитое эмоциональное мышление, способность к нравственному состраданию и жертвенному поступку являются частью высоких социальных ожиданий и должны стать составляющей профессионального образования полицейских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL AND PSYCHOLOGICAL COMPONENT OF THE IMAGE OF A POLICE OFFICER IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN PUBLIC CONSCIOUSNESS

The article analyzes one of the most important components of the image of the police profession emotional and psychological component, which is highly regimented in the public consciousness in relation to police officers and is a serious factor in the development of their positive image at the present time. The authors conclude that such qualities of the policeman’s image as subtle intellect and developed emotional thinking, ability for moral compassion and sacrificial action are part of high social expectations and should become part of police professional education.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-психологический компонент образа сотрудника полиции в контексте российского общественного сознания»

УДК 351.74 : 3 ББК 67.629

Вакула Иван Михайлович Vakula Ivan Mikhailovich

профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России доктор философских наук, профессор.

Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Philosophy, Professor. Е-mail: imvakula@mail.ru

Рожковский Виталий Борисович Rozhkovsky Vitaly Borisovich

профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России доктор философских наук, доцент.

Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Philosophy, Associate Professor. Е-mail: v-rozkovskiy@mail.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Emotional and psychological component of the image of a police officer in the context of the Russian public consciousness

В статье анализируется один из важнейших компонентов образа профессии полицейского - эмоционально-психологическая составляющая, высокая регидность которой в общественном сознании по отношению к сотрудникам полиции является серьезным противодействующим фактором для формирования их положительного образа в настоящее время. Авторы приходят к выводу, что такие качества образа профессии полицейского, как тонкий интеллект и развитое эмоциональное мышление, способность к нравственному состраданию и жертвенному поступку являются частью высоких социальных ожиданий и должны стать составляющей профессионального образования полицейских.

Ключевые слова: образ сотрудника полиции, общественное сознание, эмоциональное мышление, эмоционально-психологический компонент, полиция России.

The article analyzes one of the most important components of the image of the police profession -emotional and psychological component, which is highly regimented in the public consciousness in relation to police officers and is a serious factor in the development of their positive image at the present time. The authors conclude that such qualities of the policeman's image as subtle intellect and developed emotional thinking, ability for moral compassion and sacrificial action are part of high social expectations and should become part of police professional education.

Keywords: police officer image, public consciousness, emotional thinking, emotional and psychological component, Russian police.

Согласно Федеральному закону РФ «О полиции» общественное мнение об образе сотрудника полиции, будучи индикатором общественного сознания в России, стало выступать в качестве одного из основных критериев оценки работы полиции. В настоящее время для оценки общественного мнения о деятельности полиции разработана целая система различных социологических, психологических и иных измерений, отражающая показатели доверия граждан к профессиональной служебной дея-

тельности полицейских. По сути формируется новый подход к изучению и прогнозированию общественного мнения о деятельности полиции, что обусловлено тем, что в российском обществе созрела острая потребность в новом качестве функционирования органов внутренних дел, эффективной реализации возложенных на них правоохранительных функций, положительном образе полицейского, «противодействующего преступности, обеспечивающего безопасность граждан, охраняю-

щего общественный порядок, гуманного, вежливого, действующего в рамках закона, неподкупного и честно выполняющего профессиональные обязанности» [1, с. 183-184]. Поскольку полиция в целях защиты и обеспечения прав и свобод граждан, установления правопорядка может и должна прибегать не только к методам убеждения, но и активного, в рамках закона, силового принуждения, то у многочисленных категорий населения формируется различный опыт взаимодействия с этой правоохранительной структурой. Чем чаще реализуется властный характер полномочий сотрудников полиции в таком роде событий, тем чаще в условиях конфликта формируется негативное отношение к самим сотрудникам и полиции в целом. «Логично предположить, что чем чаще сотрудники по долгу службы взаимодействуют с гражданами и чем чаще им приходится реа-лизовывать именно властный, конфликтный характер своих полномочий для обеспечения безопасности и правопорядка (дорожно-пат-рульная служба, патрульно-постовая служба в отличие от участковых уполномоченных), тем более негативный образ формируется в соответствующих слоях населения» [1, с. 184].

