Научная статья на тему 'Образ Петербурга в творчестве А. Блока'

Образ Петербурга в творчестве А. Блока Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4680
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ / СИМВОЛИЗМ / «НЕЗНАКОМКА» / ВОСПРИЯТИЕ / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / АНАЛИЗ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / “STRANGER” / PETERSBURG TEXT / SYMBOLISM / PERCEPTION / LEARNING / ANALYSIS / INTERPRETATION / DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеева Мария Александровна

Методическая разработка уроков по лирике А.А. Блока реализует принципы проблемного обучения и коммуникативно-деятельностного подхода к преподаванию литературы. В статье представлен алгоритм подготовки к учебному занятию, начиная с построения концепции образа. Логика работы на уроке выстраивается от уточнения восприятия текста через постановку учебной задачи к анализу и интерпретации текста. Особое внимание уделяется организации самостоятельной работы обучающихся и дифференциации заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of St. Petersburg in the poems of A. Block

Мethodological development lessons on the lyrics A. Block implements the principles of problem-based learning and communicative activity approach to teaching literature. The article presents an algorithm for learning lesson, starting with the construction of the concept of the image. The logic of the lesson is built from specification readability through goal setting training targets for the analysis and interpretation of the text. Special attention is given to the organization of independent work of students and differentiation of tasks.

Текст научной работы на тему «Образ Петербурга в творчестве А. Блока»

ГОТОВИМСЯ К УРОКУ

УДК 821.161.1.09(Блок А.) ББК Ш5(2Рос=Рус)6-4

М.А. Алексеева

Екатеринбург, Россия

ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА

Аннотация: Методическая разработка уроков по лирике А.А. Блока реализует принципы проблемного обучения и коммуникативно-деятельностного подхода к преподаванию литературы. В статье представлен алгоритм подготовки к учебному занятию, начиная с построения концепции образа. Логика работы на уроке выстраивается от уточнения восприятия текста через постановку учебной задачи к анализу и интерпретации текста. Особое внимание уделяется организации самостоятельной работы обучающихся и дифференциации заданий.

Ключевые слова: Петербургский текст, символизм, «Незнакомка», восприятие, учебная задача, анализ, интерпретация.

M.A. Alekseeva

Yekaterinburg, Russia

THE IMAGE OF ST. PETERSBURG IN THE POEMS OF A. BLOCK

Abstract: Methodological development lessons on the lyrics A. Block implements the principles of problem-based learning and communicative activity approach to teaching literature. The article presents an algorithm for learning lesson, starting with the construction of the concept of the image. The logic of the lesson is built from specification readability through goal setting training targets for the analysis and interpretation of the text. Special attention is given to the organization of independent work of students and differentiation of tasks.

Keywords: Petersburg text, symbolism, “Stranger”, perception, learning, analysis, interpretation, differentiation.

Методическая разработка темы начинается с построения концепции на основании работы с текстами изучаемых художественных произведений и работами литературоведов. В ходе работы над концепцией учитель проясняет основную идею, которую собирается транслировать обучающимся.

Концепция образа.

Петербург - город, особо значимый для русской культуры в целом и русской литературы в частности. В.Н. Топоров определяет реальность города как «...поле, где раскрывается основная тема жизни и смерти и формируются идеи преодоления смерти, пути к обновлению и вечной жизни» [Топоров 1995: 259]. Ключевая идея Петербургского текста, по мысли ученого, - «путь к нравственному спасению, к духовному возрождению в условиях, когда жизнь гибнет в царстве смерти, а ложь и зло торжествуют над истиной и добром» [Топоров 1995: 279].

Русскими художниками слова город осмыслен как пространство мистическое, мифологизированное (А.С. Пушкин «Пиковая дама»), пространство противостояния стихии и тверди (А.С. Пушкин «Медный всадник»), а также как пространство, открывающие человеку новые горизонты жизни (сюжет «провинциал в Петербурге» реализован, например, в романах И. А. Гончарова «Обыкновенная история» и «Обломов»). Одним из ключевых мотивов петербургского мифа становится мотив «город смерти» (вспомним в связи с этим «Шинель»

Н.В. Гоголя или «Преступление и наказание Ф.М. Достоевского).

Для русских модернистов начала XX века город - одна из любимых тем: «Петербург» Андрея Белого, «ШЫ е! огЫ» В. Брюсова, «уличный» цикл В. Маяковского.

