Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ TWITTER К ДЕТЯМ: МАШИННЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА СООБЩЕНИЙ'

ОТНОШЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ TWITTER К ДЕТЯМ: МАШИННЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА СООБЩЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ / ТВИТЫ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ / СМЫСЛОВЫЕ КАТЕГОРИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ATTITUDE TO CHILDREN / TWEETS / AUTOMATED ANALYSIS / SEMANTIC CATEGORIES / EMOTIONAL BACKGROUND / EXISTENTIAL VALUE / MEANING OF LIFE / BEHAVIORAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Китова Джульетта Альбертовна, Китов Марат Ахмедович

Отношение к детям в различные исторические эпохи было неодинаковым. В современных условиях такое отношение во многом определяется доминирующей в обществе педагогической парадигмой, но может иметь неизученные особенности. Авторы предполагают что демографические проблемы могут определяться психологическими факторами, проявляющимися в характере отношения к детям, выявление которых может помочь в формировании позитивных социально-демографических установок россиян. Целью исследования выступает выявление структурных и содержательных особенностей эмоционального фона отношения пользователей социальных сетей к детям. В качестве основного методического приема использована автоматизированная система анализа текстов, интерпретация результатов осуществлена в рамках теории отношений, оценка эмоционального фона твитов произведена с использованием нейросетевой модели Dostoevsky. Наиболее яркой среди проблем, связанных с детьми, которые обсуждают пользователи социальной сети Twitter, выступает проблема поведения ребенка. При этом основной фон оценок его поведения имеет негативный оттенок. Оказалось, что пользователей беспокоит недостаточное внимание к детским проблемам со стороны государства, долгосрочная необходимость заниматься ребенком, неуверенность в собственной способности эффективно взаимодействовать с ним. Следующая психологическая ситуация связана с тем, что в сфере повседневных взаимоотношений с ребенком одновременно сосредоточены как радости, так и огорчения респондентов, и это выступает выраженным источником стрессовых состояний. Такими же стрессорами, но стратегического характера выступают переживания родителей, связанные с опасениями за будущее ребенка. Результаты исследования свидетельствуют о социальной и психологической значимости представленной проблемы, которая должна привлечь внимание психологов, социологов и социальных работников. Полученные результаты могут иметь существенное значение для формирования социально-демографических установок личности в современных социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF SOCIAL NETWORK TWITTER USERS TO CHILDREN: A MACHINE ANALYSIS OF THE EMOTIONAL BACKGROUND IN MESSAGES

Attitudes towards children in different historical periods were not always the same. In modern conditions, this attitude is largely determined by the dominant pedagogical paradigm in society, but may have unexplored features. The authors suggest that demographic problems can be determined by psychological factors that are manifested in the nature of attitudes towards children, the identification of which can help in the formation of positive socio-demographic attitudes of Russians. The aim of the study is to identify structural and substantial features of the emotional background of the relationship of social networks users to children. An automated text analysis system was used as the main methodological technique, the interpretation of the results was carried out in the framework of the theory of relations, the emotional background of tweets was estimated using the Dostoevsky neural network model. The most striking thing among the problems discussed by users of the social network Twitter is the problem of child behavior, which, both in quantitative and qualitative characteristics, surpasses all other issues related to children discussed on the network. At the same time, the main background of child behavior assessments is negative and is associated with the assessment of child behavior. It turned out that users are concerned about the lack of attention to children's problems from the state, the long-term need to deal with a child, and the lack of confidence in their own ability to interact with children effectively. The following psychological situation is connected with the fact that in the sphere of everyday relationships with a child, both joys and distresses of respondents are concentrated at the same time, which acts as a pronounced source of stressful conditions. The same stressors, but of a strategic nature, are experiences of the parents, which are associated with doubts and fears for the future of the child. The results of the study indicate the social and psychological significance of the presented problem, which should attract the attention of psychologists, sociologists and social workers. The results obtained can be of great importance for the formation of socio-demographic attitudes of the individual in modern socio-economic conditions.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ TWITTER К ДЕТЯМ: МАШИННЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА СООБЩЕНИЙ»

УДК 159

Д. А. Китова https://orcid.org/0000-0002-8185-3974 М. А. Китов https://orcid.org/0000-0002-2908-5381

Отношение пользователей социальной сети Twitter к детям: машинный анализ эмоционального фона сообщений

Для цитирования: Китова Д. А., Китов М. А. Отношение пользователей социальной сети Twitter к детям: машинный анализ эмоционального фона сообщений // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114).

C. 134-141. DOI 10.20323/1813-145X-2020-3-114-134-141

Отношение к детям в различные исторические эпохи было неодинаковым. В современных условиях такое отношение во многом определяется доминирующей в обществе педагогической парадигмой, но может иметь неизученные особенности. Авторы предполагают что демографические проблемы могут определяться психологическими факторами, проявляющимися в характере отношения к детям, выявление которых может помочь в формировании позитивных социально-демографических установок россиян. Целью исследования выступает выявление структурных и содержательных особенностей эмоционального фона отношения пользователей социальных сетей к детям.