Негативные оценки деятельности полиции, дифференцированные в различных слоях общества, были, есть и будут всегда. Согласно целому ряду современных исследований опросы респондентов показывают, что уровень доверия к работе полиции в России сопоставим с аналогичными показателями во многих зарубежных странах (США, Испания, Франция). От 30 до 40 % респондентов в различных государствах, в том числе и России, при опросах отмечают критические оценки деятельности полицейских. Следовательно, мы имеем дело с проблемой формирования положительного образа и «модели» профессии полицейского не только в нашей стране. Нужно иметь в виду, что образ полиции тесно связан с образами ее конкретных сотрудников, ведь от того, насколько значимым и уважаемым в сознании граждан является статус полицейского, во многом зависит образ полиции как социального института. Представления граждан о том, что полицейский при выполнении своих обязанностей должен быть этичен и компетентен, обеспечивают их доверие не только к самим сотрудникам правоохранительных органов, но и к государственным институтам в целом. Анализ обработки данных результатов известных социологических исследований

свидетельствует о наличии связанных между собой и относительно самостоятельных компонентов в образе сотрудника правоохранительных органов: эмоционально-психологическом и знаниевом.

Эмоционально-психологический компонент образа полицейского - это результат непосредственного или опосредованного опыта взаимодействия граждан с полицией и одновременно показатель существующего в настоящий момент отношения к ней [3, с. 19]. Существенное влияние на эмоционально-психологический компонент образа полицейского оказывает литература, кино, живопись. Во всех сферах советского искусства отражался сильный и добрый служитель закона - советский милиционер. Дядя Степа, следователь Подберезовиков, участковый Анискин, Г. Жеглов и В. Шарапов укрепляли у советских людей, безусловно, положительное отношение к служителям правопорядка.

Нужно признать, что идеальный образ советского милиционера, созданный в культуре, литературе и искусстве, успешно функционировал в общественном сознании граждан, поскольку создавал доверие к нему в обществе и заключал в себе ощущение комфорта и защищенности. В противоположность ему, в 90-е годы создавался фрагментарный и «облегченный» образ, искусственно внедряющийся в общественное сознание средствами СМИ и не отражающий социальных ожиданий высокого порядка, во всяком случае, очевидно неспособствующий нравственной профилактике деструктивного восприятия самой профессии милиционера-полицейского как обеспечения социального порядка. Общество оказалось вовлечено в мифологию деструктивного, «остаточного» натурализма, создаваемую стихийно в ситуации непроработанности государственной политики в данной сфере. Следствием этого стало появление упрощенных образов служителей правопорядка, эмоционально-психологический компонент которых либо был представлен по остаточному принципу, либо представлялся в негативном ключе. Так, у современных телевизионных героев-полицейских (майор С. Глухарев, инспектор Купер, А. Каменская) «тонкой нитью прослеживаются такие общие черты, как подозрительность, скептицизм, справедливость, граничащая с иронией» [2, с. 228]. Данные образы служителей закона, представленные в различных сферах искусства, значительно влияли в 90-е - начало 2000-х годов на форми-

рование эмоционально-психологического компонента их образа как в общественном сознании граждан, так и в глазах самих защитников правопорядка.

В последнее десятилетие в российском обществе происходит усложнение знаниевого компонента образа полицейского. О сотрудниках полиции и их деятельности, территориальных органах внутренних дел и Министерстве внутренних дел в целом граждане стали более информированными. Поэтому формирование позитивного образа сотрудника полиции связано не только с использованием медиатехно-логий и пиар-технологий, а с более открытой ежедневной работой полицейских структур всех уровней, их периодической отчетностью перед населением, расширением и укреплением сотрудничества с общественными организациями.

Следует отметить, что высокая регидность эмоционально-психологического компонента в общественном сознании по отношению к сотрудникам полиции является серьезным противодействующим фактором для формирования положительного образа полицейского. Современный полицейский - это не только физически развитый человек, «заучивший» законы, но и человек, который должен обладать рядом других качеств эмоционально-психологического характера. К ним можно отнести зачастую остающиеся на периферии общественного восприятия тонкий интеллект, развитое эмоциональное мышление, способность к нравственному состраданию и жертвенному поступку.

Для полицейских, на наш взгляд, общественным сознанием устанавливаются не только профессионально-знаниевые компетенции и практические навыки, но и такие, например, ожидания и «входные» компетенции, как способность к сопереживанию и сочувствию, что предполагает развитие способностей эмпатии и эмоционального интеллекта. Большое внимание обращается сейчас также на наличие способностей к логическому мышлению и критическому анализу ситуации, на навык тактичного и внимательного отношения к гражданам.

Необходимо обратить внимание на развитие в системе профессионального образования полицейского эмоционального мышления, способствующего реализации в его деятельности важнейших нравственных качеств, без которых не только надежный социальный порядок и согласие, но и вообще социальная жизнь немыс-

лимы. Это качества, которые исторически для российского общества являются важнейшими и именно здесь получают обоснование, - сострадание к людям и жертвенность. По-видимому, самой тяжелой хронической болезнью «взросления» полицейского в системе образования и на службе является его эмоциональное выгорание и переход к исполнению обязанностей формально, без участия души.