В жизни и творчестве А.А. Блока Петербург играет особую роль.

Во-первых, это родной город поэта, город университетский и театральный. В нем будут разворачиваться истории любви А.А. Блока и Л.Д. Менделеевой (Н.Н. Волоховой, Л.А. Дельмас). Маршруты, которыми влюбленные шли к Казанскому или Исаа-киевскому собору, зашифрованы в текстах «стихов о Прекрасной Даме», туманы, метели и вьюги, которыми славится петербургский климат, нашли отражение в стихотворениях цикла «Снежная Маска» и поэме «Двенадцать».

Во-вторых, мотивы и детали образа города в творчестве А.А. Блока обнаруживают очевидные связи с традициями классической литературы XIX века, в частности, с произведениями Н.А. Некрасова и Ф.М .Достоевского.

В-третьих, образ Петербурга становится одним из главных образов-символов в «трилогии вочеловечения». Это город храмов, ресторанов и балаганчиков, город, отраженный в зеркале рек и каналов, замкнутый лабиринт перекрестков и переулков, в котором мечется заблудившаяся душа в надежде на встречу с Чудом.

Освещен город то отблесками зари или пожара, то красным «призрачно-прекрасным» месяцем, который отражается в зеркале воды, то мертвенным и мертвящим светом электрических фонарей. При этом свет является неверным, мерцающим, легко исчезающим во тьме.

Цветовая гамма городских зарисовок насыщенна и экспрессивна: все оттенки красного («огненный», «пьяно-алый», «грязно-рыжий», багровый); серый, сизый, «оловянный», желтый, синий, черный, белый.

Город окутан желтыми холодными туманами, в нем бушуют снежные метели, вьюги, хозяйничает ветер. Город тонет в сизом дыму фабрик и пожаров.

Звуки наполняют город: над ним плывет то колокольный звон, то визг, то смех, то плач, то цыганская песня. «Весь город полон голосов: / Мужских - крикливых, женских - струнных» («Петр») [Блок 2012].

Город существует на грани сна и яви1, кажется призрачным видением, которое мелькнуло на миг и готово исчезнуть, растаять, улететь2.

Человек в мире города чувствует себя одиноким и потерянным. Он пытается узреть лик абсолютной красоты сквозь вечереющий сумрак, ищет путь к храму, в отблесках зари и колокольном звоне угадывает знаки приближения Прекрасной Дамы -Мечты - Зари - Вечной Женственности. Лирический герой идет навстречу Мечте, но встреча не может состояться: велика бездна между идеалом и действительностью. Кроме того, мир, как и идеал, постоянно меняет свои очертания, становится трудноуловимым и неузнаваемым.

Очнувшись от чудесного сна, герой обнаруживает себя в странном, холодном «электрическом сне наяву». Храмы сменяются фабриками, ресторанами и балаганчиками, в неверном свете маячит новый призрак - Незнакомка. Герой ощущает себя актером, не знающим, какая роль ему предназначена -короля, шута или звездочета.

Своеобразие образа Петербурга в творчестве А.А. Блока заключается в том, что этот образ становится «сплавом из многих миров». Это город, в котором бушуют стихии и разыгрывается мистерия рождения и гибели души, город Прекрасной Дамы и Незнакомки, город, сквозь который проходит путь к мечте и путь к гибели. Обещая встречу с идеалом, город обманывает героя, погружая его во тьму и водя по кругам ада («Ночь, улица, фонарь, аптека»). Позже, в поэме «Двенадцать», город будет показан как пространство гибели старого и рождения нового мира.

Постановка диагностических целей. На этом этапе учитель планирует результаты деятельности, исходя из позиции обучающихся. Цели, поставленныге так, допускают объективными и од-нозначныш контроль степени их достижения [Рыжкова 2012].

После изучения темы обучающиеся смогут:

1. Назвать тексты, входящие в «петербургский текст» (уровень знания).

2. Выразительно прочитать стихотворения «Вхожу я в темные храмы.», «Фабрика», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека.» и другие -по выбору (уровень интерпретации).

3. Сравнить образ Петербурга в творчестве А.А. Блока и образ Петербурга в творчестве

Н.А. Некрасова или Ф.М. Достоевского (уровень понимания).

1 Ср. у Б.Л. Пастернака в стихотворении «Венеция»: «В остатках сна рождалась явь» [Пастернак 1989].

2 Возможно сопоставление с известным «видением на Неве» Ф.М. Достоевского.

