ПСИХОЛОГО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XVII-XVIII ВЕКОВ1
Соснин Вячеслав Александрович
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН (г. Москва), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10109
Аннотация:
Статья посвящена психолого-историческому анализу реформ Петра I в контексте политического сознания и культурно-духовного преобразования российского общества XVII века. В работе дан краткий психолого-исторический обзор деятельности Петра I и его последователей в контексте развития политического сознания населения и властных структур России на рубеже XVII-XVIII вв. Показано, что к концу XVII века Россия оставалась относительно отсталой страной, значительно уступавшей западноевропейским странам по объему производимой продукции и промышленному оснащению, уровню образования и культуры. Представленные основные тенденции развития страны, которые были связаны с тем, что московские князья воспринимали Россию как свою «вотчину», и такое представление о власти, пронизывало все институты государства; Боярская аристократия не занималась, в первую очередь, нуждами государства, выступая лишь исполнительным аппаратом при дворе; русское воинство, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, не способно было эффективно выполнять серьезные военные задачи.
Проведенный психолого-исторический анализ позволил показать, что проведенные Петром I реформы позитивно повлияли как на сохранение Российского государства, так и оказали непосредственное влияние на жизнь российского человека, во многом изменив его культуру, мировоззрение и политическое сознание. Показано, что социально-психологические трансформации достигались посредством формирования политического сознания элиты. Деятельность Петра I оценивается как повлиявшая на становление всех форм общественного сознания, включая и политическое сознание, которое стала важным вопросом последующей деятельности руководителей России на несколько столетий вперед. Обозначены перспективы дальнейших исследований.
Ключевые слова: Петр I, Российское государство, культура, социальная психология, политическое сознание, реформы, элита, трансформации.
1 Работа выполняется в рамках реализации проекта РФФИ № 20-013-42001
PSYCHOLOGICAL AND HISTORICAL ANALYSIS OF POLITICAL CONSCIOUSNESS IN RUSSIA AT THE TURN OF THE 17TH-18TH CENTURIES
Sosnin Vyacheslav Aleksandrovich
Candíate of Psychological Sciences, Assosiate, Professor, leading researcher at the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences (Moscow), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10109
Abstracts:
The article is devoted to the psychological and historical analysis of the reforms of Peter I in the context of political consciousness and cultural and spiritual transformation of Russian society in the 17th century. The paper gives a brief psychological and historical overview of the activities of Peter I and his followers in the context of the development of the political consciousness of the population and power structures of Russia at the turn of the 17th-18th centuries. It is shown that by the end of the 17th century, Russia remained a relatively backward country, significantly inferior to Western European countries in terms of the volume of products and industrial equipment, the level of education and culture. The presented main trends in the country's development, which were associated with the fact that the Moscow princes perceived Russia as their «fiefdom», and this idea of power permeated all state institutions; The boyar aristocracy was not concerned, first of all, with the needs of the state, acting only as an executive apparatus at the court; the Russian army, consisting of archers and the noble militia, was not able to effectively carry out serious military tasks.
The psychological and historical analysis carried out allowed us to show that the reforms carried out by Peter I had a positive impact on both the preservation of the Russian state and had a direct impact on the life of the Russian person, largely changing his culture, worldview and political consciousness. It is shown that social and psychological transformations were achieved through the formation of the political consciousness of the elite. The activity of Peter I is assessed as influencing the formation of all forms of public consciousness, including political consciousness, which became an important issue in the subsequent activities of the leaders of Russia for several centuries to come. Prospects for further research are outlined/
Keywords: Peter I, Russian state, culture, social psychology, political consciousness, reforms, elite, transformations.
Введение. Феномен общественного сознания выступает отражением социальной реальности, представляет собой зону развития человека и общества, является одним из оснований непрерывной «циркуляции бытия». Проблема сознания в науке в целом имеет маргинальный статус, хотя и исследуется в контексте многих научных дисциплин: философии, психологии, нейрофизиологии, антропологии, социологии, педагогики и т.д., каждая из которых выделяет в проблеме сознания свой аспект изучения. В психологии сознание рассматривается как базовая научная категория [14, 15, 16, 17]. Так, А.Н. Леонтьев назвал сознание «центральной тайной человеческой психики», а Ф. Перлз - «испытанием величайшей тайны». Цель данной работы состоит в анализе феномена политического сознания населения и социально-психологических методов такого анализа в исторической ретроспективе.
