11. OrlovA. I. Sistemoobrazuyshshiefactoriformirovanijaprofessionarnojkompe-tentnosti [The factors of system development for professional competence development]/ A. I. Orlov //Obrazovanie I samorazvitie. 2011. V. 6. - P. 73-78
12. StepanovP. V. Razvitieshkoljikakvospitatel'nojsistemii [The development of school as educational system]/P. V. Stepanov. Moscow,: Pedagogicheskijpoisk, 2008. 240 pp.
13. Fedulova I. V. Sistemoobrazuyushshiefactoriinnovatsionnogoprocessa [The system development factors of innovation process] [Electronic resource]. I. V. Fedulova, T. L. Mostenskaja.
ОБРАЗ ПЕТРА ПЕРВОГО В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ1
Соснин Вячеслав Александрович
Кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ИП РАН (г.Москва), e-mail: sosninrus@rambler.ru
Балык Анна Сергеевна
Кандидат психологических наук, доцент, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт (г.Невинномысск), e-mail: balykanna@ yandex.ru
DOI: 10.24412/2072-5833-2022-3-86-94
Аннотация:
Образ Петра I занимает важное место в сознании россиян, хотя и характеризуется как неоднозначный и противоречивый. Задачей исследования стало выявление «психологического портрета» монарха в представлениях пользователей социальных сетей. С теоретической точки зрения основанием для исследования избран психологический феномен «образ», который рассматривается как цельный конструкт, без дробления на единичные фрагменты. С методических позиций произведен машинный анализ сообщений о Петре I, а из общего текста дополнительно выделены сообщения, содержащие личностные характеристики императора.
Результаты исследования позволили выявить четыре основные проблемы в сообщениях пользователей - реформаторская деятельность (1), проблемы исторической эпохи (2), оценки индивидуально-личностных характеристик императора как политического деятеля (3) и человека (4). Выявлено, что с иерархической точки зрения, в структуре обсуждаемых проблем, запрашиваются реформы государства (1), военные реформы и международная деятельность (2), проблемы эпохи (3), темы, связанные с «психологическим портретом»
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ № 20-013-42001 86
императора (4) и обсуждением образовательных проблем того периода (5). Как оказалось, психологическая структура политического образа императора может быть сгруппирована по следующим основаниям: поведенческие оценки государственной деятельности императора, мировоззренческие (ценностно-психологические), индивидуально-психологические оценки императора. Социально-психологический образ монарха пользователи связывают с низким порогом чувствительности императора к психологическому самочувствию окружающих его людей. Пользователями оговаривается и романтический образ императора, который сконцентрирован исключительно в пределах его частной.
Несмотря на широкий охват различных вопросов, в текстах пользователей не находит своего отражения ряд тематических рубрик, затрагивающих идеологические позиции, противоречивость его характера, неоднозначную трактовку некоторых его реформ и т.д. На основе полученных результатов можно говорить, что при оценке жизни и деятельности Петра I как политика (монарха) возникает вопрос о необходимости «соизмерять» достигнутые (заявленные) общественные результаты с социальным и психологическим самочувствием человека, что не всегда было свойственно стилю правления Петра I.
Ключевые слова: историческая психология, пользователи социальной сети, деятельность Петра I, анализ текста, политические реформы, организационная детальность, индивидуально-личностные характеристики.
THE IMAGE OF PETER THE GREAT IN THE VIEWS OF SOCIAL NETWORK USERS
Sosnin VyacheslavAleksandrovich
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Leading Researcher, IP RAS (Moscow), e-mail: sosninrus@rambler.ru
Balyk Anna Sergeevna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk), e-mail: balykanna@yandex.ru
DOI: 110.24412/2072-5833-2022-3-86-94
Annotation:
The image of Peter I occupy an important place among Russians, thongh it is characterized as ambiguous and controversial. The task of the study is to identify the "psychological portrait" in the views of users of social networks. From a theoretical point of view, the Basis for Research has chosen such a psychological phenomenon as an "image", which is similar to an integral construct, without fragmentation into single fragments. With methodological positions, a machine analysis of the texts of messages about Peter I was carried out, and selected texts were added from the general text, characterizing the personal characteristics of size.