4. Включить образ блоковского Петербурга в контекст классического и модернистского искусства (уровень понимания).

5. Увидеть взаимосвязь творческого и жизненного пути поэта (уровень понимания).

6. Сформулировать идею образа Петербурга как образа-символа и объяснить, какие приемы помогают его создать (уровень понимания).

7. Составить «цветовую» или «звуковую» палитру «городского» текста А.А. Блока (творческий уровень).

8. Создать иллюстрации к стихотворениям А.А. Блока (творческий уровень).

9. Подготовить поэтический сборник «Петербург А. Блока»: отобрать тексты, расположить их в определенной последовательности, подобрать иллюстрации, оформить обложку, написать аннотацию и вступительную статью (творческий уровень).

10. (Внеклассная работа) Создать эскизы декораций, подобрать музыку к спектаклю по пьесе «Незнакомка». Подготовить избранные сцены для спектакля-концерта (творческий уровень).

Распределение материала по урокам.

1. Подготовка к восприятию. Этому этапу отводится часть урока темы «Модернистские направления рубежа веков. Символизм» в рамках общей характеристики творчества символистов и осмысления проблемы традиции и новаторства.

2. Урок 1. Петербург - город Прекрасной Дамы. Рассматривается биографический аспект темы. Анализируются основные мотивы цикла «Стихи

о Прекрасной Даме». Начинается работа над составлением цветовой и звуковой палитры. Обозначаются приемы создания многомерного и многозначного образа-символа. Проблемная ситуация создается с помощью вопроса «Почему не состоялась встреча лирического героя с Прекрасной Дамой? Работа с биографическим и творческим контекстами даст возможность представить атмосферу, в которой вырос А.А. Блок, показать, как факты личной биографии претворяются (переплавляются) в образы, обнаружить трагическую раздвоенность поэтического сознания.

3. Урок 2. Петербург - город Незнакомки.

Рассматриваются метаморфозы пространства, лирического героя и героини: от храма к балаганчику и ресторану; от рыцаря и восторженного отрока к утратившему смысл, опустошенному человеку; от Прекрасной дамы - к Незнакомке. Прослеживаются изменения цветовой и звуковой гаммы. Выделяются мотивы стихии, хаоса, бесконечности, замкнутого круга. Обращение к ним подготовит восприятие поэмы «Двенадцать». Работа с образом-символом позволит выявить эстетические и мировоззренческие особенности творчества А.А. Блока, наметить динамику творческого пути. Проблемная ситуация создается с помощью творческой учебной задачи (подготовка сборника стихотворений)

Рассмотрим более подробно, как может быть построен второй урок темы.

Урок 2. Петербург - город Незнакомки.

Цели:

1. Рассмотреть приемы создания образа-символа и на основании этого уточнить природу образа-символа и предложить толкование его идеи.

2. Подготовиться к созданию иллюстраций к стихотворениям А. А. Блока (в том числе с помощью приема устного рисования).

3. В ходе работы с поэтическими текстами наметить динамику творческой мысли поэта.

4. Включить творчество А.А. Блока в контекст модернистского искусства.

5. Подобрать материал для создания сборника «Петербург А. Блока».

Ход урока.

1 этап. Проверка домашнего задания.

• Вывешивание на доске (стенде) рисунков (таблиц, диаграмм) «Цветовая гамма Петербурга Прекрасной Дамы» (белый - розовый - голубой -лазурный - синий).

• Заслушивание 1-2 ответов на вопрос письменного задания: Почему не состоялась встреча лирического героя с Прекрасной Дамой?

• Заслушивание индивидуального задания «Свет в цикле «Стихи о Прекрасной Даме».

По ходу заслушивания ответов на вопросы учащиеся просматривают собственные варианты ответа, дополняют их теми гипотезами, которые показались самыми интересными / странными / неожиданными.

2 этап. Подготовка к восприятию. Уточнение восприятия.

«Сон о сбывшемся чуде» так и остался сном. Герой обнаруживает себя в реальном мире. Какой это мир? Как ощущает себя в нем герой? Что изменилось вокруг него и в нем? Что он видит вокруг? Что слышит? (последовательность вопросов позволяет подключить к работе учащихся с разными ведущими каналами восприятия).

Представьте себя лирическим героем стихотворения «Фабрика». (Или «Незнакомка». Или «В ресторане». Или «Ночь, улица, фонарь, аптека.»). Что вы видите? Что слышите? Что ощущаете? О чем думаете?