Политическое сознание как психологическая категория. Власть, как особая разновидность социального взаимодействия геополитических субъектов и специфическая форма социальной коммуникации, на протяжении веков соотносится с историческим сознанием и менталитетом народа, находит свое отражение в характере политической жизни общества [6, 12, 18]. В свою очередь, политическое сознание населения любой страны, как субъективное измерение политики и политической рефлексии, существует на двух уровнях: идеологическом и психологическом. В первом случае политическое сознание находит свое отражение в виде идей или идеологических доктрин. Во втором в форме психологических установок, ценностей и чувств населения. При таком подходе политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражаются особенности восприятия представления о власти и ее политике, а также отношения к ним групповых и индивидуальных субъектов политического процесса. Позитивная оценка политических процессов обеспечивает легитимность власти [3].
Если обратиться к истории становления политического сознания россиян, то необходимо отметить, что Россия существует более тысячи лет, и, как следствие, власть в России органически эволюционировала в течение этого огромного периода и имеет собственные политические традиции [7]. Все это время (за исключением советского и современного периодов) в ней существовала фактически одна форма власти и один вид государства - соборная православная монархия. В частности, формирование российской системы политических взглядов и принципов государственного управления в России на рубеже XVII-XVIII веков тесно связано с именем Петра I [2, 11].
Становление политического сознания в России (ХVII-ХVIIIвв.). Эпоха правления Петра I, в первую очередь, ознаменовано проведением масштабных реформ в военной, политической, экономической, культурно-просветительской и иных сферах, которые стимулировали позитивные преобразования в государственной и общественной жизни. Относительно отсталая феодальная страна, не имевшая в Европе большого политического веса, за годы его правления
превратилась в одну из могучих европейских держав. За заслуги перед Отечеством в конце своего правления он был назван Петром Великим.
Дискуссии о результатах реформаторской деятельности Петра I ведутся до сих пор. В их основе лежит доктрина агрессивной внутренней и внешней политики Петра I, хотя она имела очевидную цель - сделать Россию развитым государством, повысить статус Отечества в глазах европейцев и представителей других регионов мира и была направлена на сближение с более развитыми западными странами.
По мнению ряда исследователей, реформаторская деятельность Петра I вынужденно ориентировалась на военно-политические потребности страны, в частности на необходимость вести войну со Швецией, которая требовала огромных затрат для отстаивания национальных интересов России. Под влиянием военных нужд осуществлялись нововведения, которые обуславливали последующие изменения во всех сферах государственного устройства. Внешнеполитическая деятельность активно влияла на изменения внутри государства, развивая отдельные его отрасли, приближая российское государство и общество к общеевропейским стандартам развития того исторического периода. С такой позиции, обусловленная социальными и культурными причинами, общественная обстановка в России в период с XVII по XVIII века, может быть определена как переходная эпоха.
С психологической точки зрения, проводимые императором реформы, существенно повлияли на политическое сознание россиян, особенно на представителей элиты, что сделало политическое сознание россиян того периода предметом научного интереса социо-гуманитарных наук, хотя по-прежнему пор этот период изучен недостаточно.
Социально-политическая ситуация в России в XVII веке. Власть в России на протяжении всей ее истории отличалась культурно-историческим своеобразием, по сравнению с обществами Запада и исламского Востока. Специфика эта обусловливалась системными причинами природного, хозяйственного и исторического плана, которые во многом оказывали влияние на развитие государства как субъекта истории, включая и последующие этапы функционирования - Руси/ России/СССР/Российской Федерации. В истории развития политической власти в эпоху Петра I важно выделить ряд основополагающих проблем, оказавших влияние на массовое политическое сознания россиян.
Во-первых, необходимо учитывать своеобразие политических отношений, сложившихся в эпоху Московского царства. Московские князья обладали огромной властью на вотчины (земли и все на ней находящееся, а также на холопов), что наряду с потомственным характером владения приводило многих из них к убеждению, что вся страна является их «собственностью». Такое понимание государственной власти пронизывало все институты, придавая им характер «вотчинного государства».
Во-вторых, Россия значительно уступала западно-европейским странам по объему производимой продукции и промышленному оснащению, находились на низком уровне по организации образования и культуры, зачастую, в таком состоянии, когда в руководящих российских кругах была большая доля
необразованных людей, а для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы.