The results of the study revealed four main problems associated with users - reform activities (1), problems of representatives of the era (2), assessment of individual and personal characteristics as representatives of figures (3) and a person (4). It was revealed that from a hierarchical point of view, in a number of discussed problems, state reforms (1), military reforms and international activities (2), problems of the era (3), issues related to the "psychological portrait" of the emperor (4) and a discussion of education problems of that period (5). As expected, the psychological structure of observing the emperor's behavior can be grouped according to the highest category: according to the behavioral assessments of the emperor's activities, according to the ideological (value-psychological), individual psychological assessments of the emperor. The socio-psychological image of the monarch, users are associated with the low threshold of the emperor's sensitivity to the psychological well-being of the people around him. Users also stipulate the romantic image of the emperor, which is located within his private territory.
Despite the wide coverage of various issues, a number of thematic headings, penetrating ideological positions, the inconsistency of its nature, a diverse interpretation of some of its transformations, etc. are not reflected in the texts of users. On the basis of income, we can say that when evaluating and performing the life of Peter I as a politician (monarch), the question arises of the cost of "commensurating" the achieved (declared) social results with the consequences of a person's well-being, which was not always characteristic of the style of coverage of Peter I.
Key words: historical psychology, social network users, activities of Peter the Great, text analysis, political reforms, organizational detail, individual and personal characteristics.
Введение. Образ Петра I исторически занимает важное место в контексте общественной мыли и в обыденном сознании населения [4, 5]. Вместе с тем, личность императора характеризуется многими современниками как неоднозначная, а зачастую и противоречивая [2, 7]. Задачей исследования стало выявление «психологического портрета» монарха в представлениях современников и описание его (образа) содержательных характеристик. Предполагается, что такого рода поиск может быть реализован посредством обращения к текстам сообщений о Петре I в социальных сетях и их (текстов) последующим контент-анализом с выделением содержательных паттернов [1, 10], характеризующих индивидуально-психологические особенности императора.
Методологические подходы и методы исследования. С теоретической точки зрения, образ в психологии, рассматривается как комплексный феномен, включающий в себя рациональные и иррациональные элементы, который оказывает воздействие на поведенческую активность личности и социальных групп, интегрирован в механизмы социальной самоидентификации и упорядочивают представления личности в единую смысловую категорию [3, 8]. В социальном контексте образ подвижен в пределах временного диапазона [9, 12] и может меняться в соответ-
ствии с психологическими ситуациями развития человека или группы лиц [6, 11], что актуализирует проблему исследования.
Для автоматизированного (машинного) анализа в общем объеме сообщений в социальной сети ВКонтакте отобраны фрагменты текстов, связанные со словом «Петр первый» или «Петр Великий». Всего собранно 2 574 уникальных сообщений. В основу анализа положены сообщения о Петре I, тексты которых содержат слово «личность» и близкие по значению синонимы, такие как «индивидуальность», «ипостась», «самосознание», «идентичность» и т.д. Отбор синонимов произведен с использованием метода построения векторного пространства семантических слов (VSM). В данной работе использовалась модель FastText -библиотека, содержащая предобученные готовые векторные представления слов в модели векторного пространства.
Классификация личностных характеристик Петра I производилась в ручном режиме с разделением на общественные, философские, организационные, социальные и психологические подгруппы в соответствии с отобранными авторами смысловыми категориями. В работе одновременно со содержательно-смысловым анализом слов, отражающих личностные характеристики, произведен и их частотный анализ (разработчик программных инструментов для использования векторной модели и частотного анализа слов - М.А. Китов).
Содержательный анализ текстов сообщений в социальной сети ВКонтакте позволяет отметить, что предметом обсуждения пользователей становятся различные стороны жизни и деятельности Петра I, среди которых его реформаторская деятельность, проблемы исторической эпохи, оценки его индивидуально-личностных характеристик как политического деятеля и человека. Итоги анализа количественных характеристик обсуждаемых проблем представлены на рисунке 1.
С количественной точки зрения, в структуре обсуждаемых проблем отдельно запрашиваются «реформы государства» (количество - 347), «военные реформы и международная деятельность» (593), «проблемы эпох» (180) - периода жизнедеятельности императора и последующего периода времени, включая современное состояние общественно-политической ситуации в России, а также всевозможные оценки, связанные с «психологическим портретом» императора (371) - его индивидуально-личностные характеристики, специфика взаимодействия и общения с другими. В качестве самостоятельных выделены запросы, связанные с обсуждением образовательных проблем, отражающих ситуацию по изучению периода правления Петра I (83). Таким образом, личностные характеристики императора являются самостоятельной тематической проблемой, хотя и не ведущей.