В качестве основного методического приема использована автоматизированная система анализа текстов, интерпретация результатов осуществлена в рамках теории отношений, оценка эмоционального фона твитов произведена с использованием нейросетевой модели Dostoevsky.

Наиболее яркой среди проблем, связанных с детьми, которые обсуждают пользователи социальной сети Twitter, выступает проблема поведения ребенка. При этом основной фон оценок его поведения имеет негативный оттенок.

Оказалось, что пользователей беспокоит недостаточное внимание к детским проблемам со стороны государства, долгосрочная необходимость заниматься ребенком, неуверенность в собственной способности эффективно взаимодействовать с ним. Следующая психологическая ситуация связана с тем, что в сфере повседневных взаимоотношений с ребенком одновременно сосредоточены как радости, так и огорчения респондентов, и это выступает выраженным источником стрессовых состояний. Такими же стрессорами, но стратегического характера выступают переживания родителей, связанные с опасениями за будущее ребенка.

Результаты исследования свидетельствуют о социальной и психологической значимости представленной проблемы, которая должна привлечь внимание психологов, социологов и социальных работников. Полученные результаты могут иметь существенное значение для формирования социально-демографических установок личности в современных социально-экономических условиях.

Ключевые слова: отношение к детям, твиты, автоматизированный анализ, смысловые категории, эмоциональный фон, экзистенциальная ценность, смысл жизни, поведенческие характеристики.

D. A. Kitova, M. A. Kitov

Attitude of social network Twitter users to children: a machine analysis of the emotional background in messages

Attitudes towards children in different historical periods were not always the same. In modern conditions, this attitude is largely determined by the dominant pedagogical paradigm in society, but may have unexplored features. The authors suggest that demographic problems can be determined by psychological factors that are manifested in the nature of attitudes towards children, the identification of which can help in the formation of positive socio-demographic attitudes of Russians. The aim of the study is to identify structural and substantial features of the emotional background of the relationship of social networks users to children.

An automated text analysis system was used as the main methodological technique, the interpretation of the results was carried out in the framework of the theory of relations, the emotional background of tweets was estimated using the Dostoevsky neural network model.

The most striking thing among the problems discussed by users of the social network Twitter is the problem of child behavior, which, both in quantitative and qualitative characteristics, surpasses all other issues related to children dis-

© Китова Д. А., Китов М. А., 2020

cussed on the network. At the same time, the main background of child behavior assessments is negative and is associated with the assessment of child behavior.

It turned out that users are concerned about the lack of attention to children's problems from the state, the long-term need to deal with a child, and the lack of confidence in their own ability to interact with children effectively. The following psychological situation is connected with the fact that in the sphere of everyday relationships with a child, both joys and distresses of respondents are concentrated at the same time, which acts as a pronounced source of stressful conditions. The same stressors, but of a strategic nature, are experiences of the parents, which are associated with doubts and fears for the future of the child.

The results of the study indicate the social and psychological significance of the presented problem, which should attract the attention of psychologists, sociologists and social workers. The results obtained can be of great importance for the formation of socio-demographic attitudes of the individual in modern socio-economic conditions.

Keywords: attitude to children, tweets, automated analysis, semantic categories, emotional background, existential value, meaning of life, behavioral characteristics.

Введение. Отношение к детям в различные исторические эпохи не было одинаковым. В современном обществе это во многом находит отражение в доминирующей педагогической парадигме социально одобряемых и культивируемых общественными институтами концепций [Гара-ганов, 2016; Хубиева, 2009]. В российском обществе, как известно, наибольшее распространение получила гуманистическая концепция отношения к детям, ориентированная на максимальное развитие индивидуально-личностного потенциала ребенка [Балова, 2011].

В эпоху развития информационного общества взаимоотношения поколений приобретают характерные значения. В качестве таких особенностей М. Мид указывает три основных плавно изменившихся типа культурного обмена знаниями между поколениями, которые и определяют специфику развития постиндустриального общества:

— постфигуративный - передача знаний от взрослых к детям;

— кофигуративный - получение детьми и взрослыми знаний преимущественно от сверстников;

— префигуративный - передача знаний от детей ко взрослым, что свойственно лишь современному этапу [Культура и мир ... , 1988].

Претерпевает изменения и сам ребенок. Так, Е. В. Квас отмечает, что в современном обществе изменяются образы детства, его пространство, временные границы и возрастная периодизация [Квас, 2014].

Социальные трансформации вызывают различного рода дискуссии относительно того, насколько очередные изменения и переломные этапы человеческого бытия затрагивают выделенное предметное поле - отношение к детям -и как эти изменения проявляют себя в социальном пространстве.