В-третьих, в эпоху Петра I Боярская аристократия не занималась в достаточной степени нуждами государства, становясь бесполезным управленческим звеном, не имеющим отношения к формированию государства и его политических институтов.
В-четвертых, русское воинство, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, не способно было выполнять крупные военные задачи, так как плохое вооружение и слабая обученность выступали их коренными проблемами.
В-пятых, в конце XVII - начале XVIII вв. Россия была втянута в многочисленные военные конфликты, которые обнаружили отсталость страны в экономической, военной и научной областях.
Таким образом, к концу XVII века России практически во всех сферах (политической, экономической, бытовой, культурной, духовной и т.д.) жизнедеятельности России неизбежно требовались преобразования, способные вывести страну на новый уровень развития, приобщить к западно-европейским достижениям, сделать ее конкурентоспособной. Толчком внутригосударственных преобразований (реформ управления) стало необходимость в укреплении центральной власти, объединении и упрочнении высших слоев общества [1].
Все эти проблемы определили курс государства на достижение политического равноправия с Европейскими странами. Обусловленный как внешними объективными социально-политическими факторами, так и мировоззренческими позициями самого Петра I, его волевыми и организационными характеристиками, определился последующий вектор развития России на несколько столетий вперед. Проводимые императором изменения повлияли не только на объективные показатели развития страны в целом, но и оказали непосредственное воздействие на формирование российского общества, навсегда изменив общественное сознание, образ жизни и мировоззрение людей.
Реформы Петра I как процесс культурно-духовного преобразования российского общества. Культурно-историческое развитие любой страны определяется в межкультурном диалоге, через взаимодействие с другими государствами, их культурой, традициями и нормами. Вступая в диалог, страны и общества обмениваются социальным опытом, перенимают знания друг друга, что способствует совершенствованию культур, изменению уже сложившихся систем, привнесению в нее новых элементов. На основе этих процессов происходит как заимствование компонентов другой культуры, «встраивание» их в «тело» родной культуры, так и влияние на иную культуру. Диалог культур всегда носит актуальный характер, что определяется приоритетами государства [18].
Для российской культуры важными системообразующими политическими механизмами выступают как ассимиляция систем, так и ее диссимиляция, благодаря этим процессам вырабатываются культурные ценности общечеловеческого значения. Русская национальная культура в лучших ее образцах всегда представляла ценности коллективизма, справедливости, духовности, терпения,
которые ранее рассматривались и рассматриваются в настоящее время в качестве основных проявлений духовной самобытности России, как ее главного достояния2.
Результаты краткого психолого-исторического анализа деятельности Петра I и его последователей в контексте культурно-духовного преобразования российского общества можно свести в несколько ключевых позиций, ориентированных не только на материальные атрибуты развития государства, но и на формирование «мировоззрения» человека и общества (к примеру, через правовое регулирование).
Особое внимание Петр I уделял образованию дворян и приобщению их к европейской культуре, для этого царь издал указ об открытии светских учебных заведений.
Церковная и религиозная политика Петра I была ориентирована на формирование религиозной терпимости. Всем иностранцам в России была предоставлена свобода веры, были разрешены межконфессиональные браки, наложен запрет на казнь старообрядцев, не желавших отречься от своей веры. Взамен император от всех потребовал признания существующего государственного порядка и уплаты налогов (от староверов, не желавших подчиняться общим правилам, требовал в двойном размере).
Реформы в сфере образования в конце XVII начале XVIII вв. Открытые императором учебные заведения профессионального образования - Артиллерийская школа, Школа математических и навигацких наук, техническое училище, медицинское училище и ряд других учебных заведений профессиональной направленности [5] - начали воспитание новых поколений россиян, характеризующихся широким естественно-научным кругозором.
Были созданы самостоятельные научные учреждения (в том числе, и сама Академия наук), формировались необходимые условия для проведения научных изысканий, а также, как следствие этой деятельности, началось формирование и укрепление научного мировоззрения в российском обществе.
Реформы в судебной/правовой сфере, которые прошли многочисленный ряд продолжительных этапов, существенно повлияли на сознание российской элиты, способствовали формированию патриотических ориентаций. Петром I также были проведены реформы в денежной, таможенной и других сферах.
Все эти реформы положительно повлияли на политическое сознание российской элиты, изменившей свои представления о мире, государстве, общественной жизни, месте России в Европе и мире. Хотя политико-правовым основанием реализации перечисленных реформ явилась концепция «полицейского» государства, усвоенная Петром I [1].
