УДК 81.367 С. М. Магомедова
Образ материнских рукв поэзии Расула Гамзатова и Фазу Алиевой: лингвокультурологический анализ
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а;satutn.81@mail.ru
В статье рассматриваются разноуровневые языковые средства, используемые в поэтических произведениях Расула Гамзатова и Фазу Алиевой для описания материнских рук как одного изкультурно значимых компонентов образа матери, подчеркивается актуальность поднимаемой проблемы в эмоционально-психологическом и национально-коннотативном аспектах.В качестве основных языковых средств для характеристики материнских рук в поэзии Расула Гамзатова и Фазу Алиевой используются эпитеты-прилагательные и сравнительные конструкции, которые выполняют определительные функции. Ключевым адъективным компонентомвы-ступает словосочетание х1еренал кверал «нежные руки». Руки матери выступают в качестве символа добра, теплоты, заботы о детях, по ним видно, какие большие физические и эмоциональные нагрузки лежат на хрупкихплечахматери.
В статье особо подчеркивается трудовой подвиг матери, особенно в годы Великой Отечественной войны, поэтому актуальными становятся образы пропахших травами, мозолистых, потрескавшихся и почерневших от золы рук матери. Зола становится символом домашнего очага и тепла материнских рук.
У Расула Гамзатова образ материнских рук частопересекается с образом материнской шали. Лингвокультурная значимость образа материнской шали в данном случае достаточно очевидна: потрадиции, в печальных и радостных ситуациях использовались платкиразного цвета. В связи с этим в поэзии Расула Гамзатова и Фазу Алиевой характерной становится и цвето-символика: черный цвет - символ печали (в ряде случаев происходит персонификация печали), скорби матерей, белый - цвет радости, обновления жизни. Образ материнских рук у Фазу Алиевой менее эксплицирован и чаще выражаетсяпосредством использования компаративных структур, у Расула Гамзатова чаще используются глагольно-причастные конструкции, изобра-жающиечерез образ материнских рук ее эмоционально-психологическое и физическоесостоя-ние.С одной стороны, в поэзии Расула Гамзатова и Фазу Алиевой используется образ материнских рук вообще, с другой жестороны, такой образ становится ярко эмоциональным, личным в силу изображения родной матери и национально-культурного характера употребленных культурно значимых символов.
Ключевые слова: поэзия Р.Гамзатова и Ф.Алиевой, материнские руки, языковые средства описания, национально-культурные коннотации.
В различных научных работах рассматриваются образы матерей в художественной литературе и культуре разных народов мира [8; 9; 10]. В этих работах выявляются лингвистические или философские основания интерпретации образа матери и материнства в разных культурах, определяется место образа матери в системе ценностей того или иного народа.
В дагестанском литературоведении имеются публикации, посвященные образу матери в прозе Расула Гамзатова [1], поднимались также вопросы, связанные ссисте-мой образов в прозе Гамзатова [6; 7, с.80-82], со значением творчества Р.Гамзатова в качестве важного средства эстетического воспитания школьников [11, с.63-68]. Однако в лингвистическом аспекте проблема описания материнских рук как одного из куль-
турно значимых компонентов образа матери в поэзии Расула Гамзатова и Фазу Алиевой специально не рассматривалась.
В «Словаре устойчивых словосочетаний языка Расула Гамзатова» М.М.Магомедханова [4] ряд иллюстративных примеров связан с изображением образа матери в поэзии Расула Гамзатова.Две наши предыдущие публикации были посвящены анализу языковых средств создания образа матери в поэтических произведениях Расула Гамзатова и Фазу Алиевой [1; 2]. В настоящей статье рассматриваютсяразноуровневые языковые средства, используемыеР.Гамзатовым и Ф.Алиевой для описания материнских рук как одного из компонентов образа матери.
Использование тех или иных лексических единиц, морфологических форм различных частей речи, прилагательных-эпитетов, метафор, сравнительных образов для описания образаматери обусловлено теми жизненными ситуациями, в которых в силу разных обстоятельств оказывается мать, необходимостью характеристики матери в этих разныхситуациях.
Материнские руки как у Расула Гамзатова, так и у Фазу Алиевой являются существенным лингвокультурным компонентом всего образа матери в целом. Образ материнских рук в эмоционально-психологическом и национально-коннотативном аспектах достаточно значим и поэтически актуален.