К примеру можно предположить, что социально-демографические проблемы россиян, вызванные низким уровнем рождаемости, могут быть обусловлены не только экономическими причинами (низким уровнем жизни, отсутствием значительных социальных гарантий со стороны государства и т. д.), но и в ряде случаев свидетельствуют о начале еще одного, пока еще недостаточно проявившегося исторического витка в трансформации отношения общества к детям. Такой подход позволяет сформулировать общую проблему исследования - выявление основных характеристик отношения россиян к детям в современных социально-экономических условиях развития.

Теоретические основания исследования.

Феномен «отношение» выступает одной из ведущих категорий психологии, которая позволяет анализировать представления личности о мире, о самой себе и своем месте в этом мире, рассматривать особенности этих отношений как свод ценностей и убеждений личности, связанных с определенным предметом, явлением или событием.

В связи с целью нашего исследования представляет интерес классификация отношений по конкретным основаниям, которые позволяют детализировать картину мира личности. Среди такого рода элементов, включенных в структуру феномена отношений, можно выделить: эмоциональный фон - положительный, нейтральный или отрицательный; иерархическое выстраивание системы критериев, когда одни из них занимают ведущее положение, а другие остаются нереализованными (потенциальными); направленность личности - характерные особенности мировоззренческих установок, присущих конкретному человеку.

В целях исследования также важно понимать, что отношения формируются в зависимости от конкретных условий внешней среды, предопреде-

ляют готовность к конкретному типу поведения в настоящем (или будущем). Важно также, что характер отношения человека к определенным предметам, явлениям и событиям проявляется в его эмоциональных переживаниях и оценках, обнаруживает себя в продуктах деятельности - речи, поведении, позициях и т. д.

В теории отношений присутствуют и динамические основания для оценки. Как отмечает Ф. Е. Василюк, переживания (эмоциональные оценки) посредством особой психологической (внутренней) деятельности оказывают значительное влияние на представления человека [Василюк, 1984]. Выявление ожидаемых выгод, потерь и препятствий на жизненном пути показывает психологические точки приложения по оптимизации представлений человека, определяет возможность развития мотивации в нужном направлении. При этом препятствия и потери в жизнедеятельности человека воздействуют на него не только в момент реальной «встречи» с ними, они начинают «давить» на психику задолго до того, как возникают сложные жизненные ситуации, выступая в качестве детерминант формирования представлений о будущем. Таким образом, характер отношения личности к внешним ситуациям, их оценка как благоприятных или не очень будет оказывать серьезное влияние на принимаемые решения.

Но, несмотря на высокую актуальность и научный потенциал идеи отношений, исследование отношения человека и общества к различным социальным феноменам не стало обычным явлением для российских психологов, а обращение к его изучению в Интернете, дополнительно к основной задаче исследования, актуализирует проблему развития методологических подходов современной психологии [Журавлев, 2019б; Китова, 2017].

В публикациях ранее была представлена специфика макропсихологических исследований в Интернете, описаны особенности получения научного знания в зависимости от различных технологий психологического анализа в виртуальной среде, которые, по мере усложнения, неизбежно выходят за рамки одной научной дисциплины и приобретают междисциплинарный характер [Журавлев, 2019а].

Целью данного исследования выступает выявление структурных и содержательных характеристик отношения пользователей социальных сетей к детям. Объектом исследования выступили пользователи социальной сети Twitter на территории России, а предметом анализа - сообщения

(твиты) пользователей, в контексте которых присутствует слово «дети».

Методы исследования

Традиционные методы контент-анализа, используемые для изучения небольших объемов текста, предоставляют исследователю высокий уровень контроля в решении аналитических задач [Психология, 2000; Соснин, 2014]. В основе методических приемов, представленных в данной работе, лежит автоматизированный анализ больших текстовых массивов информации в Интернете. В основу группирования и интерпретации результатов исследования положен метод обоснованной теории, который согласуется с теорией отношений, представленной выше.

Среди методов оценки эмоционального фона и извлечения сущностей из твитов были выбраны нейросетевая модель Dostoevsky и стеминг с поиском по корню слова (как имеющие наибольшую точность). В представленных моделях использованы как методы машинного обучения, так и классические алгоритмические методы анализа. Разработчик программных инструментов -М. А. Китов. Оценка точности классификаций проводилась с помощью ручной разметки части данных [Китова, 2019].

Сообщения пользователей извлекались из открытых источников в Интернете. В ходе исследования собрано и обработано 1 377 879 твитов. Контент-анализ сообщений производился по следующему алгоритму: очистка данных от нерелевантного контента и спама; разбиение текста на токены и морфологический анализ; оценка тональности текста.

В качестве результатов статистического анализа слов использовались следующие значения для каждой искомой сущности: число упоминаний; число положительных упоминаний; число отрицательных упоминаний; общая средняя эмоциональная интенсивность высказывания. В данной работе представлена лишь последняя позиция - средняя эмоциональная интенсивность слов и высказываний.