Выслушиваем 2-3 ответа. Отмечаем сходства и различия с миром Прекрасной Дамы.

Обнаруживаем, что, несмотря на изменения в мире и в состоянии лирического героя, продолжает разворачиваться мистерия поиска идеала. Внешние условия те же: действие разворачивается в мистическом пространстве Петербурга.

3 этап. Постановка учебной задачи.

Я предлагаю вам подготовить книгу «Петербург в творчестве А. Блока»: подобрать тексты, выстроить их в определенной последовательности, подобрать живописные иллюстрации, оформить обложку, написать аннотацию и вступительную статью.

Начнем с обложки.

Предъявим обложку Бакста к сборнику «Снежная Маска», его же работу «Ужин», гравюры, работы Врубеля («Жемчужина», «Демон повержен-

ный»). Что бы вы выбрали? Может быть, вы предложите свой вариант?

Определим первое стихотворение сборника. (Рассматриваем варианты, анализируем, сравниваем).

Наметим композицию сборника.

Отмечаем принцип антитезы. Думаем, не стоит ли спланировать третью часть для последующих этапов воплощения образа города (намекаем на поэму «Двенадцать»).

Какое стихотворение вы бы обязательно включили в сборник? (как правило, таким стихотворением оказывается «Незнакомка»).

4 этап. Работа с текстом стихотворения «Незнакомка».

Примерные вопросы для анализа:

• Как построено стихотворение?

• В каком пространстве разворачивается действие?

• Как вы охарактеризуете лирического героя?

• Кто находится рядом с ним?

• Почему заглавный образ нигде не обозначен прямо, кроме названия стихотворения?

• С помощью каких приемов создан образ Незнакомки?

• Как вы думаете, реальным ли было явление героини?

• Какова роль лирического героя в стихотворении?

• Как вы поняли авторскую мысль в этом стихотворении?

Структура ряда вопросов обозначает движение читательской мысли от темы произведения к проблеме и далее - к идее. По ходу работы обращаем внимание на приемы создания образа и пытаемся определить их роль.

Привлекаем воспоминания Евгения Иванова, где рассказана творческая история текста, и фрагменты статьи А. Блока о Врубеле: «Передо мной возникло то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо. Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено» [Блок 2012].

В результате работы приходим к промежуточному выводу: Мир, предъявленный в тексте, создан по принципу антитезы. С одной стороны - мир «сонных лакеев» и «пьяниц с глазами кроликов», с другой - «очарованная даль» мира Незнакомки. Лирический герой становится посредником между мирами. Прозревание сущности явления возможно только при измененном состоянии сознания героя. Вино - символ приобщения к таинству, откровению, «ключ» к тайне.

5 этап. Самостоятельная работа обучающихся в группах.

Задача - выстроить тексты «вокруг» «Незнакомки». Объяснить принцип, по которому прово-

дился отбор материала. Сформулировать задачу составителя сборника. В ходе работы обращать внимание на цветовую и звуковую символику, ключевые мотивы, повторяющиеся образы, интонацию.

Обратить внимание на мотивы природных стихий (ветра, метели, дождя). По результатам работы подготовить краткое сообщение (2-3 минуты).

Тексты для работы в группах:

«В ресторане», «Вечность бросила в город оловянный закат...»,»Город в красные пределы.», «Фабрика», «Поднимались из тьмы погребов.», «В октябре», «Окна во двор», «Ночь. Город угомонился.», «Ты смотришь в очи ясным зорям.», «К вечеру вышло тихое солнце.», «Под шум и звон однообразный.», «Петроградское небо мутилось дождем.».

Группа выбирает 3-4 текста и выстраивает их в определенной последовательности. Кроме того, у каждой группы есть право выбрать другие тексты и включить их в сборник.

Заслушиваются выступления представителей нескольких групп. Учащиеся записывают в тетрадях конспект выступления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После завершения работы в группах раздается первая часть домашнего задания:

Для всех:

• Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений - по выбору.

• Дать письменный ответ на один из вопросов (объем ответа - 5-10 предложений):

А) С помощью каких приемов создается символический образ города в творчестве А.А. Блока?

Б) Какие произведения классической литературы созвучны стихотворениям А. Блока о Петербурге?

Для желающих:

• Подготовить сборник «Петербург А. Блока».