Для описания материнских рук и выражения отношения к ним Фазу Алиева и Ра-сул Гамзатов используют различные языковые средства. Прежде всего это прилагательные-эпитеты и сравнительные конструкции, в состав которых в качестве определительных компонентов входят различные по семантике и коннотативным возможностям прилагательные-эпитеты. При этом следует отметить, что оба поэта используют сочетание х1еренал кверал «нежные/ласковые руки»как выражающее отношение матери к детям. Прилагательное х1еренай «нежная» используется для выражения отношения как к самой матери в значении «ласковая» (х1еренай эбел «ласковая мама», эбелалъ-улх1еренаб гьаракь «ласковый/ласкающий голос матери»), так и к материнским рукам (х1еренал кверал «нежные/ласковые руки»). Используются также прилагательные хинал (кверал)«теплые (руки)», соролел (кверал) «дрожащие [от волнения, переживаний] руки».
Нередко прилагательные как определительные компоненты используются в сравнительных конструкциях, отчего образ рук становится ярким, зримым: руки [матери] худые, как два листа опавших, прозрачных, чистых, легких (Р.Гамзатов).Проблеме исследования лексико-семантических и лингвокультурологических особенностей сравнений как средств создания образа женщины в поэзии Расула Гамзатова была посвящена наша предыдущая статья [12, с.115-119], поэтому мы не видим необходимости подробного анализа данной проблемы в настоящей статье. Основная наша задача в данном случае - анализ языковых средств создания не всего образа матери, а именно материнских рук, являющихся одним из ключевых компонентов в описанииобраза матери.
Расул Гамзатов и Фазу Алиева в своих поэтических произведенияхвоспевают великий труд матерей,говорят о физических и эмоциональных нагрузках, легших на хрупкие плечи сильных по духу матерей. Этим объясняется использование причастных (отглагольных) форм, обозначающих результат труда, внешние признаки трудовых рук.
Причастные структуры при этом эмоционально усиливаютвпечатления, оказываемые на читателя посредствомиспользования редуплицированных форм при описании материнских рук. Это трудовые руки женщины-матери, на плечи которой в силу сложившихся в жизни обстоятельств (особенно в годы Великой Отечественной войны)
ложились разныеработы и заботы. Употребление в определительной или, лучше сказать, изобразительно-определительной функции причастий иглаголов со значением состояния обусловлено этим фактором (примеры на аварском языке и в переводах на русский язык см. ниже).
Для описания трудовой деятельности матерей и внешних качестврук как результата этой деятельности используютсяразличныеязыковые образы:
травами пропахшие ладони;пинкьахарал кверал «мозолистые (букв. «в трещинах, потрескавшиеся») руки»,ч1ег1ерлъарал кверал «почерневшие [от золы и от земли] ру-ки»,кьват1-кьват1арал [использована редуплицированная форма причастия] хъа-тал«потрескавшиеся руки (ладони)» (Ф.Алиева);
бук1к1-бук1к1араб [редуплицированная форма причастия] квер «морщинистая рука»; я уставал, а они [руки матери] не уставалиИ, маленькие, свой великий след Они всегда и всюду оставляли (Р. Гамзатов. «Целую женские руки»).
Материнские руки становятся у Р.Гамзатова и Ф.Алиевойне только символом бесконечной нежности, материнской ласки, теплоты и доброты, но исимволом великого труда. В связи с этим в стихотворениях Расула Гамзатова используется прием противопоставления, актуализирующий образ материнских рук:
я (уставал) - они [материнские руки] - не уставали; маленькие [руки] свойвеликий след... оставляли. Для изображения следов трудовой деятельности на руках используются наречия со значением отсутствия предельности в пространстве - всюду и везде :Свой великий след они [руки] всегда и всюду оставляли.
У Расула Гамзатова образ материнских рук порой сливается с образом материн-скойшали [3]. Особую коннотативную насыщенность приобретает в связи с этим образ матери, машущей платком, провожаясыновей на войну.
Такой образ приобретает особую лингвокультурологическуюзначимость, он ста-новитсясвоего рода языковым жестом: так в горахв старину оплакивали мужчин (мужей, сыновей, братьев):
Унел руго васал, Уходят сыновья [на войну],
Т1олго сверабалъ На всех поворотах,
Т1аса рахъун хадур Сняв с головы,
Хьваг1улелк1азал. Вслед машутплатками.
Кваранаб раг1алалъ Правым краем [платка]
Квег1аб бадиса С левого глаза
Маг1у бац1ц1унаго, Вытирая слезы,
Хьваг1улелк1азал. Машутплатками.