Результаты эмпирического исследования

Содержательная интерпретация выявленных числовых закономерностей посредством контент-анализа позволила определить, что характерные особенности отношения к детям концентрируются в различных смысловых категориях: поведение детей, дети и смысл жизни, дети и власть, воспитание детей, ценности семейной жизни, возрастные особенности развития ребенка, оценка различных бытовых ситуаций, воспоминания и анализ фактов своего детства, философские размыш-

ления о детях, материальные и нематериальные проблемы родительства, проблемы ухода за детьми (постоянные, циклические и ситуационные) и т. д. Приведенные в сообщениях позиции были сгруппированы в шесть основных тематических подгрупп, представленных ниже:

— Психология развития. В подгруппе обсуждаются психологические особенности детей, которые не могут измениться в силу возрастной специфики: «...дети-же! Что с них взять?!», «...это ведь подростки - им хочется бунтовать, делать не похожее на то, что делают их родители», «дети до 6 лет ..., они же вообще ничего не понимают...», «.большие дети - большие проблемы»; «вспомни нас в этом возрасте, мы тоже всякой ерундой старались заняться».

— Смысл жизни. Представлены смысловые оценки отношения к детям: «я даже кота себе не завожу - не уверена в его благополучии в моем доме, какие дети?», «дети - это ответственность на всю жизнь, смысл этой самой жизни», «...дети - это вся моя жизнь», «...то бензин, а то - дети...».

— Философия детства. Содержит философские рассуждения о детях и детстве: «каждый сам для себя выбирает, что для него счастье», «...это же просто стандартная жизнь: парень-муж-дом-дети...», «.нам даже есть было нечего... а они сидят в авто и власть ругают».

— Отношение общества к детям. Содержание твитов в этой категории, к сожалению, составляют преимущественно критические высказывания: «при нормальной власти многие дети, которым собирают деньги по СМС, могли оперироваться и выхаживаться за счет бюджета», «минус вилла, минус яхта - несколько спасенных жизней» и т. п.

— Сложности ухода за ребенком и затраты сил также находят свое отражение в сообщениях пользователей: «дети - цветы жизни, но все в шипах: им то воды мало, то удобрения подкинь, то горшок маленький...», «мне от домашнего отдыха на работу хочется!», «друзей теряешь из-за того, что они выходят замуж/женятся и у них появляются дети», «... одиночество - не так уж плохо, а дети - не такие и милые».

— Бытовые (материальные) проблемы. Эти сообщения сгруппированы по наличию в обсуждаемых темах материальных, экономических или финансовых проблем: «представьте, что такое 1200 руб. ежемесячных отчислений для человека с зарплатой в 20 тысяч руб., особенно с учетом того, что в семье дети и расходы увеличиваются...», «почему в играх, рассчитанных на детей до 8 лет, столько всего за реальные деньги, они что,

с 5-ти лет на заводах работают и могут их покупать?».

Более половины (56,8 %) проблем, обсуждаемых в твитах, сосредоточено в сфере анализа детского поведения. В твитах обсуждаются ситуации, связанные с неспособностью детей регулировать свое поведение в соответствии с социальными нормами и правилами, принятыми среди взрослой части населения. В качестве ситуации, отражающей общий фон такого рода сообщений, можно указать следующие два твита: «дети в метро с вытянутыми руками бьют друг друга по венам и показывают царапины/синяки (?) ... -мне кто-нибудь это объяснит?» и «не понимаю, почему дети, умеющие говорить, плачут: ну, хорошо, им что-то не нравится, но зачем издавать такие звуки, будто их пережало?».

Анализ эмоционального фона сообщений. Далее с помощью нейросетей был произведен анализ эмоционального фона твитов, которые были сгруппированы по знаку отношения к детям. Эмоциональный фон представлен тремя категориями эмоций - нейтральными, позитивными и негативными. Для наглядности представим примеры твитов с различным эмоциональным фоном:

1. Примеры сообщений с положительным эмоциональным фоном: «...какая-то девочка назвала меня красивой, ааааааааааа, дети такие чудесные»; «дети - это мое все!».

2. Примеры сообщений с отрицательным эмоциональным фоном: «Ну да, пока родители будут отсталыми - и дети будут отсталыми: надо себя воспитывать сначала», «дети, например, не знают элементарных вещей, таких как не перебивать собеседника, не кричать и т. д».

3. Примеры сообщений с нейтральным эмоциональным фоном: «... и твои дети обязательно спросят, какой она была - первая любовь. И ты обязательно вспомнишь, обязательно расскажешь...», «у меня дети прекрасно загорают в Ле-нобласти: черные как рубероид».