Обычно для выполнения такого задания учащиеся объединяются в группы: одни продумывают композицию, другие рисуют обложку, третьи ищут иллюстративный материал, четвертые пишут вступительную статью, пятые печатают тексты, осуществляют верстку и собирают листы в книгу. Шестые руководят процессом и докладывают о ходе работы.

• Создать иллюстрации к стихотворениям А. Блока о Петербурге.

Индивидуальные задания:

• Подготовить сообщение «Цветовая гамма стихотворений А. Блока о России».

• Подготовить сообщение «Мотивы природных стихий в стихотворениях А. Блока о России».

6 этап. Обобщение и постановка новой проблемы.

Перед нами возник образ дымного и шумного города фабрик, ресторанов и балаганчиков, освещенный электрическими фонарями. Он не похож на город Прекрасной Дамы. Он кажется реальным, но все же не исчезают сомнения: не морок ли это? Не обман ли зрения? Герой пытается обрести утраченную гармонию, вернуться к исчезнувшим идеалам,

создает новый «идеальный» образ - Незнакомку. Но город обманывает его, водит по бесконечному кругу. Герой утрачивает смысл и цель жизни. Вселенная кажется ему пустой. Душа, казалось бы, «получившая право на жизнь» в борьбе со снами и туманами, снова погружается в тяжелый сон, который кажется беспросветным и бесконечным.

Сможет ли герой выйти из заколдованного / мрачного / порочного / замкнутого круга и обрести утраченное чувство пути?

Найдет ли новое воплощение идеальная мечта поэта?

На эти вопросы нам поможет найти ответ тема, которой А. Блок, как он сказал в одном из писем К.С. Станиславскому,«сознательно и бесповоротно» посвятил жизнь.

Раздается вторая часть домашнего задания. Для всех.

• Прочитать стихотворения А.Блока:

• «Русь», «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться.», «Грешить бесстыдно, непробудно.», «Рожденные в года глухие.», «Коршун», стихотворения цикла «На поле Куликовом».

Методические комментарии:

Первый этап урока устанавливает связи с предыдущим уроком, уточняет выводы, намечает перспективу работы.

Второй этап - уточнение восприятия. Проверяется уровень знакомства с текстами и их понимания. Создается атмосфера учебного диалога (Я - Текст -Автор).

Третий этап - постановка творческой учебной задачи. Творчество символистов обычно воспринимается с большим трудом. Постановка не аналитической, а творческой УЗ позволит учащимся снять напряжение и выбрать доступный уровень усвоения материала (прочитать и запомнить - дать интерпретацию - проанализировать - систематизировать -включить в контекст).

Четвертый этап - работа с текстом - моделирует процесс анализа текста, в ходе которого выявляются и уточняются особенности поэтики и обозначаются приемы работы с образом-символом.

Пятый этап - самостоятельная работа учащихся с текстами. Получив модель работы с текстом, учащиеся быстрее ориентируются в материале. Работа в группе позволяет активизировать учебный диалог, обменяться суждениями, уточнить, скорректировать свою позицию, найти более точную формулировку идеи. Кроме того, на этом этапе готовится материал для выполнения домашнего задания.

Шестой этап. Обобщение озвучивается учителем, который систематизирует суждения учащихся и ведет их к пониманию динамики творческого пути А. Блока, природы образа-символа и сложной метафизической идеи смерти-рождения .

Домашнее задание носит обобщающий и подготовительный, опережающий характер.

Последовательность вопросов и заданий позволяет идти путем от простого к сложному и чередовать разные виды деятельности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

Блок А.А. Собрание сочинений в шести томах. - ИЯЬ: http://www.lib.rU/b/blok_a_a/ (дата обращения 15.09.2012).

Топоров В.Н. Петербург и «петербургский текст русской литературы // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1995.

Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: В 5 т. - М.: Художественная литература, 1989. Том 1. Стихотворения и поэмы 1912-1931. С. 56.

См.: Рыгжкова Т. Проектирование уроков литературы. ИЯЬ: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200701819 (дата обращения 15.09.2012).

Данные об авторе:

Мария Aлекcандрoвна Aлекcеева - кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета.

Aдреc: 620137, г. Екатеринбург, ул. Данилы Зверева, 30.

E-mail: pfdrfa1123@mail.ru

About the author:

Maria Aleksandrovna Alekseeva - Candidate of Philolgy, head chair of the philology of the specialized education and research center (a scool) of the Ural Federal University (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.