Россия после Петра I: Император умер 28 января 1725 г., оставив России тяжелое наследие разоренной от бесконечных войн страны, которое проявлялось и в величии его преобразований, и в ропоте подданных против гнета и произвола правления одного человека. Цивилизационное отставание России теперь стало традиционно беспокоить передовые круги общества [9]. В стране возникло
2 Не случайно наша отечественная культура до сих пор продолжает оказывать плодотворное влияние на культуры других стран и народов [13].
конституционное движение, появились первые проекты Конституции. В частности, под влиянием западных идей после Петра I была создана Комиссия для разработки нового Уложения (1767 г.), в котором должны были быть определены нормы уголовного и процессуального права. В последующие этапы реформы императора получили свое продолжение, причем в более прогрессивном виде. Так, в своем Наказе представленной выше Комиссии Екатерина II проводит новый взгляд на сущность преступления, отказываясь от прежнего воззрения на него как на «ослушание царской воли». Преступление, по Наказу, есть «... деяние, направленное против общего блага. охрана общественного спокойствия и забота о народном благосостоянии - вот цель законодательства» [10, с. 41).
Заключение. Краткий психолого-исторический обзор деятельности Петра I и его последователей в контексте развития политического сознания населения и властных структур России на рубеже XVII-XVIII вв. позволяет сформулировать ряд выводов. К концу XVII века Россия оставалась относительно отсталой страной, значительно уступавшей западноевропейским странам по объему производимой продукции и промышленному оснащению, уровню образования и культуры. Московские князья, обладавшие огромной властью, воспринимали Россию как свою «вотчину», и такое представление о власти, пронизывало все институты государства. Боярская аристократия не занималась, в первую очередь, нуждами государства, выступая лишь исполнительным аппаратом при дворе. Русское воинство, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, не способно было эффективно выполнять серьезные военные задачи.
Проведенные Петром I реформы позитивно повлияли не только на сохранение Российского государства и обеспечение его устойчивого политического развития, но и оказали непосредственное влияние на жизнь российского человека, во многом изменив его культуру, мировоззрение и политическое сознание. Социально-психологические трансформации достигались путем целенаправленного формирования политического сознания элиты, что впоследствии передавалось населению в целом [4]. Деятельность Петра I повлияла на становление всех форм общественного сознания, включая и политическое сознание, которое стала важным вопросом последующей деятельности руководителей России на несколько столетий вперед и сохраняет свою значимость.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ. Л., 1989. 496 с.
2. Ван Чжун. Реформа Петра I (Часть 2) / Пер. с русского на китайский. Пекин, 1997.
3. Гончаров К. Политические ценности в структуре массового политического сознания // Социология власти. 2009. № 1. С. 11-14.
4. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Роль нравственной элиты в российском обществе: постановка проблемы и возможности исследования // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 5-19.
5. Зезина М.Р. История русской культуры. М., 1990. 431 с.
6. И вновь на перепутье? Постсоветским трансформациям 30 лет... М.: Изд-во «Новые печатные технологии», 2019. 382 с.
7. Китов М.А., Китова Д.А. Психологические критерии в структуре моделей государственного управления // Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы (коллективная монография). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 333-350.
8. Китова Д.А. Отечественная психология в условиях развития глобальных процессов // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 128-131.
9. Муравьева Л.А. Россия при преемниках Петра 1(1730-1740 гг.) // Финансы и кредит, 2008. № 31 (319). С. 66-75.
10. Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения // Памятники русского законодательства 1649-1832 гг., издаваемые Императорской Академией Наук. СПб., 1907. 340 с.
11. Новгородская Н.Е. Политический менталитет как форма проявления политического сознания. Философский анализ явления и его сущности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 3 (58). С. 62-68.
12. Общество травмы: между эволюцией и революцией (круглый стол) // Социологические исследования. 2019. № 6. С. 3-14.
13. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1998.
14. Соснин В.А., Журавлев А.Л., Китова Д.А., Нестик Т.А., Юревич А.В. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 424 с.
15. Субъект труда и организационная среда: проблемы взаимодействия в условиях глобализации. Тверь: Изд-во Тверского государственного ун-та, 2019. 340 с.