Руки материи платок в ее рукахв описываемой ситуации становятся символом большой материнской печали, скорби по уходящим на войну сыновьям. Образ конкретной родной матери у Расула Гамзатова нередко становитсясимволом матерей всей Земли. Поэтому в соответствующем по изображаемой ситуации поэтическом дискурсе образ материнских рук также трансформируется в обобщенный образ рук матерей Земли: Мамаялъул гох1да, На Мамаевом кургане,
Волга г1оралда На реке Волге
Г1ебеде квер бит1ун, С вытянутой рукой Дандеч1вала мун. Встречаешься ты.
У Фазу Алиевой при изображенииматери в годы Великой Отечественной войны-одними из ключевых компонентов становятся слезы, плач и особенно часто употребляемое слово пашманлъи «печаль», усиливающие описание эмоционального состояния и печали страдающей от горя матери:
Дун г1одулей йиго рак1алде щвеяз: Рагъда ч1варал васал ч1аголъун рач1ун.
Я плачу от воспоминаний: Убитые на войне сыновья Явились живыми мне. Как показывают примеры, в отдельных случаях в поэзии Ф.Алиевой происходит персонификация печали: печаль становится как бы одушевленным лицом, повествующим от имени матери.
Руки матери у Расула Гамзатова символизируют материнскую ласку, нежность, заботу, мудрые наставления, так необходимые в жизни неопытным детям:
кверда кверги лъун, калам гьабулей «на руку [сына] руку положив, дающая советы»;
эбелалъ бакана нижер гъасда ц1а «мать зажгла [руками] огонь в нашем очаге». Дети в любом возрасте для матерей остаются детьми. Даже поседевший поэт в своих ассоциациях интуитивно чувствует заботу матери. Кида киг1ан рик1к1ад вук1ананиги, Дир хъах1аб бот1рода т1ад бахъана квер. «Когда бы и как бы далеко ни находился, По моей седой голове проводила рукой [=гладила].
Образ материнских рук у Расула Гамзатова имеет и имплицированную форму выражения, когда такая идея поддерживается соответствующим поэтическим контекстом. В таких случаях образ словесно необозначенных рук явно ощущается. Ср. примеры: мина барай «построившая дом»,
г1ерет1 ц1урай «наполнившая водойкувшин» [=ходившая заводой]; хур лъилъарай «собравшая с поляурожай», рукъ лъухьарай «подметавшая дом», квен кьурай «давшая еду» и т.д.
Образ трудовых материнских рук эксплицированно (с использованием слов квер «рука», кверал «руки») или имплицированно представлен и в поэзии Фазу Алиевой:Вот ряд примеров из ее стихотворений (примеры даны в русском переводе, достаточно близком к оригиналу):низко [мать] нагибается к траве, узкий серп в руках, зажатый хватко;травами пропахшие ладони;почерневшие от земли и золы руки; потрескавшаяся ладонь и т.д.
У Фазу Алиевой при описании материнских рук используются компаративные структуры с растительным кодом культуры: тонкая былинка луговая (о матери),руки как листья клена. Растительная метафораи сравнительные конструкции с растительным кодом культурыу Фазу Алиевой становятся символами женской (материнской) стихии.
Расул Гамзатов чаще использует не собственно определительные компоненты, выраженные прилагательными, а глагольно-причастные формы, обозначающие состояние матери, её отношение к детям итрудовую деятельность во имя детей. Поэтому перечисление того, что сделала мать для благополучия детей, у Р.Гамзатова достаточно актуализировано как в денотативном, так и в коннотативном аспектах.
В отдельных случаях имеет место использование для описания материнских рук и выражения отношения к ним фразеологизированных структур, имеющих генедерную значимость. Аварские фразеологические единицытакого типа, ориентированные на че-ловека,исследованы в отельных статьях, опубликованных в разных изданиях [13, с. 120-125; 14, с.103-107].
В заключене отметим, что и Расул Гамзатов, и Фазу Алиева в своих поэтических произведениях используют языковые средства, которые как в денотативном, так и в коннотативном отношении имеют целью выражение трепетного отношения матери к своим детями детей к своим матерям. Характерно то, чтоописание материнских рук и материнских чувств конкретных матерей поэтов трансформируется в общечеловеческий экспрессивно-оценочный материнский образ.
Литература
1. Магомедова Х.И.Образ матери в книге Расула Гамзатова «Мой Дагестана/Материалы межвузовской конференции «Актуальные проблемы современного литературоведения», посвященной 130-летию Т.Бейбулатова. - Махачкала: ДГПУ, 2009.