Когда речь идет о формировании положительного образа сотрудника полиции, то подразумевается не просто дополнительное внимание полицейского к своей культуре речи и внешнему виду, а нечто гораздо большее и цельное - речь идет о созидании положительного эстетического опыта. Эстетический опыт предполагает развитие у профессионалов, защищающих права и свободы граждан, умение входить в положение тех, кому они призваны оказать правовую помощь, способность к сочувствию и сопереживанию тому, кто подвергся унижению, оскорблению, понес материальные или нравственные утраты. Для этого необходимо обладать развитым эстетическим вкусом, иметь эстетические идеалы, быть способным применять их в практике правоохранительной деятельности. Развитие чувственно-эмоционального восприятия реальности позволит перейти от сугубо рационального, причинно-следственного видения к ее целостному воспроизведению, когда закон реализуется в соотношении с тонкой сферой человеческих отношений. И таким образом, деятельность на основе «формально» справедливого закона, хотя и остается первостепенной для профессионального работника правоохранительных органов, но уже не может превратиться в самоцель, гражданин - в средство его реализации, а природная и социальная реальность предстать лишь средой разворачивающейся борьбы с преступностью.

Что является высшим смыслом правоохранительной деятельности? Отнюдь не соблюдение законности и знание законов, и, конечно, не физическое устранение преступников. Высший смысл обозначен в Конституции РФ, Федеральном законе «О полиции», в целом ряде международных документов. Это - защита чести и достоинства, прав и свобод граждан. Таким образом, высший смысл заключает в себе принцип гуманизма в правоохранительной деятельности. Говоря проще, главное - это умение оказать помощь людям, остальное -только средства и промежуточные итоги. При

этом помощь не означает потакание злу, недостаткам и правонарушениям. Однако нужно уметь различать сострадание к самим людям и деятельное осуждение их предосудительных поступков.

Полицейский - представитель государства, олицетворяющий его настоящее призвание и функции, часть которых носят социально-нравственный характер. Согласно мнению известного русского философа В. С. Соловьева, существует нравственная необходимость «социального» государства, которое определяется им «как собирательно-организованная жалость» [4] по отношению к своим согражданам. В практическом выражении этот нравственный смысл государства состоит в том, что оно призвано заменять хаотическое и истребительное столкновение людей правильным (законным) порядком их существования. По мнению же И. А. Ильина, государство не следует понимать только поверхностно-материально, как «систему внешнего порядка». Государство не сводится к внешним предписаниям и ограничениям поступков людей. В этом случае любая другая форма человеческой жизнедеятельности будет только искусственно противопоставляться ему, особенно если это касается личностного мировоззренческого выбора человека. Но внешнее принуждение, меры подавления и расправы, к которым государственная власть вынуждена прибегать, совсем не определяют сущность государства. И. А. Ильин считал первой аксиомой политики то, что «право и государство возникают из внутреннего, духовного мира человека, создаются именно для духа и ради духа...» [5, с. 234].

У полицейской службы есть прекрасные возможности для деятельного служения людям и ограждения всех добропорядочных граждан от противодействия им преступного сообщества. Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая на расширенном заседании коллегии МВД России в 2016 году, обратил внимание на прекрасные положительные примеры деятельности защитников правопорядка, созданные в советском кино. Эти примеры вызывали доверие в обществе. Так, всем известен герой-участковый Анискин, который не просто исполняет свои обязанности, но именно живет судьбами людей, он - участковый, потому что участен, а не безучастен.

Важно развитие эмоционального мышления сотрудника полиции для готовности действовать не формально правильно, но безучастно, а, напротив, участно в судьбе людей, ока-

завшихся в тяжелых жизненных ситуациях, пострадавших от чьего-либо беззакония. Сама по себе охрана внешнего социального порядка не исчерпывает социального служения защитников правопорядка, не является достаточным средством помощи людям и воссоздания здоровой социальной ткани общества. Помощь не должна быть неразумной, безадресной и только внешней (материального плана). Люди, оказавшиеся в бедственном положении вследствие действий правонарушителей, склонны к психологическому самозамыканию, и в этом случае важен весь личный опыт и искусство корректно проявить сочувствие и сострадание, которые зачастую оказываются важнее материальной помощи и практических действий. При этом защитник правопорядка, участно относящийся к гражданам, должен избежать опасности потакания безнаказанности, самоутверждения за счет других и в ущерб другим.