Автоматизированный анализ эмоционального фона приведенных выше сообщений пользователей показал их разнообразие - представлено 10 позиций. Как оказалось, наиболее высокий уровень негативного фона высказываний связан с оценкой особенностей детского поведения. Эти высказывания содержат и ненормативную лексику, и усиливающие высказываемые позиции слова (совсем, вообще, уже и т. д.).

Общий негативный фон обсуждений пользователей в социальной сети сопровождают ситуации, связанные с такими проблемами, как

— оценка отношения к детям в обществе (55,5 %): «неужели нельзя по-человечески платить воспитателям?..», «мы же не живем в 16 веке, когда бесправие ребенка - норма!», «дети важнее войн, поэтому расходы на них должны быть не меньше» (средняя эмоциональная интенсивность высказываний = -0,19).

— высказывания своего личного отношения к детям (9,4 %): «дети - это мое все», «дети - это смысл жизни», «хотите избавиться от депрессии - родите себе детей», «родите ребенка - всегда будет чем себя занять!» (средняя эмоциональная интенсивность высказываний = -0,185);

— обсуждение отношения к детям конкретных людей из их ближайшего социального окружения (7,5 %): «дети - это "пластилин", и его лепят родители», «ребенок, получивший хоть какое-то воспитание, никогда не будет издеваться над животными», «соседские дети не здороваются... мне кажется, что это какое-то неправильное воспитание», «.надо себя воспитывать сначала» (средняя эмоциональная интенсивность высказываний = -0,068).

Здесь важно отметить, что при оценке отношения общества к детям ведущая причина негативизма определяется, по мнению пользователей сети, низким уровнем общественного интереса к социально-экономическим проблемам детства (уровень жизни семей, трудности одиноких матерей, проблемы с детскими садами и школами и др.). А вот негативный фон в оценке взаимоотношений с детьми и в оценке своего отношения к ним практически всегда (97,2 %) связан с оценкой их поведения («шумят», «не слушаются», «дерутся», «плачут» и т. д.).

Анализ сообщений (стилистика и орфография авторов сообщений сохранены) показал, что положительный эмоциональный фон высказываний респондентов связан с оценкой

— способности детей «очаровывать» взрослых: «я поняла, что я крутая вожатая, когда в день отъезда из лагеря весь отряд плакал»;

— интеллектуального потенциала современных детей: «недавно я оформляла договор поставки ИП с мальчиком 2000 года рождения... дети выросли...»;

— удовлетворенности от осознанного поведения ребенка при повседневном с ним общении: «стресс пациентов переношу хуже своего (!), но как радует, что все дети после удаления зуба говорят "спасибо", а не смотрят на тебя с ненавистью»;

— особенности развития ребенка (взросления): «современные дети имеют цели и амбиции», «с ума сойти - как быстро растут дети»;

— факта, что ребенок существует, что он родился, а также осознания его принадлежности к данной конкретной семье: «дети нужны нам разные - белые, черные, красные, ну и в крапинку, и в полосочку тоже хорошо, - дети цель и радость нашей жизни»; «дети - лучшая часть моей жизни», «зато у нас прекрасные дети»; «дети похожи на стихи ... в глазах создателей они прекрасны, хотя для остальных они глупы и очень бесят».

— способностей детей: «смотрю шоу "Голос дети" и безумно горжусь новым поколением -это настолько талантливые и творческие люди, я от них без ума».

Обобщая характер эмоциональных оценок респондентов, можно отметить, что пользователей огорчает отношение к детям со стороны государства, они испытывают неуверенность в своей способности взаимодействовать с ними, их тяготит необходимость выносить (выдерживать) негативные особенности в поведении ребенка -«детские шалости», «непоседливость», «неуправляемость поведенческих реакций» и др. В то же время пользователей радует интеллектуальный и поведенческий потенциал детей, способность «очаровывать» взрослых, факт существования (наличия) ребенка, его способность к контролю своего поведения, способность к развитию и принадлежность к конкретной (своей) семье.

Выводы

По результатам исследования, можно отметить, что пользователей, конечно, беспокоит недостаточное внимание к детским проблемам со стороны государства и наличие целого ряда проблем экономического характера (ведущий фактор негативных переживаний). Вместе с тем их не меньше беспокоит долгосрочная и непрерывная необходимость заниматься ребенком, пока он не станет социально зрелым членом семьи и общества. Это проявляется в наиболее выраженных негативных переживаниях пользователей, которые связаны с неуверенностью в собственной способности эффективно взаимодействовать с детьми и выдерживать их не всегда управляемое поведение, да еще и в течение продолжительного времени.

Если первая представленная позиция связана с объективными социально-экономическими условиями среды и может быть изменена при повышении уровня жизни семьи, то вторая позиция (поведение ребенка и необходимость его выдерживать) является серьезным фактором психологического дискомфорта и не может быть устранена никакими внешними воздействиями.