Психологическая структура политического образа императора может быть сгруппирована по следующим составляющим его компонентам:
- поведенческие оценки государственной деятельности императора пользователи связывают с его многочисленными достижениями: «Петр I Русский Флот ладил», «Морскую крепость воздвиг Санкт-Петербург в честь Святого Петра», «Сквозь Сибирь прошли и крепость воздвигли Владивосток», можно указать на
многообразие (не однотипность), обсуждаемых ситуаций - Петр I повелел «челобитные и договоры в России писать на гербовой бумаге».
- мировоззренческие (ценностно-психологические) оценки среди современников также продолжают сохранять негативное толкование избранного императором цивилизационного пути, в частности, можно обратить внимание на такое высказывание: «Петр I - могильщик исконной Руси»;
- индивидуально-психологические оценки императора простираются от скромной трансляции того, что «Петр был чрезвычайно трудолюбив и подвижен», до выражения агрессивной риторики в поддержке авторитарной политической системы управления: «... еще, есть методы для этих ... депутатов, чиновников и министров. И эти методы успешно применял Сталин, а до него, Екатерина Великая, а, еще ранее, Петр Первый, а, до него, Грозный. И всегда успешно для страны».
Социально-психологический образ монарха, пользователи связывают с социальной черствостью (низким порогом чувствительности) императора - «Петр, осознавая всю полноту своей власти, насильно проводил необходимые, на его взгляд, реформы, в первую очередь - военную», пользователи также подтверждают позиции о его авторитарной манере поведения - «. Петр первый велел сбривать бороды и жрать картоху ...». Пользователи обращают внимание и на новые социальные традиции, укорененные его единоличным решением - «...традицию наряжать елку привез Петр Первый...»; «В этот день 320 лет назад Петр I провел первую «модную реформу»»; «Всем перечисленным в указе велено срочно переодеться в короткие европейские костюмы вместо старинной длинной одежды». Тем не менее, социально-психологический образ императора в высказываниях пользователей неизменно сохраняет свою незаурядную природу.
Пользователями оговаривается и романтический образ императора, который сконцентрирован исключительно в пределах его личной жизни: «Обвенчавшись с ней (Екатериной I - прим. авт.), Петр I запретил разговоры о ее происхождении» или же «Петр I был очень привязан к своей второй жене Екатерине».
Несмотря на широкий разброс обсуждаемых вопросов, в текстах пользователей не находит своего отражения ряд тематических рубрик, представленных в современной научной литературе. В частности, не обнаружено сообщений, затрагивающих идеологическую динамику оценок императора, кроме одного высказывания, выдержанного в рамках марксисткой идеологии: «.потом были Иван Грозный, Петр I, Николай II... там много еще угнетателей Руси!». Не найдены амбивалентные оценки личности императора, которые указывали бы на сомнения, сложноорганизованные или негативно-позитивные представления пользователей о нем. Описание императора практически всегда реализуется или в позитивном (см. выше), или негативном ключе. В качестве негативных высказываний можно представить два следующих из них: «Петр был жестоким человеком» и «.ну, а кто возьмется утверждать, что Петр I был примерным христианином, следовал всем заповедям?». Мало текстов, в которых можно найти описание императора в процессе его взаимоотношений с окружающими людьми, или указывающих на
тонкости формирования императором своего круга общения, а также рассуждений о социальных инновациях, культивируемых императором в общественных взаимоотношениях того периода. Нет в текстах информации и о детстве (или отрочестве) Петра I, за исключением единственного высказывания - «ааааа Бо-жечки, маленький Петр I в Расколе такой крошка».
Не умоляя всей значимости реформ, проведенных императором и их роли в толковании образа Петра I, следует отметить, что интерес к его индивидуально-личностным характеристикам и специфике частной жизни выступает самостоятельной проблемой и достаточно выражен (15%). Еще два тематических направления, выделенные нами в структуре обсуждаемых проблем, обнаруживают тесную связь образа Петра I с современной жизнью россиян (7%), а также восприимчивость пользователей к инициативам императора в области науки и просвещения- 4% (соответствующие пояснения приводятся в тексте статьи).
На основе полученных результатов можно говорить о следующих основных выводах исследования:
1. Личностный облик Петра I детально представлен в различных сферах жизнедеятельности общества и трактуется в рамках общественной деятельности (провидец, реформатор, аскет), философского мировоззрения (моралист, идеолог, просвещенец), политического образа (стратег, новатор, патриот), личностных характеристик (авторитарный, сильный, властный), организационно-психологических оценок (прагматик, хозяйственник, лидер), социально-психологических проявлений (активный, уверенный, проницательный), индивидуально-психологических качеств (стремящийся к безупречности, импульсивный, остроумный), физиологических задатков (отличающийся большой физической и психической силой, богатырь).