Немаловажное значение также имеет ситуация, когда человек, совершивший правонарушение и затем ставший на путь исправления, умеет не только быть «внешне правильным», социально адаптированным, но и способен найти смысл происходящего в своей судьбе и выстроить на этой основе дальнейшее поведение. При этом необходимо «заряжать» человека не только своим эмоциональным оптимизмом, но и знающим, разумным оптимизмом, основанным на продуманной и цельной стратегии жизни и нравственных принципах. Только таким образом сотрудник полиции может приносить своей деятельностью реальное социальное согласие, обеспечивая его «на перспективу».

Представляется, что проблема формирования положительного образа сотрудника полиции в общественном сознании может решаться на основе концепции «модели» современного полицейского. Сформированная в отечественном историческом опыте фигура реального полицейского, контролируемая и воспринимаемая гражданским обществом, могла бы быть представленной в статусе «должного», как его понимает гражданин. При этом под «моделью» современного полицейского понимается совокупность оптимальных (идеальных) требований, которые может и должен выполнять сотрудник полиции, наделенный определенными правами и обязанностями. Наполнение такой модели содержательными характеристиками предполагает активное и совместное научное и общественное обсуждение. И необходимой частью модели образа

полицейского должен стать описанный выше эмоционально-психологический компонент, благодаря реализации которого, наряду со зна-ниевым компонентом, создается качественное поле доверия, позволяющее организовать эффективное общение с любой категорией граждан. При этом общекультурные, профессиональные и специальные компетенции, реализуемые в контексте отмеченных компонентов, в любой из служебных специальностей представляются принципиально значимыми.

Требуется сложная реконструкция образа, который трансформировался под влиянием смены мировоззренческих и идеологических ориентиров и тем не менее остался жизнеспособным. Нужно реконструировать действенные черты исторического опыта нравственно-эстетического воспитания, государственно-правового мировоззрения, патриотического воспитания, которые проходят единой нитью сквозь все исторические трансформации и метаморфозы. Необходимо выявлять в историческом опыте русской культуры в целом и в опыте полицейской службы дореволюционной и советской России примеры ответственного служения правде и закону, участного, а не формального отношения к своему народу, и представлять эти примеры в контексте современной правоохранительной деятельности. Через такой исторический опыт образование должно перерождаться из только суммы знаний или технических навыков, имеющих практическое значение, в определенную надежную стратегию жизни. В советском обществе можно говорить о преобладании положительного образа служителя закона. Конечно, он заключал в себе

Литература

1. Васильева И. В., Возженикова О. С. Образ полицейского в общественном сознании // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 3 (41).

2. Денисенко С. Е. Образ российского полицейского в общественном сознании населения // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 2.

3. Дубякова А. И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4 (55).

4. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. URL: https://vikidalka.ru/ 4-2894.html.

5. Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.

идеализированные черты, без которых тем не менее не возможен образ, который должен, образно говоря, вести за собой, а не просто поражать воображение. Однако такой образ не был далек и от реальности. Это был идеал-реалистический образ. В его чертах достаточно ярко представлены духовно-экзистенциальные качества советского милиционера, к которым относились: героизм жертвенного типа, тонкий интеллект и жизненная мудрость, способность к сочувствию и сострадательность, аскетизм и самозабвенность служения. Совокупность подобных качеств вошла в художественный канон образа милиционера, отраженный в кинематографе, различных публикациях, деятельности СМИ и т. п. Конечно, это был момент идеологии. Однако обязаны мы основательности и привлекательности этого образа не столько советским «политтехнологам», сколько живущей в подсознании народа глубинной традиции, связанной с духовным опытом русского народа. Речь идет о такой народной традиции, благодаря которой в общественном сознании продолжают жить архетипы воинской этики «защитника обидимых», жертвенной личности «за други своя».

Таким образом, формирование положительного образа сотрудника полиции в сознании граждан требует внимания к компонентам «модели» современного полицейского, целенаправленной работы по ее воплощению в реальную жизнь, что, безусловно, будет сопровождаться как повышением эффективности деятельности полиции, так и укреплением положительного образа полицейского в общественном сознании.

Bibliography

1. Vasilyeva I. V., Vozzhenikova O. S. The image of a policeman in the public consciousness // Legal science and law enforcement practice. 2017. № 3 (41).

2. Denisenko S. E. The image of the Russian policeman in the public consciousness of the population // Humanitarian and social sciences. 2013. № 2.

3. Dubyakova A. I. The image of a police officer in the minds of citizens // Psychopedagogy in law enforcement. 2013. № 4 (55).

4. Soloviev V. S. Justification of good. Moral philosophy. URL: https://vikidalka.ru/4-2894.html.

5. Ilyin I. A. The path to evidence. Moscow, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.