Очевидно, что социальные навыки поведения не могут быть усвоены ребенком единовременно (в силу возрастной специфики) - требуются не только серьезные усилия взрослых и самого ребенка, но и длительное воспитательное воздействие. Например, о формировании эмоционально-волевых качеств полуторогодовалого ребенка или о политической зрелости четырехлетнего говорить не приходится.

Следующая психологическая ситуация связана с тем, что в сфере повседневных взаимоотношений с ребенком одновременно сосредоточены как радости, так и огорчения респондентов. Такого рода воздействие внешней среды выступает выраженным источником стрессовых состояний и требует от человека ежедневной выдержки -предельного напряжения сил и энергии. Такими же стрессорами, но стратегического характера выступают переживания родителей, которые связаны с сомнениями и опасениями за будущее ребенка (неуверенность в завтрашнем дне).

Представления пользователей о рождении ребенка сопровождаются определенными ожиданиями (выгодами и потерями, по Ф. Е. Василюку). В ходе анализа сообщений становится очевидным, насколько серьезные изменения в жизни человека пользователи связывают с появлением ребенка. В свою очередь, ожидаемые препятствия и потери (возможность распоряжаться своим временем, например) сопряжены с осознанием предстоящих трудностей экономического и психологического плана. Среди трудностей психологического характера наиболее ярко выделяются негативные оценки поведенческих характеристик ребенка, которые можно рассматривать как «непреодолимые» и протяженные во времени. Такого рода ожидания могут оказывать сдерживающее воздействие при принятии решения о рождении ребенка.

Представленные позиции, по нашему мнению, подтверждают теоретическую обоснованность избранных подходов и общественную (в частности, социально-демографическую) значимость исследования психологических (когнитивных и эмоциональных) особенностей отношения к детям как фактора, отражающего основные тенденции развития общества. Полученные результаты могут иметь существенное значение для выявления социально-демографических установок личности в современных социально-экономических условиях.

Заключение. Как показывает мировая практика, в организации общественных процессов значительное внимание уделяется психологическим факторам. Для преодоления негативной со-

циально-демографической ситуации необходимо не только понимание содержания психологических факторов, определяющих эти процессы [Журавлев, 2019б], но и мониторинг «социальной атмосферы» [Гундаров, 2019, с. 59] и анализ повседневных событий.

С теоретических позиций общественное сознание можно рассматривать как важнейший ресурс устойчивого социально-демографического развития страны. Это значит, что понимание психологических особенностей поведения человека (групп и общества) и реализация социально-ориентированных мероприятий должны гармонично сочетаться [Психологические исследования ... , 2018; Проблемы социальных ... , 2018; Соснин, 2017].

С практических позиций к комплексным воздействиям такого рода можно отнести следующие мероприятия:

— социального плана - увеличение числа детских учреждений, создание льготных условий приема на работу молодых родителей, предоставление им возможности удаленно работать и (или) иметь ненормированный график и т. д.;

— психологической направленности - обучение основам возрастной (детской) психологии, технологиям эффективного взаимодействия с ребенком и психологическим техникам воздействия на детское поведение;

— информационного характера - организация курсов молодых родителей или курсов для мам и пап, бабушек и дедушек. (Исследования, направленные на выявление потребностей личности в знаниях по психологии, показали, что москвичей в возрасте от 50 до 60 лет более всех других отраслей интересует детская психология. Предполагается, что такой интерес проявляют бабушки и дедушки, участвующие в воспитании внуков [Апреликова, 2018].)

Такой комплексный экономико- и социально-психологический подход к проблеме мог бы оказать влияние не только на отношение общества к детям, но и в целом на социально-демографические установки населения. Неоценимую помощь в формировании позитивного отношения к родительству оказала бы стабилизация экономики и участие СМИ в популяризации положительного опыта полной и многодетной семьи.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы социальной психологии и психологии профессиональной деятельности. Санкт-Петербург : ООО «НИЦ АРТ», 2015. 202 с.

2. Апреликова Н. Р. Структура потребностей студенческой молодежи в знаниях по психологии / Н. Р. Апреликова, Д. А. Китова // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 2(10). С. 110-133.

3. Балова Д. Ю. Психологические особенности представлений студентов о создании семьи / Д. Ю. Балова, Д. А. Китова // Прикладная психология и психоанализ. 2011. № 1. С. 9.

4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. Москва: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.

5. Гараганов А. В. Методологические принципы исследования потребностей как основы социальной активности личности / А. В. Гараганов, Д. А. Китова // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 2. С. 104-107.

6. Гундаров И. А. Управление социальной атмосферой для демографического развития России // Рефлексивные процессы и управление : сборник материалов XII Международного научно-практического междисциплинарного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» / И. А. Гундаров ; отв. ред. В. Е. Лепский. Москва : Когито-Центр, 2019. С. 55-60.