2. Среди современников (пользователей социальных сетей) интерес к образу Петра I более сконцентрирован на прогрессивных изменениях государственного уровня, и намного меньше соотносятся с качеством жизни населения. У пользователей также можно наблюдать стабильно выраженный интерес к его индивидуально-личностным характеристикам, тесную интегрированность образа Петра I с современной жизнью россиян, а также высокую чувствительность к инициативам императора в области просвещения и науки.
3. Анализ психологических характеристик императора, представленный в обыденном сознании пользователей социальных сетей, выявил наиболее часто повторяющуюся характеристику императора, которая определяется как «великий». Основные индивидуально-психологические характеристики императора носят негативный характер, а организационно-политические максимально сконцентрированы в зоне позитивных оценок. Последняя позиция согласуется с высказываниями о величии императора, которую в контексте современной методологической лексики, можно представить как управленческий талант императора.
Заключение. В качестве заключения можно отметить, что при оценке жизни и деятельности Петра I как политика (монарха) возникает важный и острый во-
прос о взаимосвязи эффективности государственного управления и ценностных и мировоззренческих ориентаций общества - вопрос о необходимости «соизмерять» достигнутые (заявленные) общественные результаты с социальным и психологическим самочувствием человека, что не всегда было свойственно стилю правления Петра I.
Литература
1. Апреликова Н.Р. Китова Д. А. Отношение пользователей социальных сетей к знаниям по психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2019. Т. 4. № 2(14). С. 99-128.
2. Вализаде Д. Р. Реформы Петра I как основа трансформации культурных ценностей в России // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5. С. 48.
3. Гочияева П.И., Китова Д.А. Качество жизни как предмет междисциплинарного исследования // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 2. С. 107-110.
4. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Социально-психологический анализ образа Петра I (по материалам Научной электронной библиотеки) // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 6. С. 57-68. DOI: 10.31857/S020595920012589-3.
5. Журавлев А.Л., Китова Д.А. Структура интереса к Петру I и его реформам (на материале поисковых запросов в Яндексе) // Историческая психология: прошлое, настоящее, будущее. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. С. 417-431.
6. И вновь на перепутье? Постсоветским трансформациям 30 лет... М.: Новые печатные технологии, 2019. 382 с.
7. Китова Д.А., Журавлев А.Л. Историческая психология государственного управления: политический образ Петра I и современность // Психолого-экономические исследования. 2020. Т. 7. № 4. С. 53-59
8. Китова Д. А., Журавлев А. Л. Мировоззрение как психологический феномен в обыденном представлении Россиян // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 4. С. 106-117. DOI: 10.31857/S020595920016045-5.
9. Макаров Т. Общество травмы: между эволюцией и революцией (круглый стол) // Социологические исследования. 2019. № 6. С. 3-14.
10. Психологические исследования в интернет-пространстве: поисковые системы, социальные сети, электронные базы. М.: Изд-во «ИП РАН», 2020. 503 с.
11. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 448 с.
12. Соснин В.А., Журавлев А.Л., Китова Д.А., Ковалева Ю.В., Смирнов А.А. Психологические факторы развития геополитических отношений: субъекты, механизмы, тенденции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. 383 с.
References
1. Aprelikova N.R. Kitova D. A. Otnoshenie pol'zovatelej social'nyh setej k znaniyam po psihologii // Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya [Attitude of users of social networks to knowledge in psychology]. 2019. Vol. 4. no. 2(14). p. 99-128. (In Russian).
2. Valizade D. R. Reformy Petra I kak osnova transformacii kul'turnyh cennostej v Rossii [Peter's Reforms and as a basis for the Transformation of Cultural Values in Russia]. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii [Modern scientific research and innovation]. 2011. no.5. p.48. (In Russian).
3. Gochijaeva P.I., Kitova D.A. Kachestvo zhizni kak predmet mezhdisciplinarnogo issledovanija [Quality of life as a subject of interdisciplinary research]. Vestnik Universiteta Rossij skoj akademii obrazovanija [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education], 2016. no. 2. pp. 107-110. (In Russian).