2. Магомедова С.М. Образ матери в поэзии Расула Гамзатова: лингвистический анализ//Вопросы русского и сопоставительного языкознания. Вып.ГУ. Сб. научных статей преподавателей и аспирантов. - Махачкала, 2010.
3. Магомедова С.М. Образ матери в поэзии Фазу Алиевой: лингвистический ана-лиз//Вопросы русского и сопоставительного языкознания. Вып^. Сб. научных статей преподавателей и аспирантов. - Махачкала, 2011.
4. Магомедханова М.М. Словарь устойчивых словосочетаний языка Расула Гамзатова. - Махачкала, 2013.
5. Осипов В. Расул Гамзатов: наброски к портрету//Дружба народов.- 2009.- № 1.
6. Магомедова Х.И. Проза Расула Гамзатова (жанровые особенности): автореф. дис. .. .канд.филол.н. - Махачкала, 2010.
7. Магомедова Х.И. Система образов книги Расула Гамзатова «Мой Даге-стан»//Дагестанская литература, история и современность. Вып.3. - Махачкала, ДГПУ, 2008.
8. Мелекатян М.В. Образ матери в поэзии ХХ века: А.Блок, А.Ахматова, А. Твардовский: автореф. дис. .канд.филол.н. - М., 2009.
9. Разякова Р.К. Художественное воплощение образа женщины-мусульманки в башкирской литературе: автореф. дис. .канд.филол.н. - Уфа, 2009.
10. Олихова Е.О. Образ матери в традиционной китайской культуре: автореф. дис. ...канд.филол. н. - М., 2012.
11. Мухидинова Б.Ш. Значение творчества Р.Гамзатова как важного средства эстетического воспитания школьников//У спехи современного естествознания. - 2010. - № 5.
12. Магомедова С.М. Лексико-семантические и лингвокультурологические особенности сравнений как средств создания образа женщины в поэзии Расула Гамзато-ва//Вестник Дагестанского государственного университета. Вып. 3. Филологические науки. - Махачкала, 2014.
13. Мисиева Л.А. Национально-культурная гендерная фразеология в аварском и английском языках//Вестник Дагестанского государственного университета. Вып. 3. Филологические науки. - Махачкала, 2014.
14. Абдуразакова З.Г. Лингвокультурологическая характеристика аварских компаративных паремиологических единиц// Вестник Дагестанского государственного университета. Вып. 3. Филологические науки. - Махачкала, 2014.
Поступила в редакцию 13 ноября 2014 г.
UDC81.367
The image of mother's hands in Rasul Gamzatov and Fazu Alieva's poetry: cultural
linguistic analysis
S.M. Magomedova
Dagestan State University;Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a;satutn.81@mail.ru
Split-level language means used in Rasul Gamzatov and Fazu Alieva's poetry are studied in the article. They describe mother's hands as one of the culturally significant components of mother's image. The relevance of the studied issue from emotional, psychological, national and connotative viewpoint is stressed. Epithets-adjectives and comparative constructions in the functions of attributes are used in Rasul Gamzatov and Fazu Alieva's poetry as main language means of mother's hands characterization. The key adjectival component is a word combination xlepenanKeepan''soft hands". Mother's hands are viewed as symbol of kindness, warmness, childcare. They show huge physical and emotional workload, which tender mother had to do.
Mother's labour deed especially during the Great Patriotic War is emphasized particularly in the article. That's why the image of mother's hands permeated with the smell of grass, callous, cracked from labour, black from hard toil and ash are timely. Ash becomes the symbol of hearth and home and warmness of mother's hands.
Mother's hands image often comes across with the image of mother's shawl in Rasul Gamza-tov's poetry. Cultural linguistic valeur of mother's shawl image in this case is evident. It is backed by national traditions, by wearing different-colored shawls in sad and happy situations. Consequently Rasul Gamzatov and Fazu Alieva's poetry are also characterized by color symbols: black color - is the symbol of sadness, white - the colorof happiness and new life. Mother's hands image in Fazu Alieva's poetry is less explicit, it is usually expressed by comparisons. In Rasul Gamzatov's poetry verbal and participial constructions are more often. They reveal mother's emotional, psychological and physical state be the image of her hands. On the one hand, language means represent mother's hands image in general are used in Rasul Gamzatov and Fazu Alieva's poetry, on the other hand, such image becomes very emotional, personal as birthmother is depicted as well as national and cultural nature of the used culturally significant symbols.
Keywords: Rasul Gamzatov and Fazu Alieva's poetry, mother's hands, language means of description, national and cultural connotations.
Received13 November, 2014