7. Журавлев А. Л. Кибернетика и социально-психологические векторы развития российского общества // Рефлексивные процессы и управление : сборник материалов XII Международного научно-практического междисциплинарного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» / А. Л. Журавлев, Д. А. Китова ; отв. ред. В. Е. Лепский. Москва : Когито -Центр, 2019а. С. 60-65.

8. Журавлев А. Л. Социально-психологические факторы экономического развития российского общества в условиях цифровых технологий / А. Л. Журавлев, Д. А. Китова // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2019б. Т. 4. № 4 (16). С. 6-42.

9. Квас Е. В. Ребенок и детство в современных гуманитарных исследованиях // Future Human Image. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rebenok-i-detstvo-v-sovremennyh-gumanitarnyh-issledovaniyah (Дата обращения: 26.06.2019).

10. Китов М. А. Проблемы интеграции психологических критериев в структуру моделей государственного управления / М. А. Китов, Д. А. Китова // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2018. № 1(86). С. 73-80.

11. Китова Д. А. Отношение пользователей социальных сетей к знаниям по психологии / Д. А. Китова, Н. Р. Апреликова // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2019. Т. 4. № 2 (14). С. 99-128.

12. Китова Д. А. Социально-психологические детерминанты развития глобальной информационной сети / Д. А. Китова, А. Л. Журавлев // Наука. Культура. Общество. 2017. № 3-4. С. 10-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Китова Д. А. Экономическая психология субъекта жизнедеятельности: теория, методология, практика / Д. А. Китова // Экономическая психология в

современном мире : сб. науч. статей / отв. ред.

A. Н. Лебедев. Москва : Экон-информ, 20126. С. 148-161.

14. Культура и мир детства / сост. и пре-дисл. И. С. Кона. Москва : Наука, 1988. 429 с.

15. Нестик Т. А. Массовое сознание и поведение как объекты исследования в социальной психологии / Т. А. Нестик, А. В. Юревич, В. А. Соснин, Д. А. Китова // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 4 (8). С. 71-105.

16. Проблемы социальных конфликтов в современной психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев,

B. А. Соснин, Д. А. Китова. Москва : Институт психологии РАН, 2018. 412 с.

17. Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы / отв. ред. А. Л. Журавлев, Д. А. Китова. Москва : Институт психологии РАН, 2018. 448 с.

18. Психология : учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. Санкт-Петербург : Питер, 2000. 656 с.

19. Соснин В. А. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований / В. А. Соснин, А. Л. Журавлев, Д. А. Китова, Т. А. Нестик, А. В. Юревич. Москва : Институт психологии РАН, 2017. 424 с.

20. Соснин В. А. Социальная психология : учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / В. А. Соснин, А. Л. Журавлев, М. А. Красников. Москва : Форум; ИНФРА-М, 2014. 496 с.

21. Хубиева, Р. Т. Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях / Р. Т. Хубиева, Д. А. Китова // Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 104-109.

Reference list

1. Aktual'nye problemy social'noj psihologii i psi-hologii professional'noj dejatel'nosti = Topical problems of social psychology and psychology of professional activity. Sankt-Peterburg : OOO «NIC ART», 2015. 202 s.

2. Aprelikova N. R. Struktura potrebnostej studench-eskoj molodezhi v znanijah po psihologii = Structure of student youth's knowledge needs in psychology / N. R. Aprelikova, D. A. Kitova // Institut psihologii Ros-sijskoj akademii nauk. Social'naja i jekonomicheskaja psihologija. 2018. T. 3. № 2(10). S. 110-133.

3. Balova D. Ju. Psihologicheskie osobennosti pred-stavlenij studentov o sozdanii sem'i = Psychological features of students' perceptions of family creation / D. Ju. Balova, D. A. Kitova // Prikladnaja psihologija i psi-hoanaliz. 2011. № 1. S. 9.

4. Vasiljuk F. E. Psihologija perezhivanij a. Analiz preodolenija kriticheskih situacij = Experience psychology. Critical situation management analysis. Moskva : Izd-vo MGU, 1984. 200 s.

5. Garaganov A. V Metodologicheskie principy issle-dovanija potrebnostej kak osnovy social'noj aktivnosti lichnosti = Methodological principles in researching needs as the basis of social activity of the personality /

A. V Garaganov, D. A. Kitova // Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija. 2016. № 2. S. 104-107.

6. Gundarov I. A. Upravlenie social'noj atmosferoj dlja demograficheskogo razvitija Rossii = Management of the social atmosphere for the demographic development in Russia // Refleksivnye processy i upravlenie : sbornik materialov XII Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo mezhdisciplinarnogo simpoziuma «Refleksivnye processy i upravlenie» / I. A. Gundarov ; otv. red. V. E. Lepskij. Moskva : Kogito-Centr, 2019. S. 55-60.