4. Zhuravlev A.L., Kitova D.A. Social'no-psihologicheskij analiz obraza Petra I (po materialam Nauchnoj jelektronnoj biblioteki) [Socio-psychological analysis of the image of Peter I (based on the materials of the Scientific Electronic Library)]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal]. 2020. Vol. 41. no. 6. pp. 57-68. DOI: 10.31857/S020595920012589-3. (In Russian).
5. Zhuravlev A.L., Kitova D.A. Struktura interesa k Petru I i ego reformam (na materiale poiskovyh zaprosov v Jandekse) [The structure of interest in Peter and his reforms (based on the material of search queries in Yandex)]. Istoricheskaja psihologija: proshloe, nastojashhee, budushhee [Historical psychology: past, present, future]. Moscow: «Institut psihologii RAN» Publ., 2020. pp. 417-431. (In Russian).
6. Gorshkov M.K. (Ed.). I vnov' na pereput'e? Postsovetskim transformacijam 30 let...[And again at a crossroads? Post-Soviet transformations are 30 years old]. Moscow: Novye pechatnye tehnologii, 2019. 382 p. (In Russian).
7. Kitova D.A., Zhuravlev A.L. Istoricheskaja psihologija gosudarstvennogo upravlenija: politicheskij obraz Petra I i sovremennost' [Historical Psychology of Public Administration: The Political Image of Peter I and Modernity]. Psihologo-jekonomicheskie issledovanija [Psychological and economic research], 2020. Vol. 7. no. 4. pp.53-59. (In Russian).
8. Kitova D. A., Zhuravlev A. L. Mirovozzrenie kak psihologicheskij fenomen v obydennom predstavlenii Rossijan [World view as a psychological phenomenon in the ordinary perception of the Russians]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal]. 2021. Vol. 42. no. 4. pp. 106-117. DOI: 10.31857/S020595920016045-5. (In Russian).
9. Makarov T. Obshhestvo travmy: mezhdu jevoljuciej i revoljuciej (kruglyj stol) [ Trauma Society: Between Evolution and Revolution (round table)]. Sociologicheskie issledovanija [Sociological research], 2019. no. 6. pp. 3-14. (In Russian).
10. Zhuravlev A.L., Kitova D.A. (Eds.). Psihologicheskie issledovanija v internet-prostranstve: poiskovye sistemy, social'nye seti, jelektronnye bazy [Psychological research in the Internet space: search engines, social networks, electronic databases]. Moscow: «Institut psihologii RAN» Publ., 2020. 503 p. (In Russian).
11. Zhuravlev A.L., Kitova D.A. (Eds.). Psihologicheskie issledovanija global'nyh processov: predposylki, tendencii, perspektivy [Psychological studies of global processes: prerequisites, trends, prospects]. Moscow: «Institut psihologii RAN» Publ., 2018. 448 p. (In Russian).
12. Sosnin V.A., Zhuravlev A.L., Kitova D.A., Kovaleva Ju.V., Smirnov A.A. Psihologicheskie faktory razvitija geopoliticheskih otnoshenij: subjekty, mehanizmy, tendencii [Psychological factors of the development of geopolitical relations: subjects, mechanisms, trends]. Moscow: «Institut psihologii RAN» Publ., 2020. 383 p. (In Russian).
ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Сладкова Ирина Алексеевна
Старший преподаватель, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (г. Красноярск), e-mail: psy.ped@mail.ru
DOI: 10.24412/2072-5833-2022-3-94-106
Аннотация:
Введение. В настоящее время повышается ответственность за реализацию содержания профессиональной деятельности педагога-психолога, закрепленного в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». В свою очередь, высокая профессиональная ответственность обуславливает повышение требований к личности психолога образования.
После окончания высшего учебного заведения молодые специалисты часто неудовлетворены своей значимостью как специалистов и возможностей их самореализации, что связано с неготовностью личности к осуществлению профессиональной деятельности.
Материалы и методы. В статье рассматривается понятие личностной готовности к профессиональной деятельности и ее структурных составляющих. Организация эмпирического исследования включает в себя выборку 31 будущих педагогов-психологов, обучающихся на выпускном курсе обучения. Были использованы методики психодиагностики: опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г. Сенина, методика «Смысложизненные ориентации», (в адаптации Д.А. Леонтьева), опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой, опросник рефлексивности А.В. Карпова, методика «Мотивация обучения в вузе» Т. Ильиной, методика «Мотивация успеха и избегания неудач» (МУН) А. Реана, методика «Образ - Я психолога» Н.Н. Колмогорцевой.