16. Узденов Т.М., Китова Д.А. Представления студентов о целях и средствах достижения экономического благополучия // Гуманизация образования. 2009. № 3. С. 129-133.
17. Хубиева Р. Т., Китова Д.А. Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях // Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 104-109.
18. Юревич А.В., Нестик Т.А., Соснин В.А., Китова Д.А., Журавлев А.Л., Социально-психологические исследования коррупции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 324 с.
REFERENCE
1. Anisimov E.V. Vremya Petrovskih reform. [Time of Peter's reforms]. L., 1989.
496 р.
2. Van CHzhun. Reforma Petra I. [Reform of Peter I]. Per. s russkogo na kitajskij. Pekin, 1997.
3. Goncharov K. Politicheskie cennosti v strukture massovogo politicheskogo soznaniya. [Political values in the structure of mass political consciousness]. Sociologiya vlasti. 2009. № 1. S. 11-14.
4. Zhuravlev A.L., Kuprejchenko A.B. Rol' nravstvennoj elity v rossijskom obshchestve: postanovka problemy i vozmozhnosti issledovaniya. [The role of the moral elite in Russian society: problem statement and research opportunities Psihologicheskij zhurnal. 2010. T. 31. № 2. S. 5-19.
5. Zezina M.R. Istoriya russkoj kul'tury. [History of Russian culture]. M., 1990.
431 p.
6. I vnov' na pereput'e? Postsovetskim transformaciyam 30 let... [Again at a crossroads? Post-Soviet transformations are 30 years old]. M., 2019. 382 p.
7. Kitov M.A., Kitova D.A. Psihologicheskie kriterii v strukture modelej gosudarstvennogo upravleniya [Psychological criteria in the structure of public administration model]. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2018. S. 333-350.
8. Kitova D.A. Otechestvennaya psihologiya v usloviyah razvitiya global'nyh processov. [Domestic psychology in the context of the development of global processes]. Psihologicheskij zhurnal. 2019. T. 40. № 2. S. 128-131.
9. Murav'eva L.A. Rossiya pri preemnikah Petra 1. [Russia under the successors of Peter 1]. Finansy i kredit, № 31 (319), 2008, S. 66-75).
10. Nakaz imperatricy Ekateriny II, dannyj Komissii o sochinenii proekta novogo Ulozheniya [Order of Empress Catherine II, given to the Commission on the compilation of a draft of the new Code]. Pamyatniki russkogo zakonodatel'stva 1649-1832 gg., izdavaemye Imperatorskoj Akademiej Nauk. SPb, 1907. 340 p.
11. Novgorodskaya N.E. Politicheskij mentalitet kak forma proyavleniya politicheskogo soznaniya. [Political mentality as a form of manifestation of political consciousness]. Gumanitarnye i social'no-ekonomicheskie nauki. 2011. № 3 (58). S. 62-68.
12. Obshchestvo travmy: mezhdu evolyuciej i revolyuciej (kruglyj stol). [Society of trauma: between evolution and revolution]. Sociologicheskie issledovaniya. 2019. № 6. S. 3-14.
13. Solov'ev S.M. Istoriya Rossii s drevnejshih vremen. [History of Russia since ancient times]. M., 1998.
14. Sosnin V.A., Zhuravlev A.L., Kitova D.A., Nestik T.A., Yurevich A.V. Massovoe soznanie i povedenie. [Mass consciousness and behavior]. M., 2017. 424 p.
15. Sub»ekt truda i organizacionnaya sreda. [Subject of labor and organizational environment]. Tver', 2019. 340 p.
16. Uzdenov T.M., Kitova D.A. Predstavleniya studentov o celyah i sredstvah dostizheniya ekonomicheskogo blagopoluchiya. [Students' ideas about the goals and means of achieving economic well-being]. Gumanizaciya obrazovaniya. 2009. № 3. S. 129-133.
17. Hubieva R.T., Kitova D.A. Psihologicheskaya gotovnost' molodezhi k ekonomicheskim otnosheniyam v sovremennyh usloviyah. [Psychological readiness of youth for economic relations in modern conditions]. Gumanizaciya obrazovaniya. 2009. № 1. P. 104-109.
18. YUrevich A.V., Nestik T.A., Sosnin V.A., Kitova D.A., ZHuravlev A.L., Social'no-psihologicheskie issledovaniya korrupcii. [Social'no-psihologicheskie issledovaniya korrupcii]. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2017. 324 p.