7. Zhuravlev A. L. Kibernetika i social'no-psihologicheskie vektory razvitija rossijskogo obshhest-va = Cybernetics and socio-psychological vectors of the Russian society's development // Refleksivnye processy i upravlenie : sbornik materialov XII Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo mezhdisciplinarnogo simpozi-uma «Refleksivnye processy i upravlenie» / A. L. Zhuravlev, D. A. Kitova ; otv. red. V E. Lepskij. Moskva : Kogito-Centr, 2019a. S. 60-65.

8. Zhuravlev A. L. Social'no-psihologicheskie faktory jekonomicheskogo razvitija rossijskogo obshhestva v uslovijah cifrovyh tehnologij = Socio-psychological factors of the economic development of Russian society in the context of digital technologies / A. L. Zhuravlev, D. A. Kitova // Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naja i jekonomicheskaja psihologija. 2019b. T. 4. № 4 (16). S. 6-42.

9. Kvas E. V. Rebenok i detstvo v sovremennyh gumanitarnyh issledovanij ah = Child and childhood in modern humanitarian research // Future Human Image. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rebe-nok-i-detstvo-v-sovremennyh-gumanitarnyh-issledovaniyah (Data obrashhenija: 26.06.2019).

10. Kitov M. A. Problemy integracii psiholog-icheskih kriteriev v strukturu modelej gosudarstvennogo upravlenija = Problems of integrating psychological criteria into the structure of models of public administration / M. A. Kitov, D. A. Kitova // Chelovecheskij faktor: prob-lemy psihologii i jergonomiki. 2018. № 1(86). S. 73-80.

11. Kitova D. A. Otnoshenie pol'zovatelej social'nyh setej k znanijam po psihologii = Attitudes of social media users to psychology knowledge / D. A. Kitova, N. R. Aprelikova // Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naja i jekonomicheskaja psihologija. 2019. T. 4. № 2 (14). S. 99-128.

12. Kitova D. A. Social'no-psihologicheskie determi-nanty razvitija global'noj informacionnoj seti = Socio-psychological determinants of global information network

development / D. A. Kitova, A. L. Zhuravlev // Nauka. Kul'tura. Obshhestvo. 2017. № 3-4. S. 10-21.

13. Kitova D. A. Jekonomicheskaja psihologija sub#ekta zhiznedejatel'nosti: teorija, metodologija, praktika = Economic psychology of the life subject: theory, methodology, practice // Jekonomicheskaja psihologija v sovremennom mire : sb. nauch. statej / otv. red. A. N. Lebedev. Moskva : Jekon-inform, 2012b. S. 148-161.

14. Kul'tura i mir detstva = Culture and the world of childhood / sost. i predisl. I. S. Kona. Moskva : Nauka, 1988. 429 s.

15. Nestik T. A. Massovoe soznanie i povedenie kak ob#ekty issledovanija v social'noj psihologii = Mass consciousness and behavior as objects of study in social psychology / T. A. Nestik, A. V. Jurevich, V A. Sosnin, D. A. Kitova // Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naja i jekonomicheskaja psihologija. 2017. T. 2. № 4 (8). S. 71-105.

16. Problemy social'nyh konfliktov v sovremennoj psihologii = Problems of social conflicts in modern psychology / otv. red. A. L. Zhuravlev, V. A. Sosnin, D. A. Kitova. Moskva : Institut psihologii RAN, 2018. 412 s.

17. Psihologicheskie issledovanija global'nyh pro-cessov: predposylki, tendencii, perspektivy = Psychological studies of global processes: prerequisites, trends, prospects / otv. red. A. L. Zhuravlev, D. A. Kitova. Moskva : Institut psihologii RAN, 2018. 448 s.

18. Psihologija = Psychology: a textbook for humanitarian universities : uchebnik dlja gumanitarnyh vuzov / pod red. V. N. Druzhinina. Sankt-Peterburg : Piter, 2000. 656 s.

19. Sosnin V A. Massovoe soznanie i povedenie: tendencii social'no-psihologicheskih issledovanij = Mass consciousness and behavior: trends in socio-psychological research / V. A. Sosnin, A. L. Zhuravlev, D. A. Kitova, T. A. Nestik, A. V. Jurevich. Moskva : Institut psihologii RAN, 2017. 424 s.

20. Sosnin V. A. Social'naja psihologija = Social psychology : uchebnoe posobie dlja studentov vuzov. 2-e izd., pererab. i dop. / V A. Sosnin, A. L. Zhuravlev, M. A. Krasnikov. Moskva : Forum; INFRA-M, 2014. 496 s.

21. Hubieva, R. T. Psihologicheskaja gotovnost' mo-lodezhi k jekonomicheskim otnoshenijam v sovremennyh uslovijah = Psychological readiness of young people to economic relations in modern conditions / R. T. Hubieva, D. A. Kitova // Gumanizacija obrazovanija. 2009. № 1. S. 104-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.